Когда же король ушел в свои покои, мы собрались все вместе и сидели в ризнице базилики блаженного Петра. Во время нашего разговора неожиданно пришел Аэций, архидиакон парижской церкви, и, поприветствовав нас, сказал: «Внемлите мне, святители Господни, собравшиеся здесь вместе, ведь или вы сейчас прославите имена свои, и воссияют они доброй славой, или же отныне справедливо никто не будет считать вас за святителей Божиих, если вы уроните свое достоинство и допустите гибель собрата». Когда он это говорил, никто из епископов ему ничего не ответил, ведь они боялись гнева королевы, по настоянию которой все это происходило. Так как они находились в состоянии напряжения и не раскрывали рта, я сказал: «О пресвятые святители Божий, прошу вас, будьте внимательны к моим словам, особенно прошу тех из вас, которые, по моему мнению, более близки к королю, дайте ему совет святой и достойный епископов, дабы король, воспылав гневом против слуги Божиего, не погиб сам от гнева Всевышнего и не лишился королевства и славы». Эти мои слова были встречены всеобщим молчанием. Я же им, безмолвствующим, добавил: «Вспомните, мои владыки-епископы, слова пророка, которые гласят: «Если страж увидит беззаконие человека и не скажет об этом, будет повинен в погибели души» 744 . Итак, не молчите, но предупредите короля и раскройте ему грехи его, чтобы с ним не случилось чего-нибудь плохого и чтобы вы не были виновными в погибели его души. Разве вы не знаете, что случилось нового за последнее время? Каким образом Хлодомер 745 захватил Сигимунда и заключил его в темницу? И сказал Хлодомеру Авит, святитель Божий: «Не налагай рук своих на него, и когда ты дойдешь до Бургундии, ты одержишь победу». Хлодомер же, отказавшись выполнить то, что советовал ему епископ, отправился в поход, погубил самого Сигимунда вместе с женой и сыновьями, дошел до Бургундии и там, задержанный войском, был убит 746 . А что случилось с императором Максимом? 747 Ведь когда он вынудил блаженного Мартина иметь дело с каким-то епископом-убийцей и тот согласился с безбожным королем, чтобы легче было освободить приговоренных к смерти, Максим, преследуемый правосудием Вечного Царя, был изгнан из империи и осужден на позорнейшую смерть». Так я говорил, но никто ничего не ответил мне, все находились в оцепенении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Во 2-м разд. излагаются заблуждения оригенистов. О. отмечает, что два его соотечественника, имевшие одинаковое имя - Авит, ревностно занимались распространением трудов и учения Оригена. О. перечисляет следующие заблуждения оригенистов: 1) все сущее, прежде чем оно было явлено в качестве сотворенного, всегда пребывало сотворенным в премудрости Божией; 2) ангельские чины, человеческие души и демоны имеют одно начало и одну сущность, но каждый получает свое место сообразно заслугам; 3) видимый мир был создан в конце времен для того, чтобы души, прежде согрешившие, очистились в нем; 4) огонь, в к-ром предстоит получить наказание грешникам, не является реальным огнем и не вечен, но есть временное наказание совести; после очищения совести все души грешников возвратятся в единство Тела Христова; 5) диавол в своей сущности также будет некогда очищен от зла; 6) Христос при воплощении и вознесении проходил через все сферы духов, облекаясь в духовные тела, а затем совлекая их с Себя; 7) Солнце, Луна и звезды суть разумные существа (см.: Oros. Common. 3). Все эти мнения действительно характерны для последователей Оригена; многие из них впосл. были осуждены Церковью как еретические (подробнее см. в статьях Ориген , Оригенистские споры ). 2. «Апология против Пелагия» (Liber apologeticus contra Pelagium; CPL, N 572; крит. изд.: Liber apologemicus contra Pelagium de arbitrii libertate. 1882; рус. пер. отсутствует). Начальные 8 глав сочинения имеют фактологический характер; в них О. излагает ход событий, связанных с совещанием пресвитеров в Иерусалиме в 415 г. и с конфликтом со свт. Иоанном II, архиеп. Иерусалимским. В последующих 25 главах, образующих основную часть сочинения, О. разъясняет собственную позицию и критикует мнения Пелагия. В основе всех рассуждений О. лежит выработанная блж. Августином стратегия решения вопроса о том, может ли человек в земной жизни быть без греха. Свою позицию блж. Августин представил в трактатах «О воздаянии за грехи и об отпущении грехов» и «О духе и букве», на материал к-рых неявно опирается в своих рассуждениях О.

http://pravenc.ru/text/2581567.html

И еще в 415 – 416 гг. зимою Августин с церковной кафедры говорил, что в Иоан. 15, 26 Христос «sic ait «de Patre procedit», ut non diceret «de Me non procedit», и что Св. Дух «simul de utroque procedit». Α в 427 – 428 гг. в сочинении против арианского епископа Максимина Августин признает за совершенно твердое («satis sit ergo nobis quia – -»), «quia de utroque procedit (Spiritus sanctus)». (Swete, 123 – 130). dd) Конечно это воззрение не сделалось сразу догматическим учением западной церкви. Собранные у Каспари наставление оглашаемым («изъяснение символа»), именно s.Ambrosii exhortatio ad neophytos de symbolo, Explanatio symboli ad inimiandos (b санкт-галленской ρκп. VII – VIII в.), самого Abrycmuha sermo 213, s. Faustini tractatus de symbolo (nocлe 490 r.?),Tracmamus symboli [мeждy V – IX в.] в «Missale Florentinum» (ркп. начала XII в.), – не преподают учения, что Св. Дух и от Сына исходит. Лишь изъяснение «символа апостольского» в венской ркп. X в. содержит слова: «Credo in Spiritum sanctum ex Patre et Filio procedentem». ee) Августиновское Filioque наиболее сочувственно было принято в христианской письменности в Галлии и Африке. Евхерий, ел. лугдунский († 454: ex Р. et F.), Фауст, еп. рейиский († 485: ex utroque), Геннадий, пресвитер массилийский († 495: ex Р. et F.), Юлиан Померий, пресвитер арелатский († 498: ex Ρ. et F.) Авит, еп. виеннский († 523: a Filio et Ратге[впрочем некоторые документы, связанные с именем Авита виенского, составляют подлог Жерома Винье в XVII в.]), Фульгенций, еп. руспский († 533: de Ρ. et F.), диакон карфагенский Фульгенций Ферранд († 550, ученик Фульгенция, еп. pycnckoroSpirimus sancti ab utroque procedere), держались воззрение блаж. Августина, которое нашло себе последователей и на пиренейском полуострове (Турибий, еп. астурикский (в 447 г.), собор толетский 589 г.). ff) Менее сочувствовали августиновскому воззрению в Италии. Во второй половине V в. еп. Никита аквилейский учил об исхождении Св. Духа от Отца «с таким эмфазом, что можно думать, что или Filioque было неизвестно в аквилейской церкви, или же Никита считал это воззрение ненужною для простой веры тонкостью». Swete, 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видя такую опасность, епископ Авит, предвидя в будущем падение колонн, приказал убрать опорные балки, брусья и доски. Их убрали, а колонны не укрепили, и, по изволению Божиему, когда строители, спустившись с лесов, ушли обедать и все остальные покинули церковь , колонны от неизмеримой тяжести с сильным грохотом обрушились на алтарь и вокруг него, наполнив помещения тучами известковой пыли. А епископ, побледнев, размышлял о размерах обоих несчастий: не разбился ли мрамор и не погиб ли кто из народа? Так как не знал, что именно произошло. Из-за пыли никто не мог приблизиться к тому месту. Спустя два часа, когда пыль рассеялась, туда подошли, чтобы собрать тела погибших и фрагменты колонн. Обнаружилось, что никто из людей не погиб, и алтарь чудесным образом остался совершенно цел, так что они не нашли на нем никаких повреждений. Что еще сказать? Они нашли все целым, увидели, что все спасено, и прославили мученика, видя чудо Господа, сохранившего невредимыми и алтарь, и колонны. На территории этого города удостоен заслуженной награды за свою мужественную борьбу и мученик Иулиан. Об известных мне его чудесах я рассказал в книге, которую сам дерзнул написать. Глава 65. О церкви Икиак в Арверне, где покоится святой Сатурнин В то время, когда Храмн покинул Арверн и когда людьми из его свиты чинились различные злодеяния, пятеро мужей тайно проникли в священный церковный дом Икиака – в нем находились мощи святого Сатурнина. Вломившись туда, они украли облачения и другие священные предметы и скрылись под покровом ночи. Пресвитер, поняв, что была совершена кража, начал тщательно разузнавать о ней у местных жителей, но ничего не смог вернуть из того, что было взято. А преступники после кражи тотчас ушли в область аврелианскую, разделили добычу, и каждый взял свою долю. Но скоро, преследуемые небесным отмщением, четверо из них были убиты в собственных раздорах. Пятый (как единственный, оставшийся в живых) по праву наследства забрал себе все награбленное. Как только он ушел к себе домой, внезапно глаза его истекли кровью, и он ослеп. Тогда, подвигнутый и болью, и божественным вразумлением, он обещал: «Если Господь призрит на мое несчастье и вернет мне зрение, то я возвращу тому святому месту все, что взял». Молясь так со слезами, он тогда же получил зрение. Придя в город Аврелиан, он, по Божиему промыслу, встретил арвернского диакона. Рассказав ему обо всем, он смиренно стал упрашивать того, чтобы он вернул украденное церкви. Диакон с благоговением исполнил просьбу. Глава 66. О святом Генесии Арвернском

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

А совсем недавно в этой самой арвернской области, там, где она примыкает к укрепленному городу Тигерн, святой Генезий явил себя одному местному жителю таким образом. Один бедняк, как-то не доглядев, потерял быков, с помощью которых возделывал поле. Он старательно искал их, но не мог найти. Следующей ночью является ему некий муж в видении, говоря: «Иди дорогой, ведущий к лесу, и найдешь быков, которых долго ищешь, жующих густую траву у мраморного надгробного камня. Ты возьми этот камень на телегу и помести на могилу, которая находится рядом с дорогой. Я, говорящий тебе об этом, – мученик Генесий, и та могила – моя. Я был положен в ней в белых одеждах, когда через мученичество покинул этот мир». Тот человек, встав на рассвете, нашел быков рядом с камнем, как и было указано ему в видении. Но главное чудо было в том, что громадный камень, который едва мог бы быть сдвинутым многими парами, был перевезен только двумя быками. Многие недужные, придя туда, чтобы исполнить свои обеты, получают исцеления. Авит, епископ того города, узнав об этом, построил над гробницей святого большую базилику и повелел совершать в ней его празднование со всем усердием. И ныне большие толпы людей приходят туда, как я уже говорил, со своими обетами, и возвращаются исцеленными. Так прославляют эту церковь мощи святого Генесия Арелатского. Глава 67. О мученике Генесии Арелатском Этот мученик Генесий с горячей верой окончил свои мучения за имя Христово в гороле Арелате – ему отсекли голову. На том месте, где, как говорят, это произошло, есть тутовое дерево, от которого подаются силою мученика многочисленные благодеяния больным. Со временем оно засохло, потому что ветви и кору его многие брали для исцеления. Но, однако, для искренне верующих оставшаяся часть все еще жива и точно так же подает помощь, как ранее. Глава 68. О мосте через реку Родан Однажды мост через реку Родан в том месте, где, как говорят, переправлялся святой мученик, начал сотрясаться – он был устроен на кораблях. Якорные канаты оборвались, и из-за большого количества людей эти корабли стали давать течь и погружаться вместе с народом в волны реки. Тогда все, находясь в такой опасности, возопили единым голосом: «Блаженнейший Генезий, избавь нас силой свой святости, чтобы не погиб народ, который усердно пришел с благоговением совершить твой праздник». И вскоре, подхваченную ветром, всю толпу прибило к берегу, а они изумлялись тому, как были спасены чудом мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

41 Как ученик св. Амвросия св. Виктриций Руенский, его современник св. Павлин Ноланский (353–431), ученик его св. Евхерий Лионский (епископ с 434 до 449), св. Фульгенций (467–532), св. Авит Вьеннский (епископ между 494 и 518). 42 Известно, что в Средние века было множество фальсификаторов поддельных текстов. Сегодня общими усилиями установлено, что некоторое количество патристических текстов, цитируемых Фомой Аквинатом в его Contra errores graecorum, были фальшивыми (см. предисловие к лионскому изданию этого сочинения). Помимо тех сомнений, как мы уже это видели, которые относятся к исповеданиям веры древних Соборов в Толедо, сегодня известно, что Confession de foi de Damase (Denzinger 71), которое содержит формулу «Credimus [...] Spiritum Sanctum de Patre et Filio procedentem», не принадлежит св. Дамасу I, но родилось в конце V века на юге Галлии и что «et Filio», которое там фигурирует, является позднейшей вставкой (см.: A. A. BURNS, An Introduction to the Creeds and to the Те Deum, Londre, 1899, P. 245), также, как Confession de foi, приписываемое св. Григорию Великому , где читается: «Spiritum Sanctum [ .] de Patre et Filio procedentem», происходит из документов испанского «антиприсциллианского» богословия V века. Письмо «Lettre á Turribius dAstorga» папы Льва I Великого (датированное 447 годом), которое утверждает, что Святой Дух «de utroque procedit» (Denzinger 284), предстает сегодня как составленное из подделок после Собора в Браге (563) (см.: A. KUSTLE, Antipriscilliana, Frbourg, 1905, р 126). 45 Эта гипотеза возникла в связи с первой темой спора (Filioque) у P. DESEILLE, «Saint Augustin et Filioque», p. 69. 47 На Флорентийском Соборе не было достигнуто согласия на основе текстов св. Максима, как предполагали греки, потому что латиняне считали – то, что было неприемлемо для греков и несовместимо с критерием, предложенным преп. Максимом, – что Сын, хотя Он не был первой Причиной Святого Духа, тем не менее был Его Причиной вместе с Отцом (См.: J. GILL, The Council of Florence, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Ювеналий вполне разделял воззрения партии александрийской на упомянутом соборе. Кто же принял собор константинопольский? Его приняла церковь константинопольская: Флавиан действовал в духе своей церкви. Затем он взял на себя попечение распространить акты собора константинопольского в Малой Азии и Сирии, и успех увенчал его труды. Это сделал он по совету Саввы епископа Палтского, бывшего сочлена собора константинопольского 745 . Патриарх антиохийский Домн 746 , а за ним и другие епископы Азии подписались под определениями собора константинопольского, стали за одно с Флавианом. Блаженный Феодорит 747 радостно приветствовал деятельность собора константинопольского, как победу истины, одержанную по благоволению Божию над нечестием. Вообще собор константинопольский с восторгом приняли униты и члены церквей, сочувствовавших унии. И еще: где имело кредит направление антиохийское, там и собор этот встречен был дружным и единодушным участием. 696 Напр. Антиохийцы к сочинениям св. Афанасия относились с разорчивостью и авторитетным для себя по вопросу о воплощении считали лишь его послание к Эпиктету; со своей стороны, александрийцы питали нерасположение даже к памяти Златоуста, как это видно из послания Кирилла (Ер. ad Atticum episc. Constantinop. Col. 352. Migne, t. 77). Неандер ясно различает патрнстические авторитеты александрийцев и антиохийцев, когда говорит об одном сочинении Феодорита (Band. I, s. 6978). 697 С подобными защитниками унии против монофизитов встречаемся на соборе константинопольском 448 года в лице патриарха Флавиана и Евсевия еп. Дорилейского. 704 Мысль об отношении Евтихия к унии яснее будет, когда мы скажем о деятельности константинопольского собора. 707 Напр. Hefele (В. II, s. 318 и 319), н ο он ссылается на такие авторитеты, как папа Лев I, еп. вьеннский Авит, до которых могли доходить только самые неопределенные слухи об Евтихии. 710 Dorner. Entwieklungsgeschiclite d. Lehre v. d. Person Christi, s. 105, Anmerk. Theil II, 1853. 720 Ученый Гефеле остается в недоумении: почему Евсевий не упоминает на ряду с I и III всел. соборами и II, и не находит путей к разрешению вопроса (Hefele. II, 32). С нашей же точки зрения этот трудный вопрос стаовится очень простым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Но теперь он снова не мог говорить (а лишь кричал, как всякий младенец), пока не достиг того возраста, когда уже пора было говорить. Думаю, следует мне рассказать и о том, что случилось, когда разожгли печь, чтобы обжечь известь для базилики. Перемычка, на которой держался вход в печь, сломалась, а около печи в это время спали люди, и в их числе Аббат этой церкви. Аббат сразу же увидел во сне Епископа, который сказал ему: “Поскорее разбуди всех, как бы они не пострадали. Перемычка, на которой держится масса камней вот-вот упадет”. Аббат проснулся, всех заставил отбежать от печи, и масса камней упала по обе стороны от печи, не повредив никому из бывших там, а ведь без вмешательства епископа случилось бы, полагаю, по-другому. Потом Аббат после молитвы над могилой Святителя велел перемычку починить, камни вернули на место, и, содействием Святителя, они завершили начатую работу. Блаженное тело Исповедника было издавна похоронено в склепе, но, поскольку строение было узкое и туда трудно было войти, святитель Авит заказал выполненную в круглой форме апсиду, и сделана она была превосходно; и, собрав святые мощи, которые он нашел в деревянном гробу, поместил их, согласно обычаю, в саркофаг. В этом месте покоится тот, кто по заслугам был прославленным иерархом. 5 . Сообщали также о многих других чудесах этого Святого, но я посчитал, что их пересказ займет слишком много места; думаю, что сказанного вполне достаточно для верующих право, а тому, кому этого малого недостаточно, и долгие рассказы не пойдут на пользу. Истинно, у его могилы слепые прозревают, бесы изгоняются, глухие обретают слух, хромые исцеляются по милости Господа нашего Иисуса Христа, Который обещал дать верным все, о чем они попросят, не сомневаясь в своих молитвах. Примечания Свят. Иллидий (Allyre по-французски) был четвертым епископом Клермона. Он умер, вероятно, в 385 году, 5-го июня, это день его поминовения. Могила дочери императора Максима сохранялась в аббатстве свят. Иллидия, по крайней мере, до 1311 года, когда она была вскрыта (римо-католическим) епископом города, и была уничтожена надпись, свидетельствовавшая о ее исцелении свят. Иллидием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Мефодий, епископ Патарский“; Казанцев Николай: „Алцим Екдиций Авит, епископ Вьеннский, церковный писатель и деятель конца V и начала VI века“; Кириков Владимир: „Внутренние дробления в беспоповщине, вызванные вопросом об отношении раскола к государству и гражданскому обществу“; Крестианполь Павел: „Дух православного церковного права в памятниках церковного и гражданского законодательства древней Руси“; Кутузов Михаил: „Состояние русской проповеди в 60-е годы XIX века“; Лозинский Николай: „Оценка трактата о таинствах Лямота сравнительно с учешем о таинствах православных и ультрамонтанских догматистов“; Лукшин Александр: „Богословские воззрения Томаса Крамэра, архиепископа Кентерберийского, и отношение их к символическим книгам англиканского исповедания“; Максимович Владан: „Религиозно-философские воззрения Спинозы и их влияние на поздней- —61— шую рационалистическую мысль Европы“; Моисеев Александр: „Преобразовательные и просветительные стремления в Русской Церкви XVII в.“; Недригайлов Иван: „Вторая Маккавейская книга (историко-критический очерк)“; Немешаев Дмитрий: „Христианское воспитание по воззрениям святых отцов и учителей Церкви III и IV вв.“; Одинцов Михаил: „Сёрен Керкегор, как философ и религиозный мыслитель“; Орлов Анатолий: „Учение Илария Пиктавийского о Троице“; Остроумов Михаил: „Явления воскресшего Господа ученикам“; Платонов Михаил: „Оксфордское движение; его история, сущность и историческое значение“; Плотников Евгений: „Евсевий, Архиепископ Могилевский, как проповедник“; Покровский Николай : „Праздник кущей по данным Библии и свидетельствам внебиблейским“: Свавицкий Павел: „Ульрих Цвингли; его жизнь и учение“; Соколов Алексей: „Епископ Феофан-Затворник, как проповедник“; Старокадомский Григорий: „Учение Апостола Павла о браке и девстве в VII главе 1-го послания к Коринфянам“; Судаков Иван: „Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы“; Шарапов Алексей: „Вторая книга Ездры (историко-критическое введение в книгу)“; Ястребцев Михаил: „Эсхатологические воззрения на Руси в XV–XVII вв

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010