Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (26.11.1374, Переяславль (ныне Переславль-Залесский - 5.06.1434, Москва), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (после 25 апр.- авг. (?) 1433, с 31 марта 1434), 2-й по старшинству из не умерших в детстве сыновей блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии). Г. Д. род. в дни княжеского съезда в Переяславле, куда с боярами и семьями прибыли вел. кн. Димитрий Иоаннович, кн. Владимир Андреевич Храбрый и дед новорожденного по матери кн. Димитрий (Фома) Константинович . Княжич появился на свет в день памяти вмч. Георгия , был крещен в день рождения прп. Сергием Радонежским. По-видимому, в нач. 1389 г. Г. Д. получил удел с центром в Звенигороде. (О значении этих земель говорит тот факт, что после 1382/83 здесь существовала епископская кафедра - в янв. 1389 московские летописи упоминают Звенигородского еп. Даниила , сослужившего митр. Пимену при поставлении Новгородского еп. Иоанна (в новгородских летописях Даниил именуется Смоленским владыкой).) В договоре вел. кн. Димитрия Донского с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (март 1389) Г. Д. назван участником соглашения в стороне вел. князя. По статусу Г. Д. приравнен к кн. Владимиру Андреевичу, что предполагает наличие княжения у Г. Д. По завещанию вел. кн. Димитрия Донского, составленному незадолго до его кончины (19 мая 1389) и определившему уделы его сыновей, княжение Г. Д. состояло из «московского» удела - Звенигорода с 15 волостями и 4 сел в 3 уездах - и одной из «купель» Иоанна I Данииловича Калиты - Галича со всеми волостями и пошлинами. Кроме того, Г. Д. вместе с младшими братьями получил право на 1/3 доходов и большинство сборов в Москве. Из своего удела звенигородский князь должен был отдать матери вел. кнг. Евдокии Димитриевне Соль Галицкую, 2 волости и 2 села в Звенигороде, к-рые после ее смерти (7 июня 1407) вернулись в удел Г. Д. с приращением (за счет сел в Звенигороде, приобретенных в свое время Димитрием Донским и отданных жене). Наделение землей кн. Константина Димитриевича, родившегося после смерти отца, сначала почти не коснулось Г. Д., но позднее (видимо, ок. 1414) из его владений были взяты 2 волости, сопредельные Галичу, и неск. территорий в Звенигороде.

http://pravenc.ru/text/164461.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Св. благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество. Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его. В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему. Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия — Борис. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

http://sedmitza.ru/lib/text/437900/

П.В. Долгоруков Вельяминовы-Зерновы Татарский мурза Чет, находясь, в 1330 году, близ Костромы, имел видение: ему явилась Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем, и с предстоящими перед нею, в молении, Святым апостолом Филиппом и священно-мучеником Ипатием 340 . Чет приял святое крещение, с именем Захария, и на месте видения построил монастырь, ныне известный под названием Костромского-Ипатьевского монастыря. Сын Чета, вместе с ним приявший святое крещение с именем Александра Захарьевича, имел сына Дмитрия Александровича, по прозвищу зерно. Сей последний имел трёх сыновей: 1) Иван Дмитриевич имел также трёх сыновей: а) Фёдора Ивановича, по прозвищу сабур, родоначальника Сабуровых; б) Данила Ивановича Подольского, бывшего боярином при великом князе Василие Димитриевиче; у него, по древним родословным книгам, были: сын Михаило, и внук Дмитрий, умерший бездетным, и в) Ивана Ивановича, по прозвищу годун, родоначальник Годуновых, угасших в начале восемнадцатого века; 2) Константин Дмитриевич, по прозвищу шея, сыновей не оставил, а имел двух дочерей: старшая была за Фёдором Кутузовым; вторая за князем Александром Ростовским (родоначальником князей Щепиных); 3) Дмитрий Дмитриевич имел сына Андрея Дмитриевича, по прозвищу глаз, и внука Вениамина Андреевича, родоначальник Вельяминовых-Зерновых. отцовский ОТ ЗАХАРИИ ЧЕТЫ КОЛЕНО VI: Вениамин Андреевич КОЛЕНО VII: Фёдор Вениаминович Иван Вениаминович брех † 1506 Григорий Вениаминович стерляг КОЛЕНО VIII: Григорий Фёдорович болван Иван Фёдорович синец Андрей Фёдорович Юрий Фёдорович Дмитрий Фёдорович Тимофей Фёдорович Иван Фёдорович семой Лобан Фёдорович Михайло Фёдорович КОЛЕНО IX: Никифор Григорьевич Василий Григорьевич Иван Григорьевич деша Иван Иванович Афанасий Андреевич Иван Юрьевич Пётр Юрьевич Иван Тимофеевич бояринец Никита-Тит Иванович Андрей Иванович Иван Иванович КОЛЕНО X: Давыд Никифорович Леонтий Никифорович Фёдор Васильевич Иван Васильевич Григорий Иванович Дмитрий Иванович, окольничий † 1604 Юрий Иванович Афнасий Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Декабрь 3-й день. Преподобный Савва Сторожевский Когда и где родился преподобный Савва Сторожевский и когда пришел в обитель преподобного Сергия, неизвестно. Известно только, что Савва был одним из первых учеников преподобного Сергия и по времени, ибо он еще в юности поступил в его обитель, и по житию благочестивому, ибо проводил жизнь «в совершенном послушании, привыкая к иноческому порядку подвижнического жития, любил воздержание и бдение, крайне заботился о блюдении чистоты, которая есть украшение всего иноческого жития, всем казался как простой человек, ничего не знавший, но мудростью превосходил многих мнящихся быть мудрыми, прежде всех входил в церковь и после всех из нее исходил, участвовал в церковном пении, со страхом Божиим стоял на молитве, и такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы. Видя такое умиление и плач, отцы обители дивились и прославляли благодателя Бога». Такими подвигами он заслужил особенное к себе благоволение своего великого аввы: в обители Сергиевой он был духовником всему братству и считался «старцем почтенным и весьма учительным» 41 . В 1391 году преподобный Сергий преставился, оставив преемником своим преподобного Никона. Но Никон, по любви к уединенному богомыслию, скоро оставил управление монастырем и затворился в особой келлии; «братия же нетерпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву в великую лавру». Здесь он «добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше, и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему». Древнее предание ко времени начальствования его в лавре относит изведение молитвами его источника водного за стенами обители к северу. Здесь же, конечно, в Сергиевой лавре, преподобного Савву во время его игуменства узнал князь Звенигородский Юрий Димитриевич, брат тогдашнего великого князя Василия Димитриевича, крестник преподобного Сергия; он часто посещал обитель и ущедрял ее богатыми вкладами. Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни, возбудил в себе любовь и почтение и в Юрии, и князь избрал его своим духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лопотово, урочище. Лопотов-Богородский Григориево-Пельшемский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:между приблизительно 1426 и 1441. Адрес: Россия, Вологодская область, Сокольский район, урочище Лопотово Координаты: 59.442827, 40.315276 Проезд:Из города Кадников ехать в сторону поселка Сосновая роща. И далее на машинах повышенной проходимости ехать в сторону деревни Дор до старого моста. Через мост не переправляться, но повернуть налево и ехать вдоль реки в сторону урочища Лопотово. Осторожно!!! Есть змеи и возможны встречи с дикими животными. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Протоиерей А. Мокиевский. История Лопотова Богородского Григорьева Пельшемского монастыря Основатель обители прп. Григорий Пельшемский родился в 1315 году, происходил он из знатного рода бояр Лопотовых из г. Галича Костромского. Родителей своих он чтил, но очень тяготился своим высоким положением и предполагаемой женитьбой, оттого как с юных лет избегал мира и всех его удовольствий и думал единственно о спасении души. Не желая, однако, поступать поперек воли родительской, он, как мог, откладывал свадьбу, а сам молился о том, чтобы Господь помог ему сохранить чистоту девства. В ответ на молитвы юноши Господь призвал родителей Григория раньше, чем они успели оженить его. С честью похоронив отца с матерью, молодой боярин скоро распорядился своим наследством, наделивши своих рабов и рабынь землей и имением, отпустил на волю, деньги раздал нищим, а сам, не оставив себе ничего, пошел в монастырь Богоматери, находившийся близ Галичского озера. Невзирая на юность, Григорий, став монахом, служил жизнью своей примером для братии. Строгая жизнь подвижника обратила на себя внимание духовного начальства, и как только он достиг узаконенных лет, был возведен во священный сан, а затем поставлен был и игуменом обители. Когда его назначили настоятелем, его опять стали тяготить всеобщее внимание и почет. Сам владетельный князь Галичский Юрий Димитриевич, брат великого князя Василия, такое имел к нему уважение, что за честь считал для себя знакомство с ним и упросил его быть восприемником двух сыновей своих. Подобная честь и величание было чуждо смиренной душе подвижника и нарушало спокойствие его духа. Он стал вынашивать мысль об удалении в такое место, где бы он мог жить в совершенном безмолвии.

http://sobory.ru/article/?object=44520

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (кн. Патрикеев Василий Иванович, по прозвищу Косой или Кривой; † после 4.03.1532, Иосифов Волоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), военачальник, боярин, впосл. монах, канонист, писатель-публицист. Родоначальником князей Патрикеевых был Патрикий Наримантович, внук вел. кн. Литовского Гедимина , в кон. XIV в. принятый в Вел. Новгороде в качестве служилого князя, в 1408 г. выехавший в Москву, где был встречен с почетом. Его сын Юрий был женат, согласно Медоварцевской редакции «Сказания о князьях владимирских» и сопровождающей его Литовской летописи, на сестре Московского вел. кн. Василия I Димитриевича Анне (род. 8 янв. 1387). (По данным др. редакций «Сказания» и по сообщениям родословных книг, Анна была сестрой вел. кн. Василия II Васильевича , что менее вероятно, т. к. сестра последнего, также Анна, была супругой визант. царевича Иоанна VIII Палеолога , ставшего уже после ее смерти императором.) В. И. Патрикеев, внук Юрия, следов., приходился вел. кн. Василию III Иоанновичу троюродным дядей, а не братом и был, бесспорно, старше его (в 1489 командовал войсками, когда княжичу Василию было 10 лет). Князья Патрикеевы были сподвижниками московских вел. князей, сторонниками их политики, к кон. XV в. вошли в число знатнейших боярских родов. Отец В. кн. И. Ю. Патрикеев (боярин уже в 1461-1462) был московским наместником (с 1472 вплоть до опалы в 1499), в 1492 г. в его доме жил вел. кн. Иоанн III Васильевич с семьей (в связи со строительством нового великокняжеского дворца). В. И. Патрикеев принимал участие в важных политических, дипломатических и военных мероприятиях. В 1491 г., во время конфликта Иоанна III с удельными братьями, в день ареста в Москве кн. Андрея Васильевича, Патрикеев был послан в Углич за его детьми с приказанием их «поимати и посадити за приставы», что и было выполнено. В 1497 г. вместе со своим отцом и великокняжеским дьяком Ф. В. Курицыным принимал участие в оформлении юридического акта, фиксирующего отвод земель при размене (разъезде) вел. кн. Иоанна III и волоцких удельных князей Федора и Ивана Борисовичей. Возможно, при разборе нек-рых земельных тяжб был судьей высшей инстанции, выносившим приговор по докладу судей низшей инстанции.

http://pravenc.ru/text/149879.html

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Скачать epub pdf Переписка с семьёй протоиерея Бориса Старка От редакции Впервые публикуемые письма архимандрита Софрония к семье протоиерея Бориса Старка глубоко поучительные, излучающие истинную любовь, по своему духовному благодатному наполнению, а также малоизвестному биографическому материалу не могут быть достоянием только личного семейного архива. Мы глубоко признательны семье недавно почившего о. Бориса Старка за любезно предоставленные письма, позволяющие всем нам ещё раз встретиться с живым словом одного из последних подвижников наших дней, великого молитвенника, богослова, и духовного писателя – старца Софрония. В эту книгу мы включили многочисленные фотографии, присланные о. Софронием семье Старков, а также рассказ о блаженном отроке Серёжике Старке, написанный монахиней Серафимой (Осоргиной). ВСТУПЛЕНИЕ 11 июля 1993 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, на 97-м году закончилась земная жизнь архимандрита СОФРОНИЯ (Сахарова) . Для многих имя о. Софрония известно по книге «Старец Силуан», автором которой он является. Преподобный Силуан – афонский подвижник нашего века, блаженный старец, духовный наставник о. Софрония. Причислен к лику святых Константинопольской Православной Церковью в 1988 году. Его имя внесено в святцы Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Воистину, «дивны дела Твои, Господи»: преподобный Силуан преставился в 1938 году, 24 сентября по новому стилю, также в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских. В 1947 году, проведя более 22-х лет в монастырях на Афоне, иеромонах Софроний приехал во Францию, где познакомился с семьёй протоиерея (в те годы ещё иерея) Бориса Старка: его женой Наталией Димитриевной и их детьми. Сорок шесть лет связывала их любовь во Христе и братская дружба. О. Борис Старк родился в 1909 году в Кронштадте в семье морского офицера. Его отец, Юрий Карлович Старк, восемь лет плавал на крейсере «Аврора», пройдя путь от минного офицера до старшего офицера крейсера. Позже, уже в чине контрадмирала, командовал Сибирской флотилией. После захвата власти коммунистами, он, не приняв новый режим, устанавливаемый безбожниками на Родине, увёл корабли флотилии на Филиппины, затем перебрался в Европу, в Париж.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Слово во время крестного хода из скитской церкви в Монастырь перед пещерою преподобного Саввы Источник сказанное Леонидом, епископом Дмитровским, 17-го июля 1873 года «Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его» ( Пс. 47:1 ). В нашей стране нет величественных гор и таких поразительных видов природы, какими восхищаются путешественники в других странах, в пределах и за пределами отечества нашего. Взамен есть много местностей приятных на вид, здоровых и как-то успокоительно действующих на душу. Люблю я эту мирную природу нашей стороны; но за что особенно люблю ее, как не за то, что у нас со всякой возвышенности вижу я в синей дали несколько, а иногда и очень много белеющих, светлеющих точек, и к каждой из них несется сердце мое с приветом из слов Царя пророка: «Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион» ( Пс. 47:3 ), ибо что как не духовный, таинственный Сион каждая из этих светлеющих точек? Спросите: почему? Потому что каждая из них есть не иное что, как храм Божий или обитель иноческая. Все это столпы и ограждения нашей веры православной. Нужна усердная молитва: да не уменьшается, а постоянно увеличивается число их и дух древнего благочестия да превозможет над духом века и злых его новизн, как в течение веков он превозмогал над народами и царями, враждебными нашему отечеству и православной вере, против коей они особенно вооружались, сознавая, что сила наша в вере нашей. Эти цари и народы, скажем словами того же псалма – «прошли все мимо, ибо увидали, изумились, смутились, обратились в бегство; страх объял их» ( Пс. 47:5–7 ). Вот и наша обитель чему обязана своим началом и благоденствием, как не духу древнего благочестия? Благоверный князь звенигородский Юрий Димитриевич богопросвященным умом православного христианина понял, что хотя нужны войска и воинские стражи, но что сила их в охранении благодатно-молитвенном святых Божиих, а потому и пригласил богоугодного мужа учредить стражу духовную на месте воинской сторожи. С тех пор, сколько раз к нашей обители и к нашему граду приражались волны вражеских полчищ, но отпрядали всякий раз! Молитвы преподобного Саввы здесь были щитом, которым охранялась Москва и святыня православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Ю Югская Димитриевская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, находилась в Вологодской Епархии, а ныне состоит в Ярославской. Крестьян было за нею 49 душ. Югская Троицкая Дорофеева пустынь Общежительная мужская Ярославской Епархии. Здание в ней все каменные великолепные, которые после пожара, бывшего в 1805 году, покрыты железом кроме ограды. В 1802 году по представлению Павла, Архиепископа Ярославского, а по докладу Святейшего Синода Именным Указом положено в этой пустыни быть монашествующих 30 человек. О прочем см. под словом Дорофеева Троицкая Югская пустынь. Юнгинский Спасский Козмодемьянский монастырь См. Козмодемьянский Спасский Юнгинский. Юрьевский Архангельский монастырь См. Архангельский Юрьевский. Юрьевский Введенский монастырь См. Введенский Юрьевский. Юрьевский Богоявленский Балахонский монастырь Мужской упразднённый, находился в Нижегородской Епархии в Балахонском уезде. Юрьевский Новгородский монастырь 1 класса мужской, находится в уезде Великого Новгорода, на левом берегу реки Волхова, при Устье ручья Княжева, с западной и южной сторон обтекающего монастырь и впадающего в Волхов, близ озера Мячина и истока Волховского из Ильменя, на возвышенном месте, в весеннее время отовсюду окружаемом водой и составляющем остров, расстоянием от Новгорода к югу в 3 вёрстах. Местоположение этого монастыря настолько возвышенно, что со всех сторон виден он на нарочитое расстояние. С северной стороны в 3 вёрстах по прямой линии находится Великий Новгород со всеми предместьями и частями оного, с восточной стороны – древний Славянский город, ныне село, именуемое Городище (где жил Князь Великий Рюрик, а в последовавшие времена – Великокняжеские Наместники) и близлежащие монастыри Кириллов, Сковородский; с южной – озеро Ильмень и, при истоке из оного Волхова, холм, знаменитый в древности капищем главного языческого Славянского бога Перуна, по низложению которого построен был на том месте монастырь Перынь. По сравнению с окрестными монастырями и по огромности здания своего (см. ниже) он именовался в древние времена Лаврой и имел приписных к себе 15 монастырей (см. ниже). Этот монастырь по древности своей принадлежит к первейшим Российским обителям. Ибо основан он ещё в 1030 году при Князе Новгородском Ярославе 157 , в крещении наречённом Георгий или Юрий, а потом с 1093 года Новгородским же Князем Мстиславом Владимировичем, наречённом во св. крещении Георгием и сыном его Всеволодом возобновлён и распространён.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010