гос-ва в результате 2-й фитны (680-692) - противостояния между династией Омейядов и неск. оппозиционными группами, победу над к-рыми одержал представитель династии халиф Абд аль-Малик (685-705). Одним из примеров усиления антихрист. пропаганды при нем стало строительство мечети Купол скалы, поскольку ее мозаичные надписи содержат цитаты из Корана , направленные против христ. учения о Св. Троице и Воплощении , что в свою очередь привело к появлению первых антиислам. сочинений в христ. среде. В этом контексте следует рассматривать произведения Авы бар Брих Севьянеха (см. Мар Аба II ), католикоса Церкви Востока , а также М. П. О., в котором сообщается о завоевании арабами (измаильятянами) огромных территорий, причем данная информация, являющаяся vaticinium ex eventu (пророчеством после совершившегося события), связывается с последними временами. При этом в М. П. О. прямо не сказано об исламе , а измаильятяне характеризуются как язычники. Т. о., сложившаяся ко 2-й пол. VII в. в регионе военно-политическая ситуация, к-рая была связана с завоеванием арабами обширных визант. владений (Египта, Сирии, Месопотамии) и последовавшим вслед за ним укреплением Арабского халифата, вызвала резкий рост эсхатологических ожиданий у населения. При этом эсхатологические события, описываемые в М. П. О., автор датирует концом VI тыс. от сотворения мира, что связано с фундаментальным основанием большинства христианских хронологических систем - с богословским тезисом о соотнесении 6 библейских дней творения и 6 «дней» (тысячелетий) существования мира. Хотя в рамках основных эр от сотворения мира «субботний» 6000 г. наступил в кон. V - нач. VI в. по Р. Х. (подробнее см.: Кузенков. 2015), автор М. П. О. мог опираться на к.-л. др. версию хронологии. Структура и содержание сирийского оригинала Историческое повествование Историческое повествование предваряется рассказом о том, как сщмч. Мефодий пожелал узнать у Бога о числе поколений и царств от Адама до его дней. Господь приказал ангелу перенести Мефодия на гору Синджар (территория совр.

http://pravenc.ru/text/Мефодий ...

477 г.). Труд этот был переведён на армянский язык ок. 480–484 гг., и пользовался большим уважением среди армянских монофизитских церковников, ибо эта книга была наилучшим их оружием против халкидонитства. Причина неприятия Халкидонского Собора имела место не только на чисто догматической почве согласно 28 правилу Халкидонского Собора, Армянская Церковь утрачивала независимость и (через Кесарию Каппадокийскую) полностью оказывалась под юрисдикцией Константинополя. Возвышение столицы Византии в церковной иерархической структуре по 28-му канону подчиняло Константинополю кафедру Кесарии Каппадокийской, в чём восточные армяне видели угрозу собственной церковной независимости. На I Двинском соборе в 505–506 гг. в сдержанной форме армянами было вынесено осуждение принятым в Халкидоне догматическим «новшествам», а ввиду улучшения отношений между Византией и Персией, архиепископ Бабкен I с радостью опровергал несторианство и его приверженцев, и утверждал традиционное кириллово исповедание (т. е. «Едино естество Бога-Слова воплощенное», о чём подробнее будет сказано ниже), отвергая, разумеется, Евтихия. Это было, по существу, согласие с политикой зенонова «Энотикона», которая в это время господствовала в Византии, так что армяне были вправе считать себя в этот момент частью вселенского консенсуса, противопоставляя его оторванным от христианского мира несторианам (в дальнейшем эту позицию подтвердили несколько соборов в Двине, даже после отвержения «Энотикона» императором Юстином I в 518 г.). Чтобы нагляднее выразить мысль о едином естестве, собор, созванный в 554 г. в том же городе Двине, в котором принял деятельное участие сириец-яковит (монофизит) Абд-Ишо из Сарепты, осудил прямо Халкидонский Собор (впервые прервав общение с признающими его православными Церквами!) и православный томос св. папы Льва, а также умеренного монофизита Севира Антиохийского за его учение о «тленности» тела Христова, и подтвердил праздновать Рождество Христово и Богоявление в один день, 6 января. Объясняется это тем, что Христос в одно и то же время и Бог и человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Незадолго до смерти прп. Иоанн назначил преемником по управлению мон-рем своего родного брата, еп. Георгия, а сам снова удалился в пещеру, где и скончался. Важным источником сведений о синайском М. VII в. являются «Сказания о жизни синайских отцов», приписываемые прп. Анастасию Синаиту (CPG, N 7758; критическое изд. готовит А. Бинджели). Во 2-й пол. VIII - нач. IX в. вслед. частых набегов бедуинов, принявших в основной своей массе ислам, начался упадок синайского М. В правление халифа Абд аль-Малика (685-705) кризису М. на горе Синай способствовала исламизация части «рабов» мон-ря Неопалимой Купины, т. е. нек-рых бедуинских племен, к-рые еще со времен Юстиниана находились в экономической зависимости от мон-ря ( Eutych. Annales. 1//CSCO. 50. Р. 202-204). В раннеараб. период были покинуты почти все кельи и мон-ри на горе Хорив. В VIII в. разрушению подвергся Фаранский монастырь, в XI в.- Раифская лавра, присутствие правосл. монахов в этих местах в последующие века было непостоянным. Мон-рь вмц. Екатерины ни разу не подвергался разрушениям, поэтому в нем сохранились уникальные памятники ранневизантийской культуры, древнейшие рукописи и иконы VI-VII вв. Сирия Житие и успение прп. Ефрема Сирина. Роспись ц. Трех святителей мон-ря Варлаама в Метеорах, Греция. 1637 г. Житие и успение прп. Ефрема Сирина. Роспись ц. Трех святителей мон-ря Варлаама в Метеорах, Греция. 1637 г. Вопрос о времени возникновения М. в Сирии является дискуссионным, т. к. его решение основано на интерпретации источников, к-рые трудно датировать точно. Неразрешенной остается также проблема степени влияния на сир. аскетизм древних иудейских и иудеохрист. аскетических традиций, к-рое ощущалось в Сирии и Месопотамии значительно сильнее, чем в др. регионах. Христианство проникло в Сирию из эллинизированной Антиохии, в к-рой семитский культурный элемент сочетался с греческим. Однако очень рано, в кон. I - нач. II в., традиц. принципы христ. аскетизма в Сирии и Месопотамии радикализировались, что проявилось в тех или иных формах энкратизма (см.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Феофан архиепископ Новаграда Питирим архиепископ Нижегородский Аарон архиепископ Архангелогородский Амвросий епископ Вологодский. 5 .           С 1781 года по 1834-й Александрийский патриарший престол получил из России по палестинскому штату 7650 рублей ассигнациями. Кроме сего, от щедрот государя Николая Павловича даны 100000 турецких пиастров (6000 рублей) NB. В Ноябре месяце 1839 года окончена постройка новой патриархии в новом Каире. Училище же при ней устроено в 1843 году. На основании всех этих сведений с добавкою другого материала строю свое сказание о судьбе Георгиевского монастыря. Сей монастырь построен был производителем дел правителя Египта Абд-ель-Асиза Афанасием, иаковитского вероисповедания, при коптском патриархе Симоне, в промежуток времени между 688 и 703 годом по Р. X., когда у православных египтян не было патриарха 48 . Но когда и почему эта обитель поступила во владение православных христиан, этого я не знаю. Пока известно мне только то, что в 1601 году в ней жил православный александрийский патриарх Иоаким и написал икону Св. Георгия, которая по ныне находится там 49 (надпись). В 1604 году написана была большая икона Одигитрии кистью Ангелоса Критянина (надпись). В 1612 году в Георгиевской церкви поставлены были новые местные иконы Спасителя и Богоматери, написанные Иеремиею Критянином (надпись). В 1669 году игуменом Георгиевской обители был Герасим и тогда получил от царя Алексия Михайловича жалованную грамоту о приезде в Москву за милостынею в седьмой год. В 1684 году, Сентября 4 дня, Иоанн и Петр Алексеевичи подтвердили эту грамоту отца своего. Тогда в Георгиевском монастыре настоятельствовал архимандрит Георгий. В 1693 году никто из георгиевских старцев не приезжал в Москву. Но их царские величества послали им соболей на 50 рублей с патриаршим архидиаконом Симеоном. В 1711 году диакон Георгий из Каира пожертвовал местную икону Св. Георгия, написанную иереем Намет-алли. В 1717-м (году) рабы Божии шубники, жившие в столице Египта, Каире, пожертвовали икону Св. пророка Илии. А написал ее иеромонах Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Помимо Стефана источник упоминает и о др. великих подвижниках и чудотворцах, живших в И. п., однако утверждает, что в последние десятилетия монашество в целом изменилось и авторитет подвижников падает, но, возможно, в этих словах отразилось типичное для человеческого сознания пессимистичное восприятие современности. В VIII в. в И. п. монахи вели строгий аскетический образ жизни и готовы были умереть за свою веру, о чем свидетельствуют и судьбы нескольких мучеников, происходивших из их среды. При халифе Абд аль-Малике (685-705) мученическую смерть по ложному обвинению принял монах лавры прп. Саввы Михаил. В 789 г. инок лавры Христофор, бывш. мусульманин, перешедший в христианство, был по приказу халифа казнен за вероотступничество. Со 2-й пол. VIII в. христ. общины Сирии и Палестины вступили в полосу кризиса, к-рый характеризовался прекращением храмового строительства, оставлением мн. селений, утратой знаний греч. языка и падением лит. активности, изменениями в социальном укладе и мироощущении людей. Эти кризисные явления были усугублены сначала политической нестабильностью в халифате, а затем гражданской войной сыновей халифа Харуна ар-Рашида в 811-813 гг. Мон-ри И. п. стали объектами нападений и грабежей и пострадали очень сильно. В 796 г. в ходе междоусобной войны араб. племен в Палестине группа мятежных бедуинов захватила лавру прп. Саввы; вымогая у иноков монастырские ценности, бедуины убили 20 монахов ( Савваитские преподобномученики, 20 ). Их мученическая смерть была описана монахом лавры Стефаном Савваитом Младшим; это сочинение стало одной из вершин ближневост. агиографической лит-ры. Тогда же разбойники овладели мон-рем прп. Харитона и разграбили его. В 809 г. смуты в Палестине возобновились, снова были разорены мон-ри преподобных Саввы, Харитона и Евфимия; разбойники сожгли мон-рь прп. Феодосия и убили мн. иноков. В 809 и 813 гг. отмечен массовый исход христ. населения из Палестины в визант. земли; в этом потоке беженцев И. п. покинуло немалое число монахов.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

В этот же день учитель Дионисий Клеопа, обидевшись тем, что монастырский драгоман в церкви стал на обычном месте его и не допустил его туда, объявил преосвященному Мелетию, что он более не будет преподавать богословие в патриаршем училище. Какое мелочное самолюбие! 14, понедельник. Ночью под этот день шел дождь, но недолго. 15, вторник. Ночью – тоже. А утро ясно. Из патриаршего училища ушел домой в Акру один из арабских учеников: не захотел учиться. 18, пятница. Около Набулуза кипит междоусобие. Какой-то шех Юсеф, злой, был не любим народом и лишен старейшинства. За это он разозлился и позвал к себе на помощь бедуинов, разорил непокорные ему деревни и между ними Нуссежбин. Но разоренные передались шеху Абд-ел-Гади. Была битва. Говорят, что бедуинов пало 50 человек, а феллахов 300. Сегодня приходил ко мне архимандрит Афанасий Дамаскинец и жаловался, что греки презирают его здесь и что ему лучше удалиться отсюда. Но я убеждал его терпеть и помнить, что презрение происходит от гордости и легкомыслия, а не от злости. 19, суббота. В Иерусалиме и в Набулузе свирепствует оспа и заражает даже взрослых. А дни ясны. Говорят, будто Антиохийский патриарх пожертвовал султану на войну 16000 пиастров, а Вселенский просил у него позволения сопровождать его в Адрианополь. У первого усердие принужденное, а у второго – не по разуму. 20, воскресенье. Ночью под этот день снилось, будто я в белом хитоне быстро несусь по воздуху и прилетел на родину. Иду к родительскому дому среди дерев, имеющих роскошную зелень, по высокой и благовонной траве. Все тут освещено ярким светом солнца. Я подошел к одному дереву и с самой верхушки его сорвал листья и цветы. От них пахло весьма приятно. Что означает сей сон? Означает возвращение мое в Россию и, думается, знакомство с какими-то высокими лицами, подобными высоким, многолиственным и цветущим деревам. (ΝΒ. Действительно, мне довелось бывать и гостить у Великих Княгинь: Марии Николаевны, Елены Павловны, Александры Петровны и у супруга ее и пользоваться покровительством Великого князя Константина Николаевича).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Будем надеяться, что множество молитв, обращенных к святителю в дни принесения его мощей в Москву и Санкт-Петербург, и своего рода личный подвиг людей, выстоявших нередко многочасовые очереди, чтобы поклониться чудотворцу, послужат укреплению наших соотечественников в вере Христовой. В 2017 году под моим председательством состоялись два заседания Президиума Межрелигиозного совета России12. Вместе с другими традиционными религиями России Русская Православная Церковь обращала внимание власти и общества на важность сохранения нравственных принципов, укорененных в религиозной культуре народов России. От уважения к этим устоям во многом зависит социальный климат в нашей стране. В заявлении Межрелигиозного совета особый акцент был поставлен также на необходимости укрепления свидетельства " о непреходящем значении нравственных ценностей, как для отдельных личностей, так и для всего общества " 13. С болью в сердце мы наблюдаем за геноцидом христианского населения на Ближнем Востоке и в ряде стран Африки. В 2017 году Россию вновь посетил Святейший Патриарх Коптский Тавадрос II. Верующие Коптской Церкви в Египте подвергаются насилию, они становятся жертвами терактов. Поддержку коптам Египта в ходе беседы с Патриархом Тавадросом выразил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин14. В этом году состоялась моя встреча с министром вакуфов Сирийской Арабской Республики Мухаммадом Абд ас-Саттаром Саидом, в ходе которой я поблагодарил его за защиту христианского меньшинства в Сирии. Вопросы защиты христианского населения Ближнего Востока обсуждались также на моих встречах с Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби15 (по ее итогам было подписано совместное заявление о гонениях на христиан в странах Ближнего Востока и Африки), с Блаженнейшими Патриархами Александрийским Феодором II, Антиохийским Иоанном Х, Иерусалимским Феофилом III16 и другими Предстоятелями Поместных Православных Церквей, а также на встрече В.В. Путина с Главами Церквей и делегаций, прибывшими на празднование столетия восстановленного Патриаршества17, как и на отдельной встрече Президента России с Антиохийским Патриархом18. Этой же теме в значительной части были посвящены и мои беседы с главами иностранных государств и правительств, с послами зарубежных стран.

http://religare.ru/2_114622.html

Чудеса в Зейтуне Явление Пресвятой Девы Марии в Коптской церкви и Зейтуне (Каир) было источником многоразличных благодеяний духовного и физического характера для многих людей различных религий и исповеданий. У множества разных людей усилилась или появилась вера. Получили чудесное исцеление многие больные, страдавшие неизлечимыми болезнями. Ради полного выяснения фактов эти исцеления были официально обследованы профессорами медицины, помогавшими Патриаршему комитету по изучению явлений и чудес Пресвятой Девы в Зейтуне. Мы имеем большое стремление следовать путем правильных расследований и научных изысканий таким образом, чтобы объявлению о чуде предшествовало изучение его пунктуальными, тщательными и добросовестными исследованиями. Были изучены многие случаи чудесных исцелений. Однако, имели место исцеления, о которых нам не сообщали, так как больные, исцеленные чудесным образом, тайно благодарили Пресвятую Деву Марию сердцем и душой. Другие сочли достаточным дать или послать свидетельские показания, доказывающие чудесное исцеление, дарованное им. Независимо от этого мы всегда старались излагать только несомненные факты. Некоторые из большинства людей, чудесным образом исцеленных в Зейтуне или благодаря Зейтунской Божией Матери, были направлены в Патриарший комитет, который, помимо свидетельских показаний, обследовал сами исцеления. Мы упомянем часть из них как свидетельство благодеяний и чудес, которыми сопровождались явления Пресвятой Девы в Зейтуне. Мы попытались классифицировать эту часть чудес, надеясь, что при тщательной проверке, подробности, относящиеся к каждому случаю, могут быть полезны. Повторная раковая опухоль исчезла после посещения больным Зейтунской церкви Профессор доктор Азиз Фам был весьма изумлен и удивлен, увидев собственными глазами, что раковая опухоль, зарегистрированная рентгеновскими лучами у больного Салиг Абд Эль-Малек (сорока лет), теперь исчезла без операции. Профессор доктор Шафик Абдель- Малек, глава медицинского отдела Патриаршего комитета по изучению и расследованию явлений и чудес Пресвятой Девы Марии в Зейтуне, которому этот случай был послан на проверку, представил на рассмотрение следующий отчет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Стремясь к независимости, сербская община в то же время отнюдь не культивировала изоляционизм, но поддерживала активные контакты со всем Православным Востоком. Похоже, особым авторитетом Лавра св. Саввы пользовалась в Сирии (к слову, из стен Лавры вышли три антиохийских патриарха XVII века). Антиохийский первосвятитель Иоаким Джума в письме к Ивану Грозному (1560 г.) благодарил его за присланную милостыню и просил: «Паки ж и святый монастырь Саввы Освященного всегда незабывай, еже есть и тамо великое моление за тебя царя» 643 (редкий случай, когда патриарх просит помощи не для «своей» обители). Обращаясь в 1594 г. за милостыней к русскому царю, антиохийский патриарх предлагал переслать ее через отправлявшихся в Москву монахов Архангельского монастыря и лавры, которых называл доверенными лицами Антиохийского патриархата. 644 Сербская община играла видную роль и в жизни собственно палестинской церкви. Можно вспомнить обстоятельства избрания патриарха Софрония в 1579 г. (см. ранее), когда сербы в лице Афанасия, настоятеля монастыря «дейр ас-Сирб», 645 выступили как одна из составных частей православной таифы (общины), ходатайствовавшей перед османскими властями об утверждении нового патриарха. Численность сербской общины в Св. земле можно определить, исходя из османских налоговых реестров и сообщений путешественников, посещавших палестинские монастыри. При этом, впрочем, следует учитывать тот факт, что не все монахи лавры св. Саввы были сербами. Среди них встречались и греки (причем поднимавшиеся до высоких постов, если верить сообщению о том, что патриарх Герман до своего избрания был игуменом лавры) и арабы (как уроженец г. Хама Абд аль-Карим Карма, будущий антиохийский патриарх, принявший в лавре монашеский постриг в 1590-х гг.). Архимандрит Леонид писал о растущем значении греков в Лавре с начала XVII века, хотя и тогда главные лица монастыря выбирались преимущественно из сербов. 646 Численность обитателей лавры св. Саввы и Архангельского монастыря в XVI – начале XVII веков

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Судя по раскопкам, основными центрами производства копт. тканей в V в. были Антинополь, Панополь (Ахмим), Александрия, Оксиринх, Тиннис, Дамиетта (о др. центрах известно из текстов). В VI в. геометрические мотивы были вытеснены стилизованными растительными формами, одновременно с к-рыми распространенным стало изображение в кругах симметрично расположенных попарно животных и птиц - египетских или африканских: зебр, стоящих под егип. пальметтами, ибисов. В V - сер. VII в. кроме визант. (классического средиземноморского) выделяются сир. и иран. (стилизованные пальметты, грифоны, львы, изображение растений часто сложного рисунка) влияния; последнее связано с периодом недолгого владычества Сасанидов. С нач. VI в. стали изготавливаться ткани с цветным рисунком. Фигуры и сцены на многоцветных тканях нач. VI в. представлены в медальонах, оплетены гирляндами; рисунок динамичен, формы намеренно декоративны. Среди изображений - сцены из истории прав. Иосифа, праотцов Моисея, Авраама, прор. Ионы, мотивы виноградной лозы, путти за разнообразными занятиями (распространенный сюжет росписей рим. катакомб, раннехрист. базилик, напр. мавзолея Санта-Констанца в Риме, сер. или 3-я четв. IV в.), изображения Богородицы (Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, VI в., Музей искусств, Кливленд, США), Христа на троне или среди апостолов, сцены из жизни Христа (ср. «Поклонение волхвов» на одеянии имп. Феодоры на мозаике в ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547) и др. Со 2-й пол. VIII в. получили распространение краснофонные ткани. После араб. завоевания Е., особенно в сер. VII-XI в., происходило проникновение араб. мотивов в копт. искусство и коптских - в арабское. Ткани этого периода отличают декоративная, яркая расцветка, схематизм рисунка (2 фрагмента шерстяного покрывала с нереидами и со сценой из истории прор. Ионы, VIII в., Коптский музей, Каир). Они чаще всего лишены фигуративных изображений, на смену к-рым пришли схожие с арабеской орнаменты, дополненные стилизованными куфическими надписями (фрагмент облачения халифа Абд аль-Малика, сер. VIII в., Музей Виктории и Альберта, Лондон).

http://pravenc.ru/text/187963.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010