Казимир Польский и его венгерские союзники, вдохновляемые папой на крестовый поход против татар, стали собирать силы для вторжения на подвластный татарам запад Руси. Болеслав–Юрий, скорее всего, просил у них помощи, но тем самым не угодил галицким боярам, которые его отравили (1340 год). Этот печальный исход был, конечно, обусловлен несколькими факторами: протатарскими, «реалистическими» настроениями галицких бояр, их страхом, что князь — бывший католик, поляк по рождению — отречется от православия, чтобы заручиться поддержкой запада против татар. Несколько католиков — скорее всего, поляков — были убиты во Львове сразу после убийства князя. Казимир вторгся в Галицию, тем более, что у него было дополнительное оправдание — месть за смерть Юрия. Однако здесь он встретил яростное сопротивление, которое возглавил местный боярин Дмитрий–Детко, позвавший на помощь татар. Война (Узбек крупными силами обрушился на поляков) окончилась компромиссом: галипко–волынским князем был признан сын Гедимина Любарт, Детко же остался правителем Львова в качестве старосты, или capita–neus terrae Russiae, как его называют в папских посланиях. Он до известной степени признал зависимость от Казимира и определенные обязательства в отношении Любарта.   С 1340 года и до своей смерти в 1386 году Любарт противостоял притязаниям Казимира. Он принял православие под именем Дмитрия и много способствовал русско–литовскому сближению, стремясь восстановить былую Киевскую Русь, исходя из византийской идеи «ойкумены». Он вел переписку с Византией и в течение короткого времени сумел восстановить Галипкую митрополию, которая существовала при Юрии I. В 1347 году император Иоанн Кантакузин обращался к нему как к своему «племяннику».   Когда Казимир в 1349 году после успешной войны с литовцами занял большую часть прежнего княжества Даниила Галицкого и стал именоваться Dominus terrae Russiae, власть Любарта ограничилась волынскими землями.   Племянник Казимира Людовик Венгерский, также претендовавший на Галицию, принял существующее положение вешей в обмен на обещание передать ему в наследство польскую корону.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

  Хотя причины внутреннего и внешнего порядка не всегда позволяли ему осуществить свои идеи на практике, Кантакузина можно назвать последовательным проводником идеи империи, основанной на религиозной и культурной общности с народами Восточной Европы. Мы не знаем, имело ли место его личное участие в назначении нового русского митрополита, однако все то время, что он занимал митрополичий престол (1328–1353), Феогност властно утверждал тот образ правления, который отражал традиционную русскую политику Византии и совпадал с собственными воззрениями Кантакузина: единая митрополия, объединяющая все епархии и стоящая над политическими междоусобицами Московского, Тверского, Литовского и Галицкого княжеств. Феогност с первого и до последнего шага следовал по пути своего предшественника Петра, сделав кафедральным городом Москву и поддерживая московских князей в борьбе с соперниками. Эти факты замечательны прежде всего тем, что Феогност отнюдь не был кандидатом Москвы на митрополичий престол. Перед смертью Петр нарек своим преемником игумена Феодора,   и Иван I предпринял все возможные дипломатические маневры, чтобы в Константинополе утвердили именно эту кандидатуру. Его усилия были еще одним проявлением возрастающих политических притязаний Москвы: в 1326 году Иван еще не был великим князем Владимирским (этот титул принадлежал его врагу Александру Тверскому). Теоретически именно Александр должен был выдвигать кандидата на митрополичью кафедру, но это сделала Москва. Как бы то ни было, разногласия между русскими князьями благоприятствовали аутсайдеру, назначенному непосредственно Константинополем, и новый митрополит–грек Феогност, прибывший на Русь в 1328 году, не встретил никакой оппозиции. По пути он посетил юго–западные княжества, утверждая свои митрополичьи права в этом краю, особенно в Галиче, где посвятил епископа Феодора, что явно исключает существование в то время отдельной Галицкой митрополии.   Однако вскоре князья Болеслав–Юрий и Любарт–Дмитрий — тесно связанные с литовской княжеской династией — сумели получить для галицкого епископа титул митрополита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В 1444 году Владислав, король польский и венгерский, пал в битве с турками при Варне, и это событие имело важное значение в судьбах Литвы и Руси; оно снова затягивало связь их с Польшею, потому что бездетному Владиславу должен был наследовать брат его, осьмнадцатилетний Казимир литовский. Поляки, по мысли Збигнева Олесницкого, прислали звать Казимира к себе на престол; тот по внушениям литовцев долго не соглашался: на Петрковском сейме в 1446 году послы Казимировы, русские князья Василий Красный и Юрий Семенович, объявили панам прямой отказ своего князя наследовать брату на престоле польском; второе посольство поляков также не имело успеха; наконец Казимир должен был уступить их требованиям, когда узнал, что на сейме идет речь о выборе в короли Болеслава, князя мазовецкого, тестя и покровителя соперника его, Михаила Сигизмундовича. Затруднительно было положение Казимира между притязаниями поляков на литовские владения и стремлениями литовцев удержать свою самостоятельность относительно Польши; иногда дело доходило до явного разрыва, и больших усилий стоило Казимиру отвратить кровопролитие. Но этого мало: Орден является опять на сцену, чтоб отвлечь внимание государей польско-литовских от востока к западу. Грюнвальдская битва, нанесшая решительный удар Ордену, служила знаком ко внутренним беспокойствам в его владениях: ослабленные рыцари стали нуждаться теперь в помощи дворянства и городов; последние воспользовались обстоятельствами и начали требовать участия в правлении, начали требовать, чтоб при великом магистре находился совет, состоящий из выборных от Ордена, дворянства и главных городов, и чтоб на этом совете решались все важнейшие дела. Вследствие этих стремлений между Орденом, с одной стороны, дворянством и городами – с другой, начались неудовольствия, кончившиеся тем, что в 1454 году послы от дворян и городов прусских явились к королю Казимиру с просьбою принять их в свое подданство. Казимир согласился, и следствием этого была война с Орденом, война продолжительная, ведшаяся с переменным счастием и поглотившая все внимание короля и сеймов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В данном случае интересы Византии и Руси, касающиеся присоединения галицкой митрополии, могли совпадать. Византия сохраняла ее целостность, а Русь получала возможность оказывать свое влияние в западных землях. Византия вполне могла пойти на такое двусмысленное положение вещей: юридически галиц-кая митрополия существовала, а фактически она была присоединена к русской митрополии. Поэтому прибывшего в Константинополь епископа Федора принимали как митрополита и записали его с этим титулом. Далее упоминание епископа Федора в источниках имеет следующую хронологию. 8 февраля 1334 года его имя фигурирует под договором между князем Юрием и Прусским орденом. Он был первым из скрепивших этот документ и подписался как «Федор – епископ Галицкий» 199 . В сентябре 1335 года он присутствовал вместе с другими епископами при поставлении митрополитом Феогностом епископа Брянского и Черниговского Иоанна 200 . Около этого же года он опять упомянут в списках заседавших патриаршего совета в Константинополе. Его имя стоит уже без обозначения сана между митрополитами и епископами 201 . Е. Е. Голубинский и П. П. Соколов пытались выяснить хронологию нового (уже четвертого) восстановления галицкой митрополии. Точками отсчета они принимали упоминание Федора вначале как епископа, а затем его присутствие на патриаршем соборе как митрополита. Это дало основание Е. Е. Голубинскому определить дату восстановления – 1337 " -1338 годы, а П. П. Соколову – 1335–1339 годы. 202 На наш взгляд, упоминание Федора то как епископа, то как митрополита, напротив, служит дополнительным доказательством предыдущего вывода о несоответствии фактического и юридического положения галицкой митрополии. В 1340 году на галицко-волынской земле произошло значительное событие: во Владимире-Волынском был отравлен Юрий-Болеслав. Хроника современника этих событий архиепископа из Гнезды Яна Чарнков-ского, дошедшая до нас, правда в поздних списках, говорит, что причиной отравления явилось притеснение князем-католиком православных христиан 203 . Ежегодник Траски сообщает, что причиной гибели князя была его жестокость по отношению к боярам и к народу 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как защитнику воинов, в честь и память Св. Георгия Императрицей Екатериной II учрежден 26 ноября 1769 г. военный орден. Его же именем названа община сестер милосердия, состоящая под покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны и находящаяся под председательством Ее Императорского Высочества Евгении Максимилиановны, Принцессы Ольденбургской. Память Св. Великомученика Георгия празднуется православною церковью 23-го апреля. 3 ноября празднуется обновление храма Св. Георгия в Лидде, где положено тело его  . 26 ноября – день освящения древнего храма Георгиевского монастыря в Киеве, по установлению самого храмоздателя, благочестивого Князя Ярослава. Этого же числа празднуется и день учреждение военного ордена. Ярослав Мудрый Ярослав I (Юрий или Георгий) Владимирович, князь новгородский, а потом вел. кн. киевский, повелитель всей Руси. Он был сын Св. Владимира и Рогнеды; род. 978 г., получил в удел от отца Ростов, а по смерти своего брата Вышеслава Владимировича переведен в Новгород. Получив известие из Киева, от своей сестры Передславы, о смерти отца и злодействе брата Святополка, объявившего себя вел. князем и умертвившего двух братьев Бориса и Глеба, Ярослав ужаснулся и решился с помощью новгородцев выступить против него. На берегу Днепра, у Любича, Ярослав с новгородцами сошелся со Святополком. Долго никто из них не смел переправиться через реку; наконец новгородцы, выведенные обидами и грубыми насмешками Спятополкова воеводы, до рассвета переправились через Днепр и оттолкнули лодки от берега, решившись победить или умереть. Стремительно они ударили на киевлян. Святополк оборонялся храбро; но был разбит и бежал, а Ярослав вступил в Киев (1016). Он щедро наградил своих воинов, дав каждому чиновнику и новгородцу 10 гривен, а другим по гривне, и распустил дружину по домам. Но Святополк не думал уступать ему престола и прибегнул к защите своего тестя, короля польского Болеслава, который, усилив свое войско союзниками, расположился станом на берегах Буга (1018).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Князь Сергий Николаевич, действительный тайный советник, государственного совета член и святого Александра Невского кавалер; рождение 1777 † 25 апреля 1828; женат на княжне Екатерине Васильевне Долгоруковой Пётр Алексеевич Сергий Иванович Дмитрий Иванович Фёдор Николаевич † 7 января 1790 Елисавета Николаевна, рождение 1772 † в марте 1852; за обер-егермейстером графом Гавриилом Карловичем де Реймон-Моден, рождение 1773 † 13 мая 1833 КОЛЕНО XIX:147. Михайло Сергеевич † 12 февраля 1849 Сергий Сергеевич; женат на Марие Александровне Безобразовой NN Сергеевна, за норвежским каммергером Моргенстиерна NN Сергеевна NN Сергеевна NN Сергеевна София Сергеевна Михайло Михайлович София Михайловна, 1) за бароном Антоном Антоновичем Дельвигом † 11 января 1831; 2) за Сергием Абрамовичем Баратынским Граф Григорий Сергеевич Граф Лев Григорьевич, тайный советник; женат на княжне Екатерине Михайловне Голицыной Князь Иван Дмитриевич † 1 января 1831; женат на графине Елисавете Павловне Строгоновой Князь Владимир Дмитриевич † в июле 1831 Князь Пётр Дмитриевич; женат на Вере Фёдоровне Стемпковской † 1838 Князь Алексей Дмитриевич, рождение 1806 Княжна Мария Дмитриевна, рождение 1796 † 27 декабря 1823; за князем Николаем Андреевичем Долгоруковым Князь Юрий Александрович Князь Алексей Александрович, рождение 1826; женат на Вере Ивановне Лужиной Княжна Елена Александровна, за князем Николаем Борисовичем Голицыным Княжна Екатерина Александровна, рождение 1803 † 1852; за генерал-лейтенантом князем Ильёю Андреевичем Долгоруковым Княжна София Александровна † 1841; за графом Григорием Петровичем Шуваловым Княжна Мария Александровна † 1845; за Болеславом Станиславовичем Потоцким КОЛЕНО XX: Граф Михайло Львович Граф Алексей Львович Граф Александр Львович Графиня Наталия Львовна Князь Дмитрий Петрович Князь Иван Петрович Княжна Наталия Петровна, за Василием Аркадьевичем Кочубеем Андрей Михайлович 2) был оружейничим Великого Князя Василия Иоанновича и пользовался особенною милостию сего Государя. Брат его Василий Михайлович, храбрый воин, прославился защитою города Опочки от знаменитого польского полководца князя Константина Острожского, в 1518 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мон-рь в Словите хранил верность Православию до 1718 г., Креховская Николаевская обитель сопротивлялась введению унии до 1721 г. Во 2-й пол. XVIII в. на галицких землях действовал 1 правосл. храм - в Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту . В 1717-1771 гг. в связи с попытками польск. олигархии противостоять распаду Речи Посполитой, испытывавшей в то время глубокий внутриполитический кризис и давление со стороны более сильных соседей - Пруссии и России, польск. шляхта и католич. духовенство проводили открытое гонение против православных. Развернутое обоснование этой политики дал виленский каноник иезуит Жебровский в «Проекте уничтожения греко-российского вероисповедания в польских владениях» (1717). Он писал о том, что процветанию Польши препятствует «разность веры», поэтому «государственные чины и каждый поляк... должен поставить себе в обязанность, чтобы греческое вероисповедание, латинскому противное, всячески выводить, то презрением, то преследованием, то притеснением тех, которые держатся оного, и другими... действительными средствами» (цит. по: «Жебровский. Проект (иезуитский). Об уничтожении греко-российского вероисповедания»/Публ. текста и ввод. ст. И. Н. Слюньковой (в печати)). При этом обращение в унию рассматривалось как этап к принятию католичества. Ист.: АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской православной Церкви (1423-1714). К., 1904. Лит.: Грушевський М. , Левицький О. Poзbiдku про цepkobhi biдhocuhu на Ykpaïhi-Pyci, XVI-XVIII вв. Льbib, 1900; Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 1905. Т. 3 (до poki 1340); Т. 5: Cycniльho-noлim. i церк. ycmpiй i biдhocuмu в укр.-рус. землях XIV-XVII вв. Льbib, 1905; Болеслав-Юрий II, князь всей Малой Руси: Сб. мат-лов и исслед. СПб., 1907 [Библиогр.]; Пашуто В. Т. Образование Литов. гос-ва. М., 1959; Abraham W. Powstanie organizacji Kocioa aciskiego na Rusi. Lwów, 1904. T. 1; Wodarski B. Polska i Ru, 1194-1340. Warsz., 1966; Kpuжahibcьkuй О. П. , Nлoxiй С. М. Icmopiя Церкви та peлiriйhoï думки в Украïни.

http://pravenc.ru/text/161541.html

По смерти короля Даниила мысль Романа Великого была приведена в исполнение: Галицкая земля перешла прямо к сыновьям Данииловым: Льву, Мстиславу и Шварну (Роман больше не упоминается), а дядя их Василько остался княжить по-прежнему на Волыни. Литва готовилась окончательно слиться с Русью под властию одного из сыновей Данииловых: в 1268 году Воишелк снова заключился в монастыре, отдав все свои владения зятю Шварну. Последний, боясь, как видно, возобновления внутренних волнений в Литве в пользу князей природных, уговаривал Воишелка покняжить еще вместе, но тот решительно отказался, говоря: «Много согрешил я пред Богом и перед людьми; ты княжи, а земля тебе безопасна». Живя в угровском Данилове монастыре, Воишелк говорил: «Вот здесь подле меня сын мой Шварн, а там господин мой отец князь Василько, буду ими утешаться». Но он недолго утешался: Шварн умер бездетным, и литовцы снова вызвали Воишелка из монастыря для управления делами княжества; это возбудило вражду в брате Шварновом, Льве Даниловиче, которому хотелось быть наследником брату в Литве, а Воишелк не склонялся на его желание. Между обоими князьями готовы уже были начаться неприятельские действия, как Василько Романович, князь волынский, предложил им съезжаться вместе для примирения. Воишелк и Лев приехали к Васильку во Владимир Волынский, где Маркольд, родом немец, старый советник короля Даниила, позвал всех троих князей к себе на обед; обедали весело, много пили, и Василько после обеда поехал к себе домой спать, а Воишелк поехал в Михайловский монастырь, где стоял. На этом дело не кончилось: Лев приехал в монастырь к Воишелку и стал говорить ему: «Кум! попьем-ка еще!» Тот согласился, и началась опять попойка, во время которой князья опять поссорились, от брани дошло до драки, и Воишелк был убит Львом. Последний хотел было воспользоваться смертью Воишелка и приобрести себе Литву; но он не получил успеха в этом деле, и литовцы выбрали себе единоплеменного князя. Так порвано было в самом начале мирное соединение Литвы с Русью. С поляками, именно с Болеславом краковским, началась война скоро по смерти Данииловой; в ней русские потерпели поражение вследствие неосторожности Шварна, который, не послушавшись совета старого дяди Василька, не дождался полков волынских и ударил один на соединенных врагов, тогда как Василько именно говорил: «Не бейтесь сначала с поляками, но отпустите их в свою землю, когда пойдут, разделившись, тогда нападайте». В 1271 году умер Василько волынский, оставив стол свой сыну Владимиру. Кроме потомков Романа Великого на западной стороне Днепра упоминаются трое князей пинских: Федор, Демид и Юрий Владимировичи в союзе с Васильком волынским (1262 г.); Изяслав, князь свислочский (1256); Глеб Ростиславич степанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

По третьему (Bisaccioni, 27–40.), претендент открылся не у Адама, а у Константина Вишневецкого, куда он приехал с паном Адамом в качестве слуги. Там он увидал сестру жены князя Вишневецкого, Урсулы, урожденной Мнишек, панну Марину Мнишек. Ослепительная прелесть поразила его. Он осмелился мечтать о ней и однажды подложил ей на окно записку, где сказал, что он не то по рождению, чем принужден быть по несчастным обстоятельствам, и подписался Димитрием. Любопытство увлекло панну Марину. Она объявила об этом сестре своей. Обе сестры пригласили Димитрия для объяснения с ними. Димитрий рассказал им историю московского царевича. Вдруг появились паны Вишневецкие и бывший у Константина в то время пан Гойский, прежний хозяин Димитрия. Они слушали его речи в скрытом месте. Димитрий, не смешавшись, прежде чем они произнесли слово, сказал: «Если б я был московский царевич, могли бы надеяться получить руку панны Марины?» Константин Вишневецкий сказал: «Советую вам хорошенько подумать о том, что вы говорите. Если вы точно Димитрий, сын Ивана Васильевича, то я могу вам помочь и поднять за вас большую часть Польши. Мой тесть также силен. Но если вы говорите неправду, вас узнают. Когда получите ваше государство, то наша слава будет в том, чтоб служить вам, а теперь не думайте видеть желаемую супругу». По этому сказанию как бы выходит, что самая мысль назваться царевичем родилась от страстной любви. Он ухватился за эту мысль с целью овладеть особою, которую полюбил. Первое сказание подтверждается письмом князя Вишневецкого королю. (Nowak. ròda. t. II). 47 Собств. письмо Сигизм. III к Брестскому воев. Зеновичу, от 18 февр. 1664, В автогр. публ. Библ. 63. 54 По гербовнику Несецкого (т. III, стр. 280). Юрий Мнишек имел от первой жены двух дочерей: 1) Марину, 2) Урсулу Вишневецкую, и двух сыновей: Яна и Станислава. Гедвига, мать их, принесла большое состояние в приданое Мнишку. От второй жены, Софии, княжны Головинской, было у него три дочери: Анна, Августина и Евфросина, и четыре сына: Николай, Сигизмунд, Станислав-Болеслав и Франц-Бернард. Дети от второй жены в описываемое нами время еще не были совершеннолетними.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

С. Ю. Бендасюк. Фотография. Нач. ХХ в. С. Ю. Бендасюк. Фотография. Нач. ХХ в. В нач. 1327 г. папа Иоанн XXII обратился к князю с посланием, в к-ром предлагал ему вернуться в лоно Римской Церкви. Тогда же папа писал и Владиславу Локетку с просьбой побудить Юрия (Болеслава) к данному шагу. Эта переписка не имела результатов, тем не менее в правление Юрия (Болеслава) число католиков в Галицко-Волынском княжестве заметно возросло. Зап. хронисты пишут о привлечении князем в свои земли иностранных колонистов, в частности чехов и немцев, занимавшихся по преимуществу разработкой полезных ископаемых, и даже о том, что он приглашал католич. священников и богословов из разных стран. К данному периоду относится также оформление арм. колонии во Львове. Покровительство иноверцам, по согласным сообщениям зап. источников, вызвало недовольство русских, к-рые отравили своего правителя. В булле папы Бенедикта XII 29 июня 1341 г. говорится о том, что после смерти князя многие из приглашенных им католиков были убиты. Юрий (Болеслав), ставший последним правителем Галицко-Волынского княжества, скончался 7 апр. 1340 г. После ряда войн территория этого гос-ва оказалась поделенной между Польшей и Литвой: галицкие земли и часть Волыни были завоеваны польск. кор. Казимиром III, большая часть волынских земель, включая Холм, вошли в состав Литвы. Г. Р. в составе Польши (сер. XIV в.- 1772) Начиная с сер. XIV в. Галицкая земля - «Русское воеводство» Речи Посполитой - стала своеобразным полигоном, где польск. власть апробировала различные меры, направленные на утверждение католицизма в Вост. Европе. Этому способствовали, с одной стороны, наличие значительной прослойки католиков среди дворянства и городского населения, с др. стороны, отсутствие на этих землях с кон. XIV в. правосл. иерархов. (Городское население галицко-волынских земель издревле было пестрым в этническом и религ. отношении: в Холме со времени его основания жили помимо вост. славян немцы и поляки. К кон. XIII в. во Львове сформировалась нем.

http://pravenc.ru/text/161541.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010