27 мая 2009 г. Синод РПЦ, согласно прошению Таллинского митр. Корнилия (Якобса) о назначении ему в помощь в управлении Эстонской Православной Церковью (ЭПЦ) викарного епископа, определил Л. быть викарием с титулом «епископ Нарвский». 21 июля того же года его архиерейскую хиротонию в храме Христа Спасителя в Москве возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . 29 янв. 2010 г. Л. был утвержден членом Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви и Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Решением Синода РПЦ по докладу митр. Корнилия 30 мая 2011 г. в составе ЭПЦ была возобновлена самостоятельная Нарвская епархия, которую возглавил Л. с титулом «епископ Нарвский и Причудский». В марте 2013 г. в Солдинском р-не Нарвы был заложен храм во имя святых Кирилла и Мефодия, 1 сент. следующего года Л. совершил освящение креста, в тот же день водруженного на купол строящегося храма. С 2013 г. совершаются богослужения в Сретенской ц., расположенной во временном помещении в дер. Варнья. 14 июня 2015 г. Л. освятил крест и закладной камень на месте строительства Сретенской ц. Помощь в возведении храма оказывает Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь . В 2014 г. в арендованной комнате здания на ул. Суур в центре г. Йыгева был образован приход в честь Животворящего Креста Господня. 14 авг. того же года Л. совершил здесь 1-ю литургию. В мае 2015 г. была освящена нижняя церковь в строящемся храме святых Кирилла и Мефодия в нарвском р-не Солдино. В г. Нарва-Йыэсуу действует архиерейское подворье и при нем жен. монашеская община. К кон. 2014 г. в епархии насчитывалось 16 приходов. С 19 апр. по 29 мая 2018 г., в связи с кончиной митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия, временно управлял Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата. Л. награжден орденом прп. Сергия Радонежского 3-й степени (2001), орденом ЭПЦ сщмч. Исидора Юрьевского 3-й степени (2011) и орденом ЭПЦ сщмч. Исидора Юрьевского 2-й степени (2015).

http://pravenc.ru/text/2462533.html

Как обратил внимание Голу-бинский, созданная в Юрьеве епископия простиралась на юг. в бесконечные partes infidelium («пределы неверных») . Действительно, она охватывала Поросье, население, жившее по р. Роси, и находившихся южнее кочевников — Черных клобуков, и имела важное миссионерское и тем самым политическое значение, включая кочевников, связанных с Русью договорами, экономическими и политическими отношениями, в сферу христианизации и подчинения Киеву. Возможно, что Юрьевская епископия была учреждена Ярославом вскоре после основания города, т. е. между 1032 и 1054 гг., скорее к началу этого временного отрезка. Юрьевский епископ обладал особыми функциями, такими же, как и глава Белгородской епархии, являясь викарием Киевской митрополии . Это заключение может быть сделано на основании того, что, по летописным сообщениям, в 1073 г. при заложении собора Печерского монастыря юрьевский епископ Михаил заменял отсутствовавшего митрополита Георгия , а в освящении в 1185 (январь 6691, на деле 6692) г. церкви Василия в Киеве вместе с митрополитом Никифором участвовал и юрьевский епископ (без имени) , при том, что, как писал Голубинский, Юрьевская епархия была «весьма невелика» . Действительно, юрьевский епископ, по этим сообщениям, не только в XI, но и в XII в. был ближайшим помощником и заместителем главы русской церкви, что сближает его с положением белгородского епископа. В рассказе Киево-Печерского патерика об освящении Печерского собора юрьевский епископ Антоний обнаруживает особое положение среди епископов, единственным выступая с персональной речью в ответ на вопрос митрополита о том, кто известил о предстоящем торжестве . Как и Белгород, Юрьев не был центром княжества и управлялся из Киева, не составлял административно-государственной единицы. Вместе с тем в летописных сообщениях 1089, 1091 и 1115 гг. интересующий нас иерарх упоминается среди епископов не на первом, а на последнем или предпоследнем местах (в 1089 г. после белгородского, ростовского, черниговского епископов; в 1091 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Юрьево. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Село Юрьево Котельничского района Кировской области образовано в мае 1598 года и расположено в 20 км от районного центра города Котельнич. Название села связывают с именем влиятельного князя Вятки - Юрия Галицкого. Согласно грамоте Московского патриарха Иова от 28 апреля 1598г. в селе возведена деревянная церковь (разобрана в 1779), вторая в 1770г. продана в с.Урайское Казанской губернии. Ильинская церковь, каменная построена в 1770-1784гг. приход состоял из 74 селений. По данным переписи 1926г. село - центр Юрьевского сельсовета Халтуринской волости, население 35 чел. (24 хозяйства). Ныне село Юрьево является центральной усадьбой СПК колхоза “ Заветы Ленина”. На территории Юрьевского сельского округа проживает 926 человек. На территории округа работают следующие учреждения: почтовое отделение связи, узел электросвязи, филиал сбербанка, фельдшерско-акушерский пункт, средняя общеобразовательная школа, детский сад, библиотека, 4 магазина, Дом досуга, действующая Ильинская церковь. Ильинская церковь каменная, построена в 1767 г. расстоянием от г. Вятки в 80 верст, от уездного города в 20 верстах. Часовня при деревне Староказенной деревянная. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме священника Ермина, имеющего свой дом. Земли: усадебной 3 десятины, пахотной 48 десятин 128 сажень, сенокосной 7 десятин 331 сажень; пахотная земля находится во владении крестьян. Братский денежный доход: священника 905 руб. 10 коп., диакона 603 руб. 40 коп., псаломщика 301 руб. 70 коп. Руги собирается на весь причт до 10 пуд. ржи, 60 пуд. ячменя и 100 пуд. овса. Прихожан: православных русских 3320 муж. пола, 3568 жен. пола. Приход состоит из 74 селений, расстоянием до 7 верст. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». В 1598 г. 28 апреля Патриарх Иов благословил построить в селе деревянный храм в честь святого Илии Пророка.

http://sobory.ru/article/?object=02719

10 . ДАНИИЛ хиротонисан Святым Ионой, Митрополитом Киевским и всея России. Именовался он Владимирским и Брестенским. 11 . ИПАТИЙ Поцей в 1595 году предался Унии. Он именовался Прототронием, Епископом Владимирским и Брестенским. 12 . ИЕЗЕКИИЛЬ Курцевич хиротонисан Феофаном Патриархом иерусалимским в 1620 году. Примечание. Далее сего православных Епископов Владимирских на Волыни не упоминается, потому что совсем заняли Епархию сию Униаты. Глава II. Епархия Белоградская, бывшая близ Киева Епископы Белоградские 1 . НИКИТА хиротонисан в 992 году. 2 . СТЕФАН упоминается в Никоновой летописи 1072 года на принесении мощей Св. Российских Князей Бориса и Гле6а. 3 . ЛУКА упоминается в 1089 году на освящении Успенской Печерской церкви с Иоанном, Митрополитом Киевским и всея России. 4 . ФЕОДОР упоминается в 1147 году на поставлении Климента, Митрополита Киевского и всея России. 5 . ДИОНИСИЙ. 6 . ИОАНН. 7 . КИРИНЕЙ. Глава III. Епархия Юрьевская Примечание. Некоторые полагают Епархию сию в Юрьеве Ливонском, ныне Дерпт именуемом. Но Преосвященный Платон, Митрополит Московский, в Истории своей говорит, что Юрьев здесь должно почитать город, бывший недалеко от Киева, который Половцы разорили и сожгли. Епископы 1 . МИХАИЛ упоминается в 1072 году на перенесении мощей Св. Князей Бориса и Глеба в деревянную церковь . 2 . АНТОНИЙ упоминается в 1089 году бывшим в Киеве на освящении церкви Печерской. 3 . МАРИН, Святой, упоминается в 1091 году на перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского и в 1095 году. 4 . ДАНИИЛ хиротонисан в 1114 году, Ноября 6. Скончался в 1122 году, Сентября 9. Он был на перенесении мощей Бориса и Глеба в каменную церковь . 5 . ДАМИАН упоминается в 1147 году на поставлении Климента Митрополита в Киев. Глава IV. Епархия Порожская или При Днепровских Порогах Епископы 1 . МИХАИЛ упоминается в 1072 году на перенесении мощей Бориса и Глеба в деревянную церковь . 2 . АНТОНИЙ упоминается на перенесении мощей преп. Феодосия Печерского в 1091 году. Примечание. Оба сии Епископа кажутся те же, что и выше упомянутые Юрьевские. Глава V. Епархия Тмутараканская

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Немало перемен произошло в этот период и в состоянии наших епархий. Вследствие нашествия монголов, которые на пути своем истребляли все — и города, и села, и жителей, закрылись четыре древние епархии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская; первая — только на время, а последние — навсегда . Другие епархии, подвергшиеся таким же опустошениям, может быть, и не были закрываемы даже на время, но более или менее долго оставались без архипастырей, хотя по имени существовали: о епископе Владимиро-Волынском упоминается только с 1260 г., о Перемышльском — с 1271 г., о Рязанском — с 1284 г., о Галицком — с 1331 г., о Туровском — с 1345 г. Епархия Владимирская на Клязьме не имела своего епископа до 1250 г., потом в продолжение четырнадцати лет управляема была митрополитом, с 1274 г. имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение Русских митрополитов . Между тем одна за другою возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта епархия Холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта епархия в Сарае — самой столице татарских ханов; около 1271 г.— в Твери; около 1347 г.— в Суздале; около 1360 г.— в Брянске, куда собственно перенесена кафедра епархии Черниговской; в 1383 г.— в Перми. С 1288 г. упоминается епархия Луцкая, с 1353 г.— Коломенская, с 1389 г.— Звенигородская, которая, впрочем, открыта была только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властию Новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить им епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV в. число епархий в Русской Церкви возросло до восьмнадцати, если не считать Звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичьей, находилось в Руси Северо-Восточной: Владимиро-Московская, заключавшая в себе Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. А девять — в Руси Юго-Западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичьей: Черниговская, или Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая .

http://sedmitza.ru/lib/text/435873/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ И БОГУСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви (УПЦ). Территория включает юж. часть Киевской обл. Епархия разделена на 12 благочиннических округов: Белоцерковский, Богуславский, Володарский, Кагарлыкский, Мироновский, Ракитнянский, Ржищевский, Сквирский, Ставищенский, Таращанский, Тетиевский, Узинский. Кафедральный г.- Белая Церковь, кафедральные соборы - Преображения Господня (г. Белая Церковь) и во имя Святой Троицы (г. Богуслав). Правящий архиерей - митр. Августин (Маркевич) . В апр. 2002 г. в епархии было 173 прихода и 3 мон-ря, численность духовенства - 144 священнослужителя. Церковная жизнь на территории совр. Б. и Б. е. была связана c сер. XI в. с историей Юрьевской епархии (епископ Юрьевский впервые упоминается в 1072-1073), затем пришла в упадок после монголо-татар. нашествия 1240 г. В 1552 г. для защиты Киева с юга построен Белоцерковский замок, после чего началось возрождение церковной жизни (правосл. храмы в Белой Церкви впервые упоминаются в 40-50-х гг. XVI в.), а территория совр. Б. и Б. е. входит в Киевскую митрополию . В кон. XVII - нач. XVIII в. в регионе при поддержке польск. правительства активно насаждалось униатство , к-рое в 1737-1739 гг. распространилось на все приходы в Белой Церкви и Поросье. С 1768 г. началось движение за возрождение Православия, формируются правосл. правления (в т. ч. Белоцерковское и Богуславское), к-рые подчиняются Переяславской епархии (с 1785 Переяславское вик-ство Киевской митрополии). В 1796 г. почти все приходы на территории совр. Б. и Б. е. окончательно перешли в Православие и в XIX-XX вв. входили в Киевскую митрополию, в советское время большинство из них прекратило существование, были закрыты мон-ри, разрушены мн. храмы. Для возрождения церковной жизни в 1994 г. была учреждена самостоятельная епархия с кафедрой в Белой Церкви. 1 авг. 1994 г. во епископа Белоцерковского хиротонисан Серафим (Зализницкий), к-рый начал активную деятельность по восстановлению церковной жизни в регионе. Одной из главных забот Белоцерковского епископа стало сохранение приходов в юрисдикции УПЦ, т. к. одновременно продолжало существовать Белоцерковское вик-ство Киевской епархии, входящее в раскольническую УПЦ Киевского Патриархата. При епархиальном управлении были созданы отделы: издательский, духовного образования и катехизации, информационный, юридический, архитектурно-строительный, социального служения. Началось строительство приходских храмов, в 1997 г. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе (Белая Церковь) сооружен новый иконостас.

http://pravenc.ru/text/77956.html

На Оренбургскую епархию с кафедрой в Уфе, поставленную последней (20-й) среди третьеклассных епархий, 13 ноября 1799 г. вступил епископ Амвросий Келембет, из архимандритов новгородского Юрьевского монастыря. Содержание его дома и штата по III классу определено вновь, причем, по положению 18 декабря 1797 г., к архиерейскому дому вновь приписана полная пропорция земли с угодьями, мельницами и рыбными ловлями. 1174 По крайней мере, так постановил Св. Синод в своем докладе. Как ни странно, во всей огромной вновь зарождаемой Оренбургской епархии не оказалось ни одного штатного мужского монастыря. Св. Синод обратил внимание на это обстоятельство при самом учреждении кафедры, заявив в своем докладе, что мужскому монастырю и пристойно, и необходимо быть в Оренбургской епархии. По справкам оказалось, что до учреждения Екатерининских духовных штатов в Уфе существовал Успенский Богородицкий мужской монастырь, обращенный в 1764 г. в приходскую церковь . Этот то монастырь решено восстановить, учредив в нем, на основании указа 18 декабря 1797 г. – архимандрию. Чтобы не требовать новой суммы из казны на содержание восстановленного монастыря, в него переведен штат коломенского третьеклассного Спасского монастыря. Так открыта новая окраинная епархия с кафедрой в Уфе, где еще в 1667 году предполагалось учредить епископию. С образованием и устройством Оренбургской и Уфимской епархии, Казанская и Симбирская, ранее «и Свияжская», епархия окончательно введена в границы двух губерний – Казанской и Симбирской, в которых насчитывалось около 1200 церквей, в том числе 281 цер. по Симбирской губернии поступили из Нижегородской епархии, именно Алатырь – 95 ц., Саранск – 93 ц., Курмыш – 73 ц., Инсарского уез. – 14 ц., Корсунского уез. – 6 цер. Из Тамбовской епархии по Симбирской губернии поступило в Казанскую епархию 75 церквей: 65 ц. по Инсарскому уезду и 10 – по Саранскому. Кроме того в Казанской епархии, как известно, оставлены церкви Уральского войска, числом – 6. ц. 1175 Тобольская и Сибирская епархия тогда же введена в границы одной Тобольской губернии с 389 церквами. XXXV

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Видны следы Луцкой или Луческой Епархии на Волыни в начале XIV века. Там сперва были Епископы православные, в Киеве поставлявшиеся, но в конце XVII века отступили они к униатам. У Поляков известны под названием Луцких и Острожских. Государь Царь Пётр Алексеевич старался обратить их по-прежнему к православной Митрополии в начале XVIII века, но безуспешно. После Луцкой заведена Епархия Галицкая, известная около тех же времён, и Епископы сии всегда поставлялись от Киевского Митрополита, пока в конце XVII века они не отступили в унию. У Поляков они именовались Галицкими, Львовскими и Каменец-подольскими. В 1795 году, по присоединению сей провинции опять к России, учреждена здесь Епархия второго класса под именем Бряцславской и Подольской, которая в 1799 году переименована Подольской и Бряцлавской (смотри ниже). В 1347 году, по требованию Князей Суздальских, основано при Великом Князе Московском Симеоне Иоанновиче Епископство СУЗДАЛЬСКОЕ, по 1799 год продолжавшееся. В Епархии сей были сперва Епископы, потом, с 1577 года, Архиепископы, после, с 1682 года, Митрополиты, а напоследок, с 1712 года, Епископы. Сперва они именовались Суздальскими, Брянскими и Тарускими; после сего, с 1465 года, Суздальскими, Калужскими и Тарускими; потом, с 1654 года, Суздальскими и Юрьевскими; с 1788 года, по соединению Епархии сей с Владимирской, до 1799 года, Суздальскими и Владимирскими; ныне же, с 1800 года, Владимирскими и Суздальскими (смотри выше Епархию Владимирскую). В половине того же XIV века, или немного спустя, при державе Великого Князя Иоанна Иоанновича Московского, началось Епископство в Коломне, продолжавшееся до 1799 года. Там были с 1672 года Архиепископы, с 1719 года один Митрополит, по нём, с 1723 года, опять Епископы, всегда именовавшиеся Коломенскими и Каширскими до 1788 года; потом Коломенскими и Тульскими до 1799 года, а с того времени переведена Епархия сия в Тулу, и Епископы именуются Тульскими и Белевскими (смотри ниже). Около того же времени известны были Епископы Российские православные в БРЯНСКЕ, но по недостатку достоверных свидетельств полагаются, между сомнительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 2006 г. сторонники УПЦ КП заняли в Одессе Юрьевский собор УАПЦ. Приход Св. Софии при Одесском областном центре профилактики СПИД в предместье Кривая Балка (2006), Андреевский приход (2007) с часовней прп. Иова Почаевского при Одесской обл. детской больнице на Слободке, а также часовня УАПЦ в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при Одесском онкодиспансере (2005) перешли в 2008 г. в УПЦ КП. 16 янв. 2007 г. управляющим Одесской епархией УАПЦ был назначен «епископ» Богдан Кулик, вик. Киевской митрополии УАПЦ. Ему не удалось юридически оформить под своим руководством ни одну из общин региона, поэтому регистрация устава новой епархии УАПЦ оказалась невозможной. В 2009 г. Кулик покинул Одессу. В 2015 г. открыт храм и зарегистрирована община св. Андрея Смоленского в с. Вел. Дальник Беляевского р-на. 4 мая 2017 г. образована Одесско-Черноморская епархия УАПЦ с центром в Одессе, главой к-рой стал «епископ» Тихон Петранюк. При частном здании в одесском историческом районе Пересыпь (ныне в черте Суворовского р-на Одессы) в том же году был зарегистрирован приход прп. Феодосия Печерского. Тогда же были зарегистрированы приход св. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в пос. Лески Лиманского р-на и приход св. Пантелеимона в г. Черноморске. В сент. 2017 г. Петранюк был назначен управляющим Тернопольской епархией УАПЦ с сохранением управления Одесской епархией. В 2018 г. получили регистрацию Димитриевский приход в с. Бобрик Первый Любашовского р-на, Рождество-Богородичный приход в с. Неделкове Савранского р-на, Димитриевский приход в с. Бакша того же района. Новые общины УАПЦ появляются в основном за счет оттока клириков и прихожан из УПЦ КП. В 2018 г. в Одесской обл. насчитывалось 10 общин УАПЦ. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). 30 нояб. 1992 г. получила регистрацию Одесско-Балтская епархия УПЦ КП. Первым главой епархии в 1992-1993 гг. был «епископ» Стефан Ладчук, бывш. протоиерей Волынской епархии УПЦ, запрещенный в священнослужении. В ведении УПЦ КП состоял вышедший в нояб.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

2011. 2 (5). С. 14–100. Румянцева В. С. К биографии всероссийского патриарха Филарета: пасторская деятельность на Ростовской владычной кафедре в Смутное время//История и культура Ростовской земли. Материалы научной конференции. 2004 г. Ростов Великий, 2005. С. 164–170; Тарасов А. Е. Архиепископ Иоасаф: к истории отношений государства и церкви в 80-е гг. XV в.//История и культура Ростовской земли… С. 154–163. Морохин А. В.Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский (1651–1663). (Страницы биографии)//Мининские чтения. Материалы научной конференции. Нижний Новгород, 2003. С. 117–126; Манькова И. Л.Сибирский архиепископ Симеон и тобольские воеводы: опыт эмпирического исследования в свете теории конфликта//Уральский исторический вестник. 2012. 3 (36). С. 14–23; Никулин И .А ., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков),митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург, 2015. Морохин А. В.Новые материалы к биографии нижегородского митрополита Исайи (1699-1720)//Нижегородские исследования по краеведению и археологии. Вып. 9. Нижний Новгород, 2005. C. 164–166; Морохин А. В.Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим. Церковный деятель эпохи перемен. Нижний Новгород, 2009; Морохин А. В.Новые материалы к биографии митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона//Суздальский сборник за 2014 год. Сборник научных статей. Владимир, 2015. С. 105–117; Морохин А. В.К биографии митрополита Казанского и Свияжского Корнилия (1650–1656 гг.)//Историография. Источниковедение. Историческое краеведение. Сборник статей к юбилею д. и. н. В. В. Митрофанова. Нижневартовск, 2017. С. 264–271; Морохин А. В.Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский: страницы биографии//Вестник церковной истории. 2022. 1/2 (65/66). С. 253–274. Миндич Д. А., Суворов В. И. Архангельская и холмогорская епархия//ПЭ. Т. 3. М., 2001. С. 474–483; Дубаков А. В.Астраханская и Камызякская епархия//ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 637–643; Беляев Л. А. Белгородская епархия Киевской митрополии//ПЭ. М., 2002. Т. 4. С. 505–506; Кобец О., прот.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010