Троица в виде трех ангелов и принесение в жертву Исаака 161 ; на сводах над хорами с северной стороны лобзание Иудино, с южной – неясный эпизод из истории страданий Иисуса Христа, как видно из остатка надписи... «како предается на смерть»... Внизу на западной стене страшный суд. В средине картины 162 художник представил Христа Судью в миндалевидном ореоле, с простертыми дланями; по сторонам Его Богоматерь и Предтеча в обычном молитвенном положении и 12 апостолов на престолах с книгами в руках; позади апостолов 12 ангелов. По правую сторону апостолов два ангела – один трубит вниз, другой вверх; несколько ниже мертвые встают из гробов; Архангел Михаил свертывает небо, представленное в виде свитка с изображенными на нем солнцем и луною. Под троном Спасителя уготование престола, подле которого направо Адам и Ева коленопреклоненные, а налево ангел с праведными весами и душою в виде маленькой человеческой фигуры; далее, налево 163 семь отдельных групп праведников: лик апостолов, лик пророков, мучеников, отцов в кресчатых фелонях, черноризцев, свв. жен и еще одна группа, в которой находится и ап. Павел (?); впереди этой группы ап. Петр с ключом. Первые шесть групп обращены к трону Спасителя, т. е. к центру картины, а последняя направляется в противоположную сторону, очевидно, к раю. Рай изображен отчасти над этими группами, отчасти на южной стене: в уровень с апостолами на престолах представлена Богоматерь также на престоле среди двух ангелов, рядом благоразумный разбойник с перевязкою по чреслам. Продолжение картины рая на южной стене: здесь среди деревьев изображен Авраам с душою праведного на лоне, украшенного нимбом, подле Авраама кучка других душ 164 . Ад представлен с правой стороны 165 : рядом с Адамом и Евою сидит на звере сатана – огромный старик с длинными усами и щетинистыми волосами; он держит на руках Иуду; далее апокалипсическая жена блудница на звере; в руках ее сосуд, из которого пьет обвившийся вокруг нее змей. Продолжение на северной стене: пять ящиков с выставляющимися из них человеческими головами означают мучения грешников; ниже евангельский богач в огне. Нельзя сказать, чтобы эта картина отличалась правильностию и последовательностию в расположении частей; по местам недостает в ней симметрии; некоторые части, как напр. сатана с Иудою поставлены не на своих местах. Но в отношении полноты частей и их сохранности она представляет явление редкое: это первый по древности образец полной картины страшного суда в стенописях 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Мальчика она держала левой рукой, вторая рука была опущена. Ребенок находился ко мне спиной, но когда я подходил, успел увидеть, что Он был голубоглазый, с чуть курносым носом и светлыми кудрями, одежду не запомнил. Держала Она Его чуть сбоку. Он вел себя спокойно, за все время издал только какие-то два детских звука. Возраст Сына мне трудно определить, здесь неприменимы человеческие мерки. Но мне кажется, около 2-3 лет, Он был уже не новорожденный, самостоятельно мог ходить. Поравнявшись с Ними, я вновь пересек какую-то невидимую линию, и Они исчезли, я решил вернуться, сделал шагов пять назад, думаю, что же будет, неужели появятся? Богоматерь с Младенцем вновь появились. Я хотел подойти, но сначала был с оружием, потом в военной форме, кроме того, интересное явление происходило с моим разумом: мозг не давал команды физическому телу приблизиться, он как бы работал автономно. Потом, я подумал, что мешаю совершению какого-то обряда – весь вид Богоматери выражал скорбь, и я решил, что Она оплакивает погибшую семью. Не могу объяснить свое состояние на тот момент – какие-то неземные чувства испытывал, душа радовалась. Нельзя это описать, насколько можно человеческим языком сказать – дух положительный появился. Но интересно, что разум этой радости недопонимал, не мог до конца осмыслить, дать оценку. Я находился как бы в нейтральном состоянии: голова противоречила внутреннему «я». Из-за этого, по большей части, и не стал никому ничего рассказывать, самому надо было разобраться. Пошел на работу – внутри радость переполняет, а выдать ее никому не могу, думаю, сейчас обсмеют. Скажут, что на войне испугался или с ума сошел. В первый раз в жизни со мной такое произошло, никогда подобного не случалось. Я не стал ничего афишировать, решил подойти ко всему аккуратно: в церкви внимательно рассмотрел иконы, сравнил. В храме слева от бокового входа есть образ Богоматери, и хоть лица Ее я не видел, мне почему-то кажется, что на нем лик похож. Младенец похожий на иконах есть, только у Того, что я видел, кудри более крупные.

http://pravmir.ru/cxinval-paryashhaya-na...

Участники конференции показали фотографии современных икон, напрямую иллюстрирующих отход от традиции и полное непонимание символики святых образов. Например, — изображение Богоматери «Футбольной», где Богомладенец изображен с мячом в руках (в преддверии чемпионата Европы по футболу, это икону на Украине благословил один из католических епископов). Также было показано множество очень низких по качеству живописных изображений Богоматери и святых, широко распространенных в христианских храмах. Эксперты также продемонстрировали на конференции богатую коллекцию примеров, как постепенно принципы актуального искусства, вторгаясь в пространство храма, разрушают его изнутри. Были представлены доклады, в которых подробно анализируются положения Второго ватиканского собора и их влияние на развитие искусства католической церкви. Кроме того, иконописцы представили подробный анализ положений VII Вселенского собора, который положил конец иконоборчеству и сформулировал догмат об иконопочитании. В свою очередь член союза художников России, скульптор-реставратор, настоятель храма священномученика Климента протоиерей Леонид Калинин напротив, привел пример гармоничного сочетания художественного таланта и ясного понимания канона в иконописи: творчество монахини Иулиании (Соколовой). По мнению отца Леонида, такое явление в столь непростые для Церкви советские годы стало возможным благодаря личному христианскому подвигу тайной монахини, ее глубокой религиозности. В рамках конференции в Международном фонде славянской письменности и культуры до 5 февраля проходит выставка работ преподавателей и студентов ПСТГУ, православного института «Со-действие» и иконописной школы имени иконописца Алипия Печерского «Прикладное церковное искусство — традиции и современность». 28 января 2013 г. Рейтинг: 6 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/59058.html

Древнейшие памятники на Западе совершенно сходны с византийскими; таковы изображения в катакомбах Валентина VII в. 481 , скульптура престола в церкви Св. Мартина VIII в. 482 , мозаика в церкви Марии ad praesepe 483 , миниатюра в кодексе Эгберта 484 , новгородские корсунские врата 485 , пизанские врата 486 , рельефное изображение на престоле в Читта ди Кастелло в Умбрии 487 . Но на окладе Евангелия в галерее Мазарини эпохи Каролингов 276 Богоматерь является к Елизавете в сопровождении ангела; служанка Елизаветы также присутствует при встрече. В западных лицевых рукописях и гравюрах Богоматерь и Елизавета нередко держат одна другую за руки (лат. мол. нац. библ. 1176, л. 51; 1161, л. 55 об.; грав. 26) 488 или просто стоят и беседуют 1162); возле Богоматери ангел 1176, 9355, л. 61) или служанка, держащая длинный шлейф платья Богоматери 1161); иногда Елизавета стоит на коленях перед Богоматерью 9561, л. 130 об.), иногда Богоматерь и Елизавета сидят на полу и беседуют (нац. библ. Ital. 115, л. 14); Богоматерь представляется чреватой (импер. публ. библ. О. v . 1. 75 и 77, л. 48; Q. 1. 109, л. 43; ср. там же испанский бревиарий, где Богоматерь и Елизавета чреваты), что неверно исторически и, во всяком случае, слишком грубо. Богоматерь является здесь иногда в сопровождении Иосифа 115, л. 13) с книгой в руках (молитвенники публ. библ.); дом Елизаветы имеет вид палат готического стиля (О. 1. 73) или – Возрождения (Breviar. Grimani). Некоторые из западных художников 489 трактовали этот сюжет с подобающей скромностью, согласно с рассказом Евангелия, и не вводили сюда посторонних лиц: таковы картины Рафаэля в мадридском музее и Марриотто Альбертинелли во флорентинской галерее Уффици 490 : простые и величавые фигуры Богоматери и Елизаветы ясно различаются по физиономическим признакам; но общая схема, положение фигур, спокойствие их напоминают лучшие древневизантийские образцы. Андрей Пизанский на бронзовых дверях флорентийского ваптистерия допускает служанку, сопровождающую Богоматерь, а Фаддей Гадди в барончельской капелле – двух служанок 491 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

«Я хочу быть малым, гордым и святым», – вещает Человек в «Тиртее» Пшибышевского. Вот пример. Герой хочет соединить воду с огнем, бесконечное с конечным, диавола с Богом ( 2Кор. 6, 15 ). Но «как овца с волком не сходится для деторождения, – говорит преп. Марк Подвижник 778 – так и болезнование сердечное [т. е. смирение, почитание себя за малость, за ничто] не соединяется с пресыщением [и гордостию] для зачатия добродетелей». Почему же автор произносит такой умоисступленный вздор устами выведенного им типа? Потому что герои Пшибышевского, как известно, все «сверхчеловеки», то есть гордецы высшей степени, они мыслить и говорить иначе, как сумасбродно, не могут. Но как ни невероятно это соединение гордости со святостью в устах Пшибышевского, известная шведская писательница Сельма Лагерлёф в «Легенде о птичьем гнезде» пошла еще дальше: она вывела тип деятельно-практический, замечательный тем, что он совмещает в себе вышеупомянутые несовместимые качества. Таким образом, пожелание превращается в дело, хотя только на бумаге. Но важно тут одно, что писателей нисколько не задевает невозможность существования даже для мысли таких типов. Такое же мышление мы находим у художественных критиков, философов, историков и других. Вот, например, отзыв С. Рейнака о «Pieta» Скорбь (итал.); скульптура Микеланджело, известная еще под названием «Оплакивание Христа». – Прим, составителя.) Микеланджело в соборе св. Петра: «Микеланджело смело положил тело Христа на колени задрапированной Богоматери и сумел извлечь из этого контраста поразительный эффект. Богоматерь страдает молча; величие и гордость [это у Богоматери-то, смиреннее Которой никого нет на свете среди созданных тварей! – Лк. 1, 48 ] не позволяют Ей плакать» 779 Что все это значит? А то, что помрачение не единичный факт, а явление, общее для писателей. Ведь примеры эти можно бы умножить до любого количества. Пойдем далее. Поскольку писатели и философы выходят из культурной среды и питаются ее соками (а не церковно-благодатными), постольку они отражают в себе и в своих произведениях общий строй мыслей своей эпохи, то есть гордый, а та, в свою очередь, поскольку питается их сочинениями, постольку воспитывается в понятиях и их авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Ибо что означают они и как можно «видеть» новое небо и новую землю? Очевидно, речь идёт о пророческих вдохновениях определённого содержания, вызывающих определённые образы, подобно аналогичным случаям с другими пророчествами, как, например, Иезекиилевы видения Иерусалимского храма и др. Но в этих последних главах хотя и говорится о действиях Христовых и словах Его, но не имеется прямо видений Христа и о Христе, как в случаях предыдущих. Заканчивая же этот обзор последних, мы должны ещё раз выразить общее догматическое о них суждение. Именно в них не говорится о Парусии как втором пришествии Христовом но плоти, но не говорится и об «явлениях» Христа на земле, подобных или схожих с теми, которые имели место по воскресении Его и до вознесения, согласно Евангелиям. В вознесении Христос плотью удаляется из мира вплоть до Парусии, которая в своём роде остаётся единственной и не повторяется. От этих явлений, как и от Парусии, видения Христа апокалиптические отличаются и однако суть Его пришествия в мир и действия в нём особого, духовного характера. Они являются событиями в истории, исторически-мирового значения. Постольку они в пророческом предзрении духовно и созерцаются пророком, переживаются им, облекаются в соответствующие образы в словесной передаче. Но, во всяком случае, это не суть только образы пророческого вообразительного вдохновения, ни духовные события, которые переживаются в пророческом видении ранее своего наступления во времени подобно тому, как это было с некоторыми важнейшими ветхозаветными прозрениями грядущего события. Область созерцаемого и переживаемого тайнозрителем здесь расширяется за пределы этого мира, в трансцендентное для него. Всё это даёт достаточное основание заключить, что присутствие Богоматери, если не прямое Её явление, дано и чувствуется в Откровении. А это даёт повод поставить всё тот же общий вопрос о природе явлении оттуда, из мира божественного, духовного, загробного, по отношению к нашей эмпирии трансцендентного. И, в частности, прежде всего этот вопрос должен быть поставлен относительно Богоматери и Её явлении в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1038 В 507 году император Анастасий I-й велел написать священнику секты манихейской иконы, удалявшиеся от православных традиций, и этого было достаточно, чтобы произвести мятеж. До сих пор у тех народов, которые получили из Византии священные изображения вместе с религией, повторяются, без изменения, на образах одни и те же типы, сохраняются при изображении Спасителя, Богоматери, святых, и т. д. одни и те же позы, формы одежды, колорит. В России, напр., народ молится образам, написанным по старому образцу, и не будет креститься перед Мадоннами итальянской школы. 1039 То же явление повторяется в гражданской жизни народов Азии и европейиских арийцев; у первых – мы видим неподвижность в, раз выработанных, социальных формах, у вторых – постоянное движение и разработку новых гражданских начал. 1041 В монастырях Афонской горы показывают живопись, как, напр., лики Богоматери и фигуры ангелов-воинов, в самом деле, большого художественного достоинства, но трудно доказать, что они были написаны Панселином, жившим, как предполагают, в Х-м столетии. 1042 Можно было бы подумать, что некоторые из этих фигур прямо скопированы с мозаик византийского стиля, как, напр., та, которая написана в глубине деревянного саркофага, приблизительно, II-ro столетия по Р. X., находящегося в египетском музее во Флоренции (Sala Alessandrina e Cipriota 1). 1043 Древние греки равномерно, до развития эллинической культуры, удивлялись технике Египта и азиатских народов. Следы этого мы находим в Илиаде Гомера. 1044 Памятник мусивной живописи, находившийся в этой часовне, равно как и части мозаик святой Констанции не существуют, но известны нам по рисункам. 1045 Потому то первоначальные религии имеют не монотеистический, политеистический, ни пантеистический, а пандемонический характер. 1046 Действие их, однако, всегда сильнее в первый период образования мифов, чем в последующие эпохи. 1047 Последние участвуют также в составлении религиозных идей и могут вести арийцев к раздроблению понятия о боге, т. е. к политеизму, а семитов, напротив, к соединению его, т. е. к монотеизму, но не определяют, однако, характер самого божества. Точно также, при превращении слова в миф, как это указывает нам филология, характер последнего формируется, согласно натуре людей, в которых совершается процесс составления божественного образа из слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умоли сына твоего и Господа Бога нашего не оставить всех грешных, всех любящих тебя без святого твоего заступничества. Помяни всех мне близких, всех далёких, всех людей добрых, всех страждущих, всех немощных, всех за кого просили меня молится, всех за кого некому молится так же. Славим тебя честнейшую Херувим, славнейшую без сравнения Серафим. Благословенна ты в женах и благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Раб Божий Яков 2011/06/29, 21:00:11 Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, Даждь силу рабом Твоим, Мати Пресвятая, благословение всем любящим и славящим Тебя. р.Б. Яков 2011/05/31, 06:16:55 Владычица Небесная Пресвятая Госпоже Богородице Игуменья Афонская, спаси нас грешных. Излечи мою мать болящую рабу Божию Нину, управи жизнь дочери Инны,помоги отцу р.Божиему Димитрию. Не остави нас без Всесильной твоей Помощи, Пречистая! раба Божия Ирина 2011/05/30, 01:35:22 Как радостно всё это читать.Господи, помоги всем кто трудится над этим сайтом! Дай вам Бог силы, умения, здоровья, материальную помощь и всего того что вам необходимо. Наталья 2011/05/29, 18:50:05 Пресвятая Богородице, спаси нас, грешных! Любовь 2011/05/29, 15:42:45 Прими мой низкий поклон. Благодарю Тебя за молитвы о нас грешных. Спасибо Тебе за помощь и заступничество, которое неустанно творишь. Не оставляй нас в море житейском. Прошу Твоих святых молитв о прот.Сергие, рабов божиих Георгие(Юрии), Людмиле, Анне и всех моих сродников и знакомых, благодетелей. Пресвятая Владычица, моя Богородица, благодарю Тебя за все! Прошу, услышь мою молитву, не останься в стороне от чаяний моих и упования на тебя! Слава Отцу, слава Сыну, слава и Святому Духу, слава и Тебе, Преславней Деве Богоматери, ублажаемой и благословляемой в бесконечные веки веков. Аминь. Честь и похвала Тебе Небесная Царице, Пречистая Дева Богородице! Людмила 2011/05/29, 15:36:18 Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим! Пресвятая Госпоже Богородице! Людей почитающих Тебя и любящих всем сердцем своим, Ты наша Ходатаица и Молитвеница, Скорая помощница не оставляй Твоего покрова и заступления.Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси.

http://isihazm.ru/1/?id=590

В памятниках западных мы встретили две попытки выражения идеи падения и искупления в формах, напоминающих несколько картину нашего изографа: в одной французской рукописи XV в. национальной библиотеки Богоматерь изображена в венце, составленном из звезд, попирающей главу дьявола 405 . На картине итальянской школы XIV в. в луврской картинной галерее 487 Богоматерь сидит с Младенцем на троне; ангелы забавляют Иисуса Христа музыкой, а на земле лежит Ева с обвившимся вокруг ее ноги змеем с человеческой головой. Но ни эти картины, ни Библия бедных, где благовещение поставлено в связь с грехопадением, не могли служить образцами для нашего изографа. Композиция его иконы, внушенная идеями религиозной письменности и облегченная знакомством с бывшими в обращении иконографическими формами, составляет плод его личной изобретательности. Рассмотренными памятниками исчерпывается совокупность важнейших иконографических форм и композиций благовещения. Основная схема его, разработанная в глубокой древности, оказала влияние на установку схем некоторых других изображений. Оскудение творческой силы в эпоху падения византийского искусства повлекло за собой шаблонное приложение готовых форм к выражению тех идей и фактов, для которых не существовало специальных древнейших форм. Так, по образцу благовещения составлено было явление ангела Захарии, первый пример которого в сирийском Евангелии Раввулы (л. 287). В ватиканском минологии художник Георгий, удержав схему благовещения, сообщил изображению явления ангела Захарии некоторые особенности: в середине картины – престол, украшенный золотым крестом; над престолом купольный киворий, увенчанный также крестом. По левую сторону ангел в фиолетовой тунике, с жезлом; по правую – Захария в нимбе, с седой бородой и седыми волосами, ниспадающими длинными локонами на плечи. Макушка головы его украшена небольшим прямоугольником, известным под названием «заповедей». На нем четыре одежды (красная, зеленая, коричневая и золотая); в правой руке его кадило, левая выражает удивление 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В заключение этой характеристики остается упомянуть, что от иконописца не остается скрытым и самое прекрасное изо всех световых солнечных явленийявление небесной радуги. В другом месте мне уже приходилось говорить о том, как в богородичных иконах новгородского письма мир, собранный во Христе вокруг Богоматери, являет собою как бы многоцветную радугу. Замечательное изображение этой радуги и удивительно глубокое понимание ее мистической сущности можно найти в иконах Богородицы «Неопалимая Купина», в особенности в замечательной иконе С.П. Рябушинского (псковского письма XV века). Здесь как раз изображено преломление единого солнечного луча Божьего в многоцветный спектр ангельских чинов, собравшихся вокруг Богоматери и через Нее властвующих над стихиями мира. В этом окружении каждый дух имеет свой особый цвет; но тот единый луч, с которым сочетается Богоматерь, тот огонь, который через Нее светит, объединяет в Ней всю эту духовную гамму небесного спектра: им горит в иконе весь многоцветный мир ангельский и человеческий. И таким образом, Неопалимая Купина выражает собою идеал просветленной и прославленной твари, той твари, которая вмещает в себе огонь Божественного Слова и в нем горит, но не сгорает. § IV От солнечной мистики древнерусской иконописи мы теперь перейдем к ее психологии – к тому внутреннему миру человеческих чувств и настроений, который связывается с восприятием этого солнечного откровения. Мы имеем и здесь необычайно многообразную и сложную гамму душевных переживаний, где солнечная лирика светлой радости совершенно необходимо переплетается с мотивом величайшей в мире скорби – с драмою встречи двух миров. Светлый лирический подъем, радостное настроение весеннего благовеста – первое, что поражает в росписи древних царских врат. Здесь мы имеем неизменно изображения четырех евангелистов и Благовещения, как олицетворения той радости, которую они возвещают. Концепция этих фигур в различных иконах весьма разнообразна; но в ней всегда, так или иначе, выражается народно-русское понимание того праздника, о котором вся тварь радуется вместе с человеком; это праздник прилета вешних птиц, ибо в Благовещение, согласно народному поверию, «и птица гнезда не вьет».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010