102 М. Юний Брут (84–42 гг.). Римский патриций и политический деятель, респуб-ликанец, сторонник и друг Цицерона. Идейный вдохновитель и участник заговора против Цезаря в марте 44 г. Впоследствии – один из руководителей республиканского войска, после поражения которого в битве при Фарсале покончил с собой. 103 Август пишет сыну. Имеются в виду император Октавиан Август и его прием-ный сын Тиберий, будущий император. Вся это история, хотя и короче, изложена у Светония (Suet., Aug., 88). 104 Энний говорит об одной бесстыднице. Нижеследующий фрагмент принадлежит не Эннию, а поэту Гн. Невию. Он взят из комедии «Тарентилла». 105 «Равный» в смысле справедливый. О тождестве понятий «справедливый» и «рав-ный» см. Arist., ММ, 33; EN, V, 6 sqq. 108 Г. Юлий Цезарь (100–44 гг.) – крупнейший римский политический деятель и полководец. Пожизненный диктатор с 48 г. 109 Когда «os» обозначает человека. То есть в местоимении «hos» (их) – мн. число, вин. падеж, м. род от «hie» (он, этот). 112 «Populus» означает дерево или многих людей. А именно: po pulus – тополь, po pulus – народ. 113 Спор об аномалии и аналогии – важная веха в развитии античной грамматики. Проблема состояла в установлении единых правил для окончаний (флексий) в скло-нениях имен и спряжениях глаголов, а также правил словообразования. Система александрийской грамматики (на которую, в основном, опирается Исидор) развивала учение «аналогии» – единого флектирования «аналогичных» слов. Стоики (Кра- тет и другие) отстаивали «аномалию», то есть констатировали отсутствие правил и призывали использовать слова сообразно обиходному употреблению, а не ученым правилам. Общий вывод из этого спора нам известен по трактату Варрона: в словообразовании господствует аномалия, а во флексии – аналогия. См Varr., De lingua Lat., VIII-X; Sexti Emp., Adv. gram., 176–240. 116 Звукосочетание, которое мы хотим понять. Исидор справедливо пишет vox (звучание, звукосочетание), а не verbum (слово), так как, действительно, пока мы не поняли его значения, оно для нас еще только «звучание», а не слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

При крайнем плюрализме римской частной религии, допускавшей как существование, так и сосуществование практически любых верований, а также одновременное исповедание гражданином нескольких религий (запрещен был лишь прозелитизм, под которым подразумевалось обращение в новую веру с требованием оставить старую), на государственном уровне признание божественности императора стало императивным; ведь прежде всего личная божественность обеспечивала прочность императорской власти. Античность не знала института Церкви как отличного от государства организма — римские жрецы были государственными чиновниками, а сам император выступал в этой религиозно-политической системе как верховный жрец (Pontifex maximus). В титулатуре римских императоров со времен Августа присутствовало и наименование Somer‘Cnacumeль’. Так Август, прибывший в 21 г. до Р. Х. в греческую Азию, с некоторым удивлением обнаружил здесь пышный расцвет собственного культа: в речах и посвящениях местные жители именовали его не иначе, как “спасителем”, “благим вестником” и “богом” 57 . Кроме того, само слово Август (Augustus), которое часто ошибочно принимается за имя императора, есть особый титул, дарованный императору Октавиану сенатом в 27 г. до Р. Х. Это слово происходит от латинского глагола augere (‘взращивать, увеличивать’) и применялось исключительно к священным местам. Новый титул придавал императору ореол священности, приближал к божеству 58 . Необходимость особого “гражданского” измерения религии была очевидной для государственных мужей Рима еще до императорской эпохи. Марк Теренций Варрон (116 до Р. Х. — 27 до Р. Х.) выделял три типа теологии: баснословный (религия поэтов), естественный (религия философов) и гражданский (религия граждан, простого народа). Это деление Варрон заимствовал у стоиков и понтифика Муция Сцеволы, который подверг критике поэтов за то, что они выдумывают всякие небылицы о богах, а философов — за их абстрактное понимание божества, подрывающее культ 59 . Характеризуя гражданскую теологию, Варрон отмечал, что ее “должны знать и ведать граждане, а особенно жрецы в гражданских обществах” 60 .

http://pravmir.ru/religioznost-v-bezreli...

—131— христиан за отказ почтить изображения цезаря, он останавливается на 15–20 гл. этой книги, которые и истолковывает, следуя Фаррару. Но, во 1-х, толкование, данное Фарраром, более, чем сомнительно, а во 2-х, выбор 15–20 гл. Апокалипсиса, т. е. мест наиболее таинственных для установки исторического факта, не может быть признан удачным; лучше было обосноваться на 1–3 гл. Апок., имеющих историческое значение. Не виделось, далее, никакой надобности, при обилии достоверного материала для решения вопроса о культе цезарей, искусственно ещё расширять его через привлечение сказаний мученических, достоверность которых не может быть доказана (стр. 568– 573, 617–622; 623–626). Наконец, в некоторых отдельных случаях желательно было бы встретить у автора большее знакомство с новейшей апологической литературой, напр., в вопросе о годе кончины Поликарпа, об актах Аполлония и др. Все эти недостатки сочинения г. Червинского, однако, в должной мере восполняются его положительными сторонами. В первой своей части оно даёт довольно цельную картину того, как постепенно начиналось и росло почитание императоров в римской империи и какова была организация их культа на протяжении первых трёх веков христианства. Для второй же части автору нужно было ознакомиться с немалым количеством мученических актов в подлинном тексте, определить их время происхождения и степень достоверности и оценить значение для исследуемого вопроса. Он внимательно просмотрел издание Руинара, дополнил извлечённый оттуда материал некоторыми другими источниками и дал правильное решение вопроса, обосновав его на изучении обширного материала. Речь сочинения проста и правильна, за исключением немногих странных погрешностей, объясняющихся, быть может, спешностью переписки. Так автор пишет: Октавиан Август вместо Октавий Август, Филосторг вместо Филосторгий, Кониберг вместо Конибери, „бросивши свой центурион“ (центурион – это должность сотника)... Для получения степени кандидата сочинение удовлетворительно.“ 38 . Исправляющего должность доцента Сергея Смирнова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Да будет тебе! — через силу улыбнулся непослушными губами Василий Иванович. — В конце концов, что я им такого сделал? И тем более — ты! Он действительно не чувствовал за собой никакой вины. Совесть его была спокойна. И, тем не менее, настроение испортилось окончательно… Отказавшись от ужина, он перенес телефон в свою комнату и, набрав номер Владимира Всеволодовича, сразу сказал: — Кажется, они нас все-таки перехитрили! — Что ты хочешь этим сказать? — насторожился Владимир Всеволодович. Василий Иванович подошел к двери, плотнее закрыл ее и принялся объяснять: — Во время первой встречи я показал им денарий кесаря, который привез тогда для Ашота Телемаковича. Они утвердили его, как основную монету коллекции. Думали, тот продаст его за две или за три цены. А Ашот Телемакович категорически отказался продавать за любые деньги! — Да, дела-а-… — озадаченно протянул Владимир Всеволодович. — А может объяснить ему все и сказать, что тебя убить могут за этот денарий? — Ты что, Ашота Телемаковича не знаешь? — с горечью усмехнулся Василий Иванович. — Он скорее умрет вместо меня, но денарий не отдаст! — И это правда… Положение казалось безнадежным. Даже Владимир Всеволодович молчал и уже ничего не мог придумать. Василий Иванович вздохнул и с досадой сказал: — И дался же им этот денарий кесаря! Ведь если разобраться, то до революции вообще считалось, что на нем был изображен не Тиберий, а Октавиан Август! — Как ты сказал — Август? Откуда знаешь?! — сразу насторожился Владимир Всеволодович. — Не знаю — а видел! — Где?! — В книге — «Закон Божий» — И ты знаешь, где эту книгу можно достать? — Еще бы не знать! — усмехнулся Василий Иванович. — Из моего портфеля! Я ее на время взял почитать! А ты все это — к чему? — в свою очередь насторожился он и услышал оживающий голос: — К тому, что надо показать им эту книгу и предоставить на ее основании другой денарий — Августа. Насколько я помню, ты, словно специально для этого приобрел сегодня такой великолепный денарий. — Бесполезно! — вздохнул Василий Иванович. — Градов может сказать, что у нас устаревшие данные. Что теперь наука считает, что на денарии должен был быть изображен именно Тиберий. Вот если бы это была статья в современном журнале или хотя бы заметка…

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

— И что он так нигде не находит его? — Конечно, находит. Для того ведь и повесть! — улыбнулся Василий Иванович. — Только — не сразу. Видя, как много сделал император Октавиан Август: а он прекратил долгие войны, принес прочный мир, и, слыша повсюду пророчества о том, что в мир должен прийти Мессия, Никодим сначала решает, что этот Мессия и есть Август. Но… встреча с его преемником Тиберием убеждает моего героя в том, что императоры — никакие не боги, а, наоборот, сами бессильны перед смертью и Вечностью. И тут он узнает о том, что в Иудее появился великий пророк — Иисус из Назарета. Поспешив в Палестину, чтобы задать Ему свой вопрос, он идет по Его следам, убеждается в том, что это не пророк, а Сам Бог, пришедший в мир, чтобы спасти человечество. Он жаждет увидеть Христа, но… успевает только к Кресту на Голгофе… — И это — все? — Да нет… Можно еще дать, что он принял крещение и стал тем, кого теперь именуют — первые христиане. — А как же клад? — Клад? Прости, совсем забыл… Гмм… клад… — на минуту задумался Василий Иванович и радостно воскликнул: — Ага! Вот! В то самое время, когда по земле ходит Спаситель и лучшие люди, в том числе Никодим, ищут небесный клад, лжекупец, вернувшись в Антиохию, будет занят поиском клада земного, причем, не жалея для этого даже жизни. Да и не только он один, а все, так или иначе, узнавшие об этом кладе. Например, меняла, знавший много языков, которого он попросил перевести текст завещания дальних предков. Тесть Никодима, выдававший себя за его раба… А найдет клад не кто иной, как родившийся после отъезда Никодима Теофил, которому постоянно сопутствовала удача. Собственно, вся его жизнь будет наполнена сплошными приключениями. Он окажется и среди грабителей пирамид, и в окружении самого императора Нерона. Великим опасностям будет подвергаться его жизнь. Но везде он будет храним Богом. И всю жизнь — христиане, начиная с Никодима, будут просить его рассказать, каким был Иисус Христос. А сам он все время будет вспоминать Его взгляд, но это никак не будет удаваться ему. Лишь уже в глубокой старости, оказавшись за проповедь Христа в медном быке, под которым палачи разведут огонь, он вспомнит его! Преступники, воры, убийцы, будут кричать, вопить на все голоса (благодаря специальному устройству, со стороны людям будет казаться, что это мычит бык!). А он, вновь став немым для мира, будет блаженно улыбаться, потому что, наконец, вспомнит этот кроткий, преисполненный любовью взгляд…

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

КТО ХОЧЕТ ТОТ СИЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ ИСТОРИИ и в современной жизни и в том числе и в МИРОВОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (через интернет, через покупку дисков): Я СОВЕТУЮ смотреть следующие современные (последних двух десятилетий) фильмы: 1. Александр. Невская битва (Россия) 2. Жанна Д Арк (Канадский фильм 1999 года) 3. Монгол, Чигизхан разных производителей... 4. Гибель Империи (архимандрита Тихона Шевкунова, документальный фильм о Византийской Империи). 5. Брестская крепость. 6. В августе 44-го (Момент истины)-фильм о героях разведчиках Смерша. 7. Август (художественный фильм о том как приходил к власти и создавал Великую Римскую Империю Август Октавиан - родной племянник и наследник (усыновлённый) Гая Юлия Цезаря). 7. Выборочно документально-художественные фильмы ВВС, Дискавери о Римской Империи, о Византийской Империи, об Александре Македонском, о Египетской Империи... Россия должна стать вновь сильным имперским государством. Мы не должны забывать что по слову святого старца Филофея Россия - Третий Рим, то есть наследница Византийской и Римской Империй, которые были тоже очередными империями после четырёх предыдущих (указанных в Библии). 10. Re: Спорные моменты российской истории в современном кинематографе, или Иван Васильевич меняет профессию-2 Спасибо автору за хороший анализ. Очень верно подмечено: Взамен же державной идеи нам преподносится псевдодуховность в упаковке ставшего после развала СССР модным - и это действительно так - христианства. во-вторых, христианскую идею очень удобно эксплуатировать для подавления народной воли, ведь одной из главных добродетелей в христианстве является смирение. " Православие " пытаются обратить в оружие против России. Очень хорошо заметно на форуме РНЛ, где всем известная группа форумчан-десталинизаторов-власовцев пытается присвоить себе исключительное право на истинно православную точку зрения. А защитники " кровавого сталинского режима " должны быть изгнаны со страниц РНЛ (это как минимум, а то уж были высказывания о несовместимости сана и определённых взглядов) ежели не покаются.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/12/...

1243 Август-кесарь – Гай Октавиан Фурин (63 до н. э.–14 н. э.), внучатый племянник и преемник Юлия Цезаря; с 27 г. – император Цезарь Август. 1245 27. О волке и о овечьке невинной. – Эзоп. В «Театре» 1608 г. традиционное: «О волке и ягненке». 1249 Фрасий – Публий Клодий Фразея (или Тразея) Пет из Патавии, философ-стоик, сенатор, консул 56 г., духовный лидер аристократической антинероновской оппозиции. В 66 г. враги добились осуждения Фразеи, и он вскрыл себе вены. 1252 Светоний – см.: Жизнеописания двенадцати цезарей. Гл. «Нерон», 37. 1; а также: Тацит. Анналы. XVI. 21–29 и 33. 1254 Менений – патриций; внесенный в проскрипции в 43 г. до н. э., самоотверженно спасен рабами и бежал в Сицилию (Аппиан. Гражданские войны. IV. 44; Дион. Римская история. XLVII. 10. 3). В «Театре» и «Саде» источником указан Фулгозио (см. VI. 8. «О рабе Менения»). 1259 Птоломей – правильнее Птолемей – имя всех Лагидов, правивших в Египте с 323 по 31 г. до н. э. и различаемых цифровыми обозначениями и набором прозваний. 1260 ...царь Кипрьский. – Когда по смерти Птолемея VIII Филометра II Сотера Латура (143–81) египетский престол унаследовал его старший сын Птолемей XII Теос Филопатор Филадельф Неос Дионис Авлет (правивший до того на Кипре), то остров перешел к младшему брату Авлета, тоже Птолемею, прозванному Кипрским, о сокровищах которого складывались легенды. Но в 58 г. (в трибунат Клодия) римский сенат объявил остров своей провинцией, и Птолемей Кипрский кончил жизнь самоубийством (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Гл. «Катон», 34–36). 1261 ...водам предаде. – Источник прилога: Валерий Максим. Слова и дела, достойные упоминания. IX. 4. 1. 1262 30. О отягченном осле и коне. – Басня Бабрия 7), но в основе – Эзоп. У Гозвинского – 121. В издание 1712 г. басня не вошла: ее прилог неизбежно напоминал, что первая жена и российского императора Е. Ф. Лопухина по воле царственного супруга пребывала в монастырской заточении. 1264 ...Господь Бог (бедствующих избавляя) многая беды на таковых попускает, – Ни в «Театре», ни у Вондела такого утверждения нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последним полководцем, которого Сенат наградил званием императора за победу на поле боя, но который притом не являлся принцепсом, был в 21 году нашей эры римский военачальник Квинт Юний Блез. Случилось такое при Императоре-принцепсе Тиберии — наследнике Императора Августа. Республика не против Империи Многие присоединенные к Риму народы разных Царств почитали Императора Августа Октавиана как своего Царя, Монарха, но сам Август был убежденным республиканцем и требовал выше всего ценить его постоянно продлеваемый титул первого консула Рима — принцепса. Так сложилась система единоличного правления в виде Республиканского принципата — с первым консулом во главе, хотя с годами титул первого консула был потеснен титулом Императорским. Цезарь Август Октавиан. Прижизненный портрет В обиходном сознании издавна принято считать, что со времен Императора Августа Римская Империя стала Монархией. И по степени единоличного могущества так оно и было на деле — de facto! Но рамках строго римского права — de jure — Рим оставался Сенатской Республикой вплоть до реформ Императора Диоклетиана. В духовном аспекте нам не надо забывать, что Господь наш Иисус Христос, Бог-Слово воплотился и родился при Императоре Августе в Римской Республике, а также и принял Крестную Смерть при Императоре Тиберии в республиканском Риме. И в этом смысле понятие «республика» было освящено земной жизнью нашего Спасителя. До Диоклетиана Императорский титул за прямыми или юридическими наследниками Августа Октавиана и даже за узурпаторами de jure утверждался только Сенатом. И хотя со времен Императора Нерона данный титул стал даваться пожизненно, но провозглашение нового императора одними легионами и гвардией не считалось узаконенным. Только после первой большой победы новый кандидат для Верховной Власти в ходе триумфа утверждался в качестве Императора-принцепса. Множество военачальников или римских патрициев, провозглашенных императорами в пору безвластия гвардией, которые правили Римом от нескольких дней, недель или месяцев, даже успевших отчеканить монеты со своим именем и профилем, строго говоря, настоящими Императорами не считались, если их титул так и не был утвержден Республиканским Сенатом.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

Ибо размыслил о деле, и пришел в удивление от того, что много царей было в Иерусалиме, во-первых Саул от колена Вениаминова, во-вторых Давид от колена Иудина, и сын его Соломон, сын Соломона Ровоам, и его сыновья по преемству, и ни разу при рождении ни одного из них не являлась звезда, и не бывало прихода волхвов, чтобы пришли они поклониться родившемуся царю, а было все это только теперь. рассудив об этом и проникши умом своим до познания истины, он дознал, что это не человеческое знамение, но свойственно только Господу. Посему спрашивает уже не о земном царе или о царе человеке, но о Христе, когда говорит книжникам и священникам: где Христос рождается (–4)? И услышал от них: в Вифлееме иудейстем (–5) Спросив их, он узнал о месте, а от волхвов узнал о времени. Ибо и самые сии волхвы пришли в Вифлеем  через два года в тот же самый день богоявления, и принесоша дары: смирну, злато, и ливан (–11). Подлинно, в оный день богоявления имели начало многие события, служившие знамениями богоявления. А этот день, как выше говорил я, и вынужден много раз говорить, в тринадцатое консульство Октавия Августа с Силаном, – восьмой перед январскими идами, так что от начала пребывания света и дня, или, что тоже, от зимнего поворота, то есть от восьмого дня перед январскими календами, до сего дня рождения и богоявления тринадцать дней, согласно изъясненному выше образу Самого Спасителя, Который, с двенадцатью Своими учениками, составляет тринадесятое число. Итак Спаситель родился в сорок второй год царствования римского императора Августа, в консульство, о котором выше писано, спустя двадцать девять лет после того, как Август присоединил к себе иудеев. А Август царствовал тринадцать лет до совершенного присоединения Иудеи к римлянам. Со времени воцарения Августа, в продолжение более или менее четырех лет от начала его царствования, римляне были в дружбе с иудеями, посылали им вспомогательное войско, к иудеям поставляем был блюститель, и часть податей платима была римлянам в продолжении более или менее пяти лет, до того времени, когда, с прекращением князей от Иуды, и поставлением Ирода из язычников, хотя и прозелита, Иудея окончательно предана римлянам и сделалась их данницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

618 Инорога бывша во бранех. Инорог, единорог – носорог, которого в средние века представляли животным с фантастическими свойствами. В азбуковниках XVI–XVIIbb. единорог изображается так: «Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в розе имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без пакости пребывает. Подружия себе не имать, живет 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силен, сиротеет и умирает». (Сахаров. Сказания русского народа, т.2, кн.1, с.156). В «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова есть рисунок, изображающий единорога. У Тимофеева «единорог», или «инорог», является образом храброго и непобедимого человека. Здесь «инорогом» Тимофеев называет деда Ивана Грозного – великого князя Ивана III. 619 Князя Ивана – великого князя Ивана Васильевича III, сына Василия Темного; он княжил с 1462 по 1505г., являлся энергичным объединителем русских земель вокруг Москвы; при нем было свергнуто татарское иго. К концу своего княжения Иван III «становится совершенно независимым государем, женою его делается дочь последнего императора Византии; Казань лежит у его ног, и остатки Золотой Орды стремятся к его двору. Новгород и другие народоправства приведены к повиновению. Литва ущерблена, ливонские рыцари потеснены... Изумленная Европа, которая в начале царствования Ивана III едва подозревала о существовании Москвы, зажатой между литовцами и татарами, была огорошена внезапным появлением колоссальной империи на ее восточных границах» (К.Маркс. Секретная дипломатия XVIII века, цит. по: История СССР, m.I, 2-е изд., 1948, с.259–290). 620 Государя Василия Ивановича, великого князя и царя. Василий Иванович, сын Ивана III, правил Московским государством с 1505 по 1533г., продолжая дело своего отца – объединение русских земель вокруг Москвы. 621 От самого Августа Цесаря Римского. Август, называвшийся ранее Октавианом, был племянником Юлия Цезаря и с 30г. до н.э. сделался единственным и неограниченным правителем Римской державы; в 27г. принял от Римского сената почетное прозвище «Август» (священный, величественный). Иван Тимофеев использует сложившееся на Руси, вероятно в XVb., «Сказание о князьях Владимирских», которое считает Рюрика, легендарного предка русских князей, потомком Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010