Здесь погребены князья Нижегородские: два внука в. к. Димитрия III – Иоанн, сын Василия Кирдяпы, и Василий Симеонович; Василий Юрьевич, внук Кирдяпы; Василий Васильевич (Гребенка-Шуйский), сын Василия Юрьевича Кирдяпина, и брата его Иоанн Васильевич. Также есть гробницы других князей Нижегородских же, может статься, подручников великих князей Суздальских в XIII веке, о которых никаких подробностей кроме имен в надписях, неизвестно, а именно: князя Иоанна (в иноч. Зосимы), инока Ионы, князя 3иновия – вероятно, также инока, – князя Петра и великой княгини Ирины. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, что на ПОЧАЙНЕ, в Нижнем-Новгороде, построена в. к. Димитрием III, после бедственного нападения царевича Арапши с татарами в 1377 году. Новгородской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ЮРЬЕВ, муж. 1 класса, общежительный, в 3 верстах от Новгорода, между реками Волховом и Княжевкою, на возвышенном и красивом месте; состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1030 году в. к. Ярославом Владимировичем и принадлежит к числу первейших монастырей в России как по древности своей и богатству, так и по великолепию зданий. Здесь ныне три церкви: 1) Соб. Великомученика Георгия, с двумя приделами, на хорах, Благовещения и Всех Скорбящих Радости. Храм этот, существующий более шести столетий, заложен каменный (вероятно вместо прежнего) в 1119 году сыном Владимира Мономаха , в. к. Мстиславом I, когда он был удельным в Новгороде, а кончен св. кн. Всеволодом (Гавриилом) и освящен 29 июня, 1140 года. Здесь погребен был, 1233, любимый новгородцами князь, св. Феодор Ярославич, брат Александра Невского; 370 лет мощи его почивали открыто, но по случаю приближения шведских войск в 1614 году, перенесены отсюда для безопасности в новгородский Софийский собор. Теперь здесь находятся двое мощей, под спудом: Княгини Феодосии (в иноч. Евфросинии), второй супруги в. к. Ярослава II, и Феоктиста, архиепископа новгородского, перенесенные сюда 23 января 1786 года из упраздненного Благовещенского монастыря. 2) Св. Благоверных князей Феодора Новгородского и Александра Невского, начатая постройкою, вместо прежней, в 1761, а оконченная 1763 года. 3) Николая Чудотворца, древняя; возобновлена в 1764 г. – Была здесь еще каменная церковь во имя Рождества Божией Матери, которую соорудил в 1419 году архимандрит Варлааме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Предчувствуя ее, он отложил святительский омофор и принял схиму с именем Иоанн, которое носил в юности. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория. Скончался святитель Иоанн 7 сентября 1186 года и был положен в притворе Софийской церкви. В 1439 г. усердием святителя Евфимия совершались починки в Софийском соборе; в притворе придела храма святого Иоанна Предтечи вдруг оторвался камень и сильно ударил в крышку стоявшей тут гробницы. Святитель Евфимий велел поднять пробитую камнем доску, и храм исполнился благоуханием. В гробу увидели нетленные мощи святителя, но никто не мог сказать, кто этот архипастырь. В своей келлии святитель Евфимий стал усердно молить Бога открыть ему имя угодника. Ночью явился перед ним муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. «Возвещаю тебе волю Божию, — продолжал святитель, — совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях 4 октября, я же буду молиться Христу за всех христиан». Память его празднуется также с Собором Новгородских святителей 10 февраля; в 1630 году установлено празднование еще на 1 декабря. Серапион Спасо–Елеазарский, преподобный Преподобный Серапион родился в 90–х годах XIV века в семье благочестивых родителей. Родиной его был город Юрьев, или Дерпт, который в то время находился во власти немцев. Тяжело жилось немногочисленным православным русским в Юрьеве среди иноверного немецкого населения. Русские люди населяли особую часть города, носившую название «Русского конца». Здесь был храм во имя свт. Николая и св. вмч. Георгия, и родители прп. Серапиона принадлежали к его приходу. Много приходилось переносить православным жителям от немцев–латинян, желавших привлечь их к своей вере. Там, где не имела успеха лесть, пускались в ход угрозы, принуждения и даже побои. Боясь преследований и мучений, некоторые из православных отступали в латинство, другие, желая сохранить отеческую веру, переселялись из Юрьева в пределы Русской земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Занятие рус. войсками территорий на северо-востоке совр. Эстонии открыло возможности для развития здесь миссионерской деятельности правосл. духовенства. Важную роль сыграл игумен Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прмч. Корнилий. Как сообщается в «Повести о начале и основании Печерского монастыря», он «люди Новаго городка ливонскаго, чюдь называемыя, христианской вере научи, и святым крещением просвети, и в них презбитеры и клирики устрои» (Повесть. 1831. С. 8). В деревнях Агеро и Топинна им были построены храмы. В 1560/61 г. Иоанн IV пожаловал мон-рю обширные земли в этом районе. Состав населения на занятых русскими войсками эст. землях (их адм. центром был взятый в 1558 Дерпт (Юрьев)) к нач. 60-х гг. XVI в. заметно изменился. Туда были направлены писцы, производившие раздачу земель рус. помещикам. Кроме того, в занятых городах постоянно «годовали» большие группы новгородских помещиков. В тех же городах находились и крупные отряды стрельцов: в 1577 г. в Юрьеве несли службу 560 чел. Для них была создана сеть храмов и возникла необходимость в церковном центре, к-рый осуществлял бы управление клиром. Вопрос об учреждении на территории Ливонии правосл. епархии, по-видимому, обсуждался уже в нач. 60-х гг. XVI в. В законченной в это время Степенной книге указывалось, что при кн. Ярославе Мудром в Юрьеве были правосл. епископы, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, но потом немцы «епископию Юрьевскую от истинного благочестия в латыньское бискупство претворишя» (Степенная книга. 2008. С. 381). В Новгородской II летописи отмечено, что 14 окт. 1571 г. в Новгород приехал еп. Корнилий «новой с города Юрьева Ливонского» (ПСРЛ. Т. 30. С. 160). Наименование епископа «новым» говорит о том, что образование кафедры и поставление епископа произошли сравнительно незадолго до этой даты. Судя по преамбуле решений церковного Собора 1580 г., этот епископ именовался как «Юрьевской и Вильянской» (Вильян, Феллин, ныне Вильянди). В авг. 1572 г. еп. Корнилий снова побывал в Новгороде, когда там находился царь, вероятно дававший ему указания, как руководить епархией. Кафедральным собором нового епископства стал собор католич. кафедры. В городе находились др. правосл. храмы и муж. мон-рь. В преамбуле решений Собора 1580 г. упоминается Корнилий как Юрьевский епископ, но его подписи под текстом нет, а в записи 1578 г. об установлении местного почитания прп. Иосифа (Санина) Волоцкого упоминается Юрьевский еп. Савва. Источники не дают возможности разрешить это противоречие.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в 1214/15 г. с центром в Суздале (Суздальская и Владимирская епархия). В 1273 г. кафедральным городом стал Владимир, епархия называлась Владимирской, Суздальской и Нижегородской. Упразднена в 1299 г. в связи с вхождением в состав Митрополичьей области . С 6 дек. 1352 до июня 1354 г. титул епископа Владимирского носил свт. Алексий (впосл. митрополит Киевский и всея Руси). Епархия возобновлена в 1744 г. с названием Владимирская и Арзамасская, с 1748 г.- Владимирская и Яропольская, в 1764-1788 гг.- Владимирская и Муромская. В 1788 г. объединена с Суздальской и Переславской епархиями (центр в Суздале). Вновь открыта в 1798 г. как Владимирская и Суздальская, в 1916-1922 гг.- Владимирская и Шуйская, с 1923 г.- Владимирская и Суздальская. Границы епархии совпадают с границами Владимирской обл. Кафедральный город - Владимир, кафедральный храм - Успения Пресв. Богородицы собор во Владимире . Правящий архиерей - архиеп. Евлогий (Смирнов ; с 11 нояб. 1990). В. е. включает Владимирский городской, Суздальский городской, Суздальский районный, Собинский, Петушинский, Александрово-Киржачский, Кольчугинско-Юрьев-Польский, Ковровско-Камешковский, Вязниковско-Гороховецкий, Муромско-Меленковско-Селивановский, Судогодский и Гусь-Хрустальный благочиннические округа, северо-западное и юго-восточное монастырские благочиния, воинское и тюремное благочиния. К 1 янв. 2005 г. во В. е. действовали 266 приходов и 27 мон-рей (12 муж., 15 жен.). Клир епархии составляли 344 священнослужителя (307 священников, 37 диаконов). Христианство в Залесской земле в X - нач. XIII в. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире. Фотография. Ок. 1891 г. (ГИМ) Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире. Фотография. Ок. 1891 г. (ГИМ) Территория совр. В. е. в раннем средневековье входила в состав Ростово-Суздальского и частично Муромо-Рязанского княжеств. Она осваивалась выходцами из земель смоленских кривичей, новгородских словен и приокских вятичей со 2-й четв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

И удариша на них сквоз свои пшци, Мстиславъ своим полком, а Володимеръ своим, а Всеволод Мстиславич з дружиною, а Володимеръ съ псковичи, пристиже и Констянтинъ с ростовци. Мстислав же проеха 3-жды сквоз полкы Юрьевы и Ярославли, скуще люди, б бо у него топоръ с поворозою 96 на руц и счаше тмь. Тако же и Володимеръ. И створиша брань велику, и доскошася до товаров. Юрьи же и Ярослав, видвше, аки на нив класы пожинаху, побгоста с меншею братьею и с муромскими князи. Мстислав же рече: «Братье новгородци, не стойте к товару, прилежите боеви: възвергнут ли ся на нас и смятут ны». Новгородци же не радячи товаръ бьяхуся, а смолняне падша на товар и лупяху мертвых, а о бои не правяху. Побжени же бывше полкы силнии суждалстии месяца априля 21 в четверток 2 недели по Пасце. О великъ, братье, промыслъ Божий! На томъ побоищи толико новгородець убиша на сступ; Дмитра пльсковитина, Онтона котелника, Ивана Прибышинича опонника, 97 а в загон Иванка Поповича, терскаго данника, 98 а в смоленском полку один бысть убитъ Григоръ Водмолъ, муж передний. 99 А си вси съхранени Быша силою честнаго креста и правдою. О многы побды, братье, безчисленое число, яко не может умъ человечьскый достигнути Юрьевых и Ярославлих избьеных, а изыманых бяше в станех въ всхъ в новгородскых и в смоленскых 60 муж. Аще бо быста вдала се Юрьи и Ярослав, то мирилася быста: се бо слава ею и хвала погыбе, и полци силнии ни во что же Быша. Бяше бо у Юрья стягов 17, а трубь 40, толико же и бубнов, а у Ярослава стягов 13, а трубъ и бубнов 60. Молвяхут мнози люди о Ярослав, яко: «Тобою ся намъ много зла створи. Про твое бо преступление крестное речено бысть: “приидте, птици небесныа, напийтеся крови человечьскы; зврие, наядитеся мяс человечьскых”». Не 10 бо убито, ни 100, но тысяща тысящами, а всх избитых 9233 мужи. Бяше бо слышати крич живых, иже не до смерти убити, и вытие прободеных въ Юрьев град и около Юрьева. Не б кто погребаа, а мнози истопошя бжаще в рц, а инии забгши ранени измроша, а живии побгоша, овии к Володимерю, а инии к Переяславлю, а инии въ Юрьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые прибалтийские письменные источники известны только с XIII в., поэтому о периоде с конца 1-го тысячелетия и в течение XI–XII вв., когда в Прибалтийском крае начали складываться раннефеодальные отношения и развиваться экономические и политические связи, можно судить только по древнерусским летописям. Особое значение имеют древнейшая Повесть временных лет и Новгородская первая летопись, освещающие события X–XIII вв., где упоминаются и события в Прибалтийском крае. В Повести временных лет под 882 г. сообщается: «Поиде Олег, поим воя многи, варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи, и приде к Смоленьску с кривичи, и прия град, и посади муж свои» 2 . Под 907 г. мы читаем: «Иде Олег на Грекы, Игоря оставив Киеве, поя же множество варяг, и словен, и чюдь, и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверци, яже суть толковины: си вси звахуться от грек Великая скуфь» 3 . Под 980 г.: «Володимер же собра вой многи, варяги и словене, чюдь и кривичи, и поиде на Рогъ-волода» 4 . Под 988 г.: «и нача [Владимир] ставити городы по Десне... и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словень, и от кривичь, и от чюди, и от вятичь, и от сих насели грады» 5 . Есть в Повести и свидетельства о данничестве Руси в XI в.: «Се суть инии языцы, иже дань дают Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Черемиси, Мордва, Пермь, Печера, Ем, Литва, Зимгола, Корсь, Морава, Либь» 6 . В Новгородской первой летописи старшего извода содержатся свидетельства о победах русского князя над эстами под 1113 г.: «Семь же лете победи Мьстислав на Бору Чюдь» 7 ; под 1116 г.: «Иде Мьстислав на Чюдь с новгородьци и възя Медвежю Голову 8 на 40 святых» 9 , и далее аналогичные записи под 1133 и 1191 гг. и др. Одним из наиболее достоверных и ранних письменных свидетельств об отношении русских князей к прибалтийским народам является летописный рассказ о том, как великий князь Ярослав в 1030 г. отправился из Новгорода в поход на эстов и основал город Юрьев (названный так в честь христианского имени князя), «в лето 6538. ...Семь же лете иде Ярослав на чюдь, и победи я, и постави град Юрьев» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церкви Нижегородского наместничества: в Н. Новгороде – 35 ц., из них – 4 соборных, при двух соборах приходы, ружных и при девичьих монастырях – 5, приходских – 26, домовых – 3, в округе – 49, в Арзамасе – 16 с собором и при двух женских монастырях и 2 кладбищах, в округе – 63, в Балахне – 13 с собором, в округе – 42, в Семенове собор – 1 с приходскими дворами, в округе – 47, в Горбатове – 1 соб. – 62, в Макарьеве – 1/50, в Перевозе – 1/50, в Сергаче – 1/53, в Княгинине – 4/56, в Ардатове – 1/53, в Лукоянске – 1/51, в Починах – 3/56, в Васильевском округе – 40, итого в Нижегородском наместничестве – 743 церкви. Симбирского наместничества: в Алатыре – 9 с собором, женским мон, и кладбищем, в округе – 57, в Курмыше – 4/45, в Котяковском округе – 36, в Корсунском округе – 6, в Канадеевском округе – 4, итого в Симбирском наместничестве – 206 цер. Пензенского наместничества – в Саранске 11 с собором, в округе – 35, в Шечкееве – 1/35, в Пензенском окр. – 4, из них по указу 10 августа 1788 г, три церкви отошли в Тамбовскую епархию, в Инсарском окр. приходских – 10, в Гордищенском окр. – 9; итого в Пензенском наместничестве было – 105 ц., осталось – 102 цер. Казанского наместничества: в Ядрине – 4/15. Саратовского наместничества – в Хвалынском окр. – 4, в Сердобском – 3, Кузнецком – 1, а всего – 8 цер. Костромского наместничества в Макарьевском, что на Унже, округе – 3; всего в Нижегородской епархии – 1081 цер., из них соборных – 24, в том числе соборов, имеющих приходские дворы – 20, ружных церквей и при женских монастырях – 7 цер., приходских – 1042, домовых – 3, праздных – 1, кладбищенских – 4. 826 VIII. В Новгородской епархии муж. монастыри: 1 кл. – Юрьев, Иверский, Хутынский, Кириллов Белоозерский; II кл. – Антониев Римлянина, Тихвинский Большой, Николаевский Вяжицкий; III кл. – Воскресенский Деревяницкий, Михайловский Клопский, Кириллов, Отенский, Михайловский Сковородский, Старорусский Спасский, Николаевский Моденский, Кириллов Новоезерский, Ферапонтов, всего – 16 мон. На своем содержании: Николаевский Розважский, Савино-Вишерский, Духов Боровицкий, Тихвин Беседный, Успенская Воронина пустынь – всего 5 мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Маленький Святослав княжил в Новгороде до марта 1205 года, когда отец поставил сюда княжить старшего из своих сыновей Константина. Этот свой поступок Всеволод Большое Гнездо, обращаясь к новгородцам, аргументировал следующим образом: «…в земли ваши рать ходит, а князь ваш, сын мой Святослав мал, и даю вам сына своего старейшаго Константина» 49-50, 246 с.]. Но то было не единственное княжение Святослава Всеволодовича в Новгороде. С февраля 1208 по 1210 год он занимал новгородский стол повторно 39 с.]. Но второе княжение Святослава едва не закончилось кровопролитием. В 1210 году новгородцы посадили у себя торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного. Святослава же заперли на архиепископском дворе. Узнав о случившемся, Всеволод III заточил в своей волости новгородских купцов и послал к Торжку старших сыновей Константина и Ярослава. Лишь после таких угроз конфликт удалось разрешить. Святослав был отпущен и вскоре с братьями вернулся к отцу во Владимир 40 с.]. Как видно из приведённых примеров, Святослав очень рано ступил на стезю политического поприща. И в дальнейшем его жизнь была довольно насыщенной и бурной. В русских летописях, рассказывающих о масштабных военных и политических событиях первой половины XIII века, достаточно часто можно видеть упоминания его имени. В частности, пришлось Святославу принять участие и в братской усобице 1216 года при урочище Липицы близ Юрьев-Польского, который на долгие годы станет его уделом, и который Святослав полюбит всей душой. В конфликте между братьями сначала придерживался стороны Юрия, затем переметнулся в стан Константина, а потом вновь держал сторону Юрия, от которого и получил в удел крохотный городок-крепость Юрьев 40 с.]. Во время Липицкого сражения отряды Святослава и его брата Ивана располагались на левом фланге войск своей коалиции 23 с.]. В 1220 году повзрослевший Святослав Всеволодович во главе большого войска был послан старшим братом, чуть ранее утвердившимся на главном престоле, Юрием Всеволодовичем на волжских булгар. Этот поход для Святослава и его войска оказался удачным. Кроме того, что был сожжён булгарский город Ошель, воины Святослава взяли большую добычу и множество пленников. Славных победителей возле Боголюбова встречал сам великий князь, щедро одаривший воинов и устроивший в честь победы пир, который продолжался три дня. Два года спустя, снова по приказу великого князя Святослав с войском направляется на помощь новгородцам, боровшимся тогда с ливонскими рыцарями. В 1226 году Святослав совместно с братом Иваном был послан Юрием в поход на мордву, который опять-таки оказался победным. В 1228 году Святослав отправляется княжить в южные земли – в город Переславль-Русский 40 с.].

http://sobory.ru/article/?object=58740

Софийская 1-я летопись по списку Царского в начале находится в некоторой зависимости от общего источника с Софийскою 2-ю летописью, а в конце имеет источник общий с Воскресенским сводом. Софийский источник передается или дословно сходно с другими Софийскими сводами, или в сокращении более или менее значительном 437 . Это сокращение начинается с 6945 г., с известия о прибытии митрополита Исидора в Москву, и идет с перерывами, состоящими в буквальной передаче известий из общего софийского источника, до 6977 г.; затем с 6977 г. известия идут из источника, общего с Воскресенским сводом. IV. Так называемая Новгородская четвертая летопись Московские летописи входили в состав не только Московских летописных сводов, но и других, таких именно, содержание коих взято преимущественно из Новгородских и Псковских летописей. К числу таких сборников принадлежит так называемая Новгородская 4-я летопись, в двух списках которой (Академическом и Хронографе), начиная с 1447 года, заключаются известия, взятые из Московских летописей. Академически список, оканчивающийся 1515 годом, представляет собою краткую Московскую летопись. Не смотря впрочем на таковую краткость, в этой летописи есть несколько известий, не встречающихся в других сводах; так, под 7008 г. между взятыми в плен в битве при Ведроше упоминаются Николай Юрьев сын Глебовича, Николай Юрьев сын Зиновьев, Татарин князь Тюве, и сказано, что всех взятых в плен было более пятисот, а убитых больше пяти тысяч; под 7014 г. сказано, что великий князь в приданое за сестрой Феодосией (по Воскресенскому списку Евдокией) дал два города Клин и Городень и пять сел около Москвы «на приезд». Этими известиями и ограничиваются, впрочем, прибавки в Академическом списке. Остальные известия то представляют сокращенную Московскую летопись, то буквально сходны с известными Московскими сводами – Воскресенским 438 и Софийским 439 или с Хронографом; под 7015, 7017 и 7018 гг. находятся новгородские известия 440 , а под 7020, 7021 и 7023 гг. кратко описываются московские события.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1224 г. Новгород и Псков заключили мир с Ригой, по которому немецкая сторона подтвердила права русских на Латгалию («а подать, которую те собирали в Талаве, возвратили им»). Как были урегулированы отношения в Эстонии, хронист не сообщает, но документы не оставляют сомнений в усиленном нажиме держав-агрессоров на Русь. Граница, установившаяся по миру 1224 г. по Чудскому озеру и реке Нарове, превратила немецкий рыцарский орден в непосредственного соседа коренных новгородских земель. Папская курия создала в том же году «Дерптское епископство», а новый епископ тотчас поспешил признать себя и вассалом германского императора Фридриха II, который тогда же взял под свою «защиту» всех «вновь обращенных» в Ливонии, Эстонии, Самбии, Пруссии, Земгалии. В 1227 г. под руководством папского уполномоченного, легата Вильгельма Моденского крестоносцы организовали поход 20-тысячного войска из Риги и Готланда по льду на остров Сааремаа. Они взяли замки Линнусе (на острове Муху) и Вальяла (на острове Сааремаа), истребили сопротивлявшихся, а население островов принудили к крещению и обложили тяжелыми повинностями. В том же году датский король был разбит коалицией северогерманских князей при Борнховеде, и власть Ордена временно распространилась на его эстонские владения. Отношения с Русью еще более накалились. По возвращении легата из Ливонии папа Гонорий III тогда же обратился «ко всем королям Руссии», склоняя их прислать послов, подчиниться его власти и прекратить борьбу: «Твердо соблюдая мир с христианами Ливонии и Эстонии, не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться гневу божьему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает, покарать вас» 51 – предупреждал папа. Немецкие рыцари начали нападения на собственно Русскую землю, на Изборск и Тесов. Требовались срочные контрмеры. Они и были приняты новгородским князем Ярославом Всеволодовичем. В 1234 г. он привел «множество своих полков» и, подкрепив их новгородскими силами, двинул в поход на Юрьев. Русское войско подошло к городу; немцы выступили из Юрьева и Отепяа. Столкнувшись с русскими дозорами, они сражались с ними до подхода основных русских сил. Русские опрокинули немецкое войско, убили «лучьших немець [рыцарей] неколико», загнали остальных на лед реки Эмайыги и «ту обломишася [лед], истопе их много, а ини язвьни [раненые] вобегоша» в Юрьев, а другие – в Отепяа. В результате похода крестоносцы «поклонившаяся» Ярославу Всеволодовичу, и он «взя с ними мир на вьсей Правде своей». 52

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010