Иов.1:4 .  Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Иов.1:5 .  Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни. Характеристика благочестия Иова восполняется новою чертою. Он заботится не только о личной нравственности, но и нравственности своих детей, выражая это в приношении жертвы всесожжения (замечание синодального текста о жертве за грех заимствовано из перевода LXX; еврейский текст упоминает только о жертве всесожжения) за возможные с их стороны грехи в дни пиршеств. Последние устроялись его сыновьями, «каждым в своем доме, в свой день» (ст. 4), т. е. или в дни рождения, как полагают некоторые, ссылаясь в подтверждение данного взгляда на Иов 3.1 : «проклял день свой» и Быт 40.20 (обычай праздновать дни рождения), или же ежедневно, как думают другие. Последнее понимание представляется более вероятным. Семь пиршественных дней, падающих, сообразно с днями рождения, на различное время года, и потому отделенных друг от друга такими или иными промежутками, едва ли могут быть названы «кругом» (ст. 5). Второй взгляд не требует непременно допущения той невероятной мысли, что дети Иова все время, круглый год проводили в пирах. После семидневного пиршества мог быть перерыв. Иов.1:6 .  И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. При благочестии Иова причина постигших его бедствий заключалась не в нем; она лежала вне его, – в клевете злого духа (ст. 9–11), давшей Божественному Правосудию повод доказать на примере Иова торжество правды и добра над злом. На поэтическом языке автора книги данная мысль выражена образно: им нарисована небесная картина явления пред лице Божие «сынов Божьих», т.е. ангелов ( Пс 28:1, 88:7 ; Дан 3.92 ), названных так по своей богосозданной и богоподобной природе, и вместе с ними сатаны (ср. 3Цар 22.19–22 ). Последнее имя, выражая идею злого, коварного существа, в смысле нарицательном обозначает вообще противника, клеветника ( Чис 22.22 ; 1Цар 29.4 ; 3Цар 5:18, 11:14, 23, 25 ; Пс 108.6 ), а в смысле собственном – злого духа ( 1Пар 21.1 ; Зах 3.1 ). «Гассатан» (с опред. членом) – враг в абсолютном смысле, – враг Божий, божественных планов и творений – людей, их спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К совершенным христианам ранней Церкви обращены слова святого Апостола Иоанна Богослова: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все ... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как. самое cue помазание учит вас всему... то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2, 20–27 ). Вл. Лосский поясняет, что «помазание» (харизма) означает здесь присутствие Духа Святого. Итак, никто не может нас научить истине, если в нас нет этого присутствия, которое открывает нам всякое познание. Это же подчеркивает Блаженный Августин в своем «Внутреннем учителе»: «Я говорил ко всем. Однако те, в которых не говорит внутреннее помазание, те, кто внутренне не научен Духом Святым, всегда уходили так и не наученными... Там, где нет Его помазания, внешние слова лишь напрасно ударяют в слух» 17 . 3. Богословие как слово о Боге А. БОГОСЛОВИЕ И БЕЗМОЛВИЕ Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «не все касательно Божества и Его Домостроительства (Его планов, дел и действий в мире) невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все непознаваемо, но и не все познаваемо; ибо иное значит познаваемое, а иное – выразимое словом, т. е. иное дело говорить, а другое – знать» 18 . Итак, в Боге, во-первых, есть нечто абсолютно непостижимое для человека – Божественная Сущность, во-вторых, имеется область постижимого, но невыразимого в слове, и, в-третьих, в Боге есть нечто не только постигаемое, но и выразимое, хотя и с трудом, в доступных нам словах. О том, что Откровение не всегда может быть выражено в слове, свидетельствует Писание. Апостол, который был вознесен до «третьего неба» и слышал там «неизреченные глаголы», впоследствии возвестил лишь следующее: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). Святой Исаак Сирин поясняет, что Апостол, если бы и захотел описать, что он созерцал и какие слышал слова, то не смог бы, «потому что видел это не телесными очами, но духовными» 19 . Что ум воспринимает «телесными чувствами», что посредством их может изъяснить, а что «ощутительно созерцает, или слышит, или чувствует внутри себя в области Духа, того, когда возвращается к телу, не способен пересказать, а только вспоминает, что видел это; но, как видел, не умеет поведать ясно» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«…кудри его волнистые, черные, как ворон» ( Песн.5, 11 ), то есть мысли Его непостижимы для нас: черные, как ворон, – мы не знаем Его мыслей, это величайшая тайна, которую мы не сможем никогда понять. Мысли Христа абсолютно непостижимы, таинственны. Чернота бывает двух видов – бывает чернота от грязи, а бывает чернота от избытка света. Мысли Бога – они действительно черны от сверхсияния, мы не можем понять Его мысли. «глаза его – как голуби при потоках вод» ( Песн.5, 12 ). Глаза Господа – семь даров Святого Духа. Об этом говорит пророк Захария: «…семь, – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю» ( Зах. 4, 10 ). Так вот, Его «глаза – как голуби при потоках вод». Его глаза – Дух Святой, Который Он послал на землю, и Он как голубь при потоках вод, в которых Он рождает новых людей Себе при потоках Святого крещения. «...купающиеся в молоке, сидящие в довольстве» ( Песн.5, 12 ). То есть, эти голуби купаются в молоке, потому что и начатки учения дает нам, начатки христианской жизни дает Дух Святой. И, «сидящие в довольстве», они приводят человека к вечному счастью, потому что вечная жизнь в руках у Христа, Вечная Жизнь – это сила Господа Животворящего Духа. «щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений» ( Песн.5, 13 ). Его щеки, то есть то, что окружает Его уста, то что окружает слово, – это гряды благовонных растений, это возделанные райские сады добродетелей, которые обрамляют Его слово. «…губы его – лилии, источают текучую мирру» ( Песн.5, 13 ). Губы Его чисты как лилия и источают текучую мирру. Действительно, человек, который услышал слова Иисусовы, он умирает для этого мира. Мирра, благовонная масть, – она похищает человека отсюда. «руки его – золотые кругляки, усаженные топазами» ( Песн.5, 14 ), то есть Его руки, которыми Он обнимает человека, они драгоценнее золота, они прозрачны, золотой прозрачный камень топаз, светящийся изнутри. В них скрыта глубина. Когда Бог действует, действия Его сначала бывают понятны, но потом видишь в них такую глубину, которая совершенно непостижима. То есть, Бог одновременно и понятен и непонятен. Именно так и описывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Мы замечаем, что Христос не сразу начал говорить об Отце, а о Духе Святом – лишь незадолго до исхода из Своей земной жизни. До пришествия Духа Божия слов Его до конца не понимали даже апостолы, и Господь не слишком пытался разъяснять им Таинство образа Божественного Бытия: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12). Вместо сего Он указал, каким образом можем мы достигнуть совершенного познания: через жизнь по духу Его заповедей. «Если пребудете в слове Моем, то познаете истину» (Ин.8:31–32). «Дух Святый... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). «Он, Дух истины, наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). И Дух пришел и явил нам полноту любви Божией, но мы не вместили дара. Он доселе не отступает от нас, терпеливо ожидая, чтобы и мы до конца возлюбили Христа – Божию Силу и Божию Премудрость, подобно тому как и Сам Он возлюбил нас (1Кор.1:24). «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6:63). И об этой жизни предстоит нам слово – о жизни, порождаемой молитвой по вдохновению свыше через нисходящую на нас любовь и разумное познание Перво-Бытия. Как описать состояние духа, которому Бог открылся как «АЗ ЕСМЬ»? Когда Живой Бог приходит в сердце, тогда радость души полна Света. Он тихий и кроткий. Я могу говорить Ему – Ты, лицом к Лицу. И в этом «АЗ», и в моем «ТЫ» – все Бытие. Он безначальный, Он самосущный, самодовлеющий. Он – Персона в абсолютном смысле. Его очам открыто и проницаемо все сущее. «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано... Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:26, 29–30). «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр.4:13). Всякий момент нашей жизни, каждое биение сердца нашего – все непрестанно во власти Его. Воистину Он есть «Свет, в котором нет ни единой тьмы» (1Ин.1:5). Никто и ничто не сокрыто от Его всевидящего ока.

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

Мы умоляем Самого же Бога помогать нам не оскорблять нашими гнусными страстями Духа Святого; не причинить никакого вреда брату нашему (всякому человеку). Мы осуждаем себя, как недостойных Бога, на адские муки. Мы не ждем никаких особых дарований Свыше, но лишь стремимся всеми силами постигнуть истинный смысл заповедей Христа и жить согласно с ними. Мы взываем: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас и мир Твой». И Бог слышит нас, и приходит к нам спасение. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне (в подобном расположении духа), спасется» (Иоиль 2:32).     «Покайтеся» (Мф.4:17). Нам должно строго воспринять призыв Христа: изменить радикально образ нашей внутренней жизни и наше мировидение; наши отношения к людям и ко всякому явлению в тварном бытии: не убивать врагов, но побеждать их любовью. Помнить, что нет зла абсолютного; абсолютно только безначальное Благо. И сие Благо заповедало нам: «любите врагов ваших... благотворите ненавидящим вас... будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:44, 48). Предать себя на заклание за братьев — лучшее орудие вырвать их из рабства клеветнику-дьяволу и приготовить души их к принятию Бога, Который хочет спасти всех людей. Нет такого человека, в котором не присутствовал бы в той или иной мере свет, потому что Бог просвещает «всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Заповедь — «не противься злому» — есть максимально эффективная форма борьбы со злом. Когда насилию противятся теми же средствами, к которым прибегает творящий неправду, тогда возрастает динамика мирового зла. Убийство неповинных невидимым часто образом перемещает моральные силы человечества на сторону того добра, за которое умер невинный. Не так, когда с обеих сторон наступает та же недобрая тенденция доминировать. Победа физической силою не длится вечно. Бог, сый свет святой и чистый, отступает от преступников; последние отпадают от единственного источника жизни, и умирают: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне (принадлежит) отмщение, Я воздам, говорит Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Непосредственным его продолжением стал перевод БМБО (см. раздел 3.4.5), подготовленный тем же самым Международным библейским обществом, что и СЖ (эта организация независима от и национальных библейских обществ). Но раньше него вышел «центральноазиатский русский» перевод, как неофициально назывался он в период подготовки (Central Asian Russian Scripture, CARS). Это явно миссионерский перевод, причем у него есть строго определенная целевая аудитория: мусульмане бывшего СССР, которые читают по-русски (прежде всего жители Средней или, как выражается этот перевод, Центральной Азии). В его основе лежит та идея, что читателей-мусульман не надо сразу отпугивать книгой, которая выглядит как христианская, – нужно убрать из текста и из издания абсолютно все, что привнесено христианской традицией и добавлено к тексту Писания. Можно задуматься, насколько это честный подход и насколько последовательно он может быть реализован. Но надо сказать, что в мировой практике это далеко не первая попытка далеко идущей инкультурации при переводе для мусульман. Перевод готовился в Казахстане усилиями американских миссионеров и местных жителей, и в 2003 г. в «Издательстве Стамбул» (едва ли как-то связанном с городом на Босфоре) вышла книга в зеленой обложке с золотыми восточными узорами под названием «Священное Писание. Смысловой перевод Таурата, Книги Пророков, Забура и Инджила». Как нетрудно убедиться, это Библия на русском языке, которая не называет себя Библией и в которой арабизированы все имена (Иисус Христос, например, там зовется Иса Масих), а к тексту даны примечания миссионерского характера. НЗ часть – это соответствующим образом отредактированный текст СЖ. СП в Гал. 3:1 гласит: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? А вот как обращается к галатам апостол Павел в переводе ЦАР: Глупые галаты! Кто вас сглазил, вас, которым ясно было представлено значение жертвенной смерти Исы Масиха? Ответьте мне на один вопрос: вы получили Духа благодаря соблюдению законов Таурата или же по вере в Радостную Весть, которую вы услышали?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

нет в царстве Божием, в его истории. В царстве Божием требования абсолютны, и реализованы они могут быть только в абсолютных ценностях, а такими ценностями могут быть только человеческие личности. Поэтому царствие Божие не приходит приметным образом; нельзя сказать: вот, оно здесь, или: вот, там. Оно внутри человека. Только в духе человеческом, в его творческой энергии, может быть адекватная область применения его безусловных законов. Как неограниченность заповедей, так и абсолютное значение личности – это принципиальные основы христианской веры. Ни одна религия не возводит человека на такую высоту, как это делает христианство . „Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?“ Мирской прогресс, движение к идеалу естественного совершенства, совершается в сфере форм и состоит в смене низших форм высшими, менее развитых более развитыми и сложными. В царстве Божием формы не имеют такого значения. Здесь они только внешняя граница внутренней безграничности, видимая условность духовной абсолютности. Несомненно, с духовным прогрессом и формы должны меняться, но это изменение есть лишь необходимое следствие внутреннего роста. „Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани; ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое“. В царстве Божием формы не имеют самостоятельного значения объективного средства для внутреннего развития. Последнее совершается в глубине духа, оно всегда бьёт из источника „живой воды“, всегда имеет абсолютный характер личного творчества. „Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную“. Свобода творчества, свобода личности – вот необходимое условие духовной жизни, духовного развития. Это есть свобода обладания истиной. Каждый христианин, как и Христос, есть сын Божий, имеет в себе духа Божия,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

______________________ О нем  я написал статью «Рыцарь нищеты» в журнале «София» июнь 1914 года. 4 няка. «Бедняк» и «деньги» для Л. Блуа великие символы. Существует мистерия «денег», таинственное отделение их от духа. Буржуазный мир управляется «деньгами», отделёнными от духа. Буржуазный дух противоположен духу Абсолютного, он истребитель вечности. Буржуа может быть и религиозен, и буржуазную религиозность Л. Блуа ненавидит более, чем атеизм. Как много буржуа — идолопоклонников нашел он среди добрых католиков! Господь Бог очень декоративен в лавках. Л. Блуа исследует тип среднего буржуа. Но можно еще более углубить проблему буржуазности. Буржуа может являться в более ослепительной и возвышенной форме. Он возможен и на более, высоких ступенях духовной жизни. Там останавливает он духовное движение и самый дух, природа которого огненная, превращает в закостенелую форму.         Буржуа может быть религиозен, он может быть даже «праведником». Но сказано: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Праведность буржуа никогда не превосходит праведности книжников и фарисеев. Это буржуа любят «творить милостыню... в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди». Это буржуа «любят в синагогах и на улицах, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми». Это буржуа любят судить и они первые бросают камень в грешницу. Это буржуа подошли к Иисусу, когда ученики Его в Субботу срезали  колосья, и ели, и сказали: «вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в Субботу». И получили ответ, опрокидывающий всякую буржуазность: «здесь Тот, кто более Храма; если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных; ибо Сын Человеческий есть Господин и Субботы». «Суббота для человека, а не человек для Субботы». Это буржуа говорит: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорит: вот человек, который любит есть и пить вина, друг мытарям и грешникам». Буржуа не любит мытарей и грешников, он предпочитает фарисейскую праведность. Это буржуа думает, что входящее в уста оскверняет человека. И ему было отвечено: «Исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека». Это для буржуа сказал Иисус: «Истину говорю вам что мытари и блудницы, впереди вас идут в Царство Божие». Им же сказал Иисус: «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». И им же сказано: «Что больше: золото или храм, освящающий золото?» И когда буржуа сказали: «как это он ест и пьет с мытарями и грешниками?» Иисус ответил им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

Она говорит именно о спасении . Спасении от греха и от смерти. Кажется, что никакого спасения не существует: ведь все люди умирают, все люди грешат, и иногда очень тяжко… Но есть один фактор, который всё меняет. Этот фактор — спасительная благодать Божия, «всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая Слова из молитвы, которую читает архиерей, возводя ставленника в священный сан. — Прим. ред. ». Всю нашу немощь и слабость мы можем превозмочь благодаря Богу. Волны бросают наше суденышко из стороны в сторону, но к нам протянута рука помощи. Рука Спасителя. Тезис второй: Христос искупил всех людей от греха Спасителем христиане называют Сына Божия Иисуса Христа. И первое, от чего Он спас нас, — это власть греха. Грех властвует над всяким человеком, потому что всякий генетически связан с Адамом и Евой. Но эта власть слабеет и истончается с тех пор, как человек обратится к Церкви и ее таинствам — особым благодатным действиям, которые Господь совершает через священника (или епископа) для помощи человеку и для его спасения. Первое из таинств — Крещение — вводит человека в Церковь. Отныне он уже не раб своих инстинктов и желаний, внезапно возникающих и так же внезапно сменяющих друг друга. Отныне он или она — сын Божий или дочь Божия. Как пишет об этом апостол Павел: мы не должники плоти, чтобы жить по плоти... Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления… Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8:12, 14–16). Греховные помыслы и желания могут бороть и крещеного человека, и крещеный человек может совершать страшные преступления. Но у крещеного человека всегда есть возможность покаяться, то есть не просто согласиться с фактом своей виновности, но попросить у Бога помощи для исправления своей исковерканной души — и эту помощь получить. Скольких убил и ограбил разбойник, распятый на кресте рядом с Господом Иисусом? Наверное, многих. Но в самые последние часы своей земной жизни, тяжко страдая на кресте, он признал, что приемлет достойное по делам своим, а вот распятый рядом с ним Праведник страдает абсолютно безвинно.

http://foma.ru/pochemu-v-cerkvi-govorjat...

Перемещение центра жизни человека с веры во Христа на то «великое правое дело», которому он присягает, будет плавным – какое-то время он может выдавать (в том числе, для себя самого) свою политическую позицию за требование христианской совести. Но со временем напряженность неизбежно нарастает – человек всё больше видит дело, которому он служит, абсолютным добром и правдой, и Церковь , не присягающая этому делу и не осуждающая его врагов, вызывает нарастающую неприязнь. За нее стыдно перед соратниками. Принадлежность к Церкви становится чем-то, за что человек извиняется. «Своими», той референтной группой, мнением которой человек абсолютно дорожит и перед которой стремится оправдаться, становятся политические соратники, а не Церковь . После попыток переделать христианскую веру так, чтобы она отвечала требованиям «своих», человек всё более тяготится Церковью , а потом и Христом. У него уже есть дело, которое придает его жизни переживание смысла, цели праведности и единства, и христианство просто мешает этому делу. Всегда радуйтесь Христиане в этом мире плывут против течения – и течение всегда будет сносить нас к неверию и, если продолжить аналогию, угрожать разбить нас о рифы. Что тут может помочь? Многое. Но на две вещи хочется обратить особое внимание. Они очень разные, но чтение историй отпадения убедило меня в их важности. Первая – это открытость к радости. Вторая – сознание того, что истина не зависит от наших переживаний. Апостол говорит: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Флп.4:4 ), или, в другом месте: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:16–18). К этому повелению стоит отнестись со всей серьезностью, потому что первое, что постарается сделать дьявол, – это лишить вас радости и превратить веру в бремя тяжкое и неудобоносимое. Как сказано в книге Неемии, «радость пред Господом – подкрепление для вас» ( Неем.8:10 ). Весть, которую мы обнаруживаем в Новом Завете, является ошеломляюще благой – Бог через смерть и Воскресение Христа привел нас в совершенно новые отношения с Ним, простил, очистил, приблизил и возвысил, сделал новыми людьми и своими любимыми чадами, которым уготовал вечную радость. Как говорит Апостол, «вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче! " » ( Рим.8:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010