В VI веке на месте древнего ие­русалимского храма была возведена церковь Марии, которая впослед­ствии получила название Введения Богородицы во храм. Но в 638 (по другим источникам — в 637) году арабские войска под предводительством халифа Омара (634–644) взяли Иерусалим, и Омар принял капиту­ляцию, совершив затем молитву на заброшенном каменис­том пустыре, в который превратились развалины священного храма Соломона. Этим Омар хотел подчеркнуть преемственный характер ислама по отношению к “предшествующим” исламу религиям — иудаизму и христианству. Находясь в Медине, основатель исла­ма — Мухаммед встретился со враждой еврейской части насе­ления. Он попытался сблизиться с евреями, принимая некоторые их обряды и учения и делая Иерусалим киблой — местом, к которому верующий обращает лицо во время молитвы. Но евреи отвергли его учение, и тогда он признал за главную святыню не Иерусалим, а мекканскую Каабу, и после 622 года — времени переселения из Мекки в Медину (хиджра), Мухаммед повелел своим последователям обращаться на молитве не к Иерусалиму, а к Мекке. Об этом говорится во 2-й суре Корана: “Поверни же лицо свое в сторону запретной мечети (Каабы — а. А. ). И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону” (2, 139). И хотя Иерусалим в Коране в связи с этим не упоминается, из текста Корана видно, что раньше предписывалось обращаться во вре­мя молитвы в иную сторону: “Мы сделали киблу, которой ты держал­ся, только для того, чтобы Нам узнать, кто следует за посланни­ком среди обращающихся вспять” (2, 138) 8 . Вскоре после завоевания Иерусалима арабы превратили базилику Введения Богородицы во храм в мечеть, которая впоследствии стала назваться Аль-Масджид аль-Акса (‘мечеть удаленнейшая’). Еще через несколько десятилетий значение Иерусалима снова возросло; халиф Абд ал-Малик I (685–707) в ходе борьбы со своими меккан­скими противниками запретил мусульманам посещать Мекку и пред­писал совершать хадж в Иерусалим. Дело в том, что во время совер­шения хаджа в Мекку местный правитель Ибн-аз-Зубейр заставлял паломников-мусульман давать ему присягу, и Абд ал-Малик принял против этого решительные меры. Но верующие были недовольны этим, и, как повествует арабский историк Ал-Мекин (ум. в 1273), “в 65 году хиджры (687/688 гг. — а. А .) Абд ал-Малик послал в Иерусалим прика­зание увеличить масджид ал-Аксу и предписал на­ро­ду совершать хадж в Иерусалим ” 9 .

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

С преданием о ночном путешествии Мухаммеда из Мекки в Иерусалим тесно связано сказание о мирадже — вознесении Мухаммеда на небо. По этим представлениям, после ночного путешествия в Иерусалим, Мухаммед был возведен Джибрилом (Гавриилом) на небеса. Местом поклонения, связанного с вознесением Мухаммеда, стала скала, находящаяся вблизи мечети аль-Акса. Именно здесь в 687–691 гг. омейядский халиф Абд ал-Малик ибн Мерван построил восьмигранное здание мечети с большим куполом. Эта мечеть получила название Куббат-ас-Сахра (“Купол скалы”). Причиной, побудившей халифа начать строительство мечети, явилось политическое соперничество с мекканским правителем, о чем речь шла выше. Как сообщает арабский историк Ал-Я’куби (ум. в 904), Абд ал-Малик, запретив своим подданным совершать хадж в Мекку, сказал: “Иерусалимская мечеть (аль-Акса — а. А. ) заменит вам мечеть меккскую, а эта скала (ас-Сахра), про которую передают, что посол Божий, поднимаясь на небо, ступил на нее, заменит вам Каабу” 12 . И, как продолжает другой арабский историк — Абу-л-Махасин-ибн-Тагриберди (ум. в 1469), халиф Абд ал-Малик “построил купол над ас-Сахрой и соборную мечеть аль-Аксу, чтобы благодаря этим зданиям заменить народу хадж” 13 . Следует отметить, что часто Куббат-ас-Сахру ошибочно называют мечетью Омара, полагая, что она возведена в 637 году во время правления этого халифа. Но тем не менее с именем Омара связаны события, имевшие отношение к истории этой мечети. Как повествует предание, в 638 году халиф Омар-бен-эль-Хаттаб, взяв Иерусалим, обратился к тогдашнему иерусалимскому Патриарху Софронию с прось­бой указать ему на священнейшее место в городе для сооружения на нем достойного святилища. Омар потребовал, чтобы Патриарх за ос­тавление храма Гроба Господня его пастве назначил место наиболее достойное для построения мечети. Патриарх показал ему несколько священных мест на Сионе и Акре, но халиф оставался недоволен. Тог­да Патриарх сказал : “Я покажу тебе место, лежащее на средине мира, на котором было Святое Святых израильтян и на котором Бог явился Иакову”, и повел халифа к развалинам храма Соломона.

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

Теперь Абд аль-Малик правит империей в качестве наместника Бога — так же, как когда-то христианские Римские императоры. И так же, как и они, он возвел Дом Божий в Иерусалиме. Но каким бы ни был Абд аль-Малик правителем Иерусалима, он остается арабом. Возможно, для арабов древний и могущественный Иерусалим был слишком христианским и слишком еврейским, чтобы стать единственным священным городом Арабской империи. Придворный поэт назвал Абд аль-Малика хозяином двух освященных Богом домов: один из них находится в Иерусалиме, а где второй, он не говорит. Никто на протяжении 100 лет после смерти Мохаммеда не называет этот второй город. Патриция Кроун: “Все источники называют это место “святыней в пустыне” — и не более того.” И вот, в какой-то момент, местом этой святыни была определена Мекка, находившася как раз посреди пустыни. Но почему? Гай Струмса: “Правда заключается в том, что мы не знаем, какому Богу поклонялись первые арабские завоеватели”. Это история про арабов: Бог явился арабам, обратился к арабам. Они не допускают даже малейшего влияния евреев или христиан на историю Мохаммеда. Бедуин: “Пророк Мохаммед, как и мы, был арабом. Мы его последователи и наследники”. Коран написан по-арабски, но в нем много библейских персонажей. Но если книга была написана в пустыне, как туда попали эти персонажи? Патриция Кроун: “У нас нет ничего, кроме Корана. У нас нет ключа к разгадке традиции”. Может быть, именно так и задумывалось? Может быть, мы и не должны были ничего разгадывать? Бог является пророку. Пророк живет в пустыне. В этой схеме нет места для кого-либо еще. Патриция Кроун: “Это отдаленное, чистое, не загрязненное место, где Мохаммед просто не мог получить свои идеи ни от кого иного, кроме Бога”. Сейед Хоссейн Наср: “История, основанная на рационализме, имеет слабое место: часто она не может предолжить подходящие причины для некоторых следствий. Не знать чего-то не означает, что этого “нечто” не существует”. Вы начинаете свой поиск с архивов, и вас встречает пустота. И вот в конце поиска вы оказываетесь в пустыне, и вас снова встречает пустота. Быть может, пустота и есть ответ? Может быть, Мекка дала исламу то, в чем он больше всего нуждался: чистый лист, на который мусульмане поместили Пророка, недостижимого для истории?

http://azbyka.ru/video/nerasskazannaya-i...

Церковь в покоренной мусульманами Испании На севере полуострова завоеватели столкнулись с сопротивлением местного населения: готов и испаноримлян – беженцев из покоренной страны, а также басков. Наступление халифата захлебнулось, а в сражении под Ковадонгой герцог Астурии Пелагий, или Пелайо, одержал победу над войском завоевателей, после чего они отступили, и некоторое время спустя граница между исламской и христианской Испанией прошла по нижнему и среднему течению Дуэро, севернее реки Эбро, и по южным склонам Пиренейских гор, так что территория христианской Испании составила около четверти полуострова. Но граница эта была проницаемой с обеих сторон. Конные отряды мусульман совершали рейды в христианские области. Через горные перевалы завоеватели вторгались в Септиманию и южную Галлию, предпринимали попытки овладеть королевством франков, а христианские воины, готы, совершали набеги на владения мусульман. Перемирия лишь на время прерывали нескончаемую пограничную войну. Территория христианской Испании составила около четверти полуострова. Но граница была проницаемой с обеих сторон В 750-м г. в халифате произошел переворот – поменялась правящая династия. Власть перешла от Омейадов к Аббасидам, которые перенесли столицу халифата из Дамаска в Багдад. Почти все Омейады пали жертвой переворота. В живых остался Абд ар-Рахман ибн Муавийа, мать которого была из берберов. Он бежал от резни в Магриб, откуда затем перебрался в Испанию. Потомок халифов, Ар-Рахман объединил вокруг себя политические круги, тяготившиеся зависимостью от далекого Багдада, приверженцев свергнутой династии, а также мавританский элемент, ценивший происхождение Абд ар-Рахмана с материнской стороны от берберов, и всех тех мусульман, кто по разным причинам был недоволен сложившимся положением вещей. Сторонники Абд ар-Рахмана оказались сильнее своих противников, верных багдадскому халифу, и в 756-м г. он был провозглашен эмиром Аль-Андалуса, столицей которой стала Кордова, так что это государство с тех пор именовалось также Кордовским эмиратом. Первоначально эмир номинально признавал верховную власть халифа из враждебной династии, но в 765-м г. он запретил упоминать его имя в пятничных проповедях в мечетях.

http://pravoslavie.ru/129348.html

Гейне в своем драгоценно-художественном стихотворении называет его Азра («Магомет я из Йемена, родом Азра, все мы в роде умираем, как полюбим“). Арабское предание говорит, что некая Фатима, вдова Килаба из племени корейшитов, проживавшая в Мекке и имевшая двух сыновей, Зухра – почти юношу и Зейда – маленького ребенка, – вышла за узрита и поселилась с мужем в ятрибе (позднейшей Медине). Зухра Фатима оставила на родине, а Зейда взяла с собой. От мужа узрита Фатима родила сына, которого назвала Ризах. Зейд воспитывался вместе со своим сводным братом и так как жил в отдалении и обособлении от своей родины, то получил имя Косай («бедняжечка“ от kassi–omдeляmь, удалять). Впоследствии Косай вернулся в Мекку, здесь он женился на дочери Хулейля, в руках которого находилась величайшая святыня Мекки и арабов–камень каабы. Нередко ключи от этой святыни Хулейль передавал Косаю. Но наследником своим Хулейль назначил не Косая, но своего соплеменника Абу-Губшана и ему передал ключи от храма. Косай напоил Абу-Губшана пьяным. Абу-Губшан стал просить вина еще. Косай согласился дать ему вина за ключи от каабы. Абу-Губшан отдал ключи за глоток вина Косаю, подобно как некогда Исав отдал Иакову первородство за чечевичную похлебку. После этого Абу-Губшан вошел в пословицу у арабов. Выражения: «Покупка Абу-Губшана“ и «Глупее Абу-Губшана“ заключают в себе глубочайшее презрение. Но захватившему ключи Косаю затем пришлось еще их отстаивать от притязаний соплеменников Абу-Губшана и вот в борьбе с ними Косай привлек на свою сторону сводного брата Ризаха и узритов. Таким образом даже это племя страсти Косаю удалось подчинить своему авторитету и привлечь к своим интересам. Косай, по преданию, был дедом прадеда Магомета. Генеалогию пророка традиция представляет следующим образом: Корейш (от него племя корейшитов)... Через неопределенное число поколений от Корейша Косай, затем непрерывный ряд: Абд-Менаф, Хашим, Абд-эль-Мутталиб, Абдалла, Магомет. Имя отца Магомета Абд-Алла значит служитель Аллы, служитель божий, имя его матери Амина, значит верная.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

—437— Хулейль передавал Косаю. Но наследником своим Хулейль назначил не Косая, но своего соплеменника Абу-Губшана и ему передал ключи от храма. Косай напоил Абу-Губшана пьяным. Абу-Губшан стал просить вина ещё. Косай согласился дать ему вина за ключи от каабы. Абу-Губшан отдал ключи за глоток вина Косаю, подобно как некогда Исав отдал Иакову первородство за чечевичную похлёбку. После этого Абу-Губшан вошёл в пословицу у арабов. Выражения: „покупка Абу-Губшана“ и „глупее Абу-Губшана“ заключают в себе глубочайшее презрение. Но захватившему ключи Косаю затем пришлось ещё их отстаивать от притязаний соплеменников Абу-Губшана и вот в борьбе с ними Косай привлёк на свою сторону сводного брата Ризаха и узритов. Таким образом даже это племя страсти Косаю удалось подчинить своему авторитету и привлечь к своим интересам. Косай, по преданию, был дедом прадеда Магомета. Генеалогию пророка традиция представляет следующим образом: Корейш (от него племя корейшитов)... Через неопределённое число поколений от Корейша Косай, затем непрерывный ряд: Абд-Менаф, Хашим, Абд-эль-Мутталиб, Абдалла, Магомет. Имя отца Магомета Абд-Алла значит служитель Аллы, служитель божий, имя его матери Амина, значит верная. Трудно настаивать на правдивости этой генеалогии или опровергать её. Во всяком случае эта традиционная генеалогия, боковые ветви которой показывают отношение Магомета к другим арабским родам (в частности наприм., к роду выше упомянутого Абу-Софьяна) отражают в себе характер взаимоотношений этих родов в эпоху Магомета. Дело Магомета – создание Ислама (Ислам – значит послушание, покорность) теснейшим образом связано с его жизнью и с жизнью близких к нему лиц. Это естественно должно было произойти, как следствие появления нового догмата, о котором было сказано выше – догмата послушания пророку и затем его преемникам. Особенность ислама та, что он прямо при своём возникновении и более всего вскоре после своего возникновения стал религией политической. Если иметь в виду веро-и-нравоучение ислама, то он является религией, которую нет нужды

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самые ранние арабо-христ. рукописи сохранились именно в Е. в. м., к-рый за мн. века ни разу не был разрушен и разграблен. Древнейшие датированные араб. рукописи Синайской б-ки относятся к 859 (873?) и 867 гг. В колофоне сборника Sinait. arab. 542 (кон. IX - нач. X в.) сообщается, что содержащиеся в нем тексты переведены с греч. на араб. язык в 771 г. Образцом оригинального лит. творчества синаитов на араб. языке стало Житие Абд аль-Масиха ан-Наджрани, мусульманина, принявшего христианство и ставшего экономом, а затем настоятелем Е. в. м. Ок. 860 г. Абд аль-Масих был казнен наместником Рамлы за отступничество от ислама. Часть его мощей была впосл. перенесена в Е. в. м. Датировка этих событий остается предметом дискуссий, возможно Абд аль-Масих жил столетием раньше ( Griffith S. The Arabic Account of (?)lsquo;Abd al-Mash an Nara  n al-Ghassa  n// Idem. Arabic Christianity the Monasteries of Ninth-Century Palestine. Aldershot, 1992. P. 331-374). Высказывались предположения о существовании на Синае уже в кон. IX в. собственной школы араб. книгописания с характерными особенностями грамматики, синтаксиса и орфографии. В зап. паломнической лит-ре сохранились описания Синайского монастыря, восходящие к нач. IX в. Упоминались, в частности, игум. Илия и 30 братий мон-ря ( Eckenstein. 1921. P. 137). В 941 г. синайский мон. Исаак, уроженец Эль-Масисы (Мопсуестии), был против своей воли возведен на Александрийский Патриарший престол. Судя по всему, мон-рь существовал гл. обр. за счет пожертвованных ему владений (вакфов). Самые ранние свидетельства о них относятся к нач. XI в., однако они отражают уже сложившийся комплекс монастырских имуществ. По аналогии с другими мон-рями того времени можно заключить, что вакфы Е. в. м. представляли собой как сельскохозяйственные угодья (пашни, сады, финиковые рощи), так и городскую недвижимость (дома, бани, кайсарии - торгово-ремесленные центры) (Accedunt Annales Yahia. 1909. P. 227-233). Эти владения находились в различных местах Египта и др.

http://pravenc.ru/text/189637.html

В 880 г. Омар ибн Хафсун († 917) возглавил восстание мулади (испанцев, обратившихся в ислам) против власти кордовских Омейядов. Рассчитывая на поддержку мосарабов, он объявил о принятии христианства. Дочь Омара Аргенция (Аргентея) была воспитана как христианка и отличалась строгим благочестием: в резиденции Омара, горной крепости Бобастро, для нее была выделена особая келья, в к-рой она вела аскетический образ жизни. После того как сыновья Омара, продолжавшие борьбу с эмиратом, потерпели поражение, крепость была разрушена, а жителей переселили в Кордову. Аргенция также отправилась в столицу, где по-прежнему вела жизнь затворницы. Однажды она встретилась с франком Вульфурой (Вульфураном), который рассказал ей о видении: ему было предсказано, что он примет мученическую кончину в Кордове вместе с прекрасной девой. Убедившись, что Аргенция - та самая дева, готовая пострадать за Христа, Вульфура публично выступил с проповедью христ. веры и был предан суду. Когда Аргенция посетила его в тюрьме, стражники заподозрили, что она - дочь Омара ибн Хафсуна. Подтвердив свое родство, Аргенция отвергла предложение принять ислам и исповедала Христа, после чего ее также взяли под стражу. По приказу халифа Абд ар-Рахмана III мученики были казнены 13 мая 931 г.; христиане похоронили их в ц. Трех святых. О подвиге Аргенции сообщается в ее Мученичестве (BHL, 672), по-видимому написанном современником событий, однако, возможно, подвергшемся переработке в кон. X-XI в. В 954 г. в составе посольства герм. кор. Оттона I в Кордову прибыл аббат Иоанн из Горце . Он привез письмо короля халифу Абд ар-Рахману III, в к-ром содержались презрительные отзывы о мусульм. пророке Мухаммаде. Согласно Житию Иоанна, халиф узнал о содержании письма; не желая обострять отношения с христианскими правителями, он приказал иудейскому ученому и дипломату Хасдаю ибн Шапруту, а затем и Кордовскому еп. Иоанну уговорить послов отказаться от вручения письма. Аббат Иоанн, стремившийся принять смерть за веру, обвинил мосарабского епископа в пособничестве иноверцам, но согласился пойти на уступки. С его согласия Абд ар-Рахман III направил к Оттону I посольство во главе с Рецемундом, которое вернулось с инструкцией короля: аббату Иоанну предписывалось вручить халифу дары, но не оскорбительное послание.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Вход в подземную часть ц. Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1130 г. Фотография. 2008 г. Вход в подземную часть ц. Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1130 г. Фотография. 2008 г. Интерьер ц. прав. Анны у Овчей купели. Сер. XII в. Фотография. 2008 г. При Омейядах (661-750) И. приобрел большое религиозно-политическое значение, несмотря на то что с 717 г. адм. центром Палестины стал г. Рамла. Население И. возросло. Муавия (661-680) и Абд аль-Малик (685-705) были провозглашены халифами и приняли присягу подданных в И. Халифы многократно посещали город. Вероятно, Абд аль-Малик стремился противопоставить И. как религ. центр святыням нелояльного к Омейядам Хиджаза (Мекке и Медине), где правил их соперник Ибн Зубайр. Согласно антиомейядским источникам позднейшего времени, Абд аль-Малик якобы предписал мусульманам совершать паломничество не в Мекку, а в И. Основным центром внимания стала Храмовая гора (Харам-эш-Шариф - благородное святилище), к-рая была заброшена в предшествующие столетия. Мечеть, построенная халифом Омаром (ок. 640), вероятно, находилась на месте позднейшей мечети Аль-Акса, однако источники не позволяют точно определить ее расположение. По описанию христ. паломника Аркульфа, мечеть вмещала 3 тыс. чел., что предположительно составляло треть или половину мусульман И. того времени. В кон. VII - нач. VIII в. на Храмовой горе был возведен один из важнейших для ислама комплексов, включивший Купол скалы (Куббат-эс-Сахру) и мечеть Аль-Акса. Это самое раннее сохранившееся произведение мусульм. архитектуры и, по всей видимости, первая масштабная постройка Омейядов. По размаху этот проект сравним для И. с работами эпох Адриана и Константина. До 70-х гг. XX в. Храмовая гора оставалась единственным широким открытым пространством Старого города. С севера и запада к нему примыкала плотная городская застройка, с востока и юга границы комплекса совпадают с крепостной стеной. Карниз юж. фасада храма Гроба Господня. Сер. XII в. Карниз юж. фасада храма Гроба Господня. Сер. XII в. Купол скалы был построен между 685 и 691 гг.

http://pravenc.ru/text/293782.html

В VI веке на месте древнего иерусалимского храма была возведена церковь Марии, которая впоследствии получила название Введения Богородицы во храм. Но в 638 (по другим источникам – в 637) году арабские войска под предводительством халифа Омара (634–644) взяли Иерусалим, и Омар принял капитуляцию, совершив затем молитву на заброшенном каменистом пустыре, в который превратились развалины священного храма Соломона. Этим Омар хотел подчеркнуть преемственный характер ислама по отношению к «предшествующим» исламу религиям – иудаизму и христианству. Находясь в Медине, основатель ислама – Мухаммед встретился со враждой еврейской части населения. Он попытался сблизиться с евреями, принимая некоторые их обряды и учения и делая Иерусалим киблой – местом, к которому верующий обращает лицо во время молитвы. Но евреи отвергли его учение, и тогда он признал за главную святыню не Иерусалим, а мекканскую Каабу, и после 622 года – времени переселения из Мекки в Медину (хиджра), Мухаммед повелел своим последователям обращаться на молитве не к Иерусалиму, а к Мекке. Об этом говорится во 2-й суре Корана: «Поверни же лицо свое в сторону запретной мечети (Каабы – а. А.). И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (2,139). И хотя Иерусалим в Коране в связи с этим не упоминается, из текста Корана видно, что раньше предписывалось обращаться во время молитвы в иную сторону: «Мы сделали киблу, которой ты держался, только для того, чтобы Нам узнать, кто следует за посланником среди обращающихся вспять» (2, 138) 8 . Вскоре после завоевания Иерусалима арабы превратили базилику Введения Богородицы во храм в мечеть, которая впоследствии стала назваться Аль-Масджид аль-Акса (‘мечеть удаленнейшая’). Еще через несколько десятилетий значение Иерусалима снова возросло; халиф Абд ал-Малик I (685–707) в ходе борьбы со своими мекканскими противниками запретил мусульманам посещать Мекку и предписал совершать хадж в Иерусалим. Дело в том, что во время совершения хаджа в Мекку местный правитель Ибн-аз-Зубейр заставлял паломников-мусульман давать ему присягу, и Абд ал-Малик принял против этого решительные меры. Но верующие были недовольны этим, и, как повествует арабский историк Ал-Мекин (ум. в 1273), «в 65 году хиджры (687/688 гг. – а. А.) Абд ал-Малик послал в Иерусалим приказание увеличить масджид ал-Аксу и предписал народу совершать хадж в Иерусалим» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010