Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДАЦИЙ КЛАР И ИТАЦИЙ [лат. Hydatius (Idatius, Ydacius) Clarus] и [лат. Itacius, Ithacius] (IV в.), епископы в Испании, боролись с ересью Присциллиана . И. К. († до 392) был епископом г. Эмерита Августа (ныне Мерида), И. († после 385) занимал кафедру г. Оссоноба (ныне Фару, Португалия). В VII в. св. Исидор Гиспальский (Севильский) указывал, что прозвище Клар (лат. clarus - славный, блистательный) Эмеритский епископ получил за выдающееся красноречие. Основные сведения о борьбе испан. епископов с присциллианством содержатся в «Хронике» Сульпиция Севера , составленной ок. 403 г. ( Sulp. Sev. Chron. II 46-51). И. К. стал 1-м епископом, отреагировавшим на появление новой ереси, о к-рой ему сообщил еп. Кордубы (ныне Кордова) Игин. По свидетельству Сульпиция, И. К. начал искоренять ересь с излишней ревностью, и его действия привели к усилению разногласий. В борьбе с еретиками И. К. нашел соратника в лице И., к-рый впосл. стал основным противником присциллиан, в частности присциллианского еп. Инстанция. В 380 г. для разрешения противоречий был созван Собор в г. Цезаравгуста (ныне Сарагоса), на к-ром присутствовали также влиятельные епископы из Галлии - Фебадий из г. Агин (ныне Ажен, Франция) и св. Дельфин из г. Бурдигала (ныне Бордо, Франция). Собор осудил учение Присциллиана, но не принял в отношении еретиков решительных мер. Отлучению подвергся лишь Игин Кордубский, склонившийся к ереси. Вероятно, истинной причиной отлучения Игина стало начатое им жестокое гонение на крайних никейцев - луцифериан, среди которых был свт. Григорий , еп. Эльвирский. О нерасположении участников Собора к противникам присциллиан свидетельствует также факт помещения в актах подписи И. К. на последнем месте, несмотря на то что он был митрополитом пров. Лузитания ( Mansi. T. 3. Col. 635). Решения Собора, к-рые должен был обнародовать И., не могли его удовлетворить. Более того, Присциллиан был рукоположен во епископа г. Абула (ныне Авила). И. К. обратился к имп. Грациану и добился от него рескрипта об удалении еретиков из испан. городов. Присциллиане в свою очередь обратились за помощью к Римскому папе Дамасу I и свт. Амвросию Медиоланскому. Не добившись от них поддержки, еретики склонили на свою сторону магистра оффиций Македония, к-рому удалось испросить у императора отмену рескрипта, с чем И. К. вынужден был смириться. Тогда же присциллиане, пользовавшиеся покровительством викария Испании Волуенция, привлекли к суду И. Тот пытался апеллировать к префекту Галлии Григорию, однако еретики через Македония добились возвращения его дела в канцелярию викария. На суде И. удалось оправдаться, однако он перестал выступать против присциллиан. И. К. как митрополит устранился от участия в деле и не поддерживал И.

http://pravenc.ru/text/293541.html

Как странно! Ведь нам только что казалось, что высокоталантливый автор статьи понял основное, понял дух православия, усмотрел эту невидимую лествицу, которая ведет из Православной Церкви в Церковь Небесную! Зачем же после этого исторический ритм? Зачем же бытовые, политические и национальные атмосферы? Как странно слышать о французской революции и о законах социологии… И мне внезапно вспомнилась иная картина. Я вижу маленькую церковь среди выжженой, бурой кастильской пустыни. В чахлом саду, перед крытой галереей настоятельского домика со мной беседует старенький испанский священник. Он только что говорил мне о святой Терзе из Авила, о ее жизни с Богом, о ее провидении Бога даже в самых маленьких, незначительных вещах, о ее всегдашней осиянности божественным Духом, от которого солнце казалось тусклым. Он рассказал мне о Екатерине Сиенской, которая молила Бога убавить силу ее любви, об Ассизском Бедняке, для которого земля сливалась с небом. А я взял и рассказал ему о посещении Мотовиловым Саровского Чудотворца. Помню светлое лицо старика. — Друг мой, — после долгого молчания сказал священник: — неужели вы думаете, что эти принадлежали к различным Церквам? И вот теперь, глядя на эти номера изданий, где написано столько умных, ученых статей, где столь разносторонне, столь тонко освещены вопросы, глубокие вопросы богословия, церковной психологии, почему, спрашиваю, столь настойчиво вспоминается мне этот старый испанский священник? Так ли? Путем ли богословских споров, путем ли глубочайших психологических анализов мы приблизимся к решению вопроса? На верном ли пути стоит? Ученейшим ли академикам-богословам поручим это дело? Нет ли во всем этом какой-то ошибки? Основной трагической ошибки? И вот, смутно чудится еще иной образ. Там, “идеже празднующих глас непрестанный”, — дух пресветлый того самого апостола Петра, того камня, о который столько сотен тысяч разбилось, который стольким тысячам тысяч послужил камнем соблазна и разделения, иным же камнем утончения, камнем прозрения. Того самого Петра, о котором одна милая прихожанка нашего храма воскликнула в порыве благочестивого неведения: “И на что он родился этот Петр, что столько из-за него споров!..”

http://azbyka.ru/fiction/obrazy-carstva/

616 Св. Тереза — Тереза де Авила, или Тереза де Хесус (1515–1582), испанская писательница, монахиня, реформатор ордена кармелитов, в 1565 г. основала монастырь строгих правил (босоногих кармелиток). Преследовалась инквизицией. Автор сочинений о путях самосовершенствования человека для слияния с Богом. Канонизирована в 1622 г. Покровительница Испании. Учитель церкви. 617 Его Преосвященство Ланселот, Епископ Винчестерский — Ланселот Эндрюс (1555–1626) — известный в Англии XVII b. автор проповедей и богословских трудов, написанных " метафизическим стилем " . С 1605 г. — епископ Винчестерский. Один из создателей т. н. Библии короля Якова ( " Authorized Version " ) — английского перевода Библии 1611 г., одобренного Яковом I. Ею пользуется большинство англиканских церквей. 618 Беллармине, Роберто Франческо Ромоло (1542–1621) — итальянский кардинал, влиятельный защитник католицизма, автор " Disputationes de Controversiis Christianae Fidei adversus hujus temporis haereticos " (1581–1593). Протестанты прозвали графин с узким горлом и толстым " животом " " Беллармине " — по бурлескно-гротескному сходству со своим оппонентом. 619 …лорд Кларендон в " Истории бунта " — см. коммент. к эссе " Религия и литература " . 620 Архиепископ Кентерберийский — примас англиканской церкви. 621 Эббот, Джордж (1562–1633) — архиепископ Кентерберийский с 1610 г. 622 Генрих VIII, Эдуард VI — см. коммент. к " Идее христианского общества " , к " Заметкам к определению понятия " культура " " . 623 Via media (лат. средний путь) — формула, традиционно описывающая положение англиканства между римским католицизмом и континентальным протестантством, сложившееся во второй половине XVI b. 624 Пресвитерианство — см. коммент. к " Заметкам… " . 625 Во времена следующих двух монархов суждено было самоутвердиться, гораздо более настойчиво, и иным религиозным устремлениям. — Яков I (1566–1625), король с 1603 г., и Карл I (1600–1649), король с 1625 г., оба из династии Стюартов (см. коммент. к " Идее христианского общества " ), были католиками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Причем делается это настолько открыто, что “тихоновцы” на всех перекрестках говорят о рабской зависимости обновленческой церкви от ГПУ-Тучкова, что вряд ли для нас Упоминания ответственного сотрудника ГПУ (пусть без приведения настоящей его фамилии) в подобного рода уничижительном контексте Е. А. Тучков (как выяснилось позднее) Путяте не простил. Во 2-й половине 1923 г. Путята некоторое время служил в Согласно «Информационной сводке о состоянии православных церковников по СССР на 1 января 1924 года» (за подписью пом[ощник] нач[альника] 6 отделения СО ОГПУ), те из священников Архангельской губернии, «которые служат с обновленческим епископо[м] Владимиром», подвергаются «полному бойкоту со стороны 26 февраля 1924 г. Комиссия по проведению отделения Церкви от государства при ЦК РКП(б) дала указание ОГПУ «Путяту из Москвы Однако это решение, мотивы которого нам неизвестны, реализовано, кажется, не было. Освобождение Патриарха из заключения и падение популярности обновленчества заставили Путяту в очередной раз сменить вехи, обратившись к Патриарху Тихону с покаянным прошением (1924 г.) По рассмотрении ходатайства, 4 (17) апреля 1924 г., Патриарх и Священный Синод постановили:«Так как дело бывшего архиепископа Владимира в свое время рассматривалось Собором православных архиереев, причем последний вынес решение о лишении бывшего архиепископа Владимира архиерейского сана, то Святейший Патриарх и Священный при нем Синод не могут взять на себя ответственность не только по восстановлению бывшего архиепископа Владимира в прежнем сане, но и по пересмотру его дела, а потому все ходатайства и суждения по оному отложить до Собора православных епископов, который один только правомочен вынести по оному делу свое Получивший копию постановления от 17 апреля 1924 г. (с двухмесячным опозданием) Путята критически воспринял аргументацию членов Синода, сформулировав в письме на имя Патриарха от 23 июня 1924 г. (подписанном «архиепископ Владимир») следующий ряд вопросов: «1) Было ли совещательное (не более того!) собрание епископов – тех “антисоветских лиц, от влияния которых произошло теперь окончательное и решительное отмежевание”, “собором”, облеченным судебною властью и в частности правом заочного, без предварительного следствия и соблюдения обязательного требования 74 пр[авила] апост[ольского] суда над архиереями? 2) Будет ли “будущий собор епископов”, даже если он явится не только совещательным органом при соборе, как совещание г., а настоящим каноническим судом, пересматривать и, буде потребуется, отменять решение своего, допустим, равномощного предшественника? Или это вправе сделать, согласно общепринятому правилу, только высшая инстанция, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЛЬФИН Дельфин [лат. Delphinus] († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция). Д. принял участие в Соборе в Цезаравгусте (совр. Сарагоса, Испания), осудившем ересь Присциллиана (383). Присциллиан, став епископом Абулы (совр. Авила, Испания), собрал своих сторонников и отправился к известным зап. богословам с целью добиться признания учения. Присциллиане прибыли в Бурдигалу к Д., однако тот выслал их из города. Еретики безуспешно пытались встретиться также с папой Римским Дамасом I и свт. Амвросием , еп. Медиоланским. В 384/5 г. Д. председательствовал на Соборе испан. и галльских епископов в Бурдигале, где вновь слушалось дело Присциллиана. Среди образованных жителей города были приверженцы ереси. Осужденные Собором еретики передали дело на рассмотрение имп. Магну Максиму. Свт. Амвросий сообщает, что переписывался с Д., к-рый некогда был близок к свт. Фивадию Агинскому, одному из первых борцов с ересью арианства на Западе. Основная часть сведений о Д. содержится в сочинениях Павлина Милостивого (впосл. епископ Ноланский), к-рого святой обратил ко Христу. Сохранилось неск. посланий Павлина к Д., написанных в 393-401 гг. Из них следует, что Д. был знаком не только с Амвросием, но и с др. медиоланскими клириками (напр., со свт. Венерием , одним из преемников Амвросия). Павлин обращался к Д. по вопросам духовной жизни, консультировался по вопросам толкования Свящ. Писания. Сразу после кончины Д. стал почитаться как святой. В одной из поэм, написанной в 405 г., Павлин перечисляет святых покровителей зап. провинций Римской империи, Д. назван св. покровителем Аквитании ( Paulinus Nolanus. Carm. 19. 154). Преемником Д. на Бурдигальской кафедре стал свт. Аманд . Ист.: Sulp. Sev. Chron. II 47-49 (рус. пер.: С. 86-87); Prosperi Tironis Epitoma Chronicon//MGH. AA. T. 9. P. 462; Ambros. Mediol. Ep. 87//PL. 16. Col. 1283-1284; Paulinus Nolanus. Opera/Ed. W. de Hartel. Vindobonae, 1894. Vol. 1: Ep. 10, 14, 19, 20, 35. (CSEL; 29); Vol. 2: Carm. 19. P. 118-143. (CSEL; 30); Les Conciles gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 113-116. (SC; 241).

http://pravenc.ru/text/171646.html

— Значит, это ничего — то последнее, что я тебе сказала? Мы все-таки можем пожениться? — Мы уже поженились. Вот сейчас. Ты моя жена. А теперь спи, зайчонок, времени осталось совсем мало. — А мы правда поженимся? Это не только слова? — Правда. — Тогда я сейчас засну, а если проснусь, буду лежать и думать об этом. — Я тоже. — Спокойной ночи, муж мой. — Спокойной ночи, — сказал он. — Спокойной ночи, жена. Он услышал ее дыхание, спокойное и ровное, и понял, что она заснула, и лежал совсем тихо, боясь пошевелиться, чтобы не разбудить ее. Он думал обо всем том, чего она недосказала, и ненависть душила его, и он был доволен, что утром придется убивать. Но я не должен примешивать к этому свои личные чувства, подумал он. А как забыть об этом? Я знаю, что и мы делали страшные вещи. Но это было потому, что мы были темные, необразованные люди и не умели иначе. А они делают сознательно и нарочно. Это делают люди, которые вобрали в себя все лучшее, что могло дать образование. Цвет испанского рыцарства. Что за народ! Что за сукины дети все, от Кортеса, Писарро, Менендеса де Авила и до Пабло! И что за удивительные люди! На свете нет народа лучше их и хуже их. Более доброго и более жестокого. А кто понимает их? Не я, потому что, если б я понимал, я бы не простил. Понять — значит простить. Нет, это неверно. Прощение всегда преувеличивалось. Прощение — христианская идея, а Испания никогда не была христианской страной. У нее всегда был свой идол, которому она поклонялась в церкви. Otra Virgen mas . Вероятно, именно потому они так стремятся губить virgens своих врагов. Конечно, у них, у испанских религиозных фанатиков, это гораздо глубже, чем у народа. Народ постепенно отдалялся от церкви, потому что церковь была заодно с правительством, а правительство всегда было порочным. Это единственная страна, до которой так и не дошла реформация. Вот теперь они расплачиваются за свою инквизицию. Да, тут есть о чем подумать. Есть чем занять свои мысли, чтобы поменьше тревожиться о работе. И это полезнее, чем выдумывать. Господи, сколько же он навыдумывал сегодня. А Пилар — та весь день выдумывала. Ну, ясно! Что, если даже их убьют завтра? Какое это имеет значение, если только удастся вовремя взорвать мост? Вот все, что нужно завтра.

http://predanie.ru/book/219892-po-kom-zv...

Так, доходы архидиакона Толедо составляли 20 тыс. дукатов в год, больше, чем у мн. графов и маркизов. Заметным явлением в церковной жизни И. в XVI в. стало движение «алюмбрадос» (см. Алюмбрады ). Появившееся в нач. XVI в., оно восходило к средневек. мистической традиции (в частности, францисканской), охватило разные регионы И. и развивалось в неск. этапов. Учение «алюмбрадос» не было зафиксировано в письменном виде, с наибольшей полнотой оно выразилось в молитвенной практике. Судить о нем можно на основании гл. обр. доносов и протоколов допросов инквизиции. В основе движения лежало стремление к религ. свободе, что приводило его адептов к неприятию католич. обрядов и внешних форм религиозности, к отказу от церковной догматики, от почитания священных образов и реликвий, от общепринятой молитвенной практики, от народных религ. суеверий, нередко граничивших с магией. Движение «алюмбрадос» обладало общими чертами с духовными движениями религ. обновления (от Devotio moderna до учений Эразма Роттердамского и Мартина Лютера ) и имело целью нравственное преобразование общества путем воспитания личной религиозности, «подражания Христу». Главным для «алюмбрадос» был мистический путь объединения с Богом в любви, когда благодать Божия, воздействуя на душу, приводит ее в столь совершенное состояние, что лишает свободы воли и делает свободной от всякого греха. Нек-рые испан. аристократы покровительствовали «алюмбрадос» (так, в Гвадалахаре они собирались во дворце герцогов Инфантадо, в Пьедраите - во дворце герцогов Альба). Обеспокоенная размахом движения инквизиция увидела в нем ростки лютеранства . «Эдикт о вере», принятый в Толедо в 1525 г., объявил движение еретическим, каждый верующий был обязан донести на того, кто мог быть заподозрен как сторонник «алюмбрадос» или лютеран. В 1-й пол. 30-х гг. XVI в. состоялись процессы над наиболее активными из «алюмбрадос»; многие были приговорены к различным срокам заключения, нек-рые казнены. Новое оживление движения наблюдалось в 50-70-х гг. XVI в. в Эстремадуре, а затем в нач. XVII в. в Андалусии. В результате осуждения и преследования «алюмбрадос» католич. Церковь и инквизиция в И. стали относиться с еще большим подозрением ко всем проявлениям мистики, в тюрьме инквизиции находились такие крупные духовные писатели, как Хуан де Авила и Луис де Леон, подозрение в ереси долго тяготело над католич. святыми Игнатием Лойолой и Терезой Авильской . Испан. мистика стала одним из направлений в религ. жизни и культуре И.; ее расцвет в 1560-1600 гг. связан с именами Терезы Авильской, Хуана де ла Круса и Луиса де Леона. Отличительной чертой испан. мистики XVI в. считаются соединение аскетизма, томистской теологии и использование народного языка кастельяно. Получили развитие и др. мистические течения - от протестант. мистики Хуана де Вальдеса до квиетизма .

http://pravenc.ru/text/674995.html

Vol. 2/2. P. 214). Об этом предании было известно Иулиану , еп. Толета (ныне Толедо) († 690) ( Julianus Toletanus. De sextae aetatis comprobatione. II 9//PL. 96. Col. 565), Альдхельму из Мальмсбери († 709) ( Aldhelm. Carmina ecclesiastica. IV 4//MGH. AA. T. 15. P. 23), а позже неизвестному автору трактата, подписанного именем еп. Исидора Гиспальского (см. Исидор Севильский ) ( Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 71//PL. 83. Col. 151). В VIII-X вв. распространилось предание о 7 «мужах апостольских» (испан. Varones apostólicos), к-рые по благословению ап. Петра основали 7 кафедр в Юж. Испании: Торкват в Акци (ныне Гуадикс), Ктесифон в Вергии (ныне Берха), Секунд в Абуле (ныне Авила), Индалеций в Урци (близ совр. Альмерии), Цецилий в Иллиберисе (Эльвире), Исихий в Карцесе (ныне Сьеса), Евфрасий в Иллитургах (близ совр. Менхибара). Впосл. это предание соединилось с преданием об ап. Иакове, вслед. чего 7 «мужей апостольских» стали считать 7 учениками ап. Иакова, к-рые перенесли его тело после мученической кончины из Иерусалима в И. Первые краткие, но вполне достоверные сведения о существовании в И. христианских общин на рубеже II и III вв. приводят Тертуллиан ( Tertull. Adv. Iud. VII. 4-5) и сщмч. Ириней Лугдунский (Лионский) ( Iren. Adv. haer. I. 10. 2). О Церкви в И. в сер. III в. дает представление послание сщмч. Киприана Карфагенского ( Cypr. Carth. Ep. 67//CSEL. 3/2. P. 735-743), написанное в 254 г. в связи с отпадением от Церкви епископов Марциала и Василида и адресованное пресв. Феликсу и христианам городов Легиона (ныне Леон) и Астурики Августы. Согласно посланию, в сер. III в. в И. существовали крупные христианские общины, епископские кафедры и развитая структура клира. Св. Киприан упоминает также о гонениях на христиан при имп. Деции (249-251). От 2-й пол. III в. сохранилось единственное Мученичество испан. происхождения, созданное до правления имп. Константина I Великого,- Мученичество св. Фруктуоза, еп. Тарраконы, и его диаконов святых Авгурия и Евлогия, принявших смерть в гонение имп.

http://pravenc.ru/text/674995.html

После назначения себе преемника пророк Моисей начинает раздел завоеванных за Иорданом земель. Колена Рувима, Гада и половина колена Маннасии получили Васан и Галаад при условии, что их боеспособные мужчины помогут в сражении своим братьям из других колен. Судьба их, поселившихся за Иорданом, оказалась на периферии священной истории. Писание упоминает только три значительных эпизода, связанных с их судьбами. Это подвиги судьи Иеффая, галаадитянина, поддержка, которую оказали жители этих мест царю Давиду во время восстания Авессалома, и войны с потомками Агари, в которых Бог дал помощь им потому, что они уповали на Него ( 1Пар. 5, 10, 18–22 ). Перед своей смертью Моисей вновь собирает евреев на равнинах Иорданских (на месте, где во времена Иосифа Флавия находился город Авила) и напоминает им Закон Бога Всемогущего. Эта предсмертная проповедь Моисея записана им в книге Второзаконие. По словам прп. Ефрема Сирина , «ленивые могли отговариваться трудностью отыскивать законы, и для прилежных отыскивание оных было бы утомительно; посему, Моисей, собрал их из трех книг в одну, чтобы желающие знать законы без труда извлекали для себя пользу». В своей последней книге пророк поднимается на небывалые высоты пророчества. Если в предыдущих книгах Моисей пророчествовал о прошлом и настоящем, то во Второзаконии он прорицает будущее. В ней и далекие судьбы еврейского народа, и отдельные предсказания о предназначении двенадцати колен, и, самое главное, предвозвещается пришествие Мессии. Высокое значение этой книги показал Сам Господь наш Иисус Христос. Во время сорокадневного искушения Он отвечал диаволу цитатами из этой книги. Недаром князь тьмы так возненавидел этот священную книгу, что атака на Библию началась именно с нее. Одним из первых аргументов, выдвинутых против Писания, стало утверждение, будто та книга, которую нашел первосвященник Хелкия при царе Иосии ( 4Цар. 22, 8–13 ), была только что написанным Второзаконим. Серьезных аргументов в пользу этого не было никогда. Более того, законы Иосафата показывают близость к постановлениям этой книги ( 2Пар. 17, 7–9 ). Царь Амасия не умертвил детей убийц своего отца в строгом соответствии с заповедями Второзакония ( 2Пар. 25, 1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

 День их мученичества настал в местечке Урсиан: префект Виатор издал приговор, чтобы палачи отрубили головы Серванду и Герману. Их привели к холму, к возвышенному месту у всех на виду посреди близлежащих полей; и там, преклонив колени, молча молясь Богу, они приняли на священные шеи меч, принося себя как чистую жертву. Они претерпели мученичество за истинную веру в десятый день ноябрьских календ, славной смертью последовав в вечную жизнь.  O сколь блаженна Гадитанская земля, которая приняла в свое лоно кровь блаженнейших мучеников, где побеждены были смерть с дьяволом, где храбрейшие воины Христовы в великом триумфе перешли к бессмертию, приняв смерть. Но и большие города Гиспалис и Эмерита были причастны к благодати их страдания: плодородная Эмеританская земля приняла тело Германа, которое рядом с Евлалией и другими мучениками было с почестями предано погребению на кладбище; а тело Серванда покоится, с почестями захороненное на кладбище Гиспалиса между блаженнейшими мученицами Иустой и Руфиной.  Правит над всеми Господь наш Иисус Христос, Который живет с Богом Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. Мученики Викентий, Сабина и Кристета Нет никаких древних источников, подтверждающих почитание этих святых до IX в. Гарсиа Родригес полагал, что культ был местным. 326 Сохранился гимн мученикам «Huc vos gratifice», написанный до арабского завоевания. 327 После нашествия арабов мощи святых оказались на севере Испании, затем в кафедральном соборе Бургоса, в начале XXI в. они были перенесены в базилику св. Викентия в Авиле, где и пребывают теперь. 328 Согласно мосарабским календарям, память мучеников – 27 или 28 октября. 329 Житие Викентия, Сабины и Кристеты Житие святых мучеников Викентия, Сабины и Кристеты, которые приняли мученичество в городе Авила в правление Дациана, в пятый день перед ноябрьскими календами. Благодарение Богу! Во дни после того, как Спаситель пришел во плоти, и пролил кровь Свою ради нашего спасения, спустился в ад, воскрес из мертвых, вознесся на небеса, евангельское знание мало-помалу распространилось по всей земле благодаря учению апостолов, и наконец достигло пределов Испании. Вера стала известна немногим, и малочисленность христиан делала ее еще более великой. А в языческих святилищах повсеместно дымилась кровь жертвенных быков и козлов. He было ни одного города, укрепленного места, деревни или крепости, где не было бы святилищ и изображений чудищ, отлитых из золота, серебра и других металлов, в обличье которых поклонялись демонам, и вера Христова трепетала, шествуя среди языческого буйства. Собрания во имя Христова происходили в самых тайных и сокровенных местах, и приходили туда немногие совершенные, и чем больше возрастала слава имени Христова, тем ниже падало проклятое нечестие. И вышло так, что уже не в одном городе разгоралось пламя истинной веры, и уже не прячась в тайниках, а открыто умножалось количество священников и других клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007