Келейницами о. Григорию служили его сестры, они поочередно ездили помогать по хозяйству, а также Евгения Шембелева, отец которой помогал ему управляться с хозяйством. Жил о. Григорий лишнего ничего не имея, ограничиваясь и в необхо­димом. Кроватью ему служили березовые жерди, поверх которых была положена тонкая подстилка, а в изголовье маленькая твердая подушка. Всю ночь он молился, засыпая лишь под утро, иногда и вовсе не ложился. Проснется сестра Анастасия, прислушается – не спит брат, молится; и в какой час ни проснется, всегда застает его на молитве. – Батюшка, да когда же ты спишь? – спросит она. – А ты молчи. Никому не говори. Спи и молчи, – ответит о. Григорий. – И за вас всех нужно молиться. Как в большинстве сельских храмов, богослужение здесь было только в праздники и воскресные дни. Но храм не стоял без молитвы: с утра каждый день священник-подвижник шел в храм и молился, читал и пел всё один. Воспитанный отцом в традициях христианского милосердия, о. Григорий с самого начала своего священнического служения завел в своем хозяйстве корову для того, чтобы кормить странников. Впоследствии он отдал ее бедной вдове. Помогал он без лицеприятия, не глядя ни на социальное положение, ни на религиозную или национальную принадлежность. Все лишнее, что появлялось в доме, о. Григорий отдавал малоимущим и многодетным крес­тьянским семьям. В те годы и ржаной муки было мало, хлеб пекли с добавками и приме­сями. И потому, когда в доме появлялось хоть немного пшеничной муки – для келейниц это были особые дни. Они тогда пекли белый хлеб или пироги. Но как только пироги были выпечены, приходил о. Григорий и боль­шую часть их забирал, оставляя лишь немного – чтобы не обидеть келейниц. А было им до слез обидно, что он лучшее отдавал другим. И стала Анастасия подбивать Евгению Петровну, чтобы та уговорила о. Григория изменить этот порядок. – Ты такие хорошие пироги испекла, – говорила она Евгении, – а получится из этого что? Приедет какая-нибудь монашка, распустит перед ним слезы – он и отдаст.

http://pravicon.com/info-2105

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Политические процессы, массовые казни и ссылки ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРМАН (Ряшенцев Николай Степанович; † 1937), еп. Вязниковский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ГРИГОРИЙ Иванович Аверин(1889-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГРИГОРИЙ (Лебедев Александр Алексеевич; 1878-1937), еп. бывш. Феодосийский, сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Добросердов Иван Иванович; 1864/1865 - 1937), сщмч. (пам. в Соборе Костромских святых, 8 окт.- в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Можайский. ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.)

http://pravenc.ru/rubrics/121848_5.html

После голодного года хозяйство поправилось, уже были лошадь, жеребенок, две коровы, теленок и четыре овцы. Но главная радость была даже не,от того, что удалось восстановить хозяйство, главное было, что он обрел глубокую веру и теперь во все воскресные дни и в праздники непременно шел в храм. Он стал приглашать священника к себе в дом проводить беседы с верующими на религиозные темы. – О чем говорит в проповедях священник? – спросил следователь. – Темы для проповедей берет из Евангелия. – Ну а последняя проповедь о чем? – О семейной жизни. Отец Григорий говорил, что хорошо живет только та семья, в которой нет ссор и неурядиц. Знал о. Григорий, что неминуем арест. Он любил посещать выдающе­гося подвижника, блаженного Максима, который жил неподалеку от Кинешмы. Об о. Григории Максим Иванович говорил верующим: «Отец Григории когда молится – свечка до небес горит». А в последний раз сказал священнику как бы о себе: «Вот Максима Ивановича скоро заберут, скоро заберут... Да это ничего. А вот умрет Максим, и прилетит соловей – но не сядет на могилку и не пропоет...» Прошел Успенский пост, о. Григорий отслужил торжественную службу на праздник Успения, на следующий день ОГПУ арестовало его. На допросах следователи интересовались все тем же: часто ли он говорит проповеди и говорит ли в них о советской власти. – После богослужения, в конце обедни, – ответил священник, — обычно растолковываю Евангелие, читанное за обедней. В праздники святых и на двунадесятые праздники говорю проповеди, рассказывая об особенностях праздников. О советской власти не говорил; я человек аполитичный и политического в моих проповедях не было. Отцу Григорию было предъявлено обвинение в антисоветской агитации. Он обвинялся «в том, что состоял священником в селе Ильинском Юрьевецкого района, вел антисоветскую агитацию в проповедях, говоря, что Советская власть у нас только на бумаге, фактически же советов нет, страною управляет кучка захватчиков-коммунистов, что благодаря тому, что коммунисты ведут борьбу с религией, страна переживает разные бедствия, пошли неурожаи и т.д., призывал, чтобы крестьяне в коммунистическую партию не вступали...» Еще о. Григория обвиняли в том, что он поддерживает тесные отношения со священниками Кинешемского округа, в частности, с Владимиром Каллистовым: они переписываются, часто друг друга навещают, обсуждают церковные и политические вопросы. Что в доме Андрея Белорусова о. Григорий проводил беседы с молодежью и, главное, что его церковь посещает слишком много паломников. Это не может быть терпимо властью.

http://pravicon.com/info-2105

Особое Совещание ОГПУ 3 января 1930 года приговорило священни­ков и председателя церковного совета к пятилетнему заключению в лагерь. В тот же год были арестованы священники Аполлинарий Скороходов, служивший в селе Покров, и Михаил Перепелкин, служивший в селе Цикино. Отцу Аполлинарию и раньше приходилось терпеть скорби от без­божных разбойников. Однажды, зная, что он отправился в дальнюю деревню соборовать, они подстерегли его в самой глухой части леса, напали на него, раздели и избили, сильно поранив голову. Едва живым добрался он до ближайшего села. Теперь, после ареста и приговора, его вели к месту заключения пешком – со всякими притеснениями и жестокостью, и он, не выдержав мучений, скончался. Священник Михаил Перепелкин скончался в заключении. Через пять лет о. Григорий вернулся на родину и стал служить в селе Симеон Пучежского района Ивановской области. Уже несколько лет этот храм был захвачен обновленцами. Прихожане рады были пригласить пра­вославного священника, но в округе уже не оставалось ни одного, все или были арестованы, или служили на дальних приходах. Обновленец, который не пользовался в селе поддержкой, уехал. Православные, в эти годы стороной обходившие храм, потянулись в церковь; снова затеплилась в приходе духовная жизнь. Для о. Григория годы заключения были как для злата огонь, душа очистилась и закалилась в страданиях. Вся повседневная жизнь строилась на твердом фундаменте веры Христовой. И к священнику пошли со всех сторон люди – кто за советом, кто с просьбой помолиться, кто сам с ним хотел помолиться. И власти решили избавиться от священника. Немногим более года прослужил о. Григорий, и в сентябре 1935 года НКВД арестовал его. Вместе с ним были арестованы: староста храма Екатерина Круглова (ее обвинили в том, что она из церковных денег благотворила нуждающимся крестьянам), крестьянин Иван Васильевич Родионычев (его обвинили в том, что он посещал священника), крестьянин Алексей Афанасьевич Кудряшов (его обвинили в том, что он посещал священника Григория Аверина, припомнили ему и тот случай, когда председатель колхоза предложил Алексею вступить в колхоз, «а иначе, сказал, задушу налогами». Алексей наклонил к нему голову и сказал: «На, руби лучше шею, но в твой колхоз я не пойду»), крестьянин Николай Николаевич Макарычев, его обвинили в том, что он сетовал на разорение советской властью крестьян непосильными налогами и надругательство над религией и духовенством и посещал о. Григория; упрекали его власти и в том, что он вышел из колхоза

http://pravicon.com/info-2105

Священномученик Григорий родился в 1889 году в селе Валы Костромской губернии в благочестивой крестьянской семье Ивана и Феодосьи Авериных. У родителей его вместе с приемным сыном было тринадцать детей. В праздники и воскресные дни отец семейства поднимался раньше всех и будил детей, чтобы не опоздал кто на службу. В двунадесятые и престольные праздники он звал в дом нищую братию, какая была в тот день в церкви. И только накормив нищих, домашние садились за стол. Тяжело заболев, он никому не стал говорить о своей болезни, но за три дня до смерти попросил жену истопить баню и позвать священника, чтобы пособороваться и причаститься, и только тогда сказал, что смертельно болен. Причастившись, Иван лег в постель и уже до смерти не принимал никакой пищи. В день кончины он созвал сродников, чтобы попрощаться, и детей, чтобы их благословить. Затем попросил постелить ему в святом углу на скамье и, простившись со всеми, в тот же день скончался. Воспитанный в верующей крестьянской семье, Григорий и смысл своей жизни видел в том, чтобы служить народу. Окончив в 1910 году учительскую семинарию, он поступил учителем в двухклассную церковноприходскую школу в городе Кологриве. После Февральской революции Григорий Иванович был избран председателем уездной земской управы. Выборы состоялись в сентябре, а через месяц произошел октябрьский переворот. Группа большевиков в Кологриве объявила себя советской властью в конце января 1918 года, и в феврале Григорий Иванович устранился от участия в работе местных органов власти. Весной 1918 года в Кологриве вспыхнуло восстание крестьян, которое было вскоре подавлено, и начались аресты среди населения. Был арестован и Григорий Аверин. Следствие о восстании тянулось почти год. ЧК не установила его причастности к восстанию, и он был освобожден. В 1921 году архиепископ Костромской Севастиан (Вести) рукоположил его в сан священника. Первое время отец Григорий служил в Костроме, а затем в селе Ильинском, рядом с Макарьевским монастырем. Жил отец Григорий, не имея лишнего и ограничиваясь необходимым. Кроватью ему служили березовые жерди, поверх которых была положена тонкая подстилка, а в изголовье маленькая твердая подушка. Почти всю ночь он молился, засыпая лишь под утро, иногда и вовсе не ложился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Священномученик Григорий родился в 1889 году в селе Валы Костромской          губернии в благочестивой крестьянской семье Ивана и Феодосии Авериных.           Окончив в 1910 году учительскую семинарию, Григорий поступил учителем в      двухклассную церковноприходскую школу в городе Кологриве. После           Февральской революции был избран председателем уездной земской управы.        После октябрьского переворота, когда большевики установили в Кологриве          советскую власть, Григорий Иванович устранился от участия в работе       местных органов власти. Весной 1918 года в городе вспыхнуло восстание       крестьян, которое было подавлено. Начались аресты. Арестовали и Г.             Аверина. Через год он был освобожден, причастности к восстанию не         обнаружили. В 1921 году архиепископ Костромской Севастиан (Вести)           рукоположил его в сан священника. Первое время о. Григорий служил в    Костроме, а затем в селе Ильинском, рядом с Макарьевским монастырем. В       1929 году начались аресты и высылка крестьян. Вместе с ними арестовывали         и священнослужителей. После праздника Успения о. Григорий был арестован,             обвинен в антисоветской пропаганде и приговорен к пяти годам заключения в             концлагерь. По окончании срока вернулся на родину и стал служить в храме       села Симеон Пучежского района Ивановской области, который вернул к    жизни. Православные потянулись в него. Но в сентябре 1935 года священник        вновь был арестован и приговорен к трем годам заключения в лагере. В        начале мая отец Григорий прибыл на сибирский рудник Темиртау. Его        любовь к Богу и верность Ему удивляли окружающих. В начале сентября 1937           года против него было начато новое дело. В бараке, где он жил, произвели обыск, нашли акафист Пресвятой Богородице. Отца Григория перевели во внутреннюю лагерную тюрьму. 13 сентября 1937 года его приговорили к             расстрелу. Священник Григорий Аверин был расстрелян 20 сентября 1937            года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

Престол в церкви один, во имя Боголюбские Божия Матери, Освящен храм 8 ноября 1869 года высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором. Священниками при сей церкви были: Антоний Игнатьевич Хойнацкий, потом – протоиерей Игнатий Афанасьевич Спасский и Петр Иванович Студийский. Священник и вместе смотритель дома, получал 200 рублей жалованья от комитета, заведывающего домом, казенную квартиру, с отоплением, освещением и стол. Псаломщиками служили: Михаил Иванов Ласкеев, Александр Григорьев Тополев и Василий Николаев Кулаков. Псаломщики пользовались только доходами за требоисправления. В настоящее время (в половине 1883 года) ни священника, ни псаломщика при церкви нет. Богослужение совершают бесплатно иеромонахи александро-невской лавры, назначаемые по очереди. Для чтения и пения на клиросе назначаются из: александро-невской лавры послушники. Кроме Г. М. Петрова в судьбе дома призрения принимали живое участие и другие благотворители, имена которых в настоящее время постоянно упоминаются при богослужении. Вот имена этих благотворителей, – (живых): епископ Гермоген, Иоанн Аверин, Иоанн Смирнов и Варвара Базилевская; (умерших): епископ Никодим, протоиерей Иоанн Рождественский, Герасим Павский , Михаил Петропавловский; кроме их упоминаются: Василий Громов, Стефан Воронин, Павел Дуров, Николай Калинин, Параскева Голенищева, Василий Каншин, Феодор Верховцев, София Сушинская, Матрона Егорова, Иоанн Базилевский, Николай Погребов, Антонина Кладищева, Игнатий Лесников, Арсений Русинов и Сергий Скворцов. Церковь св. Священномученика Мефодия с находящихся при ней приютом для беднейших детей История церкви тесно связана с историей находящегося при ней детского приюта. Приют основал статский советник Мефодий Миронович Молчанов, член кирилло-мефодиевского братства, учрежденного, по мысли графа Д. Н. Блудова, дочерью его А. Д. Блудовой, с целию распространять просвещение в духе православной церкви. В 1864 году Молчанов, оставив службу в провинции, приехал в Петербург и поселился в доме г-жи Ралль, у Симеоновского моста. В верхнем этаже этого дома жило несколько беднейших вдов с детьми и Молчанов, из сострадания к детям, взялся, двух из них обучать грамоте в своей квартире. Когда число учащихся прибавилось, то Молчанов нашел себе сотрудников в лице законоучителя инженерного училища И. Г. Покровского и учителя городских училищ А. А. Варзугина. Первый учил безмездно закону Божию, а второй, также безмездно, арифметике. В 1866 году Молчанов, поступив на службу и не имея досуга к занятию с детьми, пригласил для них учительницу А. П. Иванову, не мало потрудившуюся в деле обучения и нравственного воспитания сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ГРИГОРИЙ Иванович Аверин(1889-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГРИГОРИЙ (Лебедев Александр Алексеевич; 1878-1937), еп. бывш. Феодосийский, сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАНАКТ (Калашников Дометиан Ианнуариевич; 1882-1937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДАНИИЛ Васильевич Алфёров (1870-1930), свящ., сщмч. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДАНИИЛ Федотович Мещанинов (1870-1937), сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ДИМИТРИЙ Иванович Беневоленский (1883-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Федорович Благовещенский (1879-1932), свящ., сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_13.html

Ходил Максим Иванович круглый год босиком и в одних и тех же, надетых одна на другую, рубахах. Если кто-нибудь дарил ему сапоги, то он совал в них бумагу, чтобы неудобно было ходить, а потом все равно кому-нибудь отдавал. В деревне многие, особенно поначалу, смеялись над ним, и мальчишки, бывало, бросали в него камнями. Но благодушно все это переносил блаженный. К тому времени, когда он поселился в деревне, Господь начал открывать ему Свою волю о людях. Уныние и грусть овладели Андреем Груздевым, когда пришла ему пора идти на войну 1914 года. — Прощай, Максим Иванович, может, не вернусь, — сказал он, подойдя к юродивому. — До свидания, сладкий барин, — ответил Максим Иванович. Многие чудеса, совершившиеся по молитвам блаженного, видел Андрей, и потому не осталось у него сомнения: вернется живым. И вернулся. Дочь его, Веру, родившуюся в 1911 году, Максим Иванович называл Христовой невестой. «Верно, ты, Вера, замуж не выйдешь», — говорила ей мать. И действительно, она осталась девицей. Младшей дочери Груздевых, Варваре, родившейся в 1919 году, Максим Иванович, когда та была еще девочкой, частенько говаривал: — Николай, давай закурим. Николай, давай закурим. А то возьмет да вдруг начнет бегать, приговаривая: — За мной кто-то бежит. Я спрячусь в сарай. За мной кто-то бежит. Спрячусь под стол. Объяснилось все уже после смерти Максима Ивановича, когда Варвара вышла замуж за Николая, и муж, когда бывал пьян, преследовал ее, так что она не знала, куда от него укрыться. В октябре 1918 года на Максима Ивановича в первый раз обратила внимание советская власть. Вандышевский комитет бедноты в ответ на запрос о не занимающихся личным трудом писал в Дюпихский волостной совет, что в деревне таких людей нет, «за исключением Малоумнова Максима Ивановича Румянцева». Максим Иванович не говорил человеку прямо, а всегда как бы о себе. Пришел как-то к нему священник Григорий Аверин, и блаженный сказал: — Вот Максима Ивановича скоро заберут. Скоро заберут — да это ничего. Умрет Максим, и прилетит соловей, но не сядет на могилку и не пропоет.

http://foma.ru/muchenik-maksim-rumyantse...

По наставлению священника был начат сбор подписей прихожан в защиту храма. Члены церковного совета отправились в Москву с ходатайством об отмене этого решения; храм удалось сохранить. 11 марта 1933 г. М. был арестован по обвинению в «антисоветской и антиколхозной агитации, противодействии закрытию церкви, участии в контрреволюционных и антиколхозных целях в совещаниях церковного совета, недовольстве Советской властью». Был заключен в тюрьму в Можайске. На допросе не признал себя виновным в антисоветской деятельности. 22 апр. 1933 г. Особая тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Московской обл. приговорила М. к 3 годам ИТЛ. 29 апр. 1934 г. постановление было изменено: на оставшийся срок заключения М. был отправлен в ссылку в Казахстан. Отбыв срок ссылки, М. вернулся в с. Горетово. 25 апр. 1937 г. он был назначен священником в Преображенскую ц. в с. Горячкине Можайского р-на. Здание храма находилось в плохом состоянии, и М., несмотря на противодействие властей, собрал средства и отремонтировал его. 29 нояб. 1937 г. М. был арестован и заключен в тюрьму в Можайске. Обвинялся в том, что, «будучи враждебно настроен против соввласти, ведет контрреволюционную деятельность, группируя вокруг себя весь церковный актив и верующих, среди них имеет авторитет». М. не признал себя виновным. 7 дек. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Московской обл. приговорила М. к 10 годам заключения в ИТЛ. Был отправлен в Сиблаг близ г. Мариинска (ныне на территории Кемеровской обл.), где скончался через полгода. Погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 18 авг. 2004 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-1479, П-18809; ЦГИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 38. Лит.: Дубинский А. Ю. Вифанская ДС: Алф. список выпускников 1901-1917 гг. М., 1999; ЖНИР. Июнь. С. 13-16. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) ГРИГОРИЙ Иванович Аверин(1889-1937), свящ., сщмч.

http://pravenc.ru/text/2563526.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010