Наряду с протопопами в нач. XVI в. в сев. части епархии (напр., в Слониме) действовали светские представители власти - десятинники из числа митрополичьих дворян, позднее они перестают упоминаться. Митрополиты поддерживали институт клиросов. Одно из ранних упоминаний виленского клироса (объединение священников приходских церквей Вильно и округи) относится к 1498 г., когда местные клирошане жаловались королю на то, что митрополит поручил наместничество в Вильно архимандриту Свято-Троицкого монастыря, игнорировав «древнюю традицию». Следующий, виленский клирос ранее имел прерогативу назначать наместника в Вильно. Виленские клирошане присутствовали на Соборе в 1509 г. В 1514 г. митр. Иосиф (Солтан) советовался с клирошанами, предоставляя ставропигию супрасльскому в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рю . В документе перечислены клирошане: новогрудский протопоп, никольский поп Иаков, михайловский поп Иван Каша, юрьевский поп Ифентий Масло, Роман Пятницкий,- представители духовенства Вильно и Новогрудка. По просьбе митр. Онисифора (Девочки) кор. Сигизмунд III Ваза 25 апр. 1589 г. издал универсал о том, что после смерти митрополита надзор за имениями Киевской кафедры будет осуществлять виленский клирос, имущество должен был принять протопоп со старшими священниками. (Ранее дело обстояло иначе - в первые десятилетия XVI в. по ходатайству митрополитов опекуном имущества Киевской кафедры был кн. Константин Иванович Острожский.) Виленский клирос составил оппозицию митр. Михаилу (Рагозе) после принятия митрополитом унии. На Брестском правосл. Соборе 1596 г. присутствовали виленские клирошане: свящ. Воскресенской ц. Леонтий Бобрикович, свящ. Юрьевской ц. Емельян. Очевидно, существовал клирос при Борисоглебском соборе в Новогрудке: в королевской грамоте 1517 г. о пожаловании собору управлять предоставленными селами поручалось клирошанам. Важную часть К. е. составляли православные учреждения на территории Слуцкого княжества. В Слуцке - центре протопопии - насчитывалось 14 приходов.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Владикавказская и Моздокская С 23 апреля 1885 года. Кафедра во Владикавказе Имена Сведения Иосиф (Чепиговский), епископ бывший епископ Владикавказский, викарий Грузинской епархии с 29.06.1885 по 22.07.1888 (1889) на покое; 24.07.1890 Петр (Лосев), епископ бывший епископ Сумской, викарий Харьковской епархии с 22.07.1889 по 03.05.1891 епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии; 30.03.1902 Иоанникий (Казанский), епископ бывший епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии с 03.05.1891 по 23.08.1892 епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии; после 1917 Феодосий (Рождественский), епископ бывший епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии с 23.08.1892 по 12.06.1893 член Московской синодальной конторы; 23.01.1895 В 1894 году вышла из состава Грузинского экзархата. Сформирована самостоятельная епархия. Гурийская 42 Восстановлена 1 апреля 1844 года. Кафедра в Озургетах Имена Сведения Николай (Шервашидзе), митрополит рукоположен Евфимий (Цулукидзе), епископ рукоположен с 29.06.1844 по 11.04.1853 епископ Имеретинский Иоанн (Иосселиани), епископ рукоположен с 08.09.1853 по 19.08.1858 на покое; 19.10.1867 Гавриил (Туския), епископ рукоположен с 25.03.1859 по 01.08.1881 на покое; 11.09.1881 Гурийско-Мингрельская 12 июня 1885 года соединена с Мингрельской епархией. Кафедра в Поти Имена Сведения Григорий (Дадиани, кн.), епископ рукоположен с 25.03.1886 по 20.03.1898 уволен от управления; около 1907 или 1903 Имеретинская С 19 ноября 1821 года Кафедра в Кутаиси Имена Сведения Софроний (Цулукидзе), архиепископ бывший архиепископ Рачинский (Никорцминдский) c 19.11.1821 08.11.1841 Давид (Церетели), митрополит бывший митрополит Мингрельский с 07.08.1843 14.02.1853 Евфимий (Цулукидзе), епископ бывший епископ Гурийский с 11.04.1853 04.04.1856 Герман (Гоголашвили), епископ бывший епископ Абхазский с 02.09.1856 по 02.07.1860 на покое; 11 08.1868 бывший епископ Горийский, викарий Грузинской епархии с 02.06.1860 с 30.05.1869 до 1886 управлял Абхазской епархией; 26.04.1896

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архиепископ с 16.06.1731 25.12.1741 бывший митрополит Тобольский и Сибирский с 28.05.1742 по 14.04.1763 лишён сана и сослан в Белозерский монастырь; 14.10.1767 расстрижен и назван Андреем Вралём; 28.02.1772 Афанасий I (Вольховский), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 26.05.1763 15.02.1776 Самуил (Миславский), епископ бывший епископ Крутицкий и Можайский, с 17.03.1776; архиепископ с 22.09.1777 по 22.09.1783 митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Верещагин), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский, с 22.09.1783; архиепископ с 27.03.1785 по 16.10.1799 переименован архиепископ Ярославский и Ростовский См. Ярославскую кафедру. РЯЗАНСКАЯ Учреждена в 1198 году Муромская и Рязанская Кафедра в Муроме Имена Сведения Арсений, епископ рукоположен с 26.09.1198 по 1213 взят в плен Владимирским князем Всеволодом; неизвестно Евфросин (святогорец), епископ упоминается с 1223 по 1237 неизвестно; (вероятно, убит при нашествии хана Батыя в 1237 году. Известно, что от руки этого хана в 1237 году погиб Рязанский князь Феодор Георгиевич (Юрьевич) и вся его семья) Вследствие нашествия монголов епархия оставалась без архипастыря до 1284 года Филипп, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Евфимий, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Иосиф I, епископ рукоположен Рязанская и Муромская С 1291 года. Кафедра в Рязани Имена Сведения Василий I, епископ, свт. рукоположен в 1285; на кафедре с 1286 1295 (3.07.1294) Стефан, епископ упоминается неизвестно Митрофан, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Савва, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается в 1325, 1326, 1340 неизвестно Феодул, епископ упоминается в первой половине XIV века неизвестно Михаил, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Кирилл, епископ упоминается в 1334 (1295–1343) неизвестно Иосиф II, епископ упоминается неизвестно Георгий, епископ упоминается 1360 (1367) Василий II, епископ рукоположен неизвестно Афанасий, епископ рукоположен с 1360 по 1376 (1378) неизвестно Вассиан, епископ упоминается

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

21. Ферапонт хирот. 9 мар. 1539, из игум. Ферапонтовских; † в мар. 1548. Погребён в Суздальском соборе. 22. Иона Собина хирот. 21 февр. 1544 из архим. Чудова монастыря; † 1548. Погребён в Суздальском соборе. 23. Трифон Ступишин хирот. 10 мар. 1549 из архим. Симонова монастыря; в 1551 оставил епархию. С 1563 архиепископ Полоцкий. 24. Афанасий, кн. Палецкий , 18 июня 1551 хирот. из игум. Кирилло-Белоезерских; упом. 2 февр. на соборе; в 1564 уволен на покой туда-же. С 1566 архиепископ Полоцкий. 25. Елевферий хирот. в 1564 из архим. Троице-Сергиевских; до 1567; (†...?) 26. Пафнутий , с 1567; † 26 нояб. 1569. 27. Варлаам хирот. в 1570, из игум. Махрищского монастыря; † 1586 и погребён в Махрищском митре. V. Архиепископы Суздальские и Торусские 28. Иов в 1587 хирот. из архим. Спасо-Евфимиевских; с мая 1589 архиепископ; в 1592 уволен на покой; † 24 июня 1594. Погребён в Спасо-Евфимиевом мнтре. 29. Галактион хирот. 1593 из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; в 1609 изгнан и †. Погребён в Суздальском соборе. 30. Герасим в 1612 (в великий пост) хирот. в Казани из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; до 1615 († ...?). 31. Арсений , Грек, перев. из Твери 1616 (упом. в окт.), а в начале 1626 уволен, за болезнью; † 29 апр. 1630. 32. Иосиф Курцевич , епископ Волынский, прибыл в Москву в июле 1625, определён в авг. 1626, а 22 мар. 1634 отлучён и послан в Сийский мнтрь; † 15 июня 1642 – в Зилантове. 33. Серапион 5 окт. 1634 хирот. из игум. Тольгских; † 1663 (упом. в мае). Погребён в Суздальском соборе. 34. Софроний хирот. 29 янв. (sic) 1654 из архим. Хутынских и в мор † 13 сент. 1654 (в Москве). Погребён в Суздальском соборе. 35. Иосиф хирот. 1655, упом. в февр. (sic) 1655, из ризничих Саввы-Сторожевского монастыря; упом. в апр. 1656 (а 1658 бывший, в Казани). 36. Филарет хирот. 10 авг. 1656, из иноков Саввы-Сторожевского монастыря, а 1658 перев. в Смоленск. 37. Стефан хирот. 2 мая 1658–60. После при Архангельском соборе в Москве (в февр. 1661). VI. Архиепископы Суздальские и Юрьевские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Текст первой части поучения, начиная со слов «Слыши, о иерею», как и вторая часть, известны в Кормчих книгах с XIII века 136 . Поэтому целесообразнее думать, что данное поучение было традиционным, и в каждом конкретном случае его могли подписывать разные иерархи 137 . От митрополита Симона сохранился саккос. «На нем, по вишневому атласу тканы золотом кресты, “а меж крестов травы серебро да шелк червчат да лазорев”; оплечье и зарукавья низаны мелким жемчугом и украшены серебряными золочеными дробницами, с изображениями на них святых» 138 . Особая страница времени митрополита Симона – это Новгородская епархия. Наряду с тем, что в ней проводилась секуляризация земель, одновременно происходили и изменения границ епархий; в 1492 г., еще при митрополите Зосиме, часть Новгородской епархии отошла к Вологодской 139 . В описи царского архива упоминаются документы по данному поводу, относящиеся уже ко времени митрополита Симона: «да Симана ж митрополита да Генадья архиепископа Наугоротцкого Пермьскому владыце на церкви» 140 . Прошло время, и архиепископ Геннадий оказался сведенным с престола. Никоновская летопись сообщает об этом под 1504 г.: «Того же лета, июня, Генадие архиепископ Великого Новагорода и Пскова оставил престол свой за немощь, неволею, понеже бо приехав с Москвы на свой престол в Новъгород в Великий и начят мзду у священников от ставлениа наипаче перваго, через свое обещание, советом единомысленнаго своего любовника и диака Михаила Иванова сына Алексеева; и обыскав то князь Великий и митрополит и сведоша его с престола на Москву, и пребысть в монастыри у Михайлова чюда на Москве полтретия году, ту и преставился» 141 . Архиепископ Геннадий дал митрополиту Симону отреченную грамоту. В ней он писал: «И яз к тому ничтож хощу святительских преданей действовати, ни вступатись никоторыми же делы, ни именоватись архиепископом, ни учити, но учиму быти» 142 . Однако, дело борьбы с ересью, которому святитель Геннадий посвятил столько лет своей архипастырской деятельности, митрополит Симон довел до конца. При нем был созван Собор 1504 г. против жидовствующих, принявший решительные меры по отношению к еретикам. «Тоя же зимы князь Великий Иван Василилиевич и сын его князь Великий Василей Иванович всеа Русии с отцем своим Симоном митрополитом всеа Русии и со епископы и со всем Собором обыскаша еретиков и повелеша лихих смертною казнию казнити. И сожгоша их в клетке: диака Волка Курицына да Митю Коноплева да Ивашка Максимова, декабря 27; а Некрасу Рукавову повелеша языка урезати и в Новегороде в Великом сожгоша его. И тоя же зимы архимандрита Касиана Юрьевскаго сожгоша и его брата, и иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточение разослаша, а иных по монастырем» 143 . Этот Собор завершает историю ереси жидовствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Александр, архиепископ (Ищеин Александр Геннадьевич) Дата рождения: 13 июня 1952 г. Дата смерти: 10 июня 2021 г. Дата хиротонии: 14 января 1999 г. Дата пострига: 1975 г. День ангела: 6 декабря Страна: Азербайджан Биография: Родился 13 июня 1952 г. в Ярославле в семье рабочего. По окончании в 1969 г. средней школы поступил в Ленинградский химико-фармацевтический институт. Служил в рядах Вооруженных сил. В 1975 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, 19 декабря 1975 г. — в сан иеромонаха и направлен на служение в  Ставропольскую епархию . Заочно окончил  Московскую духовную семинарию . В течение четырех лет был настоятелем Успенского храма г. Моздока, благочинным православных церквей Северной Осетии. Содействовал возвращению Церкви и восстановлению Вознесенского собора в г. Алагире, церкви во Владикавказе, Никольского собора и храма Нерукотворного Образа Спасителя в станице Павлодольской. В 1988 г. возведен в сан архимандрита. В том же году в составе официальной делегации духовенства Ставропольской епархии во главе с архиепископом Ставропольским и Бакинским Антонием (Завгородним) посетил г. Баку и принял участие в торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси. С 1992 г. нес пастырское послушание на православных приходах Азербайджана. В разное время был настоятелем храмов блгв. вел. кн. Александра Невского г. Гянджи, храма святых Жен-мироносиц г. Баку, храма Архангела Михаила г. Баку. С 1995 г. — настоятель кафедрального собора Рождества Богородицы г. Баку, благочинный православных церквей Азербайджана. Решением Священного Синода  от 28 декабря 1998 г.  избран епископом Бакинским и Прикаспийским. Наречен 13 января, хиротонисан 14 января 1999 г. Богослужения в  Богоявленском кафедральном соборе  г. Москвы совершили  Святейший Патриарх Алексий II , митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Волоколамский и Юрьевский Питирим , архиепископы Солнечногорский Сергий , Валентин (Мищук) , Истринский Арсений , епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий , Красногорский Савва . Священный Синод от 22 марта 2011 г. ( журнал 13 ) постановил иметь титул «Бакинский и Азербайджанский». 18 июля 2012 г. за Литургией в Успенском соборе  Свято-Троицкой Сергиевой лавры  Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом  возведен  в сан архиепископа. Скончался 10 июня 2021 г. Отпевание 13 июня в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц г. Баку возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий . Архиепископ Александр был погребен на первой Аллее почетного захоронения в Баку. Образование: Ленинградский химико-фармацевтический институт. Московская духовная семинария (заочно). Награды: Церковные: Светские: Portal publications Патриархия.ru По молитвам святого апостола Варфоломея [Interview] Бакинская епархия: прошлое и настоящее [Interview] Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197929...

На площади перед монументом предстоятель совершил молебен, после чего обратился к участникам торжеств и поблагодарил архиеп. Льва за труды по возрождению епархии. К 1 авг. 2011 г. в Н. и С. е. действовали 140 храмов, 7 мон-рей, 42 воскресные школы; в клире состояли 61 священник и 12 диаконов. Рассмотрев рапорт архиеп. Льва об учреждении на территории Новгородской обл. одной новой епархии, 28 дек. 2011 г. Синод постановил образовать Новгородскую митрополию, к-рая включила Н. и С. е. и выделенную из нее возобновленную Боровичскую епархию в составе Боровичского, Мошенского, Окуловского, Хвойнинского, Пестовского и Любытинского районов Новгородской обл. Боровичским и Пестовским епископом определено быть наместнику Валдайского Иверского мон-ря архим. Ефрему (Барбинягре). В тот же день Синод, заслушав рапорт архиеп. Льва об утверждении его в должности настоятеля особо значимых обителей Н. и С. е., утвердил его в должности настоятеля (священноархимандрита) Юрьева и Валдайского Иверского мон-рей. 5 февр. 2012 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Ефрема. 7 марта - 5 мая 2015 г. митр. Лев временно управлял Петрозаводской и Карельской епархией в связи с кончиной 7 марта 2015 г. Петрозаводского митр. Мануила (Павлова) . 16 апр. 2016 г. Синод определил быть епископом Юрьевским, викарием Н. и С. е., игум. Арсению (Перевалову). 21 апр. он был возведен в сан архимандрита, 3 мая 2016 г. состоялась его архиерейская хиротония. 8-9 июля 2017 г. проходил 2-й визит Патриарха Кирилла в Н. и С. е. 8 июля он посетил Юрьев мон-рь, древние храмы Вел. Новгорода, осмотрел помещения Новгородского ДУ (возобновлено в 2005), возглавил всенощное бдение в Софийском соборе. После богослужения предстоятель поблагодарил митр. Льва за многолетние труды по духовному окормлению новгородской паствы. Затем Патриарх посетил Хутынский мон-рь, где поклонился мощам прп. Варлаама Хутынского. 9 июля предстоятель побывал в Николо-Вяжищском ставропигиальном мон-ре, откуда отправился на Валаам. Духовное образование и просвещение, издательская и информационная деятельность, социальное служение в нач. 90-х гг. XX в.- 2018 г. В сер. 90-х гг. ХХ в. при Доме-музее Ф. М. Достоевского в Ст. Руссе (входит в состав НГОМЗ) действовали катехизаторские курсы, лекции читали преподаватели СПбДА. Тогда же была разработана программа мероприятий при музее, направленных на распространение знаний о правосл. вероучении, жизни Церкви, церковных праздниках. В соответствии с программой по благословению и под духовным руководством Новгородского архиерея проводятся выставки, конференции, фестивали, конкурсы, праздники. В 2003 г. при музее открылся народный правосл. ун-т, в марте 2015 г. были возобновлены катехизаторские курсы.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Народ наш смотрел на Митрополита с глубочайшим уважением, и каждый считал для себя за великое счастье увидеть Первосвятителя и особенно получить от него благословение. Посему-то, между прочим, и указы княжеские являлись пред народом как бы скрепленными согласием Митрополита. На вечах, где проявлялась некоторая власть и свобода народа, голос Митрополита всегда считался сильнейшим 24 . Вследствие такого всеобщего уважения к Митрополиту, случалось, что он одним словом своим производил в народе то, чего не могли сделать никакие другие средства: так в 1134 году, когда в Новгороде вспыхнул сильный мятеж, одна грамота Митрополита Михаила, полагавшая запрещение на своевольный город, усмирила мятежников 25 . Сею-то властью Митрополита часть пользовались сами князья, когда не оставалось возможности удержать подданных в надлежащем повиновении. Число епархий, подвластных Киевскому Митрополиту до порабощения России Татарами, возросло в ней до 17, или, за исключением одной, упразднившейся вскоре после своего учреждения, – до 16, именно: шесть из них учреждены в X веке (992 года) Митрополитом Леонтием: а) Киевская, б) Новгородская, в) Ростовская, г) Владимирская на Волыни, д) Белгородская близ Киева, и е) Черниговская; четыре – в конце или последней половине XI века: ж) Юрьевская близ Киева на реке Росе, з) Переяславская, и) Хелмская на Чермной Руси, и й) Тмутараканская в бывшей столице (близ Азовского моря) некоторых удельных князей: сия-то последняя епархия, по случаю разорения Тмутаракани и всего княжества от Половцев, в конце этого же века навсегда упразднилась; пять – в XII веке: к) Полоцкая, в начале столетия, на Белой Руси, л) Туровская (в 1114 году) в городе Турове, находившемся близ Пинска при реке Случе; м) Смоленская (около 1128 или 37 год.), н) Перемышльская на Чермной Руси (упомин. До 1157 года, когда она на время соединена с Галицкою), и о) Галицкая (в1157 или 65 годах) на Чермной же Руси; наконец две в первой половине XII столетия: это п) Рязанская (с 1198 или 1208), и р) Владимирская на Клязьме (в 1215 году) 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Правда, сам будучи язычником и идолопоклонником, он не препятствовал новым подданным своим исповедовать праотеческую христианскую веру, а митрополитам русским управлять церквями, в его завоеваниях остававшимися, в Киеве для успокоения народа определил наместником своим Голшанского князя Миндова, исповедовавшего восточную христианскую веру, но для просвещения своих литовцев принимал и от Папы западное духовенство 100 . К сему же может быть времени отнести должно упоминаемое у Кодина в конце росписи о Председании митрополитов, Константинопольскому патриаршеству подлежащих, разделение Российской митрополии на епархии Великороссийские и Малороссийские. Первое, Великороссийское отделение по Кодинову списку, составляли епархии Велико-Новгородская, Черниговская, Суздальская, Ростовская, Велико-Владимирская, Переславская-Русская, Велико-Белгородская близ Киева, Юрьевская при Росе реке; Полотская, Рязанская, Тверская, Сарайская; а второе, Малороссийское отделение: Галицкая, Владимирская (на Волыне), Перемышльская, Луцкая, Туровская, Холмская, Смоленская 101 во второй росписи императора Андроника Палеолога, по Кодинову списку, Всероссийская митрополия между подвластными Константинопольскому патриаршеству переставлена уже из 61 степени в 72, а под степенью 82 упомянута Литовская особая митрополия, учрежденная, как там сказано, при царствовании императора Андроника (1283–3328) и патриарха Иоанна Глике (1316–1320). Следовательно, начало ее отнесено ко времени завладения Киева Великим Князем Литовским Гедимином. В третьей росписи о порядке митрополитских престолов в прибавочном списке под числом 30 сказано, что в наше время уставлен митрополит в Галиче, бывшем частью Малой России 102 . Когда и кем сделана сия последняя приписка, не известно. Если Кодином, то сие было в половине 15 столетия. Но ни по нашим, ни по униатским иерархическим каталогам не упоминается в сие время митрополитов Галицких. Правда, до нас дошла одна грамота или обязательная запись (см. в прибавлении под 8), данная в 1398 г. с обещанием подарков польскому королю Ягеллу Владиславу от Луцкого епископа Иоанна, желавшего быть Галицким митрополитом и просившего о пособии к тому короля, но не известно, получил ли сей епископ сан митрополита. А Ходыкевич в своих «Историко-Критических диссертациях о Киевской и Галицкой митрополии» (dissertationes histqrico-criticæ de Archiepiscopatu Metropolitano Kijoviensi ет Halicensi), говорит, что уже в 1539 г. возобновленная Галицкая епархия наименована митрополией по грамоте Сигизмунда I короля польского, повелевшего Киевскому митрополиту Макарию посвятить в Галич епископом Макария Тучанского, коему в настольной грамоте Сигизмунд написал, что в Галиче будто за несколько столетий пред тем был митрополит, но может быть католический, о чем ниже сказано будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Макарий (Оксиюк; 22 апр. 1945 - 7 июля 1951; впосл. митрополит), архиеп. Фотий (Топиро; 27 дек. 1951 - 20 авг. 1952), архиеп. Панкратий (Кашперук; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), архиеп. Палладий (Каминский; 23 июля 1956 - 31 мая 1960), архиеп. Григорий (Закаляк; 15 сент. 1960 - 15 окт. 1964), архиеп. Дамиан (Марчук; 15 окт. 1964 - 8 окт. 1965, до 10 сент. 1965 епископ), митр. Николай (Юрик; 31 окт. 1965 - 23 нояб. 1983, до 18 апр. 1966 епископ, до 17 июня 1971 архиепископ), митр. Никодим (Руснак; 23 нояб. 1983 - 13 сент. 1989, до 9 апр. 1985 архиепископ), архиеп. Ириней (Середний; 13 сент. 1989 - 10 апр. 1990, в наст. время митрополит), еп. Андрей (Горак; 18 апр. 1990 - июль 1992, перешел в неканоническую УПЦ КП), Тернопольский еп. Сергий (Генсицкий; июль-сентябрь 1992, в. у., в наст. время митрополит), архиеп. Августин (Маркевич; 20 сент. 1992 - 20 июля 2012, до 28 июля 1998 епископ, в наст. время митрополит), еп. Филарет (Кучеров; с 20 июля 2012, с 28 июля 2017 в сане архиепископа, с 17 авг. 2019 в сане митрополита). Монастыри Действующие: Межигорский Онуфриевский (мужской; основан в 1993, в 2007 зарегистрирован в с. Мельничном Турковского р-на, в 2010 переведен в с. Межигорье того же района), львовский в честь Преображения Господня (женский; основан в 2003 в с. Сопошин Жолковского р-на, с 2004 во Львове). Упраздненные: Богородице-Рождественский Синеводский (мужской, в бывш. г. Синеводск (или Синеволодск), ныне урочище Монастырище близ пос. В. Синевидное Сколевского р-на; упом. под 1240), Юрьевский (мужской, во Львове; основан после 1269 (1280?), сожжен в 1340, вновь упом. с 1493, с 1700 униатский), Михайловский (мужской, во Львове; упом. под 1250, упразднен до XVI в.), Созанский Михайловский (мужской, в с. Созань совр. Старосамборского р-на; упом. под 1291), Полонинский Задеревачский (мужской, близ совр. с. Задеревач Стрыйского р-на; упом. в XIII в.), Смольницкий Успенский (мужской, в с. Смольница совр. Старосамборского р-на; упом. с 1407, с 1691 униатский), Подгородищенский Онуфриевский (мужской, с.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010