Том I Церковные делегации на юбилейных торжествах русской православной церкви В праздновании в Москве 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви принимали участие, по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, следующие церковные делегации от Автокефальных Православных Церквей: От Константинопольской Церкви : Экзарх Константинопольского (Вселенского) Патриарха по Европе Митрополит Фиатирский Германос, Митрополит Родосский Тимофей и Протопресвитер Константин Маройтакис. От Антиохийской Церкви : Митрополит Эмесский Александр, Митрополит Ливанский Илия и Архимандрит Василий. Александрийская Церковь поручила представительство от своего имени на торжествах и на Совещании Антиохийской делегации. От Грузинской Церкви : Святейший Католикос-Патриарх Каллистрат, Митрополит Урбнисийский Мелхиседек, Митрополит Кутаисский и Гаенатский Ефрем, протеиереи А. Савчук и X. Дегдариани, протодиакон А. Ахобадзе. От Сербской Церкви: Святейший Патриарх Гавриил, Митрополит Скоплянский Иосиф, Епископ Браничевский Вениамин, д-р Павел Дрецуна, г. Душан Дожич. От Румынской Церкви : Святейший Патриарх Юстиниан, Архиепископ Крайовский Фирмилиан, Епископ Клужский Николай, Епископ Бузеуский Антим, декан Богословского факультета Бухарестского университета профессор-протоиерей П. Винтилеску, протоиерей Симеон Няга, г. Овидиу Марина. От Болгарской Церкви: Блаженнейший Экзарх Болгарский, Митрополит Софийский Стефан, Митрополит Пловдивский Кирилл, Митрополит Сливенский Никодим, Архимандрит Мефодии, протоиерей В. Шпиллер, священник К. Димитров. От Греческой Церкви: Митрополит Филиппийский и Неапольский (Коваллы) Хризостом и Архимандрит Дамаскин. От Албанской Церкви: Епископ Корчинский Паисии, священники Яни Ристо и Лазарь Коном и, г. Алекс Любанииг. Нико Чани, генеральный секретарь Синода. От Польской Церкви: Архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей, Епископ Вроцлавский Михаил, Архипресвитер И. Коваленко, протоиереи Е. Наумов и А. Калинович. На церковные торжества также прибыли Представители Московской Патриархии за границей :

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настоятель слатины В монастыре Слатина Ровно в начале церковного новолетия, 1 сентября 1949 года, отец Клеопа был переведен в монастырь Слатина, уезда Сучава, вместе с тридцатью монахами из Сихастрии. «Я был вызван, – вспоминал старец Клеопа, – в Священный Синод в Бухарест Блаженнейшим Патриархом Юстинианом Марина 57 , который повелел мне спешно взять тридцать монахов и перебраться в монастырь Слатина, где оставалось тогда всего несколько монахов, а государство планировало преобразовать его в больницу. Вернувшись из Бухареста, я сообщил отцам и братиям о распоряжении Святой Патриархии. На мои слова отец Паисий и отец Кирилл сказали: – Пойдем и мы в Слатину. Было много желающих пойти с нами, но я не мог взять всех. Тогда мы отслужили всенощное бдение и бросили жребий. После этого я сказал, что если кому-нибудь выпал жребий идти в Слатину, а он не хочет, то пусть поменяется с тем, кто хочет. И так мы отправились из Сихастрии, тридцать монахов на автобусе. Когда мы подъехали к Тыргу Нямц, на дорогу высыпало множество людей и перегородило ее. Они не хотели пропускать нас дальше. До них дошли слухи, будто нас отправляют на соляные рудники 58 . Мы вышли из автобуса и стали просить людей успокоиться, поскольку нас не везут на соляные рудники, а мы едем в монастырь Слатина, и если они захотят, то могут в воскресенье прийти к нам на службу. Тогда они успокоились и пропустили нас. В воскресенье мы увидели многих из них. Они пришли, чтобы убедиться, что нас не увезли на соляные рудники. Отец Паисий, наш духовник, отправившись с нами в Слатину, оказал нам добрую службу, ибо каждый день к нам приходили десятки верующих. Святость его, Господь да упокоит его душу, исповедовал день и ночь, а народ, видя его великую кротость, с любовью внимал ему. Патриарх Юстиниан выделил на наше попечение шесть мужских монастырей и два женских – Рышка и Ватра Молдовицей. Он издал письменное распоряжение, чтобы ввели в них канонический и уставный распорядок монастыря Сихастрия. Тогда мы запретили там вкушение мясной пищи, ввели служение утрени в полночь, чтение Псалтири в храме, назначили духовников из наших отцов для еженедельного исповедания монастырского братства, по чреде. Все отцы и братия придерживались общежительного чина с великой любовью, ибо научены были этому в Сихастрии».

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

В августе 1949 года архимандрита Клеопу вызвал в Патриархию Патриарх Юстиниан Марина 30 высоко ценивший его, и было определено, что он с группой из тридцати монахов монастыря Сихастрия отправится в монастырь Слатина уезда Сучава, чтобы обновить там духовную жизнь. Вернувшись в Сихастрию, отец Клеопа выбрал тридцать духовников, священников, монахов и послушников, в числе которых был и иеросхимонах Паисий Олару. Оставив за настоятеля протосингела Иоиля Георгиу, ученика великого старца Иоанникия Мороя, отец Клеопа назначил отъезд на 30 августа 1949 года. Разделение братства и расставание братии монастыря были болезненными для всех. Все плакали и молились, прося помощи Матери Божией. Отца Клеопу с отцами и братиями провожали всем собором, а у места, называвшегося Белый ручей, все начали, плача, прощаться друг с другом. Случилось в это время идти в Сихастрию духовнику монастыря Агапия архимандриту Максиму. Он был великий протопсалт 31 и батюшка решительный и опытный. Видя такое трогательное прощание, он стал ободрять и уходивших, и остававшихся, говоря: – Отцы, почему вы так сокрушаетесь? Святые жизни свои отдали за Христа и для защиты Православия, а вы плачете здесь, будто на реках вавилонских? Послушайте, как поет Церковь , – и он запел: «Святые мученики, добрым подвигом подвизавшиеся и мученические венцы принявшие, молитесь Христу Богу, да спасет души наши!» Итак, окажите послушание, и Бог поможет вам по молитвам Божией Матери! Затем монахи пропели «Достойно есть» и «Взбранной Воеводе победительная» и разделились. Монастырь Слатина, ктитория Александра Лэпушняну 32 с 1554 года, братство которого состояло только из пяти старцев, ждал их. Сначала было тяжело, но за несколько месяцев на новом месте братия прижились, и все вошло в норму. Отец Клеопа начал обновление духовной жизни в Слатине с упорядочения богослужений дневных, ночных и Святой Литургии. Сделал обязательной еженедельную исповедь, открыл монашеское училище для братий и ввел общежительный устав по образцу устава святого Феодора Студита .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евстафий Апсильский, мч. - житие Евстафий Апсильский был первым абхазским мучеником, святость которого признавалась всей Восточной Церковью. Святой правил Апсилией в начале VIII века. Родился Евстафий во времена Юстиниана II у правителя апсилов по имени Марин. На восьмой день Марин крестил ребенка в древнем храме главной своей крепости Цибилиум, назвав сына в честь святого Евстафия Плакиды, доблестного воина, принявшего мученический венец во времена императора Трояна. Согласно «Хронографии» Феофана Исповедника, в 738 году арабы под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама, вторглись в горную Апсилию и Мисиминию (на юго-востоке современной Абхазии). Летописец считает, что арабы выступили против Византии, поскольку в то время эти земли входили в сферу византийского политического влияния. Евстафий Апсильский был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидерон в районе современной Цебельды. Преподобный Феофан Сигрианский говорит, что в 740 году Исам, вождь аравийский избил пленных христиан во всех городах своего владычества. Во время этих гонений на христиан пострадал и блаженный Евстафий, сын Марина. Отказавшись принять ислам, он принял мученическую кончину в городе Харране в Месопотамии. Поэтому святой Евстафий во многих греческих, латинских и сирийских источниках именуется мучеником Харранским. Позднее у мощей Евстафия Апсильского совершались многочисленные исцеления. Икона святого Евстафия в Илорском храме Евстафий Апсильский – один из наиболее почитаемых святых на территории современной Абхазии, он считается защитником и небесным покровителем. Существует предание, что святой Евстафий воздвиг в Цебельде храм во имя великомученика Евстафия Плакиды, украсив алтарную преграду храма каменными изразцами.В Илорском храме Святого Георгия Победоносца хранится икона Евстафия Апсильского. Он изображен в виде воина: в хитоне, доспехах, гиматии и ноговицах. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой указывают на знатное происхождение святого. На груди Евстафия – золотой плат с изображением головы оленя: между ветвями его рогов написан лик Иисуса Христа. Этот образ заимствован из Жития великомученика Евстафия Плакиды. В левой руке Евстафий Апсильский держит меч, а в правой – крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие.

http://pravicon.com/info-2246

Мон-рь Пештера-Яломицей в с. Мороени был основан как скит господарем Михней I Рэу (Злым) (1508-1509) у входа в пещеру Яломица. В 1818 г. скит сгорел и был восстановлен через год свящ. Георгием Ионом Балтагом и иером. Геронтием. В 1901 г. скит был отстроен заново и освящен в 1911 г. игуменом мон-ря Синая Дионисием. Однако в 1961 г. скит снова сгорел, его восстановлением занялся румын. патриарх Юстиниан (Марина). Рядом со старой Успенской ц. были построены церкви во имя свт. Нифонта и Петропавловская (1994-1996). В мон-ре подвизаются 7 монахов, настоятель - иером. Каллиник (Данду). В архиепископии активно возводятся новые мон-ри. В 45 км от Тырговиште находится мон-рь Былдана с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая, он был основан в 1831 г. ключарем Хиоту и свящ. Георгием. В кон. XIX в. его храм стал приходской церковью, мон-рь возобновлен в 1994 г. В общине 3 монаха, настоятель - протосинкелл Викентий (Грузя). Мон-рь Рунку в 36 км от Тырговиште был основан в 1997 г. Построена деревянная ц. во имя святых Нила, Никодима и Иоанна Нового Хозевита. Успенская ц. находится в стадии строительства. Община состоит из 5 насельниц, настоятельница - игум. Паисия (Сильвастру). Мон-рь Кота с Вознесенской ц. в 10 км от Синая был основан в 1994 г. В мон-ре 11 монахов, настоятель - протосинкелл Мелхиседек (Добре). Мон-рь Пэтроая-Дял в 80 км от Бухареста был основан на средства скульпторов В. Годруз и С. Раду по проекту архитекторов М. Сион, Р. Гэлешану и Р. Деникевич. Церковь посвящена вмч. Димитрию Солунскому и апостолам Петру и Павлу. Община в стадии формирования. Епископии Александрийская и Телеорманская епископия Кафоликон мон-ря Плэвичени. 1648 г. Кафоликон мон-ря Плэвичени. 1648 г. с кафедрой в Александрии была основана в 1996 г. Правящим архиереем стал архим. мон-ря Красна и экзарх мон-рей Бухарестской архиепископии Галактион (Стынгэ), хиротонисанный во епископа и поставленный на эту кафедру 1 сент. Епископия включает 4 благочиния: Александрийское, Видельское, Рошиори-де-Ведеское и Турну-Мэгурельское в жудеце Телеорман. В епископии 253 прихода, 242 церкви, 35 из них - памятники истории; служат ок. 280 священников. Кафедральный собор во имя свт. Александра I, архиеп. К-польского, был построен в 1869-1898 гг.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Троицы был основан господарем Александру II Мирчей (1568-1577) и его супругой Екатериной в благодарность за победу в битве с господарем Винтилэ (май 1574), произошедшей на этом месте. Изначально задумывался как митрополичья церковь. Во время войны господаря Михая Храброго с турками Бухарест в 1595 г. был занят Синаном-пашой, к-рый возвел вокруг мон-ря военные укрепления. Отступая, турки уничтожили не только укрепления, но и сам монастырь. В 1614 г. господарь Раду IX Михня начал восстановление монастыря по плану его первоначальной застройки. Кафоликон был расписан при его сыне, господаре Александру V Коконуле (Князьке) (1623-1627). В 1625 г. мон-рь стал преклоненным афонскому Иверскому монастырю . Обитель была одной из самых богатых в Бухаресте, однако греч. администрация не вкладывала средства в ее ремонт и благоустройство. Данные обстоятельства, а также ряд землетрясений привели мон-рь в тяжелое состояние. Во время работ по модернизации Бухареста (с 1875) кафоликон, колокольня и часть келий были сохранены. С 1839 г. в мон-ре действовали Бухарестская ДС, Французский лицей, а после установления коммунистического режима - партийная школа. В 1960 г. мон-рь был закрыт. Реставрационные работы проводились в 1969-1974 гг., в 1979 г. церковь была освящена и расписана архим. Софианом (Богиу). В нартексе сохранились росписи румынского живописца Георге Тэтэреску (1886-1957). В мон-ре похоронен румын. патриарх Юстиниан (Марина) . В 1998 г. мон-рь был открыт. В общине 10 монахов, настоятель - архим. Нектарий (Софеля). В 13,5 км от Бухареста находится мон-рь Черника , он упоминается в документах с 1608 г., был основан ворником Черники Изворанулом. В 1781 г. настоятелем Черники стал игум. Георгий, ученик прп. Паисия (Величковского), к-рый возродил здесь монашество и поднял мон-рь из руин. Следующим настоятелем Черники был свт. Каллиник Черникский, его чудотворные мощи хранятся в мон-ре. Др. бухарестский мон-рь, Антим , с кафоликоном в честь Воскресения всех святых был основан сщмч.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛБА-ЮЛЬСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕРКОВНОЕ СОБРАНИЕ 1948 Г. на к-ром произошло воссоединение униатов Трансильвании с Румынской Православной Церковью. Начало унии было положено в кон. XVII в. 24 окт. 1698 г. Собор 38 протопопов, созванный в Дьюлафехерваре (Алба-Юлии), поддержал унию правосл. Церкви в Трансильвании с Римо-католической Церковью. Вторым дипломом австр. имп. Леопольда I униатам от 19 марта 1701 г. уния была легализована, несмотря на противодействие части клира и широких слоев правосл. низов. В течение 250 лет разделения правосл. Церкви в Трансильвании среди верующих и священства не угасало стремление к восстановлению церковного единства. Весной 1744 г. на юге Трансильвании крестьяне под водительством инока Виссариона Сарая изгнали униатских священников. Массовые выступления влашского населения против унии в 1759-1761 гг. возглавил инок Софроний из Чоары. В 1848 г. представителями крестьянства и др. групп румынского населения на Национальном собрании в Блаже обсуждался вопрос о восстановлении целостности правосл. Церкви в Трансильвании. После присоединения Трансильвании к Румынии в 1918 г. в лоно правосл. Церкви возвратилась часть рум. приходов. 27 февр. 1939 г. митр. Сибиуский Николай (Бэлан) и униатский митр. Блажский Александр (Николеску) возглавили собрание румын в Алба-Юлии. Собрание приняло решение начать переговоры о воссоединении униатов с правосл. Церковью в Румынии. Однако проведению переговоров помешала начавшаяся вскоре вторая мировая война. В послевоенное время объединительные тенденции усилились, продолжился отход от унии священников и мирян. В мае 1948 г. митр. Николай (Бэлан), а затем и вновь избранный Патриарх Румынский Юстиниан (Марина) обратились к униатам с призывом «вернуться в отчий дом». 1 окт. 1948 г. на собрании в Клуже 36 униатских священников во главе с протопопом Траяном Белашку, представлявшие 430 клириков униатов, приняли решение о воссоединении с правосл. Церковью. 3 окт. делегация священников-униатов встретилась в Бухаресте с Патриархом Юстинианом и членами Свящ. Синода и ознакомила их с решениями собрания в Клуже. 21 окт. 1948 г. состоялось Национальное Церковное Собрание в кафедральном соборе Алба-Юлии, на к-ром в присутствии Патриарха Юстиниана, членов Свящ. Синода и представителей от каждой епархии был оглашен соборный акт об упразднении унии и воссоединении клира и прихожан униатов (греко-католиков) с правосл. Церковью.

http://pravenc.ru/text/64040.html

Быть может, даже и эти немногие упомянутые церкви следует приписать почину Ариадны, не самого императора, которого наклонность к манихейству и даже арианству волновала столицу и вызывала в ней кровопролитные смятения и удерживалась от явной ереси лишь политическим заигрыванием с православными иллирийскими войсками. Фраза историков о покровительстве императора художникам и ученым находит себе точное пояснение лишь в истории о том, как он заказал манихействующему священнику из Кизика изготовить втайне в Еленином дворце ряд неправославных икон, возбудивших смуту. Последующее царствование Юстина (518 – 527) тесно связано с правлением его знаменитого племянника Юстиниана, тем более, что в это же время утверждалось его правление, и Прокопий имел основание приписывать племяннику все постройки дяди и его времени. Но, прежде чем мы перейдем к очерку этой эпохи, мы должны перечислить ряд церквей, построенных в течение рассмотренного нами периода, но не определяемых более или менее точно. Большая часть этих церквей и монастырей Константинополя известна лишь по имени, занесенному их клиром и игумнами в список членов духовенства, принимавшего участие в соборе Константинопольском 518 года при папе Гормизде и при патриархе св. Мине (538 г.); другие должны быть отнесены к этому периоду, потому что упоминаются как существующие в известиях последующей эпохи. Такова напр. была церковь Апп. Петра и Марка, упоминаемая в истории принесения Гальбом и Кандидом в 458 г. риз Богородицы, как постройка этих патрициев во Влахернах. Сохранившаяся и поныне эта церковь не дает, однако же, примет такой глубокой древности 68 . Более пробуждает любопытства небольшая часовня с прозвищем Гомонойя в 9 регионе, существовавшая уже во времена Эвагрия, о которой сложилось даже мнение, что она построена Константином для аналогии с храмом Конкордии в Риме. Феодор Чтец дает иное объяснение, указывая, что прозвище ‘Oméonoia дано было часовне, хранившей мощи Панталеона и Марина, в воспоминание о согласном решении 150 епископов при Феодосии Великом по учению о единосущной Троице. Церковь , рядом находившаяся, именовалась Kainouépoliv и упоминается уже Александрийскою хроникою. Весьма вероятно древнее происхождение (иных еще в IV веке) церквей во имя Назария 69 (восстановлена Василием Мак. по причине разрушения от ветхости, ер. ц. Равенны), Винкентия (разрушилась при Юстиниане от землетрясения), св. Агафии 70 (в Триконхе т. е. во дворце), храма Богородицы в доме патриция времен Феодосия В. Евгения, церквей Богородицы в Лифостроте, другой близ м – ря Луки, третьей близ Вуколеона, храма Архангела Михаила у Юлиановой Гавани, его же en и en toiv Pouséeou, монастыря во имя Илии, церкви И. Крестителя, (или баптистерия), будто бы построенного Константином В., двух церквей Ап. Андрея 71 близ ворот Сатурниновых и другой близ м – ря Стила (или Стилита ?).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

4. Иоанн Мециану 1898 -1916 5. Василий Мангра 1916 -1918 II. Буковинско-Далматская митрополия (1873 -1919) III. Румынская Церковь Митрополиты-Примасы 1. Каллиник Миклеску 1875 -1886 2. Иосиф Георгиан 1886 -1893 3. Геннадий Петреску 1893 -1896 4. Иосиф Георгиан 1896 -1909 5. Афанасий Миронеску 1909 -1911 6. Конон Арэмеску-Донич 1912 -1919 7. Мирон Кристя 1919 -1925 Патриархи 1. Мирон Кристя 1925 -1938 2. Никодим Мунтяну 1939 -1948 3. Юстиниан Марина 1948 -1977 4. Иустин Моисеску 1977 -1986 5. Феоктист Арэпашу с 16 ноября 1986 г. (интронизация) Примечания 1 Л ашков Н., свящ. Темный период в истории Румынии. Кишинев, 1886. С. 23. 2 Лашков Н., свящ. Указ. соч. С. 25. 3 Тертуллиан. Против иудеев. Гл. VII. Творения. Ч.З. СПб., 1850. С. 187. 4 Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань, 1904. С. 66 в прим. В издании этого труда нет единой пагинации. Имеются такие страницы и в такой последовательности: 137 -176; 53 - 112; 1 - 34; 115 - 162; 1 - 58; 1 - 54; 65 -110; 35-100; 207 -245; 111 -156; 29 -74; 191 224; 85 -156; 91 -154; 51 -102; 71-118; 1-68; 101-164. 6 Лепорский П. История Фессалоникийского экзархата. СПб., 1901. С. 190 -191. 7 См.: Арсений, еп. Указ. соч. С. 6 —8. Тырновский предстоятель некоторое время носил титул: «Архиепископ Тырновский, при мас болгар и валахов». См.: «Wiadomosci Polskiego Autokefalicznego Kosciola Prawoslawnego».Warszawa, 1971. Str. 71. Некоторые современные западные исследователи усвояют святому Никите авторство гимна «Тебе, Бога, хвалим», обычно усвояемого святому Амвросию Медиоланскому. См.: Attwater D. The Penguin Dictionary of Saints. P. 250. 5 Епископ Арсений говорит, что митрополия Молдавии (иначе: Молдаво-Влахийская) «упоминается, как уже существующая, в Кодиновом списке кафедр, писанном в 1387 году», хотя профессор Е. Голубинский (Голубинский Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской... М., 1871. С. 376 в прим.) и подвергает это сомнению. См.: Арсений, еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904. С. 25 -26 в прим.

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

Лекция 5. Отношения между Церковью и государством в правление императоров от Константина до Юстиниана Православные просветительские курсы Диакон Владимир Василик 2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 1-е полугодие. Общецерковная история.      5-я лекция «Церковный строй и богословие в первые три века» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана диаконом Владимиром Василиком , преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия и филологических наук, доцентом исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. После лекции отец Владимир ответил на вопросы собравшихся. В лекции рассмотрены следующие вопросы: Лекция диакона Владимира Василика (продолжительность: 1:24:26) Ответы на вопросы слушателей (продолжительность: 13:03) Рейтинг: 9.2 Голосов: 107 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина Кинёва 16 октября 2015, 18:38 Спасибо за лекцию! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/86725.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010