Вельможи Батыя пошли с этим ответом к хану, а исповедник веры с боярином своим стали петь псалмы и потом причастились бывшими с ними Св. Дарами. Еще стали уговаривать их татары. — Не слушаем вас, не хотим славы мира сего! — воскликнули мученики. Подъехали убийцы. Соскочив с коней, палачи растянули Михаила за руки и за ноги по земле, стали бить кулаками и палками по груди, затем, повернув лицом к земле, — ногами. Наконец, один русский изменник отрезал князю голову ножом. Его последнее слово было: «Христианин есмь!» После него замучен был св. Феодор. День страдания их — 20 сентября 1246 года. Тела были брошены в пищу псам, но остались невредимы. Над св. мощами, в прославление святых, явилось знамение — стоял столп светлый, горели огоньки и слышалось небесное пение. Тела мучеников были принесены в Чернигов, откуда в 1572 г., при переходе Чернигова к полякам, перенесены в Москву. С 1774 года св. мощи покоятся в Архангельском московском соборе. Вскоре по кончине, святой князь с боярином Феодором явился в сиянии жившей в Суздале дочери своей, святой Евфросинии, и возвестили, что они оба стяжали вечное блаженство. Потомство святого князя, доныне многочисленными княжескими родами процветающее на Руси, пользовалось видимым благословением Божиим. Из пяти сыновей св. Михаила особенно в благочестии подражал отцу Роман Брянский. Сын его Олег Романович уступил княжество Черниговское брату, а сам удалился от мира. Он принял пострижение с именем Василия, построил у Брянска Петропавловский монастырь и после строгих подвигов скончался в конце XIII beka. Память преподобного князя Олега Брянского 20 сентября. Преемник и брат св. великих князей Константина и Георгия, первый понесший сан князя плененной страны, великий князь Ярослав Всеволодович отличался твердостью, деятельным умом, бодростью в несчастии. В последний год жизни он был вызван в Орду, где успел оправдаться во взведенных на него каких-то обвинениях. Мать хана перед отъездом предложила Ярославу из собственных рук пищу, заранее отравленную. Выехав из Орды, великий князь стал слабеть и на седьмой день окончил жизнь. На теле умершего ясно были видны последствия отравы — пятна. Тело его привезено во Владимир. В одной древней русской книге рассказ о Ярославе заключается словами: «Причте его Бог ко избранному своему стаду».

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Народная поэзия облекла в христианский нравственный идеал самого любимого своего героя – богатыря Илью Муромца. «В ее сказаниях, составившихся уже под влиянием христианским, он является не только покорным сыном матери, но и не проливает понапрасну христианской крови, щадит даже разбойников, поднимает оружие только для защиты народа и веры против врагов и язычества, милостив к нищим, получает даже свою силу в награду за милостыню, бескорыстно служит, не требует ни золотой казны побежденных, ни земель, ни почестей, ни даров за свои услуги и готов положить свою голову за правду» 31 . Даже и тогда, когда необходимость требовала вооружиться и вступить в бой, богатырь-боец уже надеялся не на свои силы, а на помощь Богородицы. Так, летописец рассказывает о единоборстве Мстислава, князя Тмутороканского с Косожским князем Редедею в 1022 году. Борцы схватились. «И ястася бороти крепко, и надолзе борющимся има, и нача изнемогати Мстислав, бе бо велик Редедя; и рече Мьстислав: О Пресвятая Богородица, помози ми, аще бо одолего сему, съзижю церковь во имя Твое. И се рек, удари им о землю, и вынемь ножь, удари в гортань ножем, и ту бысть зарезан Редедя» 32 . Так постепенно переходя от богатырской гордой удали, древняя воинственная Русь стала, наконец, под знаменем креста. Эта существенная перемена запечатлена и на самом челе боевой русской рати. Ее боевые шеломы, знамена – стяги и пр., все было украшено священными христианскими изображениями. Летописец, напр., под 1151 годом передает, что князь Изяслав лежал раненый на поле битвы: «и ту хотеша и Кияне пешцы убити, мняще ратного, незнаюче его; Изяслав же рече: князь есмь! И един от них рече: а так ны еси и надобе, и вынзя меч свой и нача и сечи по шелому; бе же на шеломе над челом написан, святый мученик Пантелемон злат и удари и мечем, тако вшибеся шелом до лба» 33 . Что с изображением святых на шеломе соединялись молитвенные надежды на их помощь, это несомненно. В 1216 году Ярослав (в крещении Феодор) Всеволодович был разбит Мстиславом Новгородским, при чем в поспешном бегстве сбросил с себя даже вооружение. В 1808 году его шлем был найден на месте битвы и теперь хранится в Московской оружейной палате. На нем надпись: «великий архистратиже Господень Михаиле, помози рабу своему Феодору» 34 . Также и на знаменах-стягах господствовали священные изображения, а некоторые, как напр., знамя царей Иоанна и Петра Алексеевичей, хранящиеся в С.-Петербургском артиллерийском музее, представляют собою целый иконостас 35 . Все это красноречиво гласит, что русский народ решительно признал над собой власть и покровительство Бога, а в себе самом воспитал дух Христа – смирение и самоотвержение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Очевидно, что при разгроме, Витовтом, княжения Смоленского, князья Смоленские лишились всех своих бумаг и актов, а при тогдашнем незнании истории и при совершенном, в то время, отсутствии всякого понятия о критике исторической, составители родословцев перемешали часто встречаемые, в летописях Смоленских, имена Глеба, Юрия, Фёдора и Святослава, и оттого вышли приведённые нами несообразности. К счастию, в числе бумаг, подаренных мне покойным другом моим Павлом Фёдоровичем Карабановым, находится выписка из древнего родословца, принадлежавшего, в XVI веке, боярину князю Дмитрию Ивановичу Хворостинину, а в первых годах нынешнего века графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, и погибшего, вместе с большею частию библиотеки графа, в Московском пожаре 1812 года. Павел Фёдорович Карабанов был родственником графа Мусина-Пушкина: списанная им, с Хворостининского родословца, поколенная роспись князей Смоленских, по сличении её с годами летописей, вполне удовлетворяет всем требованиям критики исторической, и потому мы ей следовали. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО IX: Князь Ростислав-Михаил Мстиславович Смоленский, внук Мономахов (см. статью о князьяхъ Друцких) † 1166 КОЛЕНО XIX: Князь Святослав Ростиславович Новгородски † 1170 Князь Рюрик-Василий Ростиславович † 1215 Князь Роман Ростиславович Смоленск † 1180; женат на княжне Марие Святославовне Черниговской Князь Давыд Ростиславович Смоленский † 1197 Князь Мстислав Ростиславович Храбрый † 1180 Княжна Агафия Ростиславовна, за князем Олегом Святославовичем Черниговским КОЛЕНО XI: Князь Ростислав-Михаил Рюрикович † 1248; женат на княжне Верхуславе-Анастасие Всеволодовне Суздальской, дочери Великого Князя Всеволода Юрьевича Князь Владимир-Дмитрий Рюрикович Княжна Всеслава Рюриковна, за князем Ярославом Глебовичем Рязанским Княжна Предслава Рюриковна Князь Ярополк Романович Князь Мстислав-Борис Романович, убит 1224 года в битве с татарами на Калке Князь Изяслав Давыдович Князь Мстислав-Фёдор Давыдович † 1230 Князь Константин Давыдович Князь Давыд Мстиславович † 1226 Князь Владимир Мстиславович Князь Мстислав Мстиславович, князь Новгородский † 1228 КОЛЕНО XII: Княжна Смарагда-Евфросиния Ростиславовна Князь Ростислав Владимирович Князь Андрей Владимирович Долгая Рука, князь Вяземский, убит в 1224 году, в битве с татарами на Калке; родоначальник князей Вяземских Князь Святослав Мстиславович Князь Всеволод Мстиславович Князь Ростислав-Борис Мстиславович Князь Андрей Мстиславович 1245 Князь Ростислав Мстиславович Смоленский Князь Юрий Константинович Фоминский и Березуйский Князь Ярослав Владимирович Князь Василий Мстиславович Княжна Ростислава Мстиславовна, за Великим Князем Ярославом Всеволодовичем Княжна Анна Мстиславовна, за Даниилом Романовичем, Королём Галицким и Русским Княжна Елена Мстиславовна, за Королевичем Венгерским Андреем КОЛЕНО XIII: Святый Чудотворец Князь Феодор Ростиславович Смоленский † 1299; женат 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Подобно Иову Многострадальному, сей князь сгнивал постепенно в течение четырех лет, но не роптал. Иноком Леонтием заканчивал свою жизнь князь Олег Романович Рязанский († 1280) в основанном им Петропавловском монастыре в Брянске. Летописцы прославляли внука святого Мстислава Великого, святого князя Мстислава Новгородского († 1180), душа коего «всегда рвалась на дела великие». Смиренный перед старшими родом и летами, ласковый, приветливый, князь сей – красивый, мужественный, со светлым и смелым взглядом голубых очей, исполинского роста и страшной силы, имел удачу в сражениях, соединял младенческое добродушие с пылкостью сердца благородного, ненавидевшего неправду. Он был милосерд к бедным и сиротам, усердствовал к Богу и Церкви. Говорил дружине: «За нас Бог и правда, умрем сегодня или завтра, умрем лишь с честью». Таким же, как мы читали выше, был и святой Василько, князь Ростовский, замученный татарами. «По правде меня крест убил», – сознавался неправый князь Ярослав Всеволодович после поражения, нанесенного ему в 1216 г. князем Мстиславом Мстиславичем Удалым и другими князьями. «Добрые мужи, псковичи! кто из вас стар – тот мне отец; кто молод – тот брат. Помните отечество и Церковь Божию», – говорил святой князь Довмонт-Тимофей († 1299. 20 мая), недавний выходец из Литвы, ранее язычник, но затем всею душою воспринявший истину Православия. «Я всегда любил отечество, но не мог прекратить наших злобных междоусобий; буду доволен, если хотя смерть моя успокоит Землю Русскую», – смиренно говорил своему духовнику святой Великий Князь Михаил Тверской, отправляясь на гибель в Орду. «Осязай святыню, правитель народа христианского. Управляй им и впредь с ревностью. Ты достигнешь желаемого: но все суета и тление на земле», – говорил в 1596 г. благочестивый Царь Феодор Иоаннович Борису Годунову, приказывая прикоснуться к мощам святого митрополита Алексия, перекладывавшимся в новую раку. Сознание бренности земной суеты приводило многих князей к принятию схимы перед смертью. «Святый Владыко! – говорил Димитрий Святославович, князь Юрьева-Польского († 1269), принимавший схиму от епископа Ростовского, – Ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как доброго воина Христова. Там в жизни вечной царствует Бог милосердия, иду служить Ему с верой и надеждой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Детство человека в значительной степени формирует его психологию, определяет черты характера. Обращаясь к детству великих политиков, можно проследить генезис их политического стиля, а зачастую и будущих стратагем. Соответствующие истоки можно найти и при реконструкции детских лет Александра Ярославича. Особенностями его биографии на этом этапе жизни являлись две черты: 1) ранняя воинская и властно-управленческая социализация; 2) наличие угроз, связанных с политической нестабильностью. Александр родился в 1220 или 1221 году в Переславле-Залесском. Он являлся вторым сыном Ярослава Всеволодовича (1190/1191–1246) и был, по-видимому, дружен со старшим братом Федором, разница в возрасте, с которым составляла всего один или два года (датировки расходятся). В соуправлении с Федором он и был назначен Ярославом в 1228 году на княжение в Новгород. Вплоть до неожиданной смерти старшего брата в 1233 году в канун свадьбы того с дочерью замученного в дальнейшем в Орде Михаила Черниговского Ефросиньей. Безвременная смерть брата не могла не потрясти тогда еще подростка Александра. Сам Феодор был, вероятно, личностью незаурядной, о чем свидетельствовала его последующая канонизация в качестве святого, предполагающая определенные качества личности. Сохранились имена приближенных князя Ярослава, приставленных к Федору и Александру: воевода Федор Данилович и тиун Яким 193 . Влияние Федора Даниловича, судя по всему, было значительным – обучение ратному делу, приобщение к государственному управлению, принятие политических решений. С поколения Александра Невского представители княжеского рода не получали славянских языческих имен. И Федор, и Александр имели только имя христианское. Хотя еще их отец был известен в первую очередь по славянскому языческому имени – Ярослав и только во вторую по-христианскому – Федор. Наречение только одним христианским именем указывало на фактическое вытеснение языческих элементов из системы княжеского воспитания. Еще в четыре или пять лет Александр прошел вместе с братом Федором «княжеский постриг» – особый ритуал воинского посвящения. Ритуал имел христианскую семантику, о чем свидетельствовало проведение его епископом Владимирским Симоном, бывшим монахом Киево-Печерского монастыря и игуменом Владимирского Рождественского монастыря. Широкого распространения княжеский постриг при социализации русских князей не получил, и можно говорить в этом отношении о специфике воспитания Александра Ярославича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История сохранила нам достоверное описание Липецкой битвы – русских с русскими. Тверская летопись (свод составлен в 1534 году) о Липецкой битве: «В лето 6723 (1215 год). Поиде князь Мстислав Мстиславич из Новагорода к Киеву по своей воле; и сотвори вечо на Ярославли дворе, и рече новогородцем: «суть ми орудия на Руси, а вы волны в князех». И иде из Новагорода к королю, проси себе Галича, а княгыню и сына остави в Новегороде. Новогородцы же, много гадавше, послаша в Переяславль, еже на Клещине озере, по Ярослава Всеволодовича, внука Юриева, Юрия Иванковича, посадника, и Якуна тысечского и купец старейших 10 муж; и внииде князь Ярослав в Новгород, и срете его архиепископ Антоний с новогородцы. Того же лета, князь Ярослав Всеволодович в Новегороде изыма Якуна Зуболомича, а по Фому послано по Добрынича по Новоторжского посадника, и поточи их обоих на Тверь. И по грехом нашим обади Феодор Лазутинич и Ивор Новоторжец Якуна тысячского Намнежича; князь же Ярослав сотвори вечо на Ярославли дворе, и идоша на двор Якунов тысячского, и разнрабиша его и жену его яша; а Якун заутра с посадником иде же к князю, и князь повеле яти его сына Христофора, майа 21. Тогда же убиша Пруси Еустрата, на сбор, и сына его Луготу, и ввергоша и в греблю мертва; князь же о том пожали на новгородци. Того же лета поиде князь Ярослав на Торжок, поимя с собой Твердислава Михалковича, Ни кифора Полгода, и Семиона, Сбыслава, Олексу, и много бояр, и одарив посла в Новгород, а сам седе на Торжку. В лето 6724 (1216 год). Тоя же осени много зла створися в Новегороде, поби мороз обилиепо волости, а на Торжку все цело бысть; и зая князь Ярослав вереш на Торжку, не пусти в Новгород ни воза, а новогородци часто начаша вече деати, и разуме князь яко не твердо ему будет седение, и того ради иде в Торжок. Новогородци же послаша по князя Семена Борисовича, Вячеслава Климятича, Зубца Якуна, князь и тех приа, и кого оного пошлют, а князь приимаше и не пустиша от себе. А в Новегороде зло бысть велми: кадь ржы купляху по 10 гривен, а овса по 3 гривны, репы воз по 2 гривны; ядяху людие сосновую кору и лист липов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«В 1223 году большое русское войско вступило в Ливонию. По немецким сведениям это войско насчитывало 20000 человек. Во главе его стоял «брат суздальского короля». Эти сообщения соответствуют действительности, потому что по нашей летописи главой русского ополчения был Ярослав Всеволодович, брат великого князя Юрия и отец Александра Невского. В лице Ярослава Всеволодовича немцы встретились с крупным политическим деятелем и полководцем. Ярослав понимал, что мимолетные набеги не могут обеспечить победу над немцами. Поэтому он стремился удержать в русских руках Юрьев, как важнейшую крепость, дававшую доступ в центр Эстонии. После вступления в пределы Эстонии русское войско сделало остановку в Юрьеве, где Ярослав оставил гарнизон, «чтобы иметь господство в Унгавии и во всей Эстонии». Другой гарнизон был поставлен в Одемпе. Таким образом, русские войска закрепили за собой два важнейших стратегических пункта в стране эстов, на границе с русскими землями. Отсюда Ярослав двинулся к Ревелю (Колывани наших летописей) и осадил датский замок. После четырёх недель осады и попыток взять замок, русское войско вернулось обратно. Во время похода было взято множество пленных и добычи, но могущество немцев и датчан осталось несокрушенным, что отмечает и летописец: «Ярослав повоева всю землю Чюдскую, и полона приводе бещисла, но города не взяша, злата много взяша». Во время похода сказались все особенности феодальной раздробленности Руси XIII века. Крутой и властный, Ярослав не поладил с новгородцами. Усиление княжеской власти было не в интересах новгородцев, а Ярослав готов был рассматривать завоеванные земли в Ливонии как свою собственноть. В том же году Ярослав покинул Новгород и отъехал в своё княжество в Переяславле-Залесском. Новгородский летописец сообщает, что Ярослав будто бы оставил Новгород по своей воле, после чего новгородцы взяли к себе в князья его племянника Всеволода. Но истина была гораздо более тяжелой. Вскоре после отъезда Ярослава между Новгородом и суздальскими князьями началась ожесточенная война. Новгород был занят своими делами и оставил на произвол судьбы завоёванные земли. Только в Юрьеве укрепился князь Вячко с гарнизоном 200 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимире-суздальские князья имели представление о международном аспекте происходившей в Прибалтике борьбы. Достаточно сказать, что, продолжая соперничество за гегемонию на Руси, князь Ярослав Всеволодович в 1206 году пытался занять галицкий стол по соглашению с Венгрией, достался же Галич его смоленскому сопернику Мстиславу Удалому, которого в Новгороде посещало посольство союзного краковского князя. Вот почему после успешных походов на Литву и в Финляндию, правивший в Новгороде Ярослав Всеволодович привёл свои полки и предложил боярскому совету поход на Ригу. Но дело осложнилось тем, что псковское боярство заключило с Ригой особый мирный договор около 1228 года. Воспользовавшись отказом псковских бояр, и Новгород уклонился от похода. Не добившись цели, князь увел полки. Известно, что в 1227 году князь Ярослав Всеволодович с новгородским войском привёл большой полон из Южной Финляндии (Еми); в том же году он распорядился ввести христианство в Карелии. Папство относило и Финляндию и Карелию к сфере интересов крестоносцев. Папа Иннокентий III направил сюда англичанина доминиканца Томаса в качестве нового епископа финнов, его поддержал Гонорий III, требуя торговой блокады врагов веры, то есть карел и русских. Поход Ярослава Всеволодовича в 1227 году вызвал жалобу Томаса, и в 1229 году папа Григорий IX призвал основные торговые центры Прибалтики Линчепинг, Висби, Ригу, Динамюнде и Любек под угрозой отлучения не продавать язычникам и союзным им русским, как это делается и относительно арабов, оружия, лошадей, суда, продукты. Папа ещё в 1232 году распорядился, чтобы немецкий Орден защитил Томаса от нападений (?! – А.А..) Руси». Русский историк И.П. Шаскольский в своей книге «Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII веках, вышедшей в Ленинграде в 1978 году, писал: «Ярослав был вторым сыном Всеволода Большое Гнездо и после смерти отца стал удельным князем в Переяславле-Залесском. Но сидевшему в Новгороде князю Всеволоду Юрьевичу, сыну великого князя Юрия и племяннику Ярослава, было всего 11 лет, и Ярослав был в трудный момент (1223 год) вызван в Новгород, где фактически возглавил внешнюю политику. Позднее, с 1225 года, Ярослав становится уже и де-юре новгородским князем вместо Всеволода. Фигура Ярослава, как, пожалуй, первого выдающегося руководителя новгородской внешней политики незаслуженно забыта нашими историками. Его обычно никак не выделяют из длинной вереницы часто сменявшихся новгородских князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лета 6723 (1215) майа 3 дня Ярослав пришел к Новугороду и встретил его Антоний архиепископ со кресты и со всеми новогородцы. Тогда велели поймать посадника Я куна Зубца и Фому Добрынича, посадника новоторжского. И послал их Ярослав во Тверь, понеже Федор Лазутич оклеветал ему новоторжцев Варнаву и Якуна Нежича, имеющих немалое богатство в злате и сребре. Ярослав же, поверя оному, велел и оных, взяв, туда же сослать. Новогородцы, уведав о том, учинили вече, и была молва в народе великая, и возопя, все пошли к двору Якунову со оружием, и пришед, оной разграбили, а жену и з детьми поймали. Князь Ярослав, озлобясь за Якуна, поймал посадничья сына Христофора. Новогородцы послали к Ярославу просить, чтоб Якуна, яко смутителя, им отдал, а новоторжцев и посаднича сына освободил, опасаясь от народа великого себе беспокойства. Но он, яко вельми был высокомыслен, не послушал, и новогородцы, поймав главного Ярославля советника Стряпа и сына его Леона и обрезав нос и губы, бросили в реку. Ярослав, вельми тем оскорбяся и бояся большого зла, ушел в Торжок и отнял проезд к Новуграду, многих купцов ездясчих переловил и никого ни с чем в Новград не пропустил. И был глад великий, многие отдавали детей своих в работу за жита. Ярослав выслал в Новград Ворока и Поноса, и вывел княгиню свою и с детьми. А купцов новгородских держал скованных более 200 иразослал их по своим городам, велев заключить в темницы. Новогородцы послали к нему посадника Юрия Ивановича да Стефана Твердиславича и других знатных людей просить о примирении, а притом, ежели он хочет князем быть у них, чтоб учинил роту, что ему править по древним их законам и обычаям. Но Ярослав не хотел по безумному их требованию роту им учинить и присланных, взяв, заключил в темницы. И была новогородцам горесть великая. Тогда, учиня вече, с великим мятежом, каялись о том, что изгнали Мстислава Мстиславича, и, согласясь, послали к нему в Торопец послов, прося, чтоб вину их отпустил и принял паки княжение. Мстислав Мстиславич, пришед в Новгород февраля 11, поймав Хохата Григорьевича, наместника Ярославля, вельможу его Якова Станиславича и всех дворян его посажал в темницы. Послали к Ярославу говорить, что он, оставя область Новогородскую, шел из Торжка в свои владения и взятых новгородцев освободил, не принуждая их к войне противо себя. При том Мстислав просил его, чтоб с дочерью его, а своею княгинею, жил по закону честно, как надлежит, а если ему нелюбо, то б, не обидя ее для наложниц, отпустил к нему. Ярослав ответил ему: «Новград сколько вам, столько мне принадлежит и есть нам отчина. Я же зван был новогородцами и пришёл к ним с честию, но они меня обидели, и не могу им не мстить, а с вами, как с братиею, дела никакого не имею».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В конце 1222 года на острове Сарема вспыхнуло восстание эстов, вскоре охватившее всю страну. Восставшие пригласили на помощь румсские войска из Новгорода и Пскова. В ходе последующих событий во главе новгородской внешней политики впервые выступает Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского), с именем которого мы столкнемся и при изучении борьбы против шведской экспансии. Одно только перечисление военно-политических мероприятий по борьбе с немцами, проведенных Ярославом, характеризует его как выдающегося руководителя внешней политики Новгородской Руси, как организатора активной обороны против немецкого наступления. И мы считаем нужным хоть вкратце показать роль Ярослава в борьбе с немецкой агрессией, ибо после этого нам более понятна будет его роль в борьбе со шведами. В 1223 году Ярослав решил воспользоваться эстонским восстанием, чтобы попытаться восстановить новгородское влияние в Прибалтике. С двадцатитысячным войском Ярослав двинулся через Эстонию на Ригу. Но в середине похода ему пришлось изменить маршрут и вместо удара на Ригу заняться осадой неприступного ревельского замка. Реальных результатов Ярослав добиться не смог, поход кончился неудачей. Ярослав продолжал борьбу и дальше: скорее всего именно ему принадлежит идея посылки в Юрьев князя Вячко с русской дружиной. Подавление эстонского восстания немцами и взятие Юрьева в 1224 году завершали немецкое завоевание Прибалтики и явились крупным поражением Новгородского государства. Граница, установившаяся по миру 1224 года по Чудскому озеру и реке Нарове, превратила немецкий рыцарский орден в непосредственного соседа коренных новгородских земель. Русская государственность не сразу примирилась с утратой своих владений в Прибалтике. В 1228 году Ярослав сделал попытку организовать новый поход на Ригу, но правящая верхушка Новгорода и Пскова выступила против князя, не желая нарушать уже налаживающиеся торговые связи с рижскими немцами. В 1234 году Ярослав добился все же организации успешного похода в Ливонию, но изменить границы в пользу Новгорода он уже был не в силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010