Эта интересная драма, всё ещё не вполне объяснённая в науке, несмотря на целый ряд статей и заметок, посвящённых ей 912 , существует во многих вариантах. Я не знаю, какой имеет в виду акад. Веселовский, говоря в указанном месте о влиянии Бовы на Максимьяна. В статье г. Каллаша 913 сделано сличение нескольких вариантов, и в одном из них, г. Костина 914 находим: «Хвала, хвала тебе герою, что град Антон спасен тобою» 915 . Так как в этой драме Антон град является не во всех вариантах, и как-то мимоходом, то не лучше ли предположить, как я и сделал, влияние на наш стих сказки о Бове? Антон град в этой драме оказывается спасённым от Мамая, а по сообщению акад. Веселовского (1. с.) Аника спасает град от змея Улана (Змиулана?) и Арапа. Следовательно, и на автора драмы повлияла популярная сказка. Так как далее ситуация Георгия, освободившего град от дракона, и ситуация героя романа сходны, то легко понять, отчего «Антон» мог перейти в стих из популярного романа 916 ; несмотря на полуцерковную окраску, заимствование стихом из сказки можно объяснить той же сходной ситуацией богатырско-рыцарских характеров Бовы и Георгия. См. ниже. Имя царя: Огафон, Огафоней, Огафей, Агапит и т. п. Объяснение этого имени несогласное с объяснениями Кирпичникова и Веселовского, я даю в гл. вслед за акад. Ягичем. Толкования собственных имён всегда очень затруднительны в произведениях народной словесности, тем более, если эти имена переделаны народной этимологией до неузнаваемости. Поэтому, напр., встречаясь с комбинациями имени царевны, исследователь недоумевает, как объяснить их. Царевна в вариантах носит имя: Алисафа, Алексафия, Лисафета, Елисафия, Олисавья ( Он. 3 ), даже Олександра ( Он. 4 ). В одном Безс. 117 царевна названа Софией, но не «под влиянием стиха о мучениях» 917 , а, конечно, под влиянием форм: Алек-сафия, Ели-сафия 918 . Что подобный процесс вполне возможен, доказывается стихом Мл , где читаем: «Жыла царыця али София, свит премудрая, свит прехрабрая». Я объясняю это тем, что певец стиха о мучениях находился под влиянием, с одной стороны, имени «София», а, с другой, чего-нибудь в роде: Алексафия и т. п. Имя царевны на Погодинской иконе XIII в.: «Елисава» – толкуется обычно, как «Елисавета»; быть может у мастера-живописца это имя и обозначало: «Елизавета», но я думаю, что этот живописец слышал духовный стих, где упоминалось подобное имя, но и он, и позднейшие пересказчики стиха не знали, что это имя не Елизавета, а Александра. Так оно, в самом деле, стоит в Он. 4 Кирпичников думает, что по той причине, что Елизавете празднуют 24-го апреля и что о ней говорится: «бысть же чудес делательница, змия лютаго молитвою умертви» (о. с., стр. 177–178 со ссылкой на Рыбн. II, появляется имя Елизаветы в стихе о Георгии. Но отчего нет никакой книжной легенды о Георгии и Елизавете ни у нас, ни на Западе, о чём решительно заявляет Веселовский 919 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте 1880-го года, на первой неделе Великого Поста, матушка Ангелина заболела воспалением легких, а в 11 часов утра 17 марта на 72-м году жизни «тихо уснула сном праведницы» и была погребена 22 марта с юго-восточной стороны храма у алтаря при небывалом стечении народа. Фрагмент сохранившегося могилного камня В тот же год 5 сентября 1882 г. при настоятельнице Георгии (Снигиревской), назначенной из Петербургского Новодевичьего Воскресенского монастыря. Стараниями матушки Георгии Творожковская община впоследствии была возведена в статус общежительного монастыря. С 1887 года по 1904 правила игуменья Арсения (Баскакова). В 1929 года монастырь был закрыт советской властью. Монахини увезены на автомобилях в неизвестном направлении. Троицкий храм обители был сильно порушен, церковь «Всех скорбящих Радость» утрачена. 4 августа 1994 года вновь установлены кресты на могилах матушки Ангелины, основательницы монастыря, блаженной матушки Ольги и настоятельницы Георгии. В 1995 года с благословения старца Николая Гурьянова начались первые работы по восстановлению обители. В 2000 году по благословению архиепископа Евсевия монастырь начинает возрождаться. Настоятельницей становится монахиня Варвара. В 2005 году был освящён храм во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость». 5 августа 2007 года владыка Евсевий освятил восстановленный Свято-Троицкий С 2011 года настоятельница монастыря, после смерти монахини Иоанны (Двойнишниковой) (1 октября 2011 года) стала монахиня Анна (Ткач). Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Часовня: Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» - 6 ноября Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Творожковский_...

Так, в журнале «Церковно-исторический вестник», в 1 за 1998 год, напечатаны воспоминания протоиерея Федора Бокача о протопресвитере Георгии Шавельском . 617 Прот. Ф. Бокач родился в 1897 г. в семье сельского псаломщика и регента хора. Он закончил Черниговскую семинарию, принимал участие в боевых действиях в составе Добровольческой армии. Был эвакуирован из Крыма в составе кубанского военного училища на о. Лемнос. В эмиграции жил в Болгарии, где сблизился с протопр. Георгием Шавельским . В дальнейшем после учебы в Праге переехал в Париж, где завершил свое образование в Свято-Сергиевском Богословском Институте. Затем он долгие годы работал казначеем СвятоСергиевского подворья и экономом Богословского Института. Протоиерей Федор Бокач являлся руководителем «Общества друзей бедствующих русских иноков Афонских». Ему принадлежит много трудов, еще ждущих своей публикации, среди которых можно назвать такие как «Заслуженный профессор богословия H.H. Глубоковский – его жизнь и научно-богословская деятельность», «Последний Протопресвитер Императорской Армии и Флота Г.И. Шавельский», «Мученичество за имя Христово», «Святые примеры из жизни и деятельности русских врачей», «Что такое приход и каковы его функции», «О церковной дисциплине» и др. Книга «Афон, значение Св. Афонской Горы в деле создания и распространения духовной культуры на Руси» была опубликована в Париже в 1959 г. Последние годы жизни протоиерей Федор Бокач являлся настоятелем храма Рождества Христова во Флоренции. 618 В воспоминаниях он не только делится личными впечатлениями, но и приводит подробные биографические сведения о протпр. Георгии Шавельском . Описывая личность последнего, протоиерей Федор Бокач обращает внимание на простоту обхождения с людьми и аристократизм духа. «Вера у него была простая, детская, без ханжества и чванства, которых он не любил и не выносил» – пишет священник. Автор подчеркивает особое уважение протопресвитера к митрополиту Евлогию, его позитивное отношение к изданиям Русского Западноевропейского Экзархата, в отличие от изданий РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)). День памяти Г. (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апр. (день кончины), 3 нояб. (день освящения ц. Георгия в Лидде) и особенно 10 нояб. (колесование Г., по др. версии - день победы Г. над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь нояб. назывался месяцем Г. (Гиоргобис тве). День памяти Г. в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др. Согласно устному народному преданию, тело Г. было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Зап. Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Вост. Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья. Взаимосвязь центров почитания Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Владыка из алтаря укоризненно цокал языком, но сам не выходил, и дети пропускали песнопения дальше. Когда стихиры спели, владыка вышел и потребовал спеть все стихиры сначала, уже без пропусков. Одна из главных человеческих добродетелей — это рассудительность, и владыка Иоанн в полной мере обладал такой способностью. Он был для нас живым уроком нравственного богословия. Он говорил человеку: " Делай так-то или, напротив, не делай так, чтобы быть с Христом " . Вера — это не философия. Хотя и философией не стоит пренебрегать. Вера — это сила, которая может двигать общество вперед. Но вера может не просто двигать, но и преображать социум. После того как по долгу службы владыка Иоанн покинул Францию в 1962 году, нам, его воспитанникам, конечно же, стало его недоставать, но я всегда чувствовал, что мы все, и даже я, грешный, остались в его памяти и в его молитвах. После отъезда владыки ко мне часто подходили разные люди, даже безбожники, и спрашивали: " Где ваш епископ? " Они недоумевали и серьезно ко мне обращались: " Как же мы без него будем жить? " Сейчас почитание святителя Иоанна растет, особенно в России. Люди, приезжающие в Сан-Франциско, могут убедиться в нетленности его святых мощей. Многие неоднократно исцелялись по молитвам к нему еще до его прославления. Обретение такого великого угодника Божия стало явным знаком Его милости к зарубежной России и ко всей Русской Церкви в целом. Рейтинг: 9.9 Голосов: 309 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 2 июля 2020, 23:14 Благодарю святителя Иоанна Шанхайского. Дважды получив крышу над головой,заглянула в православный календарь,чтобы поблагодарить святого этого дня. Это был Святитель Иоанн Шанхайский. Слава Богу за все. Людмила М. 2 июля 2016, 11:54 Святителю отче Иоанне ,моли Бога о нас грешных Р.Б.Георгии,бол.Георгии ,Людмиле. Благодарю за все ! Ольга 1 июля 2015, 23:31 Святый отче Иоанне, взываю к твоему предстательству перед Господом за моих детей и внуков. Помолись, пожалуйста за то, чтобы между ними появилось взаимопонимание забота и любовь.

http://pravoslavie.ru/54588.html

Соприкосновение же с другими былинами не может нас удивлять, ввиду сходства сюжетов. См. у Маркова, стр. 9, 22, 28, 29, 33, 35, 42, 44. Ввиду этого, сходство с Георгиевской легендой становится весьма вероятным, и даже мысль о заимствовании из Георгиевских легенд получает основание. См. выше. Вс. Миллер в «Экскурсах» приводил ряд деталей, сближающих духовные стихи о Георгии с былинами о Добрыне; указывал и на влияние стихов о Феодоре Тироне. Проф. А. М. Лобода тоже признаёт, что влияние легенды о Феодоре Тироне «в книжном изложении и духовных стихах несомненно» 1005 . Но я по-прежнему думаю, что персонажи: девица (с присоединением мотива брака – Лобода, о. с., стр. 55–57 и др.) ближе к Георгиевской легенде, чем к стихам о Феодоре. Выше я тоже имел случаи указывать на то, что между змееборством Феодора и Георгия нет никакого сходства. «Если пленница былин – пишет г. Лобода – восходит к матери Феодора, то для представления последней девицею, черты были уже в самом апокрифе, по которому Феодор находит свою мать, «яко деву украшену», κρην. Так или иначе, но своею развязкою наша былина о Дунае-Добрыне уже отступает от обычного чтения и вводит нас в круг сказок, где герой освобождает девушку от змея (или какого-нибудь другого чудовища) и женится на ней» 1006 . Но я думаю, что образ матери, украшенной, как «девица», «κρη» – взят из Георгиевской легенды, где именно и есть «κρη κεκοσμνη», где есть и мотив брака, правда, брак здесь символ смерти, хотя в своём плаче царь и сожалеет, что хотел было выдать дочь замуж, а теперь придётся вести её на смерть. Брак освободителя является, таким образом, эпической и вполне естественной законченностью. Георгий не женится на царевне, ибо его змееборство – «первичное». Развязка, указанная г. Лободою, кончающаяся браком, сама вызванная змееборством, осложнилась потом и другими сюжетами: былины о змееборстве часто соединяются с былинами о неудачной женитьбе Алёши. Зная подобные обстоятельства, мы не станем удивляться утверждению г. Лободы, что «обыкновенно женитьба Добрыни не составляет содержания отдельных былин, а вставляется в виде эпизода непосредственно за освобождением полонянки Змея» 1007 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разбор этой легенды показал, что как она, так и сказка о Кожемяке могут быть отнесены к разряду légendes des origines, но полагаю, что с течением времени, вследствие того, отчасти, что на тему о змееборстве с насильником или даже не с насильником, а со змеем, «милым другом», существовали былины о Добрыне и др. богатырях, гораздо более художественные и замечательные, чем сказка, представляющаяся какой-то обдёрганной и истрёпанной, – сказка мало-помалу стала обращаться в légende d’origine. Самое же появление сказки о Кожемяке объясняется так же, как и появление «сказок» о Добрыне, Илье: это – просто пересказ былин. Ведь, если пересказы духовных стихов попадаются часто, то отчего не могли бы появиться сказки былинного происхождения? Сходный с Олонецкой легендой характер имеет предание, сохраняющееся в Бериславе: в пещере крутой горы, лежащей в тамошних окрестностях, жил крылатый змей, он похитил красавицу и заключил её в пещере; всех кто осмеливался приближаться к горе, он пожирал живым – до тех пор, пока не убил его богатырь на белом коне. Афанасьев, со слов которого я привёл Бериславское предание, указывает на сходство его с «содержанием стиха о Георгии (пещерная змея=Горынычу, белый осёл или конь Георгия 1177 . Но мало сказать, что «предание согласно», – «предание» это просто-напросто передача этого самого духовного стиха; оно тесно связано родственными, сыновними узами с Георгиевским стихом (и чрез то с Георгиевской легендой). Афанасьев неправильно полагает, что «народные предания о борьбе богатыря со змеем, возникшие из древнейших воззрений индоевропейских племён на природу, в эпоху христианскую, при общем стремлении соединить воедино старое с новым, послужили богатым источником, из которого создались легенды об Егории Храбром, Михаиле Воине и Фёдоре Тироне» 1178 . Я возражаю именно против положения о равноправности перечисленных Афанасьевым легенд: легенды о Михаиле Воине, как мы видели, произошли из Георгиевской, а подробность Федоровского апокрифа, едва ли не самая важная, об украшениях матери («яко деву украшену; златом и сребром покрыту»; см. выше, стр. 362) – заимствована тоже, как я старался доказать, из Георгиевской легенды. Федоровская формула, это – «вторичная» змееборческая формула; отношения дракона и девицы не те, что в Георгиевской легенде, хотя дракон ещё пока «насильник», но не «милый друг».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А на подлинной позади написано: «К сей вкладной Троицкой Поп Тимофей Минин, что служил у Никитникова строения, вместо дочери своей духовной, Борисовские жены Никитникова Февроньи Ивановы дочери, по ее веленью руку, приложил». К сей вкладной Спаской Поп Сила, что у Государя на сенях служит, вместо дочери своей духовной, Григорьевской жены Булгакова Анны Ефимовой дочери, и сыне ее Ивана Григорьева сына Булгакова, по их веленью, руку приложил. Послух Спирка руку приложил. Послух Ивашко руку приложил. Список с духовные гостя Георгия Леонтьевича Никитникова 1651 года Во имя Всесвятые и Живоначальные Троицы, Отца и Сына в Святого Духа. Се яз, раб Божий Георгий Левонтьев сын Никитников, отходя сего света, пишу сию духовную изустную память своим целым умом и разумом. Построена у меня каменная церковь здесь на Москве, подле моего двора, во имя Пресвятые и Живоначальные Троицы, и Святого Апостола и Евангелиста Ивана Богослова, и Святого Великого Святителя Николы Чудотворца, и Святого Великомученика Никиты; а оставаются после меня в дому моем два внука мои, Борис Андреев сын Никитников да Григорей Васильев сын Булгаков, и я, Георгий благословляю им, внуку моему Борису, из всех моих пожитков две выти, а внуку моему Григорию треть, а жить им вместе и безраздельно; а будет которой мой внук похочет делиться, не помня моего благословения и приказу, и ему выйти из дому моего ни с чем. А как Бог пошлет по душу мою, и внуком моим, Борису и Григорью, в церкви Божии стенное письмо и иконы местные иконником велеть написать добрым письмом, и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу Священнику и иным церковником давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и ни за чем не стала, как было при мне, Георгии. Да у меня ж, Георгия, построена церковь деревянная в Ярославле, у моего, Георгиева, двора, во имя Рождество Пресвятые Богородицы. Да у меня ж, Георгия, построена церковь древяная у Соликамской в Уезде на речке на Зырянке, в моем, Георгиевом, усолье, во имя Пресвятые и Живоначальные Троицы, у Святых страстотерпец Бориса и Глеба, и к тем церквам внуком моим, Борису и Григорью, свечи, и ладан, и вино церковное, а потом и ругу церковником давать, как было при мне, Георгии, чтоб церковное пение ни за чем не стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

16 июня 1921 года Бесы не оставляют Марию О-ну. Молитвы она тоже не оставляет и крепко молится. Вот тут приходит она от всенощной, только что легла спать, вдруг мать ее слышит: – Мария О-на, Мария О-на! – Ступай на балкон, тебя кто-то зовет, посмотри, – говорит она. «Но я не иду, знаю уж, кто это зовет. Наконец мать сама пошла, думая, не случилось ли чего, может быть, дворник, залез кто и прочее. Лишь только мать, при шедши, прошла в свою комнату, как распахиваются настежь двери в мою спальню и вваливается целая толпа бесов. Теперь они стали уже приходить в виде людей высокого роста, но так же с черными бородками, как и раньше. Я так испугалась, такой ледяной ужас овладел мною, что, если со мною еще это повторится раз-два, я попаду в сумасшедший дом». И вот она закричала на весь дом диким, невыразимым криком. Прибежали мать, сестра, зять, проснулся жилец (его после успокоили, сказавши, что ей показалось, будто лезут грабители в дом). «Я уже легла почти поперек постели. Бесы ушли, притворив за собой одну половинку двери. Мать видела, как эта половинка затворилась, как будто движением ветра...» После служили молебен. Мария О-на перешла в другую комнату. Были и еще маленькие проделки на неделе. 17 июня 1921 года Перед тем как мне уехать из Макарьева, я в один хороший день отправился с Костей на хутор монастырский – посмотреть место, так как никогда там не был, и насладиться уединением, потому что стоит он среди леса и, кроме нескольких сестер, занятых с восхода до заката солнца в поле, никого там нет. Сестры обычно приходили, когда мы уходили. И вот, когда к вечеру мы собрались домой, сестры пошли нас провожать. В числе их была Дуняша, недавно приехавшая с родины, из Вятской губернии. Это духовная дочь отца Тихона 31 , блаженного старца, о котором я писал раньше и который задолго предсказал мой приезд в Макарьев, описал меня и мои деяния. С нею он наказал в свое время некоторое правильце матери игумении, предсказал смерть матери Георгии, само ее имя и прочее. Вот через эту-то Дуняшу и случилось обстоятельство, прибавляющее еще несколько блестящих страниц в историю обращения матери Георгии.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Raisa. Raisa. 2016/07/04, 09:40:36 Пресвятая Богородица Скоропослушница, прости меня грешницу великую, прости и помилуй!!! Прошу Матушка помоги моему сыну р.б.Тарасию найти свою судьбу для совмесной счастливой жизни Спасибо за все!! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. 2016/07/04, 08:00:01 Царица Небесная ! Прошу Тебя управить судьбу нашего сына Владимира ,меня Галины и мужа Станислава !Благодарю за все ! Галина К 2016/07/03, 21:44:51 Матушка Пресвятая Богородица Скоропослушница! Спасибо тебе ! Прошу помоги моему сыну рб Вадиму восстановиться на работе.Помоги ему благополучно пообщаться с начальником на работе, умягчи злое сердце начальника.Спасибо!Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!! Татиана 2016/07/03, 21:26:07 Матушка Пресвятая Богородица Скоропослушница! Спасибо тебе ! Прошу помоги моему сыну рб Вадиму восстановиться на работе, как можно быстрее. Спасибо! Татиана 2016/07/03, 19:15:46 Матушка Скоропослушница помолись своему сыну и Богу нашему Иисусу Христу!О здравии душевном и телесном для моей дочери болящем младенце Марине,что бы она заговарила,стала понимать обращеную речь ,исполнять, себя обслуживать. Разума и понятия ума прибавь. Прошли ее бесконечные истерики. И защити мою семью! Пресвятая Богородица Скоропослушница! Спаси нас! Прости все мои грехи,которые я Наталия совершала и совершаю. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!!!! болящий младенец Марина 2016/07/03, 18:23:50 Пресвятая Богородица Скоропослушница! Молю Тебя об рабах Божьих Татьяне и Георгии о дарования долгожданого здорового ребенка. Веннчанные. Много лет ждем чудо ребенка....если дело в Георгии Пресвятая Богородица Скоропослушница помоги Георгию.... Ходим в Храм,соблюдаем посты. Стараемся жить по божим заповедям.Прошу тебя о семейном благополучии, здоровьи,и что бы у Георгия на работе все было хорошо,и платили зарплату. И защити меня и мою семью! А Татиане похудеть. Пресвятая Богородица Скоропослушница! Спаси нас! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!!!!!!! Татиана и Георгий 2016/07/02, 08:21:40

http://isihazm.ru/?id=364&c_pid=38

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010