Георгий (Юрий) II – Болеслав Тройденович, последний князь Галицкий, сын князя Черского Тройдена Болеславича († 1341) из Мазовецкой ветви Пястовичей, от брака с княжной Галицкой Марией Юрьевной, дочерью Юрия I Львовича (см. Галицкие князья), родился не позже 1313 года. О нем сохранились отрывочные известия, преимущественно в иностранных источниках, притом до того сбивчивые, что некоторые историки на основании их пришли к заключению, что Юрий II и Болеслав Тройденович – два различных лица, княживших в Галицкой земле один после другого; для них исходной точкой служит летопись Иоанна Чарнковского (в старейшем издании Зоммерсберга). В польской историографии, однако, еще в XIX веке (Нарушевич, Козловский) высказано было мнение, что последним Галицким князем был Юрий II, тождественный с Болеславом Тройденовичем, князем Мазовецким, в русской же историографии Карамзин на основании четырех грамот Кенигсбергского архива Тевтонского ордена пришел к выводу, что последним Галицким князем из потомков Даниила Романовича был Юрий II, которого он считал сыном Андрея Юрьевича, но думал, что этот Юрий умер в 1336 году и после его смерти в Галицкой земле утвердился зять Андрея Юрьевича, Болеслав Тройденович Мазовецкий. Мнение Карамзина было поддержано галицко-русскими учеными Зубрицким и Шараневичем, польским историком Бобржинским и русскими – Антоновичем и Иловайским (против тождества Юрия и Болеслава также Андрияшев, Любавский, И. А. Иванов ). С другой стороны, польский историк Белевский в 1872 году высказал сомнение в происхождении Юрия II от Андрея Юрьевича, а австрийский историк Рейфенкугель («Die Gründung der römisch-katholischen Bisthümer in der Territorien Halicz und Wladimir», в 52 томе «Archiv für Oester. Geschichte») и в особенности чешский историк Ржежабек (J. Reábek, «Jiri II, poslední Knie vškeré Malé Rusi» в «asopis musea Králowství eského», 1883, I) неопровержимо доказали как тождество Юрия II и Болеслава, так и происхождение его от галицких князей по женской, а не мужской линии, с чем согласились Линниченко, Дашкевич, Лонгинов, Филевич, Прохаска, Леонтович, Грушевский и Бальцер, окончательно установившие тождество Юрия II с Болеславом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кор. Казимир III Великий с храмом, посвященным Пресв. Богородице. Рельеф ц. Рождества Пресв. Богородицы в Вислице. 1464 г. К. В. сумел, опираясь на поддержку женатого на его сестре венг. кор. Карла Роберта (Карла Анжуйского), положить конец войнам с маркграфством Бранденбург, Чехией, Тевтонским орденом, добился длительного мира с этими гос-вами и укрепил свой международный авторитет, получив право называться «король Польский» вместо «король Кракова» (1335). При К. В. одним из важнейших направлений внешней политики Польского королевства стало восточное. Ориентация последнего галицко-волынского кн. Юрия II (Болеслава) на союз с зап. правителями, венг. кор. Карлом Робертом и К. В., а также засилье иностранцев вызвали недовольство галицкой знати и заговор 1340 г., в результате к-рого Юрий II был убит. После его смерти К. В. совершил поход на Галицкую землю (см. ст. Галицкая Русь ), принял вассальную клятву от предводителя местного боярства Димитрия Дедко и вывез княжескую казну. В последующие годы, пользуясь поддержкой волынского кн. Димитрия (Любарта) Гедиминовича (сына Литовского вел. кн. Гедимина ) и правителей Золотой Орды, Дедко дал отпор полякам, пытавшимся захватить Галицкую землю. В 1344 г. К. В. захватил Перемышльские земли. В 1349 г. в результате нового успешного похода подчинил Галицкую землю и попытался завоевать Волынь. Польско-литов. столкновения завершились заключением в 1352 г. перемирия, согласно к-рому К. В. правил в Галицкой земле, а литов. князья - на Волыни. Возобновившаяся вскоре война длилась до сер. 50-х гг. XIV в. и не принесла воевавшим желаемых результатов. Впосл. К. В. добился того, чтобы сидевшие в Подолии литов. князья Кориатовичи признали себя его вассалами. С 1350 г. К. В. именовался «королем Польши и Руси» или «король… Польской земли… Русской земли господарь и дедич» - обе территории воспринимались как отдельные гос-ва, объединенные персональной унией. В 1366 г., после успешных военных действий, К. В. подчинил себе значительную часть Волыни с ее главным центром Владимиром, а также Белз и Холм.

http://pravenc.ru/text/Казимиром ...

П.В. Долгоруков Князья Хованские Мы помещаем здесь родословие потомству Великого Князя Литовского, Гедимина Великого, до разделения оного на различные фамилии: отцовский КОЛЕНО I: Гедимин, Великий Князь Литовский † 1328 КОЛЕНО II: Монтивид, князь Керновский и Слонимский Наримунд, во Святом крещении Глеб Гедиминович, князь Пинский и Мозырский, потом князь Ладожский, Ореховецкий и Корельский, рождение 1277 † 1348 Ольгерд, во Святом крещении Александр Гедиминович, во иноках Алексей 96 ; сперва князь Кривский и Витебский, потом Великий Князь Литовский, † 1377; женат 1. на княжне Марие Витебской; 2. на княжне Иулиание Александровне Тверской, во инокинях Марина † 1392 Кейстутий, князь Самогитский, Жмудский и Трокский, потом Великий Князь Литовский † 1381; женат на Бируте † 1416, дочери литовского языческого жреца Корият, во Святом крещении Михаил Гедиминович, князь Волконский и Новогрудский, родоначалник князей Кориятовичей-Курцевичей Любарт, князь Волынский † 1385; женат 1. на княжне Волынской Анне Андреевне; 2. на княжне Агафие Константиновне Ростовской, родоначальник князей Сангушек-Ковельских, и угасших князей: Сангушек, Сангушек-Коширских и Корбинских Явнут, во Святом крещении Иоанн Гедиминович, Великий Князь Литовский † 1366; женат на княжне Витебской, родоначальник угасших князей: Ижеславских, Мстиславских (второй ветви), и Заславских Княжна Альдона, во Святом крещении Анна, за Казимиром Великим, королём польским Княжна Данмила, во Святом крещении Елисавета, за герцогом Венцеславом Мазовецким Княжна NN, за князем Псковским Давыдом Давмонтовичем Княжна Мария старшая, за князем Мазовецким Болеславом Тройденовичем Княжна Айгуста, во Святом крещении Анастасия, за Великим Князем Московским Симеоном Иоанновичем Гордым Княжна Мария младшая, за Великим Князем Тверским Дмитрием Михайловичем Грозные Очи Княжна NN, за NN КОЛЕНО III: Александр Наримундович, князь Ореховецкий, потом князь Подольский Юрий Наримундович, князь Рожинский, родоначальник угасших князей Рожинских Вигунд старший, во Святом крещении Андрей Ольгердович, князь Полоцкий, родоначальник угасших князей Полубинских † 1399

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Польская/История/Исторический экскурс Польская Православная Церковь HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Польская Православная Церковь В 966 польский князь Мешко I принимает христианство, за чем последовало крещение народа. По преданию Мешко первоначально принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на саксонской принцессе, в Польше усилилось латинское влияние. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле. На территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: из Великого Моравского княжества, из Германских земель и из Киевской Руси. Вполне естественно, что польские земли, как сопредельные с Великой Моравией испытали на себе влияние миссии Св. братьев Кирилла и Мефодия. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской епархии. В 966 польский князь Мешко I принимает христианство, за чем последовало крещение народа. По преданию Мешко первоначально принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на саксонской принцессе, в Польше усилилось латинское влияние. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле. Ко времени крещения Руси земли по западной стороне р. Буга, где находятся такие ныне известные польские города как Холм и Перемышль, входили в состав Киевского княжества. В этих краях христианство усиливало свое влияние одновременно с распространением его в других русских землях. В XI в. на Западной Руси возникли два самостоятельных княжества - Галицкое и Волынское, которые в конце XII в. были объединены в единое Галицко-Волынское. В XIII в. при князе Данииле Романовиче княжество достигает своего могущества. В его столице - Холме - заботами князя была учреждена православная епископская кафедра. Дети и внуки князя Даниила сохраняли верность православию, но во второй четверти XIV в. род Галицко-Волынских князей в мужской линии угас. Две галицкие княжны были замужем за Литовским и Мазоветским князьями. Волынь попала во владения Литовского князя Любарта, который был верен православию, но с Галицией дело обстояло иначе. Сын Мазоветского князя Юрий II Болеслав был воспитан матерью в православии, но в последствии уклонился в католичество. Сделавшись галицким князем он, по наущению папы, теснил православных.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 12. Польская Православная Церковь 12.1. Краткий очерк истории Польской Православной Церкви 12.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Польше Христианство проникало на территорию славянской Польши с запада из Великой Моравии и Германии, и с востока из Киевской Руси. Археологи находят большое количество древнерусских нательных крестов XI–XIII в.в. не только в восточных, но и в западных районах Польши. До объединения в Центральной Европе отдельных славянских племен в единое Польское государство под властью Мешко I (Мечислава) здесь существовали небольшие княжества, куда христианство проникало в разное время. Так, в IX в. оно пришло в княжество Вислян. Миссия святых братьев Кирилла и Мефодия в Моравии в 863 г. способствовала распространению в Польше богослужения по византийскому обряду на славянском языке. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велеградской епархии. Археологические раскопки в районе Кракова свидетельствуют, что в XII–XIII в.в. в Кракове и его окрестностях еще сохранялся славянский церковный обряд. После разгрома Великой Моравии венграми в начале Х в. многие православные осели в Польских княжествах. Считается, что сам князь Мешко I, впервые объединивший Польшу в единое государство, в 966 г. принял крещение по православному обряду. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле. Однако после его женитьбы на саксонской принцессе, в 990–992 г. знаменитой грамотой «Dagome iudex» он посвятил свои земли Римскому престолу. С этого времени начинает усиливаться католическое влияние среди западных славян. К 999 г. относится образование Польского архиепископства. Ко времени крещения Руси земли по западной стороне р. Буга, где находятся такие ныне известные польские города, как Холм и Перемышль, входили в состав Киевского княжества. В этих краях христианство усиливало свое влияние одновременно с распространением его в других русских землях. В XI в. на Западной Руси возникли два самостоятельных княжества – Галицкое и Волынское, которые в конце XII в. были объединены в единое Галицко-Волынское. В XIII в. при князе Данииле Романовиче княжество достигает своего могущества. В его столице – Холме – заботами князя была учреждена православная епископская кафедра. В том же столетии была открыта епископская кафедра в Перемышле. Дети и внуки князя Даниила сохраняли верность Православию, но во второй четверти XIV в. род Галицко-Волынских князей в мужской линии угас. Две галицкие княжны были замужем за Литовским и Мазовецким князьями. Волынь попала во владения Литовского князя Любарта, который был верен Православию, но с Галицией дело обстояло иначе. Сын Мазовецкого князя Юрий II Болеслав был воспитан матерью в православии, но впоследствии стал католиком и, став галицким князем, теснил православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf IX-XI века Святые благоверные великий князь Ярослав Мудрый, его супруга княгиня Ирина (Анна) Новгородская и их сын Владимир Новгородский Ярослав (Георгий, Юрий) Мудрый (родился около 980 г.) – великий князь Киевский (1019); сын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде (в Крещении – Ирине). Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 г. после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 г. отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 г. Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план. По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба, древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 г. в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 г. он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 г. Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев. После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 г. победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 г. по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав – восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав становится «самовластцем» на Руси...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

К религиозным и национальным меньшинствам в Галицкой Руси тогда относились вполне уважительно, будь то прибывшие из Западной Европы католики или монофизиты-армяне, всем им дозволялось строить собственные храмы. В XIV столетии пережившая монголо-татарское нашествие с меньшим уроном, нежели другие русские княжества, Галицко-Волынская земля постепенно начинает клониться к упадку. Сначала ослабевшая Волынь была завоевана Литвой. Затем приходит черед Галиции, на которую все более зарятся поляки и венгры. Угасает династия потомков славного князя Даниила Романовича Галицкого. Последним в ряду самостоятельных галицких князей стал его потомок по женской линии - польский князь Болеслав Мазовецкий, принявший Православие с именем Юрий. Однако этот государь буквально наводнил Галичину поляками и немцами, покровительствовал различным католическим орденам, позволяя им создавать свои монастыри в Червонной Руси. Оскорбления национальных и религиозных чувств православных русинов ему не простили: против Болеслава-Юрия был составлен заговор, и князь был отравлен галицкими боярами. Во 2- половине XIV в. вконец ослабевшая от иноземных набегов и династического кризиса Галицкая земля была завоевана польским королем Казимиром III. Однако чтобы избежать народных выступлений против новой власти, Казимир был вынужден обещать галицким русинам сохранить автономию их земли в составе Польского королевства и неприкосновенность православного вероисповедания. Увы, как оказалось, королевское слово стоило недорого. Почти одновременно с польским завоеванием в Галичине начинает активно насаждаться католичество. Противостоять этому здесь было гораздо сложнее, чем в Литовском княжестве, которое на 90 % состояло из русских земель. Православное население Галиции, включенной в состав Польской короны, оказалось в гораздо более тяжелом положении религиозного и национального меньшинства. Это особенно проявилось при короле Владиславе II Ягайле, который ввел в стране законы, дискриминировавшие православных. Православной знати преграждался доступ к придворной и военной карьере, горожанам - в магистраты, ремесленникам - в цеха.

http://zavet.ru/petrushko.htm

Кафедральный костел во Львове (построен в 14 в. на месте православной церкви) Первые католические храмы на территории Галицко-Волынского княжества появились лишь во 2-й половине XIII века - спустя почти три столетия после возведения первых православных церквей Червонной Руси. Причем, положение латинян в Галичине тогда было более, чем скромным: им разрешили возвести лишь два костела во Львове. Один предназначался для поселившихся здесь немецких купцов и ремесленников, другой - для Констанции, дочери венгерского короля Бэлы, которая стала женой галицкого князя Льва Даниловича. К религиозным и национальным меньшинствам в Галицкой Руси тогда относились вполне уважительно, будь то прибывшие из Западной Европы католики или монофизиты-армяне, всем им дозволялось строить собственные храмы. В XIV столетии пережившая монголо-татарское нашествие с меньшим уроном, нежели другие русские княжества, Галицко-Волынская земля постепенно начинает клониться к упадку. Сначала ослабевшая Волынь была завоевана Литвой. Затем приходит черед Галиции, на которую все более зарятся поляки и венгры. Угасает династия потомков славного князя Даниила Романовича Галицкого. Последним в ряду самостоятельных галицких князей стал его потомок по женской линии - польский князь Болеслав Мазовецкий, принявший Православие с именем Юрий. Однако этот государь буквально наводнил Галичину поляками и немцами, покровительствовал различным католическим орденам, позволяя им создавать свои монастыри в Червонной Руси, затем против Болеслава-Юрия был составлен заговор, и князь был отравлен галицкими боярами. Во 2-й половине XIV в. вконец ослабевшая от иноземных набегов и династического кризиса Галицкая земля была завоевана польским королем Казимиром III. Однако чтобы избежать народных выступлений против новой власти, Казимир был вынужден обещать галицким русинам сохранить автономию их земли в составе Польского королевства и неприкосновенность православного вероисповедания. Увы, как оказалось, королевское слово стоило недорого.

http://pravoslavie.ru/archiv/pravikatol....

Вскоре по заключении союза с Орденом начались враждебные отношения к Польше: в 1337 году русские напали в союзе с татарами на Люблин, отнятый у них в 1302 году; попытка овладеть этим городом была безрезультатна вследствие гибели в сражении татарского вождя. В это же время Галицкая земля опять попала в зависимость от татар, что, по мнению Ржежабка, указывает на ее упадок. При Юрий II галичане самовольно совершали набеги на соседнюю Венгрию, так что король Карл-Роберт вынужден был вооруженной силой положить предел этим набегам. О внутреннем состоянии Галицкого княжества при Юрии II дошло до нас мало известий. Сохранилась грамота Юрия, данная 20 января 1339 года Бартку из Сендомира на Сапоцкое войтовство на праве Магдебургском. Известно также, что во Владимире Волынском несколько лет жил митрополит Феогност (1331–1334), что объясняется опасением его за целость православия в Галицкой Руси. Польский летописец Траска рассказывает, что Юрий «слишком жестоко поступал со своими подданными, подвергая их заключению и грабя их имущество, похищая их жен и дочерей и насилуя их, а также отдавая предпочтение перед ними другим народам, как, например, немцам и чехам», а Иоанн Чарнковский говорит, что Болеслав «старался изменить их (русских) закон и веру». И. А. Линниченко кажутся преувеличенными рассказы о прозелитизме Юрия, так как во всей его политике проглядывает значительный ум. Как бы то ни было, нашлись люди, недовольные правлением Юрия, которые его отравили в 1340 году, по польским анналам, около Благовещения (по Длугошу – в самый день Благовещения), а по другому источнику – 7 апреля (Monumenta Poloniae, V, 880). По рассказу швейцарского летописца Иоанна Витодурана (из Винтертура), он был отравлен столь сильным ядом, что тело его распалось на несколько частей. Одновременно с ним были умерщвлены и несколько его приверженцев. Есть известие, что в 1342 году погибла его жена. Болеслав-Юрий II, князь всей Малой Руси. Сборник материалов и исследований, сообщенных О. Гонсиоровским, A. A. Куником, А. С Лаппо-Данилевским, И. А. Линниченко, С. Л. Пташицким и И. Режабком. С 10 таблицами. Издание Имп. Академии Наук, СПб., 1907. – А. В. Лонгинов, «Грамоты Малорусского князя Юрия II и вкладная запись князя Холмского XIV века» («Чтения Общ. Ист. и Др. Рос.», 1887 г., кн. II, отд. IV, 1–50). – М. Грушевский, «История Украини-Руси», т. III, Львов, 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Юрий вступил на престол в конце 1324 или начале 1325 года и в 1325 же году возобновил, по примеру своих предков, дружеские сношения с Тевтонским орденом. В 1327 году (грамота от 10-го марта) он заключил с магистром Ордена Вернером де Орсельн оборонительно-наступательный союз и обязался защищать Орден от татарских набегов и от каких бы то ни было вражеских нападений (т. е. от Польши и Литвы). В начале того же года Юрий, побуждаемый политическими обстоятельствами и личными наклонностями, выразил желание вернуться в лоно католической церкви. Уже 16-го июля папа Иоанн XXII написал письма к самому Юрию, убеждая остаться при своем спасительном намерении, и к польскому королю Владиславу I, прося его посодействовать возвращению родственника в католичество. По-видимому, Владислав пытался отклонить Юрия от союза с Орденом, но Галицкий князь отказался от союза с тевтонскими рыцарями только после того, как они потерпели решительное поражение под Пловцами в 1331 году. В этом же году Юрий женился в Плоцке на дочери Гедимина, Офке или Марии, предварительно окрестив ее. Этот брак скреплял союз с Литвой и Польшей, так как сын короля Владислава, Казимир, был женат на другой дочери Гедимина. Когда в 1333 году Владислав I скончался и сын его Казимир заключил договор с Орденом, то и Юрий возобновил дружбу с тевтонами, о чем свидетельствуют две дошедшие до нас грамоты: от 11 февраля 1334 года к великому магистру Людеру и от 20 октября 1335 года к великому магистру Дитриху. В упомянутых раньше грамотах к Ордену Юрий называл себя сначала князем просто Русским, затем Галицким и Владимирским (dux Russie, dux terre Russie, Galicie et Lodimere), а в грамотах 30-х годов – князем и господином Руси, князем всей Малой Руси (natus dux et dominus Russie, natus dux tocius Russie Minoris). A. В. Лонгинов думает, что титул Юрия изменялся соответственно расширению подчиненной ему территории. Грамота 1334 года исходила от Юрия совместно с Федором, епископом Галицким, и несколькими боярами и сановниками грамота 1335 года дана при участии бояр и военачальников (cum... baronibus militibusque); это обстоятельство показывает, что боярство и при Юрии II продолжало играть видную роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010