На десятый год его правления, (6 г. по P. X.) несколько знатных иудеев отправились к императору с жалобой на Архелая; и так как последний допустил, очевидно, ошибки в своем правлении, то Август сослал его в Веенну (Вьеннана Роне) в Галлию; область его была присоединена к Сирийской провинции и подчинена особому прокуратору. О первом из этих прокураторов, кроме его имени, мы знаем очень мало. Тотчас по удалении Архелая сирийский легат произвел перепись населения и исследование имущественного состояния жителей этой новой присоединенной к провинции Сирии области. Имя его было Публий Сульпиций Квирин. Но эта перепись распространялась, конечно, только на области, подведомственные Архелаю, а не на всех происходивших из этой области евреев. Также неверно и то, что произведена была перепись жителям Галилеи, так как там после ссылки Архелая все осталось по старому, a Антоний управлял провинцией в качестве тетрарха; правда, однако, что один галилеянин восстал против упомянутой меры. Известно, что в книгах Самуила и в Хронике, как на один из последних грехов царя Давида указывается на то, что он в высокомерии своем дошел до того, что сделал перепись своему народу. От повторения этого греха Иуда Галилеянин хотел отвратить избранный народ Божий. Но возмущение его против этой частной меры перешло постепенно само по себе в восстание против верховной власти Рима. К нему присоединилась большая часть еврейского народа с Маккавейским лозунгом: не должно быть тирана над народом Божьим. Это была строго религиозная партия с революционными стремлениями; позднее она получила название партии зелотов. Прокураторы, как достоверно известно, имели власть также над жизнью и смертью своих подчиненных. За прокуратором Копонием следовал Марк Амбивий; при нем умерла сестра Ирода Саломея, которая оставила в наследство императрице Ливии свои города, между прочим, и Архелаиду, которая и ей самой была передана, как кажется, лишь после ссылки Архелая. При преемнике Марка Амбивия, Ании Руфе, умер император Октавий Август (19 августа 14 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, от возвращения израильтян в Иерусалим до рождения Христа – 14 поколений: Иехония, Салафииль, Зоровавель, Авиуд, Близким, Азор, Садок, Ахим, Елиуд, Елеазар, Матфан, Иаков, Иосиф, муж Марии, от которой родился Господь наш Иисус Христос ; этот Иосиф считается четырнадцатым. 17. Но чтобы не казалось, что мы имеем представление только об этом племени, народе евреев, мы расскажем об остальных царствах 61 , какие они были и в какое время истории израильтян они существовали. Во времена Авраама над ассирийцами царствовал Нин; у сикионцев – Европ; у египтян же было шестнадцатое правление, которое они на своем языке называли династией 62 . Во времена Моисея у аргивян седьмым царем был Троп 63 ; в Аттике – Кекроп, первый царь; у египтян – Ценкрис, по счету двенадцатый царь, который погиб в Чермном море; у ассирийцев – царь Агатад 64 , по счету шестнадцатый; у сикионцев – Мараф. Во времена же царствования Соломона в Израиле у латинян был царь Сильвий, по счету пятый 65 ; у лакедемонян – Фест; у коринфян – Оксион, второй по счету; в сто двадцать шестом году – Фебей у египтян; у ассирийцев – Евтроп; у афинян – Агасаст, второй по счету. Во времена же царствования Амона в Иудее, когда евреи были уведены пленниками в Вавилон, у македонян царствовал Аргей, у лидийцев – Гигес, у египтян – Вафр, в Вавилонии – Навуходоносор, уведший евреев в плен; у римлян – Сервий, шестой по счету. 18. После этих царей первым императором был Юлий Цезарь 66 , установивший во всем государстве единовластие; вторым был Октавиан, племянник Юлия Цезаря, по прозвищу Август, этим именем и был назван месяц август. На девятнадцатом году царствования Октавиана Августа, по нашим весьма точным сведениям, был основан в Галлии Лион 67 , который впоследствии стал знаменитым из-за пролития там крови мучеников. 19. На 43 году царствования Августа в городе Давида – Вифлееме родился во плоти, как мы уже сказали, от Девы Марии наш Господь Иисус Христос 68 . Увидев на востоке Его необыкновенную звезду, волхвы пришли с дарами, с умилением поднесли их и поклонились Младенцу. Ирод же, боясь за свою власть, велел убить всех младенцев 69 , надеясь таким образом уничтожить Христа. Затем по Божьему произволению он погиб сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

249 Речь идет о рабыне, которую Ферор предпочел дочерям Ирода и из-за которой между ним и братом происходили постоянные столкновения. (Перев.) 251 Несомненно, Эврикл приписывал Александру те настроения, которые господствовали в широких кругах населения Иудеи, где нарастало недовольство гнетом, репрессиями и проримской политикой Ирода. 252 Волумний прибыл в Рим как раз в то время, когда Николай Дамасский, незадолго перед тем отправленный Иродом во главе посольства для примирения с ним императора, успешно выполнил свою миссию: он не только возвратил Ироду милость императора, но и добился смертного приговора для оклеветавшего его Силлая. Так как в то время получено было известие о смерти аравийского царя Обода, то Август решил было подчинить и Аравию власти Ирода. Но, прочитав документы, доставленные Волумнием, он нашел неудобным подарить еще одно царство человеку, который на старости лет враждует со своими сыновьями (И.Д., XVI, 10, 8). (Перев.) 254 Ирод потребовал от Александра и Аристобула, чтобы они сами от себя написали императору о своих преступных замыслах против него. Братья написали тогда, что никогда они не думали посягать на жизнь отца и ничего не предпринимали в этом направлении. Единственное, о чем они думали,– это о бегстве, и то по вынуждению, так как им слишком тяжело было жить постоянно под страхом подозрений отца. (Перев.) 257 Вряд ли прокуратор Волумний и Волумний, посланный Иродом к Октавиану Августу, являются одним и тем же лицом. 258 Несмотря на то, что Август наметил Архелая в числе первоприсутствующих в суде. Собрание, созванное Иродом, состояло из 150 человек (И.Д., XVI, 11, 1, 2). (Перев.) 259 Невдалеке от Бейрута, где происходило собрание. Ирод перевел обвиняемых туда для того, чтобы иметь их вблизи в случае, если потребуется их присутствие на суде. (Перев.) 261 В Тире он встретился с возвратившимся из Рима его посланником, Николаем. Ирод спрашивал его личное мнение и мнение его римских друзей о том, как ему следует поступить с обвиненными. Николай советовал ему не приводить в исполнение приговора суда, а ограничиться до поры до времени содержанием сыновей в заключении. «Таково также,– прибавил он,– желание твоих друзей в Риме». Ирод ничего на это не возразил, но и не дал Николаю никаких определенных обещаний (И.Д., XVI, 11, 3). (Перев.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После поражения Марка Антония в гражданской войне против Октавиана Ирод, до этого хранивший верность Марку Антонию, занял сторону победителя, которым теперь стал кесарь Август. В благодарность Октавиан Август утвердил в 30 году до Р. Х. Ирода на престоле Иудеи и помимо подаренных новых территорий вернул те участки, которые были отобраны Клеопатрой. Теперь царство Ирода Великого включало все территории Хасмонейского царства, за исключением некоторых городов Десятиградия. Находясь в политической зависимости от Рима, Ирод, однако располагал полной автономией в вопросах внутренней политики. Он учредил Совещательный союз, в который, как и на многие административные должности, назначались преимущественно эллинизированные евреи и даже иностранцы. Армия теперь была в основном наёмной и состояла из фракийцев и галлов. Ирод предпринимал большие усилия для эллинизации населения Иудеи, что объясняется как политическими причинами, так и личной симпатией монарха к греческой культуре. Так, даже новые номиналы монет, отчеканенных при Ироде Великом, уже не содержали палеоеврейского шрифта - он был заменён древнегреческим и латынью. А символика монет, разработанная предшественниками Ирода - Хасмонейскими монархами - была полностью упразднена, хотя фрагментарно сохранялись трудно узнаваемые еврейские мотивы. Иродом была создана настоящая служба сыска, агенты которой в разных частях страны должны были выявлять заговорщиков и саботажников, выступающих против интеграции Иудеи в римское сообщество и вообще против политики и личности Ирода. В результате работы осведомителей этой шпионской сети в разное время по тайным приказам Ирода погибло огромное количество людей, имена которых мы уже вряд ли узнаем. Но некоторые из них история всё же сохранила. Паранойя Ирода Мариамна родила Ироду пятерых детей. Ей было всего 25 лет, когда венценосный супруг заключил её под стражу по сфабрикованному обвинению в супружеской измене. Удивительно, но главным свидетелем против Мариамны была её мать - Александра! По всей видимости, Александра спасала свою жизнь, так как сама была в списке смертников. Понятно, что послушный суд вынес приговор, который Ирод приготовил накануне, - смерть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Содержание Предисловие бл. Иеронима I Второй Римский Император Октавиан Август III Тиверий (23, по другим 21 год) IV. Кай Калигула (царств. 3 года и 10 месяцев) V. Клавдий (царств. 13 лет, 8 месяцев и 28 дней) VI. Нерон (царств. 13 лет, 1 мес. и 28 дней) VII. Веспасиан (царст. 9 лет, 11 месяцев и 22 дня) VIII. Тит (царств. 2 года и 2 месяца) IX. Домициан, младший брат Тита (царствует 15 лет и 5 месяцев) X. Нерва (царствовал год и 4 месяца) XI. Траян (царств. 19 лет и 6 месяцев) XII. Адриан (царствовал 21 год) XIII. Антонин по прозванию благочестивый с сыновьями своими Аврелием и Луцием (царствовал 22 года, 3 месяца) XIV. Марк Антонин, он же и Вер и Л. Аврелий Коммод (царствовали 19 лет и 1 месяц) XV. Коммод (царствовал 13 лет) XVI. Элий Пертинакс (царствовал 6 месяцев) XVII. Север (царств. 18 лет) XVIII. Антонин по прозванию Каракалла, сын Севера (царствовал 7 лет) XIX. Макрин (царствовал один год) XX. Марк Аврелий Антонин (царств. 4 года) XXI. Александр сын Мамиеи (царств. 13 лет) XXII. Максимин (царств. 3 года) XXIII. Гордиан (царств. 6 лет) XXIV. Филипп (царств. 7 лет) XXV. Декий (царств. год и 3 месяца) XXVI Галл и Волузиан сын Галла (царствовали 2 года и 4·месяца) XXVII. Валериан и Галлиен (царств. 15 лет) XXVIII. Клавдий (царств. год и 9 месяцев) XXIX. Аврелиан (царств. 5 лет и 6 месяцев) XXX. Тацит (царств. 6 месяцев) XXXI. Проб (царств. 6 лет и 4 месяца) XXXII. Кар с Карином и Нумерианом (царств. 2 года) XXXIII. Диоклетиан (царств. 20 лет) Галерий Август (два года правил один) XXXIV. Константин (царствовал 30 лет и 10 месяцев)     Предисловие бл. Иеронима Евсевий Иероним своим Винкентию и Галлиену желает здравия. То был древний обычай ученых, что для упражнения ума они передавали греческие книги латинским языком, и что наиболее трудно, поэтические произведения знаменитых мужей переводили стихами. Поэтому и наш Туллий целые книги Платона перевел буквально и, издав гекзаметром Арата Римского, занимался Экономиком Ксенофонта. В этом деле эта золотая река красноречия так часто задерживается некоторыми твердыми и неодолимыми препонами, что незнающие, что это перевод, не поверят, что это писано Цицероном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Таже полстолпа отломився, паде, и по семъ не вдолз и другая полъстолпа сокрушися, и обое ни во что бысть. И падение оно помнихом ми ся страшно. Аз отъ страха возбнувся от сна и размышляя видние се. И после заутрени таити сна не могох и повдах ту мужу некоторому, стару деньми, яко 90 лтъ ему сущу от рожения, и у царей въ приказех велику ему бывшу и многу въразумх, и для старости оставлься царския службы, но во смирении пребывая, кормяся от своих вотчинъ. Он же, слышавъ от меня таковая и размышляя во ум своем, рече ми: „Мнит ми ся, яко нкоторому великому мужу от полаты царевы смертное посчение приближается». И аз сие видние и оного мужа речей размышлях, и никому не глаголах до сего, донележе збышася въ сие настоящее время». Прочее же о семъ умолчимъ, да не постигнетъ насъ, по апостолу, закоснение, но мало побесдуем о мимошедшемъ. 188 ...рекомаго Скопина. – М. В. Скопин-Шуйский происходил из той ветви боярского рода Шуйских, родоначальником которой был Иван Большой, по прозвищу Скопа, его прадед (XV в.); скопа – хищная птица из семейства орлов. 190 ...изочтоша времена, индикты... порозводцамъ разчитаютъ времена... – Счет лет на Руси (как и в Византии) велся не только по годам от «сотворения мира», но и по индиктам – периодам времени в 15лет; розводцы – пасхальные таблицы со счетом лет. 191 Василий Иванович Шуйский – царь из старинного рода суздальских князей, избранный на трон после народного восстания в Москве 17 мая 1606 г. и после убийства Лжедмитрия. Был свергнут с престола москвичами в июле 1610 г. и пострижен в монахи. Затем был арестован поляками вместе с братьями Дмитрием и Иваном; умер в плену под Варшавой 5 сентября 1612 г. 192 Август, кесарь Римский – Гай Юлий Цезарь Октавиан Август («божественный»), племянник Юлия Цезаря, провозглашенный неограниченным правителем Римской империи в 30 г. до н. э. Согласно русскому публицистическому сочинению XVI в. «Сказание о князьях Владимирских» (см. ПЛДР , 6, с. 422–435), русские великие князья и их родоначальник легендарный Рюрик происходили от некоего Пруса, родственника императора Августа; эта теория происхождения московских царей стала официальной доктриной во времена Ивана Грозного и была использована в беллетризованной генеалогии русских царей – «Степенной книге».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Создателем ее был Юлий Цезарь, который погиб в 44 г. до Р. Х. от руки убийцы, погиб лишь потому, что не до конца был тираном и сумел простить своих политических противников. Ведь если встать на путь деспотии, надо всех противников уничтожать, а он не уничтожил и пал от их руки. Наследником его стал приемный сын Октавиан Август, который постепенно (нам это в ХХ веке очень хорошо знакомо) убирал с дороги своих соправителей, бывших друзей, и к 30 г. стал единовластным господином всего Средиземноморья. В 30 г. он нанес последнее поражение своему сопернику Антонию, который контролировал Египет, очень важную страну, богатую хлебом. Наверное, вы помните, у нас шел фильм «Антоний и Клеопатра»; конечно, в нем много фантастического, но все–таки он дает представление о том, что тогда происходило. Все было полностью подчинено Риму. Вот такова была, в двух словах, картина — с того момента, когда юный Александр Македонский разбил огромную, но неповоротливую армию персов и заставил царя Дария бежать (это было в 333 г. до Р.Х.), — до 30 г. до Р. Х., когда Август один царствует и поэты приветствуют его царствование, величая это царствование тысячелетним. (Нам известен этот термин. Как вы знаете, «тысячелетней империей» называлась держава Гитлера.) Люди прославляли императора за то, что он установил мир, кончил войны — и внутренние, и внешние. Более того, император понимал, что необходимо создать какую–то объединяющую всех религию, а поскольку в империю входило множество народов, множество людей разных вероисповеданий, то он решил всех сцементировать единой государственной религией, а именно поклонением гению самого императора. Вскоре после победы над Антонием на востоке появляются первые храмы в честь Августа. Его прославляют как живого бога, как вечного властителя. Он все это пусть осторожно, но неуклонно проводит в жизнь, и в момент явления Христа то, что мы теперь стыдливо называем культом личности, расцветает пышным цветом. Но что же происходило в это время в сфере человеческого духа? Как это здесь проявлялось и отражалось? Как политические и культурные события были связаны с духовным развитием? Пожалуй, единственный способ показать, что там происходило, — пройтись по карте, начиная с Востока и двигаясь на Запад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Но ошибка немецких учёных особенно обличает их совершенное и не совсем простительное незнание языков и наречий славянских. Уже прежде показано изумительное единство языков санскритского и славянского, также как славянского с латинским. Между многими любопытными примерами этого единства в развитиях замечательны древнее простонародное grabatus – кровать (от крыть), indoles – удаль, и особенно flamma, fulmen, flavus – пламя, пылмя, плавый (полная форма половой от корня пыл). Поклонение Венере, т. е. женскому началу, перешедшее из чистого символизма кушитского в сказочный мир славянский и бактрийский (санскр. вахтри говорящий, слав. бахарь), принявшее формы человекообразные и соединившееся с древне-иранским преданием в символе яблока, является с многоразличными изменениями от дальнего востока, т. е. от крайних границ Ферганы (берег, Прага) и пересечении Гиммалая и куень-луньской твердыни гребнем белурского подъема (скорее от слав. корня бел, чем санскр. видура), до средней Германии, до гор Скандинавии и до западного приморья италийского: оно везде указывает или на колонизацию, или на сильное влияние Славян. Оттого-то мы и не находим следов его в древностях западной Германии. Должно, однако же, заметить, что ожесточение нравов у самих Славян и постоянная война против соседних народов скрыли даже в семьях славянских древнейшую форму мифологии и затемнили Венеру в народном поклонении более воинственными богами 312 . Это самое поклонение, первобытная религия Альбы, по какому-то странному закону возникло снова в эпоху полного развития римского, когда хитрый и невоинственный наследник Кесаря возвратил единство и силу разорванной державе и значение всемирной столицы городу, упавшему во время триумвиратства на уровень Александрии и чуть-чуть не Утики. Но как ни важно для исторической критики, т. е. для исследования о народных родословиях, явление форм религии уже отжившей, оно не имело никакого влияния на самую жизнь государства и на духовное развитие римского мира при Августе. Боги народного пантеона были уже в то время не что иное, как мёртвые образы, лишённые всякого внутреннего содержания, образы более изящные, но нисколько не более разумные негритянского фетиша, о котором наш просвещённый век говорит с излишним презрением, точно так же как он говорит о богах олимпийских с излишней важностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

История Древнего Рима толком не изучается ни в школах, ни в высших учебных заведениях. Зачем тратить время? Идея более глубокого изучения этой истории встречает такое же сопротивление, какое, например, проявляется чиновниками от образования при попытках ввести в школах изучение «Основ православной культуры». Мол, римская история безнадежно ушла в прошлое и может представлять интерес лишь для отдельных чудаков (их сегодня почему-то окрестили «ботаниками»). По мнению чиновников, более актуальная, например, образовательная проблема – ликвидация «финансовой неграмотности» школьников. Пусть дети лучше изучают «основы рыночной экономики». Не подозревая, между прочим, что так называемая рыночная экономика (политически корректное название капитализма) существовала уже в Древнем Риме. Кстати, некоторые нынешние школьники и студенты вообще воспринимают словосочетание «Древний Рим» лишь как название города, который сегодня является столицей Италии (по преданию, был основан в 754 году до н.э.). А между тем это название общества (государства и даже цивилизации) с более чем тысячелетней историей. Оно возникло на территории Апеннинского полуострова в 6 веке до н.э., позднее охватило территорию всего Средиземноморья, а завершило свое существование в 5 веке н.э. В самом общем виде исторический путь Древнего Рима можно разделить на три периода: – царский (длился до 509 года до н.э., когда из Рима был изгнан последний царь Тарквиний Гордый) – республиканский (длился до момента восшествия на престол первого римского императора Октавиана Августа в 27 году до н.э.) – императорский (длился до 476 года н.э., когда с престола был изгнан последний римский император Ромул Август). В 476 году н.э. закончила свое существование Западная Римская империя, от нее отпала Восточная Римская империя, которую часто называют Византией (или вторым Римом). Она просуществовала еще около тысячи лет – до 1453 года, когда столица Византии Константинополь пал под натиском турок. Рабство в мире существовало задолго до того, как появилось государство под названием «Древний Рим».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И это соответствовало бы его антилогичной кичливости. [Но] не так [поступил] Иисус, Сын Всевышнего и Бог Слово, не так. Тот, Кто в дальнейшем будет восхвалять нищих духом и кротких, обещая первым Царство Небесное, а вторым – наследие земли ( Мф.5:3,5 ), Сам показал Себя последним из нищих, родившись не в палатах и не на какой-либо многозначительной высоте земли, и даже не на земле, а в подземелье, и, как кроткий Агнец Божий, избрал для сего овечий загон. Тому, чтобы Мессия родился в Вифлееме, как это было предречено, поспособствовал кесарь Октавиан Август, повелевший сделать перепись по всей земле ( Лк.2:1 ), то есть во всех пределах Римской империи. Не ведаем мы, для чего нужна была эта перепись сему изворотливому и в то же время кровожадному преемнику Юлия Цезаря, но знаем, что нужно было Богу. Нужно было, чтобы Иосиф пришел из Назарета в Вифлеем, в город своего предка, царя Давида, с Девой Марией, имевшей Младенца во чреве, – чтобы Мессия родился [именно] в том городе, как об этом было ясно написано. В этом, собственно, и заключался подлинный и существенный смысл объявленной царским указом переписи. Об одном думает человек, а о другом – Бог. Далеко отстоит Вифлеем от Назарета: в то время и с теми средствами передвижения это было целое путешествие. Иосифу пришлось идти всю дорогу пешком, ведя осла, на котором ехала Святая Дева с созревшим благословенным Плодом в Своем теле. Наступал уже конец девятого месяца со дня архангельского Ей благословения в Назарете, и совсем близко был час Ее родов. Поэтому нужно было передвигаться медленно и осторожно. Сама дорога и без того занимала трое суток. Путь долгий и утомительный. Но так или иначе надобно было отдать кесарево кесарю ( Мф.22:21 ), как впоследствии Он [Христос] и говорил. В Вифлееме не нашлось для них места ни в гостинице, ни на постоялом дворе, ни в частном доме. Лучшие места заняли римские сотники-переписчики и их советники (букв.: толмачи, переводчики. – Ред.). Все остальные пристанища были битком набиты тысячами душ из дома и рода Давидова ( Лк.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010