Но вместе с тем напрашивается вопрос: не явилась ли бессмысленная добавка (вар. 12) следствием эпизода о построении церкви? Но этому противоречит то, что бессмысленная добавка (12) есть и в Б 1 В 1 В 2 Пг 2 с подлежащим «црь». Конечно, больше логичности было бы в такой легенде, которая бы не прибавляла рассказа о построении церкви, или, если бы и прибавила, то предварила бы, что построение совершено потом. Всё это заставляет думать, что наша легенда о Георгии змееборце, первоначально с чертами свежей народной фантазии, без всякой тенденции в христианском духе, потом попала в руки книжников. Они же самое простое и реальное дело, как построение церкви в честь уважаемого человека, причисленного к лику святых, сумели представить в подходящей по их мнению обстановке 673 . Народный же рассказ о бое героя с чудовищем оказался, как выше замечено, удобной рамкой для аллегории и тенденции. Простые подробности – воин идёт на родину, возвращаясь с похода – удержаны, но в каком соединении: святой, знаменитый воин, «иже по смерти живъ», идёт к себе на родину! Неуклюжее соединение тенденции с основным фоном рассказа указывает, что имеющаяся теперь налицо книжная легенда, действительно, позднего происхождения, как указал Кирпичников, но покойный автор, мне думается, должен был бы такое сравнительно позднее происхождение признать только за дошедшими до нас записями – книжными легендами, а он выражается так: «строгая тенденция легенды указывает на её книжность и сравнительное позднее происхождение». Т. е., он ещё раз подтверждает, что «чудо возникло под влиянием изображения, имевшего символический смысл». Далее у Кирпичникова подтверждение домыслов болландистов. Обо всём этом см. у меня в работе ниже. Итак, не лучше ли признать, что ещё до книжной легенды существовала легенда устная, народная, давшая жизнь и всем изображениям, и всем книжным передачам, что к простому рассказу примешались и аллегоризм, и тенденциозность? 674 . В сп. Q. I. 333 чудо о щите отделено от предыдущего рассказа и рассказано, как самостоятельный отрывок. Нет ли древнейших рукописей с таким распределением материала? Это могло бы указывать на то, что в имени Георгия сходились различные сказания: 1) о бое с драконом, 2) о построении (или по поводу) церкви, 3) о чудесном кресте вообще в церкви, потом в определённой и др. Второй и 3-й рассказы сначала соединялись вместе, а потом могли примкнуть и к первому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

457 Георгии Акрополит. Летопись, гл. 42. Историк Пахимер уверяет, что будто прежде, чем избран был Мануил, собор хотел поставить в патриархи некоего Никифора, впоследствии действительно бывшего патриархом столицы, и что будто бы царь воспротивился этому выбору. Царств Михаила Палеолога. Кн. II, гл. 16. Но это – басня, выдуманная Пахимером и не засуживающая исторической веры (См. ниже, с 156 Примеч. 3) 459 Указание на нередкие случаи в этом роде можно находить в новелле Исаака Ангела, приведенной выше, с 121 (Примеч 2). 460 Migne. PG. Т 119, pp. 808–812. Законодательная деятельность Церкви при Мануиле, выражающаяся в ответах на различные практические, возбуждаемые отдельными лицами вопросы, не представляет явления необыкновенного. С подобного рода законодательной деятельностью около этого времени встречаемся и в Греции, и в России. В Греции – достаточно указать на канонические ответы Дичи грия Хоматина, архиеп. Болгарского (XIII в.) на вопросы Константина Кавасилы, и на ответы Иоанна, епископа Китрского (в Македонии) – конца XII в. – на вопросы того же Кавасилы. В русской Церкви к подобного же рода законодательным памятникам относится известное «Вопрошение Кириково» (XII в.), т. е. собрание ответов, полученных иеромонахом Кириком преимущественно от епископа Нифонта (Е Е Голубинскии. История русской Церкви, т. I, 1–я полов., с. 372. Изд. 1–е) 461 Разумеем определения о перемещении епископов с одной кафедры на другую (Migne Ibid, ρρ 812–815) и о праве патроната, или ктиторском праве (Ibid. рр 816–817). 462 Георгии Акрополит Летопись, гл. 50–51. Позднейший историк, Пахимер (Царствование Михаила Палеолога. Кн. I, гл. 7), иначе рассказывает эту историю и приписывает еще большее значение Мануилу в деле столкновения Михаита Палеолога с Иоанном Ватацей; но мы не можем решить вопроса, верно ли передает рассказанную историю Пахимер по сравнению с Акрополитом? 465 Такое быстрое возвышение в патриархи всегда возбуждало негодование в речах желавших чтобы каждая высшая степень давалась за заслуги. Но панегирист Фремий как будто бы и знать не хочет о такого рода нерасположении к Арсению, Посвященному по воле царя «с поспешностью»> . А потому, ни мало не сомнений рассматриваемый факт передает в следующих словах: «Прошел он (Арсений) высокую степень (?) и поднялся на вершину архипастырства» (р. 412).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

О Дигенисе Акрите нельзя говорить, как о змееборце. Его змееборство входит, как мелкий эпизод в громадную поэму, и я уверен, что иконы свв. Феодоров были ему подарены просто потому, что эти святые, как и св. Георгий и св. Димитрий, так популярны среди греков, что выступают в массе сказаний и реминисценций. По этой же причине имена свв. Феодора, Георгия и Дмитрия упоминаются в начале самой поэмы о Дигенисе, ст. 12–23, а в стихе 701-м сам Дигенис говорит о помощи, оказанной ему св. Георгием. Разбирая старофранцузский роман об Обероне и Георгии (см. ниже, в отделе 6), Веселовский по поводу змееборства Георгия в этом романе говорит следующее: «забыта благочестивая мысль чуда со змеем и заменена мотивом увоза, что дало совершенно иное место борьбе с чудовищем. Так в греческих песнях (отвечающих сходному эпизоду древней поэмы) о Дигенисе Акрите – он увозит свою жену, отдыхает с нею у источника и также вынужден биться с драконом " 1146 . Действительно ли Веселовский сближает в этом случае Георгия и Дигениса, как понято в «Алфавитном указателе» к тому «Сборника Отд. русск. яз. и слов. Имп. Акад. Наук», стр. 8-я, или это только «аналогия» – я не могу определённо решить: у Веселовского не ясно. В той форме, в какой эпизод изложен в поэме, он не может представлять аналогии с эпизодом старофранцузского романа, ибо в последнем змееборство 1-й формулы, а в поэме о Дигенисе – 2-й, с характерным превращением дракона в юношу-красавца, близкого родича «насильника», «милого друга» Тугарина Змеевича. По отношению к старофранцузскому роману дело ясно: Георгиевская легенда оказала на него сильное влияние, и змееборство Георгия в этом романе взято из основного Георгиевского, из легенды. Таким образом обстоит дело и по отношению к Дигенису Акриту? Что отдельные песни о Дигенисе могли находиться под влиянием песен о св. Георгии – не может вызвать удивления. Мы знаем, что хотя в некоторых из них есть приказание Георгия «κμε μι κκλησαν» 1147 , Георгий, несмотря на это, всё же является в них рыцарем, храбрым воином, и потому под его влиянием мог создаться рассказ о змееборстве Дигениса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это моя учительница школьная, из маленького села, где каждый друг друга знает Ольга 26 декабря 2014, 11:25 Батюшка, спаси вас Господи! Помолитесь, пожалуйста, о р.Б. Николае, Иоанне, Виталии, Василии, Петре, Андрее, Валерии (муж.), Анне, Валентине, Веронике, Марине и Ольге и сродниках. Александр 26 декабря 2014, 06:57 Призыв прямо в сердце ! Я готов , Господи ! Живу Тобой , дышу Тобой ! Ищу Тебя ! Помилуй моё недостоинство . Андрей 26 декабря 2014, 03:54 Геннадий писал: " То, к чему он призывает, посещать заключенных, одевать нагих, накормить голодных, не делают ли это и католики с протестантами? " Католики то с протестантами делают, а мы вот, православные, к стыду своему, очень мало делаем. А ведь " Вера без дел мертва " (Иак 2,17) Отличная статья! Автору спасибо! Елена 26 декабря 2014, 02:07 Спаси Господи! Нужные слова! Напоминание о внимании, постоянном внимании к себе. Сколько искушений вокруг. Помолитесь о р.Б. Елене, Татиане, Иосифе, Марии , Евдокии. Пусть дарует Господь крепость веры и здравие духа и тела. Аминь. Всем доброго поста и молитвы. Илария 26 декабря 2014, 01:27 Спаси Господи! Замечательная статья, очень актуально. Помолитесь, отче, о рабах Божьих Иларии, Олеге, Луке, Георгии, Матроне, Тамаре, Александре, Анне, Нике, Ие, Антонине, Георгии. Алла 25 декабря 2014, 23:51 Да, экуменизм явление очень скверное. Вот я, к примеру, отношусь хорошо ко всем христианам, особенно католикам, и вполне верю, что и они могут спастись, что Христос и их не оставил. НО! Я совершенно убеждена, что полнота Истины - только в Православии. И самая прямая дорога к спасению - у нас, в наше Церкви. Что же касается инославных, но у них все сложнее, и сложность идет по восходящей от католиков и далее к " классическим " протестантам, потом неопротестантам. Считать насколько труднее " в процентах " спастись баптисту, чем православному, я не собираюсь, но уверена в одном - трудности лишние тут абсолютно ни к чему. Слишком огромен риск, слишком высоки ставки. И совершенно однозначно - мы должны стараться обратить инославных в Православие, особенно неопротестантов. Их деноминации вызывают у меня настороженность, а некоторые вроде харизматов - даже некоторый страх. На их беснования смотреть очень жутко! Но я все же надеюсь, что их вера в Христа-Бога хоть самую малость, но держит их над пропастью, где находятся иноверцы и атеисты.

http://pravoslavie.ru/76079.html

1) Стихи о св. Георгии, распространённые по всей Руси: Великой, Малой и Белой, распадаются на две группы: к первой относятся стихи о мучениях Георгия, ко второй – стихи об освобождении им царевны от дракона. В количественном отношении первая группа значительно превосходит вторую. 2) Стихи о мучениях Георгия распадаются на три редакции, явившиеся результатом того, что стих в течение вековой жизни испытывал ряд изменений. Общей отличительной чертой 2-й и 3-й редакции служит часть о поездке Георгия. План 3-й редакции художественнее, нежели 2-й. 3) В основу стиха о мучениях прежде всего был положен апокриф типа СА (Веселовский), но без «сплочения с легендой о чуде особого состава». Появление (во 2-й и 3-й редакции) в числе «застав» (см. ниже, положение 13) «змея» объясняется влиянием легенды о драконе, которая, вне всякого сомнения, была известна и составителям этих последующих редакций стиха, т. е. 2-й и 3-й. 4) 2-я и 3-я редакции стиха обнаруживают соприкосновение с былинами и апокрифической литературой. 5) Нет никакой возможности определить многие очертания так называемого начального стиха (2-й или 3-й редакций); напр., время пребывания в погребе или первую заставу. 6) Географические имена в стихе, не относящиеся к Руси, появились ранее, нежели имена Киева и Чернигова; оба последних имени – эпические имена, и, напр., Чернигов вовсе не нуждался во влиянии памяти свв. Михаила Черниговского и его боярина Феодора. 7) Даты стиха о мучениях с упоминанием седьмой или восьмой тысячи могли быть внесены певцами под влиянием популярных эсхатологических традиций о конце мира, приурочивавшемся к этим «тысячам». 8) Возможно, что в первой редакции стиха и не было имён отца и матери Георгия, или, если допустить присутствие имён Геронтия и Полихронии, то последние ввиду трудности и неупотребительности, скоро были забыты. 9) Появление имени отца Георгия: Феодор объясняется реминисценциями из эпохи татарского нашествия о кн. Феодоре Смоленском или Феодоре Рязанском. Мало значения имеет имя Феодора Тирона или Феодора Стратилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Людмила 2015/01/18, 20:25:09 Дорогие отцы, братия! Прошу вас сугубо помолиться о благопоспешении в делах и здравии р.б Андрея! И о здравии и успехах в учебе и делах всей моей семьи: бол. Елены Анны отр. Софии отр.Анастасии О здравии родителей и руководителей наших бол Ларисы бол Лидии Георгии Георгии Вячеславе Андрей Васянин Андрей 2015/01/18, 18:20:44 Помолитесь отцы и братия о здравии прот Николая прот Романа бол Игоря бол Галины бол Кристины бол Григория Виктора 2015/01/18, 17:57:31 Св. отцы помолитесь о здравии р.б. Анастасии, молите Бога чтоб помог ей избавиться от сильной зубной боли, которая мучает ее почти неделю. а врачи говорят что это норма и терпи... Пусть Господь уврачует ее зубы и направит ее на пусть спасения. благодарю вас молитвенники наши!!! Анастасия 2015/01/18, 17:09:12 Отцы и братии помолитесь о р.Б. Александре Наталия 2015/01/18, 15:52:11 Благословите! Святые отцы помолитесь о здравии бол.Николая, бол.Юлии, Наталии, Светланы. Николая, Наталии, Романа, Владимира. и о прекращении семейных неурядиц.И да простятся нам согрешения все вольные и невольные. Спаси Господи!!! Низкий поклон Вам за Ваши молитвы!!! Р.Б.Наталия 2015/01/18, 13:47:32 Святые отцы и братья, прошу ваших молитв за мою маму, Валентину, тяжело переживающую смерть папы. Прошу молитв о здравии Наталии, Александра- тяжело болеющих Лариса 2015/01/18, 13:46:26 Помолитесь пожалуйста братия о моем брате Виктора о здравии Спаси Господи Владимир 2015/01/18, 13:33:05 Братья во Христе прошу вашей молитвенной помощи. Испросите прощение грехов и дарование здравия душевного и телесного во спасение, для жизни вечной - митрополиту Сергию, тяж.бол.протоиерею Алексию,Наталье,тяж.бол. Михаилу, бол. Владимиру,бол. и недообучающимся отр. Екатерине и Николаю, бол. Людмиле, Нине, бол. Сергию и бол. Ольге. Призовите Божественную благодать на всех нас - немощных, страждущих, грехами своими обремененных. Аминь. р.б.Нина 2015/01/18, 08:50:10 Святые отцы я несла 15лет послушание на клиросе певчей и регентом сейчас тяжелая болезнь не дает мне нести послушание,прошу помолитесь о наших певчих р.б.блящей Галине,Елене,Татиане,Татиане,Ольге.Спаси Господи за ваши молтвы и с праздником Богоявления Спасителя нашего Иисуса Христа.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=259

се кто близко знал отца Георгия отмечают такие его личные качества, как безграничная и нелицемерная любовь, детская прямота и незлобие. 13 февраля 2014 года архимандрит Георгий оставил пост игумена монастыря по состоянию здоровья. 8 июня 2014 отошел ко Господу. Митрополит Иерофей (Влахос) называет отца Георгия «вселенским учителем, который сочетал святогорский и монашеский опыт с мудростью и рассуждением». По словам владыки Иерофея, для тех, кто имел счастье познакомиться с отцом Георгием он был «отцом, братом, учителем советником, сподвижником, другом, поддержкой, увещанием, утешением и радостью». Старец Георгий «жаждал Небесного града, жил ради Царствия Небесного… главной его заботой было благо Православной Церкви, служению которой он посвятил всю свою жизнь». 2. Алмаз Афона. Памяти почившего игумена монастыря Григориат на Святой Горе Афон архимандрита Георгия (Капсаниса) Он признан одной из наиболее ярких фигур современного афонского монашества. Еще опишут и оценят по достоинству его богословское наследие, его церковное служение, его вклад в совершение внешней миссии, его подвиги ради Церкви и Православия, его участие в делах афонского монашества. 8 июня 2014 года почил о Господе проигумен монастыря преподобного Григория Синаита на Святой Горе Афон архимандрит Георгий (Капсанис) . Его памяти портал Православие.Ru посвящает публикуемые материалы. Первый представляет собой беседу отца Георгия с радиослушателями, записанную на радиостанции Элладской Церкви 14 марта 1993 года. Также мы публикуем слово об архимандрите Георгии (Капсанисе) митрополита Кастории Серафима (Папакостаса). Архимандрит Георгий (Капсанис) Благодатные люди Отец Константин попросил меня рассказать о благодатных людях, которые есть на Святой Горе. Прежде всего, я хотел бы сказать, что благодатны все христиане, потому что все христиане имеют благодать святого Крещения. Благодатны и монахи, потому что помимо благодати святого Крещения они имеют и благодать ангельского образа. Конечно, проблема в том, что из-за наших страстей мы утаиваем эту благодать, как таится огонь под пеплом, и его не видно. Но когда с помощью нашего покаяния, наших упражнений, нашего духовного подвига и молитвы мы постепенно изгоняем страсти, то пепел страстей потихоньку оседает, и огонь Божественной благодати, который горит внутри нас, выходит наружу. Вот в тех людях, которые подвизаются таким образом, и выходит наружу благодать Божия. Вот такие люди благодатны, и это видно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Галина 2016/07/23, 13:41:29 Пресвятая Богородица, Скоропослушница! Прошу, Тебя, помоги моему сыну р.Б. Игорю, пусть он завтра хорошо сдаст экзамен и поступит в университет. Пусть на все будет воля Божья, но если можно, помоги, пожалуйста. И моли Бога о нас грешных р.Б. бол, Петре, Виктории, бол. Лидии, Людмиле, бол. отр. Нике и о упокоении отр. Максима, Виктора, н.п. Веры. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!!! Людмила 2016/07/22, 20:17:06 Матушка Пресвятая Богородица Скоропослушница! Спасибо тебе ! Прошу помоги моему сыну рб Вадиму как можно быстрее на работуПомоги ему справиться с его дурными пристрастиями, вразуми его грешного на правильный образ жизни.Спасибо!Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!! Татиана 2016/07/22, 19:51:07 Пресвятая Богородица Скоропослушница! Молю Тебя об рабах Божьих Татьяне и Георгии о дарования долгожданого здорового ребенка. Веннчанные. Много лет ждем чудо ребенка....если дело в Георгии Пресвятая Богородица Скоропослушница помоги Георгию.... Ходим в Храм,соблюдаем посты. Стараемся жить по божим заповедям.Прошу тебя о семейном благополучии, здоровьи,и что бы у Георгия на работе все было хорошо,и платили зарплату. Пресвятая Богородица Скоропослушница! Спаси нас! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!!!!!!! Татиана и Георгий 2016/07/21, 16:11:19 Матушка Скоропослушница ты всем Мать, усыновила весь род человеческий .Помолись обо мне грешной об отпущении грехов моих тяжких .Заступись и помилуй меня грешную. Р.Б.Тамара 2016/07/21, 14:49:05 Пресвятая Богородица Скоропослушница, Метерь Божья. Прошу помоги пожалуйста болящей Надежды выносить и родить благополучно здорового ребеночка. Проблемы с почками.высокое давление.Помоги в родах матушка, Скоропослушница....Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!!!!!! Надежда 2016/07/21, 14:45:11 Матушка Скоропослушница помолись своему сыну и Богу нашему Иисусу Христу!О здравии душевном и телесном для моей дочери болящем младенце Марине,что бы марина заговарила,стала понимать обращеную речь ,исполнять, себя обслуживать. Разума и понятия прибавь и развития умственного. Прошли ее бесконечные истерики. И защити мою семью! Пресвятая Богородица Скоропослушница! Спаси нас! Прости все мои грехи,которые я Наталия совершала и совершаю. Немощная....Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!!!!

http://isihazm.ru/?id=364&c_pid=37

Нам надо ценить каждый день нашей жизни. Подводя итог дня, мы будем понимать, за что мы должны благодарить Господа, в чем каяться и к чему стараться больше никогда не возвращаться. А за итогом дня, может быть, получится подводить итог года, а затем и всей жизни. Примером для меня стала кончина матушки Георгии, последний день которой совпал с памятью Новомучеников и исповедников Церкви Русской и блаженной Ксении Петербуржской. Ночью она причастилась и после полуночи уже запела Пасху. Кончина игумении Георгии стала переходом из тленной жизни к вечной бессмертной радости о Воскресшем Христе. — Что более всего повлияло на Ваш жизненный выбор? Как Вы приняли решение поступить в монастырь? — Я почувствовала очень сильную тягу к монашеству после поездки в Пюхтицкий монастырь . Монастырская жизнь тронула мою душу. Наблюдая за тем, как сестры трудятся, молятся, как они поют и общаются с людьми, я полюбила монашество всем сердцем. В Дивеево я приехала в 1989 году, когда там еще только зарождалась монашеская жизнь. С теплом вспоминаю о том удивительном времени, когда даже думать, кажется, было некогда, потому что все с большой ревностью трудились на благо Церкви, восстанавливали Троицкий собор. С большой радостью и нетерпением мы ждали принесения мощей батюшки Серафима в 1991 году, и совсем не думали о том, что будет дальше… В монастырь приходят по призванию. Те, кого призывает Господь к «ангельскому жительству», идут за Богом без страха и сомнений. Для таких уже не существует никаких препятствий, потому что Господь открыл им истинный Свет. Если стараться следовать воле Божией, то жизнь будет всегда прекрасна и радостна. Потому что «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8:39). — Что бы Вы пожелали людям, которые выбирают путь монашества в наши дни? — Батюшка Серафим еще в позапрошлом веке на вопрос, почему сейчас нет таких подвижников, как в древние времена, сказал, что в людях нет решимости. Поэтому всем им, а в первую очередь себе, хочется пожелать решимости. Ведь будь у нас хоть малая часть той воли и смирения, которые были у древних отцов, мы бы могли так же подвизаться. Сейчас в монастырях нет требований, которые были в древности, но любовь, сострадание, милосердие были, есть и будут всегда.

http://patriarchia.ru/db/text/5951773.ht...

С былой славой города нерасторжимо связано также событие, происшедшее более семисот лет назад: чудесное перенесение в 1225 году чудотворного образа Святителя Николая из города Корсуни в Зарайск священником Евстафием. Древние сказания об этой святыне раскрывают дорогие верующему сердцу русского человека страницы далекого прошлого: они рассказывают о силе и славе нашей Родины и Божием к ней благоволении, душевной красоте русского человека, его глубокой вере и христианской любви вплоть до самопожертвования, о глубоком почитании русским народом милостивого Святителя Николы и особенном предстательстве великого Чудотворца за Русскую землю. Первое летописное сказание о городе, датируемое 1225 годом, связывает основание города Зарайска с перенесением чудотворного образа. «В лето 6733 (1225) июля в 29 день, на память святого мученика Каллиника, при великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при великом князе Георгии Ингоревиче Рязанском, принесен бысть чудотворный Николин образ из преименитаго града Корсуня в пределы Рязанския (ранее Зарайск относился к Рязани), во область благоверного князя Феодора Георгиевича Рязанского. А стоял той чудотворный образ во граде Корсуни посреде града, идеже бе церковь святого апостола Иакова брата Господня по плоти, в ней же служаше пресвитер Евстафий». Путь пролегал вначале по морю, затем через многие города и селения, в которых образ Святителя Николая, встречавшийся с честью, являл бесчисленные чудеса. Пресвитер Евстафий дошел наконец до Рязанской земли. «И начал помышляти в себе, глаголя: о великий Чудотворче Николае! Се земля Рязанская, камо хощу итти и покой обрести, понеже земля сия чужда ми есть и людие незнаемы». В то время в Рязанском княжестве на правом берегу реки Осетра находился небольшой городок, именовавшийся Красным городом. В нем в своем удельном поместье поселился незадолго до того юный князь Феодор, сын великого князя Рязанского Георгия Ингоревича.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010