В середине VI века учение Оригена было осуждено Церковью. Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский , святой Ефрем Сирин , блаженный Феодорит , святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. ( Тертуллиан , святитель Григорий Богослов , святитель Григорий Нисский , преподобный Макарий Великий и другие). Данное богословское мнение также не отвечает на все вопросы. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей; не объясняет она и случаи поразительного несходства междку детьми и родителями. После V Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения восполняют друг друга. Законы мира духовного нам не известны. Мы только можем предположить, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия. Верно ли, что смерть – личность? иеромонах Иов (Гумеров) И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное ( Откр. 20:14,15 ). В данном месте слова смерть и адупотребляются в образно-метафорическом значении. Также и св. апостол Павел приводит слова пророка Осии: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( 1Кор. 15:55 ). Архиепископ Аверкий (Таушев) так изъясняет это место: «это сказано в том смысле, что прославленные и спасенные люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под «огненным озером» и «второю смертью» разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В сходных выражениях характеризует этих лжеучителей и св. Ап. Иуда, брат Господень, посвящая предостережению от них верующих почти целиком все свое соборное послание. Он называет их людьми нечестивыми, обращающими благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающимися единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа, мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокия власти. Он говорит о них, что они злословят то, чего не знают, что они идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, без страха утучняют себя. Метко характеризует св. Иуда их нравственное состояние, называя их безводными облаками, носимыми ветром, осенними деревьями, бесплодными, дважды умершими и исторгнутыми, свирепыми морскими волнами, пенящимися срамотами своими, звездами блуждающими, которым блюдется мрак тьмы на веки, ропотниками, ничем недовольными, поступающими по своим похотям нечестиво и беззаконно, уста которых произносят надутые слова и которые оказывают лицеприятие для корысти. Подводя итог всему вышесказанному, св. Ап. Иуда говорит, что эти нечестивые лжеучители появляются во исполнение предсказанного Апостолами Господа нашего Иисуса Христа, предупреждавшими, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям и в заключение дает им окончательную характеристику, ясно объясняющую все их настроение и поведение: это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа, то есть водящиеся в своей жизни и деятельности только низшими силами души, какие есть отчасти и у животных, не руководящиеся в жизни своей высшими духовными силами, озаряемыми благодатными дарами Св. Духа ( Иуд.1:4, 8, 10, 11, 12, 13, 16–19 ). Конечно, на протяжении всей истории человечества появлялись люди и лжеучители, духовная настроенность, жизнь и поведение которых в той или иной мере отвечали этим характеристикам, но несомненно, что на христианской почве, вернее, среди общества, именующего себя «христианским», никогда еще не появлялось такого обилия лжеучений, вполне отвечающих апостольской характеристике, как в настоящее время. А главное: никогда еще эти лжеучители не имели такого успеха, как теперь, и не приобретали такого количества последователей, как в наше время. Ибо о нашем времени со всей справедливостью можно сказать, что большинство людей здравого учения Божественной истины не принимают, а но своим прихотям избирают себе всевозможных лжеучителей, людей душевных, не имеющих духа, которые льстили бы слуху и потворствовали бы низменным страстям современного человека, хотя и продолжающего еще иногда по традиции носить имя «христианина», но по существу давно уже отрекшегося от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В течение этого же самого времени, или 1260 дней, будут проповедовать людям покаяние и отвращать их от обольщения антихриста «два свидетеля Божии», под которыми все св. отцы и учители Церкви, почти единодушно, понимали взятых на небо живыми ветхозаветных праведников Еноха и Илию. Во время своей проповеднической деятельности, обладая могуществом и властью над стихиями для наказания и вразумления нечестивых, сами они будут неуязвимы. И только по окончании их миссии, по истечении трех с половиною лет, «зверю, выходящему из бездны», то есть антихристу, будет попущено Богом убить проповедников, и трупы их будут брошены на улицах великого города, «который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» ( Откр. 11:8 ), то есть, по-видимому, города Иерусалима, где антихрист обоснует свое царство, выдавая себя за Мессию, предсказанного пророками. Обольщенные ложными чудесами антихриста, который при содействии диавола будет славнейшим из всех волхвов и обольстителей, не позволят предать погребению тела св. пророков и будут радоваться их смерти. «Потому что два пророка сии мучили живущих на земле» ( Откр. 11:10 ), пробуждая их совесть. Злорадство нечестивых не будет продолжительным. Через три с половиною дня св. пророки будут оживлены Богом и восхищены на небо. При этом произойдет великое землетрясение, разрушится десятая часть города и погибнет семь тысяч человек, а остальные, объятые страхом, воздадут славу Богу небесному. Таким образом, делу антихриста будет нанесен решительный удар ( Откр. 11:3–13 ). Вслед за тем седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе радостные восклицания: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего Иисуса Христа, и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11:15 ), и двадцать четыре старца, пав на лица свои, воздали поклонение Богу, вознося Ему благодарение и хвалу за начало праведного суда Его над человеческим родом. «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град» ( Откр. 11:19 ) – чрез это, по толкованию св. Андрея, указывается на откровение уготованных Святым благ, которые, по Апостолу, «все сокрыты во Христе, в Коем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:3, 9 ). Откроются же они тогда, когда на беззаконных и нечестивых посланы будут страшные гласы, молнии, громы и град, переменой настоящего в землетрясении принося геенские мучения ( Откр. 11:14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В том же духе говорил св. Иоанн и в неделю Крестопоклонную 5 марта 1906 года: «Как относятся наши интеллигенты, некоторые учителя и неблагонамеренные писатели, учащаяся молодежь к святому и животворящему орудию нашего спасения – Кресту? Они не хотят чтить Креста и не кланяются ему, и не считают его нужным для себя, значит,  переучились,  и из света христианскаго вступили в непроглядную тьму бесовскую;  возгордились сатанинской гордостью  и забыли Того, Кто, будучи Богом,  «смирил Себе»  ради нас  «до смерти и смерти крестной»   ( Фил. 2, 8 ), чтобы дать нам образец смирения и терпения и пример послушания Богу и властям земным. Без веры, смирения, терпения и послушания никто не угодит Богу и не избежит страшнаго праведнаго суда Его – вечнаго огня и ужаснаго тартара. Впрочем, недоучки и переучки не верят в личнаго, праведнаго, всемогущаго и безначальнаго Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира, по которой будто бы произошло все само собой, верят бредням еретика Толстого и подобным ему безверов, коим нет числа, а не Богу Истинному, а потому живут и действуют так, как-будто никому не будут давать отчета и ответа в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти... По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, – ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры   (Апостасия), хотя еще не открылся человек греха, сын погибели (антихрист), противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом или святынею... «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (Самодержец, удаления котораго домогается известная публика) – и тогда откроется беззаконник (антихрист),  котораго Господь Иисус убиет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего – того, котораго пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою, и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих  за то, что они не приняли любви истины   (слышите – за, что?) для своего спасения. И за сие (слышите?) пошлет им Бог действие заблуждения, так что  они будут верить лжи,  да будут осуждены все, неверовавшие Истине (Евангелия и Церкви), но возлюбившие неправду – а теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и в печати и в жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В третьей главе св. апостол показывает, что иудеи не имеют никакого преимущества перед язычниками, ибо «как иудеи, так и еллины, все под грехом» (ст. 9), «все согрешили и лишены славы Божией» (ст. 23). Поэтому оправдание человек может получить только «через веру», «по благодати Божией», «искуплением во Христе Иисусе» (ст. 24–25). Тем не менее, иудеи всё же имеют то преимущество, что «им вверено Слово Божие» (ст. 2), заключавшее высокие обетования о Мессии. Несмотря на то, что иудеи оказались неверными в хранении этого великого дара Божия, Бог, по самому свойству природы Своей, непременно исполнит данные Им обетования. Данный иудеям закон ещё более отягчает их ответственность и виновность. А так как Бог не есть только Бог иудеев, но и язычников, то и для тех и других один путь спасения – через веру. Этим не уничтожается значение закона, а лишь утверждается, ибо благодать Божия дала возможность людям осуществить требования закона. В четвёртой главе апостол вспоминает ветхозаветных праведников Авраама и Давида, показывая в их лице, что не формальное только исполнение предписаний закона даёт оправдание человеку перед Богом, а вера во всесильную благодать Божию, даруемую человеку по милости Божией: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (ст. 3). В пятой главе апостол изображает основную истину христианского вероучения о грехе и спасении. Как от Адама, естественной главы всего человечества, грех распространился на всё человечество – «одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть вошла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим. 5:12 ), – так и Христос, новая духовная глава всего человечества. Своим искупительным подвигом дарует спасение также всему человечеству. Стихи 12–21 этой главы представляют собою одно из самых важных мест по глубине догматического содержания. Доказательством того, что грех Адама действительно перешёл на всех его потомков, служит факт смерти, которая явилась последствием греха Адамова, или так называемого первородного греха. Апостол указывает на важное обстоятельство: до Моисея не было закона и, следовательно, грехи людей не могли им вменяться: «грех не вменяется, когда нет закона» (ст. 13), но, тем не менее, люди умирали и до Моисея; отсюда естествен вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех первородный, перешедший на них от праотца Адама. Когда же дан был закон, а люди не переставали грешить, виновность их перед Богом ещё более увеличилась (ст. 20). Когда же грех таким образом умножился, через искупительный подвиг Христов было дано людям изобилие благодати Божией – «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (ст. 20). Искупительный подвиг Христов заглаждает не только первородный грех Адамов, но и все личные грехи людей (ст. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В храме при принесении Богоматерью выкупа и жертвы находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший «утехи Израилевой», т.е. обещанного Богом Мессии, явление Которого должно было принести утешение Израилю (см. Ис. 40:1 ). Евангелист не сообщает о нем больше никаких данных, кроме того, что ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не сподобится узреть ожидаемой им «утехи», т.е. Христа Господня. Однако, древнее предание говорит, что Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые, по поручению египетского царя Птолемея, переводили священные книги Ветхого Завета с древнееврейского языка на греческий. Ему пришлось переводить книгу пророка Исайи, и он усумнился в пророчестве о рождении Еммануила от Девы ( Ис. 7:14 ); тогда явился ему Ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнение этого пророчества. По внушению Духа Божия, он пришел в храм, очевидно туда, где был жертвенник всесожжения, и узнал в принесенном Пресвятою Девою Младенце Мессию-Христа. Он взял Его в объятия свои, и из уст его излилась вдохновенная молитва – благодарность Богу за то, что Он сподобил его узреть в лице этого Младенца спасение, уготованное для человечества: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», говорил он: теперь, с этой минуты, порвалась связь, привязывавшая меня к жизни, и Ты, Владыко, отпускаешь меня из этой жизни в другую новую жизнь, «по глаголу Твоему», по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом, «с миром», с полным духовным спокойствием, «яко видесте очи мои спасение твое», спасение, обещанное Тобою миру чрез Искупителя-Мессию, которого я имею теперь великое счастие видеть перед собой, «еже еси уготовал пред лицем всех людей», не только для евреев, но и для всех народов. Это спасение есть «Свет к просвещению язычников» и «слава народа Божия Израиля», как вышедшая из его среды. Иосиф и Матерь Божественного Младенца дивились, вероятно, тому, что везде находились люди, которым Бог открывал тайну о сем Младенце.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В чем состоит эта печать, мы не знаем, да и доискиваться этого не нужно. Может быть, это будет знамение Честного Креста Господня, по которому легко будет отличить верующих от неверующих и отступников, может быть, это будет печать мученичества за Христа. «Преимущественно сбудется сие во времена пришествия антихриста, когда печать Животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христово. (…) Добродетельные нуждаются в Ангельской помощи пред наступлением напастей, по, силе нам данной печати духа, которая, однако, обнаруживает свою силу настолько, насколько мы сами показываем свою деятельность» (св. Андрей, гл.19). Откр. 7:4–8. И слышахъ число запечатлнныхъ: сто четыредесять четыри тысящи запечатлнныхъ от всякаго колна сыновъ Израилевыхъ. От колна Иудова дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна Рувимова дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна Гадова дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна Асирова дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна Нефалимля дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна Симеонова дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна Иссахарова дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна Завулоня дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна Иосифова дванадесять тысящъ запечатлнныхъ: от колна Behiaмuhoba дванадесять тысящъ запечатлнныхъ. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В шестой главе св. апостол Павел даёт горячую отповедь клеветникам, которые старались внушить коринфянам, что причина гонений и лишений, испытываемых апостолом Павлом, лежит в его личных недостатках, благодаря чему он не пользуется уважением и любовью народа, среди коего проповедует, и этим тормозит успех евангельской проповеди. Проповедуя, что теперь настало «время благоприятное» для примирения с Богом и спасения, «мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии», и далее с большой внутренней силой апостол рисует яркую картину несоответствия между теснотой и угнетённостью своего положения и величием подвигов, подъятых для того, чтобы не подать никакого повода к претыканию верующим. В этих стихах 1–13 начертан высокий идеал христианского служения долгу до полного самоотвержения, служения твёрдого и неуклонного, почерпывающего силы среди гонений и лишений в сознании правоты своего дела и в надежде на всесильную помощь Божию. Открыв коринфянам своё сердце, исполненное любовью к ним, апостол призывает и их к ответной любви и доверию к нему: «В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы», то есть: как я вас люблю, так в равное возмездие расширьтесь и вы любовью ко мне, как к своему духовному отцу, и принимайте с полным доверием предлагаемое мною вам учение. Для этого необходимо, прежде всего, совершенно отказаться от всякого общения с язычниками: «что общего у света с тьмой?» или «какое согласие между Христом и Велиаром?» Итак: «выйдите из среды их и отделитесь,.. и не прикасайтесь к нечистому» (ст. 14–18). В седьмой главе, продолжая ту же речь, св. апостол призывает коринфян: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (ст. 1) и затем выражает радость и утешение, доставленные ему возвращением Тита и всем, что он видел и встречал в Коринфе. Апостол радуется нравственному исправлению коринфян так, что готов забыть все свои скорби (ст. 4–17). Он не жалеет, что опечалил их своим первым посланием, ибо печаль ради Бога не только не вредна, но, напротив, приносит великую духовную пользу, так как ведёт к покаянию: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (ст. 8–10). Печаль, вызванная посланием апостола, произвела благодетельный нравственный переворот в коринфянах, пожелавших исправить все нравственные недочёты в своей среде. Апостол радуется, что коринфяне оправдали его доверие к ним, не посрамили своего учителя, и он может положиться на них (ст. 11–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В этом видении изображается Церковь , чистая невеста Христова, во время процветания империи зверя. Число 144 000 здесь имеет, по–видимому, то же значение, что и в 7-й гл.ст. 2–8. Это – избранники Божии от всех народов земли, представленных образно в виде 12 колен Израилевых. То, что имя Отца Агнца написано на челах их, означает отличительные качества их внутренней настроенности – нравственный характер и образ жизни их, всецелое посвящение их служению Богу. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «яко пснь нову» – «как бы новую песнь». Это – песнь о новом творении Божием, песнь об искуплении и обновлении человечества кровию Агнца Божия. Поет эту песнь только искупленная часть человечества, а потому–то «никтоже можаше навыкнути псни, токмо сто и четыредесять и четыри тысящы искуплени от земли» – «никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли». Некоторые толкователи под «девственниками» понимают здесь не девственников в буквальном смысле слова, а тех, которые были спасены от тины язычества и идолослужения, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета идолослужение нередко называется любодейством. Откр. 14:6–7. И видхъ инаго Ангела паряща посред небесе, имущаго Ebahreлie вчно благовстити живущымъ на земли и всякому племени и языку, и колну и людемъ, глаголюща гласомъ великимъ: убойтеся Бога и дадите Ему славу, яко npiuдe часъ суда Его, и поклонитеся Сотворшему небо и землю, и море и источники водныя. И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. Вслед за тем св. Тайновидцу представилось второе видение; парящие в небе три Ангела. Один возвещал людям «Ebahreлie вчно» – «вечное Евангелие» и как бы говорил: «бойтесь Бога и нс страшитесь антихриста, который не может погубить с телом и душ ваших, и противьтесь ему с дерзновением, ибо близок суд и воздаяние, а он имеет власть лишь на короткое время» (св. Андрей, гл.40). Некоторые под этим «Ангелом» понимают проповедников Евангелия вообще. Откр. 14:8.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Ведь если бы христианское всепрощение, дарованное нам Воскресшим Христом-Спасителем, простиралось, так сказать, автоматически и на тех, которые не желают каяться и исправлять свою жизнь, тогда не давал бы Господь Своим Апостолам, а в лице их и всем их преемникам, пастырям Церкви, наряду с властью «разрешать грехи» власть «вязать» их и не сказал бы, явившись им по Воскресении: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20, 23 ). Какая, в самом деле, беспредельная и безрассудная дерзость – считать себя любвеобильнее Самого Бога и «исправлять» Евангелие Христово, сочиняя какое-то свое собственное «евангелие»! Будем же всячески беречь себя, братия, от этой лукавой закваски современного фарисейства! Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает – не по гордости и по самолюбию, а единственно – по любви к истине. Наша главная задача в это лукавое время лживого бесстыдства – сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения – воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнодавцу, Победителю ада и смерти. «Если кто Церковь преслушает, да будет тебе, как язычник и мытарь» ( Матф. 18, 17 ). Эти грозные слова Самого Господа нашего Иисуса Христа мы слышали в чтенном ныне Евангелии. Мы должны всегда помнить их, но прежде всего – правильно понимать их смысл и значение. Почему это так? Прощаясь с Своими учениками на Тайной Вечери, Господь в утешение им, скорбевшим о скоро предстоящей разлуке с Своим Божественным Учителем, сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины» ( Иоан. 14, 16 ), «... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Иоан. 16, 13 ), «... Тот научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Иоан. 14, 26 ). Свое обещание Господь исполнил в десятый день по Своем Вознесении (или в 50-ый день по Воскресении). В великий и славный день Пятидесятницы обещанный «Утешитель» – Дух Святый – «Дух Истины» сошел на Апостолов, и на земле явилось «Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Марк. 9, 1 ), о котором неоднократно говорил Господь во время Своей земной жизни: Церковь Христова. Церкви Своей Господь даровал великое обетование, сказав еще раньше: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф. 16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010