Чтобы успокоить народ, Юлиан сказал: крест и круг означают, что христиане отовсюду окружены и заперты 203 . Был ли такой случай в действительности, или это плод благочестивой народной фантазии, искусство не могло этим не воспользоваться. Феодосий младший чаще всего изображается на монетах с земным шаром, на котором утверждается крест, или с Победою на руке, или со щитом, на котором изображен крест. На монетах Пульхерии, сестры Феодосия младшего, изображается Победа с длинным крестом в правой руке: Победа же с крестом в правой руке изображается на монетах Валентиниана III. На монетах Марциана то он сам держит Labarum с монограммою, то Победа пишет монограмму на щите; то изображается крест, окруженный венком – символом победы. Авит на монетах держит в правой руке длинный крест, наподобие копья, а на левой – маленькую Победу. Таким же образом представляется Маиориан, Лидий Север и Лев Фракиянин; первый и последний, притом, наступают правой ногой на голову змия 204 . На монетах Анфимия Лев подает ему руку, а над ними висит крест в венке. На монетах Оливия крест впервые является в несколько измененной форме, четыре конца его расширяются 205 . Гликерий в правой руке держит крест, подобный копью, а на левой – маленькую Победу. На монетах Зенона, Василиска, Анастасия, Непота и Ромула изображается Победа, которая держит крест; такое же представление на монетах императора Иустина Фракиянина и его супруги Евфимии. На монетах Юстиниана иногда изображается Победа, которая держит в правой руке жезл, оканчивающийся наверху в виде греческой буквы Р, а в левой – земной шар, на котором стоит крест; на других монетах представляется сам Юстиниан, держащий на правой руке земной шар с утверждающимся на нем крестом, а в левой – щит с изображением всадника, под лошадью коего лежит побежденный, и на стороне, около головы, другой крест 206 . На монетах Тиверия изображается крест на подножии нескольких ступеней и в таком виде встречается очень часто; ступеней, обыкновенно, три, а на некоторых монетах и больше 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Этот же Максим принудил потом супругу Валентиниана Евдоксию 131 к сожительству с собой: а она, такое дело справедливо вменяя в бесчестие себе и почитая величайшим беззаконием, решилась, как говорится, на все, лишь бы отомстить за смерть своего мужа и за нанесенное себе оскорбление; потому что была женщина с душой сильной, и не побеждалась скорбью, будучи лишена целомудрия, которое хотела сохранить, а особенно будучи лишена тем, кто убил ее мужа. Она отправляет посольство в Ливию к Гинзериху, препровождает к нему множество даров, и вместе с тем, обнадеживая его на будущее время, убеждает неожиданно напасть на римскую империю, и вызывается все предать ему. Это было сделано, и Рим взят 132 . Но Гинзерих, как варвар, непостоянный и изменчивый нравом, и тут не сохранил верности. Сжег город и все расхитив, он взял с собой Евдоксию с двумя ее дочерьми и, поплыв назад, поспешно возвратился в Ливию; потом старшую из ее дочерей, Евдокию, отдал в замужество сыну своему Гонориху, а младшую Плакидию и мать ее Евдоксию, впоследствии, с царскими почестями, отослал Византию, для умилостивления Маркиана: потому что Маркиан сильно негодовал на него, частью за сожжение Рима, а частью и за такое оскорбление цариц. Плакидия, по повелению Маркиана, вышла замуж за Оливрия, который почитался лицом знатнейшим в сенате и, по взятии Рима, переехал в Константинополь. После Максима 133 восемь месяцев царствовал в Риме Авит 134 . И когда он умер от моровой язвы, – около двух лет имел в своих руках власть Майориан 135 . Потом Майориан был коварно умерщвлен римским военачальником Рекимером, и над Римом в продолжении трех лет владычествовал Север 136 . 8. В Риме еще царствовал Север, как Маркиан из своего царства перешел к жребию лучшему 137 . Он управлял царством только семь лет, однако у всех людей оставил себе именно царский памятник 138 . Узнав о его смерти, александрийцы против Протерия возобновили тем большее негодование и тем сильнейшую злобу; ибо чернь всегда такова, что легко воспламеняется гневом и пользуется случайным поводом к произведению беспокойств.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Вы спрашиваете меня о предмете, требующем труда кропотливого и устраняющем всякую зависть, – о таком, в котором может высказаться только ученость, а не дарования имущего. В тех случаях, когда я желаю судить о других, я должен отдавать и себя на суд всех; а в рассмотрении псалтири я должен буду только, следуя указанию вашего письма, во всех тех местах, где ни существует спор между греками и латинами, указать, что более согласно с еврейским. Приступая к делу, коротко напомню вам: имейте в виду, что иное издание, которое Ориген , Евсевий Кесарийский и все толкователи греческие называют κοινν, т.е. общим и вульгатою, а в настоящее время известно у многих под именем Λουκιανς, – а иное семидесяти толковников, которое находится в кодексах ζαπλις, с точностью переведено нами на латинский язык и поется в Иерусалиме и в церквах восточных. О том же, как и вы, предмете спрашивал меня не раз и святой сын мой Авит. Так как в лице брата нашего Фирма пресвитера, вручившего мне ваше письмо, представился благоприятный случай, то, пиша вам и ему, я и дам общий ответ и уплачу дружбе значительные проценты, – так как они бывают тем больше, чем больше мы уплачиваем долгов. Как по отношению к новому завету, если возникнет когда-нибудь спор между латинами и окажется разность в экземплярах, мы обращаемся к источникам на греческом языке, на котором написан он (новый завет): так по отношению к ветхому завету, если когда-нибудь окажется разногласие между греками и латинами, мы прибегаем к еврейскому подлиннику, чтобы открыть в греческих то, что вытекает из источника. Вышесказанное κοιν, т. е. общее издание, есть то же самое, что и – семидесяти. Но между обоими то различие, что издание κοιν, в разных местах и в разные времена, по произволу писцов, издавна испорчено; а то, которое находится в Е ζαπλις, и которое мы перевели, представляет собою перевод семидесяти толковников в таком неповрежденном и чистом виде, в каком сохраняется он в книгах мужей ученых. Итак, что не согласно с этим последним, то, без сомнения, не согласно и с еврейским подлинником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Великий Маркиан, проведав о его приходе, открыл дверь, принял его и повелел дивному Евсевию сварить, если есть, бобов и репы. Когда они насладились взаимной беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, после чего Евсевий вошел к ним, неся кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: " Поди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы " . Тот же ответил: " Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера; бывает, что я по два и три дня подряд провожу без пищи " . На эти слова великий Маркиан ответил: " Ради меня измени ныне своё обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера " . Когда и это не убедило чудного Авита, то, говорят, он вздохнул и сказал: " Я очень беспокоюсь и мучаюсь тем, что ты предпринял такие усилия, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, но обманулся в надеждах и увидел обжору и человека невоздержного " . Но когда чудный Авит опечалился такими словами и сказал, что для него приятнее было бы съесть мясо, чем услышать подобное, тогда великий Маркиан изрёк: " И мы, любезный, проводим жизнь подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем её обыкновенно при наступлении ночи; но мы знаем, что дело любви дороже поста. Первая есть дело Божественного законоположения, последний же — нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле " . Ведя подобные беседы, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились, отныне созерцая друг друга только духом. 13. Так кто же не подивится мудрости этого мужа? Управляемый ею, он знал и время поста, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей: какая из них должна уступать другой и какую по временам следует предпочитать другой. 14. Я знаю и еще одно повествование, показывающее его совершенство в вещах божественных. Пришла к нему из отечества сестра его со своим сыном, который был уже мужем зрелым и одним из первенствующих в городе Кире, и принесла ему в изобилии всё необходимое для жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Скачать epub pdf Житие и страдание святой преподобномученицы Евгении Память 24 декабря В седьмой год царствования римского императора Коммода, наследовавшего престол после отца своего Марка Аврелия 8672 , был назначен правителем всего Египта некий знаменитый вельможа, по имени Филипп. Получив такое назначение, Филипп переехал со своей женой Клавдией и с детьми из Рима в Александрию. У него было два сына, Авит и Сергий, и единственная дочь, Евгения, прекрасная лицом и целомудренная духом, о житии которой и предлагается настоящее повествование. Филипп управлял Египтом по римским законам и по обычаям предков. Он очень не любил чародеев, волшебников и всячески преследовал их. Также он не любил и евреев, даже до того, что не мог слышать еврейского имени. Милостивее всего он относился к христианам и, хотя изгнал их из Александрии по царскому приказу, однако, позволил им мирно селиться и служить своему Богу в предместьях этого города. Филипп уважал христиан за чистоту их жизни и мудрость. Сам он охотно занимался греческой философией, в которой воспитывал и свою дочь Евгению, желая, чтобы она приобрела хорошие познания в философии. Кроме того, Филипп обучал Евгению свободно и красиво говорить на латинском и греческом языках. Обладая ясным умом и прилежанием, Евгения легко преуспевала в науках. Что она раз слышала или читала, то уже всегда твердо помнила, храня в своем сердце так, как бы это было вырезано на медной доске. Была она также прекрасна лицом и стройна телом, но еще лучше и прекраснее – целомудрием своих мыслей и девственной чистотой. Поэтому один из знатнейших римских сановников Аквилин пожелал обручить ее в невесты своему сыну Аквилию. Но когда родители спросили её, согласна ли она выйти замуж за этого благородного юношу, то Евгения ответила: – Мужа надо избирать себе лучшего по жизни, а не по происхождению, ибо с ним придется жить, а не с родом его. Также и другие благородные и богатые юноши желали обручиться с ней, но она отказывала всем, под видом того, что ей не угоден их образ жизни, а на самом деле избегая супружества из любви к девственной чистоте, ибо ее единственное желание и забота заключались в том, чтобы пребывать в девстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

230 ...«и это вменено ему в праведность». — Пс.:105, 31. 231 ...«Ибо все боги народов — бесы, Господь же небеса сотворил». — Пс„ 95, 5. 232 ...«Идолы язычников — серебро и золото... Подобны им будут — все надеющиеся на них» — Пс. 134. 15:18. 233 ...«Да постыдятся... хвалящиеся идолами своими». — Пс.:96, 5. 234 ...«Что за польза от истукана... да убоится пред лицом Его вся земля». — Авв„ 2, 18. 20. 235 ...«Боги, которые не сотворили неба и земли, да исчезнут с земли и из-под небес». — Иер„ 10, 11. 236 ...«Так говорит Господь... для обитания сотворил ее». — Ис.:45, 18; 42. 8. 237 «Я Господь... не дам славы Моей.... истуканам, которые были от начала ничтожны». — Ис.. 42. 8. 238 ...«Есть ли между истуканами языческими — боги, производящие дождь?» — Иер. 14. 22. 239 ...»...Сделал это [кузнец]... « — Слова faber, ferravius — «кузнец», имеющиеся в Вульгате, у Григория отсутствуют. 240 ....»...гвоздями и молотками скрепляет — ходить они не могут...» — Иер.:10, 4 и 5. 241 «Я первый, и Я последний»... — Начиная с этих слов и кончая словами: «Не обман ли в правой руке моей?» — кратко и несколько по-иному изложено Григорием по книге пр. Исайи (44, 6 — 20). 242 Авит — тесть поэта Сидония Аполлинария. Был императором Западной Римской империи с 10 июля 455 г. по 6 октября 456 г. 243 ... он был свергнут сенаторами и поставлен епископом... — В 456 г. 244 Авиту наследовал Марциан. — Марциан — император Восточной Римской империи (450 — 457), императором Западной Римской империи только числился. Умер в 457 г. После него императором стал Майориан (457 — 461). 245 Эгидий Афраний Сиагрий — магистр конницы; происходил из знатной римском семьи в Восточной Галлии. Став магистром конницы, он действует в интересах империи: в 459 г. защищает Арль от вестготов, в 460 г. сопровождает императора Майориана в Испанию в его экспедиции против вандалов. После убийства Майориана (460) Эгидий, защищая Галлию от вестготов, вынужден был оставить Южную Галлию в руках варваров. Он отступил к Луаре, но вестготы преследовали его до долины Луары. Затем Эгидий одерживает победу под Орлеаном; в этой битве. как упоминает Григорий, мы и встречаем Хильдерика в качестве союзника Эгидия. Эгидий умер в 464 г., после сражения с саксами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

575 Сидоний Аполлинарий. Родился в 431 г. в знатной и знаменитой христианской семье в Галлии. Получил блестящее классическое образование в Лионе, Арле и Вьенне, где он был учеником и другом Клавдия Мамерта (см. прим. 178). Ок. 450 г. он женился и начал политическую карьеру, чему немало способствовало то, что отцом его жены Папианиллы был Авит, префект Галлии, а позднее император (см. прим. 140). Падение Авита не сказалось на карьере Сидония, и он занимал различные должности в системе управления в течение правления нескольких императоров. В 468 г. он посетил Рим. В 471 г. Сидоний был избран епископом города Арверна (совр. Клермон-Ферран), видимо, в надежде на его успешные действия против визиготов под предводительством короля Эурика. Однако в 475 г. Арверн пал, и Сидоний был отправлен в изгнание в местечко Ливия, рядом с Каркассоном. В конце 476 г. или в начале 477 г. он вернулся в свою епархию, которой руководил до своей смерти в 486/487 г. Во время своего понтификата он поощрял монастырскую жизнь и использовал свое имущество для помощи бедным. Что касается литературной деятельности Сидония, то еще до того, как стать епископом, он написал 24 поэмы, которые все сохранились. Также сохранились 147 его писем. 576 Зенон Исавр, византийский император (474–491 гг.), Родом из знатной семьи в Исаврии (области в Малой Азии). В 468 г. женился на Ариадне, дочери императора Льва I, и изменил свое первоначальное имя Траскалиссайос на Зенон. Лев хотел противопоставить Зенона могущественному полководцу Аспару, и Зенон был назначен патрицием, начальником императорской гвардии и верховным военачальником малоазийского войска. Аспар составил заговор с целью убить Зенона во время фракийской кампании, но неудачно, и Зенон, вернувшись в Константинополь, обвинил Аспара в измене и велел убить вместе с сыном Ардабурием, которому раньше была обещана Ариадна. В 474 г. Лев I умер, назначив наследником сына Зенона и Ариадны, 4-летнего Льва. Зенону было поручено регентство, и, благодаря проискам его тещи Верины, на Зенона также была возложена корона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на нежный 14-летний возраст, сын Соэмии и Вария Марцелла Варий Авит Бассиан был, по праву наследства, постав­лен в Эмесе жрецом бога Элагабала. Его почитание было заимствовано сирийцами у арабов, поарабски его называли (ила ха габаль), что значило «бог горы», но в Эмесе он, по крайней мере, в восприятии тамошних греков, стал богом солнца; возможно, такой трансформации способствовало эллинизированное произношение его имени как Гелиогобал, пер­вая часть слова получалась тождественной Гелиосу – солнцу. У арабского по происхождению культа Элагабала был свой фе­тиш – черный метеорит конической формы, которая хорошо из­вестна по его изображениям на римских монетах. Адепты этого культа, не отождествляя метеорит с богом, почитали фетиш как место присутствия божества. Клевреты Юлии Месы распространяли среди солдат 3-го галль­ского легиона, стоявшего близ Эмесы, слух, что двоюродный пле­мянник Каракаллы Бассиан в действительности его сын, а мно­гие из легионеров видели этого мальчика в жреческом одеянии в храме Элагабала, и он им понравился своей красотой и стройно­стью. Агитацию в его пользу поддерживали раздачей денег – ди­настия жрецов Элагабала обладала колоссальными богатствами; возможно, Месе достались и какие-то средства из res privatae, ко­торыми распоряжалась ее сестра в бытность супругой и матерью принцепсов. Когда плоды агитации созрели, Бассиана доставили в военный лагерь, и 16 мая 218 г. он был провозглашен императо­ром с именем своего мнимого отца Каракаллы Марк Аврелий Ан­тонин, к которому сам он добавил имя бога, которому служил, – Элагабал. С этим именем он и вошел в историю. Макрин, резиденция которого тогда находилась в Антио­хии, направил на подавление мятежа отряд во главе с новым префектом претория Ульпием Юлианом, но он потерпел пора­жение, и хуже того, центурионы и солдаты из этого отряда пе­решли на сторону Элагабала, а сам Ульпий был ими убит. Мятеж­ники двинулись затем на Антиохию. Им навстречу направлены были оставшиеся верными Макрину преторианцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

22 Плиний Гемину 1080 привет. (1) Разве ты не знаешь, что рабы всех страстей сердятся на чужие пороки так, словно им завидуют, и тяжелее всего наказывают тех, кому больше всего им хотелось бы подражать? А между тем даже людям, которые ни в чьем снисхождении не нуждаются, больше всего пристало милосердие. (2) Я считаю самым лучшим и самым безупречным человека, который прощает другим так, словно сам ежедневно ошибается, и воздерживается от ошибок так, словно никому не прощает. (3) Поэтому и дома, и в обществе, и во всех житейских случаях давайте придерживаться такого правила: будем беспощадны к себе и милостивы даже к тем, кто умеет быть снисходительным только к себе. Будем помнить, что Тразея, кротчайший человек, великий именно своей кротостью, часто говаривал: «Кто ненавидит пороки, ненавидит людей». – Ты, может быть, спросишь, что заставляет меня писать об этом? (4) Недавно один человек, – лучше, впрочем, поговорим об этом лично; хотя нет, вовсе не надо и говорить 1081 . Я боюсь, как бы поступки, которые я не одобряю в нем; преследование людей, задевание их, сплетни, – не оказались в противоречии с тем, чему я учу. Кто бы он ни был, каков бы ни был, умолчим о нем: заклеймить его – в этом никакого примера нет, а не заклеймить его – это человечно. Будь здоров. 23 Плиний Марцеллину 1082 привет. (1) Все мои занятия, все заботы, все развлечения унесены, выбиты, вырваны тягчайшим горем по поводу смерти Юния Авита. (2) В моем доме надел он на себя сенаторскую одежду; я помогал ему в достижении магистратур; он так любил меня и так чтил, что видел во мне учителя нравственности и относился как к наставнику. Это редко в наших юношах 1083 . (3) Много ли найдется таких, которые уступят возрасту или авторитету? Они сразу же все понимают, сразу же знают все, никого не уважают, никого не берут за образец и сами себе пример. Не таков был Авит. Он был особенно умен тем, что считал других умнее себя; особенно образован потому, что хотел учиться. (4) Всегда советовался он или о своих занятиях, или о житейских обязанностях; всегда уходил, став лучше, а лучше становился или от того, что услышал, или от того, что вообще узнал. (5) Как он повиновался Сервиану 1084 , человеку исключительной точности! Трибун, он сумел так понять и пленить легата, что когда тот перешел из Германии в Паннонию 1085 , он последовал за ним уже не как сослуживец, а как товарищ и помощник. Ревностный и скромный квестор, он был так же приятен и мил своим консулам (а он служил у многих), как и полезен! С какой энергией и неусыпностью добивался он этого самого эдилитета 1086 , которого не дождался! Это особенно растравляет мою печаль. (6) Перед глазами моими стоят напрасные труды, бесплодные просьбы, почетная должность, которой он так заслуживал; я вспоминаю о сенаторской одежде, надетой под моей кровлей; вспоминаю о своем содействии ему, оказанном впервые, о содействии, оказанном в последний раз, о наших разговорах, о наших совещаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

637 Я вижу, как мягок ты со своими рабами; тем откровеннее признаюсь тебе, как я снисходителен к своим.– Поведение Плиния и Павлина отнюдь не было обычным. Судя по тому, как Плутарх убеждает своих читателей в необходимости сдерживать себя («Об обуздании гнева»), по ряду заметок, разбросанных в Диалогах Сенеки, можно судить, как тяжело жилось рабам у большинства хозяев. – Сенека писал о дружеском обращении с рабами. См. Письма, 47. Его De Clementia явно опережало свое время, хотя империя неизменно старалась улучшить судьбу рабов. 639 «По справке» – намек на дощечку, которую продавец вешал на шею рабу; в ней были указаны его родина, возраст, знания, достоинства и недостатки. – Зосим владел несколькими специальностями, что было необычно: раб специализировался на чем-либо одном: «лектор» должен был умело читать речи, истории и стихи; кифарист – играть на цитре и только. 640 Я отправил его в Египет...– Цельз, автор трактата по медицине (I в. н. э.), рекомендовал больным чахоткой мягкий климат Египта и длительные морские путешествия. 641 «Форум Юлия» (н. Фрежю) – недалеко от Марселя. Античная медицина знала лечение туберкулеза хорошим воздухом и молоком; о нем говорят и Цельз, и Гален. 643 ...требовали себе в качестве адвоката. – Судя по IV.9. Варен в деле Басса не принимал никакого участия; замечание Плиния непонятно. 644 Введенные в сенат, они потребовали расследования. – Вся процедура проходила таким образом: послы провинциалов называли магистратуру обвиняемого; затем их «вводили в сенат», где они и просили назначить им защитника и начать расследование в своей провинции. См. II 1.9, прим. 3. 652 Юлий Авит – брат Юлия Назона VI.6.8, ближе не известен. – Провинциальные квесторы возвращались в конце проконсульского года, в июне или июле. 657 ...он бледнел, писал свои речи... – Бледнея от страха за свою речь; в противоположность небрежным адвокатам, тщательно в письменном виде подготовлял свои речи. 658 ...обводить краской то правый глаз, то левый... совещаться с гарусниками... – Непонятно, почему: может быть, Регул, как актер, хотел особенно выделить глаза; «большое значение имеет (для успеха речи) выражение лица, особенно глаза» (Квинт. XI. 3,72). Место истца было справа от судей, ответчика – слева. У Марциала вчерашний раб мушками заклеивает лоб, чтобы скрыть выжженные на нем клейма (2,29,9–10). Регул употреблял мушки по какому-то суеверию, нам неизвестному. – О его привычке советоваться с гарусниками см. II.20.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010