Освободившись от своих соперников, Октавиан сложил с себя 13 января 27 г. до н.э. свою диктаторскую власть, за что получил в знак благодарности от сената название Август . Это имя впоследствии сделалось титулом, обозначавшим императорское величество. Октавиан, пользуясь властью проконсула, принял на себя управление всеми провинциями, в которых были расположены войска, и таким образом сделался главнокомандующим над всеми военными силами империи. Кроме того, в качестве трибуна он обладал такою полнотою власти, которая совершенно могла поглотить все права народа. По словам Диона Кассия, его приказания даже имели силу законов. В довершение всего он после смерти Лепида (12 г. до н. э.) сделался Pontifaex Maximus, после того как уже раньше соединил в своих руках все важнейшие жреческие должности, и таким образом сделался главою государства и в религиозном отношении. Также он получил еще титул Отца Отечества. Таким образом установилась благодаря ему та форма римской монархии, которая просуществовала до Диоклетиана . Ожидание рождения спасителя мира, которое должно было знаменовать наступление новой, счастливой эры, предсказанной Вергилием в его четвертой эклоге ( " пастушеской поэме " ), написанной ок. 40 г. до н.э., связывалось с молодым императором Октавианом, мировое господство которого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божественные почести. Вергилий в " Энеиде " (6:791/2) признал исполнение своего пророчества: кесарь Август и есть Обетованный! В Лионе был освящен жертвенник римским богам и Августу, в Риме сооружен алтарь августейшего мира, а в 8 г. до н.э. официально закрывается храм бога Януса , покровительствовавшего войне, - в римской империи наступил мир. Октавиан Август поддерживает хорошие отношения с иудеями. Он приказывает дважды в день приносить в храме жертвы за его счет и приветливо встречает Ирода . Тот стремится не отстать с введением официального культа императора, переименовывает г. Самарию в Севастию (такое название города является греч. соответствием титулу Августа) и возводит там храм Августа. Другой храм в честь Рима и Августа был построен в средиземноморском порту Кесарии (также названном в честь императора). Третий храм Августа строится в Кесарии Филипповой , названной так позднее в честь Тиберия. В Иерусалимском храме отныне ежедневно приносилась жертва за кесаря, как ранее - за персидского царя ( 1 Езд 6:10 ). Таков фон, на котором звучит сообщение евангелиста Луки ( Лк 2:1 ) о переписи населения, проводимой по приказу имп. Августа для исчисления налогов. Это событие заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем , где и родился Иисус Христос .

http://drevo-info.ru/articles/13674834.h...

По возвращении Октавиана в Италию жена Антония, Фульвия, вместе с его братом Луцием Антонием возбудили новую войну против него, окончившуюся, однако, полным их поражением благодаря успехам Агриппы, полководца Октавиана. Смерть Фульвии предотвратила новое столкновение между Антонием и Октавианом. В Брундизи состоялся между ними договор (40), скрепленный браком Антония с Октавией, сестрой Октавиана; по этому договору последний получил запад империи, включая туда и Галлию . В 38 г. до н.э. , удалив свою супругу Скрибонию, Октавиан женился на знаменитой Ливии Друзилле, жене Клавдия Нерона, которого он заставил развестись с ней. Скоро после этого Октавиану удалось устранить некоторых из своих соперников, сначала Секстия Помпея (36 г.), а потом и Лепида, у которого он отнял Африку. Таким образом, империя оставалась поделенной между Октавианом и Антонием, которые в 37 г. возобновили триумвират еще на 5 лет. Но в то время как Антоний на Востоке предавался роскошной и изнеженной жизни и все более и более запутывался в сетях Клеопатры, Октавиан неуклонно преследовал свой план сделаться полновластным властелином империи. Кротостью и великодушием он старался приобрести любовь народа и показывал вид, будто охотно сложит с себя власть по возвращении Антония из похода против парфян, конечно, под условием, чтобы и тот последовал его примеру. Чем более он сближался с народом, тем яснее высказывался против Антония. Когда же последний благодаря неудачной войне с парфянами, открытому разрыву с благородной Октавией и недостойной своей любви к Клеопатре, которой он жертвовал римскими интересами, потерял в Риме всякое уважение, то Октавиан в 32 г. до н.э. побудил сенат объявить войну египетской царице. Победа его полководца Агриппы при Акциуме в 31 г. до н.э. сделала его единственным обладателем империи. Октавиан преследовал своего соперника в Египте и после смерти его и Клеопатры пробыл там 2 года, чтобы устроить дела в Египте, Сирии, Греции и Малой Азии, и затем по возвращении ( 29 г. до н.э. ) отпраздновал свои победы 3-дневным триумфом.

http://drevo-info.ru/articles/13674834.h...

Октавиан победил потому, что его желали и призывали. 13 января 27 года он предстал перед сенатом — приземистый, рыжеватый, с утомленным, немного женственным лицом. Мститель за Цезаря, своего «отца», он объявил миссию, возложенную на него Римом, оконченной. Девятнадцатилетним юношей начал Октавиан борьбу с «врагами отечества», испытал все превратности гражданских войн, сломил Антония, хотевшего подчинить Рим Востоку, усмирил и варваров, провел дороги и акведуки. Теперь ему уже тридцать шесть; он сделал свое дело, и пора подвести итог. «Сенат и народ римский» получили из его рук обновленное государство. Присутствующие догадывались, что перед ними разыгрывают спектакль, и с готовностью приняли в нем участие. Им было известно, что Октавиан прочно опирается на армию и пролетарские массы. Еще не забылась учиненная им кровавая резня. Сенаторы знали холодную беспощадность этого человека, такого спокойного на вид. Не он ли по одному лишь подозрению велел пытать претора Галлия, а потом своими руками его умертвил, предварительно выколов ему глаза?.. В то же время была опасность, что уход Октавиана вызовет новую лавину революций и террора, которые уже почти столетие истощали Рим. Люди бесконечно устали и бредили миром. Поэтому сенат не желал и слышать об удалении Октавиана от дел и умолял его оставить за собой власть. Было предложено наречь его новым Ромулом, но вскоре остановились на титуле Август, что значит «священный» или «возвеличенный». С этого момента начинается странное правление, которое, оставаясь по внешности республиканским, на деле явится абсолютной монархией. Помня о заговоре 44 года, преемник Цезаря станет играть в сенате роль демократического вождя и терпеливо выслушивать чужие мнения. Он будет устраивать бутафорские выборы, получать пышные титулы «цезаря», «трибуна», «принцепса», «отца отечества». Все обретет вполне законный вид: голосование, конституция, отчеты, народные собрания. Между тем нити власти одна за другой будут стягиваться в единой крепкой руке… Октавиан мало походил на блестящего и страстного авантюриста Юлия. Неизменная основа его стратегии — осторожность. Он всегда действовал как рыбак, который боится порвать сети с уловом. Его любимыми изречениями были: «Спеши не торопясь», «Лучше сделать поудачней, чем затеять побыстрей». По натуре сдержанный и немногословный, Август считал безрассудство главным пороком политика; ему нравилось выжидать, подсчитывать, взвешивать. Даже свои любовные связи он использовал в политических целях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Поэтому Октавиан готовил нединастическую передачу власти. По закону избрание принцепса-императора принадлежало сенату. Существовала небольшая, но вероятность саботажа. Поэтому, помимо личного влияния, за выбором должны были следить спецслужбы - гвардия императора. Ведь командир преторианской гвардии по должности был одновременно и градоначальником Рима и осуществлял надзор за высшими чиновниками империи. Увы, план Августа не был полностью реализован. Умер видевшийся ему преемником Марк Агриппа, причем, уже умер со знаком власти на пальце - императорским перстнем. В итоге, после чреды трагических смертей, Август, у которого не было сына, вынужден пойти на крайние меры - усыновление Тиберия, женитьба его на родной дочери Юлии и последующая династическая передача власти. Модель, услужливо подсказанная нам историей, заставляет задуматься. Первым делом, на ум приходит вопрос о средствах, использование которых помогли Октавиану безболезненно для страны и почти незаметно для лояльной элиты сохранить преемственность политического курса. Основным рычагом, конечно, была армия. Только ее верность, сила и сплоченность позволила Августа замирить провинции и подавить олигархические восстания. Научный горьким опытом тайной борьбы, Август приблизил и одарил преференциями преторианскую гвардию, сделав ее дееспособной спецслужбой. Наконец, Октавиан сумел обозначить иерархичность общества, раздав сословиям, а не провинциям, различные привилегии и отличия. Таким образом, к решающему моменту Август обладал не только полнотой власти. Каждый гражданин, варвар и поэт видели в принцепсе личного - своего - правителя. И на момент передачи власти символом суверенитета являлась не кровь Августа и не его полномочия, а политический курс на " увековечивание Рима " . Август, передавая власть, вписывал в историю каждого жителя Империи. Именно эта идея и подкрепленные ею успехи, как во внешней, так и во внутренней политике легли в основу беспрекословного подчинения народа монарху. Август действительно превратился из личности в мифическое существо, олицетворявшее принцип существования власти. Принятый народом, этот принцип реализовался, сохранив Империю.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Диктатура была направлена не только против рабов и демократических низов римского гражданства, но и против центробежных тенденций в верхушечных слоях. Октавиан пришел к власти при помощи низов, которые он вынужден был компенсировать за счет конфискации имущества ряда аристократов и отнятия земель у значительного числа средних и мелких землевладельцев; укрепившись в своей власти, он круто повернул в сторону сближения с верхними слоями, с тем, чтобы политически нейтрализовать римский «пролетариат», сохраняя его, однако, в качестве резерва против аристократической фронды. Найти искомую компромиссную линию было нелегко; решающего успеха Октавиан добился тем, что объединил вокруг себя Италию в борьбе против эллинистических провинций, которыми правил его соперник Антоний. Хозяйственные преимущества Италии, обогащавшейся за счет Востока, были поставлены под угрозу, и Октавиан мог опереться здесь на самые широкие слои италийского населения. Италия сохранила первенство в империи. На этой основе Октавиан мог искать соглашения с аристократией. В 27 г. до н. э. он отказался от открытой диктатуры и формально восстановил «республику», оставив за собою верховную военную власть и управление пограничными провинциями. В римской империи формально сохранялись республиканские органы, сенат, консулы и все прочие старинные должности; Август считался только принцепсом, т. е. первым гражданином в государстве. Эти «республиканские» формы скоро оказались, однако, слишком стеснительными, и в 23 г. была произведена новая реформа: Август получил права плебейского трибуна, которые давали возможность, без нарушения старых традиций, вмешиваться в распоряжения сенатских органов и осуществлять фактическое единовластие в пределах формальной компетенции сената. Сословные привилегии аристократии строго охранялись, но республика была только видимостью. Столь же двойственным характером отличалась идеология нового строя. Стремление опереться на Италию и сохранить внешние республиканские формы требовало консервативных лозунгов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

The Evolution of Muslim Family Law in Egypt//Oriento Moderno. 1985. Vol. 65. P. 67-124; Najjar F. Egypt " s Laws of Personal Status//Arab Studies Quarterly. 1988. Vol. 10. N 3. P. 319-344; Burton J. The Sources of Islamic Law. Edinb., 1990; Nasir J. J. The Islamic Law of Personal Status. L., 19902; Calder N. Studies in Early Muslim Jurisprudence. Oxf., 1993; Islamic Law and Legal Theory/Ed. I. Edge. Alder, 1996; Brown N. J. The Rule of Law in the Arab World: Courts in Egypt and the Gulf. Camb., 1997. Эпоха Римской и Византийской империи (кон. I в. до Р. Х.- сер. VII в. по Р. Х.) Вскоре после убийства Цезаря в 44 г. до Р. Х. власть в Риме была разделена между новым триумвиратом, главными членами к-рого были племянник Цезаря Октавиан и Марк Антоний. По соглашению с Октавианом Антоний, офиц. женившийся на царице Клеопатре VII, получил власть над Востоком и сделал своей резиденцией Александрию. В последующие годы Клеопатра и ее дети получали в дар от Антония различные страны, входившие в сферу влияния Рима: Киренаику, Кипр, Ливию, Келесирию, Армению. Стены рим. форта Вавилон в Каире. Нач. II в. Стены рим. форта Вавилон в Каире. Нач. II в. Конфликт между Антонием и Октавианом привел к войне и поражению Антония. В сент. 31 г. егип. флот был разбит в морской битве при Акции. Через 10 месяцев Октавиан прибыл в Е. и взял Александрию. Сначала Антоний, а затем Клеопатра покончили жизнь самоубийством. Птолемей Цезарион был убит, а детям Антония и Клеопатры жизнь сохранили. Октавиан первоначально планировал сделать центром рим. власти в Е. Никополь под Александрией, однако вскоре отказался от этого намерения. Столицей осталась Александрия. Октавиан ввел в Е. режим своего прямого правления через рим. префекта. Урезав т. о. полномочия греков в городе, Август даровал самоуправление александрийским евреям, к-рым было позволено иметь совет старейшин и представлять свои интересы рим. власти через этнарха. Первым рим. префектом Е. был назначен Корнелий Галл, в распоряжении к-рого находилось 3 легиона (Никополь, Вавилон и Фивы).

http://pravenc.ru/text/187963.html

1. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (16 января 27 г. до Р. Х. — 19 августа 14 г.); 2. Тиберий Юлий Цезарь Август (19 августа 14 г. — 16 марта 37 г.); 3. Гай Юлий Цезарь Август Германик (Калигула) (18 марта 37 г. — 24 января 41 г.); 4. Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик (24 января 41 г. — 13 октября 54 г.); 5. Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (13 октября 54 г. — 9 июня 68 г.); 6. Сервий Сульпиций Гальба Цезарь Август (9 июня 68 г. — 15 января 69 г.); 7. Марк Сальвий Отон (15 января 69 г. — 16 апреля 69 г.). Здесь действительно необходимо сосредоточиться. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, из числа семи, и пойдёт в погибель ( Откр.17:9-11 ). Согласно данному отрывку, пяти царей-императоров уже нет в живых, «один есть» — по всей видимости, это Гальба, которого после самоубийства Нерона Сенат провозгласил императором. Сообщение об избрании императором застало Гальбу в Испании, где он находился с 60 г. в качестве легата Римского престола. Приняв титул Цезаря, он отправляется в Рим. Как только испанские легионы в июне 68 г. провозгласили Гальбу императором, Отон (будущий преемник) первым из наместников поддержал избрание Гальбы, но спустя очень короткое время именно Отон уже был во главе заговора, который поддержали солдаты преторианского лагеря. 15 января 69 г. император Гальба был казнён преторианцами на римском форуме. Незадолго до этого легионы, находившиеся в Германии, провозгласили своего императора — Вителлия. Это новое избрание тотчас поддержали войска в Галлии, Британии и Испании. Но в Риме императором был провозглашён Отон, на верность которому присягнули легионы Иллирии, Сирии, Иудеи, Египта. Гражданская война была неизбежна. Мы можем допустить, что книга Откровения была завершена в 68 г., когда на римском престоле ещё находился император Гальба — один есть , так как автор Апокалипсиса даже не предполагает о его казни в начале 69 г., хотя уже обладает информацией о том, что Отон готовит заговор — а другой ещё не пришёл.

http://azbyka.ru/apokalipsis/samoe-stras...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Август Август («удостоенный почтения»). В 27 г. до Р.Х. рим. сенат присвоил родившемуся в 63 г. до Р.Х. Гаю Юлию Цезарю Октавиану почетный титул А. [греч. себастос, «его величество» ]. Титул А. был сохранен и за его преемниками, однако когда речь идет об А. без дальнейших уточнений, то подразумевается именно Октавиан. Супруги, матери, дочери и сестры императоров носили титул «Августа» (ф-ма ж. р. от Август) как выражение божеств. освящения. Октавиан А. был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, который усыновил его и в своем завещании назначил наследником. Из развернувшейся после смерти Цезаря борьбы за власть А. вышел победителем и стал повелителем всей империи – первым рим. императором (31 г. до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.). Его родным отцом был Гай Октавий. Ожидание рождения спасителя мира, которое должно было знаменовать наступление новой, счастливой эры, предсказ. Вергилием в его четвертой эклоге («пастушеской поэме»), напис. ок. 40 г. до Р.Х., связывалось с молодым императором Октавианом, мировое господство которого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божеств. почести. Вергилий в «Энеиде» (6:791/2) признал исполнение своего пророчества: кесарь А. и есть Обетованный! В Лионе был освящен жертвенник рим. богам и А., в Риме сооружен алтарь августейшего мира, а в 8 г. до Р.Х. офиц. закрывается храм бога Януса, покровительствовавшего войне, – в рим. империи наступил мир. А. поддерживает хорошие отношения с иудеями. Он приказывает дважды в день приносить в храме жертвы за его счет и приветливо встречает Ирода. Тот стремится не отстать с введением офиц. культа императора, переименовывает г. Самарию в Себастию (такое название города является греч. соответствием титулу А.) и возводит там храм А. Другой храм в честь Рима и А. был построен в средиземноморском порту Кесарии (также названном в честь императора). Третий храм А. строится в Кесарии Филипповой, названной так позднее в честь Тиберия. В Иерусалимском храме отныне ежедневно приносилась жертва за кесаря, как ранее – за перс. царя ( 1Езд. 6:10 ). Таков фон, на котором звучит сообщение евангелиста Луки ( Лк. 2:1 ) о переписи населения, проводимой по приказу имп. А. для исчисления налогов. Это событие заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем, где в городе Своего предка Давида и родился Иисус. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Нет сомнений, что переход от республики к монархии - процедура не однодневная, а потому требует некой переходной формы правления. Наиболее известной из подобных форм в истории был период правления Октавиана Августа (27 до Р.Х. - 14 от Р.Х.), когда он, не отменяя старых республиканских учреждений, с соизволения народного собрания соединил в своем лице как первого из сенаторов (princeps) все главные власти и должности: консула, проконсула, трибуна, цензора, понтифекса. Потомки же Августа по крови или усыновлению - Юлии-Клавдии (Тиберий (14-37), Калигула (37-41), Клавдий (41-54), Нерон (54-68)) - стали полноправными Императорами, которые, несмотря на своё язычество, признавались Святой Церковью Удерживающими. Принцепсом Август стал поневоле, в силу сложнейшей внутриполитической обстановки. А в это время на окраинах Рима в далеком Вифлееме родился Спаситель. Борьба за власть вынудила Августа испросить у Сената чрезвычайные полномочия на определенный срок, в результате чего власть полностью сосредоточилась в одних руках. И если до этого рейтинг доверия Августу был высоким, то после зачистки сепаратистской элиты и " пятой колонны " народ буквально боготворил своего правителя. И было за что. Жесткой рукой был наведен порядок, закончились раздоры между соперничающими кланами, надолго подавлены мятежи в провинциях. Октавиан вернулся в Рим победителем. И сложил с себя чрезвычайные полномочия. Целью своей Август видел не власть, а благо государства в исторической перспективе. Поэтому отмена чрезвычайного положения, как бы мы сказали сейчас, нужна была для демонстративного снятия напряжения. Реально Октавиан готовил трон для монарха. Причем Август хотел видеть на троне достойнейшего, рассматривая отведенное ему самому время, как шанс объединить, успокоить и подготовить страну. Только опытный, умный и решительный человек мог продолжать политику Августа так, чтобы сохранить и преумножить раздираемую сепаратистами и жадными до власти олигархами римскую Империю. В своих мечтах Август видел не роскошь на старости лет, а Рим, пребывающий вечно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

В борьбе за наследие Цезаря в 31 г. до Р. Х. победу одержал его приёмный сын и наследник Октавиан. То, что уже на четвёртом году правления ему присвоили титул Август («священный»), говорит о его высоком авторитете, который опирался не только на силу. Август использовал свой авторитет для утверждения собственной императорской власти. Он не распустил Сенат, но, как император, стал главнокомандующим всей римской армией, претендовал на управление всеми провинциями, некоторые из них были подчинены лично ему, что позволяло контролировать все их финансы. Ради внутреннего мира в государстве (который вошёл в историю как Pax Romana) Август всё же предоставил недавно подчинённым провинциям относительную свободу. Города получили право на самоуправление. Состав провинциальных советов из местных граждан обеспечивал их самостоятельность, которую не могли ликвидировать римские наместники (легаты, проконсулы или прокураторы). В сфере культуры римская империя воспринимает эллинизм. Koine - упрощённая форма греческого языка, распространённая в восточной части империи, обеспечивает богатство мысли даже в отдалённых районах. И в самом Риме до III в. помимо латыни говорят и на греческом. От Атлантики до Евфрата, от Дуная до африканской пустыни Август проводил в жизнь древний римский идеал единой державы, которая отличалась многообразием рас и народов, культур и религиозных групп. Символом этого единства является император, который, как верховный понтифекс, не только представляет государство и армию, но и возглавляет римский языческий культ. До восшествия на престол Октавиана Августа официально Рим требовал от своих граждан божественного почитания только почивших императоров (например, обожествления их статуй). Но с тех пор, как верховным жрецом стал Август, императорам требовалось воздавать почести ещё при жизни. Но расширение Римской империи оказалось не только территориальным. Для того чтобы сохранить мир, Рим должен был интегрировать, помимо разных рас и народов, многочисленные чуждые ему культы. До тех пор пока чужие культы не мешали римскому порядку, государство к ним относилось терпимо. Только в том случае, если культ начинал представлять для власти угрозу, она давала знать о себе всей мощью своих законов. Например, в 186 г. до Р. Х. 7000 обвинённых в мистических вакханалиях были казнены, так как тайно совершали оргии и пиршества. В этом процессе обнаружился сам принцип римской государственной политики: терпимости к вероисповеданиям противопоставлена твёрдость в отношении тех, кто подрывает римскую нравственность во имя культа, нарушает общественный порядок или совершает преступления.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010