В том же году Юрий отправил в Новгород брата своего Афанасия и ходил войною на рязанского князя Ивана, с которым заключил мир, а под следующим годом встречаем известие о сборах Юрия на тверских князей; но войны не было: князь Дмитрий Михайлович отправил к Юрию в Переяславль послов и заключил мир, по которому заплатил московскому князю 2000 рублей серебра и обязался не искать под ним великого княжения. Две тысячи рублей взяты были для хана; но Юрий не пошел с ними навстречу к татарскому послу, отправился в Новгород, куда вызвали его для дел ратных. Этим воспользовался Димитрий тверской, поехал в Орду и выхлопотал себе ярлык на великое княжение; есть известие, что он объяснил хану всю неправду Юрия и особенно Кавгадыя и что хан велел казнить последнего, а Димитрию дал великое княжение, узнавши от него, что Юрий сбирает дань для хана и удерживает ее у себя. Последнее известие тем вероятнее, что находится в прямой связи с приведенным выше известием летописи об удержании тверского выхода Юрием; в связи с известием о гневе ханском на Юрия находится также известие о татарском после Ахмыле, который сделал много зла Низовской земле, много избил христиан, а других повел рабами в Орду. Как бы то ни было, впрочем, Тверь взяла перевес; Юрий видел необходимость идти опять в Орду и усердно просил новгородцев, чтоб проводили его: но на дороге, на реке Урдоме, он был захвачен врасплох братом Димитриевым Александром, казна его была отнята, сам же он едва спасся во Псков, откуда опять приехал в Новгород, ходил с новгородцами на берега Невы, потом в Заволочье и оттуда уже отправился в Орду по Каме, будучи позван послом ханским, в 1324 году. Димитрий тверской не хотел пускать соперника одного в Орду и поспешил туда сам. Мы не знаем подробностей о встрече двух врагов; летописец говорит, что Димитрий убил Юрия, понадеявшись на благоволение ханское; Узбек, однако, сильно осердился на это самоуправство, долго думал, наконец велел убить Димитрия (1325 г.); но великое княжение отдал брату его Александру; таким образом, Тверь не теряла ничего ни от смерти Михаила, ни от смерти Димитрия; в третий раз первенство и сила перешли к ее князю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Позднее, стремясь ослабить позиции главного союзника крестоносцев - Сигизмунда Люксембурга, правители Польши и ВКЛ нашли нужным вступить в сношения с его противниками - чеш. гуситами . Оба гос-ва не присоединились к крестовому походу против гуситов, заявив, что предпочитают склонять их мирным путем к возвращению в лоно Церкви. Дальше этого Ягайло не пошел, а инициативу в сношениях с гуситами, предлагавшими Ягайло чеш. корону, взял на себя В., к-рый согласился эту корону принять и направил в Чехию наместником своего двоюродного племянника Сигизмунда Корибутовича, прибывшего в Прагу весной 1422 г. Все эти меры способствовали изоляции ордена, к-рый под угрозой войны подписал в 1422 г. мир, по к-рому отказывался от всяких прав на Жямайтию. После этого В. утратил интерес к контактам с гуситами и в нач. 1423 г. отозвал своего наместника из Чехии. Тракайский замок. Фотография. 1990 г. Тракайский замок. Фотография. 1990 г. Др. важной частью внешней политики В. в эти годы стало его активное вмешательство во внутренние дела Золотой Орды. В 1411 г. ему удалось посадить на ханский трон скрывавшегося в ВКЛ сына Тохтамыша Джелал ад-дина. Хан вскоре погиб, но в борьбе с Едигеем В. продолжал выдвигать все новых претендентов из числа детей Тохтамыша. Ставленники В. (наиболее известный из них - Улу-Мухаммед, сын Джелал ад-дина) ценили эту поддержку и оказывали В. военную помощь в походах против ордена. Объективно эти действия В. способствовали обострению смут в Орде и ее упадку. Юж. границы ВКЛ достигли сев. побережья Чёрного м., где появился ряд литов. крепостей. На земли ВКЛ стало переселяться, спасаясь от смут, большое количество татар. знати и крымских караимов. Этим людям вел. князь давал земли и брал их себе на службу. Так, в ВКЛ образовался значительный слой «своих татар», к-рых В. использовал, чтобы помогать своим ставленникам. Во 2-й пол. 20-х гг. XV в. позиции В. в Вост. Европе заметно усилились. Главный партнер и соперник В., препятствовавший распространению литов. влияния на восток, московский вел. кн. Василий Димитриевич, стал нуждаться в помощи тестя, чтобы сохранить права на престол для своего сына и внука В.- в будущем вел. кн. Василия II Васильевича . К 1423 г. была достигнута договоренность, закрепленная в завещании Василия Димитриевича об опеке В. над малолетним наследником в случае смерти вел. князя. Опека эта стала необходимой, когда после смерти Василия I его младший брат Юрий Димитриевич выступил с притязаниями на великокняжеский трон. Благодаря поддержке В. его дочери, матери нового вел. князя, 11 марта 1428 г. удалось заключить договор, по к-рому кн. Юрий признал себя «молодшим братом» Василия II.

http://pravenc.ru/text/158862.html

Относительно пользования уделами, Владимир Андреевич определяет, чтоб сыновья его не въезжали в уделы друг ко другу на свою утеху, т. е. на охоту, равно и в удел матери своей, разве получат позволение; не должны присылать в удел друг к другу приставов и не судить судов. Димитрий Донской имел всю возможность привесть в свою волю двоюродного брата, который не имел средств бороться с владельцем двух частей Московского княжества и целого Владимирского; притом же серпуховской князь не имел права на старшинство ни в Москве, ни во Владимире. В других отношениях находился Василий Димитриевич к родным братьям, которых надобно было щадить, ласкать, чтоб заставить решиться сделать первый тяжкий шаг – отказаться от старшинства в пользу племянника. Отсюда понятно, почему в договорах Василия Димитриевича с братьями мы не находим тех резких выражений, тех прямых указаний на служебные отношения удельного князя к великому, какие встречаем в договорах Донского с Владимиром Андреевичем. Младшие братья обязываются держать Василия только вместо отца; Юрий Димитриевич в отдельном договоре своем с старшим братом обязывается держать его в старшинстве, и только; нет выражения честно и грозно, нет обязательства служить старшему брату. Договоры великих князей московских с великими же князьями тверскими и рязанскими сходны с упомянутым выше договором великого князя Василия Васильевича с дядею Юрием, с тою только разницею, что Юрий, как удельный князь, не может сам собою, непосредственно, сноситься с Ордою, посылает дань чрез великого князя, тогда как великие князья тверской и рязанский сохраняют относительно татар вполне независимое от московского князя положение, сами знают Орду, по тогдашнему выражению. Если тверской князь и обязывается иногда считать московского старшим братом, то это определение отношений остается без дальнейшего объяснения. Относительно выступления в поход в договорах между великими князьями – московским, тверским и рязанским – встречаем обыкновенно условие, что если великий князь московский сядет на коня, то и другой договаривающийся великий князь обязан садиться на коня; если московский пошлет воевод, то и другой обязан сделать то же; только в договорах Димитрия Донского и сына его Василия с Михаилом тверским встречаем особенности: в первом тверской великий князь обязан садиться на коня и в том случае, когда выйдет на рать двоюродный брат московского князя Владимир Андреевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III–IV вв. Однако вопреки римской политике он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и там убит копьями в 306 году. Почитание мученика, «древнего страдальца за Отечество», началось на Руси сразу после принятия ею христианства. В 70-х гг. XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, а в 1197 году во Владимир из Солуни была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне она находится в Третьяковской галерее). Святой изображен в воинских доспехах с птичьими перьями, с копьем и мечом в руках. В Москве он был почитаем еще как защитник в битве против иноземцев. Так, день Ангела Дмитрия Донского и славу его победы на Куликовом поле относили к солунскому святому. Родительская или «дедова» Суббота перед его праздником 26 октября (9 ноября по новому стилю), по преданию, и была установлена самим Дмитрием Донским. Придел во имя св. Димитрия Солунского был основан еще в кремлевском Успенском соборе при Иване Калите. В 1326 году в только-только заложенном храме был похоронен великий князь Юрий Данилович, брат Калиты, убитый в Орде тверским князем в борьбе за ханский ярлык на великое княжение. Тогда его получила Москва, и убиенный за Отечество князь был погребен в Димитриевском приделе Успенского храма. Есть версия, что сам Димитриевский придел был сооружен над погребением московского князя. А собора Михаила Архангела, ставшего великокняжеской и царской усыпальницей, в те годы еще не было. Каменный барельеф с изображением св. Димитрия Солунского в 1462 году появился и на главных кремлевских воротах – на внутренней стороне Спасской башни со стороны Кремля. А на внешней, со стороны Красной площади поместили изображение св. Георгия Победоносца работы того же мастера – Василия Ермолина. Так город предавался под защиту воинов-мучеников. Оба барельефа были сняты при перестройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Солари: Георгиевский передали в кремлевский Вознесенский монастырь, а Димитриевский, вероятно, погиб, как считали еще дореволюционные краеведы.

http://sobory.ru/article/?object=34529

С именем Иуды связано представление о том, что после его смерти среди людей появились висельники, утопленники и самоубийцы. В народных представлениях Иуда отождествляется с различными персонажами народной демонологии. В Малороссии имя Иуды упоминается среди названий черта: ср. малорос. «юда» – злой дух, нечистая сила. В заговорах от болезни скота недуг отсылается «Июде (или черту) не здоровые ноги». Описание кончины Иуды соотносится с поверьем об истреблении чертей громом: когда Иуда повесился, ударом грома части его тела были разнесены по свету (Галиция). В белорусский сказках появляется «Чуда-Юда», крадущий с неба солнце, месяц и звезды, или «Юда – беззаконный черт», человекоподобное лесное существо, оборотень со смертоносными клыками. В рассказах сибиряков «Иуда беззаконный» сближается с водяным: если отказать Иуде в просьбе, он утащит в пруд, под мельничное колесо. Лит.: Соловьев С. В. К легендам об Иуде-предателе. Харьков, 1895. Ист.: Белова О. В. Иуда//Славянская мифология. М., 1995. Иулиания Вяземская, Новоторжская Княгиня, мученица (ск. 21.12.1406), почитается как образец супружеского целомудрия. Муж ее, вяземский кн. Симеон Мстиславич, служил смоленскому кн. Юрию Святославичу. Когда Смоленск захватил литовский кн. Витовт, кн. Юрий бежал в Великий Новгород, оставив свою супругу в плену. Через 2 года он ушел к Московскому вел. кн. Василию Димитриевичу, от которого получил на княжение половину г. Торжка. Вторую половину получил его непременный спутник и друг кн. Симеон. Кн. Юрий, прельщенный красотой и добрым нравом Иулиании, не раз пытался склонить ее к прелюбодеянию, но она свято хранила обет супружеской верности. Зимой 1406 во время пира кн. Юрий убил своего друга кн. Симеона и попытался насильно овладеть княгиней. Отбиваясь от насильника, она ранила его ножом в плечо. Разъяренный князь изрубил ее мечом, а тело повелел бросить в р. Тверцу. Убийца бежал к татарам, но и там не нашел покоя от угрызений совести. Тогда он удалился в Николаевский Успенский Венев монастырь, где в горьком раскаянии окончил свою жизнь. Весной, во время ледохода, один расслабленный крестьянин увидел в реке плывущее против течения тело прав. Иулиании и услышал голос, повелевающий предать ее погребению. Исполняя повеление, он внезапно почувствовал себя выздоровевшим. Гроб с останками святой был поставлен в Спасо-Преображенском соборе г. Торжка, и многие страждущие получили там исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно представить себе, с каким восторгом встретила Тверь своего князя, с часу на час ожидавшая свирепых татар. «Бог защитил князя, говорит летопись, молитвами деда и отца и не презрел слезной мольбы матери его». Князь Андрей и мурза Дюдень, узнав, что Михаил готов встретить их, не пошли на Тверь, а пошли грабить Волок-ламск. 697 Кн. Димитрий, старший брат Андрея, услышав об удалении татар, хотел пробраться в свой Переяславль: но дорогою едва не был схвачен недостойным братом своим; оставив казну свою в руках Андрея, едва мог уйти в Тверь, где Михаил принял его с честью и вызвался быть миротворцем между братьями. Тверской епископ поехал к Андрею в Торжек, убеждал и молил Андрея о мире и наконец успел в благом деле. Димитрий отказался от прав старшинства своего, довольный одним Переяславлем и вскоре умер схимником. 698 Добрый Михаил в конце 1295 г. вступил в святой брак с доброю дочерью ростовского князя Анною. Через год потом безумный властолюбец и жадный хищник Андрей, не уважая ни совести, ни договоров, хотел отнять Переяславль у юного сына Димитриева Иоанна: но кн. Михаил и князь Даниил московский силою заставили Андрея отступиться от своего предприятия. После того Господь сохранил жизнь доброго князя от явной опасности: в ночной пожар, поднявшийся, когда все спали, князь и супруга его успели выскочить в окно пылавшего дворца, а многие сгорели вместе с дворцом; это так потрясло князя, что он был потом тяжко болен. 699 По смерти беспокойного Андрея († 1304 г.) права в. князя принадлежали кн. Михаилу тверскому: он был теперь старший из всех князей. Но Юрий московский присваивал себе эти права. Когда Михаил отправился в орду за ярлыком: то и Юрий отправился туда же. М. Максим напрасно старался удержать Юрия не искать не принадлежащего ему; именем матери Михайловой и своим собственным уверял его, что ему прибавят любой город к Москве, лишь бы не ходил спорить в орду, к радости врагов имени христианского. Юрий не постыдился лгать пред святителем; он сказал, что идет не за именем вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тверской епископ поехал к Андрею в Торжок, убеждал и молил Андрея о мире и наконец успел в благом деле. Димитрий отказался от прав старшинства своего, довольный одним Переяславлем, и вскоре умер схимником 315 . Добрый Михаил в конце 1295 года вступил в святой брак с доброю дочерью Ростовского князя Анною. Чрез год потом, безумный властолюбец и жадный хищник Андрей, не уважая ни совести, ни договоров, хотел отнять Переяславль у юного сына Димитриева Иоанна; но кн. Михаил и кн. Даниил Московский силою заставили Андрея отступиться от своего предприятия. После того Господь сохранил жизнь доброго князя от явной опасности; в ночной пожар, поднявшийся, когда все спали, князь и супруга его успели выскочить в окно пылавшего дворца, а многие сгорели вместе с дворцом; это так потрясло князя, что он был потом тяжко болен 316 . По смерти беспокойного Андрея († 1304 г.), права вел. князя принадлежали кн. Михаилу Тверскому: он был теперь старший из всех князей. Но Юрий Московский присваивал себе эти права. Когда Михаил отправился в Орду за ярлыком, то и Юрий отправился туда же. М. Максим напрасно старался удержать Юрия не искать не принадлежащего ему; именем матери Михаиловой и своим собственным уверял его, что ему прибавят любой город к Москве, лишь бы не ходил спорить в Орду, к радости врагов имени христианского. Юрий не постыдился лгать пред святителем; он сказал, что идет не за именем вел. князя, а по своим делам. В 1305 году Михаил возвратился в Россию великим князем; князья охотно признали первенство его; Юрия силою принудили к тому; даже своевольный Новгород должен был смириться пред Михаилом 317 тем более, что увидел, как своекорыстные и властолюбивые происки Юрия вредны были для Новгорода, тогда как Михаил заботился о покое и счастии всей России 318 . В 1313 году занял престол ханский Узбек. И дела переменились: Узбек не только сам принял магометанство, но объявил его господствующею верою между Татарами. «Он обратил народ свой к исламизму», говорит восточный историк 319 . Исламизм везде отличался фанатизмом, особенно при первом появлении своем в народе; употреблял в свою пользу и меры жестокие и соблазны сильные, тогда как и сам по себе он – приманка для грешной чувственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, почитается как образец высокого супружеского целомудрия. Супруг ее, Вяземский князь Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Великий князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок. Князь Юрий не раз пытался склонить к прелюбодеянию прекрасную и целомудренную княгиню Иулианию, но она свято хранила обет супружеской верности, то словами строгой правды, то мольбою удерживая его от греха. «Нельзя быть тому: у меня есть муж, и я дорожу верностью ему более, чем жизнью», – говорила целомудренная княгиня. Тогда князь Юрий решился на явное злодеяние. Во время пира, устроенного им в своем доме, он убил преданного ему князя Симеона и пытался насильно овладеть княгиней. Святая Иулиания мужественно воспротивилась убийце; чтобы отрезвить его и легче уйти, княгиня ударила рассвирепевшего в плечо ножом. Юрий с мечом в руке догнал ушедшую Иулианию, изрубил ее и велел бросить в реку Тверцу. Это произошло 21 декабря 1406 года. Осуждаемый всеми, князь-убийца бежал к татарам. Но и там он не нашел покоя от мучений совести и удалился в Николаевский Успенский Венев монастырь, где в горьком раскаянии окончил свою жизнь. Весною расслабленный крестьянин увидел в реке плывущее против течения тело и услышал голос: «Человек Божий! Иди в Торжок, в соборную церковь , скажи протопопу и братии, чтобы взяли отсюда грешное тело Иулиании и погребли у южных дверей». Больной и немощный до того, он внезапно почувствовал в себе силы и, радостный, поспешил исполнить приказ. Гроб с телом святой был поставлен в Спасо-Преображенском соборе, и многие страждущие получали там исцеление. В 1598 году соборный диакон Иоанн задумал осмотреть святые мощи. Он постился 40 дней, но когда стал откапывать гроб, оттуда вырвался огонь и опалил его. «Не трудись напрасно, отец, – был к нему голос, – не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией». Два месяца диакон лежал в расслаблении и лишь после многих усердных молитв получил исцеление у гробницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Папа отказал дать корону Витовту. Витовт умер в 1430 году, не достигнув своих целей, а после его смерти в Литве начались междоусобия. Долгое время и в Москве происходили беспорядки. Преемник Василия Димитриевича, Василий Васильевич, был человеком ограниченных дарований, слабого ума и слабой воли, но вместе с тем способный на всякие злодеяния и вероломства; члены московского княжеского дома находились в полном повиновении у Василия Димитриевича, а после его смерти подняли голову. Дядя Василия Васильевича, Юрий, добивался в Орде великого княжения. Хитрый и ловкий боярин Иван Димитриевич Всеволожский в 1432 году сумел устранить Юрия и доставить великое княжение Василию Васильевичу. Когда Юрий ссылался на свое родовое старейшинство, как дядя, и когда, по этому поводу, он указывал на прежние примеры предпочтения дядей племянникам, как старших летами и степенью родства, Всеволожский указал хану, что Василий уже получил княжение по воле хана, и эта воля должна быть выше всяких законов и обычаев: ничем не стесняясь, хан может кому угодно отдать свой улус. Это признание безусловной воли хана понравилось последнему; Василий Васильевич оставлен великим князем. Через некоторое время тот же боярин, рассердившись на Василия за то, что он, обещав жениться на его дочери, женился на внучке Владимира Андреевича серпуховского, Марии Ярославне - сам побудил Юрия отнять у племянника княжение. Тогда возобновились на Руси междоусобия, ознаменованные на этот раз гнусными злодеяниями. Юрий, захватив Москву, снова был изгнан из нее и скоро умер. Сын Юрия Василий Косой заключил с Василием мир, а потом, вероломно нарушив договор, напал на Василия, но был побежден, взят в плен и ослеплен (1435). Через несколько лет в Золотой Орде случилось такое событие: хан Улу-Махмет лишился престола и искал помощи великого князя московского. Великий князь не только не подал ему помощи, но еще прогнал его из пределов московской земли; тогда Улу-Махмет со своими приверженцами основался на берегах Волги в Казани и положил начало татарскому казанскому царству, которое в продолжение целого столетия причиняло Руси опустошения.

http://sedmitza.ru/lib/text/435588/

Второго сына, Юрия, благословил в Москве третью, которая была за князем Владимиром Андреевичем; но Юрий должен был разделить эту треть с братом Андреем Большим и держать ее по годам. Кроме половины московской трети Юрий получил в Москве же год князя Константина Димитриевича, потом волости: Дмитров, Юлку, Серебож, Бускутово, Рожественое, Можайск, Медынь, Серпухов, Хотунь, все волости, завещанные ему бабкою Софьею Витовтовною, с придачею Шипиловского села к Турабьевским. Мы замечаем желание князей округлить свои уделы, не иметь в них волостей, принадлежащих другим князьям: так, например, князь Владимир Андреевич требовал от своего сына Ивана, чтоб тот отказался от прикупа своего, приходившегося в уделе другого сына, Ярослава, теперь по завещанию Софьи Витовтовны села князя Юрия приходились в Коломенском уделе великого князя Иоанна, вследствие чего Василий Темный дает последнему право выменять их у младшего брата без обиды. Третий сын, князь Андрей Большой, получил Углич, Устюжну, Рожалово, Кистму, Бежецкий Верх, Звенигород, у Москвы село Сущевское. Четвертый сын, князь Борис, получил в Москве год князя Ивана Андреевича можайского, Ржеву, Волок, Рузу. Если князь Юрий Васильевич благодаря особенной любви бабки своей с отцовой стороны получил большую часть ее многочисленных прикупов, то князь Борис был любимцем другой бабки – с материнской стороны, княгини Марьи Федоровны Голтяевой, и получил от нее также много волостей, без сомнения доставшихся ей после отца, боярина Федора Федоровича Голтяя-Кошкина и бездетных братьев; эти волости были: у Коломны села Проскурниковские да Введенские, на Городне деревня, на Москве за Похрою Разсудовские села – Зверевское и Бирановское, во Владимире Симизинские села, Лазарское, Котязино, у Владимира Евнутьевское село, на Костроме, на Волге, Нижняя слобода, Базеевское, Мануиловское, на Вологде Турандаевское, Понизовное, Ковылинские села, Горка, на Шоме деревни да у Москвы село Шарапово, Лошаково, луг на Москве-реке под Крутицею, в Берендееве село Ростовцовское, в Кинеле Суровцово, Тимофеевское, Микульское, двор внутри города Москвы и дворы на посаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010