Они подходят, заигрывают с дельфином, зовут его, даже трогают и ощупывают, и он не противится. После этого знакомства смелость возрастает, особенно у мальчика, который познакомился с ним первым. Он подплывает к плывущему дельфину, прыгает ему на спину, носится взад и вперед, думает, что дельфин знает его и любит, и сам любит его; ни тот, ни другой не боится, ни тот, ни другой не внушает страха; растет доверие одного, прирученность другого. (7) Другие мальчики сопровождают их с обеих сторон, ободряют, дают советы. С ними вместе плыл (это также удивительно) другой дельфин, который держался только как зритель и спутник,– ничего, подобного тому, что делал первый, он не делал и не позволял себя трогать, но приводил и уводил первого дельфина, как того мальчика остальные мальчики. (8) Невероятно, но так же истинно, как и все предыдущее, то, что дельфин, возивший на себе мальчиков и игравший с ними, имел также обыкновение вылезать на землю и, высохнув на песке, когда становилось слишком жарко, возвращаться в море. (9) Известно, что Октавий Авит 1235 , легат проконсула, под влиянием неразумного благоговения вылил на дельфина, когда он однажды вышел на берег, ароматов. От необычности поступка и от запаха тот уплыл в открытое море 1236 ; только спустя много дней его увидели, вялого и печального. Потом, восстановив свои силы, он опять стал по-прежнему резв и взялся за обычную службу. (10) На это зрелище стекались все должностные лица, прибытие и пребывание которых стало истощать небольшую общину новыми расходами 1237 . Наконец, и самое место теряло свой покой и уединенность; решено было тайком убить того, ради кого собирались люди. (11) Как жалостно, как пространно ты все это оплачешь, разукрасишь, вознесешь! Впрочем, нет нужды что-нибудь придумывать и прибавлять; достаточно не преуменьшать того, что правдиво. Будь здоров. 34 Плиний Транквиллу 1238 привет. (1) Успокой мою тревогу: я слышу о том, что я плохо читаю, по крайней мере стихи; речи – прилично, но стихи тем хуже. Поэтому, я думаю, при чтении близким друзьям 1239 испытать своего вольноотпущенника 1240 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

170 ...надо считаться со вкусом молодежи...– Молодые современники Плиния была приверженцами азианизма: любили этот изукрашенный, пышный стиль. 171 Юний Авит – молодой человек, которым Плиний руководили наставлял в его занятиях и обязанностях (8.23). 172 ...ты не мог выбирать и не смел отказываться. – Обычай подавать на званом обеде гостям разные кушания в зависимости от их ранга засвидетельствован и Ювеналом, и Марциалом. У Ювенала: хозяину подают прекрасный свежий пшеничный хлеб, огромного омара, обложенного спаржей, дорогие сорта рыб, гусиную печень, «пулярку, величиной с гуся», прекрасные фрукты; гости получают «заплесневелые глыбы муки», маленьких раков, капусту, «политую маслом для светильников», «длинных угрей, которые приходятся сродни ужу», и яблоки в пятнах, которыми угощают обезьян (Сат. 5). У Марциала: хозяин ест лукринских устриц, шампиньоны, камбалу, крупную, прекрасно зажаренную горлицу, а гости – съедобные ракушки, «свиные грибы», маленького леща и сороку, издохшую в клетке (3,60). 175 ...решено поставить... триумфальную статую...– т. е. статую, на которой триумфатор был представлен в том виде, в каком он вступал в город: на колеснице особого вида, запряженной четверкой лошадей; в тунике, расшитой золотыми пальмовыми ветвями, и в тоге с золотым шитьем, с лавровым венком на голове и скипетром слоновой кости с маленьким орлом наверху. 176 ...их ставят людям, которые... никогда не слышали звука военной трубы...– Неизвестно, кого имеет в виду Плиний. Триумфальная статуя, во всяком случае, была наградой высокой и редкой, и сомнительно, чтобы ее ставили людям, которые слышали звук трубы только в театре. 178 Спуринна, силой оружия водворил царя Бруктеров на царство и... одним страхом укротил этот свирепейший народ.– Этрусское имя Спуринны свидетельствует о происхождении его рода в далеком прошлом из Этрурии. Карьера его известна только отчасти. В гражданскую войну 69 г. он был легатом Отона (Тац. Ист. 2,11, 18; 23, 36); воевал в Нижней Германии при Веспасиане или в первые годы Домициана. Какими провинциями еще управлял, неизвестно; был трижды консулом, честь редкая и мало кому достававшаяся. Бруктеры – германское племя, жившее в бассейне реки Эмса. Тацит (Германия, 33) рассказывает, что они были почти истреблены в междоусобной войне с двумя соседними племенами. Когда вмешался в их внутренние дела Спуринна, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Скачать epub pdf Мученичество святой Евгении (Датировка не установлена: традиционная атрибуция Симеону Метафрасту невозможна, см.: Usener H. Legenden d. heil. Pelagia, S. XVIII, 40, Bonn, 1879). (Текст переведен по изданию: Patrologia graeca ed., Migne t. 116, pars 3) Когда римский скипетр от отца его перешел к Коммоду 559 и этот император правил уже семь лет, некий знатный муж Филипп был назначен эпархом Египта 560 и послан туда вместе с женой Клавдией и детьми. У него было двое сыновей, Авит и Сергий, и дочь по имени Евгения, исполненная душевного благородства, 561 а равно отличавшаяся статностью и чудной красотой, о жизни которой здесь будет рассказано тем, кто любит добродетель. Прибыв в великий город Александрию, Филипп стал управлять по римским законам и следовал всем отеческим обычаям, был суров к тем, кто занимался волхованием, был суров и к иудействующим: многих из них он убил и не дозволял называться иудеями, к христианам же относился терпимее и, изгоняя их из города по велению императора, 562 разрешил жить вблизи городских стен. Он относился к христианам с уважением из-за того, что они вели строгую жизнь, и ставил их выше идолослужителей. Сам же Филипп держался унаследованного от отца суеверия, но был любителем науки и красноречия и воспитывал свою дочь Евгению в любомудрии, обучая ее латинскому и греческому знанию, и стремился, чтобы она достигла успехов в философии. Она же к природной восприимчивости присоединяла упражнение и весьма быстро превзошла все науки, выказывая прилежание ко всему полезному, а все, чем занималась, сохраняла в уме и, что выучивала, так крепко держала в памяти, точно в сердце ее оно было начертано на медных табличках. Столь умудренная знанием, она выдавалась также душевными добродетелями, и радовала взор, и говорила только достойное, чтобы этому внимать, и стремилась только к полезному и спасительному, и, что самое удивительное, в неполные пятнадцать лет превосходила добронравием и попечением о добродетели тех, кто был старше ее по возрасту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как же это случилось, будет сейчас рассказано. Был в Риме некий вельможа Максим – один из знатнейших патрициев. Была у него жена, прекрасная лицом и украшенная многими добродетелями, саду подобная достоинствами своими, и всего более украшало ту женщину целомудрие. Увидев ее, пришел царь в восхищение от красоты ее и на всякую хитрость решил пойти, лишь бы добиться желаемого. Как-то, с мужем этой женщины и выиграв, он попросил у не имевшего с собой золота Максима его перстень золотой . Посылает же тот перстень к жене Максима, в знак того, что должна она явиться к царице. Поверила этому женщина, узнав перстень, и пришла в царские палаты. Что же далее: опозорил ее царь, насильно овладев ею. Узнав об этом, Максим был ранен в самое сердце, возненавидел царя и, плетя против него нити заговора, в конце концов убил его, когда остался тот без стражей и верных воинов, и осквернил жену царя Евдокию. Царица же, оплакивая свой позор, посылает к Гейзериху, вандальскому королю, призывая его прийти на Рим. Пришел Гейзерих, захватил Рим, покорил его и пленил саму царицу и дочь ее. С той поры недолго еще просуществовало Римское царство, а затем вышло оно из-под власти царской и стало повиноваться варварским королям и вождям, грубой рукою их принуждаемо к покорности. Стал царем Максим, который тогда враждовал , за ним Авит, потом Олибрий Великий, а после Олибрия держал власть Майориан, а потом Глицерий, и потом еще Непот, затем Орест, и после Ореста сын его Ромул, последний, кто причастился власти. И город Рим, величайший из городов, имевший Ромула первым законным царем, снова с Ромулом же окончил свое существование, с тех пор уже не имев царского правления, подчинился варварам, и покорен был ими, и, оружием их терзаем, видел у себя королей их, наместников и сатрапов. И лишился на горе свое консулов и сенаторов, и правителей и советников, и даже патрициев, возложив на плечи ярмо варварское. И тот, кто в прошлом был подобен быку свободному, не знающему ярма, ныне стал покорен сильному пахарю и обречен страдать на пашне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. прославился как талантливый писатель и поэт, в совершенстве владевший лат. языком. Особенно знаменита его поэма «О деяниях духовной истории» (De spiritalis historiae gestis) в 5 кн., к-рая состоит из поэтического переложения (2552 гекзаметрических стиха) библейского повествования о сотворении мира, первородном грехе, изгнании из рая, потопе, переходе через Красное м. Автор, сочетающий тонкое понимание библейского текста с изящной классической формой повествования, выступает одним из лучших лат. раннехрист. поэтов. Полагают, что англ. поэт Дж. Мильтон находился под влиянием этого произведения, когда писал свою поэму «Потерянный рай». А. принадлежат также поэма «О девстве» (De consolatoria castitatis laude), посвященная его сестре мон. Фусцине, и трактат «Против евтихианской ереси» (Contra euthychianam haeresim). Кроме того, сохранились его письма и сборник проповедей, из к-рых лишь 3 дошли до наст. времени полностью, ок. 30 - во фрагментах. Соч.: PL. 59. Col. 191-398; MGH, AA. B., 1883. T. 6/2; Œuvres complètes de saint Avit/Éd. U. Chevalier. Lyon, 1890; De spiritalis historiae gestis, libri I-III/Ed. D. J. Nodes. Toronto, 1985. (Toronto Medieval Latin Texts; 16); CPL. P. 990-997. Ист.: Vita beati Aviti episcopi [включ. во все собр. соч.]; ActaSS. Febr. T. 1. Col. 666-674; BHL. T. 1. P. 137. Лит.: Palanque J. -R. Avit (15)//DHGE. T. 5. Col. 1205-1208; Cl é ment F. Les poètes chrétiens. P., 1857. P. 323-353; Parizel. Saint Avit, sa vie et ses écrits. Louvain, 1859; Denkinger H. Alcimus Ecdicius Avitus, évêque de Vienne (460-526), et la destruction de l " arianisme en Occident. Gen., 1890; Goelzer H. Le Latin de S. Avit. P., 1909; Burckhardt M. Die Briefsammlung des Bischofs Avitus von Vienne. Lpz., 1938; Schippers A. Avitus, De mundi initio. Kampen, 1945; Rancoroni A. L " epica biblica di Avito di Vienne//VChr. 1972. N 9. P. 303-329; Simonetti M. Litteratura antimonofisita d " Occidente//Augustinianum. 1978. T. 18. P. 487-532; Reydellet M. La Royauté dans la littérature latine de Sidoine à Isidore de Séville. P., 1981 (Biblioth. des Écoles franç. d " Athènes et de Rome; 243). P. 87-137; Isetta S. Rassegna de Studi Avitani (1857-1982)//Boll. di Studi Latini. 1983. N 13. P. 59-73; Nodes D. J. Avitus of Vienne " s Spiritual History and the Semipelagian Controversy//VChr. 1984. N 38. P. 185-195.

http://pravenc.ru/text/62774.html

Дальнейшая история Западной империи не представляет уже почти никакого интереса. Единственный признак Римской империи, какой еще сохранялся доныне от ее былого могущества, это был ряд последовательно сменявших друг друга лице титулом римского императора. Но и этот призрак скоро исчез. После смерти Валентиниана, последнего представителя рода Феодосия Великого, римские императоры стали пустыми и жалкими игрушками в руках вождей варварских войск, распоряжавшихся ими по своему произволу. Я сделаю короткий перечень последних императоров, и этого перечня будет вполне достаточно, чтобы видеть ту ничтожную роль, какая им выпала в последних судьбах Империи. Избранный сенатом и народом после смерти Валентиниана Петроний Максим императорствовал около двух месяцев: он был убит народом во время нашествия вандалов на Рим, и тело его брошено в Тибр. Праздный престол римского императора занял теперь галльский вельможа Авит, рекомендованный остготским королем, но в следующем же году он был низвергнут главнокомандующим варварских войск Рицимером, который и сделался теперь действительным распорядителем Рима. Он назначил императором некоего Майориана, отличавшегося храбростью, но через пять лет убил его и отдал престол Ливию Северу, продержавшемуся на нем около двух лет. По смерти Севера Рицимер долго не назначал нового императора, и Италия на опыте убедилась, что отсутствие этого титулованного лица не вносит ни малейших перемен в жизни страны. Византийский двор счел, однако же, нужным прислать сюда патриция Анфимия, через пять лет погибшего от руки того же Рицимера. За ним следовали еще три императора – Гликерий, Юлий Непот и Ромул-Августул, сменившие друг друга в течение пяти лет. Последний из них только тем и обращает на себя внимание в истории, что он закончил собой ряд ничтожных лиц, носивших великое имя римских императоров. Ромул-Августул охотно отказался от императорского сана и стал жить частным человеком на прекрасной вилле на очаровательном берегу Бискайского залива, получая от Одоакра ежегодную пенсию в 6 000 золотых монет.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Алцим Экдиций Авит одним из своих стихотворений засвидетельствовал свою бесспорную способность к поэтическому творчеству. Стихотворение Блоссия Эмилия Драконтия De Deo также свидетельствует о значительном даровании автора, сумевшего своими картинами оживить для читателей сухой иногда, вследствие своей сжатости, библейский рассказ, а привнесением в изложение субъективно-лирического элемента – действовать на сердце читателя 207 . Некоторые авторы сумели придать своим стихотворениям особый интерес тем, что, при обработке избранных тем, затрагивали и материал, соприкосновенный с их главным предметом, и затем излагая общехристианские мысли в соответствующей конкретному положению индивидуальной окраске. Многие пишут с таким увлечением, что внимание читателя ни на минуту не ослабевает. Такой увлекательностью обладают, например, некоторые отделы в Евангельской истории, изложенной въ Paschale carmen Седулия. Сделанный Ювенком первый по времени опыт изложения Евангельского рассказа в изящной поэтической форме, с целью придать ему больше привлекательности в глазах людей образованных, наглядно показал значительность его таланта, совершенно бесспорную, хотя на первых порах может быть несколько преувеличенную 208 . Аратор обладал также признанным дарованием: он обнаружил в стихотворении не только силу мысли, но и богатство образов. Пруденций, которому усвояется название «христианского Горация», свою большую даровитость доказал, хотя бы в мученических гимнах, разнообразием концепции при одинаковости некоторых общих приемов изложения, значительным драматизмом в диалогах, большой творческой деятельностью фантазии, которая создает у него иногда превосходные образы. И не даром считается Пруденций основателем той формы литературного творчества, из которой впоследствии развилась баллада. Даже в Apotheosis, стихотворение, написанное на тему, мало пригодную для раскрытия ее в поэтической форме, автор сумел внести элемент чистой поэзии в виде замечаний чисто лирического свойства и в виде картинных, дышащих чувством, описаний событий и явлений, подтверждающих его основные мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Есть мнение, что был епископом и другой Павлин, автор стихотворной биографии Мартина Турского 84 . Алцим Экдиций Авит, сын епископа г. Вьенны и сам впоследствии занимал кафедру в этом городе. В свое время он представлял одну из опор кафолической церкви на западе в борьбе с арианством. Седулий и Ювенк были пресвитерами. Аратор, после оставления им должности при готском дворе и по принятии священного сана, был субдиаконом в Риме. Венанций Фортунат был пресвитером, впоследствии же возвысился до епископства. Удостоен был епископства и Сидоний Аполлинарис. О значении Амвросия Медиоланского и Дамаса достаточно говорят одни их имена. III глава Имея для своего и ближайшего времени значение живого выражения библейских и христианских взглядов на важнейшие вопросы веры и мысли, памятники латинской христианской поэзии имеют не меньшую важность и для позднейшего времени, и прежде всего для лучшего понимания языческого прошлого древнего Рима, для выяснения суждений древних христиан об этом прошлом и их отношения к нему. Во взглядах латинских христианских поэтов на язычество и в полемике их против него нет чего-либо существенно отличного от взглядов и полемики писателей прозаических. Боги языческие признаются или демонами, как например у Коммодиана 85 , или, согласно с Евгемеровым представлением, умершими людьми, как например у Павлина Ноланского 86 и Пруденция 87 , а само язычество – делом дьявола; народные антропоморфические представления комбинируются иногда с натуралистическими представлениями философов, как у Коммодиана 88 . Это сходство не лишает однако рассматриваемых памятников их ценности в качестве свидетельств о язычестве их времени и, затем, в качестве памятников, характеризующих собственное отношение авторов к язычеству. С этой стороны особенно бросается в глаза стремление христианских писателей как можно выпуклее представить ложь язычества. Мысль о раскрытии ложности язычества была в такой сильной степени присуща сознанию некоторых христианских поэтов, что обнаруживалась даже в стихотворениях, написанных совсем не с полемической целью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Когда вандалы оставили дымящийся от пожаров Рим, остав­шимся в нем малочисленным сенаторам и гражданам, разорен­ным, обескураженным и растерянным, было не до избрания императора. Род Феодосия Великого в его потомстве по мужской линии угас с гибелью Валентиниана III. В империи тогда оста­вался один законный император – Маркиан, но, по уже сложив­шейся традиции, кроме автократора, который имел резиденцию в Новом Риме, на Западе должен был быть свой отдельный импе­ратор. Генералы, командовавшие войсками, расквартированны­ми в западных провинциях, не стали дожидаться распоряжений о назначении императора для Запада, и 10 июля в галльском Арелате войска и народ аккламировали императором своего полко­водца Авита, происходившего из знатного рода романизованных галлов. Римский сенат вынужден был подчиниться воле армии и, пользуясь своей старой привилегией, давно ставшей архаи­ческой формальностью, утвердил совершенное уже избрание и пригласил Авита в Рим. 1 января 456 г. зять Авиты Аполли­нарий Сидоний произнес перед сенаторами панегирик новому императору, в вознаграждение за что был удостоен бронзовой статуи на площади Траяна. Император Маркиан признал Авита своим соправителем. Римские сенаторы однако не настроены были поддерживать овладевшего верховной властью провинциала, вступив в тай­ный сговор с военачальником из числа варваров свевом Рицимером, матерью которого была дочь вестготского короля Валлии. Удостоенный звания комита, он был ближайшим сподвижни­ком Аэция, за убийство которого отомстил участием в сверже­нии Валентиниана. Недовольный тем, что Авит был поставлен без совещания с ним и опираясь на тайную поддержку сената, Рицимер поднял против него мятеж. После того как он овладел Римом, сенат объявил Авита низложенным, и тот бежал вначале в Плаценцию, а затем на свою родину – на юг Галлии, где был настигнут убийцей уже в сентябре 456 г. Власть в Риме и в кон­тролируемых римской армией западных провинциях оказалась в руках Рицимера, который однако не стал императором из-за своего арианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Аполлинарий составлял панегирики императорам Запада, один из которых, Авит, был его тестем, подобного же панеги­рика удостоился от него и преемник Авита Майориан, а затем и ставленник Льва Анфимий, за что панегиристу поставили ста­тую на площади Траяна, удостаивали звания консула, назнача­ли префектом Рима. «Поэзия Аполлинария, – по характеристике ее знатока И. Н. Голенищева-Кутузова, – полна языческих обра­зов. В его стихах пляшут вакханки и фавны, его героев хранит от бедствий Аполлон, благословляет Паллада... Любимый жанр Аполлинария – свадебная песнь (эпиталама)» 973 . Судя по его стихам, Аполлинария можно было бы принять за такого же язычника, как и Рутилий, но из его биографии хорошо известно, что это было бы ошибочным предположением. Выехав из Рима в Галлию в 469 г., он был вскоре поставлен епископом Клермон-Феррана. Очевидно, что христианином он был и рань­ше, когда писал стихи, насыщенные мифологическими мотива­ми, образами, персонажами, но все это было только литературой, подобно тому как поэты и художники эпохи Ренессанса и клас­сического века обильно черпали из сокровищницы греко-римской мифологии, не становясь от этого религиозными язычни­ками. Вопросом при этом остается, насколько религиозны они были как христиане. Во всяком случае, став епископом, Аполли­нарий уже не писал стихов об Аполлоне и Афине Палладе. С этих пор в его литературном творчестве главное место занимает эпистолография – он писал письма, в которых рассказывал о род­ной ему Галлии и о Риме, об исторических событиях, о варвар­ских королях, с которыми ему случалось встречаться, и эти его письма представляют собой ценный исторический материал. V век дал немало талантливых прозаиков и поэтов – лати­ноязычных и грекоязычных, но ни один из них не обладал даром великого мастера слова; художественный гений классических народов в эпоху, когда завершалась христианизация общества, реализовался в храмостроительстве и храмовых мозаиках – в искусствах, которые отвечали насущным потребностям време­ни и выражали его духовную ориентацию. Христианские церкви строились в Константинополе и Риме, в Фессалониках и в Равен­не, на относительно благополучном Востоке и разоренном вар­варами и почти утраченном империей Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010