Глава десятая «Сын человеческий, изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» ( Иез. 34:2 ). «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, говорит Господь» ( Иер. 23:1 ). В словах Господа, записанных Евангелистом Иоанном в главе десятой, заключается установление на вечно общины Христовой взамен древней ветхозаветной общины, которой пастыри оказались недостойными своего призвания. Но независимо от того, что пастыри ветхозаветной церкви оказались недостойными, пришло время, Господом Богом назначенное для устроения на земле царства Божия, в коем Царь и Пастырь есть Сам Господь. Он же Господь, Сын человеческий есть Дверь в сие царство Божие, ибо никто не может перейти из мира материальных интересов к миру горнему духовному,– к миру высоких нравственных стремлений, к пренебрежению земных радостей и к светлым радостям духа, – иначе, как чрез ту Дверь, которая находится на рубеже двух миров, ибо Слову Божию, второй Ипостаси Святыя Троицы, угодно было спуститься до земли и человека и восприять плоть человека, дабы встретить человека с милосердием Сына человеческого, – когда он волею своею пойдет к воплотившемуся Богу, – и ввести его в мир духовный, в мир абсолютной правды и добра и чистой любви и в радостную жизнь вечную. Таково значение Пастыря и Двери в нашей жизни, уже сложившейся под христианским влиянием, хотя конечно далеко еще не совершенной. Но перенесемся мыслию в церковь ветхозаветную, в церковь, которая в особенности в последние четыре века, до Рождества Христова 1012 превратилась в общину, пасомую – как выражались и прежде пророки – пастырями для себя, при чем пастыри эти губили и разгоняли овец паствы Господней. Вместо духа Господня пастыри эти ввели дух казуистики, мелочной обрядности, и понизили уровень чувства и мышления души человеческой, или – говоря словами Самого Господа – «взяли ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали» 1013 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Главное — не внешний чин, а Господь Бог, но без многого того, что накопила в своем опыте Церковь, бывает крайне сложно достичь райских чертогов. Однако же все эти накопления — не цель, а средство, и если средство в данном и конкретном случае не помогает (а оно и не может быть универсальным!), значит, нужно что-то в духовной жизни менять, а не ходить из года в год по «заколдованному кругу». Не все слышат сквозь века слова о том, что «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). А если и слышат, то, наверное, тяжела эта ноша — ходить пред Господом в свободе духа. Необходима зрелость, ответственный подход, рассудительность, знание основ веры, уважение и любовь к ближнему. Возрастание человека в духе и истине не обязательно должно сопровождаться подавлением всех его личностных устремлений. Несмотря на это, в современной отечественной церковной действительности зачастую свобода приравнивается чуть ли не ко греху. Абсолютно христианские понятия, такие как «свобода личности», «гражданские права», «равноправие полов», «свобода слова», трактуются как идеологическая диверсия со стороны врагов Церкви и государства. Наряду с упоминанием этих терминов в определенных церковных (а чаще околоцерковных) СМИ публикуются фотографии гей-парадов, голых феминисток с топорами и педофилов. Как будто фундаментальные гражданские права, произрастающие из недр христианства, ограничиваются только этими негативными явлениями! А ведь совсем недалеки те времена, когда нам обещали показать по телевизору «последнего попа», и открытое признание в вере означало путь мученический или исповеднический. Да как-то позабылось все… «В помощь кающимся» Свобода слова стала нам мешать. Мы как-то вообще стали отвергать свободу и в идеологии, и в построении личностного духовного возрастания. Жизнь многих наших братьев и сестер повязана цепями различных предписаний, многие из которых не имеют никакого основания в Священном Писании и в Священном Предании. Именно об этих случаях многократно говорил Христос: «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф.15:3), «но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф.15:9), «и сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Мар.7:9), «устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мар.7:13).

http://pravmir.ru/pravoslavie-religiya-z...

Для Старца не существовало неразрешимых проблем, любовь его была необъяснима нашей бедной логикой, помощь, приносимая им, происходила от безграничной силы Святого Духа, не вымышленная или изобретённая человеческой логикой – всё, с чем бы он ни сталкивался, решал с неизреченной мудростью, которую не мог постичь обыкновенный человеческий ум. Сколько бы о нём ни писали, pie смогут передать величие полной гармонии и единения его с Божией Благодатью, т.к. в такой степени было пропитано его человеческое существо божественным присутствием, что задаёшься вопросом, кто был действующий. Конечно, действовал Христос – Который для Старца был всем – и сам Старец был проводником передачи Божией Благодати людям – проводник, но без выключателя. Если, теперь, иной раз, кому-либо из нас казалось, что не действует (Благодать), то это объяснялось исключительно не надлежащим нашим душевным расположением. Во всяком случае, и мусульманину, и безбожнику, и идолослужителю достаточно было побыть рядом со Старцем, чтобы отбросить всё и с неудержимым энтузиазмом исповедовать, что жив Господь Бог, и что Он – Господь наш Иисус Христос, Которого вернейший раб и слуга был Старец. Ко всей преподобной душе его абсолютно подходит слово Апостола: «Ибо слово Божие живо (в преподобной душе Старца) и действенно... и проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные, и нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» ( Евр. 4, 12–13 ). Послание старца Порфирия к своим духовным чадам Из книги Константина Яннициотиса «Рядом со старцем Порфирием», Афины, 1995. Возлюбленные мои духовные чада, теперь, пока я ещё в здравом уме, хочу сказать вам несколько советов. С малых лет я был весь во грехах. И когда мать моя посылала меня сторожить животных в горе, потому что отец мой, поскольку мы были бедные, уехал в Америку на строительство Панамского канала, ради нас, детей своих, там, где я пас животных, читал я по слогам житие святого Иоанна Каливита, и очень я полюбил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня, и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» ( Иоан. 17: 21  26 ). Учение Христа есть единственное по своей высоте и по своему соответствию идеальным стремлениям человеческого духа. Теперь часто противополагают христианской морали мораль буддизма. Говорят, что учение Будды имеет столь же нравственно возвышенный характер, и приводят слова основателя буддизма – «мой закон есть закон милости для всех». Нельзя категорически оспаривать достоинства отдельных правил буддизма, но есть в буддийской морали два недостатка: один теоретический, отнимающий у нее смысл, другой практический, в силу которого мораль конфуцианства и ислама , оказывается, может быть нравственно плодотворнее, чем пессимистическое учение индийского принца. Теоретический недостаток морали буддизма в том, что целью нравственной деятельности в нем является не счастье свое и себе подобных, но гибель, абсолютное уничтожение их. Буддист борется со злом мира, но, уничтожая зло, он не дает торжества добру, а уничтожает само бытие – свой дух. Буддист подобен Самсону, который, губя своих врагов, погибает сам. Практический недостаток буддизма состоит в том, что любовь и нравственная деятельность в ней являются не высшей ступенью, а лишь переходным путем к достижению того состояния, когда у буддиста исчезает всякая привязанность к миру и людям, исчезают желания и скорби, исчезает, значит, и сострадание, и их место занимают не высшие интересы, не даже равнодушие, а просто совершается угашение духа. Такое учение, как бы ни были хороши его отдельные правила, какой бы жалостью и состраданием по отношению к живущему ни веяло от него, никогда не может удовлетворить духовно здорового человека. Это учение отождествляет со злом бытие, а человек хочет жить, он считает жизнь благом, а злом считает темные стороны жизни – страдание, свои нравственные недостатки. Не от бытия хочет избавиться человек, а от недостатков бытия. Он раб греха и зла от того, что у него нет знаний и любви. И вот, Христос говорит людям: «познайте истину, и истина сделает вас свободными» ( Иоан. 8: 32 ); «любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Иоан. 13: 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

И ярость фараона – это ярость против людей задумавшихся, людей, кто уже нашел какие-то лазейки в этом жестком режиме, режиме геноцида против целого народа! Исх.5:18–19 . «Пойдите же, работайте; соломы не дадут вам, а положенное число кирпичей давайте. И увидели надзиратели сынов Израилевых беду свою в словах: не убавляйте числа кирпичей, какое [положено] на каждый день». И вот этот мой знакомый американец писал: «Если я хотя бы две недели просрочу по платежам и выплатам, приедет команда, скатают травку и увезут, выкачают воду из бассейна, и ребенку негде будет плавать. И сразу мой дом выставят на продажу!» Казалось бы, я сыт здесь, я все имею! Я что хочу здесь поесть, то поем! Что хочу посмотреть – посмотрю! Но если я на минутку из этой системы выпадаю, она меня пожирает, выбрасывает из себя как что-то совершенно ненужное, как что-то презренное! Итак, фараон, похоже, охвачен страхом, поэтому он нервничает и кричит, боясь, что ситуация выйдет из-под контроля. «Пойдите же, работайте; соломы не дадут вам, а положенное число кирпичей давайте», – это очень эмоциональные повторения! Надзиратели, которые должны сказать евреям о том, что норма не снижена, тоже переживают. В глазах надзирателей Моисей и Аарон абсолютно чужды еврейскому народу, они стоят против евреев! Чего-то там шумят, что-то делают-делают, а все идет во вред целому народу! И как найти выход из этой ситуации? Исх.5:20–21 . «И когда они вышли от фараона (вот эти надзиратели еврейские, – О. С.), то встретились с Моисеем и Аароном, которые стояли, ожидая их, и сказали им: да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас». Конечно, для Аарона и Моисея это было потрясение: они от Бога получили указание действовать так, как они действовали. И тут вдруг столкнуться с такой неблагодарностью, при этом отчасти понимая, почему все происходит именно так. Но для них все равно все это было очень сложно, для них это было очень тяжело! «Моисей и Аарон прообразуют Закон и Пророков. И часто некрепкий дух сам в себе как будто ропщет на священные беседы, потому что, после того как услышит небесные глаголы и начинает им следовать, усиливается противодействие египетского царя, то есть искушение от духа лукавого. Стало быть, наставник души, стремящейся к преуспеянию, должен бдительно замечать, какие искушения ее ждут, чтобы она могла предусмотрительно вооружиться против козней духа лукавого» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Идеал, который завоевывает сегодня огромную популярность, несмотря на очевидную безнравственность, – это девушка как блудница. Дело, разумеется, не в том, чтобы анафематствовать, проклинать этих несчастных. Подчас, среди них попадаются натуры искренне страдающие и глубокие. В самом Евангелии мы видим образы кающихся блудниц. А житие преподобной Марии Египетской уже много веков свидетельствует об огромных возможностях человеческого духа, стремящегося к возрождению в Боге. Однако мы не можем не порицать основания духовного нездоровья общества. Наше общественное сознание нравственно неукоренено, в нем отсутствует понятие греха. Широкая проповедь порнографии и насилия, распущенности и блуда, не встречающая никаких препятствий, прямое следствие того, что для многих вершителей дум общества понятие свободы стоит вне всякого нравственного закона, оно для них абсолютно. У А.С.Пушкина имеется на сей счет просто гениальное выражение – «безумство гибельной свободы». Поначалу все «просто и легко», события разворачиваются «с легкостью необыкновенной». А по сути дела, уже к 25–30 годам такая женщина не может не почувствовать опустошения, одиночества и тоски. Вспомним, что в толпе чужих людей одиночество всегда ощущается острее и безысходнее. Путь возрождения души никогда не перекрыт полностью, но вступить на него очень трудно. Ведь для этого нужно признать свое нравственное поражение, горько раскаяться и быть в сердечном сокрушении от своей нечистоты, не целомудрия, осквернения святого, попрания образа Божия в своей душе. Жалость – по В.Соловьеву, тождественна любви. В Православном сознании жалость – это то, что покрывает мир. Православному человеку всех жалко. «Ибо знаем,- говорит апостол Павел,- что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8:22-23 ). «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»,- говорит Господь ( Ин. 15:13 ). Жертвенность, презрение к смерти, стояние до конца за свой народ были отличительными особенностями русского воинства. Оно было христолюбивым, т. е. любящим Господа нашего Иисуса Христа, и добропобедным. Победы, которые доставляла русская армия своему народу,- были победами добра над злом. В то же время русские воины в своем великодушии восходили до жалости к врагам.

http://azbyka.ru/deti/printsipy-hristian...

Из этого отрывка мы видим, что мать Иоанна Крестителя знала, кем должен стать Иисус. Вполне вероятно, что она рассказывала Иоанну об этом, когда он рос (даже несмотря на то, что умерла, когда он был еще юным). В свете этих знаний и свидетельства Духа Святого, знамение Святого Духа почившего на Иисусе, вероятнее всего, было просто подтверждением того, что Иоанн уже знал. Бог устранил всякое сомнение, чтобы Иоанн был абсолютно уверен в том, что это не плод его воображения или чья-то ошибка. 43. Узнал ли Иоанн Креститель Иисуса после крещения (Иоанна 1:32–33) или нет (Матфея 11:2–3)? (категория: неверное чтение текста) Из отрывка Иоанна 1:29–36 совершенно недвусмысленно ясно, что Иоанн узнал Иисуса. И у нас не должно быть на этот счет никаких сомнений. События, описываемые в Матфея 11:2, происходили позже, и за это время произошло многое. Изначальные знания Иоанна об Иисусе были ограничены и, судя по всему, последующие события некоторым образом разочаровали его. Он не знал точно, какую форму приобретет служение Иисуса. Из Матфея 3:11–12 можно узнать то, что знал Иоанн: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым”. Это было классическое изображение Мессии, царя-победителя, Который принесет Божие правосудие тем, кто отвергнет Его, а справедливость и мир тем, кто последует за Ним. Нет сомнений в том, что Иоанн понимал это. Но в Писании Мессию изображали и в образе страдающего слуги, Который пострадает за народ Божий. Эта мысль четко прослеживается в Исаия 53 и особенно в стихе 12: “…Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем”. Мы можем быть уверенны в том, что Иоанн понимал это. Достаточно прочесть его высказывание в Иоанна 1:29: “…вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира”. Иногда было не совсем понятно то, каким образом эти два персонажа уживались в одном лице. Многие полагали, что Мессия принесет Свое ужасное правосудие с приходом в этот мир. Фактически, это должно было произойти после Его возвращения (возвращение, например, упоминается в Деяния 1:11). Однако многие просто терялись и оставались в замешательстве, поскольку Иисус не желал выступать в качестве военного предводителя и освобождать народ израильский от римского порабощения. 

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

Иисус Христос во время Тайной Вечери молился о своих учениках: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал ( Ин 17, 11 )… И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них ( Ин 17, 26 ). Что это за имя, которое Иисус пришел открыть Своим ученикам? Речь идет не об имени «Ягве» — «Сущий» (Иегова или Ягве (евр.) – означает личность самобытную, абсолютно и независимо от чего-либо существующую (Сущий). Сама грамматическая конструкция имени, состоящего из местоимения, глагола и отглагольного существительного дает указания на то, что единственная самодовлеющая причина бытия этой личности заключается в ней самой., которое евреи знали уже в течение пятнадцати столетий. Имя Бога, которое Он пришел нам открыть, было «Отец». Это конечное имя Бога. Оно раскрывает природу Божию в Его вечном характере более совершенно, чем любое другое слово, существующее в человеческом языке. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий ( Рим 8,15 ). Для нас, в нашем разговоре о любви между родителями и детьми, в архетипических отношениях между Богом и Сыном крайне важны следующие, вытекающие из них аспекты взаимоотношений отца и ребенка: происхождение (гендер), достоинство (самоидентификация) и ощущение себя нужным и защищенным (внутренний мир или покой). Вопрос происхождения и рода сегодня является крайне болезненным для большинства из нас. Не зная своих корней, своего рода, своего отечества, человек не может самоидентифицироваться, то есть понять, кто же он и для чего он пришел в этот мир. Не случайно в старые времена самым большим позором было оказаться «без роду без племени », а незаконнорожденный ребенок отвергался обществом именно потому, что он не знал своего отца, то есть в глазах людей не имел прошлого, что лишало его и прав на будущее. Сегодня же в роли подобных «бастардов» оказалась чуть ли не половина детей, живущих в детдомах и неполных семьях. Последствиями подобного сиротства являются различные внутренние комплексы, неуверенность в себе, чувство ущербности, заниженная самооценка, компенсирующая себя через агрессию или депрессию, трудности в создании собственной семьи, равнодушное или презрительное отношение к своей родине, невозможность почувствовать себя счастливым, боязнь будущего.

http://azbyka.ru/deti/ottsy-i-deti-segod...

Иисуса Христа (согласно вероопределению IV (Халкидонского) Вселенского Собора, Божественная и человеческая природы соединены в Лице Сына Божия неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно). Но как потребление Тела и Крови влияет на наше Спасение? Когда исполнилась полнота времен, Сын Божий (Слово Бога-Отца ), «приклонив небеса», пришел в мир; восприял в Свое Лицо человеческое естество (воплотился (не переставая быть Богом, стал – Человеком)); преподал вероучение; Крестными страданиями и Смертью искупил мир; воскрес, победив смерть; вознесся и воссел одесную Отца; образовал Церковь , предоставив ей благодатные средства, необходимые нам для того, чтобы спастись. Важнейшее из таких средств – Евхаристия. Таинство Тела и Крови совершается по установлению Спасителя: «И когда они ели, Иисус взял хлеб (ρτον) и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ). Во время Божественной Литургии по молитве Церкви («Низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащыя дары сия... и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего... а еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего... преложив Духом Твоим Святым») действием Святого Духа хлеб и вино прелагаются в Истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа (нетленные, прославленные, обóженные). Как именно совершается преложение – Тайна (собственно, «Таинство» и происходит от греческого misterion – тайна), в полной мере доступная исключительно Богу. Участвуя в Евхаристии, мы вспоминаем о жизни Спасителя, главным образом – о страданиях и смерти на Кресте; славном Воскресении: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). Евхаристия является знамением Нового Завета: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Она есть Бескровная Жертва, духовная пища и питие. Достойное регулярное Причащение Святых Христовых Таин делает нас «причастниками божественного естества» ( 2Пет. 1:4 ):«соединюся Святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым Твоим Духом». Но как это понять? Несмотря на то, что Бог – абсолютно прост (не состоит из элементов, никогда не переходит из одного состояния в другое...), в Нем усматриваются: сущность, Лица и энергии (ср.: догмат о Пресвятой Троице : Бог един по сущности и троичен в Лицах).

http://azbyka.ru/otechnik/chtec_Kirill/c...

Иоанна АБ 12 января 2016, 09:52 Дорогой Антоний! И вас также с Рождеством Христовым! Благодарю за искренность, но не могу с вами согласиться. Никогда не заживёт гноящаяся рана. Сначала надо её очистить, вплоть до иссечения поражённых участков, и только тогда наложить шов и надеяться на заживление. Как бы ни было больно. Так же и в духовной жизни: не " заметать под ковёр " свои прошлые грехи, а взглянуть на них при дневном свете, назвать своими именами и тогда уже двигаться вперёд. Один из героев книги " Несвятые святые " говорит, что Бог не любит боязливых. А мы пока что, как страна, таковыми являемся по отношению к своему прошлому. Пока " не хотим обидеть старшее поколение " , растёт авторитет Ленина в обществе (по вашим же данным), уже и о Сталине говорим как о герое (а ведь даже в брежневские времена о нём старались не вспоминать), летом вот на полном серьёзе говорили о восстановлении памятника Дзержинскому. Как видите, даже на месте стоять не получается: катимся назад... Катя 11 января 2016, 23:44 Антонию (9 января 2016, 19:00): к чему столько страхов, опасений? " В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви " (1 Ин. 4, 18); " Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15) " ; " Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21, 8) " . Вот чего бояться, думаю, надо, предать Христа молчанием и бездействием, оставлением Его врагов, даже их мумий и своеобразных капищ, на одном из самых почетных мест в России. Стремление православных очистить свою родину, Святую Русь, от разной погани, причинившей столько порою непоправимых бед народу, - это не фанатизм, это абсолютно здравое стремление людей восстановить крепкие устои, укрепить Веру. И очень важно отличать эти два понятия. (Кстати, редакция портала не желает более глубоко разъяснить их, особенно в настоящий момент, на фоне кризисов?). А вот отсутствие такого стремления полностью соответствует понятию толерантности. Плоды ее во всей красе мы наблюдаем в странах Европы. А уж оценка " каждого правителя и его вклад в развитие страны " (получается, ленина тоже) " без прикрас и без очернения " в принципе идет вразрез со словами схиархимандрита Илия. " Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8, 26).

http://pravoslavie.ru/89405.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010