В «Поконе вирном» обращает на себя внимание неоднократное подчеркивание права вирника на получение с населения в неограниченном количестве хлебных припасов для себя и овса для лошадей: «а хлеба, по кольку могуть ясти и пшена», «а борошна, колько могуть изъясти», «коне 4 поставити, и сути им на рот, колько могуть зобати». Вероятно, эти предписания вызваны тем, что во время восстания 1024 г. население прятало хлеб, и представители местной княжеской администрации испытывали в нем нужду. Итак, основной задачей «Покона вирного» было укрепление княжеских судебных органов на материальной основе системы кормлений. Но в то же время при составлении «Покона вирного» надо было, учитывая уроки недавнего народного движения, ограничить рамками закона произвол тех, кому будут поручены производство суда и сбор вир. «Покон вирный» и содержит такие ограничения. Он нормирует поборы и «кормы» вирника (за исключением хлебного довольствия), не разрешает ему иметь больше четырех лошадей, требует завершения сбора вир в пределах, той или иной общины в недельный срок. Новгородская редакция Правды Ярослава 1036 г. Ярослав еще раз вернулся к тексту своего новгородского законодательства. Судя по Повести временных лет, это было в 1036 г., когда после смерти своего брата Мстислава Владимировича Ярослав сосредоточил значительную власть в Древнерусском государстве: «И бысть самовластець Русьстей земли». По рассказу Повести временных лет, Ярослав отправился в этом году из Киева в Новгород, утвердил там князем своего сына Владимира, а епископом Луку Жидяту. Coфuйckaя I летопись относит поездку Ярослава в Новгород к 1034 г. и связывает с этим событием выдачу им какой-то грамоты новгородцам: «И людем написа грамоту, рек: По сей грамоте дадите дань». Hobropoдckaя I летопись описывает вокняжение в Новгороде Владмира Ярославича следующим образом: «...Разгневася Ярослав на Коснятина и заточи и, а сына своего Володимира посади в Новегороде. И писа грамоту Ярослав, рек тако: по сей грамоте ходите» 690 . Разобраться во всех этих известиях не так-то легко. Многие события здесь смещены. Многое реконструировано позднейшими летописцами, по-своему понимавшими те глухие сведения о прошлом, какими они располагали, по-своему комбинировавшими различные версии. Во всяком случае, 1036 г. (если следовать датировке Повести временных лет) знаменует существенную грань в политических взаимоотношениях киевских князей с правящей знатью Новгородской земли. Опала на посадника Константина и его ссылка, назначение новгородским наместником Владимира Ярославича – все это свидетельствовало о стремлении Ярослава обеспечить подчинение Новгорода своей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

667 ...Рюриче, и Давыде! – Рюрик и Давыд Ростиславичи. Рюрик был соправителем Святослава Киевского, Давыд – княжил в Смоленске. 668 Галичкы Осмомысл Ярославе! – Обращение κ Ярославу Галицкому, на дочери которого был женат Игорь. Смысл прозвища Ярослава неясен. 670 ...меча бремены... – Как пониматьэтот поэтический образ – неясно; речь идет, видимо, ο могущеетве Ярослава Осмомысла. 671 ...стрляеши... салтани за землями. – Во времена «Слова» европейские страны готовились κ походу против султана Саладина, но крестовый поход 1193 г. произошел уже после смерти Ярослава (в 1187 г.), и летописец, упоминая ο самом походе, не сообщает об участии в нем галичан. Смысл намека автора «Слова» нам до конца не ясен. 672 …Романе, и Мстиславе! – Роман – князь Владимира Волынского; какой именно Мстислав (Мстислав Ярославич Пересопницкий или Мстислав Всеволодович Городенский) имеется в виду – неясно. 673 …желзныи паворзи подъ шеломы латинскими. – «Паворзи» – ремешки, удерживающие шлемы; у шлемов европейского образца («латинских») они покрывались металлическими пластинками. Упоминание ο «латинских шлемах» – намек на связи волынских князей с Польшей. 677 ...по Роси и по Сули... – Рось – правый, а Сула – левый приток Днепра, впадающие в него южнее Киева. 679 ...шестокрилци – эпитет соколов (крыло сокола состоит как бы из трех частей), с соколами в «Слове» часто сравниваются воины. 682 Исхыти юна кров, а тьи рекъ... – одно из возможных прочтений этого испорченного места в «Слове» (в Π и Е: «и схоти ю на кровать, и рекъ»); смысл текста остается неясным, и перевод его не дается. 683 ...Брячяслава... Всеволода... – Брячислав и Всеволод – сыновья Василька Володаревича, полоцкого князя. 684 Трубы трубятъ городеньскии. – Имеется в виду, возможно, город Городец (недалеко от Минска). Неизвестно, какое событие имеется здесь в виду; возможно, что фраза оборвана. 685 Ярославе и вси внуце Всеславли! – Эта конъектура, по мнению Д. С. Лихачева, соответствует содержанию «Слова»: автор призывает κ примирению всех русских князей – потомков Ярослава Владимировича и Всеслава Брячиславича (внука Владимира Святославича); в этом случае следовало бы читать: «Ярославли вси внуци и Всеславли!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очнувшись в очередной раз, я мечтал увидеть мальчика, но теперь надо мной склонялось взрослое мужское лицо, довольно приятное. — Ну? — спросило оно. — Живой ты ай нет? — Живой, — ответил я, но не услышал своего голоса. Видать, только губами пошевелил. — А коли живой, говори, кто ты есть на белом свете? — Я — Савва. По прозвищу Топор, — вновь еле слышно ответил я. — Оо-о, видать, и впрямь — живой! — засмеялся добрый человек. — А ты кто? — спросил тогда я. — А я — здешний хозяин дома. И звать меня — Владимир Гуща. А придется мне, Савва Топор, уновь тебя терзать и вороцать, поелику ты от всяких ненадобностей поизбавился и следует тебя омыть, а заодно и раны твои наново перевязать и удобрить. — Не надо… — жалобно пробормотал я, но тщетно. Вновь меня подвергли пытке, и опять я летал туда-сюда от дикой боли, взывая к Ратмишке, будто к своему ангелу-хранителю. Но только с Пельгусиным братом на сей раз мне уже не довелось встретиться у тех странных ворот, и никто не лаял на меня, а значит, теперь уж я до самого того света не достиг в своем полете. Открыв глаза, увидел своего мальчишку и обрадовался так, будто Александра Ярославича встретил. — Аа-а, Ратмир… Как поживаешь, Ратмир? — Ято — хорошо. А ты-то? — И не спрашивай. А скажи, Ратмир, что ты умеешь? — А что хошь умею. Хошь, могу конем иготать. — И он тоненько заиготал, подражая конскому ржанью. — Похоже? — Очень. Ты, наверное, коней любишь? — Коней-то? Люблю, а что ж. — А какие есть кони, ведаешь? — А как же! Цорные, белые, фряжьи, грецески, еще есть немецкий конь, а еще — мисюрьский… — Какой-какой? Мисюрьский? Сроду я про таких не слыхивал. Да точно ли есть такой, Ратмир Владимирович? — Откуда я тебе Владимирович! Я вовсе не Владимирович, а Глебович. — Разве? А что ж Владимир Гуща — не отец тебе? — Какой же он отец? Он — дядя. — А отец где? Воюет? — Если б… А то ведь убили отца моего немцы. И матушку, и братьев… Мы в Изборске жили. Оттуда меня дядя Володя и взял к себе в дети. — Так ты сирота?.. — Ага. — И он глубоко вздохнул. — И Уветка меня обижает. Туда же еще — христианским именем он никакой не Увет, а Тереха.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

И вот теперь наш учитель истории сам вошёл в историю, стал её частью, к сожалению, посмертно. В город пришла война, и Вячеслав Владимирович по зову сердца стал на защиту нашей школы, нашего города, нашей Родины. Он отважно воевал, а нам передавал горячие приветы с фронта. Погиб Вячеслав Владимирович в бою, освобождая город Рубежное. Посмертно был награждён медалью «За отвагу». Учитель жил достойно и умер с честью. Сейчас Вячеслав Владимирович «смотрит» на нас, своих учеников, с портрета, а нам хочется сказать: «Учитель, вы наш герой, герой нашего времени. Спасибо вам за всё. Мы помним, мы ценим. Мы вас не подведём!..» Априк Евгений. «Письмо потомкам». Ярославская обл., г. Рыбинск, СОШ 8 лет, рук. Ромашова И.Г. Привет Вам из прошлого! Сейчас май 2023 года. Меня зовут Женя. Мне 7 лет. Я учусь в 1 классе средней школе 32. В школе мне нравится. Там лучше, чем в детском саду. Интересны все предметы, но больше всего я люблю математику, письмо и физкультуру. Мы живём в Рыбинске. У меня большая и дружная семья: мама Таня, папа Дима, старший брат Андрей (20 лет) и старшая сестра Ира (13 лет). Вместе с нами живёт бабушка Люда. Ещё у нас есть кот Ероша. Он пушистый сибирский. У него на ушах кисточки, как у рыси. Он очень умный, умеет открывать лапами дверь в спальню. Мы семьёй постоянно участвуем в разных конкурсах: то рисуем, то поделки делаем, то проекты пишем... …Сейчас наша страна тоже воюет с украинскими нацистами. Это страшно, когда гибнут люди... Солдатам мы пишем письма. Желаем им здоровья, сил и мужества. И ждём их с Победой домой! Ещё я занимаюсь большим теннисом, участвую в соревнованиях. Учусь играть на укулеле. Мечтаю стать известным теннисистом и гитаристом. Ещё очень люблю кататься на велосипеде, играть в бадминтон и собирать лего. Люблю ходить в лес за грибами. На 6 лет родители подарили мне билет в дельфинарий. Там я с папой, Ирой и Андреем играли с дельфинами и катались на них. Зимой мы всей семьёй ходим кататься на коньках. По вечерам играем в лото, домино или шахматы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/06/po...

Учредителями Общества Кыштымских горных заводов выступили его владельцы: О. П. Дружинина, Н. А., К. А., Е. А. Зотовы и Е. А. Попова , а также наследники скончавшейся в 1897 г. К. А. Меллер-Закомельской: ее сыновья – отставной полковник барон Федор Владимирович, состоящий в запасе гвардейской кавалерии корнет барон Владимир Владимирович, надворный советник барон Григорий Владимирович Меллер-Закомельские и дочери – вдова коллежского советника Екатерина Владимировна Романова, вдова надворного советника княгиня Мария Владимировна Масальская и баронесса Клавдия Владимировна Меллер-Закомельская. Владевший 1/14 долей А.А. Зотов по какой-то причине не вошел в состав учредителей, в результате чего новое Общество было создано «по большинству 13/14 частей в сем имении». Основной капитал Общества был тогда определен в 8610 тыс. руб., разделенных на 34440 акций 344 . С этого времени бывшие совладельцы формально утратили свой прежний статус и превратились в держателей акций, распределение которых между ними еще предстоит выяснить. Известно только, что после смерти О. П. Дружиной в 1902 г. ее акции перешли детям, в том числе и В.Г. Дружинину , который вместе с В. В. Меллер-Закомельским, Н. А. Зотовым и В. В. Романовым по-прежнему входил в состав директоров общества 345 . Получение в том же 1900 г. займа от Ярославско-Костромского земельного банка в 3473 тыс. руб. под залог заводов и начавшийся вскоре экономический кризис, видимо, на время отодвинули план подключения к финансированию округа английского капитала. Он реализовался в 1907–1908 гг., когда под угрозой финансового банкротства акционерное общество бывших владельцев округа сложным путем уступило свои акции английской Кыштымской корпорации во главе с Л. Уркартом. Ведущую роль в этом сыграл барон В.В. Меллер-Закомельский, бывший в то время председателем Петербургской губернской земской управы. В скором времени он станет членом ЦК партии кадетов, будет избран в Государственный Совет и окажется в руководстве Прогрессивного блока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

В заключение об уставе Владимира нужно сказать то самое, что сказал Неволин об уставе Ярослава. “При суждении о подлинности исторических памятников, говорит Неволин, принимается за правило – считать памятник поддельным, как скоро он заключает в себе или внутренние противоречия, едя анахронизмы, как скоро он противоречит, по своему содержанию или форме, тем условиям, при которых он будто бы был составлен. Критика не имеет другого начала для различения актов подлинных от подложных: иначе надлежало бы всякий подложный акт, исключивши только из него те слова, выражения и места, которые именно доказывают его подложность, считать подложным. То же правило критики должно быть применено и к церковному уставу Владимира (у Неволина говорится об уставе Ярослава). Как скоро в нем находятся слова, выражения и места, которых не мог писать Владимир, он должен быть признан подложным” 354 . Исторический анахронизм о принятии Владимиром христианства от Фотия и ложная ссылка на греческие законы не могли иметь своим автором Владимира. И как мало сообразовалось бы со всем ходом русской гражданской и церковной истории предположение, что история эта началась прямо с кратко и ясно формулированного устава, и что последующему времени оставалось только применять и разве лишь несколько распространять закон, изданный первым христианским князем! Остается сказать несколько слов об уставе Ярослава Владимировича. Подлинность его отказался защищать даже и Неволин, как видно из только что приведенной выдержки. Голубинский, заявив, что, „вопреки нынешним горячим и негорячим защитникам подлинности уставов, с совершенною решительностию должно возвратиться к мнению Карамзина, что они суть не подлннные уставы или грамоты, а позднейшия поддельные произведения», несколько ниже замечает: „со всякими усилиями можно еще пожалуй доказывать подлинность устава Владимира, но никакими усилиями нельзя доказать подлинность устава Ярослава, так что самая попытка делать это была бы оригинальным упорством и больше ничего” 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Депутаты и жители Ярославской области просят Президента остановить закрытие роддомов Мы хотим довести до вашего сведения, что всё население района крайне негативно встретило информацию о решении закрыть роддом, ведь он не закрывался даже во время Великой Отечественной войны. 24 декабря, 2012 Мы хотим довести до вашего сведения, что всё население района крайне негативно встретило информацию о решении закрыть роддом, ведь он не закрывался даже во время Великой Отечественной войны. Решением правительства Ярославской с 1 января 2013 года планируется сократить в связи с нерентабельностью 26 акушерских коек в центральных районных больницах региона. Всего на территории области планируется закрыть семь родильных отделений, в том числе — в поселке Борисоглебский. Местные жители не согласны с решением властей и обращаются с Президенту РФ В.В. Путину с просьбой остановить закрытие родильных домов. ОБРАЩЕНИЕ Уважаемый Владимир Владимирович! Мы, депутаты и представители общественности Борисоглебского муниципального района, обращаемся к вам с просьбой сохранить роддом в поселке Борисоглебский. Согласно приказу 2239 департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 26.10.2012 предписано сократить акушерские койки ГУЗ ЯО Борисоглебская ЦРБ с 01.01.2013 с целью приведения коечной мощности к нормативной. Под «акушерскими койками» подразумевается районный роддом, существующий в п. Борисоглебский более полувека. Почти все жители посёлка и района появились на свет в его стенах. За последние пять лет количество родов остается постоянным. Более того, наметилась тенденция к их увеличению. Ещё 3 года назад, узнав о намерении администрации района закрыть роддом в п. Борисоглебский, общественность района выступила с инициативой оказывать роддому всестороннюю поддержку. Общественное движение района «За добрые традиции» постоянно проводит сбор средств в пользу роддома в храмах и общественных местах. Активисты движения решают материально-технические проблемы роддома, в том числе и через общественные работы по благоустройству здания. Всего за эти 3 года в роддоме были проведены работы на общую сумму 500 000 рублей. За это время здание заметно преобразилось, что, на наш взгляд, является главным доказательством того, сколь необходим роддом для жителей посёлка.

http://pravmir.ru/deputaty-i-zhiteli-yar...

Князь Пётр Алексеевич 84), был обер-егермейстером при Екатерине Великой; брат его, князь Дмитрий Алексеевич, был сперва посланником в Париже; потом, тридцать лет, посланником в Нидерландах; супруга его, княгиня Аделаида-Амалия, дочь прусского генерала графа Шметтау, весьма известна была, в своё время, умом своим, учёностию и тесною дружбою со многими из знаменитейших современников. Князь Михайло Андреевич 92) служил тайным советником; брат его князь Борис Андреевич генерал-лейтенантом, а другий брат, князь Алексей Андреевич, шталмейстером и сенатором. Супруга князя Владимира Борисовича 118), княгиня Наталия Петровна, рождённая графиня Чернышева, в течении 96-ти летней жизни своей пользовалась, в высшей степени, общим уважением, и приобрела, в обществе, умом и характером своим, влияние, какое редко достаётся кому в удел. Из сыновей её, князь Борис Владимирович известен был своим умом, познаниями в образованности; он служил генерал-лейтенантом, и скончался во время войны отечественной, а князь Дмитрий Владимирович, со славою служившей корпусным командиром во всех войнах при Императоре Александре I, потом двадцать-четыре года находился генерал-губернатором Москвы, с 1820 года по самую кончину свою. Муж благороднейших качеств и души самой возвышенной, вождь отважный и неустрашимый на поле брани, градоправитель искусный, с образованностью самою блистательною, друг человечества, сердобольный к нищим, милосердый к несчастным, пылкий ко всему полезному, ко всему доброму, ко всему благородному, пламенно-любивший своё отечество, верный в дружбе, непоколебимый на пути чести, и в довершение всего, увлекательный в обхождении, князь Дмитрий Владимирович, на веки незабвенный в летописях Москвы, был таким человеком, коего всякий, знавший его, почитал и любил от всей души. Князь Сергий Фёдорович 128), был одним из лучших русских генералов в блистательное царствование Екатерины Великой, отличился в войнах с турками и с поляками, и командовал русскою армиею в Галиции в 1809 году; князь Михайло Николаевич 165), служил тайным советником и губернатором в Ярославле, а брат его князь Александр Николаевич, был обер-прокурором Священного Синода; потом министром народного просвещения и духовных дел, наконец главноначальствующим над почтовым департаментом и канцлером всех российских орденов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

929 . Устав о церковных судах Ярослава Владимировича 930 . Сохранился в двух основных редакциях западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю опять разные списки представляют в разном объеме. Ни та, ни другая Ярославу Владимировичу не принадлежит. Западнорусская редакция содержит в себе определение важнейших предметов церковной подсудности, применительно к средневековой компетенции церковного суда на западе, под угрозой денежного штрафа за посягательство на права церкви. Эта редакция под названием «свитка Ярославля», явилась в западной Руси, вошедшей в состав литовско-польского государства, в конце XIV столетия, когда для представителей православной иерархии, поступивших в подчинение иноверной власти, выяснилась необходимость иметь определенную и защищаемую королевской властью от всяких насилий судебную компетенцию. Свиток Ярославль несколько раз подтверждался великими князьями литовскими и королями польскими и, следовательно, имел значение закона для западной Руси 931 . Восточно-русская редакция явилась позднее западной 932 и в подражание этой последней, а также в виде дальнейшего развития устава Владимира, так как многие определения последнего получили в уставе Ярослава карательную санкцию. По содержанию своему, устав Ярослава о церковных судах, в восточно-русской его редакции, представляет собой исчисление предметов и лиц, принадлежащих к кругу ведомства церковного суда, с большей подробностью, чем в уставе Владимира, и с определением наказания за то или другое преступление, подсудное церкви. Княжеское наказание очень часто идет в уставе параллельно с денежным штрафом в пользу епископа, иногда кроме того и другого назначается «епитимия», или содержание в церковном доме в виде наказания; за некоторые преступления определяется один лишь денежный штраф в пользу епископа. Из ссылок устава на «закон» 933 , а также из совместного назначения наказаний княжеского и епископского и из включения поджога в число преступлений, входящих в круг ведомства церковного суда, видно, что составитель устава руководился между прочим «законом судным людем», который различает и параллелизирует наказание «по божьему» или «по церковному закону», и наказание «по людскому закону», в соответствие практиковавшемуся на западе параллелизму наказаний secundum legem mundanam и secundum legem ecclesiasticam 934 . Громадный размер денежных пеней, определяемых в уставе Ярослава в пользу епископа, ясно свидетельствует о невозможности приложения его в практике в какую бы то ни было эпоху русской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Болеслав, прозванный Храбрым, стремился к расширению своих польских владений. Он увидел благоприятный случай вмешаться в междоусобия русских князей для своих выгод и в 1018 году пошел вместе со Святополком на Ярослава. Ярослав, предупреждая врагов, двинулся против них на Волынь и встретился с ними на берегах Буга. Тут опять повторился русский обычай поддразнивать врагов. Кормилец и воевода Ярославов, Будый, ездя по берегу, кричал, указывая на Болеслава: " Вот мы тебе щепкою проколем черево твое толстое " . Не стерпел такого оскорбления храбрый Болеслав: " Если вас не трогает такой укор, - сказал он своим, - я один погибну " , - и бросился вброд через Буг, а поляки за ним. Ярослав не был готов к бою, не выдержал напора и убежал с четырьмя из своих людей в Новгород. Болеслав овладел Киевом, не возвратил его Святополку, а засел в нем сам и приказал развести свою дружину по городам. Киев представлял много привлекательного для завоевателей. Дань с подчиненных русских земель обогащала этот город; торговля с Грецией и Востоком скопляла в нем произведения тогдашней образованности. Жить в нем было весело. Болеслав хотел, пребывая в Киеве, править своим государством и отправлял оттуда посольства в Западную и Восточную империю. Но такое поведение скоро раздражило как Святополка, так и киевлян. Святополк очутился в своем княжении подручником иноземного государя, а поляки начали обращаться с киевлянами, как господа с рабами. Тогда, с согласия Святополка, русские начали избивать поляков. Расставленные по городам, поляки не в силах были помогать друг другу. Болеслав убежал, но успел захватить с собою княжеское имущество и сестер Ярославовых. Он прежде сватался за одну из сестер Ярослава, Предславу, но, получив отказ, в отмщение взял ее теперь к себе насильно. Тем временем Ярослав, прибежавши впопыхах в Новгород, хотел бежать дальше, за море. Но бывший тогда новгородским посадником Коснятин, сын Добрыни, не пустил его и велел разрубить лодки; новгородцы кричали: " Будем еще биться за тебя с Болеславом и Святополком " . Наложили поголовную подать, с каждого человека по четыре куны; но старосты платили по 10 гривен, а бояре по восемнадцати наняли варягов, собрали многочисленную рать и двинулись на Киев.

http://sedmitza.ru/lib/text/435555/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010