По условиям мира, заключённого в июне 363 года между Римской империей и Персией, последняя приобрела пять провинций за рекой Тигром, в большинстве населённых христианами, и потому правительство Персидское нашлось вынужденным дать больше прежнего свободы христианам и в старых областях. По Сирским известиям, кафедру Селевкии-Ктезифона занимал в это время Тамуза, о коем, кроме имени, иных сведений не сохранилось. Лет двенадцать продолжался покой церкви, как возобновилось гонение по следующему поводу. Авдиисус, епископ области Каскарской в Вавилонии, вероятно города Бизетуна, имел племянника диакона, которого за развратную жизнь лишил сана. Бывший диакон, желая отмстить, отправился в Сузу, где находился тогда царь, и донёс ему, что «в провинции Каскарской живёт глава христиан, по имени Авдиисус (Ebedjesu), и при нём священник Авделай (Abdalaha). Они имеют сношения с Римскими соглядатаями, сообщают им о внутренних делах Персии и пишут императору обо всём, что происходит на востоке. Указы твои пренебрегают, слова твои осмеивают и не исполняют, солнце и луну, огонь и воду не признают за богов и смеются над ними». Царь тотчас велел Ардширу, правителю Адиабены, схватить епископа и его пресвитера и посредством пыток довести до сознания. Почему Авдиисус и Авделай были приведены в некое населённое место близ города Бет-Лапета и подвергнуты допросу. На вопрос «кто они», отвечали: «мы – христиане», и затем на речь, что если они христиане, то, значит, и враги царя, сказали: «нет, он – наш враг, потому что ненавидит истинного Бога и убивает истинных почитателей Его». На требование говорить понятнее, если не хотят умереть поносной смертью, они сказали: «мы любим истину и не позволяем себе обольщаться ложью; а ты довершай своё плутовство. Пусть нас постигнет всякая смерть, какую ни придумает твоя алчность; мы с радостью умрём ради Бога». Дальнейшее обвинение в сношении с Римлянами Авдиисус совершенно отверг, а относительно непочитания Персидских богов выразился, что об этом не следует и говорить, так как они – совершенно иной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

324–337.       Освящение храма Георгия великомуч. в Лидде. 3 ноября. 324–337.       Первое обретение главы Предтечи. 21 февр. Агапит, си. Синадский. 18 февр, Капитон священномуч. и Еферий еп. Херсонские. 7 марта. Синклитикия, преп. Александрийская. 5 янв. Парфений, еп. Лампсак. 7 февр. Пафнутий, преп. Египетский, исповедник. Субб. с. 337.             Константин Великий, равноапостольный. 21 мая. Ок. 338.       Павел простый, преп. Фиваидский. 4 окт. Ок. 340.       Харитон, преп. Палест., исповедник. 28 сент. Александр, патриарх Цареградский. 30 аиг. 341.             Николай, архиеп. Мир Лик. 6 дек. Иаков, еп. Писивийский. 13 янв. Мучч. Персидские: Милий, еп. Сузский, с двумя учениками. 10 ноября. Самсон еп., Авделай и Анания пресвитеры, Усвазан евнух, Фузик, Азат и иные многие. 17 апр. Фервуфа девица и сестра ее с рабыней. 4 апр. Садок еп. и 128 христиан. 20 февр. 342.       Павел, преп. Фиваид. 15 янв. Мучч. Персидские: 120 сожженные. 6 апр. 343.            Нирса, Иоанн, Саверий, Исакий, Ипатий епп., Иосиф и другие. 20 ноября. Мамелхфа. 5 окт. 344.            Аврамий, еп. Арвильский. 4 февр. 345.            Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и др. 2 ноября. Иоанн еп. и Иаков пресв. 1 ноября. Ок. 348.       Спиридон, еп. Тримифунт. 12 дек. 349.            Пахомий Вел., преп. Фиваидский. 15 мая. 350.            Аммон, преп. Нитрийский. 4 окт. Павел, патриарх Цареградский, исповедник. 6 ноября. 351.            Знамение Креста на небе в Иерусалиме. 7 мая. 355.             Маркиан u Мартирий, нотарии св. Павла патриарха, мучч. 25 окт. 35G.             Антоний Великий, преп. Егип. 17 янв. Ок. 358.       Серапион, преп. Нитрийский. Субб. с. 360.             Евстафий, архиеп. Антиох. 21 февр. Фрутентий, архиеп. Индийский. 30 ноября. Осия, еп. Кордубский, исповедник. 27 авг. 362.                    Персидские мученики: Дисан еп., Мариав пресв., Авдиес и др. 270. 9 апр. Иа. 11. 361–363.              Мучч. Анкирские, при Иулиане: Василий пресв. 22 марта. Меласипп, Касиния и АнтонИн.7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Когда была передана эта просьба царю Сапору, он согласился исполнить ее, так как надеялся привести в большой страх всех христиан, если они услышат, что и старца Усфазана, честного и кроткого мужа, царского воспитателя, царь не пощадил, но за исповедание имени Христова без милосердия предал смерти. Святой же Усфазан думал иначе: он думал, что христиане, коих он устрашил и опечалил своим отступничеством от христианства, узнав об его обращении и мученической смерти за Христа, возрадуются и укрепятся к твердому перенесению подобных же страданий. Таким образом святой мученик был усечен во главу, при громком восклицании глашатая, что Усфазан пошел на казнь не за какую другую вину, кроме той, что он исповедует Христа. О таковой кончине Усфазана узнал святой епископ Симеон, пребывавший в темнице со священниками и с прочими христианами. Они исполнились неизреченной радости и прославили Бога, обратившего Усфазана от заблуждения и увенчавшего его мученическим венцем. Спустя некоторое время, будучи вторично призван к царю, святой Симеон много с дерзновением говорил пред ним о вере христианской и не хотел поклониться солнцу, а также преклониться пред царем. Тогда, разгневавшись, царь повелел всех христиан, которые содержались в темницах и в узах, вывести на умерщвление в день спасительного страдания Господа нашего Иисуса Христа. Всех выведенных на казнь было числом сто человек, среди которых было много священников, диаконов и клириков. Все они были осуждены царем на усечение мечем пред глазами Симеона, а после всех должен быть умерщвлен и Симеон. Когда вели связанных христиан на смерть, старейший из волхвов громогласно восклицал: «Если желает кто-либо из вас остаться в живых, то пусть вместе с царем поклонится солнцу, и тотчас отпущен будет на свободу». Но ни один христианин не отозвался на его зов — никто ничего ему не ответил, ибо никто не желал предпочесть жизнь временную вечной, но каждый хотел с радостью умереть за Христа Жизнодавца. Святой же епископ укреплял всех к безбоязненному перенесению мучений и смерти, наставляя всех словами Священного Писания и укрепляя всех к перенесению страданий надеждою на вечную жизнь в Царствии Небесном. И все они были усечены мечем. Потом же и святой Симеон, пастырь своего словесного стада, пославший пред собою стадо свое ко Христу, Начальнику пастырей, после всех и сам положил свою главу под меч и отошел ко Господу [ 10 ]. Вместе с ним были умерщвлены и оба пресвитера, взятые с ним, Авделай и Анания, оба состаревшиеся летами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святого повели в темницу. На пути встретил он любимца и воспитателя Сапорова Хусдазана и не ответил поклоном на его поклон, так как тот из-за боязни мучений отрекся от Христа. Хусдазан раскаялся и объявил себя христианином пред царем. Сапор разгневался и приказал отрубить ему голову. Идя на смерть, Хусдазан просил у царя, как милости, чтобы объявлено было, что он умирает не за что другое, а за веру. Царь охотно согласился на это; он думал устрашить тем христиан. Св. же Хусдазан, наоборот, хотел своим примером возбудить в них мужество и твердость. Св. Симеон был усечен мечом в Великую пятницу; вместе с ним убито было множество христиан, в том числе: пресвитеры Авделай и Анания, вельможа Фусик и дочь его Аскитрея, всего до 150 человек. Через год, тоже в Великую пятницу, был убит любимец царя Азат и с ним 1000 христиан. Все они не только не укрывались от гонителей, но сами шли на мучения. (Память св. Азата и других с ним 14 апреля). Преподобный Зосима Соловецкий спасался на отдаленном севере, на пустынном острове Белого моря. Соловецкий остров имеет в окружности 100 верст. Почва там, камениста. Хлеб не родится, по краткости лета едва созревают некоторые овощи. Остров доступен только с половины мая до половины сентября. Зима там две трети года. Около двух месяцев, начиная с половины октября, там не бывает солнца. Первым иноком, поселившимся в XV столетии на Соловецком острове, был Савватий (память его 27 сентября). Через год после него поселился там Зосима. Зосима был сыном богатых родителей, живших в Новгородской области. Родители его были благочестивыми людьми и сына своего научили благочестию. Ученье начато было Зосимой, по тогдашнему благочестивому обычаю, со Священного писания. Родители хотели женить сына, но он отказался, желая служить только Богу. По смерти родителей раздал все небогатое свое имущество бедным, а сам отправился искать себе пустыни. На приморье Белого моря, на устье реки Сумы, нашел инока Герасима, который жил на Соловецком острове со св. Савватием, и они вместе отправились туда на малой ладье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Святцы – см. месяцеслов. Священник, иерей, пресвитер – священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства; имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства Священства, т. е. возведения в священный сан другого лица. В белом духовенстве С.– это иерей, в монашестве – иеромонах. Поставление в С. совершается архиереем через рукоположение. Священномученики ( греч. ιερομρτυρες) – святые мученики, принадлежащие к священному чину (иерейскому или епископскому; в определении Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года к лику С. причислены также диаконы). С. составляют особый лик святых, ибо хотя на Литургии С. воспоминаются вместе с другими мучениками, однако существуют службы священномученику и священномученикам (Минея общая). К известным С. относятся Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский († 107), Киприан, епископ Карфагенский († 258) и др. Из русских святых к С. относятся Ермоген, патриарх Московский и всея Руси († 1612), Арсений, митр. Ростовский († 1772), и др.; особенно много С. явилось в XX веке в России во время гонений на Церковь – они прославлены в Соборе Новомучеников и исповедников Российских. Именование С. связано с определенной традицией и не всегда является последовательным: так, пресвитеры–мученики могут называться просто мучениками (Авделай и Анания пресвитеры, пам. 17 апр.), а архиереи – мученики – святителями (например, святитель Филипп, Московский и всея Руси чудотворец). Священнослужители – лица, над которыми был совершено таинство Священства (рукоположение, хиротония), в котором они через нисхождение Святого Духа получили благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы). Существует три последовательные степени С.: диаконы, священники и архиереи. Седмица (от церковнослав. седмь – семь) – соединение семи последовательных дней, составляющих неделю (в Церкви Неделей называется только первый день С. – воскресенье). Церковная С. начитается с вечера субботы и заканчивается 9-м часом следующего субботнего дня. Сплошная С. – С., на которой в среду и пятницу нет поста: третья перед Великим постом (после Недели о мытаре и фарисее), сырная

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Священномученик Симеон, епископ Персидский, жил в IV веке, при гонителе христиан в Персии царе Сапоре II (310–381). Он был епископом города Селевкии – Ктезифона. Царь Сапор начал гонение на христиан в 343–344 годах. Сначала он наложил на христиан тяжелую подать, а затем стал предавать смерти священнослужителей и мирян, грабить и разрушать храмы. В течение двух лет в Персии было замучено 1150 человек. Известны имена некоторых святых мучеников: Усфазан, бывший воспитатель Сапора; Авделай и Анания, пресвитеры; Фусик, знатный вельможа при дворе Салора, и его дочь Аскитрея; Азат, евнух, любимый слуга царя. Церковные историки Созомен (V в.) и Никифор Каллист (XIV в.) в своих исторических трудах указывают, что христиане, узнав о повелении царя умертвить всех христиан, сами без страха отдавали себя на мучения за веру в Господа Иисуса Христа. Гонения на христиан продолжались и в последующие годы, но после казни святого мученика Азата скопца, которого царь особенно любил, Сапор приказал предавать мучениям только священнослужителей и учителей христианских, а остальных христиан повелел щадить. В это тяжелое для христиан время пострадал и священномученик Симеон. На епископа Симеона Сапор был особенно гневен, так как враги христиан оклеветали святителя, обвинив его в тайных связях с Греческим государством. Святой Симеон, приведенный к царю на суд, смело исповедовал веру в Господа Иисуса Христа. Ни угрозы, ни обещания земных благ не заставили его совершить ритуальное поклонение солнцу, как того требовали язычники. Тогда святителя вместе со священниками Авделаем и Ананием бросили в темницу. На допросе царь угрожал умертвить всех христиан, но и это не поколебало мужества святителя Симеона. Тогда на его глазах были усечены мечом многие исповедники. Святитель благословлял их на мученическую смерть, наставляя не бояться казни, но с надеждой на жизнь вечную в Царстве Небесном претерпеть страдания. После всех он и сам с радостью положил голову на плаху. Кончина священномученика последовала в Великую пятницу 13 апреля 343 или 344 года. Преподобный Акакий, епископ Мелитинский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

по Р. X. (см. Zeitschrift fur die histor. Theolog. 1861. Hefm. I. Исследование Ульмана о преследованиях христиан в Персии). Но по пасхальному счислению Великая пятница 14 апр. ни тому, ни другому году не соответствует: в 341 году пасха была апреля 19, след. день кончины Симеона падает на 17 апреля, в 344 году пасха была 15 апреля, след. день кончины его падает на 13 апреля. Последнее ближе, кажется, в истине и 13 апреля память его есть в некоторых восточных памятниках. А что в Персии в сие время счисление пасхальное было согласно со вселенскою церковию, это доказывается тем, что на 1 вселенском соборе, где решен был вопрос о праздновании пасхи, был представитель Симеона пресвитер Сциадуст, после его преемник. Персидские имена мучеников с Симеоном: Усфазань – Гугсциатазад, Авделай – Абдалаикла. Селевкия и Ктезифон суть один город, разделенный рекою Тигром, основанный Селевком Никатором за 300 лет до Р. Хр. Имечи Аскитреи, дочери Фусика, нет в греческих и западных календарных памятниках. Аскигрея – нарицательное имя: подвижница. Пр. Акакий, еп. мелитинский . У Болландистов (Mart. III. 903) отчасти смешаны Акакий мелитинский 5 века и Акакий исповедник при Декии; тоже и у Ассемани (Cal. un. eccl. VI. 266). Акакия при Декии исповедника Ле-Кьен (Ог. christ. I. 440) ставит в числе епископов мелитинских и потому Акакия 5 в. называет вторым. Рюинарт (Т. I. 850) издал акты Акакия исповедника при Декии и называет его Ахатием, но не епископом мелитинским, как Боллаидисты 31 марта и Ле-Кьен, а епископом одной из антиохийских областей. Впрочем и Ле-Кьен говорит, что в некоторых латинских мартирологах, наприм. Адоновом, он называется щитом и прибежищем антиохийской страны, а эти слова взяты из жития, изданного Рюинартом, в коем говорится, что Декий слышал об нем как щите и прибежище антиохийской страны. Эти акты считаются критиками проконсульскими актами. Ассемани и Ле-Кьеи уверяют, что 15 сентября празднуется обретению мощей сего Акакия, а не Акакия 5 века. В греч. памятниках 31 марта положена память Акакия, еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сапор, обманутый клеветами, начал с того, что обложил христиан огромными налогами, которых большая часть из них не могли уплачивать, потому что отказались от имений своих, и жили в нищете. Сборщикам повелено было подвергать их всевозможным притеснениям, чтобы только отвратить от веры. Когда насилия эти оказались безуспешными, то Сапор повелел обезглавить всех членов клира, разрушить церкви, отобрав в казну сосуды и все вещи богослужебные. Он потребовал Симеона к себе, обвиняя его в измене отечеству и вере своих предков. Тогда маги, с помощью евреев, устремились на церкви, схватили Симеона, обременили его цепями и привели к царю. Симеон отверг все предложения, пренебрег всеми угрозами и был ввержен в темницу. При выходе из дворца он увидал старинного друга своего Усфазада, приветствующего его, но отвратился от него с негодованием. Усфазад, управитель дворца и старый наставник Сапора, устрашась гонения, изменил вере. Симеон знал это, и потому увидев отступника, выразил негодование. Усфазад, пораженный этим, воскликнул: «Горе мне несчастному! Что же будет мне от Бога, Которому изменил, если старинный друг мой Симеон так со мной обращается и удалился от меня, не сказав мне ни слова,!» Он рыдал и предавался всем ужасам скорби. Царя уведомили о том и он спросил его о причине печали. Усфазад не скрыл её от царя и мужественно исповедал веру, от которой, по-видимому отрекся. Сапор старался преклонить его ласками, но видя все усилия свои тщетными, приказал обезглавить почтенного старца. Усфазад просил, как последней милости, чтобы, когда поведут его на казнь, ему предшествовал бы вестник и громогласно кричал, что он осужден не за нарушение обязанностей своих к царю, но за то, что христианин. Просьба его была исполнена; он мужественно шел на казнь и умер за веру, а Симеон, узнав о том в темнице своей, воздал хвалу Богу. Настала очередь святителя, его повели на казнь и с ним сто человек христиан. Он убеждал их всех мужественно умереть и затем сам был обезглавлен. Среди этих мучеников отличались Авделай и Анания, два престарелые пресвитера, помогавшие Симеону в церковном управлении. Так как Анания перед смертью трепетал, то Фузик, начальник художников царских, сказал ему: «Старик зажмурь на минуту глаза и крепись, через мгновенье ты увидишь свет Христов». Так как один из доносчиков слышал это, то Фузика отвели к царю. Мужественный христианин отвечал тирану столь твердо, что был осужден на казнь более жестокую, чем другие. Палачи пронзили ему горло и чрез это отверстье вытащили язык. Дочь его, дева, посвятившая себя Богу, по доносу в то же время мужественно претерпела мученичество вместе с отцом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Указы твои пренебрегают, слова твои осмеивают и не исполняют, солнце и луну, огонь и воду не признают за богов и смеются над ними». Царь тотчас велел Ардширу, правителю Адиабены, схватить епископа и его пресвитера и посредством пыток довести до сознания. Почему Авдиисус и Авделай были приведены в некое населенное место близ города Бет-Лапета и подвергнуты допросу. На вопрос «кто они», отвечали: «мы – христиане», и затем на речь, что если они христиане, то, значит, и враги царя, сказали: «нет, он – наш враг, потому что ненавидит истинного Бога и убивает истинных почитателей Его». На требование говорить понятнее, если не хотят умереть поносною смертью, они ска­зали: «мы любим истину и не позволяем себе обольщаться ложью; а ты довершай свое плутовство. Пусть нас постигнет всякая смерть, какую ни придумает твоя алчность; мы с радостью умрем ради Бога». Дальней­шее обвинение в сношении с римлянами Авдиисус совершенно отверг, а относительно непочитания персидских богов выразился, что об этом не следует и говорить, так как они – совершенно иной веры. Тогда па­лачи каждого связали тремя веревками, так что одна тесно обхватывала ребра, другая ляжки, третья голени, и под всякую веревку вложили дере­во, которое ворочали и тем постепенно закручивали ее так, что трещали кости и жилы. Руки были связаны назад. В продолжение этих пыток им повелевалось почтить солнце, бога государева, и выдать тайны импера­тора. И так как исповедники веры пребыли непоколебимыми, то пытки возобновлялись семь раз, и, наконец, полумертвых снесли в тюрьму. И здесь не допускали к ним никого и давали им хлеб и воду только для поддержания жизни: но целые шесть дней они не могли употреблять грубой пищи и истлевали голодом. Наконец одна сострадательная вдова, несмотря на запрещение, спустила им чрез небольшое оконце тюрьмы более пригодную и укрепляющую пищу, которой и подкрепились они, благодаря Бога. О положении заключенных Ардшир донес царю, присо­вокупив, что, несмотря на всякого рода пытки, обвиняемые не сознаются в преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Силван еп., Лука диакон и Мокий чтец, мучч. Емисские. 29 января. Силван, еписк. Газский, пострад. в 311 г. с 40 мучч. 4 мая. Силван пресв., муч. Газский, от Кесария. 14 окт. Силван, преп. Палестинский 4 в. В субб. сырную. Силвестр, папа Римский, ум. 335. 2 янв. Силуан, ап. из 70, с Силой и др. 30 июля. Силуан, муч. Писидийский, с Вианором. 10 июля. Силуан преп., ученик Пахомия В. В субб. с. Симеон, из 12 патриархов. В нед. праот. Симеон Богоприимец и Анна пророчица. 3 февр. Симеон, сродник Господень, ап. из 70, сконч. при Траяне 27 апреля. Симеон Нигер, учитель церкви Антиохийской. 4 янв. Симеон священномуч., еписк. Персидский, и с ним Авделай и Анания пресвитеры и др., в 341 г. пострадавшие. 17 апр. Симеон, Исаак и Вахтисий, мучч. Персидские при Сапоре. 18 мая. Симеон Ветхий, пустынник Сирийский, ум. ок. 390. 26 янв. Симеон столпник, преп. Сирийский, ум. 459. 1 сент. Симеон юродивый и Иоанн, спостник его, препп. Палестинские, ум. ок. 580. 21 июля. Симеон, столпник на Дивной Горе, ум. 596. 24 мая. Симеон преп., с Феоной и Форвином. 5 апр. Симеон столпник, третий сего имени, преп. Киликийский. В субб. сырную. Симеон, преп. Сербский, ум. 1200. 13 февр. Симон, иерей Великий, при Антиохе В. В неделю праотец. Симон Зилот, ап. из 12. 10 мая. С прочими, 30 июня. Симон, еписк. Владимирский, ум. 1226. 10 мая. Сим, сын Ноя. В нед. праот. Синссий, иначе Феона, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Феопемптом. 5 янв. Синклитикия преп. Александрийская, времен Константина Вел 5 января. Сира девица, муч. Персидская при Хезрое I (558). 24 авг. Сисиний диакон, муч. Римский ок. 305 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Сисиний, муч. Кизический при Диоклетиане. 23 ноября. Сисиний, из 40 муч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Сисиний, из. числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Сисой Великий, преп. Египетский, ум. ок. 429. 6 июля. Сиф праотец. В нед. праот. Сиопий, муч. Болгарский ок. 815 г., с Мануилом. 22 янв. Смарагд, муч. Римский, ок. 306 г., с Маркеллом, папой и др. 7 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010