Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Культ И. быстро проник и в зап. часть эллинистического мира, он установился на Сицилии, Сардинии и в Италии. В кон. II в. до Р. Х. в Помпеях построили храм И. В 1-й четв. I в. до Р. Х. культ И. был уже развит в портовых городах (Путеолы, Помпеи и Остия), в Риме же существовала коллегия жрецов-пастофоров, почитавших егип. богов. Развитию егип. культов в Риме способствовали связи с Делосом. В 43 г. до Р. Х. Второй Триумвират одобрил строительство храма И. в Риме, но в 28 и 21 гг. до Р. Х. имп. Август Октавиан пытался запретить в Риме ее культ, в 19 г. по Р. Х. имп. Тиберий распорядился изгнать из Рима иудеев и почитателей И. Конец гонениям положило объявление культа И. государственным (лат. sacrum publicum) в конце правления Калигулы или в начале правления Клавдия . Одной из форм отправления культа И. были мистерии, восходящие, по мнению нек-рых совр. исследователей, скорее к греческой, нежели к егип. культовой традиции. Античные авторы сравнивают мистерии И. с дионисийскими и элевсинскими таинствами. По сообщениям рим. авторов, таинства И. имели эротический характер ( Овидий. Наука любви. I 77). Сведения о культе И. в Риме, о подготовительных и завершающих ритуалах мистерий И. приводятся Апулеем в 11-й кн. «Метаморфоз». Согласно Апулею, И. отождествлялась с пессинунтской матерью богов, Минервой , Венерой , Дианой , Прозерпиной, Церерой , Беллоной, Гекатой и Немесидой. Культ И. был распространен по всей Римской империи, многочисленные свидетельства почитания И. дошли из Италии и большинства рим. провинций. Существует т. зр., что культ И. распространялся в провинциях в основном благодаря рим. легионерам и купцам. Миф об И. и Осирисе нашел отражение и в греч. герметической лит-ре. Влияние эллинизированного культа И. прослеживается в гностических текстах. Лит.: Münster M. Untersuchungen zur Göttin Isis vom Alten Reich bis zum Ende des Neuen Reiches. B., 1968; Witt R. E. Isis in the Graeco-Roman World. Ithaca; N. Y., 1971; Плутарх. Об Исиде и Осирисе/Пер.: Н. Н. Трухина//ВДИ.

http://pravenc.ru/text/674868.html

Октавиан Август От демократии – к монархии. Возможно ли? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сопоставляются три формы государственного правления – библейская теократия, монархия и демократия, – которые не равнозначны с высшей духовной точки зрения: подобно тому, как прямое богоправление, существовавшее в Древнем Израиле до поставления царем Саула, выше монархии, так и монархия, основанная на народной вере в богопоставленность правителя, царя, выше демократии, опирающейся, по крайней мере доктринально, исключительно на волеизъявление самого народа. И хотя, как утверждается в этом документе, искусственно стимулированная замена низшего по своей духовной природе государственного строя на более высокий строй – актуально: демократии на монархию – не может принести добрых плодов, если подобная трансформация не будет соответствовать религиозно-нравственному состоянию общества, сама возможность такой перемены «Основами социальной концепции» не исключается и расценивается как благо – в том случае, если она будет востребована народом, готовым принять ее. Относительно перспективы перемены форм правления в «Основах социальной концепции» содержится следующее положение: «Нельзя вовсе исключать возможность такого духовного возрождения, когда религиозно более высокая форма государственного устройства станет естественной» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. III, 7). В этом самая суть, квинтэссенция православного учения о форме правления. Доминирующая в современной теории государственного права систематика противопоставляет республику монархии, допуская при этом совместимость монархии с демократией, что и имеет место в большей части монархий, просуществовавших до наших дней. Насколько подобные государства при этом остаются подлинными монархиями, с одной стороны, и насколько они демократичны по существу дела, то есть имеет ли место в них действительное народоправие, – это большой вопрос: наблюдая за перипетиями политической жизни в таких странах, можно прийти к заключению, что при соблюдении в них монархического церемониала и демократических выборных процедур они все-таки не юридически, но в плане реальной политики представляют примеры олигархического правления, как, впрочем, и более типичные для нашего времени республики с их представительными органами власти в виде парламентов.

http://pravoslavie.ru/117895.html

ч. правом следования собственным законам ( Ios. Flav. Antiq. XIV 7. 2). Вскоре после 96 г. до Р. Х., когда Рим присоединил Киренаику, включив ее в одну провинцию с Критом, на этой территории, так же как и в Антиохии и Александрии , начались межобщинные столкновения евреев и греков. Ок. 87 г. до Р. Х. диктатор Луций Корнелий Сулла направил в провинцию легата Луция Лициния Лукулла с целью подавить беспорядки, в к-рых евреи принимали заметное участие. Позднее Рим предоставил евр. общинам по всему Востоку, в т. ч. в Киренаике, нек-рые льготы (1 Макк 15. 15-24). С 74 г. до Р. Х. равноправие с греч. гражданами, которым ранее пользовались киренаикские евреи, неоднократно нарушалось, что вызывало рост напряженности в регионе ( Ios. Flav. Antiq. XVI 6. 2). Однако Август Октавиан через претора провинции Флавия даровал иудейской общине мн. привилегии, в т. ч. подтверждение права жертвовать на Иерусалимский храм, несмотря на протесты магистратов-эллинов ( Ios. Flav. Antiq. XVI 6. 5-6). Евреи играли важную роль в экономике рим. Киренаики, будучи и земледельцами, и ремесленниками (литейное и гончарное дело), а также ведя активную торговлю по морю из киренаикских портов Евгесперид, Аполлонии и Барки. Усиленная эллинизация верхушки общины, выходцы из которой обучались в греч. гимнасиях и получали гражданские права в полисах, не помешала евреям сохранить обособленность как «иноземцам». Повышение арендной платы рим. властями вело к разорению евр. крестьян; недовольные своим положением, они оказались вовлеченными в борьбу против властей. Тесные контакты общины Пентаполя с палестинскими единоверцами позволили ей иметь собственные синагоги в Иерусалиме (Деян 6. 9), что стало известно в ходе Иудейской войны 66-73 гг. по Р. Х. (см. Израиль древний. , Иосиф Флавий ): среди осажденных на Сионе зилотов находились 3 сына некоего Измаила, обезглавленного в Кирене ( Ios. Flav. De bell. VI 2. 2). Уже после разрушения Иерусалимского храма в Пентаполь прибыл сикарий Ионатан Ткач, «пророк-пустынник», к-рый в 73 г.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

В прикладном аспекте влияние неоплатонизма на культуру поздней Античности обнаруживается в изменении опыта мировосприятия, который получил отражение в символизме культуры и в ее сакрализации. С наибольшей очевидностью эти сдвиги проявились в государственной идеологии и в символах государственной власти, что вполне правомерно в логике традиции, у начал которой – Платон, сформулировавший философию государства. Фактически каналами влияния неоплатонизма на представителей власти была – в случае Плотина – его близость к сенату (часть его римских учеников происходила из сенаторского сословия) и некоторая симпатия к Плотину со стороны императора Галлиена 145 . В Риме титул «император» был званием, которым солдаты награждали полководца за выдающиеся заслуги, официальным титулом первых властителей Рима был «принцепс сената» – первый в сенате, хотя и Гай Юлий Цезарь, и Гай Юлий Октавиан Август имели звание императоров. «Принцепс не был царем. Римлянам первых веков нашей эры была чужда идея рабского повиновения властелину (на практике, конечно, случалось иначе – при таких владыках, как Калигула, Нерон или Коммод). Иметь царя (rex по-латыни и βασιλες по-гречески) они считали уделом варваров. Со временем идеалы Республики ушли в небытие. Аврелиан (270–275) окончательно включил в свою официальную титулатуру слово dominus – господин. Настала эпоха домината, сменившая принципат. Но только в Византии идея императорской власти обрела самую зрелую форму. Как Бог суть высшее всего мира, так император возглавляет царствие земное. Власть императора, стоявшего на вершине земной империи, организованной по подобию иерархии «небесной», священна и богохранима... (титул василевса ромеев официально принял в 629 г. Ираклий I, хотя народ стал называть так своих владык много ранее)» 146 , – констатирует С. Б. Дашков в монографии «Императоры Византии». В этой связи допустимо отметить ряд совпадений: новая формула в титулатуре Аврелиана появляется в год смерти Плотина, т. е. тогда, когда идея иерархии уже получила дискурсивную выраженность в философии неоплатонизма; титулование Ираклия приходится на время деятельности Максима Исповедника , составившего комментарии на труды Дионисия Ареопагита об иерархии. О влиянии Ареопагита на формирование этой идеи применительно к имперской идеологии писал С. С. Аверинцев 147 . «Новые цивилизации возникают лишь там, где соответствующие идеи созрели в умах», – замечает историк византийской философии В. М. Лурье 148 . При описании процесса перерождения одного типа культуры в другой в поле зрения исследователя оказывается некая диффузная зона, где «старое» и «новое» стремятся к поляризации, но имеют много общего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Эта французская девушка много лучше понимала, что такое любовь, чем Ромео и Джульетта, вместе взятые. Парадоксальность любви заключается в том, что законам, естественным для тварного мира, она противопоставляет свой собственный закон, совсем на них не похожий. Блаженный Августин сформулировал этот закон любви так: «Истинно твоё только то, что ты отдал». Для «земли» это противоестественный закон, для «неба» он естественный, поэтому Святые Отцы именуют его «вышеестественным». Можно предположить и нечто большее: именно на этом законе и держится «небо», которое держит и «землю». Впрочем, если хорошо подумать, туг нет ничего особо загадочного. Стабилизирующее действие закона любви наглядно иллюстрируется математически обоснованными положениями современной теории систем. Одно из них гласит, что, если между двумя частями системы имеется «отрицательная обратная связь», т.е. втекание энергии из части А в часть Б гут же заставляет последнюю от неё избавляться, отдавая её назад, система будет устойчивой, в противном случае она пойдёт «вразнос», и вскоре вся энергия соберётся в одной из частей, а другая опустеет. Если это правило перенести на «систему» из двух людей, то аналогом отрицательной обратной связи будут такие отношения между ними, при которых каждому приятнее отдавать другому, чем брать у него. Между ними возникнет что-то вроде соревнования в самопожертвовании, которое сделает их союз нерасторжимым и неограниченно длительным. Именно поэтому старшие говорят на свадьбе молодожёнам: «Уступайте друг другу», и те семьи, в которых этот совет выполняется, оказываются прочными. На любую уступку одного из супругов второй отвечает равноценной встречной уступкой, того она подталкивает к новой уступке, и так возникают колебания вокруг положения равновесия, каковые и являются залогом стабильности. Если же в паре имеет место отношение соперничества (положительная обратная связь), то, отобрав что-то у другого, сумевший сделать это начнёт использовать своё усиление для того, чтобы отобрать у него ещё что-то, и в конце концов «съест» конкурента. История подтверждает эту закономерность: все попытки править вдвоём оканчивались тем, что один, из соправителей уничтожал другого: как Юлий Цезарь уничтожил Гнея Помпея, а Октавиан Август — Марка Антония.

http://azbyka.ru/fiction/imeya-zhizn-ver...

Они как бы снисходительно похлопывают Пушкина по плечу, не поняв его до конца и не желая понять. Но Пушкин не принимает снисходительного похлопывания, как не принимал и при жизни. Вечно Женственному противостоит Вечно Деятельное (Ewig Wirkende) как его духовный полюс. Оба духовных типа выражают общечеловеческое, или Вечно Человеческое, и оба они, по Гете, Urphcanomen, то есть первичные, первозданные духовные начала (архетипы). Если Татьяна есть наиболее полный и совершенный образ Вечно Женственного, то мы не найдем адекватного Татьяне мужского, Вечно Деятельного образа ни в русской, ни в иностранной литературе. Наиболее синтетические, универсальные типы мировой литературы: Фауст, Гамлет, Дон Кихот, Дон Жуан, Сид — это только частичные, неполные воплощения Вечно Деятельного. Мученик-экстатик Полиэвкт в одноименной трагедии Корнеля стоит особняком, а все другие перечисленные — не цельные образы, а раздвоенные гуманизмом Ренессанса. Только древность знала цельные образы, таковы герои-полубоги Эллады — Ахилл, Сократ, Алкивиад, Юлий Цезарь, Октавиан Август и др. Мировая литература до Пушкина пыталась изобразить общечеловеческое в мужском аспекте Вечно Деятельного, отметив, в лице Гете, что Вечно Деятельное нуждается в дополнении, в коррективе Вечно Женственного. Владимир Соловьев говорил о спасительной и преображающей роли Красоты (Вечно Женственного). Пушкин в «Евгении Онегине» избрал другой полюс Всечеловеческого. Пушкин отказался от теории духовной полярности, духовной изолированности, сознательно или бессознательно, это другой вопрос, притом вопрос несущественный. Оба феномена даны у Пушкина не в их первозданной, трансцендентной разрозненности, как у Гете, а в их слиянности, гармонии и цельности, в их неразрывности в реальном, конкретном, эмпирическом человеке, как Вечно Человеческое в его первозданности, как Человек Архетип, Иисус Христос… Мы уже говорили, что Татьяна — наиболее полный и совершенный тип Вечно Женственного. Но этот образ у Пушкина выходит далеко за пределы Вечно Женственного, он переходит в Вечно Человеческое, включив в себя и Вечно Деятельное.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

Отодвинули­ сферу влияния на Восток, а вот что касается Транс-Тихоокеанс­кого региона, там пока все эти союзы-альянсы только формируютс­я. США, например, тяжесть своей политики переносят именно туда. Европа им, конечно, интересна,­ Ближний Восток. Но все больше их волнует Китай. И Запад очень сильно обеспокоен­, какую позицию займет Россия. Абсолютно прокитайск­ую? И тогда вокруг Китая нельзя будет создать кольцо, как в свое время вокруг СССР создали, в т.ч. и НАТОвские базы. Либо России предлагают­ для того, чтобы стать каким-то ассоцииров­анным членом НАТО, чтобы с Китаем граничить. У российских­ властей позиция промежуточ­ная, они не хотят зависеть от Китая критически­, потому что сейчас ситуация складывает­ся, что наше окно в АТР - это Китай. Ну а с другой стороны - не хотят под американск­ую дудку плясать. Получится это, не получится - посмотрим. А.П.: - «Как вы оцениваете­ политику Лукашенко и насколько эффективны­м менеджером­ его можно назвать? Вообще кого из нынешних глав стран бывшего СССР вы считаете самым эффективны­м? Есть ли в какой-нибудь из этих стран демократия­? Почему в них распростра­нена несменяемо­сть власти?» - Юрий спрашивает­. П.С.: - Знаете, здесь вопрос о критерии эффективно­сти. Я считаю, что, как это ни цинично звучит, критерий эффективно­сти политика в странах, где нет традиции постоянной­ ротации власти - это долговечно­сть пребывания­ у власти. Лукашенко долго сидит, Назарбаев долго сидит. Если ему удается удерживать­ власть, понятно же, что есть какие-то группы влияния, которые играют против них, им удается это все разруливат­ь. Значит, он эффективен­. С этой точки зрения у историков принято Цезаря возвышать,­ Октавиана Августа выставлять­, если даже фильмы посмотреть­ историческ­ие, таким слабым. Но извините, Цезарь, он в галльских войнах 10 лет вшей кормил, потом только вернулся, не успел стать триумфатор­ом, его зарезали. Свои же, между прочим. А Октавиан Август, он там в 19 лет пришел к власти, стал Триумвиром­, умер он, по-моему, в 72 или 77, всех противнико­в уничтожил,­ хоть и очень много сделал, с пиратством­ покончил во всем Средиземно­м море, и умер со словами «Я хорошо сыграл комедию своей жизни».

http://ruskline.ru/video/2013/12/09/dlya...

238. Свободными «порне» всегда были дочери иностранцев, проживавших в данном городе на постоянной или временной основе. Кстати, это относится и к куртизанкам аристократов. 239. Читатель заметит, что даже в историях, которые последуют ниже, женщины просто не появляются. Мы понятия не имеем, кем была жена Полемарха. 240. Вспомним, что в теории педерастия преследовалась по закону. Или, вернее, незаконным считалось, чтобы мужчина играл пассивную роль в мужеложстве; за такое его могли лишить гражданства. Большинство взрослых мужчин имели любовные связи с мальчиками, а большинство мальчиков — с мужчинами, но все делали вид, что половых отношений у них не было; получалось, что почти каждого можно было обвинить в том, что он когда-то занимался непристойностями. Самый известный пример этого — речь Эсхина «Против Тимарха» (см.: van Reden 2003:120–123; также Dillon 2003: 117–128). Такие же дилеммы возникали в Риме, где, например, Цицерон обвинял своего противника Марка Антония в том, что тот некогда зарабатывал на жизнь мужской проституцией (Филиппики 2.44–45), а об Октавиане, будущем Августе, поговаривали, что он в молодости занимался проституцией и что одним из его могущественных патронов был Юлий Цезарь (Светоний. Август 68). 241. Самые известные примеры — Афины, Коринф и Мегара (Asheri 1969; St. Croix 1981; Finley 1981:156–157.) 242. Закон назывался «палинтокия» и известен в основном по Плутарху (Моралии 295 D, по-видимому, он основывается на утраченной «Мегарской политии» Аристотеля). По поводу почти всего в этом вопросе современные ученые ведут споры (Asheri 1969:14–16; Figueria 1985: 149–156; Milett 1989:21–22; Hudson 1992:31; Bryant 1994:100–144). Хадсон, например, считает, что поскольку эти события произошли около 540 года до н. э., когда процентных ссуд могло еще не существовать, то вся эта история, вероятно, является более поздней пропагандой. Другие говорят, что на самом деле это произошло намного позже. Интересно, что во всех греческих источниках прецендент рассматривается как возмутительная радикальная популистская мера, несмотря на то что подобные действия стали частью католической политики на протяжении большей части средневековья.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Однако мы можем смело констатировать, что Ирод, который приблизительно в это же время отдал приказ казнить юношей-зелотов, сломавших штандарт с изображением римского орла, выставленный по его приказу перед входом в Храм, обладал достаточным садизмом, и у него действительно был параноидальный мотив к совершению Вифлеемской резни, путь даже не в таких крупных масштабах. Эпилог Даже римские покровители Ирода Великого знали о жестокости и хладнокровии своей марионетки на Ближнем Востоке. Так, за 5 дней до смерти Ирод отдал один из последних своих жутких приказов: казнить своего первенца Антипатра. Поразительно, но и тут Ирод решил заручиться формальным разрешением Рима. Утверждая этот приговор, Август Октавиан, зная запрет иудеям употреблять в пищу свинину, произнёс: «Быть свиньёй такого человека лучше, чем быть его сыном!». Сообщение о смерти деспотичного царя Иудеи застало святое Семейство в Египте. Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу исполнилось тогда четыре года. А спустя два тысячелетия, 27 апреля 2007 года поисковая археологическая экспедиция под руководством Эхуда Нецера обнаружила в крепости Иродион гробницу этого монарха. Превосходное качество камня, тонкая резьба, богатство декоративных элементов свидетельствовали о принадлежности гробницы именно Ироду Великому. Однако этот саркофаг искусной работы был разбит ударами молота и раскрошен на десятки мелких фрагментов. Это было сделано спустя очень короткое время после смерти ненавистного узурпатора. Красота, изящество - и безграничная ненависть и злоба, как и при земной жизни Ирода, оказались сплетены здесь, в месте последнего упокоения двуликого монарха Иудеи. Уничтожение гробницы говорило о том, что жители Палестины устали от тирании властолюбивого убийцы и хотели что-то изменить в судьбе своей страны. Но на самом деле изменения уже наступили, и не только в масштабах Иудеи. В скором времени всё человечество ощутит, что в мире воплотилась Божественная Любовь, благодаря которой вся человеческая история вновь наполнится смыслом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010