архиепископ Аверкий (Таушев) Содержание Часть первая. Церковь Христова из иудеев. (главы 1—12)... Глава первая Предисловие к Книге Деяний (стихи 1—3). Наставления и обетования Господа пред вознесением и Вознесение его (стихи 4—11). Речь святого апостола Петра об избрании нового апостола на место Иуды и избрание Матфия (стихи 12—26). Предисловие к книге Деяний (Деян. 1:1—3) Деян.1:1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала Деян.1:2. до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, Деян.1:3. которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.    В предисловии автор обращается к некоему Феофилу и при этом указывает на свою «первую книгу» в которой написал «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала». Совершенно очевидно, что здесь речь идет о третьем нашем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же «достопочтенного Феофила». Святой Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй книгой, которая должна служить как бы продолжением первой. О «всем», конечно, только относительно, ибо святой Иоанн считает даже невозможным описать всё (Ин 21:25). «Всё» здесь сказано в смысле: «все необходимое» для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия.     «Что Иисус делал и чему учил от начала» — эти слова и по-русски правильнее было бы перевести: «что начал делать и чему начал учить Иисус». Дееписатель хотел этим выразить то, что в Своей земной жизни Господь только начал творить и учить, а будет это продолжать через Апостолов (деяния которых в предлагаемой им книге будут описываться) и, само собой разумеется, через их преемников «до скончания века» (Мф 28:20).     «До того дня, в который Он вознесся». Вознесение Господне указывается здесь, как поворотный пункт: это — конец Евангельской и начало Апостольской истории. До этого момента имела место видимая деятельность Господа на земле, с сего же момента начинается Его невидимая деятельность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Архиепископ Аверкий (Таушев). Толкование на Апокалипсис …Живо и образно рисуется гибель Вавилона – великой блудницы, которая сопровождалась, с одной стороны, плачем царей земных, блудодействовавших с нею, и купцов земных, продававших ей разного рода драгоценные товары, а с другой, радостью на небе по поводу справедливого суда Божия. Некоторые современные толкователи полагают, что этот Вавилон действительно будет каким-то громадным городом, мировым центром, столицею царства антихриста, который будет отличаться богатством и вместе с тем крайней развращенностью нравов, чем вообще всегда отличались большие и богатые города. В последних стихах этой главы (21-23) указывается на внезапность кары Божией, которая постигнет этот город. Гибель его произойдет так же быстро, как жернов погружается в море, и гибель эта будет столь поразительна, что от города не останется ни малейших следов, на что образно указывается в словах: «и голоса играющих на гуслях и поющих и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет» и т. д. В последнем, 24-м стихе указывается еще, как на причину гибели Вавилона, то, что в «нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле». Мировой кризис Священник Дионисий Свечников Мировым кризисом для человечества стало Вавилонское столпотворение. Господь смешал языки возгордившихся людей. Это сейчас мы не удивляемся, увидев человека говорящего на ином языке. Но тогда это был настоящий кризис! Люди, говорившие на одном языке, вдруг перестали понимать друг друга, и им пришлось разойтись, так и не закончив задуманного строительства башни, которая достигла бы небес. И в этом случае кризис явился следствием греха – гордыни людей. Крах мировой финансовой системы объяснить легко. Как некогда Господь опрокинул столы менял в Иерусалимском храме, так и сегодня Он порушил Вавилонские башни тех, кто опьяненный собственным богатством, забыл о Нем и Его заповедях: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф.

http://pravmir.ru/zolotoj-vavilon-ili-be...

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ К ПРАЗДНИКУ СВЕТЛОГО ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА 27 МАРТА 1972 Г. СТ. СТ. Христос Воскресе! «Возрадуется сердце ваше и радости вашея никтоже возмет от вас» ( Ин.16,22 ) . Приветствую вас, возлюбленные о Господ братие и сестры, с днем несказанной, неизреченной радости, с которой не может сравниться никакая другая, земная радость. «Христос бо воста – веселие вечное!» Воистину блаженны мы, христиане православные, ибо только нам одним, в меру чистоты наших сердец, дано вкушать эту радость, которая есть не что иное, как преддверие вечной нескончаемой радости – того вечного райского блаженства, какое уготовал нам Воскресший Христос. Нам принадлежать великие обетования: «Око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2,9 ) . Что перед этим все наши временные земные скорби, печали и страдания? Они все как бы растворяются, разсеиваются, исчезают, яко дым, и тают, яко воск от лица огня, в этой всепоглощающей светлой пасхальной радости, предвещающей нам вечное блаженство. " Думаю» , говорит Апостол: «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8,18 ) . Но надо всегда знать и помнить, что как у Самого Христа-Спасителя путь к славе Воскресения шел через Гефсиманию и Голгофу, так и для нас нет иного пути к уготованному нам вечному блаженству как только через скорби и страдания. «Христос, пострадав за нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его» ( 1Петр.2,21 )  – учит нас Слово Божие. Поэтому глубоко заблуждаются те, которые здесь на земле стараются избирать для себя легкий путь утех и наслаждений, не думая о том, что мы должны «спострадать Христу», если желаем и прославиться с Ним. Путь страданий на земле для всех истинных христиан ясно предуказан Словом Божиим. Такой именно путь предначертал нам Сам Господь наш Иисус Христос, сказав ученикам Своим на Тайной Вечери:«вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» , но тут же изрек им в утешение: «вы печальни будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин.16,20 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Без покаяния нет спасения»  – это общеизвестная для каждого подлинного христианина святая истина, а потому надеяться на какую-то «отсрочку», на спасение и возрождение к новой, лучшей жизни России и всего мира без покаяния – более чем наивно, совершенно фантастично и неразумно, ибо ничем не может быть оправдано. Св. праведный Иоанн Кронштадтский в своих словах в 19061907 годах говорил буквально так: «По-видимому,  скоро  наступит день Второго Пришествия Христова, – ибо наступило предсказанное в Писании  отступление  от веры ... Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет! полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые законы.  Он скоро  придет, но придет судить мир и воздать каждому по делам ... Может быть, скоро услышим мы грозную весть: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща» ...  «Если не будет покаяния у русского народа, – конец мира близок». Вот потому-то  все мы сейчас и должны думать прежде всего о покаянии , отложив далеко в сторону все остальное – все наши суетные заботы, планы и соображения. Есть ли, однако, в современном мире такое покаяние, такое всеобщее обращение к Богу, которое одно только в силах отвести карающую десницу Божию от погрязающего все глубже и глубже в бездну нравственного падения человечества? Этого пока не видно, и говорить потому об этом не приходится. При данных переживаемых нами обстоятельствах современной жизни остается во всей своей силе вышеприведенное нами пророчество преподобного Нила Мироточивого, со всеми вытекающими из него последствиями, а в особенности, конечно, – для всех нас равно обязательные предостережения и предупреждения Христовы о Его Втором Пришествии и о безусловной необходимости постоянно готовить себя к нему. Кто же ведет себя иначе, к тому в полной мере относится страшная угроза Христова: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и разсечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.24,48–51 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Без принятия благодати Божией в церковных таинствах  нечего и думать  быть истинным христианином. Благодать Божия, по неизреченной милости Божией, в силу искупительной Жертвы Христовой, принесенной за наши грехи на кресте, дается нам  туне – даром,  без каких бы то ни было заслуг с нашей стороны... но... для привлечения этой благодати Божией необходима, с нашей стороны,  добрая воля, стремление к получению ее и наши собственные труды и усилия к получению и сохранению ее. Никто не может стать христианином и спастись так сказать автоматически, как какая-то бездушная пешка, без проявления своей доброй воли и собственных трудов и усилий. Таково, вопреки извращенному лжеучению разных сектантов, ясное учение Слова Божия о спасении – таково учение нашей Св. Православной Церкви, ни в чем не отступающей от учения Слова Божия. Отсюда и явствует безусловная необходимость тех трудов и подвигов – того « аскетизма», который так характерен для истинного христианства – Святой Православной Веры. Так ясно и убедительно говорит о необходимости этого аскетизма св. Апостол Павел в своем 1-ом послании к Коринфянам, употребляя хорошо знакомое им образное сравнение христианского аскетизма с тренировкой тех, которые участвуют в спортивных состязаниях (Коринф славился своими «истмийскими играми»):  «не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленнаго, а мы – нетленнаго. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным»  ( I Kop. 9, 24–27 ). Вот ясное законоположение христианского аскетизма, который состоит в упражнении в подвиге воздержания! Зачем нужен этот подвиг воздержания? И это разъясняет нам тот же. св. ап. Павел в другом своем послании:  «ибо плоть желает противнаго духу, а дух – противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы»   ( Галат. 5, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Божественную славу, но приписывают её Владыке» (ст. 1–10). Следующая часть главы (ст. 11–12) изображает появление Самого Божественного Жениха – Слова Божия, брань Его со зверем и воинством Его и окончательную победу над ним. Св. Иоанн увидел отверстое небо, откуда сошёл в виде всадника на белом коне Господь Иисус Христос, за Которым следовали также на белых конях небесные воинства. «Белый конь, по словам св. Андрея, означает светлость святых, восседая на которых, будет судить народы, испуская из Своих пламенных и огненных очей, то есть из всевидящей силы Своей, огненный пламень, праведных, однако, не опаляющий, но просвещающий, а грешников, наоборот, пожирающий, но не просвещающий». Он появляется, как Царь, со множеством диадим на голове, чем означается, что Ему предоставлена вся власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ) и над всеми царствами мира. «Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» – неизвестность имени указывает на непостижимость Его Божеского существа. Далее, в 13 стихе, это имя названо: Слово Божие. Имя это действительно непостижимо для людей, ибо оно относится к сущности и происхождению Божественного естества Иисуса Христа, которых никто из смертных не может постигнуть. Потому оно и в ветхозаветном Писании называется чудным ( Суд. 13:18 ; Ис. 9:6 ; Притч. 30:4 ). «Он был облечён в одежду, обагрённую кровью» – «Одеждою Бога Слова, – говорит св. Андрей, – была пречистая и нетленная плоть Его, обагрённая Его кровью во время вольных страданий». «И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый» – «это небесные силы, отличающиеся тонкостью природы, высотою разумения и светлостью добродетелей и почтенные нерасторжимостью крепкого и тесного единения со Христом» (св. Андрей). «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» – это меч Христов, в данном случае не столько как учителя (ср. 1:16), а больше как Царя, совершающего Свои суды, как оружие для наказания нечестивых ( Ис. 11:4 ). Они будут пасомы жезлом железным – это выражение взято из Пс. 2:9 ; Ис. 63:4–5 и объяснено в Откр. 2:27; 12:5 . «На одежде и на бедре Его написано имя: царь царей и Господь господствующих» – это имя, свидетельствующее о Божественном достоинстве носителя его, было написано на бедре, то есть на царском плаще, около той части тела, при которой, по обыкновению восточных народов, висел меч на поясе (ст. 11–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Будем же всячески беречь себя, братия, от этой лукавой закваски современного фарисейства! Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает - не по гордости и по самолюбию, а единственно - по любви к истине. Наша главная задача в это лукавое время лживого бесстыдства - сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения - воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнедавцу, Победителю ада и смерти. «Если кто Церковь послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18: 17). Эти грозные слова Самого Господа нашего Иисуса Христа мы слышали в читанном ныне Евангелии. Мы должны всегда помнить их, но прежде всего - правильно понимать их смысл и значение. Почему это так? Прощаясь с Своими учениками на Тайной Вечери, Господь в утешение им, скорбевшим о скоро предстоящей разлуке с Своим Божественным Учителем, сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины» (Иоан. 14:16)... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Иоан. 16:13)... Тот научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14:26). Свое обещание Господь исполнил в десятый день по Своем Вознесении (или в 50-ый день по Воскресении). В великий и славный день Пятидесятницы обещанный «Утешитель» - Дух Святый - «Дух Истины» сошел на Апостолов, и на земле явилось «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Марк 9:1), о котором неоднократно говорил Господь во время Своей земной жизни: Церковь Христова. Церкви Своей Господь даровал великое обетование, сказав еще раньше: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Церковь Христова - это Царство Духа Божия, это - сокровищница благодати Духа Святого, а вместе с тем - это Сокровищница Божественной Истины, поскольку Дух Святый, по слову Самого Христа-Спасителя, есть «Дух Истины.» Вот почему и великий Апостол языков св. Павел писал своему ученику Тимофею: «Церковь Бога живого - столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Быхъ въ дус въ день недлный» – «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный» (Ап.1:9–10).). Теоретически каждый пункт таких исторических мест можно проверить для точности с помощью свидетельств, документов, историков древней Церкви и тд. Метафорические места, когда в поэтических образах описываются природные явления ( «Солнце позна западъ свой». – «Солнце знает свой запад» ( Пс. 103:19 ).) можно тоже рассматривать в буквальном смысле, как и те, когда действия или качества Господа описываются в земных терминах или Господу приписываются земные части тела или страсти (Бог сердится или возмущается, или гуляет в Раю). Эти виды смысла можно тоже классифицировать как «буквальные» (хотя в точности они такими не являются), потому что они стремятся описать реальность как таковую (земную или небесную), не ссылаясь больше ни на что. Символические значения, с другой стороны, могут быть различными. Например, есть метафорические прообразы, когда исторические лица или события используются для предзнаменования событий в жизни Христа (например, три дня Ионы ю чреве кита предзнаменуют три дня, проведенные Христом в гробу – Мф. 12:40 ); символы, когда Богодухновенные деяния указывают на Божию волю или откровение (например, узы и ярмо Иеремии означают вавилонский плен – Иер. 27 ; или пояс святого Павла, который, взяв, связал себе руки и ноги пророк Агав означает пленение Апостола иудеями– Деян.21:11 ). В обоих этих видах символического значения буквальный, исторический смысл текста тоже верен. В том, что можно назвать мистическими образами, когда какому–либо земному лицу, вещи или событию придается более глубокое, духовное значение – как, например, с древом познания добра и зла в Раю, которые святитель Григорий Богослов толковал как «созерцание», не отрицая при этом, что это было также и дерево; или древо жизни, которое, будучи прообразом Креста Христова, кроме того, является также образом будущей вечной жизни и во то же время не перестает быть просто деревом с саду в буквальном смысле слова, о чем ясно говорится в святоотеческой традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В 17–20 стихах первой главы св. апостол возражает тем клеветникам, которые пытались обвинить его в изменчивости и тем набросить тень на самую проповедь его, как такую же изменчивую, сбивчивую и лживую. «Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет» но в нём было «да»... в славу Божию, через нас» (1:18–20). Смысл этих слов тот, что проповедь св. апостола так же тверда и неизменна, как неизменен Сам Христос. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (ст. 21–22) – здесь идёт речь о таинстве Миропомазания, для тайносовершительной формулы которого отсюда взяты слова: «печать дара Духа Святаго». Смысл этих слов апостола таков: в том, что возвещённое мною вам учение верно, доказательством служит полученная вами в миропомазании печать дара Духа Святого. «Бога призываю во свидетеля на душу мою...» – слова, свидетельствующие о допустимости клятвы в важных случаях (ст. 23). Клятвенно свидетельствуясь Богом, св. апостол открывает коринфянам истинную причину замедления прихода к ним, что щадя самих же коринфян, он не шёл к ним до сих пор, чтобы не поступать с ними так, как поступал бы, если бы хотел только «брать власть над их верою», то есть думал бы со всею строгостью вести себя начальником над всем строем их религиозной жизни. Иными словами, апостол хотел, чтобы они сами исправили у себя все свои погрешности, дабы встреча их с апостолом была радостной, без всяких взаимных огорчений. О том же говорит св. апостол и во второй главе: он не хотел приходить к коринфянам «с огорчением», а потому предоставил им самим произвести суд над тем, кто и его и их крайне огорчил, то есть над кровосмесником. Но так как огорчитель покаялся, то апостол разрешает простить его, чтобы он «не был поглощён чрезмерною печалью» и чтобы не восторжествовал тогда сатана (ст. 1–11). С 2:12 до 7:1 св. апостол рассуждает о высоте христианского откровения, или евангельской истине, и о том, как эта истина водворяется на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лк. 10, 7). В связи с этим формируется наше отношение к плате священнику за совершение им того или иного обряда. С одной стороны, человек не обязан насильно платить за совершение того или иного действа. Ведь как поясняет архиепископ Аверкий (Таушев): «Повелевая питаться тем, что предлагают, Господь предписывает ученикам приличествующую им нетребовательность и невзыскательность…» с. 194]. Это означает, что сам священнослужитель не может устанавливать размер оплаты за свой труд. Однако, с другой стороны, памятуя о том, что священник питается от трудов своих, то есть получает средства на жизнь от своего служения людям, желательно, конечно же, оплатить совершение священником обряда освящения жилища. При этом стоит понимать, что в этом нет ничего противоречащего учению Христа и Его Церкви, и это никаким образом не сказывается на той благодати, которую Господь ниспосылает на дом по молитвам священника. Если же человек, желающий освятить свой дом, смущается спросить о возможной плате у самого священника, то этот вопрос можно также разъяснить у сотрудников, работающих за свечным ящиком, так как они знают, сколько примерно дают люди за совершение той или иной требы. Также можно пожертвовать столько, сколько возможно человеку по средствам. Перед непосредственным проведением обряда освящения необходимо привести квартиру (или дом) в надлежащий вид, провести уборку, а также подготовить все то, что потребуется священнику. Следует проверить все помещения на наличие каких-либо языческих символов – амулетов, талисманов, изображений – их ни в коем случае не должно быть в жилище христианина, так как все это знаки поклонения врагу Господа Бога – диаволу. Даже под самым безобидным видом (например, с формулировкой «для красоты») в доме не должно быть никаких языческих символов. В тоже время для совершения обряда необходимо приготовить следующие предметы: святую воду (для окропления помещения), кропильце, свечи, елей (освященное масло), специальные наклейки с изображением Голгофы (горы, на которой был распят Господь Иисус Христос) и креста, которые священнослужитель во время обряда наклеит по стенам жилища, в соответствии со сторонами света – на восточной, западной, северной и южной стенах. Необходимо также подготовить небольшой столик (можно журнальный), накрыть его чистой скатертью или клеенкой. На этот столик священник положит все необходимые ему для обряда предметы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010