Здесь Савва «добре пасяше порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженного Сергия молитвы спомогаху ему». Древнее предание ко времени начальствования его в Лавре относит изведение молитвами его источника водного за стенами обители к северу 113 . Начальствование над Лаврою Саввы продолжалось шесть лет – именно до 1398 г. Промыслу Божию угодно было прославить угодника в другом месте. Князь Звенигородский Юрий Дмитриевич, брат тогдашнего великого князя Василия Димитриевича, часто посещал обитель преподобного Сергия и ущедрял ее богатыми вкладами. Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни, возбудил к себе любовь и уважение и в Юрии, и князь избрал его своим духовником. В одно из посещений Троицкой обители, Юрий просил преподобного Савву идти с ним в город Дмитров, подать благословение его дому. Благочестивый старец, умоленный князем, согласился исполнить его прошение, и вместе с ним предпринял путь, надеясь скоро возвратиться в обитель свою; но Промысл устроил иначе. Юрий, желая навегда иметь при себе такого святого и мудрого старца, неотступно начал умолять его, чтобы он никогда уже от него не отлучался, но «да пребудет у него, и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи». Преподобный Савва, видя пламенное желание князя, согласился и на это его прошение, и с полным упованием на помощь Божию, пошел на гору Сторожу: это было в 1398 году. Место, избранное для сооружения обители, на Сторожевской горе, близ Звенигорода, чрезвычайно полюбилось преподобному: оно показалось ему, по выражению жизнеописателя небесным раем, насажденным благовонными цветами. И Карамзин восхищался этим местом. Нигде, говорит он, не видал я такого богатства растений; цветы, травы и деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести; липы и дубы прекрасны; дорога оттуда в Москву есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды! Остановившись на месте сем, преподобный Савва пал пред иконою Богоматери, которую он взял с собою из Лавры, долго плакал и возносил теплую молитву Богоматери, прося Ее заступления и благословения месту тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (26.11.1374, Переяславль (ныне Переславль-Залесский - 5.06.1434, Москва), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (после 25 апр.- авг. (?) 1433, с 31 марта 1434), 2-й по старшинству из не умерших в детстве сыновей блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии). Г. Д. род. в дни княжеского съезда в Переяславле, куда с боярами и семьями прибыли вел. кн. Димитрий Иоаннович, кн. Владимир Андреевич Храбрый и дед новорожденного по матери кн. Димитрий (Фома) Константинович . Княжич появился на свет в день памяти вмч. Георгия , был крещен в день рождения прп. Сергием Радонежским. По-видимому, в нач. 1389 г. Г. Д. получил удел с центром в Звенигороде. (О значении этих земель говорит тот факт, что после 1382/83 здесь существовала епископская кафедра - в янв. 1389 московские летописи упоминают Звенигородского еп. Даниила , сослужившего митр. Пимену при поставлении Новгородского еп. Иоанна (в новгородских летописях Даниил именуется Смоленским владыкой).) В договоре вел. кн. Димитрия Донского с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (март 1389) Г. Д. назван участником соглашения в стороне вел. князя. По статусу Г. Д. приравнен к кн. Владимиру Андреевичу, что предполагает наличие княжения у Г. Д. По завещанию вел. кн. Димитрия Донского, составленному незадолго до его кончины (19 мая 1389) и определившему уделы его сыновей, княжение Г. Д. состояло из «московского» удела - Звенигорода с 15 волостями и 4 сел в 3 уездах - и одной из «купель» Иоанна I Данииловича Калиты - Галича со всеми волостями и пошлинами. Кроме того, Г. Д. вместе с младшими братьями получил право на 1/3 доходов и большинство сборов в Москве. Из своего удела звенигородский князь должен был отдать матери вел. кнг. Евдокии Димитриевне Соль Галицкую, 2 волости и 2 села в Звенигороде, к-рые после ее смерти (7 июня 1407) вернулись в удел Г. Д. с приращением (за счет сел в Звенигороде, приобретенных в свое время Димитрием Донским и отданных жене). Наделение землей кн. Константина Димитриевича, родившегося после смерти отца, сначала почти не коснулось Г. Д., но позднее (видимо, ок. 1414) из его владений были взяты 2 волости, сопредельные Галичу, и неск. территорий в Звенигороде.

http://pravenc.ru/text/164461.html

3157 В лето же 6933 февраля в 17 день преставися великий князь Василий Димитриевич Московский, княжил на своем княжении тридесять пять лет и девять месяцев, и восемь дней. На великом же княжении Московском седе сын его великий князь Василий Васильевич. – Василий Димитриевич скончался 28 февраля 1425 (6933) г., на великом княжении он действительно пробыл 35 лет 9 месяцев и 8 дней, если не считать день смерти его отца и день его собственной кончины. 3158 И того ж лета преосвященный Фотий, митрополит Московский, ходил в Галич ко князю Георъгию Димитриевичу и благословил землю Галическую. – Митрополит Фотий ходил в Галич в 1425 г. в качестве посла десятилетнего великого князя Василия II Васильевича, бывшего крестником Фотия, с целью принудить князя Юрия Димитриевича, дядю Василия И, отказаться от кровопролития и согласиться на мир со своим племянником. «Юрий Дмитриевич повелел своим подданным выйти навстречу Ф(отию), тот же воспринял большое число людей в овчинах как „глум” над ним, и когда князь предложил заключить только перемирие, митрополит ушел из его города, не благословив его. Летопись сообщает, что сразу же после этого в Галиче начался мор и испуганный князь Юрий, вскочив на коня, догнал и вернул Ф(отия), выслушал от него поучение и обещал ему послать к племяннику своих послов для заключения мира (ПСРЛ. СПб., 1859. Т. 8. С. 9293)» (Прохоров Г. М. Фотий И Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 481). 3159 В лето мироздания шесть тысящ девятъсот тридесять седмаго... – 6937, т. е. 1429 г. Эта дата расходится с показаниями русских летописей, которые датируют поход Василия II на Галич зимой 1433/34 г. А. Г. Авдеев объясняет это расхождение утратой листа с датой в местном летописном источнике Жития и соответственно отнесением события к предшествующей дате летописи (подробнее см.: Авдеев А. Г. 1) Галичский Успенский Паисьев монастырь по документам XVXVII веков. С. 317; 2) Житие преподобного Паисия Галичского. С. 157161). 3160 ...град Галич, первой, что был на реке Чолсме... – Здесь зафиксирована легенда, пока не подтверждённая археологически, о существовании двух Галичей, подробнее см.: Авдеев А. Г. Житие преподобного Паисия Галичского. С. 224236.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никто из Князей Московских не погибал в Орде: Бояре утешали юного Василия рассказами о чести и ласках, оказанных там его родителю; но мысль отдать себя в руки неверным и с престола знаменитого упасть к ногам варвара омрачала скорбию душу сего слабого юноши. За ним отправился и Юрий. Они вместе прибыли в Улус Баскака Московского, Булата, друга Василиева и неприятеля Юриева. Но сей последний имел заступника в сильном Мурзе Тегине, который увез его с собою зимовать в Тавриду и дал слово исходатайствовать ему Великокняжеское достоинство. К счастию Василия, был у него Боярин хитрый, искательный, велеречивый, именем Иоанн Димитриевич: он умел склонить всех Ханских Вельмож в пользу своего юного Князя, представляя, что им будет стыдно, если Тегиня один доставит Юрию сан Великокняжеский; что сей Мурза необходимо присвоит себе власть и над Россиею и над Литвою, где господствует друг Юриев, Свидригайло; что сам Царь Ординский уже не посмеет ни в чем ослушаться Вельможи толь сильного и что все другие сделаются рабами Тегини. Такие слова уязвили как стрела, по выражению Летописца, сердце Вельмож Ханских, в особенности Булата и Айдара: они усердно научали ходатайствовать у Царя за Василия и чернить Тегиню так, что легковерный Махмет наконец обещал им казнить смертию сего Мурзу, буде он дерзнет вступиться за Юрия. Весною 1432 г. дядя Василиев приехал из Тавриды в Орду; а с ним и Тегиня, который, сведав о расположении Царя, уже не смел ему противоречить. Мах-мет нарядил суд, чтобы решить спор дяди с племянником, и сам председательствовал в оном. Василий доказывал свое право на престол новым уставом Государей Московских, но коему сын после отца, а не брат после брата, долженствовал наследовать Великое Княжение. Дядя, опровергая сей устав, ссылался на летописи и на завещание Димитрия Донского, где он (Юрий), в случае кончины Василия Димитриевича, назван его преемником. Тут Боярин Московский, Иоанн, стал пред Махметом и сказал: «Царь верховный! Молю, да позволишь мне, смиренному холопу, говорить за моего юного Князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Андрей заступил место брата и потому при тогдашних отношениях не мог оставить других князей в покое, ни сам остаться от них в покое. Мы видели, что и прежде Андрей был в союзе с князем Федором ярославским: союз остался ненарушимым и теперь; на их же стороне стоял и князь Константин ростовский; но против этих троих князей образовался другой союз также из троих князей: Михаила тверского, Даниила московского и Ивана переяславского, который, впрочем, был в это время в Орде и поручил защищать свою волость двум первым. В 1296 году в присутствии ханского посла князья собрались во Владимир для окончания своих споров, но чуть-чуть дело не дошло до кровопролития; владыка Симеон отвратил его, но ненадолго: в том же году Андрей, собравши большое войско, пошел к Переяславлю; но Даниил московский и Михаил тверской заступили ему дорогу: битвы, по обычаю, не было, князья стали пересылаться и помирились. В 1301 году князья опять съехались в Дмитрове: Андрей и Даниил уладили свои дела, но Иван переяславский и Михаил тверской разъехались в распре - знак, что на этих новых съездах каждый князь толковал отдельно о своих отдельных интересах и, уладивши дело с одним, мог не уладиться с другим. В следующем 1302 году произошло событие, важное по своим следствиям и подавшее непосредственно повод к новой борьбе между князьями: князь Иван Димитриевич переяславский умер бездетным: кому же должна была достаться его отчина, старший удел в племени Ярослава Всеволодовича? По старине великий князь должен был распорядиться этою родовою собственностию по общему совету со всеми родичами, сделать с ними ряд, по древнему выражению. Но теперь на севере смотрели на волости, уделы как на частную собственность, и каждый князь, как частный собственник, отделенный от рода, считал себя вправе завещать свою собственность кому хотел, и вот Иван Димитриевич завещевает Переяславль мимо старшего дяди Андрея младшему - Даниилу московскому. Легко понять, какое значение это событие имело в то время, когда каждый князь стремился к усилению своего удела на счет других: область княжества Московского увеличивалась целою областью другого княжества! Великий князь Андрей не хотел позволить Даниилу воспользоваться завещанием племянника и тотчас по смерти Ивана отправил в Переяславль своих наместников; но Даниил не думал уступать: он выгнал наместников Андреевых и посадил своих; Андрей отправился в Орду, вероятно жаловаться хану, В следующем 1303 году умер Даниил Александрович московский; старший сын его Юрий был совершенно в уровень своему времени: приобретать и усиливаться во что бы то ни стало было главною его целию, и когда Андрей возвратился из Орды с ярлыками ханскими, то Юрий не уступил ему Переяславля, жители которого хотели непременно иметь его своим князем и, доставшись отцу его по завещанию, не толковали, как некогда киевляне, что не хотят доставаться по наследству. В 1304 году умер Андрей; смерть его служила знаком к борьбе между Москвою и Тверью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В одно из посещений Троицкой обители Юрий просил преподобного Савву идти с ним в город Звенигород подать благословение его дому. Благочестивый старец, умоленный князем, согласился исполнить его прошение и вместе с ним предпринял путь, надеясь скоро возвратиться в свою обитель, но Промысл устроил иначе. Юрий, желая навсегда иметь при себе такого святого и мудрого старца, неотступно начал умолять его, чтобы он никогда уже не отлучался от него, но «да пребудет у него, и да созиждет монастырь в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожей». Любитель безмолвия тяготился начальствованием над многолюдною обителью; вероятно, его тревожило и то, что по назначению самого преподобного Сергия должен был пасти стадо, собранное Сергием, не он, а преподобный Никон. Поэтому он охотно согласился исполнить желание князя Юрия и с полным упованием на помощь Божию пошел на Сторожу. Это, как кажется, было в 1398 или 1399 году 42 . Пустынное место на Сторожевской горе, близ Звенигорода, чрезвычайно полюбилось преподобному. Старец принес туда с собой икону Богоматери и, остановившись на месте, благоухающем цветами, со слезами пал пред иконой и вознес теплую молитву Богоматери, прося Ее заступления и благословения месту тому. Потом, при пособии князя Юрия, Савва скоро построил малую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и недалеко от нее малую для себя келлию. Скоро слух о святой его жизни привлек к нему многих, искавших жития безмолвного, и преподобный всех принимал с любовью и был для всех образом смирения и трудов иноческих. Таким образом, по собрании братии, он завел общежитие. В 1399 году князь Юрий Димитриевич должен был по повелению брата своего великого князя идти на войну против камских болгар. Пред выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1404 году Витовт, князь Литовский, овладел Смоленском, и князь Юрий бежал к Московскому князю (Василию Димитриевичу), который дал Юрию на прокормление г. Торжок; сюда же переселился и Вяземский князь с супругой, так как великая дружба соединяла их. К сожалению, сладострастный князь Юрий прельстился красотой Иулиании и, пылая безумной к ней страстью, хотел изнасиловать её. Но Иулиания схватила нож, ударила им князя по плечу и закричала о помощи: на крик прибежал её муж. Юрий набросился на Симеона Мстиславича и убил его мечём, а княгине Иулиании приказал обрубить ноги и руки и тело её бросить в реку (Тверцу), это было зимой 1406 г. Тело блаженной Иулиании было усмотрено плывущем по реке; благочестивые граждане погребли тело её в городском Спасо-Преображенском Соборе г. Торжка. Память св. Иулиании совершается 21 декабря в день её тезоименитства и 2 июня (вероятно, в день обретения её мощей). Тело блаженной Иулиании почивает в закрытой каменной гробнице, в особо устроенной под соборным храмом часовне, которая в 1906 г. обращена в церковь и освящена во имя св. Иулиании, княгини Новоторжской. В честь её есть престолы и в других храмах Тверской епархии (например, в Александро-Невской церкви г. Твери). Замечательно, что Московской митрополит Филарет в отзыве своём св. Синоду о словаре русских святых, составленном Яцкевичем и Благовещенским (в 1853 г.) высказывался против включения Иулиании Новоторжской в число русских святых (дополнительный том собрания мнений м. Филарета, 1857 г. стр. 588), а между тем в бытность свою Тверским Архиепископом (в 1820 г.) выдал антиминс, им подписанный, в придельный (правый) престол в Новоторжском летнем городском соборе, посвящённый св. Иулиании Никомидийской и Иулиании Новоторжской. Супруг её, Вяземский князь, Симеон Мстиславич, в Торжке свято чтится, особенно у единоверцев; имеются его иконные изображения. Симеон представлен пожилым, со значительной сединой в волосах на голове, борода небольшая, круглая, с сединой, в княжеской шубе; есть его изображение в крестовой апостольской церкви в архиерейском доме и в церкви на соборной Тверской колокольне.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В 1270 г., когда новгородцы изгнали от себя великого князя Ярослава Ярославича и против его войска выступили с своим войском, митрополит Кирилл прислал к ним грамоту, в которой писал: «Мне поручил Бог архиепископию в Русской земле, а вам должно слушать Бога и меня. Не проливайте крови; Ярослав оставляет всякую злобу — за это я ручаюсь. Если же вы целовали крест против него, я принимаю на себя епитимию за нарушение вами клятвы и отвечаю за то пред Богом». Новгородцы послушали митрополита и примирились с князем . В 1310 г., в то время как святитель Петр прибыл в Брянск, к городу этому подступал с татарской ратию брянский князь Василий, изгнанный пред тем дядею своим Святославом. Желая предотвратить кровопролитие, архипастырь убеждал Святослава или поделиться княжением с племянником, или бежать из города. Святослав не принял убеждения, выступил против татар и вскоре, покинутый брянцами, был убит. Варвары ворвались в город, и сам святитель едва спасся от них, затворившись в церкви . По смерти великого князя Василия Димитриевича (27 февраля 1425 г.) митрополит Фотий в ту же ночь послал боярина своего к брату покойного — звенигородскому князю Юрию, приглашая его в Москву за тем, чтобы он признал великим князем своего десятилетнего племянника Василия Васильевича. Юрий не согласился и, удалившись в Галич, начал собирать полки, против которых вскоре выступили полки московские. Принужденный бежать Юрий просил только перемирия на год. Тогда Фотий, по общему совещанию, решился сам ехать в Галич и, будучи встречен здесь торжественно князем, начал убеждать его прекратить кровопролитие и навсегда примириться с своим племянником. Упорство Юрия до того огорчило святителя, что он, не благословив ни его, ни города, быстро удалился, и вслед за тем в городе открылся мор, свирепствовавший уже тогда в разных городах русских. Юрий, приняв это за вразумление свыше, поспешно сел на коня, погнался за Фотием и едва умолил святителя возвратиться в Галич и преподать ему благословение, а сам обещался непременно помириться с князем московским и не искать великого княжения, пока хан не объявит, кому должно принадлежать оно .

http://sedmitza.ru/lib/text/435921/

Преподобный Савва, для снабжения монастыря водой, ископал за его стенами колодезь, который существует и доныне в восьмидесяти саженях к югу от монастыря под горой. Он сам почерпал из него воду и носил на раменах своих, дабы научить братию смирению и трудолюбию. Вскоре усердный князь Юрий возжелал вместо деревянной церкви создать каменную во имя же Рождества Богородицы, и для сего дал преподобному „злато довольно, и села многа, и имения довольна на строение монастырское. Таким образом, ещё при жизни самого преподобного Саввы воздвигнута каменная соборная церковь Рождества Богородицы на том самом мест и в том виде, в каком она находится доныне. 8 Тогда же, с умножением братий, которые приходили к преподобному отовсюду, умножено и строение монастырское «святому делу о сем прилежащу». Между тем преподобный Савва достиг глубокой старости, «никогда не изменив своего уставного правила, и отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился; тесный и скорбный путь предпочёл пространному, возлюбил нищету и был образцом трудолюбия и смирения для братии». Наконец старец, понесший столько трудов, изнуривший плоть свою тяжкими подвигами, впал в болезнь телесную и, призвав братий, поучал их довольно от божественных писаний, убеждал блюсти чистоту телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве. Он назначил преемником себе одного из учеников своих, и, наконец, преподав всем мир и целование, предал праведную душу свою в руце Божии 1407 r., декабря 3 дня. Игуменствовал он в обеих обителях около 15-ти лет: в Сергиевой обители около 6-ти лет, в своей – около 9-ти. Много слёз пролили братия лишившись своего «кормника и учителя». На погребение его собрались князья и бояре и почти все жители звенигородские. Тело преподобного честно предали земле в церкви Пресвятой Богородицы, им построенной, на правой стороне. По преставлении преподобного Саввы, князь Звенигородский Юрий Димитриевич, продолжал посещать обитель преподобного, полную отрадных для него воспоминаний, и усердствовал ей от своего достояния. Вскоре князь Юрий передал Звенигород во владение шурину своему Василию Ярославовичу Боровскому, затем, с 1462 г., Звенигород поступил во владение Андрея Большого, сына Василия Тёмного. Этот князь имел весьма великое усердие к Саввину монастырю и даровал ему много льгот. По смерти князя Андрея, в 1492 г., Звенигородом стал заведовать сам великий князь Иоанн тоже весьма много усердствовавший к монастырю и оставив за монастырём все земли, бывшие в его владении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

На димитриевских Четьях-Минеях воспитаны многие поколения наших православных предков. Люди веками читали житийную литературу и получали духовную пользу. «Повесть о Петре и Февронии» тоже приносит многим назидание, духовное утешение и служит учебником супружеской любви и верности. Рейтинг: 9.9 Голосов: 930 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Мария 19 июля 2021, 07:22 Тут ошибка Всеволод Большое Гнездо не был женат на Евдокии дочери Петра и Февронии. Там был другой Всеволод Геннадий 11 сентября 2019, 14:51 Петр(Давид) и Февронья Муромские,молите Бога нашего ,о нас грешных. Зинаида 4 апреля 2017, 22:41 Отец Павел, просто предположила, что при наборе текста вместо тройки была нажата четвёрка, так как клавиши расположены рядом.Спасибо за уточнение. прот. Павел Гумеров 3 апреля 2017, 12:49 Зинаиде. Да, действительно, опечатка. Князь Юрий Давидович погиб не в 1230, а в 1237г. в походе против Батыя под Рязанью. А почему Вы решили, что он погиб 1240г.? Зинаида 2 апреля 2017, 22:01 Отец Павел, позвольте поблагодарить Вас за интересное исследование. Надеюсь и книгу Вашу увидеть. Позвольте только уточнить одну деталь. Вы пишите: " Князь Юрий принял Муромское княжество в 1228 году. (...) В 1230 году он погиб, сражаясь с монголами " . Князь Юрий погиб в 30-м, или это опечатка, и он погиб в 1240-м году. прот. Павел Гумеров 30 марта 2017, 12:24 Сергею. Нет, свободную волю Господь не отнимает никогда. И право выбора всегда остается. Даже под дулом пистолета. Например: совершить предательство, но при этом сохранить жизнь, или остаться верным до конца. Господу нужно одно: наше спасение.Да Промысел Божий иногда ставит нас перед весьма жестким выбором. Но и в этом выборе свобода остается. Даже апостол Павел, который ослеп и ему был голос: " Трудно идти тебе против рожна " , мог не послушаться Бога. Петру, с очевидностью открылась воля Божия, и в первый раз, и когда болезнь вернулась. Мог он после повторного исцеления опять не сдержать слово? Мог. Может быть даже остался здоров, но был ли он счастлив и свят?

http://pravoslavie.ru/102116.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010