затворничества в оковах. По совету преп. Иринарха, затворника Ростовского, он приковал себя к стене цепью. Богобоязненные люди подавали ему в окошко пищу; когда склонял его сон, он становился на колени и держась за цепь, засыпал сном легким и прерывистым; пищею его был только сухой хлеб с водою. (Верюжский, стр. 609–627). Преп. Галактион убит поляками и литовцами 24 сентября 1611 года; тело его погребено в бывшей его келлии. Спустя несколько дет, Варлаам II, архиепископ Вологодский, на месте подвигов преп. Галактиона, благословил построить деревянную церковь Знамения Богородицы, которая потом заменена каменною и при ней устроена обитель, называвшаяся Галактионовою пустынью, а при архиепископе Маркелле в 1654 году построен двухярусный пятиглавый соборный храм Сошествия св. Духа. Под ним в нижней Знаменской церкви почивают под спудом мощи преп. Галактиона. При раке находятся тяжелые его вериги, железная цепь, параман и шапка, сделанная из двух железных полос, крестообразно сложенных с обручем вокруг головы, таким же аналавом, а с другой крестом. На парамане вырезана надпись: «раб Божий Гаврил во имя Отца и Сына и св. Духа обещался терпеть до конца». (Мои «Письма с Севера», стр. 35 и 36). «Житие, по замечанию В.О. Ключевского (стр. 324) любопытно чертами, характеризующими древне-русский взгляд на отшельничество. Житие написано одним из иноков Галактионовой пустыни. Канон написан был позднее, по поручению Вологодского епископа Павла (1716–1725)». По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Сергиева, поуже, на главе схима, ризы монашеския» (Филимонов, стр. 33). 246. Святый благоверный князь Феодор Помещен в списке Вологодских святых, составленном епископом Вологодским Евгением Болховитиновым , в последствии митрополитом Киевским (Вологод. Епарх. Ведомости 1864 г. 1). Вероятно тот же самый великий князь Феодор-Ярослав Всеволодович, отец св. Александра Невского, который упоминается между святыми города Владимира (см. ниже). И в рукописи П.И. Савваитова показан в тех же двух городах. Непонятно, почему в обеих рукописях имя кн. Феодора помещено между святыми г. Вологды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В этом же (1232) году, кажется, в первый раз привелось св. князю Александру испытать горечь разлуки с братом, с которым доселе он постоянно жил вместе. Великий князь Георгий II Всеволодович посылал тогда сына своего Всеволода против Мордвы. C Всеволодом, двоюродным братом своим, участвовал в походе и Феодор Ярославич, вместе с князьями Муромским и Рязанским 47 ... Непродолжительна, конечно, была эта разлука братьев – Феодора и Александра: в 1233 г. мы видим Феодора опять в Новгороде, где Александр оставался.. Но видно, промыслу Божию угодно было непродолжительною разлукою в предшествовавшем году только приготовить их к разлуке, более продолжительной и горькой. Феодор возвратился в Новгород, – но для того, чтобы навсегда почить в нем – сном смертным... Для него уже готова была невеста, – и гости собрались, и свадьба предстояла. Но не свадебным пиром кончились эти приготовления, а погребением: жених скончался! Жалость возбуждало это событие и в посторонних лицах 48 . Отца поразило оно такою горестью, что он не мог оставаться в Новгороде и уехал в Переяславль 49 .Можно же судить, каким тяжким испытанием было это для св. Александра... Теперь одиноким остался он в Новгороде. Последние годы своего княжения в Новгороде (1233–1236) Ярослав провел в борьбе с врагами. Св. Александр был свидетелем отправления его к Дерпту против Ливонских рыцарей, а потом против Литвы, напавшей на (старую) Русу 50 . Промыслу Божию, казалось, угодно было предварительно открыть будущему защитнику Новгорода и всей земли Русской все и внутренние неустройства, и внешние опасности края, где ему надлежало впоследствии действовать. И, как увидим, св. Александр наилучшим образом усвоил те уроки, какими Господь приготовлял его к трудному подвигу правительственного служения отечеству. Под влиянием разнообразных испытании и лишений, в юном Князе, с одной стороны, окрепли и утвердились посеянные еще с детства семена веры и благочестия, с ощутительною силою проявлявшихся во всех действиях последующей его жизни, – с другой, образовался всегда отличавший его характер твердого мужа-христианина, который в жизни видит труд, а не средство к самоуслаждению и покою, и готов на всякий подвиг, как бы ни был он тяжек, лишь бы только служил ко спасению души и к благу ближних. Бедствия Новгорода воспитали в Александре с ранних пор чувство сострадания – начало последующих бессмертных подвигов его во спасение отечества от насилия Татар; внутренние неустройства приучили к благоразумию, которое впоследствии пригодно было и для него самого, и для России, не менее самого чувства сострадания; внешние нападения на Новгород врагов окрестных заранее воспитали в Александре воинственный дух и храбрость, которую современники не знали, как ценить, и которой так много обязан особенно Новгород 51 … Но перейдем к событиям, которые говорят сами за себя. II. Княжение св. Александра в Новгороде (1236–1245)

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка — так ласково называют ее многие. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение. Блаженная Матрона помогает бездетным, вызволяет из самых бедственных обстоятельств и помогает обрести семейным мир. Образ Федоровской иконы Божьей Матери Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь . Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Чудотворная Федоровская икона Божией Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Федоровна. Читать книгу « Святые покровители семейного благополучия » Источник: «Азбука веры» Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное Сейчас в разделе 51  чел. Всего просмотров 2.1 млн. Всего записей 582 ©2024 Азбука супружества к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/semya/svjatye-pokrovite...

Согласно исследованию Мусина, Заволочье (Подвинье), как следует из Уставной грамоты кн. Святослава Ольговича, входит в сферу христианизируемых территорий к 1136/37 г., а начало процесса христианизации следует отнести к началу древнерус. проникновения в регион в 60-70-х гг. XI в.; Полужье и Поплюсье (сев.-зап. окраины Новгородской земли) христианизируются не позднее 2-й пол. XII в., Прионежье (территория вокруг Онежского оз.) - к XIV в., когда здесь появляются первые мон-ри, а регион входит в юрисдикцию архиепископского наместника. Становление церковной организации Юго-Вост. и Вост. Приладожья (Обонежья) в целом завершается к 60-м гг. XIII в. (приписка об «Обонежском ряде» к Уставной грамоте кн. Святослава Ольговича, составленная при блгв. кн. Димитрии Александровиче в пользу архиеп. Далмата), а начало христианизации относится, вероятнее всего, к кон. XI - нач. XII в. ( Мусин. 2002. С. 103-105, 115). На юге Новгородской земли от р. Ловати до оз. Селигер существовал княжеский домен, из которого были выделены волости для передачи Юрьеву мон-рю в 30-х гг. XII в., что должно было способствовать ранней христианизации региона. О становлении церковной организации в Торжке (Нов. Торге) свидетельствует появление здесь в XII в. (по церковному преданию - в 1038) Новоторжского Борисоглебского монастыря. В Сев.-Зап. Приладожье, регионе обитания племенных объединений финно-угорского карельского населения, который, по Мусину, в целом христианизируется к 70-м гг. XIII в. (Там же. С. 105-109), процесс обращения в Православие местного населения был сложным не только из-за стойкости языческих верований, но и по причине конкуренции за эти земли со Швецией, к-рая стремилась распространить здесь католич. веру. Во владимирском княжеском летописании отмечается, что в 1227 г. блгв. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович «послав, крести множество корел, мало не все люди» (ПСРЛ. Т. 1. С. 449), что, впрочем, могло быть реакцией на попытки шведов обратить карел в католичество. Как отметил А. Н. Насонов, карелы и ладожане входят в состав новгородского войска уже в 1-й пол. XII в. ( Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 74), что косвенно, но с большой вероятностью указывает на христ. статус части карел уже в то время. Однако в 1314 и 1337 гг. (вероятно, также в 1278) карелы поднимали восстания против Новгорода и заключали союз со шведами, что сопровождалось насилием в отношении православных.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В Саратов прибудет чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 28 февраля 2007 г. 14:43 С 5 по 12 марта в Саратове будет находиться чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения князем был основан первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя — лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых. Существует множество свидетельств о чудотворности Феодоровской иконы. Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза из огня она выходила невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы особый храм — Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарем он был обращен не на восток, а на север — к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в новый кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии , где и пребывает до настоящего времени. В Саратове чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет предложена для молитвенного поклонения верующим в храме в честь Покрова Божией Матери. По традиции перед этой иконой молятся о семейном благополучии и о даровании чад бездетным супругам, а также о благополучном разрешении от бремени. В дни пребывания иконы, с 5 по 12 марта, Покровский храм будет открыт с 8 до 24 часов. Адрес храма: ул. М. Горького, 85 (угол улиц М. Горького и Б. Горной). Сайт Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/204917.htm...

Александро-Невский храм (Новокуркино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Химкинская земля с давних времен была оборонительным рубежом на подступах к столице нашей Родины. Во второй половине XX века здесь несли свою ратную службу подразделения стратегического назначения, обеспечивающие безопасность воздушного пространства Москвы. Конечно, вооруженные силы с тех пор претерпели серьезную модернизацию, и границы воздушной обороны сильно раздвинулись, но память об этом жива и доныне. Когда поднялся вопрос о расширении города, был принят план строительства нового жилого микрорайона на месте одной из воинских частей, передислоцированных на дальние рубежи. Строительная компания, приступая к проектированию, высказала свое пожелание, что на территории жилого комплекса должен обязательно находиться православный храм, посвященный русскому святому воину. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия перед началом строительства первого высотного дома состоялось освящение закладного камня храмового комплекса во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Это торжественное событие произошло 21 сентября 2004 года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. А поскольку закладка происходила в чистом поле, то и богослужения сначала совершались «в походных условиях» – в военной палатке, приспособленной под временную церковь. Первым объектом комплекса стал построенный в 2006 году крестильный храм-звонница в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ особо почитал святой благоверный князь Александр Невский. В 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович, носивший в святом крещении имя Феодор (отсюда наименование – Феодоровская), благословил этой иконой своего сына Александра на брак. С тех пор святыня всегда была с благоверным князем Александром, вплоть до его смерти в 1263 году. В настоящее время Феодоровская икона находится в Костромском Богоявленском кафедральном соборе. В 2007 году были освящены колокола звонницы. «Голос» храма тщательно подбирали, изучали опыт других храмов. В результате приобрели колокольный ряд производства уральских мастеров. Его отличительной особенностью является оригинальное художественное оформление. На двух больших колоколах изображены преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, на самом большом колоколе – Рождество Христово, Покров Божией Матери, святые апостолы Петр и Павел, Иоанн Креститель. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

П.В. Долгоруков Князья Шуйские Знаменитая в русской истории фамилия князей Шуйских, происходящая от князей Суздальских, угасла в России в 1638 году, но продолжала существовать в Литве (нынешних западных губерниях). Эта литовская ветвь князей Шуйских происходит от князя Ивана Дмитриевича Шуйского, по прозвищу Губка выехавшего из России в Литву при Царе Иоанне IV. Потомство князя Губки разделилось на две отрасли, из коих одна поселилась в Литве, другая на Волыни; сия последняя отрасль угасла в начале девятнадцатого века 84 , а литовская существует и поныне. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО X: Великий Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, рождение 1190 † 1246 (см. статью о князьях Щепиных-Ростовских) КОЛЕНО XI: Святый благоверный Великий Князь Александр Ярославович Невский (во иноках Алексий), рождение 1220 † 1263; женат на княжне Полоцкой Александр-Вассе Брячиславовне 85 КОЛЕНО XII: Князь Василий Александрович † 1271 Князь Дмитрий Александрович † 1294 Андрей Александрович, Великий Князь Российский † 1304; женат на княжне Василисе Дмитриевне Ростовской Князь Даниил Александрович Московский † 1303; родоначальник Великих Князей Московских Княжна Евдокия Александровна КОЛЕНО XIII: Князь Александр Дмитриевич † 1292 Князь Иоанн Дмитриевич Переяславский † 1302 Княжна Мария Дмитриевна, за Довмонтом, князем Псковским Князь Юрий Андреевич † 1279 Князь Борис Андреевич † 1303 Князь Михайло Андреевич Суздальский КОЛЕНО XIV: Князь Василий Михайлович Суздальский † 1309 КОЛЕНО XV: Князь Константин Васильевич Суздальский † 1355; женат 1. на Анне Васильевне; 2. на Елене NN КОЛЕНО XVI: Князь Андрей Константинович Суздальский и Нижегородский † 1365; женат на Василисе NN (во инокинях Феодоре) † 1377 Князь Дмитрий-Фома Константинович Нижегородский и Суздальский, и в продолжение некоторого времени Великий Князь Владимирский † 1383 Князь Борис Константинович Городецкий, потом князь Нижегородский и Суздальский † 1394; женат на княжне Марие Ольгердовне Литовской Князь Дмитрий Константинович Ноготь, угасших князей Ногтевых

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Летописцы прославляли внука святого Мстислава Великого, святого князя Мстислава Новгородского (†1180 г.), душа коего «всегда рвалась на дела великие.» Смиренный перед старшими родом и летами, ласковый, приветливый, князь сей – красивый, мужественный, со светлым и смелым взглядом голубых очей, исполинского роста и страшной силы, имел удачу в сражениях, соединял младенческое добродушие с пылкостью сердца благородного, нена-видевшгего неправду. Он был милосерд к бедным и сиротам, усердствовал к Богу и Церкви. Говорил дружине: «За нас Бог и правда, умрем сегодня или завтра, умрем лишь с честью.» Таким же, как мы читали выше, был и святой Васильке, князь Ростовский, замученный татарами. «По правде меня крест убил,» – сознавался неправый князь Ярослав Всеволодович после поражения, нанесенного ему в 1216 году князем Мстиславом Мстиславичем Удалым и другими князьями. «Добрые мужи, псковичи! Кто из вас стар – тот мне отец; кто молод – тот брат. Помните отечество и Церковь Божию,» – говорил святой князь Довмонт-Тимофей († 1299 г., 20 мая (2 июня), недавний выходец из Литвы, ранее язычник, но затем всею душою воспринявший истину православия. «Я всегда любил отечество, но не мог прекратить наших злобных междуусобий; буду доволен, если хотя смерть моя успокоит землю Русскую,» – смиренно говорил своему духовнику святой великий князь Михаил Тверской, отправляясь на гибель в Орду. «Осязай святыню, правитель народа христианского. Управляй им и впредь с ревностью. Ты достигнешь желаемого: но все суета и тление на земле,» – говорил в 1596 г. благочестивый царь Феодор Иоаннович Борису Годунову, приказывая прикоснуться к мощам святого митрополита Алексия, перекладывавшимся в новую раку. Сознание бренности земной суеты приводило многих князей к принятию схимы перед смертью. «Святый Владыко! – говорил Дмитрий Святославович, князь Юрьева Польского (†1269 г.), принимавший схиму от епископа Ростовского. – Ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как доброго воина Христова. Там в жизни вечной царствует Бог милосердия, иду служить ему с верой и надеждой.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына святого князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному князю Василию Ярославичу (с 1272 года — великий князь Владимирский), младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом: накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата — по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спас на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в первой половине XX века, была возрождена в 1990 году. Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского. Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/4998441.ht...

В Кузбасс прибудет главная святыня дома Романовых Кемерово, 6 августа 2007 г. Великая православная святыня - чудотворная икона Божией Матери Феодоровская (подлинник) – будет находиться в Кемеровской епархии с 15 по 26 августа. Икона прибудет для поклонения верующих из постоянного места своего пребывания - кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора Костромской епархии. Принесение иконы в Кузбасс осуществляется по просьбе губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и приурочено к областному празднованию Дня Шахтера, сообщает пресс-служба Кемеровской епархии . Организаторы прибытия святыни в Кузбасс – Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Администрация Кемеровской области. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием в 13 веке близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения, князем был основан первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя — лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева Пятница, покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней дома Романовых. Именно он и пребудет в Кемеровскую епархию.

http://pravoslavie.ru/23417.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010