§ 8 По учению нашей церкви, таинство миропомазания не повторяется. Исключение из этого составляет только священное миропомазание Государей во время коронации. Впрочем, действие это совершается только одними Епископами, а потому к практике священников оно, собственно, и не относится. Священники могут сами снова миропомазывать только тех из христиан, принявших это таинство, которые, отрекшись от веры Христовой, отпадают напр. в язычество, магометанство или иудейство, и потом снова обращаются в православие (Пр. исп. П. Мог. ч. I, от. на вопр. 105; Последован. Мефод. Патр. в Больш. требн. стр. 27, 28). Сюда же надобно также отвести и тех, о которых неизвестно с достоверностью: приняли ли они миропомазание или нет? (Кн. о долж. пресвит. прих. § 89). Впрочем, как в том, так и в другом случае священники не должны действовать сами но себе, одной своей властью, а прежде обязаны испрашивать для этого разрешение епархиального архиерея, а затем уже поступать согласно его указаниям (сравн. также Нов. скриж., ч. IV, гл. LXX). Отделение II.O миропомазании возрастных, присоединяемых к православию Какие именно из иноверцев присоединяются у нас чрез миропомазание? С чьего ведома священник может совершитъ этого рода миропомазание, и частнейшие правила для его совершения. Нужно ли, чтобы при этом были восприемники? присоединении иноверцев в случае смертной опасности. Форма записи о присоединении иноверцев к православию в метрическую книгу. Заметка о присоединении к православию духовных лиц из иноверцев. Как вообще священнику поступать при присоединении иноверцев в сомнительных случаях? § 9. Чрез миропомазание присоединяются у нас к православной церкви все те из иноверцев, которые, веруя во Св. Троицу и будучи крещены в три погружения или обливания, с этим вместе не получают миропомазания от своего законного священства, как-то: 1) Римские католики и др., не получившие конфирмации от своих епископов; 2) все, так называемые, протестанты, лютеране, реформаты, кальвинисты и др., отвергающие в числе других таинств и таинство миропомазания, и 3) наконец, и наши раскольники, крещенные в расколе мирскими их начетчиками, а также в попами беглыми, или принадлежащие к так называемому незаконному австрийскому священству и др. (II Вселен, собор пр. 7; о должн. пресвит. приход, о крещении § 82; сравн.Нов. скриж., ч . IV, гл. LXX, § 5). Для присоединения их к православной церкви нет надобности испрашивать разрешение у епархиального начальства, как это постановляется при крещении неверных (сравн. выше о крещении Отд. VI, §§46, 47). Священники должны только доносить об этом Преосвященному или на имя Консистории в начале каждого года при подаче метрических годичных ведомостей, чрез благочинного, по уставу (Ук. Св. Синода 20 Февр. 1840 г. Сравн. ниже § 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Но из других более достоверных источников известно, что четыре из значащихся здесь диаконами – Ахилла, Аифал, Сармат и другой Арий были пресвитерами. Что бы это могло значить? Если допустить, что Александр низвёл этих четырёх пресвитеров в сан диакона в качестве наказания, – для чего едва ли можно найти аналогию в других церковных памятниках, – то почему прочие диаконы остаются в своей степени, а не понижены? Далее, заслуживает внимания, что в этом списке не хватает двух имён, – пресвитера Карпона и диакона Гая; куда они исчезли? Всё это возбуждает подозрение в принадлежности этой прибавки самому Александру. Оно не требуется содержанием послания и совершенно случайно приставлена к нему. Послание имеет своё ясное окончание: «Дай Бог мне получить» и пр., а затем бессвязная приставка: «вот преданные анафеме» и т. д. Во-вторых, и списке истории Феодорита, из которого извлёк это послание автор, перепечатанный у Migne (gr. s., t. 18, с. 573), этой прибавки нет; к сожалению Migne не присоединил никаких ни библиографических, ни палеографических сведений; во всяком случае отсутствие у него этой прибавки не случайно. С принятием этого предположения всё остальное выясняется. Александр в первом посланий точно обозначает всех осуждённых: Арий, Ахилла, Аифал, Карпон, другой Арий в Сармат, бывшие некогда (ο πτε) пресвитерами (6 пресвит.), Евзой, Лукий, Юлий, Мина, Елладий и Гай (6 диакон.). Migne dr. s., t. 18, c. 537). Тоже и у Созомена, пользовавшегося, вероятно, Сабином (Н.Е., 1, 15), Арий не считается: Аифал, Ахилла, Карпов, Сармат и Арий (5+Арий – 6 пресвит.), диаконы: Евзой (далее в списке неправильность: «μαχ.., нужно читать λουχ (ος κα Γος) см. Schwartz», ib., s. 296), Юлий, Мина, Елладий. Наконец, точно те же имена и в том же достоинстве повторяются и у Епифания в подписях под письмом к Александру. Вопрос лишь в том, когда (ο πτε) бывшие пресвитеры, получившие вновь каноническое пресвитерство. В ответ на это не нужно прибегать к каким-либо сложным и посторонним соображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

о должн. пресвит. приход. §§ 91, 92, 94, 96). Не без основания к этому и книга о должностях пресвитеров приходских «присовокупляет, что в особенности пресвитеры не должны быть при тайнодействии пьяни». (Гл. X, § 76, 77). Иже чтет да разумеет... § 4. Таким же образом священнослужители должны безусловно наблюдать, чтобы «рещи надлежащия до существа каждой тайны, которые называются материею и формою, никогда не опускать и не переменять в чем либо, но все обряды святых тайн и другие церковные чины и последования действовать не только с верою, но и со всяким вниманием», совершеннейшею аккуратностию и благоговением к уставам церковным, памятуя оную древнюю клятву: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением (Иерем. 48:10; о должн. пресвит. прих. гл. X, § 78; сравн. выше, о прич. Отд. II, § 23). Но Уставу Духовных Консисторий, богослужение должно быть совершаемо «по Церковному Уставу, в установленное время, с благоговением и тишиною, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства и без произвольных изменений и нововведений» (глав. II, § 34). Священно- и церковнослужители, как белого так и монашествующего духовенства, за нарушение благочиния в церквах и всякое иное противное правилам и приличию действие во время Божественной службы подвергаются наказаниям, по определению духовного их начальства, на основании существующих о том постановлении (Св. Зак. т. XV, к. н. Уложение о наказ. ст. 218 изд. 1866 с.) С таким же вниманием и точностию, как сказано выше, священнослужители должны производить молитвословия по домам прихожан, совершать крестные ходы, переносить св. иконы и пр. (Уст. Дух. Консист. глав. II, § 35). § 5. Есть не мало священников, которые безразлично относятся в тому положению, в каком находятся лица, приемлющие от них таинства и другие священнодействия и молитвословия. Такое отношение в делу безусловно противно как учению св. веры, так и основным обязанностям священников. Если восприемлющий тайну или другое священнодействие или молитвословие от священника не будет знать, «какая сила заключается в этой тайне, священнодействии или молитвословии, для чего они установлены, и что означают видимые в них вещи» – то он не может иметь и надлежащей веры как в силу и действенность, так и в значение совершаемого тайнодействия или молитвословия, а вследствие этого не всегда может удостоиться правильно, как должно, и самой благодати) преподаваемой совершаемым богослужением или обрядом...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

зак. т. X, ч. I, ст. 593, 575 и прим. к ней, и §§ 6–7 правил о местн. средств. содерж. прав. прих. дух., высоч. утвержд. 24 марта 1873 г.). В лесах, принадлежащих церквям, порубка строевого леса (для поправок церкви и ремонтировки причтовых строений) производится всякий раз с письменного разрешения епархиального начальства; с разрешения же епархиального начальства производится и продажа мелкого леса, не имеющего роста, валежника, сухостоя, бурелома, подгнившего и сгоревшего, а равно и расчистка леса, – по правилам продажи негодного казенного леса. О пожертвованиях в пользу церкви деньгами и движимым имуществом доносится чрез благочинных местному епархиальному начальству, если пожертвование в пользу церкви и причта превышает сто рублей натурой или ценностью (Уст. Конс. ст. 134; Св. зак. т. X. ч. I, ст. 983). Недвижимые же, но ненаселенные имения, пожертвованные в пользу церкви и причта, могут быть закреплены за церковью и причтами только с разрешения высочайшего по сношению епархиального начальства, с кем следует. Что касается церковных доходов, то приходской священник с причтом и старостой дает точный отчет епархиальному начальству относительно поступления и проверки их, хранения и употребления церковных сумм посредством ведения так называемых приходо-расходных книг и разных ведомостей, установленных для этой цели (См. правила, которыми священно- церковнослужители и церковные старосты руководствуются при заведовании церковным имуществом вообще и доходами в частности, изложенные в кн. «Права и обязанности пресвит.» Часть I, отд. IV, стр. 302–379). д) по суду духовному В пределах епархии духовный суд составляют: суд непосредственно архиерейский и чрез Консисторию (Уст. Конс. ст. 154). Высший же духовный суд принадлежим Св. Синоду, а потому в необходимых случаях все судебно епархиальные дела, подобно тому как и церковно-административные распоряжения, могут восходить в Св. Синод, как в высшую инстанцию, на окончательное разрешение. Ведению духовного суда подлежат лица духовного звания епархиального ведомства: а) по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения; б) по взаимным спорам, могущим возникать из-за пользования движимой и недвижимой церковной собственностью и в) по жалобам духовных и светских лиц на духовных лиц в обидах и в нарушении бесспорных обязательств и по просьбам о понуждении к уплате бесспорных долгов 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

е. что в скрещении имя ересиархи, было Иеремия, а славянское Богомил 144 . Исторические сведения о ноне Богомиле ограничиваются тем, что он жил в правление царя Петра (Козьма пресвит.) и что он был священником «в навек на Верзиулове колу» (другие списки «на Верзилове колу», см. Калайдовича в Иоанне экзархе стр. 210, у Горского и Невемструева Описания 391, л. 333 об., III, 1, стр. 339, – в других списках это говорится о ноне Иеремии, см. Летописи занятий Археогр. Коммиссии, выпуск 1-й, стр. 38). Еретики назывались еще бабу ванн по горному хребту и по р. Бабунам; из которых первый тянется в направлении от севера к югу, на восток от городов Прилепа и Бистоля, а вторая, выходя из сейчас названного хребта, течет в направлении на северо-восток и впадает справа в Вардар немного ниже Велеса или Кюприли (см. вторую карту при 2-м изд. Reise von Belgrad nach Salonik Гана и в тексте S. 172 sqq, также Григоровича Путеш. по Турции стр. 139 fin.), и где вероятно был один из главных центров или притонов секты. В письменных памятниках греческих и славянских еретики называются также манихеями, мессалиянами, евхитами, армянами и павликианами (у Горского и Невоструева в Описании 155, л. 287 об., II, 2, 280). Некоторые писатели называют их еще фундаитами или фундагиагитами ( φουνδα ται, φουνδαγιγιται), что производят от средневекового греческого φονδα – мешок, так как богомилы скитались с мешками, собирая милостыню (у Вольфа Hist. Bogomil, р. 6 sqq). Учение богомилов, которое по существующим источникам не может быть изложено с надлежащей полнотой и обстоятельностию 145 , было дуалистическое. 1) Они признавали верховного Бога доброго, Который, по их учению, сотворил невидимый, духовный мир, и отпадшего демона злого, который сотворил видимый, вещественный мир. 2) О падшем демоне они учили, что он есть сын Бога и назывался Сатанаилом, что он есть старший Сына-Слова и превосходнейший Его как первородный; что он был управителем дома и занимал второе место после Отца, быв одеян тем же самым одеянием, но что, глупо возгордившись своим достоинством, помыслил об отпадении и, улучив некоторый случай, соблазнил служебные власти сбросить с себя ярмо служения и восстать против Отца, за что последним низвергнут был с неба (Зигаб.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

А этого, без сомнения, духовники могут достигать не иначе, как при посредстве благоразумных вопросов, указаний, разъяснений, и т.п. §41. Наконец, когда исповедующийся перестанет высказывать грехи свои, то священник может в заключение вопросить его: «не помнит ли он еще чего-либо? Или не чувствует ли за собой еще какого-либо особого греха? Или не обличает ли его совесть еще в каком-либо не высказанном проступке“? И если кающийся признается наконец, что он не знает ничего более, то священник должен дать ему соответствующее наставление, и затем  разрешить и отпустить по обычаю. (Сравн. Руков. для с. п. 1860 г. Практич. наставления о совершен. испов. т. I, стр. 63–69). Отделение V. Замечание об осторожности, какую священники должны наблюдать при предложении вопросов кающимся, и об увещаниях какие духовники должны давать им О чем священники не должны спрашивать на исповеди, и каких грехов они должны касаться с крайнею осторожностью? – В какой системе всего лучше и удобнее предлагать вопросы? – Перечень вопросов, которые священник должен предлагать исповедующимся отрокам, лицам духовного звания, в особенности священникам и диаконам. – В чем именно должна состоять сущность увещаний и наставлений, предлагаемых кающимся во время исповеди? – Может ли священник во время исповеди вступать в какие-либо споры с исповедующимися, или религиозные препирательства? §42. И опыт и благоразумная осмотрительность могут указать много вопросов, которых священники должны избегать на исповеди. Таким образом прежде всего и более всего было бы противно святости Таинства, если бы священник стал например спрашивать у кающихся о том, что прямо не относится к нравственной жизни человека, или относится только к праздному любопытству, или сплетничанью, и т.п. Вместе с этим долг благоразумия требует, чтобы священники избегали подробно расспрашивать у кающихся о таких грехах, воспоминание о которых может вредно действовать на ум, сердце или воображение человека, каковы в особенности напр. грехи противные седьмой или десятой заповеди. Сюда же наконец надобно отнести и те вопросы, которые могли бы познакомить неопытных с грехами им неведомыми. Такого рода осмотрительность священники должны особенно наблюдать при исповеди детей, или при спрашивании о грехах плотской нечистоты, и т.п. Вместо этого благоразумнее в этих обстоятельствах предоставлять исповедание свободному произволению и самосознанию кающихся, и только потом уже в случае надобности с осторожностью наводить их на известные ответы, всего лучше не называя даже того или другого греха по имени. А в крайних случаях лучше даже иногда предоставить некоторым, особенно детям, не высказывать того или другого греха во всей подробности, чем неосторожным вопросом или указанием подвергать кого-либо из них опасности научиться чему такому, чего он вовсе не знал по своей простоте, или неопытности (О должност. пресвит. приходск. стр. 133. §101).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Само собою разумеется, что молитву эту надобно читать над разрешаемым всякий раз после того, когда он по окончании своей епитимии, исповедав грехи свои пред священником, получит прежде от него обычное разрешение. Помянутую молитву надобно читать не только над обыкновенными епитимийными, оканчивающими срок своей епитимии, в обыкновенных обстоятельствах, но и над теми из них, которых бы понадобилось исповедовать и причащать в случае смертной опасности до окончания срока епитимии без всякого различия и прекословия (Нов. Скриж. ч. IV, гл. XXXV). Отделение VIII. О необходимости надлежащего секрета в деле исповеди, и о некоторых других особенных обстоятельствах, могущих случаться при ее совершении В чем именно состоит сущность надлежащего секрета, заповедуемого в Таинстве Покаяния? – Какие особенные грехи священники должны открывать после исповеди? – Что должен делать священник, когда позовут его исповедовать больного, находящегося в беспамятстве? – Как должны священники исповедовать глухонемых и больных, лишенных употребления языка? – Как исповедовать больных, страждущих какими-либо опасными, заразительными болезнями? – Может ли священник исповедовать когда без епитрахили? – Заключительное замечание о затруднительных случаях при исповеди. §67. По учению нашей Церкви, исповедь, совершаемая пред священником, должна составлять глубочайшую тайну, которой ни один духовник не имеет права открывать кому бы то ни было ни под каким условием (О должн. пресвит. пр. стр. 148). И это он должен делать, как при жизни, так и по смерти исповедавшихся у него, хотя бы обнаружение того или другого греха, сказанного на исповеди, иногда могло быть даже полезно в каком-либо отношении. Поэтому священник не может напр. требовать гражданским путем вещи, похищенной у него, хотя бы на исповеди узнал, кто украл у него эту вещь и у кого она находится; не может открывать родителям о проступках детей их, хотя бы знал, что открытие это могло бы принести пользу для тех или других; не может открывать преступника, сознавшегося в преступлении, хотя бы этим мог раскрыть дело, или спасти невинного, несправедливо, обвиняемого в том же преступлении, и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Мы не утверждаем, что в творении добрых дел всякой должен предлагать себе оную цель во всей ее полноте и всеобщности, как ближайшую и непосредственную. Человек действует в частных обстоятельствах, посему при всяком деле может иметь другие ближайшие цели, на пр. преодолеть в себе какую-нибудь греховную наклонность, укрепиться против такого или другого внешнего искупления, снискать какую-нибудь особенную нравственную, духовную силу. Для нас довольно, если сии цели не противоречат показанной нами, а напротив относятся к ней так как частное к общему. В сем предположении добрые дела суть или непосредственные произведения внутреннего стремления к возможной для нас праведности и святости, или средства к оной. – Сей признак, в совокупности с показанными выше, весьма важен, когда мы желаем познать истинное достоинство и наипаче необходимость какого-нибудь доброго дела. Случается, что человек имеет расположение к некоторому роду добрых дел, расположение, может быть, весьма правильное и чистое, и однако не соединяет с ним постоянного и деятельного попечения о праведности и святости жизни; может случиться и то, что он внешние дела творит в замену истинного сердечного обращения, чтобы ими как бы прикрыть в глазах своих свои пороки и мирские пристрастия. О достоинстве таковых дел неизвестно разногласия между теми, которые утверждают, и теми, которые отрицают, что дела нужны ко спасению. – С другой стороны и действия, по-видимому, безразличные, которые не воспрещаются, но и не предписываются законом, могут решительно соделаться добрыми делами. Так между прочим уединение или беседа с другими. Повторяя все сказанное, мы можем поставить следующие признаки добрых дел: 1) сообразность с законом, по возможности, полную и совершенную, а в действующем 2) желание исполнять закон или волю Божию, и 3) попечение о святости жизни. О необходимости первых двух признаков при вопросе о достоинстве, или необходимости добрых дел не может иметь места никакое сомнение. Касательно попечения о святости жизни довольно заметить, что наставление в добрых делах у писателей нашей Церкви называется поучением святому житию по закону, (О должност. Пресвит. §16. Примеч.) да и Протестантские Богословы поставляют добрые дела в тесной и неразрывной связи с попечением о святости жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

1556 Ап. кан. 53 и § 99 книги О должностях пресвит. приходских. По 16 ст. устава русских духовн. консисторий, каждый приходской священник должен в особой книге записывать имена исповедовавшихся и точную копию с этой записи отсылать ежегодно в октябре в консисторию. Ср. архиерейское поучение, стр. 41 и сл. 1557 Кормчая, гл. 50. Уп. изд., кн. II, л. 199. Если жених и невеста из разных приходов, то оглашение должно происходить и в том и в другом (ib.). Относительно Сербии см. постановление 1839 г. («Србска црква», стр. 116) К § 83 гражданских законов 11 марта 1844 г.; Австрии – §§ 76–74 общего свода гражданских законов; России – ст. 26 I части X т. «свода законов». 1559 Кафаг. соб. кан. 50. Приходской священник, не совершивший чина погребения над своим прихожанином, лишается места (ст. 191 устава русских духовн. консисторий). Ср. архиерейское поучение (стр. 53) относительно того, чтобы никто в приходе не умер без причащения вследствие небрежности священника. 1560 Ср. §§ 1, 2 и 4 австрийского закона 20 июня 1872 г. и соответствующие постановления, упомянутые в этих параграфах в Geeetzc und Verordnungen in Cultussachen (Manz’ache Gesetz-Ausgabe. Bd. 26, S. 68 fg) См. о России «Правила о церковно-приходских школах», 13 июня 1884. 1561 См. австрийский декрет 29 мая 1830 г. Приходской священник обязан свидетельствовать на соответственных квитанциях о продолжении жизни получающих пособие из общественных средств или от государства (декреты: 13 января 1812 г., 27 февраля 1812 г., 4 мая 1813 г., 25 ноября 1818 г. и 16 октября 1822 г.). 1562 Как метрические записи считаются государственной властью официальными документами, так и выдача выписок из них подлежит главным образом ведению государственной власти. См. относительно Греции королевский указ 16 мая 1859 г., Румынии – указ 5 апр. 1860 г., России – ст. 1047, 1048 и 1053 IX тома свода законов и ср. ст. 271–274 консист. устава 1883 г., Сербии -VI том сборника законов и постановлений, стр. 130; в Австрии министерство духовных дел (22 сентября 1852 г. 3723) выразило надежду, что приходское духовенство при выдаче различных выписок из метрических книг будет поступать с великою осторожностью обращая особенное внимание на цель, для которой разные лица требуют метрику. О выписках из метрических книг по австрийским законам см. I. Helfert, Anleitung zum geistl. Geschaftsstyl nach dem gemeinen und oesterreichisehen Kirchenrechte. X Aufl. S. 273–292.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

7) Богословия. Первые шесть по году возьмут, а Богословия два года. Ибо хотя всякое учение (кроме диалектического, и грамматического), пространное есть; однако в школах сокращено трактовать нужно, и главнейшие только части. Поэтому сам долгим чтением и практикою совершится, кто так доброе руководство получит. Язык Греческий и Еврейский (если будут учителя) между иными учениями урочное себе время возьмут». Очевидно, проектированный здесь чин учения общеобразовательный; Богословия приставлены к нему совершенно внешним образом. 41 См. напр. Колосова, Историю Тверской семинарии, стр. 246; Малицкого, Ист. Владимирск. семинар. I, стр.214; Смирнова, Ист. Троицк. сем. 35; Благовещенского, Ист. Казанск. сем. 35, 335; Сперанского, Очерк ист. Смоленск. сем. 20, 105; Агнцева, Ист. Рязанск. сем. 27, 112; Воржболовича, Ист. Минск. сем. 52; Лаговского, Открытие и Ист. Пермск. сем. 4, 15, и др. 43 Вот утвержденное Св. Синодом в 1840 г. расписание предметов (Надеждина, Ист.Петерб. сем., стр. 340): Низшее отделение. I год. Катихизис (Православное Испов.) …1 ур. Реторика …5 Древняя история …2 Алгебра и геометрия ..2 Греческий язык …3 Латинский …3 II год. Св. Писание (истор. кн.) …1 О богослуж. книгах …1 Реторика и поэзия …5 Всеобщая история …3 Геометрия и пасхалия …2 Греческий язык …2 Латинский …2 Среднее отделение. I год. Св. Писание (учит. книги)…1 ур. Библейская история …2 Логика …2 Русская гражд. история …2 Физика и естеств. ист. …2 Чтение греческ. писат. …2 Латинск. …2 II год. Св.Писание (пророки) …3 ур. Герменевтика …3 ур. Библейская история …2 Естеств. ист. и сельское хоз. …3 Логика и психология …4 Греческий язык …2 Латинский …2 Высшее отделение. I год. Новый Завет …2 ур. Догматика …6 Учение о вероиспов. …6 Гомилетика …6 Церковная история …2 Церковн. древности и обряды …2 Патристика…2 Чтение отцов греч.и латинских…2 Медицина …1 Сельское хозяйство … 1 II год. Толкование Св. Писания … 2 ур. Богословие нравств. …6 О дожност.пресвит. …6 Гомилетика…6 Основание церк. законов и канонич.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010