В марте 1960 г. 79-летний еп. Онисифор ушел на покой, на его место 22 марта был определен Леонид (Лобачёв) , возведенный в сан архиепископа. Ко времени его приезда в епархии при действующих 37 храмах осталось лишь 18 священников и 6 диаконов. Архиеп. Леонид не смог принять активное участие в жизни епархии, выезды в районы для поддержания приходов практически не осуществлялись, с кон. 1961 г. Калужский архиерей жил в Москве, в результате чего К. и Б. е. фактически осталась без руководства. 26 марта 1960 г. решением Калужского облисполкома был закрыт храм в с. Красном Боровского р-на, 27 июля закрыты храмы в селах Никитском Медынского р-на и Юрьевском Малоярославецкого р-на, 31 окт.- в с. Лукьянове Малоярославецкого р-на. В оставшихся храмах любые хозяйственные работы должны были проводиться только с разрешения властей. Храмы ветшали и постепенно разрушались. Одновременно власти оказывали давление на священнослужителей, которых за малейшие нарушения уполномоченный снимал с регистрации. Так, вина снятого с учета клирика калужского Николо-Козинского храма иером. Варнавы (Улитина) заключалась в том, что перед началом учебного года он отслужил молебен для родителей и детей. Не все священнослужители могли выдержать постоянное давление и угрозы. В 1960 г. священник из с. Фёдоровского Угодско-Заводского (ныне Жуковского) р-на А. М. Овчаренко снял с себя сан. В сент. 1962 г. снял сан свящ. И. П. Болабушевич. К кон. 1960 г. нехватка священнослужителей в епархии привела к тому, что в 8 из 33 оставшихся храмов богослужение не совершалось. В 1961 г. упразднили еще 4 прихода. В февр. закрыли храмы в селах Рождествено Дзержинского р-на и Кудрявец Хвастовичского р-на, в марте - храм в с. Фёдоровском Угодско-Заводского р-на. По сравнению с 40-ми гг. XX в. резко сократилось число недействующих церковных зданий. В 1961 г. на учете осталось только 138 зданий, 15 из них было занято под цеха промышленных предприятий, 8 - под колхозно-совхозные мастерские, 59 храмов использовались под складские помещения, еще 18 были заняты различными учреждениями, 21 храм был определен под снос.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В 1779 году учреждена была в Троицком монастыре Олонецкая Духовная семинария, которая состояла из следующих 5 классов: фары, инфимы, синтаксимы, пиитики и риторики. Желавшие же изучать философию, посылались в Архангельскую семинарию, которая, таким образом, составляла тогда для Олонецкой семинарии нечто в роде Академии. На обзаведение и содержание семинарии указано было отпускать по 2000 р. асс. в год. При архимандрите Варлааме с 1780–1781 г. в Свирском монастыре было два епископа: Виктор (Онисимов) из архимандритов Юрьевских, в 1783 г. переведенный в Владимир на Клязьму и Амвросий (Серебрянников) из архимандритов Новгородского Антониева монастыря и ректоров семинарии, в 1786 г. переведенный в Екатеринославль. В 1786 г. Олонецкая епархия была закрыта и приписана к Архангельской, куда переведена была и семинария. Итак, местопребывание Олонецких епископов в Троицком монастыре продолжалось 22 года, а Олонецкая семинария помещалась здесь всего около 7-ми лет. Для истории собственно Свирского монастыря пребывание епископов осталось почти бесследным. Епископ Иоанникий снял с Троицкого собора 4 главы и одну главу над алтарем, так как, по его мнению, главы эти отягощали своды храма; по его же приказанию срыта была мельница, на ручье, под стенами монастыря, которая первоначально построена была самим Преподобным. В 1785 году в монастыре, от неизвестной причины, был пожар, истребивший главный деревянный монастырский корпус. Императрица Екатерина Великая пожаловала на постройку нового каменного корпуса 400 руб. асс.; корпус этот окончен был постройкою в 1791 году, при архимандрите Парфении. Кроме того, Парфений построил каменную часовню над святым колодцем, вырытым преподобным Александром, а деревянный крест стоявший при колодце, сделанный тоже самим Преподобным, поставлен был в деревянной часовне, при большой дороге у Троицкого монастыря. Эта часовня существует и доныне. В 1793 году в Архангельске был страшный пожар, истребивший почти весь город. Церкви сгорели и даже колокола растопились.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

На Соборе 1564 г.: архиепископы – Новгородский, Ростовский и Полоцкий, епископы – Суздальский, Смоленский, Рязанский, Коломенский, Сарский и Пермский; на Соборе 1572 г.: архиепископы – Новгородский, Ростовский и Полоцкий, епископы – Пермский, или Вологодский, Суздальский, Смоленский, Рязанский, Тверской, Коломенский и Сарский; на Соборе 1580 г.: митрополит, архиепископы – Новгородский, Казанский и Ростовский, епископы – Вологодский, Суздальский, Смоленский, Рязанский, Тверской, Юрьевский, Коломенский и Сарский. Наконец, сохранилась одна полная роспись всех восточнорусских епархий в последние годы царствования Uoahha IV , в которой перечисляются: митрополит Московский и всея России, архиепископы: Великого Новгорода и Пскова, Казанский и Астраханский и Свияжский, Ростовский и Ярославский, Полоцкий и Великолуцкий; епископы: Вологодский и Великопермский, Суздальский и Торусский, Смоленский и Брянский, Рязанский и Муромский, Тверской и Кашинский, Коломенский и Каширский, Сарский и Подонский, Юрьева Ливонского и всей земли Вифляндской. Пределы наших тогдашних епархий с точностию нам не известны. Но главнейшие места, подлежавшие управлению каждого из иерархов, обозначались в самих их титулах, как показывает только что представленная нами роспись. Некоторые епархии были слишком обширны и растянуты. Например, к епархии митрополита, кроме Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, принадлежали еще, между прочим, Дмитров, Кострома, Галич, Грязовец, Пошехонь, даже Череповец и Вятка. Епархия Новгородского владыки обнимала собою не только все бывшие новгородские владения, но и Волоколамскую область и некоторые места Вологодского края. Духовная власть Ростовского архипастыря простиралась на Белозерский край с его многочисленными монастырями, на Устюг и Сольвычегодск. Пределы некоторых епархий иногда изменялись. Епископ Сарский и Подонский по свержении Россиею ига монгольского, когда самый Сарай был разрушен, переселился в Москву на Крутицы, получил в свое управление новые места, находившиеся в нынешних губерниях – Орловской, Тульской и Смоленской, и иногда назывался Крутицким и Подрельским, удерживая, впрочем, постоянно и свое прежнее, древнее название.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кафедра в Чкондиди (Мартвили) Виссарион (Дадиани) митрополит Мингрельская С 23 июня 1829 года Кафедра в Мартвили Давид (Церетели) митрополит, бывший митр. без кафедры (Никоцминдский) с 23.06.1829 по 9.06.1834 на покое, с 7.08.1843 митр. Имеретинский Георгий (Кухулашвили) епископ, рукоположен с 19.05.1835 † 2.04.1842 Антоний (Дадиани, кн.) епископ, рукоположен с 14.02.1843 † 9.12.1852 Захария (Дгебуадзе, кн.) епископ, рукоположен с 8.09.1853 † 5.03.1854 Феофан (Габуния) епископ, рукоположен с 8.09.1854 † 1.06.1859 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Абхазский с 16.11.1859 по 19.05.1862 en. Горийский, викарий Карталинской епархии Виссарион (Чичуа, кн.) епископ, рукоположен с 1.01.1863 † 15.12.1864 (15.01.1865) Тарасий (Елиава Тариел) епископ, рукоположен 30.08.1865 † 4.01.1874 (с 1852 по 1864 год управлял епархией в разные периоды примерно по полгода 4 раза) С 16 мая 1874 года по 12 июля 1885 года Мингрельские епископы находились в подчинении Имеретинскому архиерею, Виссарион (Дадиани) епископ, рукоположен с 29.12.1874/12.01.1875 по 1.03.1886 еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии; † 4.08.1900 12 июня 1885 года епархия соединена с Гурийской и стала называться Гурийско-Мингрельская. Карталинская и Кахетинская митрополия (Католикосы-патриархи Восточной Грузии) Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) митрополит Кутаисский, рукоположен с 1740 католикос-патриарх Восточной Грузии с 1744 по 16.12.1755 отстранен от управления, с 1757 архиеп. Владимирский Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) католикос-патриарх Восточной Грузии, бывший архиеп. Владимирский повторно) † 1.03.1788 Антоний II (Багратиони) последний католикос-патриарх Мцхетский и всея Грузии с 1789 по 30.01.1811 на покое; † 21.12. 1827 с 8.07.1811 по 30.08.1814 переименован митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, экзарх Имеретинский Мцхетская, Тифлисская и Карталинская (Грузинская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Мцхете и в Тифлисе Варлаам (Эристов) митрополит, экзарх Грузии и Имеретии с 30.08.1814 по 14.05.1817

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Переяславская и 10 . Юрьевская при Ярославе, 11 . Смоленская в 1137г., 12 . Галичская до 1165г., 13 . Рязанская до 1207г., 14 . Владимиро-Кляземская в 1214г., 15 . Перемышльская в 1220г. или прежде этого года, 16 . Угровская – незадолго до нашествия Монголов. О самой митрополии мы обстоятельно говорили выше, и поэтому обращаемся прямо к епископиям. (Относительно списков епископов каждой епархии, которые предлагаем ниже, поступаем таким образом, что в тексте помещаем епископов, записи о которых читаются в летописях и в других источниках более или менее достоверных, а в примечаниях помещаем епископов, известных по позднейшим каталогам и по другим позднейшим источникам или прямо недостоверным или ненадёжным. Летописи Лаврентьевскую и Ипатскую не цитируем, 1269 а что находим помимо их в летописях новейших, прямо указываем. Позднейшие каталоги указываем по Истории иерархии, в которой обо всех епархиях в 1 части и которой поэтому мы означаем только страницы, предполагая подразумеваемой сейчас названную часть 1270 . 1. Епархия Черниговская. Чернигов, находящийся на Десне, вёрстах в 120 на северо-восток от Киева, главный город племени Северянского или Северского, принадлежит к числу древнейших или первоначальных городов Руси, быв между ними на юге если не старшим по времени, то старейшим по степени после Киева 1271 . При Владимире он принадлежал к великому княжению; после его смерти сначала то же, а потом с 1026 года по 1036 год был столицей его сына Мстислава Тмутараканского, которому Ярослав должен был уступить Русь по эту сторону Днепра; последний, при своём разделении государства на уделы, отдал его второму сыну Святославу, за племенем которого он и остался. Известные в настоящее время епископы Черниговские суть: 1 . Неофит, самый первый, поставленный Владимиром 1272 , 2 . Неофит 2, упоминаемый под 1072г. 1273 , 3 . Иоанн 1274 , поставленный неизвестно когда до 1037г., 25 лет лежавший в болезни и умерший 23 Марта 1112г., 4 . Феоктист, преемник Иоанна, из игуменов Печерских, поставленный 11 или 12 Января 1113г., умерший 6 Августа 1123г., 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После Ефрема: . 4 . Симеон, бывший при Владимире Мономахе 1333 , 5 . Лазарь, поставленный 12 Ноября 1104г., умерший 16 Сентября 1117г., 6 . Сильвестр, преемник Лазаря, поставленный 1 Января 1118г., вероятно из игуменов Киево-Михайловских и тот самый, которому принадлежит известная приписка в летописи под 1110г., умерший 12 Апреля 1123г.; 7 . Марк или Маркелл (в Никоновской летописи – Макарий), из игуменов Переяславского Иоанновского монастыря, поставленный 4 Октября 1125г., умерший 6 Января 1134г., 8 . Евфимий, поставленный в 1141г. 1334 , упоминаемый под 1149г., 9 . Василий, поставленный в 1157г., 1335 10 . Павел, присланный великим князем Всеволодом из Владимира в 1198г., 11 . Симеон, убитый Татарами при взятии Переяславля в 1239г. Со времени Ярослава до начала XII века к Переяславскому уделу принадлежала область Ростовско-Суздальская с Белозерьем, но на эту область не простиралась власть епископов Переяславских, ибо там при Владимире, когда Ростов составлял особый удел, учреждена была своя епископия. Неизвестно, с какого времени до сороковых годов XII века к епархии Переяславской принадлежал удел Смоленский, о чём обстоятельнее скажем ниже под епархией Смоленской. Собственное Переяславское княжество было весьма невелико. Его составляла северо-западная половина нынешней Полтавской губернии, между границей губернии Черниговской и рекой Сулой. А за последней была ненаселённая степь, – почти непрестанно в период до-монгольский стучавшее бранным оружием поле Половечское. Кафедральным собором епископов Переяславских был храм архангела Михаила. Первоначально, по всей вероятности, он был деревянный; в 1089г. епископом Ефремом был построен каменный и для своего времени великолепный, о чём свидетельство мы привели выше. В 1124г., т. е. через 35 лет, храм Ефремов упал и на его месте неизвестно кем построен новый, разрушенный потом Татарами 1336 (храм Михайловский в качестве городского собора существует в Переяславле до настоящего времени, но его нынешняя постройка конца XVII века). 10. Епархия Юрьевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

4 октября 1897 г. высокопреосвященного Арсения, назначенного на кафедру в Казани, сменил преосвященный Агафангел, переведенный с Тобольской на Рижскую кафедру. 13 лет владыка Агафангел оставался Рижским архипастырем, 7 мая 1904 г. он был удостоен сана архиепископа. В Рижскую епархию преосвященный Агафангел прибыл 12 декабря 1897 г. к этому времени владыка был умудрен опытом и находился в полном расцвете духовных и физических сил. На период архипастырства владыки Агафангела выпали события 1905 г., которые потребовали от правящего архиерея большого напряжения духовных сил, чтобы при объявленной религиозной свободе сохранить от соблазна вверенную ему паству. Епископ Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился 27 сентября 1854 г. в Веневском уезде Тульской губернии в семье священника, в 1881 г. он окончил Московскую Духовную Академию и четыре года преподавал в духовных училищах Рязанской епархии, в 1885 г. Александр Преображенский принял монашество с именем Агафангел и был назначен инспектором Томской духовной семинарии, в 1888 г. он стал ректором семинарии в Иркутске, а в следующем году рукоположен во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, с 1893 по 1897 г. епископ Агафангел пребывал на Тобольской кафедре. Несмотря на все трудности, в течение 13 лет епархия успешно шла по пути развития религиозно-нравственной жизни и укрепления основ Православия. Период этот был знаменателен многочисленными религиозными торжествами: освящением ревельского Александро-Невского собора, 50-летними юбилеями Рижской епархии, Рижской духовной семинарии, некоторых приходов, освящениями новых храмов в Везенберге, Юрьеве (Дерпте), Санкт-Петербурге на Пюхтицком подворье и др. По ходатайству высокопреосвященного Агафангела было открыто немало новых приходов, например, Каббальский, на острове Эзель – Перзамаский, в Виндаве – Николаевский, Кангроский в Вейсепштейнском уезде, в Пернове, Ямский в Везенбергском уезде, Тиммоский в Верроском, Кансовский в Феллинском. При владыке Агафангеле были построены соборы (в Ревеле и в Пюхтицкой обители), храмы в имении Орро Везенбергского уезда, в Ангернском, Кайкаском, Оллустферском, Сунцельском приходах, в Силламяги Везенбергского уезда, в Пернове, Везенберге, Юрьеве, на Пюхтицком подворье в Санкт-Петербурге. Владыка заботился об украшении и снабжении храмов утварью, иконами, книгами и др. Им было введено в епархии ежегодное празднование 8 января памяти священномученика Исидора Юрьевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист. Кар. IV, 22. 58 Папа Иннокентий писал Александру от 10 февраля 1248 г. из Лиона, и письмо его было доставлено Князю двумя Кардиналами: Гальдом и Гемонтом. См. Райнальд. Annal. Eceles m.XIII, стр.131. 65 Летописец замечает, что когда Аврамий был убит, «створи Бог месть вскоре за кровь его: погоре у них большая половина города Великого, а потом оставшаяся часть загорашется днем дважды и трижды; такоже бысть на многи дни, мало остася города, а все погоре, и товара погоре множество бесчислено, за кровь мученика Христова». С. Р. Лет. 1, 102. 67 Княгининым монастырем назывался потому, что построен был вначале XIII в., Княгиней Марией, супругой Вел.Кн. Всеволода Георгиевича. С.Р.Лет. 1, 178. 68 Жизнь преподобного Космы Игумена почерпнута из рукописного жития, хранящегося в Космине монастыре. Вначале этой рукописи сказано: «Творение Григория смиренного, града Суждаля, обители препод. отца Евфимия Архимандрита, Суждальского чудотворца». Этот Григорий (инок) жил в XVI в. Он написал, как увидим ниже, жизнь и Суздальских святых. 69 Говорят, что супруга Вел. Кн. Георгия Владимировича Долгорукого-Мономаха, оступившись на берегу реки близ Дмитрова, сказала» «Я хрома», и сими словами дала ей имя «Яхрома». И.К.Т. II.np.377. 70 Монастырь стоит неподалеку от большой Юрьевской дороги, на полугоре, при р.Яхроме, основан в исходе XV стол. (около 1494 г.), и по имени основателя называется Косминым. Расстоянием от г.Владимира в 40 верстах. 71 В чет-мин. под числом 15 июля говорится: «и даде (св.Владимир) граду Суждалю епископа». В Синопсисе (см.стр.74) означено и самое имя епископа: «и епископа Феодора остави». 73 Время прославления сего святителя неизвестно. Народное предание говорит, что мощи его открыты еще до нашествия Батыя. Одна Владимирская епархия прославляет святителя Феодора, как просветителя Суздальской страны, а потому, во всей епархии он вспоминается и в отпусках богослужебных. 74 Жизнь сего святителя и последующих за ним суздальских святых описанаиноком Григорием, о коем упомянуто было выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Кафедра Угровская вскоре после этого нашествия перенесена была Даниилом Романовичем из Угровска в Холм 38 , почему и епископы вместо Угровских стали называться Холмскими. Епископы Черниговские переносили свою кафедру на время или по временам из Чернигова в Брянск, который после нашествия Монголов, до подпадения власти Литовцев в 1355г., занимал со своими удельными князьями первенствующее положение во всей области Черниговской; почему епископы называются иногда вместо Черниговских Брянскими. Наибольшие перемены случились с собственной епархией митрополитов. Тотчас после нашествия Монголов были присоединены к ней маленькие области закрытых епархий Белгородской и Юрьевской. В 1300г. митрополит Максим перенёс кафедру митрополии из Киева во Владимир и сделал Владимирскую епархию своей епархией; но в Киеве он не поставил особого епископа, а оставил его за собой, так что после этого перенесения кафедры у митрополитов стало две епархии – Владимирская и Киевская. Когда в 1316–17г. была открыта особая митрополия Литовская, то собственной епархией митрополита была сделана вся собственная Литва, насколько было в ней православного населения, с кафедрой митрополита в Новгородке или Новогрудке. На те времена, как особая митрополия Литовская была закрываема, эта собственная митрополичья епархия была присоединяема к двум помянутым епархиям митрополита всея России в качестве его третьей собственной епархии. 18 епархий против до-монгольских 15 или три лишних епархии против до-монгольского периода – увеличение числа епархий слишком ничтожное! Но что касается до самой России, то увеличения не было и совсем никакого, а осталось то же число 15 епархий, что и прежде, ибо две новые епархии – Пермская и Казанская были открыты в областях новоприобретённых, а третья – Сарайская в области так сказать воображаемой и, во всяком случае, нерусской (in partibus infidelium). Если и в период до-монгольский могло быть открыто у нас значительно большее, чем то было действительно, количество епархий, в некоторое подобие количеству епархий греческих, то тем более могло быть сделано это после нашествия Монголов, в рассматриваемое нами время.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

387, 426 Евсевий Кесарийский ; (260–340). Епископ Кесарийский, церковный историк. 362 Евсеев Иван Евсеевич ; (9 августа 1868 – 4 августа 1921). Окончил Псковскую ДС (1889) и С.-Петербургскую ДА (1893), к. б. С 17 сентября 1893 – помощник библиотекаря С.-Петербургской ДА. 23 марта (утв. 29 мая ) 1897 – магистр богословия («Книга пророка Исайи в древлеславянском переводе. В двух частях. Часть первая. Славянский перевод книги пророка Исайи по рукописям XII–XIV вв. Часть вторая. Греческий оригинал славянского перевода книги пророка Исайи». СПб. 1897) С 7 февраля 1898 – смотритель Заиконоспасского училища, с 4 сентября 1902 – инспектор Подольской ДС, с 23 сентября 1904 – инспектор Орловской ДС. 9 июня 1906 – доктор богословия («Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе». М. 1905). С 3 ноября 1906 – доцент кафедры гомилетики и истории проповедничества С.-Петербургской ДА. С 14 декабря 1906 – сверхштатный ординарный профессор, с 18 декабря 1907 – ординарный профессор, с 11 сентября 1909 – профессор кафедры истории русского и церковно-славянского языков и истории русской литературы. С 29 ноября 1914 – член-корреспондент Академии наук по отделению русского языка и славистики. 1 января – 31 декабря 1909 – редактор «Церковного Вестника». Редактор научного издания Библии Российской АН. См.: К. Л. Профессор И. Е. Евсеев . (К 50-летию со дня кончины)//ЖМП. 1971. 12. С. 64–67. 186 Егоров И. – представитель от прихожан церкви св. Николая (Путиловской) в Петрограде. 222 Егоров Иван Феодорович; (1872 – декабрь 1921). Окончил Рижскую ДС (1894) и С.-Петербургскую ДА (1898), к. б. 4 августа 1898 назначен диаконом церкви Иоанна Предтечи Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге, с 1 августа 1899 – священник, законоучитель Юрьевской мужской и женской гимназии (Рижская епархия); с 22 августа 1903 – священник церкви св. Александра Невского при Смольном институте в С.-Петербурге и законоучитель института, с 16 октября 1908 – церкви св. Марии Магдалины при училище лекарских помощников, с 16 июня 1911 – Троице-Измайловского собора, с 2 октября 1914 – Введенского собора л.-гв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010