Все верующие во Христа даже при посещении храма держались там вместе, одной сплочённой массой. Таким местом был «притвор Соломонов» – крытая галерея при главном входе в храм, очевидно удобная для христиан по своей значительной величине. Чувство некоторого страха и высокого почтения к христианам делало то, что все держались от них в некотором почтительном отдалении: «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их», то есть народ прославлял их, ценя, очевидно, их высокие религиозно-нравственные качества. Далее говорится, что число верующих во Христа, как мужчин, так и женщин, всё более и более увеличивалось. Особенно поразительны были чудеса исцелений болящих, причём как прежде даже одно прикосновение к одежде Христовой давало исцеление, так теперь исцеляла даже тень проходящего Петра. Буквально исполнились слова Христовы на апостолах: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин. 14:12 ). Громадный успех апостольской деятельности вызвал новое гонение против апостолов со стороны иудейских властей. Как раньше они воспылали ненавистью против Господа по зависти, так и теперь, по слову Дееписателя, «первосвященник же и с ним все, принадлежащие к ереси саддукейской, исполнились зависти». Под первосвященником, здесь надо понимать Каиафу, который тогда был правящим. Религиозно-нравственное разложение в этом высшем иудейском обществе было тогда так велико, что нет ничего удивительного в том, что и сам первосвященник принадлежал к саддукейской ереси, отвергавшей существование души и воскресение мёртвых. Иосиф Флавий прямо говорит, что один сын Анана, или Анны, тестя Каиафы, был саддукеем. Может быть, Каиафа не открыто принадлежал к этой секте, а тайно разделял её воззрения. На этот раз с апостолами поступили более сурово, замышляя даже умертвить их (ст. 33): заключили в народную темницу, как преступников. «Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы...» Чем сильнее становится преследование новоустрояющейся Церкви, тем явственнее чудесная помощь Божия гонимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Все такие люди не любят слышать и читать об Антихристе, смеются, ругаются и отплевываются, когда им напоминают о нем, ибо сердцем своим они уже приняли Антихриста, как своего повелителя и благодетеля, хотя бы некоторые из них носили даже сан священнослужителей и иерархов Церкви. По словам Апостола,  «они – от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их»   ( 1Иоан. 4, 5 ). Между тем, все истинные христиане, а тем более – истинные служители Церкви, как подчеркнул это в Своей прощальной беседе с учениками на Тайной Вечери Господь Иисус Христос, – «не от мipa«.Bom Его подлинные слова, которые необходимо хорошо знать и помнить каждому, желающему быть истинным христианином. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел: если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, потому ненавидит вас мир»  ( Иоан. 15, 18–19 ). Таким образом, ненависть мира, во зле лежащего, есть главный признак того, что мы стоим на правом пути – что мы истинные последователи Господа нашего Иисуса Христа. И наоборот:  «Дружба с миром есть вражда против Бога»   ( Иак. 4, 4 ). Вот почему всякое стремление, с нашей стороны, дружить с «власть имущими» в нынешнее время, когда всюду так явно господствуют «антихристи мнози», явно или скрытно борющиеся со Христом и Его истинной Церковью, всякое стремление подобострастно угождать им, льстить и делать им приятное, даже в какой-то мере добиваться их «легализации» есть уже  измена Христу-Спасителю и вражда против Него,  хотя бы поступающие так и носили на себе одежды священнослужителей. В самом деле: разве можно было бы представить себе апостолов Христовых или хотя бы рядовых верующих христиан пирующими после распятия Христова за одним столом вместе с Анной и Каиафой или Иудой Искариотским?! А что мы нередко видим теперь? «Блюдите убо, како опасно ходите!»  недаром предостерегал нас еще св. Апостол Павел в лице Ефесян,  «не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» ( Ефес. 5, 15–16 ), то есть: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Все это ни к чему! Никакие внешние меры, никакие «реформы» не помогут, не спасут человечество от страшной гибели, которая так явно и очевидно на него надвигается, особенно со времени крушения нашей Православной России. Переделайте на новый лад душу человека, отступившего от Бога, от Христа, от Церкви, от возвышенного закона евангельского, – вложите ему в сердце любовь , чтобы она стала основным двигателем его жизни! Только в этом и единственно в этом – наше спасение! Именно об этом и учит нас так трогательно и убедительно «Апостол Любви» св. Иоанн Богослов, как в своем чудном «духовном» Евангелии, где он один из всех евангелистов излагает наиболее возвышенные слова Христовы о любви, так и в своих трех соборных посланиях. Истинная любовь, по изложенному им учению, есть  только  та, которая духовно соединяет человека с Богом и духовно же объединяет людей между собой во Имя Божие. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе (друг друга)!» – приводит он слова Христовы, сказанные на Тайной Вечери: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» ( Ин.13,34–35 ) . «Аще любите Мя, заповеди Мои соблюдите!» ( Ин.14,15 ) . «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам»  ( Ин.14,21 ) . «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» ( Ин.15,12–13 ) . «Сие заповедую вам, да любите друг друга» ( Ин.15,17 ) . «И сказах им Имя Твое», – так молился Господь Иисус Христос в своей первосвященнической молитве Богу Отцу: «и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них» ( Ин.17,26 ) . Все эти замечательные речи Господа Иисуса Христа о любви, так сильно и ярко выраженные, мы находим только в четвертом Евангелии возлюбленного ученика Христова. Замечательны и его собственные наставления о любви в его соборных посланиях. «Бог есть Любовь», – так учит св. Иоанн: «в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин.4,10–11 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Все это результат действия тех темных сил, тех сил зла, о которых говорит в своем первом соборном послании возлюбленный ученик Христов св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, называя их: антихристы мнози ( 1Ин 2:18 ). Вспомним, что ведь и Сам Господь Иисус Христос предупреждал Своих учеников, а через них, конечно, и всех Своих последователей, о появлении в мире лжехристов и лжепророков ( Матф. 24:24 ). Вот эти-то «лжехристы» и «лжепророки», они же и «антихристы», в лице разных самозванных религиозных учителей, а также лжеучителей всякого рода, задавшихся подменить христианство другим учением, якобы способным облагодетельствовать человечество, в виду того, что христианство будто бы уже устарело или оказалось неспособно благоустроить и упорядочить жизнь людей, они-то и создали то ужасное, грозящее страшной мировой катастрофой, состояние, в котором ныне все человечество находится. И несмотря на это, они до сих пор держат массы людей в ослеплении, искусно внушая своим адептам, что причина всех современных зол и бедствий не в том, что они своими лжеучениями хотят вытеснить христианство, а в чем-то другом. Прекрасно разоблачает их св. Ап. Петр во 2-ой главе своего 2 соборного послания, называя их «лжепророками», «лжеучителями», «беззаконниками», «срамниками» и «осквернителями», «безводными источниками», «облаками» и «иглами, гонимыми бурею». Он говорит о них, что они введут пагубные ереси, что многие последуют их разврату и что чрез них путь истины будет в поношении; что они из любостяжания будут уловлять православных христиан льстивыми словами, что они идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, что они, как безсловесные животные, злословят то, чего не понимают, что глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха, что они прельщают неутвержденные души, что сердце их приучено к любостяжанию, что они, произнося надутое пустословие, уловляют в плотския похоти и разврат, обещают свободу, будучи сами рабами тления. Мы видим, как все эти характеристики удивительно подходят ко всем тем, кто отступил от чистой и безпримесной истины Христова учения, ко всем этим современным бесчисленным сектантам и всем пропагандистам новых общественно-политических учений, игнорирующих христианство . Всех их, как развратителей и губителей человечества, св. Ап. Петр, со всей справедливостью, называет сынами проклятия ( 2Петр. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Все это результат действия тех темных сил, тех сил зла, о которых говорит в своем первом соборном послании возлюбленный ученик Христов св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, называя их антихристы мнози ( 1Ин.2:18 ). Вспомним, что ведь и Сам Господь Иисус Христос предупреждал Своих учеников, а через них, конечно, и всех Своих последователей о появлении в мире лжехристов и лжепророков ( Мф.24:24 ). Вот эти-то лжехристы и лжепророки, они же и антихристы, в лице разных самозваных религиозных учителей, а также лжеучителей всякого рода, задавшихся подменить христианство другим учением, якобы способным облагодетельствовать человечество, в виду того, что христианство будто бы уже устарело или оказалось неспособно благоустроить и упорядочить жизнь людей, они-то и создали то ужасное, грозящее страшной мировой катастрофой, состояние, в котором ныне все человечество находится. И несмотря на это, они до сих пор держат массы людей в ослеплении, искусно внушая своим адептам, что причина всех современных зол и бедствий не в том, что они своими лжеучениями хотят вытеснить христианство, а в чем-то другом. Прекрасно разоблачает их св. ап. Петр во 2-ой главе своего 2 соборного послания, называя их «лжепророками», «лжеучителями», «беззаконниками», «срамниками» и «осквернителями», «безводными источниками», «облаками» и «мглами, гонимыми бурею». Он говорит о них, что они введут пагубные ереси, что многие последуют их разврату и что чрез них путь истины будет в поношении; что они из любостяжания будут уловлять православных христиан льстивыми словами, что они идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, что они, как бессловесные животные, злословят то, чего не понимают, что глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха, что они прельщают неутвержденные души, что сердце их приучено к любостяжанию, что они, произнося надутое пустословие, уловляют в плотские похоти и разврат, обещают свободу, будучи сами рабами тления. Мы видим, как все эти характеристики удивительно подходят ко всем, тем, кто отступил от чистой и беспримесной истины Христова учения, ко всем этим современным бесчисленным сектантам и всем пропагандистам новых общественно-политических учений, игнорирующих христианство. Всех их, как развратителей и губителей человечества, св. ап. Петр, со всей справедливостью, называет сынами проклятия ( 2Пет.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Всему свое время. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать»...  (Екклесиаст, 3, 1–4). Такую самоочевидную, казалось бы, истину высказал, по вдохновению от Духа Божия, еще в далекие от нас ветхозаветные времена премудрый Екклесиаст. Тот самый Екклесиаст, который, будучи царем над Израилем в Иерусалиме, изследовал и испытал мудростью все, что делается под небом, видел все дела, какие делаются под солнцем, и нашел, что  «все суета и томление духа»   ( Еккл. 1, 12–14 ). И вот к какому заключению пришел он: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом – все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо»  ( Еккл. 12, 14 ). Все эти Богооткровенные и непреложные истины навеки запечатлены для нас в Слове Божием и постоянно проповедуются Святою Церковью. Но не внемлет им человеческая греховная испорченность: упорно силится она на место Закона Божия поставить свой собственный закон. И делает это весьма часто вопреки всякому здравому смыслу... на собственную погибель. Так, много, очень много, нездорового, ненормального, противного Закону Божию, нравственно-разлагающего, духовно-растлевающего вошло в жизнь нашего русского общества перед страшной катастрофой, постигшей русскую землю, так называемой «революцией». Тяжко сетовали на это, постоянно говорили об этом и писали наши выдающиеся архипастыри, пастыри и лучшие представители верующего русского народа. Одной из таких нравственных болезней, подточившей здоровый нравственный организм православного русского народа и сыгравшей свою пагубную роль в деле крушения России, была все усиливавшаяся в последнее время у нас  страсть к развлечениям  – развлечениям неумеренным, нездоровым. Вот как говорил об этом еще в самом начале нынешнего ХХ-го столетия (в 1904 г.) наш великий всероссийский пастырь, молитвенник и чудотворец приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский в своей высокопоучительной беседе с сопастырями – священнослужителями г. Сарапуля:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Всему свое время Из книги архиепископа Аверкия (Таушева) «Всему свое время» , изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Всему свое время, и время всякой вещи под небом… время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать… (Еккл 3, 1, 4) Такую самоочевидную, казалось бы, истину высказал, по вдохновению от Духа Божия, еще в далекие от нас ветхозаветные времена премудрый Екклесиаст. Тот самый Екклесиаст, который, будучи царем над Израилем в Иерусалиме, исследовал и испытал мудростью все, что делается под небом... Видел все дела, какие делаются под солнцем, и нашел, что всё — суета и томление духа (Еккл 1, 12–14). И вот к какому заключению пришел он: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл 12, 13—14). Все эти богооткровенные и непреложные истины навеки запечатлены для нас в слове Божием и постоянно проповедуются Святою Церковью. Но не внемлет им человеческая греховная испорченность: упорно силится она на место закона Божия поставить свой собственный закон. И делает это весьма часто вопреки всякому здравому смыслу… на собственную погибель. Так, много, очень много нездорового, ненормального, противного закону Божию, нравственно разлагающего, духовно растлевающего вошло в жизнь нашего русского общества перед страшной катастрофой, постигшей Русскую землю, так называемой революцией. Тяжко сетовали на это, постоянно говорили об этом и писали наши выдающиеся архипастыри, пастыри и лучшие представители верующего русского народа. Одной из таких нравственных болезней, подточивших здоровый нравственный организм православного русского народа и сыгравших свою пагубную роль в деле крушения России, была все усиливавшаяся в последнее время у нас страсть к развлечениям — развлечениям неумеренным, нездоровым. Вот как говорил об этом еще в самом начале XX столетия (1904) наш великий всероссийский пастырь, молитвенник и чудотворец, приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский в своей высокопоучительной беседе с сопастырями-священнослужителями: «Удивительная болезнь явилась нынче — это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это — прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем развлечение — это уже общественный порок, уже общественная страсть!»

http://pravoslavie.ru/2927.html

Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот «взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его... доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время» – как толкует св. Андрей Кесарийский , под этой «тысячей лет» надо понимать всё время от воплощения Христова до пришествия антихриста. С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число 1.000 определённое – взято здесь вместо неопределённого, означающего вообще длительный период времени до второго Пришествия Христова. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дело было судить» и проч. – эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах – это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой ( 1Сол. 2:12 ). В сем лике св. Тайновидец выделяет в особенности «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие», то есть святых мучеников. «И увидел, – говорит св. Иоанн, – души обезглавленных» – отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в 1.000-летнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и «творят суд» не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, ещё не соединившихся с телами. Из этих слов видно, что святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они соцарствуют. «И ожили и царствовали со Христом тысячу лет» – оживление здесь разумеется нравственно-духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот «ятъ древняго, иже есть дiaboлъ и сатана, и связа и на тысящу лтъ, и въ бездну затвори его, и заключи его (…) дондеже скончается тысяща лтъ: и по сихъ подобаетъ ему отршену быти на мало время» – «взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его (…) доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Как толкует св. Андрей Кесарийский , под этой «тысячей лет» надо понимать все время от воплощения Христова до пришествия антихриста (гл. 60). С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число тысяча – определенное, взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период времени до Второго Пришествия Христова. Откр. 20:4. И видхъ престолы и сдящыя на нихъ, и судъ данъ бысть имъ: и душы растесаныхъ за свидтелство Иисусово и за слово Бoжie, иже не поклонишася зврю, ни икон его, и не npiяшa haчepmahiя на челхъ своихъ и на руц своей. И ожиша и воцаришася со Христомъ тысящу лтъ. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской, после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах–это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой ( 1Сол.2:12 ). В сем лике св, Тайновидец выделяет в особенности «растесаныхъ за свидтелство Иисусово и за слово Бoжie» – «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие», то есть святых мучеников. «И видхъ» – «и увидел», – говорит св. Иоанн, «душы растесаныхъ» – «души обезглавленных». Отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в тысячелетнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и «творят суд» не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, еще не соединившихся с телами. Из этих слов видно, что Святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они соцарствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вслед за тем св. Иоанну представляется другое дивное зрелище: «Народ мног, егоже исчести никтоже может, от всякаго языка и колена и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы и финицы в руках их. И возопиша гласом велиим, глаголюще: спасение сидящему на престоле Богу нашему и Агнцу» ( Откр 7:9–10 ) – по словам св. Андрея Кесарийского , «это суть те», о которых говорит Давид: «изочту их и паче песка умножатся» ( Пс. 138:18 ), – которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний. В руках у них пальмовые ветви – знамения победы над диаволом. Участь их – вечное ликование перед престолом Божиим. Один из небесных старцев объяснил св. Иоанну, что это «сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша (омыли) ризы своя, и убелиша ризы своя в крови Агнчи» ( Откр. 7:14 ). Все эти признаки указывают явно на них как мучеников за Христа, а выражение, что они «пришли от великой скорби», заставляет некоторых толкователей предполагать, что это христиане, которые будут избиты антихристом в последний период существования мира. Ибо об этой скорби возвестил Сам Христос Спаситель, говоря: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира и доныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Это и будет то дополнение числа мучеников, о котором сказано в ( Откр. 6:11 ). В качестве высшей награды, которую они получат, указывается то, что они будут пребывать пред престолом Божиим, служа Богу «день и нощь», чем указывается образно на непрерывность этого служения, ибо, как говорит св. Андрей, «ночи там не будет, но один день, освещаемый не чувственным солнцем, но духоносным Солнцем Правды». Черты блаженства этих праведников выражены еще в словах: «Не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной» ( Откр 7:16 ), то есть не будут больше терпеть никаких бедствий. Сам «Агнец» будет «пасти их», то есть руководить ими, они сподобятся обильного излияния Духа Святого ( «животныя источники вод»), «и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр 7:9–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010