Разнообразные интерпретации получил в епархии рус. стиль, восходящий к каменному зодчеству XVII в. В «новом соборе» Богоявленско-Анастасиина мон-ря в Костроме, пристроенном в 1864-1869 гг. к западному фасаду Богоявленского собора XVI в., обозначились характерные черты храмов этого стиля - тяготение к многоглавым композициям, усложненность фасадной структуры, насыщенность декоративными элементами. Одним из наиболее оригинальных памятников стал собор Иверской иконы Божией Матери (1865-1871) (проект архит. И. И. Горностаева; взорван в 1940) в Николо-Бабаевском мон-ре (ныне в Ярославской обл.), инициатором строительства к-рого был свт. Игнатий (Брянчанинов). Массивный четверик на высоком подклете был увенчан поднятой на 2-ступенчатом барабане огромной луковичной центральной главой, напоминающей архиерейскую митру, украшенную изображениями икон Божией Матери. Четыре барабана на углах четверика и 2 - над зап. папертью завершались небольшими шатрами с главками. В фасадном декоре собора главную роль играли аркатурно-колончатые пояса, характерные для ярославского зодчества. Из ярославского зодчества XVII в. была заимствована объемная композиция и фасадное убранство ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», выстроенной в 1886-1897 гг. фабрикантом И. И. Скворцовым и расширенной в 1897-1905 гг. на средства фабрикантов П. А. и М. И. Павловых по проекту П. П. Зыкова в с. Середа (ныне г. Фурманов Ивановской обл.). К 5-главому храму примыкают два 5-главых придела, с запада - шатровая колокольня. В приходах строили небольшие бесстолпные церкви. Наряду с одноглавыми и 5-главыми четвериками архитекторы использовали различные комбинации шатров с куполами: ц. Феодоровской иконы Божией Матери (1893-1897, архит. А. Е. Смуров, не сохр.) в Костроме, ц. Успения (1897-1906) в с. Густомесове Красносельского р-на (архит. Н. И. Горлицын). В формах рус. стиля была возведена последняя в епархии, заложенная до революции однокупольная ц. Покрова (1910-1926) в с. Сидоровском Красносельского р-на. Своеобразная интерпретация форм визант. стиля использована в перестроенной в 1888-1891 гг. ц. Смоленской иконы Божией Матери близ Богоявленского Анастасиина мон-ря в Костроме, на фасадах ц. Спаса Нерукотворного (1911) при богадельне Д. М. Звонова в Кологриве (архит. Л. А. Большаков), с помощью утопленных рядов кирпича имитируется полосатая визант. кладка.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

18 марта Великий пост (начало) 22 марта Святых сорока мучеников Севастийских 30 марта Суббота 2-й седмицы Великого поста, Прп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца (1483) Апрель 2024 года. Церковные праздники в апреле 6 апреля Суббота 3-й седмицы Великого поста 7 апреля 8 апреля Собор Архангела Гавриила 13 апреля  Суббота 4-й седмицы Великого поста 28 апреля Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) Май 2024 года. Церковные праздники в мае 5 мая Поминовение усопших воинов. За веру, Отечество и народ жизнь свою положивших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Радоница, праздник Благоверной Тамары, царицы Грузинской праздник Благоверных князей Бориса и Глеба Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского Великомученицы Ирины. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Апостола и евангелиста Иоанна Богослова Перенесение мощей Святителя Николая Чудотворца. День Преподобного Пахомия Великого Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой «Умиление». День памяти святых отцов семи Вселенских Соборов Июнь 2024 года. Церковные праздники в июне 1 июня Благоверного великого князя Дмитрия Донского Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII), Троицкая Родительская суббота Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских Прп. Никиты, столпника Переславльского (1186) 13 июня 23 июня Июль 2024 года. Церковные праздники в июле 1 июля, 1 июня — 11 июля Боголюбской иконы Божией Матери. Иконы Божией Матери «Московская» и Пюхтицкой иконы Божией Матери «У источника», Петров пост день Владимирской иконы Божьей Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.).

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar-...

Прохор, святитель, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский (в схиме Трифон) († 1328; память 7/20 сентября, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых) В конце 1310 года уже в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря присутствовал на Соборе, созванном по вопросу взимания митрополитом со священников мзды за поставление на церковные степени. В марте 1311 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром († 1326; память 24 августа/6 сентября, 21 декабря/3 января) в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского. В 1314–1315 году основал Толгскую обитель на речке Толге в память явления ему образа Божией Матери. В 1319 году ездил в Тверь мирить великих князей с Московским князем Юрием. В 1325 году вместе с митрополитом Петром и тремя другими епископами в Москве участвовал в погребении убитого великого князя Юрия Даниловича. 14 августа 1327 года освятил в Москве Успенский собор, строительство которого было начато 4 августа 1326 года, при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой. В 1328 году удалился на покой в Спасо-Ярославский монастырь. Скончался 7 сентября 1328 года, приняв перед смертью схиму с именем Трифон. О святителе Прохоре предание говорит, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. В 1314 году, 8 августа, неподалеку от Ярославля, при впадении в Волгу речки Толги, епископу Прохору явилась икона Божией Матери. По пути в Ростов епископ Прохор заночевал на берегу Волги. Ночью он увидел огненный столп и мост через Волгу. Святитель по мосту перешел Волгу и увидел свет от иконы Божией Матери, находящейся на огненном столпе. Долго молился святитель перед иконой, а затем по мосту возвратился в шатер. Утром епископ Прохор переплыл Волгу и на месте явления образа «нача своима рукама сещи лес», как говорится в одном из сказаний о явлении Толгской иконы, «и очищати место оное и готовити древа на церковь , тожде и вси творяху со усердием и заложиша тогожде дне церковь малу...» Церковь епископ Прохор посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы, установил 8 августа день празднования явления иконы и, «поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители». Явленная икона прославилась многими чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери отмечают в селе Кондаково Москва, 10 августа 2004 г. Русская Православная Церковь отмечает 10 августа праздник в честь одной из главных своих святынь - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой также " Одигитрией " ( " Путеводительница " ). В селе Кондаково Борисоглебского района Ярославской области стоит большой храм, один из приделов которого освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Многие годы храм был в запустении. С 1998 года была возобновлена традиция идти многодневным Крестным ходом из Борисо-Глебского монастыря в село Кондаково, на источник преподобного Иринарха затворника. Село Кондаково - родина преподобного, мощи же его находятся под спудом в Борисо-Глебском монастыре. В этом году Крестный ход состоялся 22-25 июля. В последний день, 25 июля в храме села Кондаково состоялась первая после закрытия храма литургия. А сегодня - первая праздничная литургия в честь Смоленской иконы Божией Матери. Возглавил богослужение игумен Борисо-Глебской обители Иоанн (Титов). Наша справка. Христорождественский храм села Кондаково был построен в 1804 году. В зимней холодной церкви два престола. На левой стороне - во имя святителя Николая Чудотворца. На правой стороне прихожане пожелали устроить престол во имя преподобного Иринарха., но архиепископ Ярославский и Ростовский Евгений им в этом отказал. Посему здесь устроен престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, освящен 1851 года 9 мая. В праздник Смоленской иконы было принято хождение во все дома с крестом и святой водой . О Смоленской иконе Божией Матери. По преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда - во Влахернский храм Константинополя. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь этой иконой. Так святыня впервые попала на Русь.

http://pravoslavie.ru/10705.html

Курская-коренная икона Божией Матери, именуемая " Знамение " . Псково-Покровская икона Божией Матери, именуемая «Умиление»... Ярославская-Смоленская икона Божией Матери... Калужская икона Божией Матери. Казанская икона Божией Матери. Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»... Донская икона Божией Матери. Владимирская икона Божией Матери. Холмская икона Божией Матери Новодворская икона Божией Матери января (20 декабря ст. ст.) Икона Божией Матери, именуемая Новодворскою, писана св. Петром, митрополитом всероссийским, около 1320 года тогда, как он был еще на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенес ее в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Суражский, при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону. Святая икона Новодворская стояла в соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего. В 1677 году 14 августа икона была перенесена из старой церкви в новую в крестном ходе пред литургиею. Св. Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывал, что 16 августа Никодим, епископ целерский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. Козельщанская икона Божией Матери 6 марта (21 февраля ст. ст.) Козельщанская икона принадлежит к числу наиболее почитаемых. Древний образ был семейным в роде графа Владимира Ивановича Капниста и находился в его имении, селе Козельщине. Впервые икона прославилась исцелением по молитвам пред ней дочери Капниста, вывихнувшей ногу. Позже у нее обнаружились вывихи в плечевых суставах, бедре, боли в позвоночнике. Усилия докторов были безуспешны, и тогда графиня посоветовала дочери помолиться пред семейной иконой и почистить при этом ризу на иконе. Больная крепко обняла икону слабыми руками и вдруг почувствовала прилив жизненной силы в руках и ногах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Стены здания выбелены; над аркою, соединённою с башенными воротами, написан образ Знамения Божией Матери; над правым крыльцом - Господа Саваофа; а на среднем кружале, в карнизе, олицетворено чудо Божией Матери, бывшее в великом Новеграде во время нашествия суздальцев, при новгородском архиепископе Иоанне в 1170 г. Кровля над храмом железная, окрашенная медянкою. Внутренность храма разделяется на четыре части: в 1-й находится лестница, ведущая в притвор или паперть, во 2-й - паперть, в 3-й - церковь и алтарь, а в 4-й - келия для служащих при храме. Вход в келию - из церкви. Всё здание освещается 8-ю окнами. Храм нагревает изразцовая печь, устроенная в келье " . Предалтарный иконостас церкви имел один ярус. Все иконы были «новой кисти», писаны в Троице-Сергиевой лавре. А главной достопримечательностью и предметом особого почитания была, конечно, храмовая икона Божией Матери Знамения. Образ был обложен позолоченной ризой, украшенной жемчугом и различными камнями. К иконе по всей западной стене храма был устроен двухъярусный иконостас. Стены и потолок храма расписали в 1870. В алтаре было изображено моление Господа Иисуса Христа в саду Гефсиманском, на потолке - св. Иоанн, архиепископ Новгородский, в молитвенном положении пред иконою Знамения Божией Матери во время осады Новгорода великим князем Андреем Боголюбским; на стенах - чудеса от иконы Знамения Богоматери. На стене церковной паперти была начертана следующая надпись: «Во славу святыя живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, устроен храм сей во имя находящейся в нём чудотворныя иконы Знамения Божией Матери из прежде бывшей часовни по благословению Святейшаго Синода и Высокопреосвященнаго Нила, Архиепископа Ярославскаго и Ростовскаго, усердием ярославскаго купца Арсения Ивановича Оловянишникова, в 1861 г., обновлён же живописью и вновь позолотою в 1870 г., при настоятеле Афанасиевскаго монастыря архимандрите Николае, тщанием благотворителей, усердствующих к иконе Божией Матери». Новая Знаменская церковь Впрочем, очень быстро выяснилось, что и новая церковь слишком мала (возможно, поэтому за ней в народе, да и в газетах, так и закрепилось название часовня).

http://sobory.ru/article/?object=01105

Корсунская икона Божией Матери «Умиление», с ап. Петром и прор. Анной на полях. Сер. XVII в. (КИАМЗ) Другой извод представлен рядом памятников, в к-рых Младенец правой ручкой с отведенными большим и указательным пальцами крепко по-детски держит Ее за подбородок, словно ища укрытия,- мотив, характерный для мн. визант. и рус. икон типа «Умиление-Взыграние». Эта иконография восходит к одному из списков поясной Ярославской иконы Божией Матери, поскольку повторяет самую существенную особенность этого типа - характерный жест Богомладенца, держащегося ручкой за щеку Матери. В результате трансформации и «сокращения» композиции получился, напр., извод вкладной иконы дворян Черемисиновых из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1-я пол. (20-е гг.) XVI в., ГВСМЗ; цвет одежд Богомладенца - голубой). Чрезвычайно близок ей по иконографии оплечный образ «Умиление», происходящий из г. Иваново Ивановской обл. (40-е гг. XVI в., Музей русской иконы, Москва, 26,6×21,0 см; цвет одежд Младенца Христа - красно-оранжевый; обе иконы см.: Музей Русской иконы: Восточнохрист. искусство от истоков до наших дней: Кат. собр. М., 2010. Т. 1: Памятники античного, раннехрист., визант. и древнерус. искусства III-XVII вв. Кат. 24. С. 154-157). Ту же композиционную особенность имеет очень близкая к этим иконам по иконографии, но более поздняя по времени создания икона «Умиление» из Нило-Сорской пуст. (КБМЗ; см.: Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 20052. Кат. 89 (датирована сер. XVI в.)). На примере даже этих неск. икон можно видеть, как варьируется высота среза фигуры Божией Матери, а также жесты Ее рук, обнимающих и придерживающих Сына (рука высоко поднята к шее Младенца или положена на Его грудь и левое плечо). Очевидно, что «сокращенные» изводы, и в том случае когда следовали одному образцу, творчески соединяли элементы различных иконографий, привнося разнообразие, что объясняет большое количество вариаций «корсунских» образов. Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из ц. Димитрия Солунского в Ярославле. 1-я треть XVII в. (ЯХМ)

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Углич. Церковь Корсунской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Корсунская церковь приходская, каменная, прочная, с каменною колокольнею, о двух престолах: летний - во имя Божией Матери, именуемой «Корсунскою», а зимний, отделяющийся от летней стеной (в коей выложена арка для прохода) - во имя Макария препод. египет. чудотв. Построена тщанием прихожан в 1730 г. На месте Корсунской церкви некогда был монастырь во имя Макария Египетского, разоренный поляками в 1609 – 11 гг. После разорения монастыря Макарьевского на месте его была построена тщанием прихожан деревянная с трапезою, об одной шатровой главе, церковь Покрова Пречистой Богородицы с приделом Макария Египтянина, а затем в 1730 г., на месте деревянной Покровской церкви, устроена тщанием прихожан нынешняя каменная церковь Корсунской иконы Божией Матери с приделом Макария Египтянина. Особо чтимая прихожанами икона Божией Матери Корсунской. Время написания иконы относится ко 2-й половине XVI века. Два креста с частицами мощей св. угодн. Божиих Давида и других. Образ Казанских чудотв. Гурия, Варсонофия и Германа с серебряным ковчежцем, с тремя частицами св. мощей святых, икона Нерукотворенного Образа. Невдалеке от церкви каменная часовня в честь той же Корсунской иконы Божией Матери. Земли церковной 1050 кв. саж. Деревянный двухэтажный дом, под железною крышею, для помещения причта. Неприкосновенного церковного капитала 2 460 руб. 91 коп. Прихожан 304 муж. пола и 343 жен., все они проживают в г. Угличе. Причта по штату положено быть: священнику и псаломщику. Неприкосновенного причтового капитала в процентных бумагах 6 718 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Храм построен в 1730 году. Центральный престол освящён в честь Корсунской иконы, придел в честь преп. Макария Египетского, в воспоминание бывшего монастыря. В 1942 г. храм был закрыт. В 1972 г. была проведена реставрация под руководством ведущего реставратора Ярославской области С.Е. Новикова. Богослужения возобновлены 1 мая 1994 г. В 1996 г. по благословению Архиепископа Михея в храм были принесены мощи муч. мл. Иоанна Чеполосова, в 2002 г. церкви передана храмовая Корсунская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=02887

В 1930-е годы храм закрыли и осквернили, в здании сделали склады,иконами забивали окна. В 2000 году началось восстановление храма Живоначальной Троицы. В храме служил священномученик Феодор Поройков. Адрес: Ярославская обл., Борисоглебский район, село Вощажниково. Подробнее... Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Вощажниково) [ править править код ] Первое упоминание о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Вощажникове относится к XVI веку. Во времена царя Михаила Фёдоровича Романова здесь была деревянная церковь. Старая деревянная церковь была разобрана за ветхостью и на её месте построена в 1700 году каменная однокупольная церковь. Ранее храм был украшен каменной резьбой, на окнах были каменные наличники, купол на церкви был обит деревянной чешуёй, крест на куполе – железный. Алтарь церкви и трапезная были покрыты тёсом. В первоначальном виде храм до нас не дошёл. Церковь была закрыта в 1934 году, а в помещении была устроена машинно-тракторная станция (МТС). В настоящее время ведутся реставрационные работы фасада храма. 21 сентября 2018 года состоялась первая Божественная литургия. Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, село Вощажниково. Подробнее... Храм Владимирской иконы Божией Матери (Давыдово) [ править править код ] Храм Владимирской иконы Божией Матери построен в 1834 году. Закрыт в 1935 году, использовался под склад. Возвращен верующим в 1998 году. Приход восстанавливает храм и реализует социальные проекты. В общине действует детский центр (детский сад, начальная школа), трапезная, Центр традиционной культуры. Также есть собственные сельхозугодья и территория, где новые члены общины могут построить себе жильё. Реализуется социальный проект для людей с ограниченными возможностями и их семей. Адрес: Ярославская обл., Борисоглебский район, с. Давыдово. Подробнее... Храм Николая Чудотворца (Зубарёво) [ править править код ] Летняя Никольская церковь в Зубарево была возведена в 1820 году. В храме Николы Угодника было три престола: во имя свт. Николая, свт. Леонтия Ростовского и прп. Сергия Радонежского. При Никольской церкви существовала церковно-приходская школа.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010