ГЕОРГИЕВСКИЙ, женский, во Владимире. Он основан в 1129 году Кн. Юрием Владимировичем Долгоруким, во время княжения его в Ростове и Суздале. Время уничтожения обители неизвестно. Здесь две церкви: 1) Великомученика Георгия (ныне приходская) построенная в 1129 г. и доселе существующая; 2) Трапезная, Введения Богородицы, построена в 1739 году. В Георгиевском храме погребены: дочь храмоздателя, княгиня Ольга (в иноч. Евфросиния), бывшая в замужестве за князем Ярославом Владимировичем Галицким, и сын их, князь Феодор. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. бывший в глубокой древности во Владимире, у Златых врат, и давно уже уничтоженный. О времени основания этой обители сведений нет; известно только, что в 1187 году она уже существовала. К В. К. Константину I принесены епископом Полоцким, в 1218 г., из Царя-Града, св. мощи: обе руки Логина сотника и часть мощей Марии Магдалины; святыня эта встречена Великим Князем торжественно и положена была в Вознесенском монастыре. СПАСКИЙ, муж. существовавший некогда в Губернском городе Владимире, у Златых врат. На этом месте теперь находятся две церкви (обращенные в приходские): 1) Преображения Господня, с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи, заложенная в 1160 году св. князем Андреем Юрьевичем Боголюбским и освященная 1163. При этой церкви, вероятно, в то же время была и обитель учреждена. 2) Николая Чудотворца, трапезная, также древнего построения. – В 1238 году, при взятии Владимира Батыем, монастырь сей, вместе с другими обителями и церквами, подвергся разорению, и игумен его Феодосий, искавший спасения в Успенском Златоверхом Соборе, предан, вместе со всеми, мучительной смерти. После чего, кажется, обитель эта уже не возникала. УСПЕНСКИЙ, муж. бывший в древности в губернском городе Владимире, у Златых врат, и давно уже уничтоженный. О времени основания его никаких сведений нет. В 1238 году монастырь этот при взятии Владимира Батыем, совершенно разорен и игумен его, Даниил, погиб также в Успенском Златоверхом Соборе. – Здесь теперь находятся две приходские каменные церкви, бывшие прежде монастырскими: 1) Успения Богородицы, 2) теплая, Богоявления Господня. При Успенской церкви устроены в 1644 году два придела: Апостолов Петра и Павла и Нерукотворенного Спасова образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

и изданным в книге:Повести о начале Москвы/Исследование и подготовка текстов М.А. Салминой. М.; Л., 1964. С. 173–175. Исправления внесены по списку ГИМ, Синодальное собр., 607, начало XVIII в. Стр. 104. Вся убо христианская... а четвертому не быти. – Эта фраза почти дословно повторяет слова старца псковского Елеазарова монастыря Филофея (см. выше), обращенные к дьяку Мисюрю Мунехину (см. наст. изд., т. 9, с. 298). ...от Рома и Ромила. – Согласно преданию Рим был основан Ромулом, но легенда утверждает, что в самом начале строительства города принимал участие, правда вскоре погибший, и его брат Рем. ...сдати и ров копающе... по пролитии кровей многих. – Весь отрывок заимствован из главы «Царство Левкиа Таркиниа» Хронографа 1512 г. Глава является извлечением из славянского перевода «Хроники Константина Манассии». Значение слова «ентинарии» становится понятным, если обратиться к греческому тексту «Хроники Константина Манассии». Слово «ентинарии» есть не что иное, как выражение, по-видимому неправильно понятое еще славянским переводчиком «Хроники» и в переводе означающее «В Тиррении» (в Этрурии) (см. Салмина М.А. «Ентинарий» в «Повести о зачале Москвы»/I ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 362–363). ...князя Владимира Всеволодича Мономаха... – Его княжение в Киеве падает на 1113–1125 гг. ...князь Юрий Владимирович Мономащ... – Князь Юрий Владимирович Долгорукий (ок. 1090–1157), сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Князь ростово-суздальской земли с 1125 г. С 1155 г. – великий князь Киевский. Весь дальнейший рассказ о встрече Юрия по пути следования им в 1158 г. (дата явно вымышленная) во Владимир с боярином Кучкой, казни последнего из-за неуважительного его отношения к князю, основании Юрием града Москвы на месте сел убитого им боярина Кучки и т. п. является легендой. В летописях же Москва первый раз упоминается под 1147 г. здесь состоялось свидание Юрия Долгорукого со Святославом Ольговичем. ...князь Всеволод Юрьевич... – См. ниже, примеч. к стр. 495. ...князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго посади в Володимер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но что мешало этому в Московский период? Из данного затруднения пробует вывести нас гипотеза Шахматова-Приселкова: митроп. Илларион, сойдя с трона, посхимился с именем Никона в Печерском монастыре и был его выдающимся деятелем. Он был Никоном – составителем летописи и дипломатом и миссионером строителем монастыря в Тмутараканской области (откуда он, по гаданию некоторых, и происходил), и преемником по игуменству пр. Феодосия. Сильная сторона гипотезы в объяснении странного исчезновения со сцены истории выдающейся личности Иллариона (когда он умер? где похоронен? почему не канонизован?). Слабая сторона в растягивании его жизни чуть не до 90 лет, в умалении пред Феодосием, которого он (основоположник пещеры вместе с Антонием) постригал и в умалении его литературного сияния, которое не укрылось бы и под схимой. Сто лет спустя мы снова встречаемся на Руси с фактом независимого от греков поставления русского митрополита. Это поставление в Киеве собором шести русских епископов, при протесте меньшинства, в 1147 г. митрополитом инока Зарубского монастыря Климента по желанию вел. кн. Изяслава Мстиславича. Нельзя не видеть в этом акте проявления неумиравшей у русских национальной мечты о церковной автокефалии. Политическая обстановка благоприятствовала только вскрытию этой мечты. В ту пору Киев был ареной ожесточенной, часто недобросовестной, вероломной борьбы двух княжеских линий – Мономаховичей и Ольговичей. Доблестный митр. Михаил-грек все силы напрягал, чтобы остановить бурные междоусобия и примирить враждующие стороны, чего ему и удавалось иногда достигать. Еще в 1134 г., будучи случайно в Новгороде, митр. Михаил протестовал против войны Мстиславичей с своим дядей Юрием Долгоруким, но был посажен за это в заключение, из которого вышел после поражения непослушавших его князей. В 1136 г., под Киевом готовы были сойтись войска Ольговичей и Мономаховичей, но Ярополк Владимирович Киевский благоразумно уступил Ольговичам, видимо под влиянием митрополита Михаила, о котором летопись говорить, что «честный митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

1139–1146 Переход киевского стола из рук Мономашичей в руки черниговских Ольговичей; киевский кн. Всеволод Ольгович 1146–1154 1136 Создание Смоленской епископии путем отделения от епископии Переяславской 1146–1154 Киевский кн. Изяслав Мстиславич (с перерывами, вызванными борьбой за Киев с Юрием Долгоруким) 1147 Мученическая смерть св. блгв. кн. Игоря Ольговича 1147 Первое упоминание о Москве в древнерусских летописях 1147 Поставление на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского патриарха Климента Смолятича, не признанного, однако, в Новгородской, Смоленской и, возможно, Ростовской епархиях 1151–1196 Стефан Неманя основывает независимое от Византии Сербское государство 1140-е гг. Учреждение Галицкой епископии путем отделения от епископии Волынской или перенесения кафедры из Перемышля 1153–1187 Возвышение Галицкого княжества при Ярославе Владимировиче Осмомысле 1155 Перенесение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской из Вышгорода в Ростовскую землю св. блгв. кн. Андреем Боголюбским 1157–1174 Княжение Владимире-суздальского св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского 1156–1157 Поместные Соборы в Константинополе о толковании слов «Ты еси приносяй и приносимый» из молитвы на литургии 1159–1168 Киевский кн. Ростислав Мстиславич 1157–1168 Споры в Русской Церкви относительно постов в среду и пятницу, если на эти дни попадают Господский или какие-либо другие праздники 1164 Успешная война св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с Волжской Булгарией после 1164 г. Установление по инициативе св. блгв. кн. Андрея Боголюбского в Русской Церкви праздника во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы 1 августа ок. 1165 г. Подтверждение архиепископского титула Новгородских епископов и дарование такого титула Ростовскому епископу Леону (Леонтию II) 1166 Поместный Собор в Константинополе о толковании слов «Отец Мой более Мене» ( Ин. 14:28 ) 1169 Взятие и разграбление Киева войсками св. блгв. кн. Андрея Боголюбского 1169 Кандидат во Владимирского митрополита и узурпатор Ростовской кафедры Феодор(ец) казнен в Киеве по приказу митрополита Константина II

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1402 г. Ободренный своим успехом и неудачами Литвы, Князь Рязанский послал сына, именем Родслава, воевать Брянск, имея намерение, если можно, освободить и сей древний Черниговский Удел от власти иноплеменников. Но Витовт успел взять меры. Одним из лучших его полководцев был Лугвений Симеон Ольгердович: еще в 1392 году он возвратился в Литву из Новагорода и женился на сестре Василия Димитриевича, Марии (которая, жив с ним пять лет, преставилась в Мстиславле. откуда тело ее привезли в Москву). Лугвений, отряженный Витовтом, соединился с Александром Патрикиевичем Стародубским, встретил Рязанцев у Любутска и, побив их наголову, пленил самого Родслава. Сей успех в тогдашних обстоятельствах был весьма важен для Витовта: ободрил Литву, устрашил Россиян. Ненавидя Олега, Витовт мстил ему жестоким заключением сына его в оковы и в темницу, в которой он томился три года и наконец за 2000 рублей получил свободу. Старец Олег не мог пережить сего несчастья и скончался Иноком: Князь ума редкого и славнейший из всех Рязанских Владетелей; долговременный, лукавый враг Донского и Москвы, но любимый своим народом и достохвальный в его последних усилиях возвратить отечеству Литовские завоевания. Имев Христианское имя Иакова, он назван в монашестве Иакимом и погребен в Обители Солотчинской, им основанной близ Рязани. Сын его, Феодор, сел на престоле отца, утвержденный в сем наследстве грамотою Хана Шадибека. (Чрез некоторое время он был изгнан Князем Пронским, Иоанном Владимировичем; а после, заключив с ним мир, княжил спокойно, будучи в тесной связи с шурином своим, Государем Московским.) 1403 г. Витовт еще несколько времени оставлял Юрия Смоленского в покое. Собрав силы, он послал Лугвения на Вязьму, зная мужество сего Ольгердова сына и доверенность к нему Россиян, которые любили его как единоверного. Лугвений овладел Вязьмою без кровопролития, пленив ее Князя, Иоанна Святославича. Тогда Витовт со всеми полками двинулся [в 1404 г.] к Смоленску; целые семь недель осаждал его с величайшим усилием, ежедневно стреляя из пушек, но отступил без малейшего успеха: столь крепок был город и столь упорно защищаем Юрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

—373— 1876 г. жения. Удивляюсь, что чудят-строят. По-моему, если бы кто завернул в Муром из влиятельных и ревностных археологов, досталось бы всем на калачи. Работает все сие особая комиссия, составленная, по преимуществу, из замысловатого и ученого молодого купечества. Ревнуя за древность, следовало бы написать по сему предмету статейку, но боюсь досадить Преосвященному 1096 и гражданам. В сборнике Ратшина о замечательных монастырях и церквах России 1097 , напечатано: «Собор в уездном городе Муроме построен около 1170 года, Кн. Юрием Владимировичем Муромским, праправнуком В. К. Святосл. и храмоздатель его погребен здесь». Судя по счислению, предполагаю, что это был отец св. Петра 1098 Юрьевича, почивающего теперь нетленно в соборе. А в описи Киреевского значится, что собор этот перестроен В. К. Иваном Васильевичем III 1099 . Думаю, в память его пребывания в Муроме от преследования Шемяки. И на главу этого собора, или правильнее, вместо главы, надели деревянную кадушку, да вздумали отапливать. Увы и ах!» В ответ на это писал я от 15-го числа: «Описываемая Вами перестройка и переломка соборного храма истинно возмущает душу. Меня при этом более всего удивляет то, как мог решиться Преосв. Антоний, без ведома Синода, дозволить такое искажение священного исторического памятника. На вакантное диаконское место при моем Кафедр. соборе нашелся во Владимирской епархии добрый диакон, который отличается и голосом, и ростом, и в особенности трезвым поведением. Это – диакон Сокольский из г. Александрова. Он уже явился сюда и всем здесь понравился. 17-го числа отправляюсь в дальний путь, для обозрения церквей. Путешествие мое продолжится не менее месяца. Прошу Вас сопутствовать мне Вашими молитвами». —374— 1876 г. Из Ярославля писал мне от 1-го августа протоиерей А.П. Лавров в ответ на мое письмо от 15-го июля: «Приношу Вашему Преосвященству искреннюю благодарность за Вашу добрую рекомендацию обо мне, какую Вы выразили в письме к новому Владыке нашему. Вместе с сим считаю приятным для себя долгом выразить Вашему Преосвященству глубокую признательность и за присланную Вами мне в дар книгу о Ваших Архипастырских трудах на Полоцкой Кафедре. С большим удовольствием прочитал я это описание Вашей полезной Архипастырской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

409. Борис Юрьевич (Георгиевич), князь белгородско-туровский, один (по Миллеру, четвертый) из одиннадцати сыновей Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого, князя суздале-ростовского 191), вероятнее, от первого брака с дочерью Аепы, хана половецкого, внукой Осеневой, неизвестной по имени, – О времени и месте его рождения точных сведений нет; приезжал в Колтеск (бывший город в земле рязанской), за телом умершего тут своего брата Ивана Юрьевича (Георгиевича 887), которое и повез в Суздаль, к отцу, в феврале 1146 г,; получив от отца Белогород, находился при осаде Луцка, в 1149 г.; пьянствуя «ла сеннице» с дружиной и полами белгородскими, подвергся нечаянному нападению Изяслава II Мстиславича, изгнанного великого князя киевского 106), и бежал в Киев, к отцу, в 1150 г.; участвовал в войне отца с Изяславом II, в 1151 г.; получил от отца Туров (теперь местечко мозырьскато уезда минской губернии), в 1154 г.; по смерти отца, должен был оставить Туров и возвратился в Суздаль, в 1157 г.; ум. тут же, 2 мая 1159 г. – Тело его погребено в Борисоглебской церкви села Кидекши, на р. Нерли, в 4 верстак от Суздаля, – бывшей соборной мужеского Кидекшского или Кидекоцкого-Борисоглебского монастыря, основанного в 1152 г. князем Юрием Долгоруким, и неизвестно когда упразднённого. – Князь Борис Юрьевич был женат на Марье, известной только но имени ), и имел от неё дочь Евфросииию 735). 410. Борис Федорович 410. Борис Федорович, старший из двух сыновей Федора Юрьевича (Георгиевича), князя смоленского ). от брака с неизвестной. – Родословные указывают, что он жил в XIV в., князем не писался и оставил сына Александра, прозванием Иоля , саном боярина, родоначальника угасших дворян Полевых, фамилия которых, присоединенная впоследствии к другой, выезжих Немцев Балк , образовала фамилию Балк-Полевых . 411. Борис Федорович 411. Борис Федорович, прозванием Вепрь , третий из четырех сыновей Федора Константиновича Красного, князя фоминско-березуйского ), от брака с Евпраксией Федоровной, княжной дорогобужской 81), разведевой второй женой Симеона Ивановича Гордого, великого князя московского 176). – Из родословных видно, что он жил в XIV в., князем не писался и оставил сына Василия , умершего бездетным. 412. Брячислав

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

42 Лев Данилович, князь Перемышльский, по желанию дяди Василия, построил монастырь святого Георгия из букового дерева. (История Карамзина, т. IV, примеч. 144). 43 Он скончался в 1289 году и погребен в соборной церкви города Владимира Волынского (История Карамзина, т. IV, примеч. 175). 44 В рукописном Житии блаженного Прокопия сказано, что он пользовался наставлениями преподобного Варлаама Хутынского. Но так как сей угодник Божий († 1193) не был современником Прокопия, то здесь, по всей вероятности, должно разуметь другого подвижника Варлаама (в миру Вячеслава Прокшинича), который жил в Хутыни и умер в 1243 году (Новгородская летопись под 6751 годом). 45 Иоанн и Мария похоронены у Вознесенской церкви Устюга. Память их чтится там доныне. Рукописные святцы называют их святыми, но не указывают времени кончины их. 46 Преподобный Киприан, родом землевладелец Двинской стороны, основал около 1212 года Архангельский монастырь близ Устюга и провел там в подвигах более 60 лет. Он преставился 28 сентября 1276 года в обители своей. Впоследствии над могилою его построен храм и в нем устроена гробница. 47 Чудотворная икона Благовещения Божией Матери, перед которой молился святой Прокопий, перенесена в Москву при царе Иоанне и поставлена в иконостасе Успенского собора. Тяжелая серебряная, позолоченная риза устроена в 1818 году, иждивением Велико-Устюжского градского общества. 48 Местное почитание святого Прокопия началось со дня его кончины. Храм во имя его построен в Устюге в 1495-м, а всеобщее празднование его памяти в 8-й день июля утверждено Московским Собором 1547 года. – Наружность блаженного Прокопия в подлиннике описывается так: «Подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику: стар и сед), волосы на голове русы, борода Козмина (т. е. длинная); рубище дико-багряное, с правого плеча спустилось; в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колени голы» (Буслаева «Очерки словесности и истории» Т. II, стр. 428). 50 Великий князь Димитрий Александрович скончался в 1294 году и погребен в любимом своем Переяславле-Залесском, в соборной Спасской церкви, построенной в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким. Она сложена вся из белого камня и сохранила свой первобытный вид до настоящего времени. Недавно открыты в ней весьма древние фрески, может быть, современные построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

43 Ростовцы и Суздальцы крещены были далеко не все даже в начале XIII века. В Ростове целый конец города – Чудский был языческим во времена преподоб. Чудотворца Ростовского Авраамия, жившего не ранее XIII в. 49 Так сказано об этой церкви в Лаврентьевской летописи (П. С. Л. I, 150); но в других говорится, что вел.князь Андрей только окончил церковь Спаса во Владимире, заложенную отцом его, Юрием Владимировичем (П. С. Л. т. IX, стр. 209). Существующая теперь Спасская церковь относится по своей архи­тектуре к концу XV или началу XVI ст. 50 Летоп. Боголюб, моп. Изд. Общ.ист. и древн. 1878 г. стр. 4. Житие св. великого князя Андрея Боголюбского. 51 Остатки этого храма в виде фундамента были еще видны в 50-х годах нынешнего столетья; по крайней мере их видел известный местный владимирский археолог В. Доброхотов, автор прекрасного сочинения «Древний город Боголюбов», где он и говорит об этих остатках; но в настоящее время и холм (так называемая Ярилова плешь) и долина почти совсем распаханы, и от фундамента не осталось и следа. Жаль, что любители свящ. древностей не догадались поставить хотя небольшую часовню на месте этого памятника борьбы христианства с язычеством во времена Боголюбского. 52 Каменщиками и иконописцами у Боголюбского были, по всей вероятности, греки; но мастера золотых и серебряных дел, финифтьщики были несомненно с запада. Металлическое мастерство процветало в то время в Германии (см. Аделунга.Корс. врата стр. 112); финифтяными же изделиями славились го­рода Кельн и Вердюн.Хранящееся во Владимирском Усп. соборе от времен Боголюбского наплечники с прекраснейшими изображениями из эмали приписываются знатоками кельнским и вердюнским мастерам (Ю. Филимонова о западной эмали в России. Вест. Общ. древн. русского иск. 1875 г. кн. 4, стр. 25). 57 При реставрации наружного вида Усп. собора в 1885–91 г. не восстановлены напр. те золоченые листы, которыми были обиты впадины (комары) между окон соборного купола (трибуна), от которых весь купол с трибуном (в летописи называемый «столп изовну церкви») казался сплошь золотым; нет теперь и золоченых птиц (поткы), и флюгеров (ветрила) по комарам, и золотого пояса, окружавшего всю церковь посредине стен, которые украшали собор снаружи при Боголюбском; и самые «узорочья» спускающаяся по краям кровли, сделанный послед­ней реставрацией, слишком бедны и мизерны в сравнении с теми, какие здесь были раньше. Внутри храма нет также ни золотых листов, которыми были обиты стены собора, ни серебреного амвона, ни золоченых дверей, у которых и косяки, и притолоки были обиты золочеными листами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5. Про клонирование. Ток-шоу по визору Борис Моисеевич со своим новым приятелем Юрием Владимировичем вознамерились отправиться на экскурсию в горный армянский монастырь Святого Креста. Там должна была быть ночная служба. Дина разобиделась на Фому и тоже засобиралась в горную обитель. Фома и сам себе сегодня совсем не нравился. Появившееся чувство нервозности крепло и всё более и более овладевало им. В один из моментов он вдруг понял, что ему не хватает… специфического духа ноосферной сети. Невероятно. С такой искренней неприязнью много лет кряду высмеивать всю эту систему «вражьих голосов», и теперь – ощутить свою зависимость от духа, взращиваемого этой системой. Визоры висели во всех комнатах, поскольку тут, на Биостанции, народ был собран, как правило, непрочипированный. Фома зашёл в свой номер, и при виде висящего на стене окна в мир наваждения, ощутил лёгкий толчок в районе горла, а затем – чуть ниже, как будто какая-то внешняя сила на миг сдавливала дыхательные пути. В глазах потемнело, но уже в следующее мгновение всё это осталось позади, и впереди разверзлись бесчисленные тоннели восприятия навязанных реальностей, только выбирай! Объёмные изображения, заполнявшие пространство комнатушки, конечно, не идут в сравнение с тем эффектом, который вызывала трансляция при посредстве всепланетной ноосферной сети, но, как говорится, «На безптичьи – и жаба соловей». Рассеянно поскакав по тоннелям реальностей, Фома зацепился на программе, посвящённой героям из силовых структур, получившим тяжёлые ранения в ходе антитеррористической операции. Режиссёр передачи сумел так подать образы, что героям невозможно было не сочувствовать. От темы подвигов, совершаемых в мирное время, ведущие совершенно логично перешли к теме прогресса в медицине. Фома уже собрался было переключиться на другой тоннель, полагая, что начнётся опять промывка мозгов очередным наиновейшим коронавирусом, однако, речь пошла совсем об ином. «- Как известно, вчера вступила в силу Поправка к Дополнительному Протоколу к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства, запрещающему клонирование человека. Евразийская Конфедерация не подписывала Дополнительный протокол, однако на клонирование человека у нас до сих пор наложен мораторий. – Вещал ведущий, одетый на удивление скромно и даже можно сказать мужественно.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/02/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010