С государственной самостоятельностью Руси надолго покончено. Северо-Восточная Русь и юго-западные княжества смогли, признав Батыя свои верховным государем, сохранить прежнюю структуру княжеского управления и местные династии Рюриковичей. Но южные земли с Киевом, Переяславлем, а также часть Черниговского княжества и Подолия стали территориями, непосредственно управляемыми монголами, которые держали там свои войска. Эти земли наиболее пострадали от монголов, а после нашествия более всего испытывали на себе их насилие. Поэтому большая часть населения отсюда бежала на Северо-Восток или в Галицию. Укрываться от монголов в почти безлесой Киевской земле было очень сложно. Князья, сохранившие свои уделы, отныне получали от хана ярлык на управление своими княжествами. Уже в 1242 г. князь Ярослав Всеволодович, отец св. Александра Невского, отправившись в ставку Батыя, был утвержден великим князем Владимирским. Ярослав также должен был отправиться и в Каракорум, ко двору великого хана монголов Гуюка. Подобные визиты в Орду или в Монголию на первых порах после завоевания Руси должно было совершать большинство русских князей. Поездку в Орду, на поклон к Батыю, вскоре был вынужден совершить и Даниил Романович Галицкий. В 1246 г. в Орду прибыл и св. князь Михаил Черниговский. Он ехал фактически на верную смерть, так как его активная борьба с монголами и убийство послов в Киеве не давали никаких шансов на помилование. Михаилу было предложено пройти через очистительные языческие огни и поклониться идолу Чингисхана, что православный князь с негодованием отверг. Михаил проявил себя не лучшим образом в борьбе с Даниилом Галицким и в годы нашествия Батыя. Известно, что на Лионском соборе он пытался заручиться помощью западных католических держав в борьбе с монголами. Но в конечном итоге князь Михаил на исходе жизни многое переосмыслил как православный христианин и возвысился над своими духовными немощами. Его жизнь была увенчана мученическим подвигом: за отказ совершить языческий обряд Михаил и его верный боярин Феодор были казнены по приказу Батыя.

http://sedmitza.ru/lib/text/436245/

Посему противящийся власти противится Божию постановлению, а противящиеся подвергнутся осуждению» ( Рим.13:2 ). Таково заключение жития святого князя Игоря! † Преставление благоверного князя Феодора Ярославича Святый князь Феодор был старший сын князя Ярослава Всеволодовича, родившийся в 1219 г. По летописям он и младший брат его Александр в 1228 г. оставлены были отцом в Новгороде, как представители его власти. И не прошло года, как поднявшийся мятеж принудил их тайно уехать к отцу; в конце 1230 г. Ярослав снова призван был Новгородцами и опять оставил у них княжить Феодора и Александра. В этот раз в Новгороде была жизнь весьма тяжёлая. Страшный голод и мор истребляли людей; а страшный пожар опустошил почти половину города. В 1232 г. юный князь Феодор должен был отправиться на войну. Великий князь Георгий посылал тогда сына своего Всеволода против Мордвы. – Князь Феодор Ярославич и князья Рязанский и Муромский участвовали в походе Всеволода против мятежных дикарей. В следующем году видим Феодора опять в Новгороде. Юный князь, по воле отца, должен был вступить здесь в брак; для него уже готова была невеста и гости собрались и пир был готов. Но не свадебным весельем окончились приготовления, а плачем погребальным: жених скончался. Это было 5 июня 1233 г. 40 . Тело юного князя положено было в Юрьеве монастыре 41 . В 1614 г. во время нашествия Шведов, ругавшихся над всем святым, гроб святого князя был вынут и открыт наглыми солдатами Шведскими. По известию 1634 г. «Немцы в церкви великомученика Георгия, в монастыре, ищущи поклажи, обрели человека цела и неразрушима в княжеском одеянии и, вынув из гробницы яко жива, поставили у церковной стены 42 . Митрополит Исидор, услышав о том, выпросил у Делагардия дозволение перенести гроб в Новгородский Софийский собор; в это время не только оказались нетленными мощи девственного князя, но они источили исцеления. Святые мощи с того времени покоятся открыто при входе в приделе святого Предтечи 43 . «Будьте же и вы готовы; ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий» ( Лк.12:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С государственной самостоятельностью Руси надолго покончено. Северо-Восточная Русь и юго-западные княжества смогли, признав Батыя свои верховным государем, сохранить прежнюю структуру княжеского управления и местные династии Рюриковичей. Но южные земли с Киевом, Переяславлем, а также часть Черниговского княжества и Подолия стали территориями, непосредственно управляемыми монголами, которые держали там свои войска. Эти земли больше всего пострадали от монголов, а после нашествия подверглись самому жестокому насилию. Поэтому большая часть населения отсюда бежала на Северо-Восток или в Галицию. Укрываться от монголов в почти безлесой Киевской земле было очень сложно. Князья, сохранившие свои уделы, отныне получали от хана ярлык на управление своими княжествами. Уже в 1242 г. князь Ярослав Всеволодович, отец св. Александра Невского, отправившись в ставку Батыя, был утвержден великим князем Владимирским. Ярослав также должен был отправиться и в Каракорум, ко двору великого хана монголов Гуюка. Подобные визиты в Орду или в Монголию на первых порах после завоевания Руси должны были совершать большинство русских князей. Поездку в Орду на поклон к Батыю, вскоре был вынужден предпринять и Даниил Романович Галицкий. В 1246 г. в Орду прибыл и св. князь Михаил Черниговский. Он ехал на верную смерть, так как его активная борьба с монголами и убийство послов в Киеве не давали никаких шансов на помилование. Михаилу было предложено пройти через очистительные языческие огни и поклониться идолу Чингисхана, что православный князь с негодованием отверг. В свое время, в годы нашествия Батыя, Михаил не лучшим образом проявил себя в борьбе с Даниилом Галицким. Известно, что на Лионском соборе он пытался заручиться помощью западных католических держав в борьбе с монголами. Но в конечном итоге князь Михаил на исходе жизни многое переосмыслил как православный христианин и возвысился над своими духовными немощами. Его жизнь была увенчана мученическим подвигом: за отказ совершить языческий обряд Михаил и его верный боярин Феодор были казнены по приказу Батыя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(† 7.02.1238, Владимир-на-Клязьме), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238). Основные биографические сведения о нем сохранились в т. н. лаврентьевско-троицкой группе летописей, а также в агиографическом цикле, посвященном Владимирскому блгв. вел. кн. Георгию (Юрию) Всеволодовичу . Возможно, М. был пострижеником владимирского Рождественского монастыря, ктиторами которого были члены великокняжеской семьи Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и его жены св. блгв. кнг. Марии Шварновны . 22 авг. 1191 г. во Владимире-на-Клязьме по их приказу и по благословению Ростовского еп. Иоанна была заложена каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 409). По-видимому, к этому времени М. уже стал иноком владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Осенью 1196 г. он мог присутствовать на торжественном освящении Рождественского собора обители (Там же. Стб. 413), 13 апр. 1212 г.- на похоронах вел. кн. Всеволода Большое Гнездо (Там же. Стб. 437), а 2 февр. 1218 г.- на похоронах Владимирского вел. кн. Константина Всеволодовича (Там же. Стб. 443). В 1214/15 г., после того как игумен обители Симон стал епископом Владимирским и Суздальским, М. был назначен настоятелем владимирского Рождественского мон-ря. 7 сент. 1219 г. участвовал в торжественном освящении («великым священьем») ц. Рождества Пресв. Богородицы, на к-ром присутствовали Владимирский блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, его брат переяславский кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович и сын кн. мч. Всеволод (Димитрий) Георгиевич («игуменьство держащю Митрофану» - Там же. Стб. 444). 22 мая 1226 г. М. мог присутствовать при отпевании и погребении еп. Симона во владимирском Успенском соборе (Там же. Стб. 448). 14 марта 1227 г. здесь же М. был возведен во епископы «Суждалю и Володимерю, Переяславлю» Киевским митр. Кириллом I (II) и 4 епископами в присутствии всех членов великокняжеской семьи - кн. Георгия Всеволодовича и его братьев.

http://pravenc.ru/text/2563408.html

Изяслав согласился на мир. И, однако, к. Георгий Долгорукий заставил Изяслава бежать из Киева на Волынь. 338 В 1150 г. «Кн. Святослав Ольгович перенес мощи брата своего Игоря в Чернигов и их положили у св. Спаса в тереме». Это было 5 июня. 339 – С того времени стали праздновать память благов. князя Игоря». 340 – Икона Божией Матери, пред которою молился блаж. князь–инок, ныне находится в великой церкви печерской лавры. 341 «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, а существующие власти от Бога учреждены. Посему противящийся власти противится Божию постановлению, а противящиеся подвергнутся осуждению» ( Рим.13:2 ). Таково заключение жития св. к. Игоря! Преставление благов. князя Феодора Святой кн. Феодор был старший сын к. Ярослава Всеволодовича, родившийся в 1219 г. По летописям он и младший брат его Александр в 1228 г. оставлены были отцом в Новгороде, как представители его власти. И не прошло года, как поднявшийся мятеж принудил их тайно уехать к отцу: в конце 1230 г. Ярослав снова призван был новгородцами и опять оставил у них княжить Феодора и Александра. В этот раз в Новгороде была жизнь весьма тяжелая. Страшный голод и мор истребляли людей; а страшный пожар опустошил почти половину города. В 1232 г. юный князь Феодор должен был отправиться на войну. В. к. Георгий посылал тогда сына своего Всеволода против Мордвы. – Кн. Феодор Ярославич и князья рязанский и муромский участвовали в походе Всеволода против мятежных дикарей. В следующем году видим Феодора опять в Новгороде. Юный князь, по воле отца, должен был вступить здесь в брак: для него уже готова была невеста и гости собрались и пир был готов. Но не свадебным весельем окончились приготовления, а плачем погребальным: жених скончался. Это было 5 июня 1233 г. 342 Тело юного князя положено было в Юрьеве монастыре. 343 – В 1614 г. во время нашествия шведов, ругавшихся над всем святым, гроб св. князя был вынут и открыт наглыми солдатами шведскими. По известью 1634 г. «Немцы в церкви великомученика Георгия, в монастыре, ищущи поклажи обрели человека цела и не разрушена в княжеском одеянии и вынув из гробницы яко жива, поставили у церковной стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть День памяти первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева 27.04.2024 1 Время на чтение 14 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). Феодоровской иконы Божией Матери (1613). По преданию Феодоровская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой. Свое название она получила от отца Александра Невского великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского. Вскоре в Костроме им была построена церковь Феодора Стратилата и основан Феодоровский монастырь близ Городца. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью Царя Михаила – инокиней Марфой.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/27/de...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Память 14 марта , 16 августа Согласно церковному преданию, написана евангелистом Лукой ; по иконографии близка к Владимирской иконе Божией Матери . Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича , носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого великомученика Феодора Стратилата . Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (впоследствии на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь ). Князь Ярослав-Феодор , ставший после гибели святого Юрия в битве с татарами на Сити великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира , а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского , вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при князе Александре, была его моленным образом. После его смерти (14 ноября 1263 года) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием . В 1276 году князь Василий умер в Костроме и там же был погребен. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата . Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени . В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлён при избрании на царство Михаил Романов . В память об этом историческом событии иконе было установлено повсеместное празднование 14 марта . Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

http://drevo-info.ru/articles/9649.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева 08:00 27.03.2024 143 Время на чтение 14 минут Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). Феодоровской иконы Божией Матери (1613). По преданию Феодоровская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой. Свое название она получила от отца Александра Невского великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского. Вскоре в Костроме им была построена церковь Феодора Стратилата и основан Феодоровский монастырь близ Городца. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/27/de...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В 1127 г. М. В. вмешался в конфликт между бывш. черниговским кн. Ярославом Святославичем и его племянником тмутараканским кн. Всеволодом (Кириллом) Ольговичем. Под давлением мачехи и части духовенства М. В., нарушив данное полочанам крестоцелование, поддержал насильственную смену власти в Чернигове в пользу Всеволода, выдав за него свою дочь кнж. Марию. Летом 1127 г. М. В. организовал масштабный поход против правителей Полоцкой земли, детей и внуков кн. Всеслава Брячиславича , подвергшихся опале за отказ участвовать в общерус. действиях князей. При этом кн. Давид Всеславич был смещен, на его место посажен Рогволод (Борис) Всеславич, который, однако, вскоре умер. В 1129 г. под предлогом нарушения полочанами крестного целования нек-рые местные князья были арестованы и сосланы в почетную ссылку в Византию (двое из них вернулись на Русь лишь в 1139/40), а на полоцкий стол был посажен сын М. В. Изяслав. Т. о. правитель Киева подчеркнул свое старейшинство и сеньориальные права на всю Русскую землю. М. В. организовал успешные походы на языческие окраины Древнерусского гос-ва - на чудь (1130; на территории совр. Эстонии) и на усиливавшуюся Литву (1131). Кончина блгв. кн. Мстислава Владимировича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 81 об.) Кончина блгв. кн. Мстислава Владимировича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 81 об.) По мнению В. Л. Янина , в 1125 г. или немного позже М. В. удалось отменить ограниченное новгородцами имущественное положение Рюриковичей в Новгородской земле. Действуя в пользу своего сына Всеволода, М. В. удалось закрепить за ним доходы не только с части новгородских, но и сев. смоленских земель. В состав домениальных владений Мстиславичей вошла новгородская волостка Буец в верховьях р. Полы. Между 1128 и 1130 гг. (ближе к 1130) эту свою вотчину отец и сын завещали вместе со всеми доходами (правом на осеннее полюдье в 25 гривен, дань, виры и продажи) и серебряным блюдом весом в 30 гривен братии Юрьева новгородского монастыря во главе с игум. Исаией. В связи с этим по приказу М. В. была написана жалованная грамота - древнейший из сохранившихся древнерус. актов на пергамене (оригинал не сохр., во 2-й пол. XII в. с него была снята копия, написанная твореным золотом; в 1-й трети XIII в., во время своего новгородского княжения, ее подтвердил своей печатью блгв. вел. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович ).

http://pravenc.ru/text/2564290.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010