В тоже время бе тогда в Галиче князь Юрий, брат великаго князя Василия Димитриевича, его же святый, по умолению его, два сына его просвети святым крещением. И пронесеся слава его и до самого великаго князя Василия Димитриевича, и хотяше его граду Ростову архимандритом быти. Он же славы не хотяше от человек слышати, отиде от туду в незнаемая и непроходимая места, иже прилежаху града Вологды. И слышав о преподобнем Дионисии Глушицком, прииде к нему в монастырь, Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Покрова, в лето 6920 (1412). И виде его преподобный Дионисий, яко делатель есть Христовых заповедей, даде ему келлию, идеже создана церковь , на полуденной стране от болшия лавры, в пустыни, зовома Сосновцем: и тамо пребываше в послушании святаго лет 10. И потом испросив благословение от Дионисия, и изыде в пустыню, в лето 6930 (1422). И шед на восточную страну от тоя пустыни, вдалее 28 поприщ. И там бяше весь (поселение) не далече отстоящи от тоя пустыни, вдалее 16 поприщ, еяже некто житель именем Мартин дарствует преподобному по его прошению сел своих и земли, елика требует на составление обители. И на том месте святый крест постави, и келлию созда, и монастырь возгради, и церковь созда во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея собора, в лето 6934 (1426), и трапезу и келлии постави по чину, и прилагаше труды к трудам, и во всенощных стояниих пребываше не ослабляяся. В лето же 6939 (1431) шедшу блаженному в славный град Москву, тогда владущу князю Юрию, а князю Василию Василиевичу на Коломне сущу, занеже зависти ради изгнаша его. Святый же наказал того князя Юрия глаголя: не подобает тебе, княже, власти прияти не управя своего жития: зде убо приимеши укор, а онамо суд, и ина много изрече ему и тако увеща его отити на отца его наследие в Галич. Князю же Василию Василиевичу пришедшу на свое княжение к Москве, и святому многу честь возда, и отпусти его в монастырь свой. В таже лета князь Димитрий пришед на град Вологду в зимное время многою ратию, и многа зла учини. Святый же от ревности распаляем, за христианы прииде скоро ко граду, и много с прещением и обличением наказав того князя, о злобе его на христианы, яко за сие имаши погибнути.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

И Василий Димитриевич дал следующую грамоту: “Я, великий князь Василий Димитриевич всей Руси, сед с своим отцем – Киприаном, митрополитом Киевским и всей Руси, управил по старине о судах церковных, нашедши старый Номоканон, как управил прадед мой, святой князь великий Владимир и сын его великий князь Ярослав всей Руси, как управили они с своими митрополитами о судах церковных и списали Номоканон по греческому Номоканону, что суды церковные и все церковные правила, как пошло издавна. Потому же и мы ныне управили, чтобы то неподвижно было, чтобы ничего вперед ни умножать, ни умалять, а все оставалось неизменным, как те великие святые князья вписали и укрепили. Списан же этот сверток из великого и старого Номоканона в Москве, в лето 6911 (1403), индикта 2, месяца ноября в 19 день”. В одном из списков этой грамоты вместо Киприана стоит имя Фотия: очень могло случиться, что Василий Димитревич подтвердил ее и по просьбе нового митрополита 2535 . Как бы то ни было, но в 1-й половине XV в. замечаются ясные следы употребления у нас наших древних церковных уставов. Новгородский владыка Симеон (1416–1421), заповедуя псковичам не вмешиваться в монастырские дела Снетогорской обители, предостерегал их: “А кто начнет вступатися мирян, и вы бойтеся того, как писано в Володимерове уставе, в рукописании, что таковым непрощеным быти и горе собе наследует”. Тут не только указание на известный Владимиров устав, но и точные слова из него 2536 . В 1443 г. Мстиславский князь Юрий Семенович Лингвенев в своей жалованной грамоте Онуфриевскому монастырю о неподсудимости его ни митрополиту, ни местному епископу писал: “А владычным десятником и городским тых людей монастырских не судить... и вин (т.е. пеней за вины) не имать на владыку, што в свитку Ерославли стоит, судить, и рядить, и вины имать в духовных судех на тых людех монастырских самому архимандриту”. Этот свиток Ярославль есть, конечно, не другое что, как известный церковный устав Ярославов, в котором действительно перечисляются церковные суды и пени за преступления назначаются в пользу владык.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кроме того, Калита упоминает еще о золоте, которое он придобыл, и о серебряных сосудах. Из дорогого платья Калита оставил детям: кожух червленый жемчужный, кожух желтый объяринный с жемчугом, два кожуха с аламами и с жемчугом, коц великую с бармами, бугай соболий с наплечками, с жемчугом и каменьем, скорлатное портище, саженое с бармами, шапку золотую. Все это движимое имущество разделено было между тремя сыновьями и женою; вещи первой жены пошли ее дочери. Доля князя Андрея Ивановича серпуховского досталась сыну его Владимиру; Симеон Гордый завещал все жене своей, от которой только некоторые вещи перешли к великому князю Иоанну II; последний оставил после себя три иконы, пять цепей золотых, из которых три с крестами, одну шапку золотую, одни бармы, четыре пояса, из которых два с жемчугом и каменьем, две сабли золотые, две обязи золотые, две серьги с жемчугом, два чекака золотых с каменьем и жемчугами, три овкача золотых, два ковша больших золотых, одну коробку сердоничную, золотом окованную, одну бадью серебряную с наливкою серебряною, один опашень скорлатный саженый, алам жемчужный, наплечки золотые с кругами, с каменьем и жемчугами, алам малый с жемчугами, чашку золотую и стакан цареградский, кованный золотом, блюдо серебряное с кольцами. Будущим зятьям своим великий князь оставил по цепи золотой и поясу золотому. Димитрий Донской оставил после себя одну икону, одну цепь, восемь поясов, бармы, шапку золотую, вотолу саженую, снасть золотую, наплечки, алам, два ковша золотых. Василий Димитриевич оставил своему сыну: страсти большие, крест патриарха Филофея, икону Парамшина дела, цепь кресчатую, шапку золотую, бармы, три пояса, коробку сердоничную, ковш золотой князя Симеона Гордого, сосуд, окованный золотом, каменный сосуд, присланный в подарок от Витовта, кубок хрустальный, присланный в подарок от польского короля. Удельный князь Юрий Димитриевич звенигородский оставил после себя три иконы, окованные золотом, три пояса и блюдо большое двухколечное. Великая княгиня Софья Витовтовна оставила: ящик с мощами, икону, окованную на мусии, икону пречистыя Богородицы с пеленою, большую икону Богородицы степную с пеленою и с убрусцами, икону св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Никандром, Ростовским архиеп. Феодором, Суздальским архиеп. Евфросином , Черниговским и Брянским еп. Исаакием и новым Рязанским еп. Еремеем Гречином из Киева, где к ним присоединился Туровский еп. Феодосий, М. вернулся в Москву «в великое говение, на средокрестнои недели». В с. Котлы (ныне Котловка в черте Москвы) высших чинов духовенства встречали Московский вел. кн. Василий I Димитриевич , его мать вел. кнг. св. Евдокия Димитриевна , его братья (очевидно, князья Георгий (Юрий) Димитриевич , Петр Дмитриевич, Андрей и Иван Дмитриевичи) «з бояры, и с всеми христианы». Вместе с проч. епископами Русской митрополии М. участвовал в торжественном посажении митр. Киприана «на своем столе» в Успенском соборе Московского Кремля. После этого «тии вси епископи кииждо свою епископью приаша», т. е. М. вновь вернулся в Смоленск. Летом 1391 г. владыка сопровождал свт. Киприана, Адрианопольского митр. Матфея Гречина и Газского митр. Никандра «с Петрова дни» в поездке из Москвы в Тверь. За 30 верст от города всех архиереев «с великою честью» встречали кн. Александр Михайлович, старший сын Тверского вел. кн. св. Михаила Александровича , а также местные бояре. На следующий день за 20 верст от города свт. Киприана, архиереев и их свиту вновь «с великою честью» встречал 2-й сын правителя Твери кн. Иоанн Михайлович «з бояры». «В день суботныи по вечерне» на Починце в 5 верстах от города они встретились уже с вел. кн. Михаилом Александровичем. В кон. 1395 г., после захвата Смоленска Литовским вел. кн. Витовтом и пленения по его приказу местных князей (28 сент. 1395), М. также подвергся гонениям. При этом, как свидетельствует Метрика Литовская , Литовский вел. кн. Витовт «розгневався на первого владыку» и отнял у Смоленской епископии владение Прости (ныне дер. Прость Ярцевского р-на Смоленской обл.), которое позднее он отдавал в держание местным боярам и местичам, а «в казну и в посребничого деи не давали» (Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 3 (1440-1498). Vilnius, 1998. С. 43-44). Весной 1396 г. владыка был смещен с кафедры, 6 апр.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

1425 г. Среди общего уныния и слез, как говорят Летописцы, Василий Димитриевич преставился на 53 году от рождения, княжив 36 лет, с именем Властителя благоразумного, не имев любезных свойств отца своего, добросердечия, мягкости во нраве, ни пылкого воинского мужества, ни великодушия геройского, но украшенный многими государственными достоинствами, чтимый Князьями, народом, уважаемый друзьями и неприятелями. Присвоив себе Нижний Новгород, Суздаль, Муром, – вместе с некоторыми из бывших Уделов Черниговских в древней земле Вятичей: Торусу, Новосиль, Козельск, Перемышль, равно как и целые области Великого Новагорода: Бежецкий Верх, Вологду и проч., сей Государь утвердил в своем подданстве Ростов, коего Владетели, со времен Иоанна Данииловича зависев от Москвы, сделались уже действительными слугами Василия, посылаемые им в качестве Наместников управлять другими городами. В Хлыновской летописи сказано, что он посылал войско на Вятку с Князем Симеоном Ряполовским, но не мог овладеть ею: современные же грамоты доказывают, что Василий действительно присоединил ее к Московским областям и что брат его, Юрий, Князь Галицкий, господствовал над оною. Впрочем, сия народная Держава еще сохраняла свои древние уставы гражданской вольности. Не хотев мечом покорять ни Рязани, ни Твери, Василий имел решительное большинство над Князьями их и следственно приближался к единовластию в России; усилив Державу Московскую приобретениями важными, сохранил ее целость от хищности Литовской и менее всех своих предшественников платил дань Моголам. Может быть, он сделал ошибку в Политике, дав отдохнуть Витовту, разбитому Ханом; может быть, ему надлежало бы возобновить тогда дружелюбную связь с Ордою и вместе с Олегом Рязанским ударить на Литву, чтобы соединить южную Россию с северною, а после тем удобнее свергнуть иго Ханское. Но все ли обстоятельства нам известны? Успех предприятия столь великого и смелого был ли действительно вероятен? Князь Московский, Государь шести или семи нынешних Губерний в северной России, имел ли способ сокрушить Витовта, который, властвуя над ее лучшею, многолюднейшею половиною и над всею Литвою, располагая также силами Польши, легко мог, утратив одно войско на берегах Ворсклы, собрать другое? Великий Князь, без сомнения, не думал щадить тестя и не жертвовал отечеством какой-нибудь семейственной слабости (быв несколько раз готов сразиться с Витовтом в поле); но действовал так по лучшему своему государственному разумению. Смелость оправдывается только успехом; безвременная, неудачная губит Державы – и часто благодарность отечества принадлежит тому, кто без крайности не дерзал на опасность и не искал имени Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Угрожаемый немцами и Литвою, оставляемый без помощи Новгородом, Псков необходимо должен был обратиться к сильному князю московскому, который теперь имел возможность заняться его делами, оборонить отчину св. Ольги, и вот с последнего года XIV века во Пскове происходит важная перемена: он начинает принимать князей от руки великого князя московского. Таким образом, сын Донского примыслил богатые волости на берегах Оки и Волги, утвердил свое влияние во Пскове, заставил новгородцев держать свое княжение честно и грозно, потому что грозил постоянно их богатым колониям заволоцким. Рязань и Тверь, слабые, волнуемые усобицами, не могли и думать о борьбе с Москвою, но все более и более подчинялись ее влиянию. В 1402 году великий князь московский Василий от имени всех родичей - дяди Владимира Андреевича и троих родных братьев - Юрия, Андрея и Петра - заключил договор с великим князем рязанским Федором Ольговичем. В этом договоре московский князь делит своих родичей на два разряда - братьев младших (князь Владимир Андреевич и князь Юрий Димитриевич) и братьев меньших (князья Андрей и Петр Димитриевичи). Великий князь рязанский обязывается держать великого князя московского старшим братом, младших его братьев равными себе братьями, меньших братьев младшими. Обязывается не приставать к татарам; выговаривает себе право отправлять посла (киличея) в Орду с подарками, право принять у себя татарского посла с честию для добра христианского; но при этом обязывается давать знать в Москву, если вздумает послать киличея, равно как передавать в Москву все вести ордынские. " А отдалится от нас Орда, тогда тебе с нами учинить по думе " , - прибавляет великий князь московский. Не раз было упомянуто о наследственной вражде между великими князьями - рязанским и пронским; московский князь ставит себя посредником между ними и вносит в договор следующее условие: " С князем великим Иваном Владимировичем (пронским) взять любовь по прежним грамотам, а если учинится между вас какая обида, то вам послать бояр своих для решения спора, если же они не решат, то третий (судья) им митрополит: кого митрополит обвинит, тот и должен отдать обидное; а не отдаст, то я, великий князь Василий Димитриевич, заставлю его исправиться " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

П. Д. был верным вассалом старшего брата, что подтверждают тексты завещаний Василия I Димитриевича. В первом из них (1406-1407) П. Д. фигурирует в роли душеприказчика завещателя вместе с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем Храбрым и можайским кн. Андреем Дмитриевичем (ДДГ. 20. С. 57). В том же статусе он назван в проекте духовной грамоты (1-я пол. 1423) и в окончательном ее варианте (2-я пол. 1423 - 1-я пол. 1424). В них список душеприказчиков пополнен вел. кн. Литовским Витовтом, угличским кн. Константином Дмитриевичем и 2 старшими сыновьями скончавшегося к тому времени серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго. Эти документы были скреплены 5 печатями, в т. ч. сохранившейся печатью П. Д. (ДДГ. 22. С. 62 (проект); 21. С. 59-60, 568-569 (окончательный вариант); см.: Горский. 2017). Следование в делах распоряжениям Василия I Димитриевича († 27 февр. 1425) и преданность его 10-летнему сыну-наследнику вел. кн. Василию II Васильевичу Тёмному П. Д. доказал весной-летом 1425 г., когда активно участвовал с войсками в походе объединенных московских сил против кн. Георгия (Юрия) Дмитриевича, оспаривавшего права Василия II на великокняжеский стол. П. Д. также принял участие в выработке опекунами Василия II (прежде всего митрополитом Киевским и всея Руси свт. Фотием и вел. кнг. Софией Витовтовной ) единой политики в отношении действий кн. Георгия (Юрия) Дмитриевича, к-рая была реализована в рамках посольства свт. Фотия в Галич. Размер территории собственно Дмитровского удела П. Д. не изменялся на протяжении более 70 лет вне зависимости от того, владели ли им удельные князья из московских Рюриковичей (серпуховской кн. Василий Ярославич; кн. Юрий Васильевич; см.: Назаров. 1975) или же вел. князья Московские. В XV в. Дмитров был стратегически важным центром речных и сухопутных коммуникаций (был перевалочным пунктом грузов), обеспечивавшим Москве речной доступ к Верхнему и отчасти Ср. Поволжью (до Ярославля и Костромы), а также по Шексне к Белозерью, вологодским волостям и Подвинью. С этим, видимо, связан масштаб денежных эмиссий П. Д., имевшего, по мнению В. В. Зайцева, собственный монетный двор ( Зайцев. 2004). Выявлено свыше 500 серебряных монет 2 номиналов (деньга и половина деньги) 22 типов и еще большего числа их вариантов, а также неск. медных пулов, охватывающих, по датировке Зайцева, весь период правления П. Д. в своем уделе (Там же). Поступления от торговых и проездных пошлин помогли князю преодолеть тяжелые последствия набега Едигея в 1408 г. и неск. пандемий (1408, 1417-1418, 1425-1427).

http://pravenc.ru/text/2580388.html

В соответствии с данной редакцией Жития преподобный принял постриг от прп. Макария Унженского († 1444) в Макариевом Желтоводском во имя Св.Троицы жен. мон-ре . Однако это невозможно, поскольку данный мон-рь был основан прп. Макарием ок. 1434 г. Вероятно, Г. принял монашество в первом по времени основания мон-ре Галичской земли - Авраамиевом Новозаозерском в честь Успения Божией Матери , находившемся на сев.-вост. (противоположном от города) берегу Галичского оз. (ныне с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). Обитель была основана прп. Авраамием Галичским при кн. Димитрии Борисовиче Галичском (1360-1363). Менее вероятно, что святой стал насельником Паисиева Галичского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря , находившегося на юж. берегу Галичского оз.; предание об основании мон-ря, сохранившееся в Житии прп. Паисия Галичского (известно в списках с XVII в.), не имеет хронологической приуроченности и малодостоверно. Преподобный со смирением и послушанием служил братии, поучаясь день и ночь в молитвах, был «постник чюден», так что иноки удивлялись его терпению, смирению и кротости. Спустя нек-рое время Г. принял священнический сан. Согласно Минейной редакции, преподобный стал «игуменом у Святыа Богородица честнаго Ея Рождества близ езера» (ВМЧ. Стб. 2270). Рождество-Богородицкий мон-рь, располагавшийся в 11 верстах к северо-востоку от Галича на р. Едомше, впервые упоминается в данном источнике ( Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 120). В связи с сообщением об игуменстве Г. в Галичском мон-ре в Минейной редакции имеются и др. уникальные (по-видимому, малодостоверные) известия: к Г. любил приезжать галичский кн. Георгий (Юрий) Димитриевич (1389-1434), святой крестил его сыновей, к Г. за благословением обращался вел. кн. Василий I Димитриевич (1389-1425). Преподобные Григорий Пельшемский, Арсений Комельский. Фрагмент иконы " Господь Вседержитель с предстоящими Вологодскими святыми " .

http://pravenc.ru/text/166551.html

Шмаков Александр Григорьевич (р. Б. Александр) Штокалко Григорий (иерей Григорий) Шуан Антоний (диакон Антоний) Шуан Игнатий (епископ Василий) Шуан Игнатий (протодиакон Игнатий) Шубин (монах Андроник) Шульгин Анатолий Димитриевич (р. Б. Анатолий) Шуляковский Михаил (р. Б. Михаил) Шумилов Михаил Васильевич (протодиакон Михаил) Шуть Мина Евфимович (архимандрит Модест) Щ Щербак Иоанн Павлович (иерей Иоанн) Щербаков Кузьма Александрович (р. Б. Косьма) Щербакова Мария Михайловна (р. Б. Мария) Щербаковский Стефан Васильевич (протоиерей Стефан) Щетинина Феодосия Иосифовна (послушница Фомаида) Э Элизен Павел Константинович (протоиерей Павел) Элизен Тимофей Павлович (иерей Тимофей) Эпов Прокопий Иванович (иерей Прокопий) Эпова Евгения (игуменья Варвара) Ю Ювеналий, архиепископ (Килин Иоанн Кельсиевич) Юй Андрей Павлович (р. Б. Андрей) Я Яги Вера Николаевна (послушница Вера) Якимова Наталия Сергеевна (р. Б. Наталия) Яковкин Михаил Гаврилович (р. Б. Михаил) Яковлев Георгий Васильевич (протоиерей Георгий) Яковлев Иоанн Викторович (протоиерей Иоанн) Якушев Владимир Иванович (протоиерей Владимир) Якушев Всеволод Владимирович (р. Б. Всеволод) Янковская Наталия Николаевна (р. Б. Наталия) Янковский Александр Михайлович (р. Б. Александр) Янковский Юрий Михайлович (р. Б. Юрий) Яо Антоний (иерей Антоний) Ярмохович Мария Александровна (монахиня Магдалина) Ярон Николай Александрович (р. Б. Николай) Яроцкий Иоанн Стефанович (протоиерей Иоанн) Яхно Павел Григорьевич (иерей Павел) Яхонтов Евгений (иерей Евгений) Яшкин Иван Степанович (р. Б. Иоанн) Харбин. Свято-Николаевский кафедральный собор. Общий внутренний вид Духовенство и церковные деятели, не включенные в синодик Протоиерей А. Пеляев Клирик Успенского кафедрального собора в Пекине в 1929 г. Неизвестно имя. Протоиерей Д. Млодзяновский Д. Благочинный православных церквей Синьцзяна, настоятель Николаевского храма в Кульдже. Прибыл из СССР в 1946 г. Подчинялся непосредственно Московской Патриархии. Отозван в СССР в 1952 г. Неизвестно имя. Протоиерей Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это, однако, не привело к прекращению смуты, т. к. старшие сыновья Юрия - князья Василий Косой и Дмитрий Георгиевич Шемяка - отказались подчиниться вел. князю. Они заняли Кострому и 28 сент. 1433 г. разбили высланное против них московское войско. Подозревая, что за действиями сыновей стоит их отец, В. В. пошел с войском на столицу Юрия Димитриевича - Галич. Город ему взять не удалось, и война снова охватила всю территорию вел. княжения. Противники опустошали и разоряли владения друг друга. В битве у ц. св. Николая на Горе, в Ростовской земле, 20 марта 1434 г. войско вел. князя было разбито, он бежал, а кн. Юрий занял Москву, захватив мать и супругу В. В. Не найдя поддержки ни в Вел. Новгороде, ни в Твери, В. В. по Волге выехал в Н. Новгород. Отсюда он намеревался отправиться в Орду. Однако 5 июня 1434 г. Юрий Димитриевич неожиданно умер в Москве, В. В. вновь смог вернуться на великокняжеский престол. Однако конец феодальной войне не наступил. Владения Юрия Димитриевича перешли к его сыновьям, старший из к-рых - кн. Василий Косой - выступил с претензиями на трон. Хотя нового претендента не поддержали даже его младшие братья - князья Дмитрий Шемяка и св. Димитрий Георгиевич Красный , - в Сев.-Вост. Руси у него нашлись сторонники, даже часть московских купцов покинула вместе с ним Москву. Снова началась война, растянувшаяся на неск. лет. Пытаясь договориться с претендентом, вел. князь отдал ему Дмитров, но заключенное соглашение было Василием Косым нарушено. Лишь 14 мая 1436 г. его войска были окончательно разбиты, сам князь попал в плен и был ослеплен (отсюда его прозвище - Косой). Так во время гражданской войны вел. князь обратился к визант. традиции ослепления политических противников, что должно было лишить их всяких прав на власть. Усобица ослабила власть вел. князя. Желая удержать на своей стороне удельных князей, он был вынужден часто делать в их пользу пожалования. Дмитрий Шемяка получил Углич и Ржеву, его младший брат Димитрий Красный - Бежецкий Верх, а Иоанн Андреевич Можайско-Белозерский - Козельск и Лисин. Позднее положение В. В. упрочилось: после смерти Димитрия Красного (1440) его удел был присоединен к великокняжеским землям, В. В. удалось утвердить свою власть и в Суздале.

http://pravenc.ru/text/150785.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010