Автограф Исаака Собаки. Евангелие-тетр. Нач. 40-х гг. XVI в. (ГИМ. Покровский собор. 103799/2. Л. 139 об.) Автограф Исаака Собаки. Евангелие-тетр. Нач. 40-х гг. XVI в. (ГИМ. Покровский собор. 103799/2. Л. 139 об.) В 1531 г. И. С. был привлечен к процессу по делу Максима Грека и Вассиана (Патрикеева), об участии его в суде над прп. Максимом в 1525 г. источники молчат. В судных списках Максима и Вассиана не сообщается о даче И. С. показаний (в отличие от Медоварцева), упоминаются лишь переписанные И. С. книги (см. выше). По результатам процесса Собор первоначально приговорил книгописца к ссылке в Юрьев новгородский монастырь , где его должны были «в крепости велицей держати». Вскоре, по-видимому в 1531 г., когда И. С. еще находился в Москве, он был обвинен в богохульстве, осужден Собором и сослан в митрополичий Волосов во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь под Владимиром с тем же предписанием (Судные списки. 1971. С. 120-121). Обвинение основывалось на словах прп. Максима Грека на Соборе 1531 г. о «хулных строках» в списке Жития Богоматери Симеона Метафраста, над к-рым работали Медоварцев и И. С.: «И Данил митрополит на том же священном Соборе велел чести перед Максимом те хулные еретические строки, что писали в Житии Пречистой Богородицы Михаиль Медоварцев да Исак Собака. И Максим Грек, выслушав, да о тех хулных строках рек: «То, господине, ересь жидовская, а яз так не переводил, и не писал, и писати не веливал... Аще ли буду таков хулу мудрствовал или писал, да буду проклят»» (Там же. С. 128). После низложения митр. Даниила (1539), при новом главе Русской Церкви митр. свт. Иоасафе (Скрипицыне) , с к-рым И. С., вероятно, был знаком еще по Троицкому мон-рю, книгописец получил свободу. Он был рукоположен во диакона, затем во иерея, не позднее 1542 г. поставлен архимандритом московского Симонова в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Обстоятельства церковного прощения книгописца остаются неясными, в его судном списке 1549 г. изложены 2 взаимоисключающие версии. Объясняя реабилитацию И. С., митр. Иоасаф ссылался на грамоту своего предшественника Даниила, к-рая, по его словам, имелась в митрополичьем архиве. Однако Нифонт (Кормилицын) , игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , утверждал, что Даниил, находясь на покое в Волоколамском мон-ре, отказался дать сведения об «Исаковой ереси» (Судные списки. 1971. С. 83-84, 131-132).

http://pravenc.ru/text/674758.html

См. надпись на раке и опис. Николо-Кочановской церкви. 23-го числа Св. Феоктиста архиепископа Новгородского и Псковского Св. Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский, постриженный в иноческий чин в обители Благовещенской, которую основали два святые брата – Иоанн и Григорий – бывшие потом оба владыками Новгорода, – был преемником сперва игуменства сих св. братьев, а потом и святительства их на Новгородской Софийской кафедре. Для посвящения Феоктиста на сию кафедру прибыл в великий Новгород сам митрополит всея Руси Максим с епископами: Семионом Ростовским и Андреем Тверским, – и это был первый случай такого духовного торжества в древнем храме св. Софии. Памятниками святительства блаженного Феоктиста осталась в Новгороде два, освященные им, храма: святых князей – мучеников Бориса и Глеба, и св. отец первого вселенского собора, на княжеском дворе. Святительствовал блаженный Феоктист только 8 лет, по истечении коих опять отошел на безмолвие ради неможения своего, в обитель Благовещенскую, куда влекли его, к тому же, и иноческие обеты. Там он через три года окончил святую жизнь свою 1310 года декабря 23 дня и был благочестно погребен в той-же обители Благовещенской, но в 1786 году святые мощи его, по ходатайству Гавриила, митрополита Новгородского, перенесены из этой упраздненной обители в Юрьев монастырь, для которого память святителя Феоктиста должна быть незабвенна, между прочим, и потому, что с его времени святительства настоятели сего монастыря получили звание архимандритов и первым из них был Кирилл. Как послужившему к возвышению или возвеличению Юрьевской обители святителю Феоктисту суждено было впоследствии и самому принять от неё достойное воздаяние чести. Из многих чудес, прославивших святителя Феоктиста и возбудивших народную веру к нему, более замечательны следующие: Супруга царского дьяка Ивана Зиновьева, по имени Иулиания, долго страдала внутреннею болезнью и потеряла всякую надежду на исцеление от неё. Однажды ночью предстал ей во сне священнолепный муж и сказал: «поищи гроб архиепископа града сего Феоктиста и получишь исцеление».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Когда вспомню о тебе и обители нашей, то приходит мне утешительная мысль: «Без воли Божией быть ничего не может». Так и с тобой, и с обителью ничего не может случиться такого, чего не попустит Бог . А Он попускает тем, кого любит, искушения и вслед за искушениями дарует избавление от них. Утешаемые искушением, мы прибегаем молитвою к Богу; а получая избавление от искушения, стяжаваем веру в Бога, веру не мертвую, теоретическую, но живую, практическую. Настоящее твое положение сопряжено с трудностями, но эти трудности крайне тебе полезны, необходимо нужны: они сформируют тебя. «Муж неискушен – неискусен, – говорит Писание, – а искушенный примет венец жизни и стяжит дар помогать искушаемым» ( Иак.1:12 ). Веруй, что власы наши изочтены у Бога, тем более пред очами Его – все случающееся с нами. Плыви и правь рулем правления обители в вере на Бога, в терпении, в страхе Божием. Когда стоит кто высоко – должен глядеть вверх, а не вниз; если будет глядеть вниз, то легко у него закружится голова и он упадет. Итак, верой гляди вверх, на небо, на Промысл Божий, и не закружится у тебя голова, не впадешь в смущение и уныние, которые приходят от того, когда глядишь вниз, т.е. когда вместо молитвы и веры вдадимся в свои рассуждения и захотим всякое дело решить одним собственным разумом. Христос с тобою. Прошу молитв твоих и всего братства. Недостойный арх. Игнатий. 12 июля 1847 года. Новгородский Юрьев монастырь Письмо 2 Истинный друг мой, отец Игнатий! Милосердый Господь, от которого всякое даяние благое, да дарует тебе управлять обителию во страхе Божием, с духовною мудростию, тихо, мирно и благополучно. В Москву прибыл я в среду вечером, часу в десятом, остановился в доме Мальцева, где меня приняли радушно и успокоивают. Спутешественники мои здравствуют, заботятся о том, чтобы услужить мне. Преосвященного митрополита нет в Москве; он путешествует по некоторым местам епархии; мне придется дождаться его и потому, между прочим, что колесо у кареты сломалось, а меня раскачало и нуждаюсь в отдохновении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Купеческая вдова Мария Калинникова, не владевшая целый год руками и ногами, однажды, после усердной молитвы святителю Феоктисту, впала в тонкий сон и увидела благочестивого старца, который сказал ей: «жена, исцеляет тебя Христос, буди здорова от болезни твоей». Пробудившись от сна, Мария чувствовала себя совершенно здоровой, как-бы никогда не хворавшей. Исполненная глубокою благодарностью к святителю Феоктисту, она немедленно пошла в обитель его и рассказала игумену и братии оной о чудесном исцелении своем. Пономарской жене, по имена Евдокии, бывшей целый год в расслаблении, однажды явился священнообразный муж в архиерейской одежде и сказал: «зачем ты лечишься у скверных волхвов, отыщи гроб святителя Феоктиста и исцелеешь, если же не отыщешь гроба его, то еще сильнее захвораешь». Пробудившись от сна, она тотчас велела сыну своему вести ее в обитель Благовещенскую ко гробу святителя Феоктиста. И вот, когда она, привезенная в обитель святителя, приложилась ко гробу его и с усердием выслушала молебное ему пение: то немедленно получила от него исцеление и с радостью возвратилась в дом свой. Медведской волости деревни Шарка дворовой человек Феоктист Савельев, бывший без ноги год и шесть месяцев получил исцеление после того, как дал обещание ежегодно ходить ко гробу святителя Феоктиста. Городенского погоста Посадский человек Софроний Стефанов исцелился от продолжительной болезни после молебна при гробе святителя Феоктиста. Из остальных чудес святителя Феоктиста большая часть совершалась над состоявшими в расслаблении. Местная память свят. Феоктисту творится 23 декабря. Св. мощи святителя Феоктиста почивают под спудом в арке стены между соборным Георгиевским и придельным в честь сего святителя храмами в серебряной, позлащенной раке, весящей более 8 пудов, устроенной иждивением графини Анны Алексеевны Орловой – Чесменской в 1846 г., в Юрьеве монастыре. Юрьев же пероклассный мужской монастырь состоит в 3-х верстах от Новгорода на левом берегу Волхова у самого истока её из озера Ильменя, на живописной местности, Основан он в 1030 году в княжение великого князя Ярослава I Мудрого.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Побеждены же были сильные суздальские полки 21 апреля в четверг, на вторую неделю после Пасхи. О, велик, братия, промысел Божий! На том побоище убили из новгородцев в схватке только Дмитра-псковитина, Антона-котельника, Ивана Прибышинича-ткача, а в отряде Иванка Поповича, терского данника, а в смоленском полку был убит один Григор Водмол, знатный муж. А все остальные были сохранены силою честного креста и правдой. О, многих победили, братья, бесчисленное число, ибо убитых воинов Юрия и Ярослава не может вообразить человеческий ум, а пленников во всех новгородских и смоленских станах оказалось шестьдесят мужей. Если бы предвидели это Юрий и Ярослав, то пошли бы на мир: ибо слава и хвала их погибли и сильные полки стали ни во что. Было ведь у Юрия семнадцать стягов, а труб сорок, столько же и бубнов, а у Ярослава тринадцать стягов, а труб и бубнов шестьдесят. Говорили многие люди про Ярослава так: «Из-за тебя сотворилось нам много зла. О твоем клятвопреступлении сказано было: “Придите, птицы небесные, напейтесь крови человеческой; звери, наешьтесь мяса человеческого”». Ибо не десять человек было убито, не сто, а тысячи и тысячи, а всех избитых девять тысяч двести тридцать три человека. Можно было слышать крики живых, раненных не до смерти, и вой проколотых в городе Юрьеве и около Юрьева. Погребать мертвых было некому, а многие, бежавшие к реке, утонули, а другие раненые умерли в пути, а оставшиеся в живых побежали кто к Владимиру, а иные к Переяславлю, а иные в Юрьев. Князь же Юрий стоял напротив Константина и увидел побежавший полк Ярослава, и он тогда прискакал во Владимир к полудню на четвертом коне, загнав трех коней, в одной сорочке, даже подседельник потерял. А началось сражение в обеденное время. Во Владимире же остался небоеспособный народ: попы, чернецы, женщины, дети, и, увидев всадника, обрадовались, думали, что это послы от князя, а им ведь говорили: «Наши одолеют». И вот Юрий прискакал один и стал ездить вокруг города, говоря: «Укрепляйте город». Они же, услышав, пришли в смятение, и был вместо веселия плач.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Не дай Бог , Владимир, выдать добрых людей». И ударили на них сквозь свои пешие полки Мстислав своим полком, а Владимир своим, а Всеволод Мстиславич с дружиной, а Владимир с псковичами, подошёл и Константин с ростовцами. Мстислав же проехал трижды через полки Юрия и Ярослава, посекая людей – был у него топор, прикреплённый петлёй к руке, им он и сёк. Так сражался и Владимир. Шёл великий бой, досеклися и до обоза. Юрий же и Ярослав, увидев, что их косят, как колосья на ниве, обратились в бегство с меньшею братьею и муромскими князьями. Мстислав же сказал: «Братья новгородцы, не обращайтесь к добыче, продолжайте бой, если они вернутся, то сомнут нас». Новгородцы же не ради добычи бились, а смольняне бросились на добычу и обдирали мёртвых, а о бое не думали. Побеждены же были сильные суздальские полки 21 апреля в четверг, на вторую неделю после Пасхи. О велик, братия, промысел Божий. На том побоище убили из новгородцев в схватке только Дмитра-псковитина, Антона-котельника, Ивана Прибышинича-ткача, и в отряде Иванка Поповича, терского данника, а в смоленском полку был убит один Григор Водмол, знатный муж. А все остальные были сохранены силою честного креста и правдой. О, многих победили, братья, бесчисленное число, ибо убитых воинов Юрия и Ярослава не может вообразить человеческий ум, а пленников во всех новгородских и смоленских станах оказалось шестьдесят мужей. Если бы предвидели это Юрий и Ярослав, то пошли бы на мир: ибо слава и хвала их погибли и сильные полки стали не во что. Было ведь у Юрия 17 стягов, а труб 40, столько же и бубнов, а у Ярослава 13 стягов, а труб и бубнов 60. Говорили многие люди про Ярослава так: «Из-за тебя сотворилось нам много зла. О твоём клятвопреступлении сказано было: «Придите, птицы небесные, напейтесь крови человеческой, наешьтесь мяса человеческого». Ибо не 10 человек было убито, не 100, а тысячи и тысячи, а всех убитых 9233 человека. Можно было слышать крики живых, раненных не до смерти, и вой проколотых в городе Юрьеве и около Юрьева. Погребать мертвых было некому, а многие, бежавшие к реке, утонули, а другие раненые умерли в пути, а оставшиеся в живых побежали кто к Владимиру, а иные к Переяславлю, а иные в Юрьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В соответствии с манифестом «О разделении духовных имений» от 26 февр. 1764 г. в С.-Петербургскую епархию были переданы с округой города Нов. Ладога (20 церквей, староладожский Успенский жен. мон-рь 3-го класса) и Кексгольм (6 церквей, заштатные Валаамский и Коневский мон-ри), в результате чего прекратило свое существование Кексгольмское и Ладожское вик-ство. В Новгородской епархии остались «Новгород с уездом, Великие Луки с заказом, Старая Русь [Русса], Порхов пригородок, Бежецкий верх, за исключением Есеницкого заказу (впосл. Весьегонский уезд.- А. Г.)» с 1005 храмами (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. Кн. штатов. С. 40). Церкви и мон-ри Олонецкого и Каргопольского уездов перешли в ведение епископов полусамостоятельного Олонецкого и Каргопольского викариатства , которые проживали в большом отдалении от Новгорода - в Александровом Свирском мон-ре. В июне 1764 г. к Тверской епархии отошел Торжок с уездом (71 церковь и мон-ри 2-го класса Борисоглебский и девичий Воскресенский). Новгородская епархия была отнесена к 1-му классу (с содержанием от казны и новгородского Софийского собора со всеми священно- и церковнослужителями). Лучшие 29 мон-рей епархии были распределены по 3 классам и приняты на гос. обеспечение (в связи с изменением епархиальных границ их число впосл. менялось). Сверх штатов, «на своем от подаяния или от земель с угодьи содержании», разрешалось сохранить еще 10 мон-рей и пустыней (через 30 лет, в новых границах епархии, их было 5). Остальные были закрыты с переводом монашествующих (где они имелись) в штатные обители, а монастырские храмы обращены в приходские или приписные. По штатам в Новгородской епархии (в границах на нач. 1764) в 1-м классе было положено 3 муж. монастыря (Юрьев, Хутынский, Валдайский Иверский), во 2-м - 13 (7 мужских: новгородский Антониев, Вяжищский Николаевский, новоторжский Борисоглебский, тихвинский Большой Успенский, бежецкий Николаевский Антониев, Троицкий Александров Свирский, каргопольский Крестный; 6 женских: новгородские Десятинный, Евфимиев, Зверин, Сырков, тихвинский Введенский, новоторжский Воскресенский), в 3-м - 13 (10 мужских: новгородский Духов, Деревяницкий Воскресенский, Малокириллов, Сковородский, Клопский, Отенский, старорусский Преображенский, великолукский Троице-Сергиев, устюженский Николаевский Моденский, каргопольский Александров Ошевенский; 3 женских: новгородский Сокольницкий, великолукский Вознесенский и каргопольский Успенский). В каждом из монастырей 1-го класса учреждалась больница на 5 чел. Муж. монастыри 2-го и 3-го класса получали из казны значительно большую сумму, чем женские (монастыри 2-го класса - соответственно по 1311 р. 90 к. и 475 р. 80 к., 3-го - по 806 р. 30 к. и 375 р. 60 к.; ПСЗ. Т. 16. 12060). Мон-ри 1-3-го класса Новгородской епархии составили 12,8% от всех штатных мон-рей Великороссии (226).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Пребывание Г. на Новгородской кафедре характеризуется продолжением активного храмового строительства. 4 июня 1189 г. он освятил соборную церковь в Аркаже [Аркадиевском] в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , в 1191 г.- ц. Вознесения, построенную тысяцким Милонегом, в 1192 г.- соборную церковь в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре и ц. св. апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. При участии Г. была возведена каменная ц. во имя св. Трех отроков и прор. Даниила на Жатуне (1189) и деревянная ц. Сретения Господня (1191) на епископском дворе в Новгороде. На 1189 г. приходится окончание росписи Благовещенской ц. В 1191 г. были перестроены княжеская деревянная Никольская ц. на Городище (поставлена в 1165) и храмы, созданные на средства боярина Внезда, брата новгородского посадника Мирошки Нездинича (ц. Нерукотворного образа Господня, 1134), и купца Константина с братом (ц. св. Параскевы Пятницы на Торгу, 1156). В 1192 г. игум. Мантурий основал Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса), где была поставлена одноименная деревянная церковь. На время управления Г. Новгородской епархией приходятся изгнание новгородцами кн. Мстислава Давыдовича и посажение на княжение Ярослава Владимировича (1187), шурина вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, походы новгородцев против язычников: на Печору и за Волок (1187), на емь вместе с корелами (1191), на чудь; во время этого похода был взят г. Юрьев (1191). Запись на Студийском уставе кон. XII в. сообщает о том, что непосредственно перед кончиной Г. «постригъся... и бысть емоу имя мнишьское Григории» (ГИМ. Син. 330. Л. 281 об.),- по-видимому, речь идет о принятии святителем схимы. (Летописи и «Повесть о построении Благовещенской церкви» сообщают, что Г. в «черничьстве» носил имя «Григорий»,- нужно думать, что это было схимническое имя святителя.) Г. погребен в сев. галерее новгородского Софийского собора рядом с братом. На гробнице, согласно описаниям XVII в., находилась икона Г. Архим. Макарий (Миролюбов) сообщает, что мощи святителя были обретены в 1558 г., когда устраивалась крипта для мощей святителей Иоанна и Г. Однако в «Росписи новгородских святынь» (1626-1634) и в Савваитовском списке «Описания о российских святых» (кон. XVII в.) о Г. сказано: «Не свидетельствован». Ныне мощи Г. почивают под спудом (в 1940 были исследованы археологом В. В. Гинзбургом, предположившим, что архиерей скончался в возрасте ок. 40 лет).

http://pravenc.ru/text/161235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (08.12.1840, Новгородская губ. - 23.11.1895, г. Юрьев (ранее Дерпт) Лифляндской губ., ныне Тарту, Эстония), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист. О. род. в семье диакона, окончил Новгородскую ДС (1861), затем СПбДА (1865) по 1-му разряду. При выпуске представил соч. «О попытках к соединению англиканской Епископальной церкви с Православною», написанное по предложению И. Т. Осинина в связи с начавшимся в 1864 г. диалогом Англиканской епископальной церкви с Православной Русской Церковью, но т. к. уровень сочинения был признан недостаточным для присвоения степени магистра, О. был выпущен в статусе старшего кандидата с правом получения магистерской степени после представления новой диссертации. 9 окт. 1865 г. О. был направлен в Смоленскую ДС помощником ректора по профессорской должности и преподавателем гомилетики, обличительного и нравственного богословия. 1 янв. 1866 г. он был перемещен на кафедру Свящ. Писания и евр. языка, 4 июля того же года назначен учителем педагогики и освобожден от преподавания евр. языка. Основной педагогической специализацией О. стало Свящ. Писание ВЗ, однако неоднократно ему поручали временно преподавать и др. дисциплины: с сент. 1867 г. по июнь 1868 г.- словесность, с 1 июля 1868 г. по 27 марта 1869 г.- евр. язык, с 7 февр. по 27 марта 1869 г.- историю лит-ры. С 16 авг. 1868 г. О. преподавал также в Смоленском епархиальном жен. уч-ще, в светских учебных заведениях Смоленска: латинский язык, историю и географию в муж. гимназии, педагогику на педагогических курсах при Смоленском уездном уч-ще. С 13 янв. 1867 г. О. был членом и секретарем правления Смоленской ДС, с 27 февр. 1868 г.- членом педагогического собрания правления семинарии (РГИА. Ф. 797. Оп. 54. Д. 202. Л. 28 об.- 30). О. являлся активным автором «Смоленских епархиальных ведомостей»; был выпускающим редактором 3-8 за 1867 г. и 5/6 за 1868 г. В 1867 г. О. женился на дочери протоиерея смоленского кафедрального собора Павла Жданова (1817-1883; в монашестве Иоанн; с 30 марта 1875 - епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии; с 4 февр. 1878 - епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии).

http://pravenc.ru/text/2578079.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Орнатский Андрей Антонович; 1778 г., погост Чудь Череповецкого у. Новгородской губ.- 26.12.1827, Кириллов Белозерский мон-рь), еп. Пензенский Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский и Саратовский. Род. в семье диакона Рождественской ц. Череповецкого у. С нояб. 1788 по 1792 г. учился в Кирилло-Белозерском ДУ, затем - в Александро-Невской ДС, переименованной в 1797 г. в академию, к-рую окончил в 1800 г. Назначен преподавателем, в 1802 г.- инспектором, в 1804 г.- префектом Новгородской ДС. 16 июля 1805 г. принял постриг, 23 июля того же года рукоположен во иеромонаха, 14 авг. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. 9 февр. 1808 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Антония Римлянина новгородского мон-ря , ректором Новгородской ДС. В сент. 1811 г. переведен настоятелем в Юрьев новгородский муж. мон-рь с оставлением в должности ректора. 27 марта 1812 г. назначен настоятелем Новоспасского московского мон-ря . Награжден св. Анны орденом 2-й степени за самоотверженные труды по восстановлению московских мон-рей, пострадавших от разорения и пожара во время оккупации Москвы франц. войсками (см. Отечественная война 1812 г. ). 12 марта 1816 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 9 нояб. 1819 г. переведен на самостоятельную Пензенскую и Саратовскую кафедру. В Пензенской епархии требовал от подведомственного духовенства сугубого пастырского и аскетического подвижничества, вступал в конфликты с губернскими властями. Неоднократно обращался с религиозно-нравственными обличениями к местным чиновникам, с наставительным словом к посетившему Пензу имп. Александру I Павловичу . В янв. 1825 г. А. подал в Святейший Правительствующий Синод прошение об увольнении на покой для подготовки к переизданию многотомной «Истории Российской иерархии». По удовлетворении прошения в сент. 1825 г. поселился в Кирилловом Белозерском мон-ре , где вел аскетический образ жизни: пребывал в полузатворе в маленькой келье - нередко даже келейник не видел его неделями, скудную пищу вкушал не чаще одного раза в день, сам исполнял для себя все черные работы, не прибегая к услугам келейника. Заочно, через келейника, передавал обильную милостыню нищим из своей архиерейской пенсии. Скончался после тяжелой болезни. Погребен 31 дек. 1827 г. на паперти Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/114396.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010