В 1848 году в соседних с Косино селениях и фабриках свирепствовала холера. Несколько раз жители этих селений брали чудотворную Моденскую икону к себе для совершения общественного молебствия. По заступлению Богоматери холера утихала и вскоре совершенно прекратилась. 23 июня Явление Богоматери эконому Феофилу Феофил служил экономом у епископа малоазийского города Адана, в провинции Киликии. Должность свою он проходил весьма исправно и достойно, вследствие чего приобрел любовь и уважение как своего епископа, так и народа. Когда епископ города умер, то клир и народ избрали на его место Феофила, как наиболее достойного кандидата. Однако Феофил по своему смирению отказался от этой почетной должности, признавая себя недостойным занимать архиерейский престол. Тогда был поставлен епископом другой, которому Феофил стал служить в прежней должности эконома. Случилось, что Феофил был однажды оклеветан перед новым епископом своими врагами. Епископ внял голосу злых людей и устранил эконома от должности. Такая несправедливость весьма огорчила Феофила. Считая себя невинно пострадавшим из-за злобы врагов, он решил взыскать средства к возвращению на прежнюю должность. Враг рода человеческого, видя печальное состояние духа Феофила, воспользовался этим и внушил ему обратиться к волхву, проживавшему в Адане, чтобы с его чародейской помощью возвратить утерянное место. Когда Феофил изложил волхву свою просьбу, тот согласился, но потребовал, чтобы Феофил отрекся от Иисуса Христа и Богоматери и собственноручно подписался под письменным отречением. Феофил, находившийся в угнетенном состоянии духа, согласился на требование волхва. И вот, при содействии врага рода человеческого, Феофил опять возводится на прежнюю должность эконома при архиерейском доме. Теперь Феофил, казалось, должен был бы радоваться. Между тем, он не ощущал никакой радости, так как знал, какой страшной ценой вернул себе место эконома; он отрекся от своего Господа! Угрызения совести в нем были так сильны, что он покинул должность эконома и удалился в один храм, где пребывал сорок дней и сорок ночей, плача о своем великом грехе и падении. И вот является ему Пресвятая Богородица и говорит:

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

21), исполненных при Сиксте III (432–445 гг.) 279 . Богоматерь в виде знатной женщины, в роскошном костюме и идеальной обстановке. Она сидит 280 на возвышении, ноги покоятся на подножии; на ней роскошное платье из богатой цветной материи; на голове убор, украшенный драгоценными камнями, в ушах серьги, нимба нет; в руках ее нитка шерсти оранжевого цвета. Возле нее стоят два ангела-хранителя. Сверху слетают к Богоматери благовествующий архангел с простертой десницей и Св. Дух в виде голубя; затем архангел-благовестник представлен здесь во второй раз в момент самого благовестия. Вся картина имеет характер идеальный: Богоматерь не простая бедная женщина, но знатная особа; действие происходит не в простой назаретской хижине, но в богатой обстановке, на которую указывает изображенное здесь богатое здание; ангелы служат Богоматери; архангел-благовестник приносит ей весть о рождении от нее Спасителя мира. В стороне старец, с коротким жезлом в руках, стоит возле богатого дома; перед ним два ангела. Предположение Бьянкини и Вольтмана, будто художник в образе этого старца представил Захарию первосвященника с кадильницей в руках, а в образе богатого дома – иерусалимский храм 281 , не согласно с характером самого изображения. Светский костюм старца, короткая рабочая туника и жезл в руках, хорошо известный из истории обручения Богоматери, заставляют видеть здесь Иосифа, которому ангелы объявляют о непорочном зачатии Богоматери. По точному смыслу Евангелия ( Мф. 1:20 ) это извещение было принесено Иосифу одним ангелом, притом во время сна Иосифа, как это и изображали действительно всегда византийские художники; но мозаист V в., допуская уклонения от прямого рассказа Евангелия, имел в виду сообщить изображению более возвышенный церемониальный характер, подобно тому как он поступил, изображая явление ангела Иакову в тех же мозаиках 282 . К V-VI вв. относится диптих из собрания гр. А.С. Уварова 283 . Богоматерь сидит на кафедре; одета в тунику и пенулу; у ног ее рабочая корзинка, в которую она опускает шерсть, правая рука приподнята, длань открыта, чем выражается, очевидно, изумление Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Что же вы скажете о моем видении? Заподозривать меня в вымысле или лжи вы не имеете ни малейшего основания, видя во мне старика и при том архиерее, правда, под час чрез меру словоохотливого, но лжецом я никогда не был. Однако, что же это было за видение? Галлюцинация, плод воображения, расстройство нервной системы? Пожалуй и явление Христа апостолам наши ветрогонные мыслители объясняют галлюцинацией, хотя они и не могут доказать, чтобы галлюцинация вдруг, овладела 11-ю лицами или пятьюстами братий, которым явился Христос по воскресении. Знаете ли, что здесь необъяснимо для меня: достоин ли я был того, чтобы величайший из царей земных посетил из загробного мира мое старческое убожество? Почему он не явился достойнейшему меня? Но с другой стороны, не тем ли подобные личности и велики, что они «не зрят на человека?». Г. Палимисестов свидетельствует Богом и своею совестью, что слышал этот рассказ от митрополита Платона в 1878 году, в Одессе, и тогда же записал со слов его. («Странник» 1893 года). 13. Благодетельности и благодарность «Трудны были года детства Яши – сына бедного сельского дьякона, села. Никольского, Каширского уезда. Большие были недостатки в доме. Бывало мать, уйдет на сельские работы, ребенка не на кого оставить. Спеленает она его: и положит под Боголюбский образ Богоматери, который стоял в углу горницы, и слезно просит Богоматерь охранить ребенка до ее возвращения. За тяжелою работою сколько раз сжимается ее материнское сердце страхом за сынка, и когда, наконец, настанет время идти домой, впереди, всех бежит она, и в страшном волнении входит в комнату, не зная, жив ли мальчик.       Подрастая, Яша узнал, как поручала его мать покрову Богоматери, и так как, родился он в праздник Покрова Богоматери, 1-го Октября, то считал Ее своею покровительницею. Яшу отдали в духовное училище. На Рождество и Пасху, а также на летние вакации он отправлялся в родное село на побывку. По бедности, сироте (отец его тогда уже умер) приходилось идти большею частию пешком. Идет это раз он домой усталый, босой, потому что даже на покупку лаптей денег у него не было. Ноги он себе натер до крови и сильно прихрамывал.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Академическая масляная живопись основного объема храма, выполненная в 1893 году, возможно, сохранила отдельные элементы более ранней стенописи середины 19 века с иконографической программой, основанной на преобладании богородичной тематики, что связано с посвящением главного престола. Поновления 1985 года в основном коснулись нижней части стен четверика. Живопись характерна для периода эклектики, в ней сочетаются приемы, восходящие к барочным традициям, яркие и декоративные орнаменты конца 19 века и иконографические схемы, заимствованные из храма Христа Спасителя в Москве. Граненую конху главного алтаря занимает композиция «Сошествие Святого Духа». На восточном лотке свода четверика размещено «Коронование Богоматери». На остальных лотках помещены изображения архангелов. Роспись свода не разделена на части, но объединена в единое пространство небес, где все фигуры стоят на облаках, а над ними парят херувимы. В основании свода проходит гризайльный профилированный карниз с сухариками. По сторонам от верхней части иконостаса на восточной стене четверика написаны композиции в простых прямоугольных гризайльных рамах — «Успение Богоматери» (с севера; по одноименной иконе Ф.А. Бронникова для храма Христа Спасителя в Москве) и «Явление Богоматери Сергию Радонежскому» (с юга). Композиции на остальных стенах четверика заключены в пышные гризайльные барочные обрамления, рисунок которых восходит к росписи храма середины 19 века. Рамы составлены из разнообразных элементов — завивающихся листьев аканта, раковин, плодов, цветов, головок херувимов. В той же стилистике выполнены картуши с надписями над отдельными фигурами святых и декоративные навершия над оконными проемами. После поновления в 1893 году рамы не утратили объемность, так как по сторонам от них и под ними были написаны ленты геометрических полихромных орнаментов, так что обрамления воспринимаются как лепнина, выступающая и отбрасывающая тени на цветной фон стен. Святые [ править править код ] Священномученик Константин Чекалов, пресвитер Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Мозаика эта устроена, как видно, византийскими художниками, хотя и находилась в главной церкви западного христианства. Во фресках церкви Урбана в Риме XII в. те же фигуры (Иисус Христос в яслях, лежащая Богоматерь, омовение Младенца, задумчивый Иосиф, вол и осел) и в тех же положениях, что и на памятниках византийских. В гильдесгеймской Библии XI в. 781 Младенец в яслях; у главы Его стоит Иосиф, у ног сидит Богоматерь; осел смотрит в ясли, а вол лежит; вверху ангелы славословящие. В мозаиках римской церкви Марии за Тибром (XII в. в апсиде) 782 византийская схема уже переработана, дополнена и оживлена: внутри зеленеющей горы видна пещера и в ней лежащая Богоматерь; возле нее Младенец в яслях, покрытый белым покровом; у яслей вол и осел. Вверху голубое небо с сияющей звездой и два ангела, приницающих к пещере; ангел со свитком («annuntio vobis gaudium magnum») является пастырю. Внизу на левой стороне сидит Иосиф; перед ним небольшой домик с башенкой («taverna meritoria», по объяснению надписи). Зеленеющий луг со светлым потоком, у которого толпится стадо; в стороне спокойно лежит на траве козлик; пастух, наигрывающий песенку в рожок, и собачка. Подпись: «Jam puerum jam summe pater post tempora natum Accipimus genitum; tibi quem nos esse coaevum Credimus; hincque olei 783 scaturire liquamina Tybrim». Во фреске Д. Хирландайо (XV в.) во флорентинской церкви Maria Novella: Младенец обнаженный лежит на земле; перед Ним стоят Богоматерь в ореоле (!) и Иосиф. Вол и осел падают на колени перед Спасителем, согласно с повествованием Евангелия псевдо-Матфея и Золотой легенды 784 . Позади Иосифа стоит старая Саломия в нимбе; вверху – хоры ангелов; в стороне – явление ангела пастырям. В западных памятниках металлического производства, а также в резьбе, эмалях и на иконах рождество Христово представляется по преимуществу в формах простых, но уже с отступлениями от византийской схемы, именно на так называемых корсунских вратах в новгородском Софийском соборе 785 : Богоматерь на возвышенном ложе; покрыта украшенным цветами покрывалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Вот лучший памятник бессмертия благодарных Богу и Царю сердец Русского народа! XI. Мысли пред иконою Богоматери Великая, христиане, неисповедимая к нам милость Божия! Дорого, чрезвычайно дорого для верноподданных посещение Царицею их городов и весей: – еще дороже посещение их домов, семейств; еще выше в посещении ее любовь, привет, внимание, исполнение желаний их, удовлетворение их нужд; а нас, – грешных, удостаивает своего высочайшего, благодатного посещения Царица всех царей и цариц – Владычица мира, Матерь Бога Вышнего, – удостаивает грады наши, веси, домы и каждого с верою к ней притекающего. Но мы не видим Царицу небесную; а нам бы, – готово помыслить испытующее сердце, – всего утешительнее было, если бы Она, Благодатная, видимо благоволила являться среди нас, и таким образом выслушивать молитвы каждого, утешать плачущих, врачевать болящих, ободрять унывающих и т. под. Потерпите не много, Бог даст, и увидим Ее, – и скоро; ибо вся наша жизнь, как сон, минет, – увидим, – если будем того достойны, – в ином лучшем мире, когда смерть освободит бессмертный дух наш от оков бренной и грубой плоти, препятствующей ему прозревать в мир духовный, увидим там, где одесную Бога постоянно пребывает в Боголепной славе Царица неба и земли, – куда мы день ото дня спешим, – и становимся ближе и ближе к этому незримому, славному миру. В настоящее время нашему видению Богоматери служит преградою противоположность мира, в котором мы живем, с тем, в который готовимся вступить. Здесь все видимое грубо и тленно, – все должно измениться, и самое небо, яко одежду ветхую, Господь некогда свиет и изменит в лучший и совершеннейший вид. Там, напротив, все духовно, чисто, нетленно, прекрасно. Каким же образом явление Богоматери во свете паче лучей солнца, в духовном, нетленном преславном теле Ее, вынесет ваша грубая, дебелая, немощная, бренная плоть? Как смогут взирать на Пречистую наши нечистые очи? Самые избранники Божии в этой жизни с благоговейным ужасом, проникавшим все существо их, сретали Славнейшую без сравнения Серафимов, Пречистую Богородицу и Матерь Света; – и их, очищенных и приготовленных к такому чрезвычайному явлению всегдашнею молитвою, бдением и постом, Сама Владычица мира предваряла в явлении Своем словом утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Кстати, отдать за икону «все» – черта старого русского благочестия. Одним из первых пытался поставить ее под сомнение Иосиф Владимиров, обвинивший богачей, что, покупая иконы, те «яко пленника много торгуют и много молвят о цене». Но «дорогое письмо» царский изограф явно отождествлял с новообрядческими образами. Дело было, конечно, не в скупости, а в том, что многие тогда, по его же словам, еще «плохим иконам (то есть со старой символикой. – О.Т.) веру держали» (Овчинникова, 1964, с. 33). Во многих сказаниях о богородичных чудотворных иконах того времени звучал призыв к человеку отдать за икону «все», и, конечно, этот призыв находил в его душе отклик: при Алексее Михайловиче на иконы денег явно не жалели 21 . В этой связи можно предположить, что малобъяснимые безумные цены на иконы при Николае II частично явились не чем иным, как отражением копирования в его эпоху модели благочестия Московской Руси XVII в. Любопытно, что мотив денег, пожертвованных на икону, в конце XIX в. нашел свое в буквальном смысле материальное воплощение в известном образе Богоматери «Всех Скорбящих Радости с грошиками». 22 июля 1888 г. в результате удара молнии в часовню у стекольного завода, что недалеко от Петербурга, к чудесно сохранившемуся образу Богоматери прилипли монеты, находившиеся в кружке для пожертвований. После этого чудесного события на иконах Богоматери не только рисовали, но зачастую наклеивали настоящие медяки. Введенные в сакральное пространство иконы, деньги стали вещественными символами освященного Богом закона милостыни. Однако, как мы уже отмечали, отдельные староверческие толки (старопоморцы) не почитали Богоматерь «Всех Скорбящих Радости» по причине того, что ее первое явление произошло в 1688 г., то есть после патриарха Никона , а среди некоторых членов «страннического» толка («безденежников») «неправедные» деньги уяснялись в связи с изображением на них лика императора – «отступника» и Антихриста. Слова Евангелия: «...пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» ( Мк. 10. 21 ), – воспаленное эсхатологическое сознание могло воспринимать буквально, туг же переводя их на окружающую реальность и систему поведения. Для «безденежников», ходивших «по миру» с медными крестами на груди, покупка иконы и оплата «честнаго изуграфа» в этом плане исключались.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Преложение состоит именно в том, что евхаристические хлеб и вино включаются, или прелагаются, в Тело и Кровь Христовы, которые Он принял от «пречистых кровей», от естества Богоматери. Но тем и Сама Матерь Божия в Богозачатии, одной стороной принадлежа к этому миру, другою обращена уже к жизни Божественной. Так и в преложении евхаристическом, как продолжающемся Богоматеринстве, природное естество Святых Даров берется из этого мира, есть хлеб и вино (помимо всяких хитроумных измышлений католического богословия об изменении субстанции и неизменности акциденций), но оно же становится принадлежащим и человеческому естеству Богоматери, а чрез Нее и Богочеловека, почему его вкушающие и причащаются самого Богочеловечества, соединяются со Христом. Таковым является самое естество Богоматери, которое принадлежит одной стороной к тварному человечеству, к миру (как хлеб и вино), а другой – к Богочеловечеству, ибо Она с последним неразрывно связана, в Себе его чревонося 41 Таким образом, Она есть живое и личное посредство между Богом и человеком в евхаристическом преложении, и в этом лишний раз раскрывается догматико-литургический смысл чина «возвышения Панагии», то есть как бы особого приобщения Богородичной просфоры, – хотя уже и после литургии, но в связи с нею. Недоразвитость мариологии в богословии проявляется в том, что этот чин хотя и совершается согласно некоторому церковному инстинкту 42 однако не имеет для себя богословского, догматического осмысления 43 В действительности же он означает, что евхаристическое присутствие Христа во Святых Его Тайнах нераздельно связано с Богоматеринством, «во успении мира не оставления» (тропарь праздника), оно есть в этом смысле продолжающееся Боговоплощение. В свою очередь, и эсхатология также должна быть поставлена в связь с мариологией, как и явление Христа во Втором пришествии должно быть понято и евхаристически, по существенной тожественности того и другого, этих двух разных образов явления Христа миру. Различие здесь в том, что во Святых Тайнах Христос присутствует хотя и существенно, но не явно, скорее, можно сказать, в Своей человечности, однако не как Ипостасный Богочеловек, а во Втором пришествии Он является в Своем собственном лике.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Перечень заканчивается следующими знаменательными словами: «Византийское иконописание не оставалось в России в виде исключительного образца, но имело у нас свое развитие; это развитие совершалось под влиянием западных искусств и более всего под влиянием итальянской живописи, столь близкой в древних произведениях своих к византийской школе». 2 Настоящая статья является кратким и вполне предварительным очерком исторических отношений русской иконографии Богоматери к греческой иконописи и итальянской живописи, и полное изложение всех этих отделов и их связей последует в общем сочинении: «Иконография Богоматери». 4 У нас в России образцом может служить чудотворный образ (типа Одигитрии, происходит из Тихвина) Б. М., почитаемый в Спасо-Преображенском м. в Старой Руссе; явление иконы относится к 1570 году; размер образа в шир. 2 арш., в высь более сажени. 5 G.B. Cavalcaselle e S.A. Crowe, Storia della pitture in Italia, I, 1875, p.294–5 Cp. Catalogo dell’esposizione Mariana nel pal. Lateranense, 1905, p.7 6 Millet, G. Le monastere de Daphni, 1899, pl. XII, 2 cp. также другие виз. переводы «Рождества» в соч. Н. В. Покровского : Евангелие в памятникам иконографии византийских и русских, 1892, рис. 42–45, 47, стр 55–98. Мозаика Палатинской капеллы ближе к рисунку Чимабуе. 7 Venturi, Storia dell’arte italiana V, 1907, fig·. 117, p. 141–7. В виде подкрепления того же тезиса, предлагаем в том же издании сличить те же формы пещер и горок во фресках Субиако, ib. fig. 15–7–8, флорентинского баптистерия fig. 193, наконец у самого Джиотто (также, стало быть пользовавштгося шаблонами и образцами) – fig. 218, 244, 364 и пр. Ср. также формы пещер в миниатюрах Сербской Псалтири конца XIV в., в Мюнхене, изд. проф. И. Стрыговским в 1909 г., табл. VII, 15; IX, 21, XX, 43, LIV, LV и др. 8 Правда, евоего рода прототип этих выступов принадлежит, по-видимому, еще византийским миниатюрам, насколько можно судить но рисунку «Рождества» в Ватик. рукописи Менология на 25-е Дек., но развитие этого типа в форме, данной у Чимабуе, составляет итальянскую деталь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

И от того пророчества Иеремиина обычай бе египтяном изображати Деву, почивающую на одре, близ же ея Младенца, лежаща в яслех, пеленами повита, и тому образу покланятися. Вопросившу же иногда Птоломею царю жрецов египетских: чесо ради сия творят; глаголаху тыи, яко тайна есть се древнейшим отцем нашим от святаго некоего пророка предвозвещенная, и ждем кончины того пророчества и события тайны» 690 . Сказание это почти буквально заимствовано из сочинения Епифания «De vitis prophetarum», относимого к числу dubia at spuria 691 . Поводом к нему, вероятно, послужило пророчество Иеремии о поражении земли египетской Навуходоносором: «и внидет и поразит землю египетску… и пожжет огнем домы богов их… и сокрушит столпы Илиуполя, иже в Египте, и домы богов египетских пожжет огнем» ( Иер. 43:11–12; 46:15 ). Не входя в рассуждение о том, возможно или нет приурочить это пророчество к какому-либо событию из жизни Иисуса Христа, заметим только, что комбинация событий здесь совершенно неясна. По механической ассоциации мыслей от пророчества Иеремии возможно перейти к бегству в Египет и сокрушению идолов, о чем свидетельствуют древние предания; но каким образом отсюда возникла мысль изображать лежащую деву и спеленутого младенца, каким образом явление это стало возможным во времена язычества; наконец, если прототип изображения Богоматери, лежащей на одре, указан здесь верно, то почему на древнейших памятниках христианства Богоматерь представляется не лежащей, а сидящей? Как бы то ни было, но ссылка подлинника на житие пророка Иеремии не только не дает удовлетворительного решения вопроса «при ком и почему обыкоша писати Пречистую Богородицу на одре лежащу», а наоборот, без особенной нужды запутывает дело. Обратимся для решения вопроса к свидетельству ясных и несомненных памятников древности. Первые памятники с изображением лежащей Богоматери восходят к VI в.; сюда относятся: кафедра Максимиана и ампула в Монце. Софист Хориций своим описанием подтверждает свидетельство памятников. Нельзя сказать, что древнехристианская форма сидящей Богоматери пропала бесследно в памятниках византийских: не говоря о верденской таблетке и сирийском Евангелии Раввулы, ее встречаем мы в ватиканском минологии, ватиканском Евангелии 2 Urbin., в мозаиках Марторано и палатинской капеллы в Палермо, в Евангелии императорской публ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010