В 1091 году рукоположен на епископство во Владимир-Волынский. Ум. 1094 года, апреля 27. Память совершается в день преставления (Словарь Р. Св., стр. 252). 44. Преподобный Иоанн игумен, преставися в лето 6000 Был игуменом с 1088 года (Ист. Росс. Uep. II , стр. 43). Не канонизирован (Сергий, III, пр. 3, стр. 63). О жизни его и времени кончины ничего не известно. 45. Преподобный Тимофей игумен, преставися в лето 6000 Игумен Печерский с 1127 года, предшественник Пимена и преемник Прохора. В 1130 г. обложил он раку преподобного Феодосия серебром и золотом, на что Суздальским тысяцким Юрием Симоновичем прислано было 500 гривен серебра и 50 гривен золота. (Филарет, Р. Св., август, стр. 115). Ум. 1131 года. (Митр. Евгений, Описание Киев. Печ. Лавры, стр. 107). Мощи почивают в Феодосиевой пещере. 46. Преподобный Авраамий игумен, преставися в лето 6000 О нем никаких сведений не найдено. Не канонизирован. 47. Преподобный Досифей архимандрит преставися в лето 6000 Он первый принес в Россию с Св. Горы Афонской чин пения XII псалмов и написал ответ на предложенные ему вопросы о жизни Афонских иноков, не вполне уцелевший в рукописях. Под этими вопросами в разных списках он называется то Досифеем, то Феодосием (последнее имя, вероятно, в великой схиме). По соображениям Филарета Черниговского ум. 1219 года и был предместником блаженного Акиндина (Филарет, Р. Св., август, стр. 115–117). Мощи в Феодосиевой пещере. Память 28 августа. 48. Преподобный отец наш иерей Алипий иконописец, преставися в лето 6000 месяца августа в 17 день Учился иконописанию у греческих иконописцев, украшавших Великую Печерскую церковь св. иконами. Когда стенное писание в Печерской церкви было окончено, Алипий пострижен был в иночество преп. Никоном. Считается первоначальником Русского иконописания. Ум. около 1114 года. Память августа 17. Мощи почивают в Антониевой пещере. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Сергиева, на конец уже, власы с ушей свились, на плечах схима, ризы преподобническия, в руках держит образ Пресвятыя Богородицы с предвечным маденцем Иисус Христом» (Викторов, «Киево-Печерск.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Да и чего другого можно ожидать, когда лишь во второй половине XVII века Спасо-Преображенский монастырь зажил спокойной жизнью, а до того беспрестанно оказывался жертвой то соседних князей, то татар, то поляков. Наиболее ранней датой основания обители называют 1033 год. Архиепископ Филарет (Гумилевский) в составленной им " Описании Новгород-Северского Спасо-Преображенского первокласного монастыря " (1873 год) не даёт этой дате на существование. Он полагает, что обитель возникла в XII столетии и отмечает в связи с этим: " Гораздо несомненнее то, что монастырь сей основан в то время, когда Новгород-Северский сделался главою городов, входивших в состав древнего княжения Северского, и столицею особых удельных князей, потому что в 1787 году, при разборе в сем монастыре древней каменной Преображенской церкви для построения новой, ныне существующей, в основании её найден овальный камень, резная надпись которой показывала, что строителями сей церкви были Владимир и Изяслав Давидовичи, первые князья Новгород-Северские, внуки Святослава Ярославича, князя Черниговского, владевшие Новгород-Северским с 1127 по 1136 год " . Велика вероятность, что уже в первые годы своего существования Спасо-Преображенская обитель не единожды подвергалась нападениям. Это могло произойти в 1147 и 1152 годах, когда черниговские князья, вступив в союз с киевским князем Изяславом Мстиславичем, разорили Новгород-Северский и его окрестности в отместку за сговор новгород-северского князя Святослава Ольговича с ростовским князем Юрием Владимировичем против Киева. Летописцы, однако, упоминая о разгроме, учинённом нападавшими в Новгороде-Северском, ничего не говорят об участи монастыря. Достоверными свидетельствами подтверждается пожар в монастыре, последовавший в 1176 году, когда на город напал черниговский князь Святослав Всеволодович, наказывая своего новгород-северского собрата за вторжение в пределы Черниговского княжества. В 1239 году Новгород-Северский постигла тягчайшая напасть, чем все нападения князей вместе взятые.

http://sobory.ru/article/?object=01661

е. по греч. образцу вместо привычных деревянных бань), так что летописец не без удивления замечает: «сего же не бысть преже на Руси». Эти постройки не сохранились, но их остатки изучены археологами. Храм арх. Михаила был большим 5-нефным зданием, украшенным мозаиками и фресками. Роскошную декорацию имело «баньное строение», содержавшее инкрустации из цветного мрамора, фрагменты мозаик, мраморные колонны (см.: Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Л., 1982. С. 32 и сл.). Иногда в лит-ре Е. приписывается строительство каменного Богородицкого собора в Суздале на основании известия Лаврентьевской летописи под 1222 г., что «та бо церкы создана… Володимером Мономахом и блаженым епископом Ефремом». В тождестве поименованного здесь «блаженого епископа Ефрема» с Е. не может быть сомнений, но этому сообщению противостоят данные Киево-Печерского патерика (слово 4) о постройке суздальского собора сыном Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким. Есть в источниках и более определенные следы деятельности Е. по церковному устроению Ростово-Суздальского края: известно, что он даровал Киево-Печерскому монастырю подворье в Суздале с ц. вмч. Димитрия, к-рое снабдил земельными владениями («селами»). Деятельность архиерея в Переяславле выходила за рамки собственно церковной, вторгаясь в область гражданской администрации, что свидетельствует о весьма тесном сотрудничестве Е. с княжеской властью в делах управления. Переяславский стол занимал тогда младший сын киевского кн. Всеволода Ярославича (1078-1093) юный Ростислав. Похоже, это сотрудничество проявлялось и во внешней политике: не названным по имени Русским митрополитом, который в янв. и нояб. 1086 г. участвовал в заседаниях постоянного Патриаршего Синода в К-поле (RegPatr, N 942), мог быть только Е., т. к. Черниговский митр. Неофит умер в 1085 г., а Киевский митр. Иоанн II находился в это время на Руси. Нельзя исключить, что в К-поль Е. привели собственные дела, но в то же время вряд ли случаен визит рус.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Каменкой, к западу от города, на дороге во Владимир. В 1101-1102 гг., вероятно во 2-й приезд кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, в Суздале был заложен каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы. По повелению кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в городе построили каменную ц. «святого Спаса», в княжеской резиденции Кидекше - белокаменную ц. во имя св. князей Бориса и Глеба (см. ст. Борисоглебская церковь в Кидекше ). Возможно, при кн. Юрии Долгоруком был заново сложен из туфа Успенский собор, перестраивавшийся в сент. 1194 г. При восстановлении собора еп. Иоанн «не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и своих - иных олову лияти, иных крыти, иных извистью белити» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 411). По мнению М. Н. Тихомирова , сообщение летописи «указывает на существование в Суздале ремесленных слободок, зависевших от соборного клира и епископа» ( Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 398). Свт. Иоанн, по-видимому, был инициатором основания суздальского во имя святых Космы и Дамиана мон-ря на Яруновой горе, упоминаемого в летописи в нач. XIII в. К северу от города, на дороге в Ростов и Ярославль, находился Евфросиниев суздальский в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне жен. мон-рь , основанный в 1207 г. (ПСРЛ. М., 2001. Т. 7. С. 119; Пг., 1921. Т. 24. С. 86; Т. 33. С. 60). До 1237 г. в городе появились мон-ри суздальский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В. е. в XIII в. Евфросиниев суздальский мон-рь в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Евфросиниев суздальский мон-рь в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) После смерти кн. Всеволода Большое Гнездо (13 апр. 1212) начался распад Суздальского княжества, приведший к разделению Ростовской епархии. По-видимому, во время усобицы между сидевшим в Ростове св. кн. Константином Всеволодовичем и его братом св. кн. Георгием (Юрием) , занявшим владимирский стол, Ростовский еп.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Нестором . Антиминс, возможно, связан с поездкой Н. в 1148 г. в Суздаль к кн. Юрию Владимировичу Долгорукому, когда в результате переговоров были освобождены пленные новгородцы, но мирный договор между Новгородом и Суздалем подписан не был. Титул архиепископа, вероятно, в данном случае означал временное замещение в делах управления Рус. Церковью митрополита, которое прежде осуществлял Белгородский архиепископ, поддержавший в 1147 г. Климента Смолятича ( Назаренко. 2015). Согласно Ипатьевской летописи, патриарх К-польский (им был с кон. 1147 Николай IV Музалон ) «присла к нему грамоты, блажа и причитая к святым его» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 484). Краткое послание Н. патриарха К-польского имеется только в его Житии XVI в. ( Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 4. С. 5). Достоверность этого текста вызывает у ряда исследователей сомнение (1-м эту т. зр. обосновал В. О. Ключевский - Ключевский. 1871. С. 262), поскольку составлен он под влиянием повествования о Н. в киевском летописании, а кроме того, такого акта не знают документы К-польской патриархии; не исключено, что послание патриарха Николая IV представляет собой реконструкцию агиографа (ср., однако: Щапов. Памятники. С. 251-252. 107; Карпов. 2016. С. 339). В 1149 г. святитель был вызван кн. Изяславом Мстиславичем и митр. Климентом в Киев, он отказался признать поставление последнего законным и был посажен в заключение в Киево-Печерский мон-рь. Однако 26 авг. того же года Киев был взят Юрием Долгоруким, Изяслав Мстиславич и Климент Смолятич бежали во Владимир-Волынский. Н. нек-рое время пребывал в Киеве (очевидно, уже не будучи ограничен стенами Печерской обители), а затем был отпущен новым киевским князем в Новгород, куда прибыл не ранее весны 1150 г., «и ради быша людье Новегороде» (НПЛ. С. 28, 215). После того как в апр. 1151 г. кн. Изяслав Мстиславич вернул себе киевский стол, Климент Смолятич вновь оказался на митрополичьей кафедре, но после кончины этого киевского князя 13 (или 14) нояб. 1154 г. нареченный митрополит бежал из Киева на Волынь вместе с кн.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Отсюда-то и стала известна под названием Феодоровской та особенно в Костроме многочтимая икона, которая так чудно явилась князю Василию Ярославичу. По истечении немногих времен получил разрешение немало интересовавший всех костромичей вопрос о том, откуда же явилась эта икона, где она имела раннее местопребывание. В ряду многих приходивших на поклонение новоявленному образу Божией Матери прибыли в церковь во имя святого великомученика Феодора Стратилата несколько жителей «гостей и купцов» из разоренного Городца, который построен был на месте небольшого поселка с именем «Малый Китеж» еще князем Юрием Долгоруким в 1149–1157 годах и доныне существует с тем же названием в виде торгово-промышленной слободы (в Нижегородской губернии). По построении Городца князь Юрий Владимирович и граждане пожелали перенести в этот город и поместить в главном его храме во имя святого архистратига Михаила ту икону Божией Матери так называемую Одигитрию, которая неизвестно с каких времен находилась в деревянной часовне на кладбище в упомянутом поселке и была особенно чтимой среди местных жителей. С этой целью устроен был торжественный крестный ход к кладбищенской часовне в сопровождении князя и народа. Прибывшие в часовню по окончании молебного пения хотели взять честную икону Богоматери, но, видимо, не было угодно Божией Матери перенесение святой Ее иконы на другое место; святая икона, удерживаемая невидимой чудесной силой, осталась на своем месте неподвижно. Все бывшие свидетели столь дивного явления пришли в ужас, и святая икона была оставлена на прежнем месте в часовне. Чудесное это событие внушило князю благочестивую мысль – устроить вскоре же на том месте благолепный храм в честь Божией Матери с обителью для иноков. В этом храме с 1154 года и находилась святая икона до времени самого разорения Городца дикими монголами, которые появились в пределах Волги в XIII веке после того, как подверглись страшному опустошению и разорению Киев, Владимир и другие многие города и селения. Городец был разрушен монголами в 1237 году, при чем жители его погибли или взяты в плен, монастырь сгорел, а икона Богоматери так называемой Одигитрии не была никем вынесена из храма монастырского, также сгоревшего, и с того времени «не обретеся в их городе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

С кон. 30-х гг. XII в. Н. стремится согласовать свои действия с новгородской внешней политикой. В 1140 г. Н. был послан новгородцами к Киевскому кн. Всеволоду Ольговичу, к-рый просил принять его сына в Новгород на княжение. Поскольку новгородцы настаивали на том, что хотят князя только из Мономашичей, Всеволод вернул новгородцев, задержал их вместе с епископом (к-рый, следов., разделял их позицию) на неск. месяцев, а затем, видя их упорство, вынужден был согласиться с княжением в Новгороде кн. Святополка Мстиславича. В 1141 г. Н. и остальные новгородцы были отпущены со Святополком из Киева; узнав об их приближении, новгородцы арестовали присланного суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким на княжение в Новгород Ростислава и посадили его в епископском дворе новгородского Детинца. В 1145 г. свт. Михаил отправился в Византию (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 312), где, по всей видимости, скончался или сложил с себя сан митрополита, т. к. больше о его пребывании на Руси ничего не известно. Перед отъездом митрополит затворил в Киеве для богослужения кафедральный собор, что заставляет предполагать некий конфликт между митрополитом и княжеской властью (см.: Назаренко. 2013. С. 89-91, 94-96, 177). В июле 1147 г. Собором русских епископов в Киеве митрополитом Киевским без санкции К-поля, по инициативе Киевского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича был поставлен Климент (Клим Смолятич) . Н. (который, по мнению ряда исследователей, М. Д. Присёлкова и др., не принимал участия в Соборе), имевший репутацию знатока канонического права, не признал решение Собора и возглавил церковную оппозицию Клименту. Вероятно, спустя нек-рое время он перешел в прямое подчинение к патриарху. Косвенным свидетельством этого является получение им, по всей видимости впервые в истории Новгородской кафедры, титула архиепископа, который зафиксирован на антиминсе 1 сент. 1148 г. из Николо-Дворищенского собора в Новгороде ( Рыбаков. 1964), содержащем также свидетельство его сослужения с Ростово-Суздальским еп.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Обращение кн. Изяслава за помощью в Венгрию и Польшу. Радзивиловская летопись. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 188 об.) Отказ кн. Юрия Долгорукого выполнить условия договора с Изяславом Мстиславичем. Обращение кн. Изяслава за помощью в Венгрию и Польшу. Радзивиловская летопись. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 188 об.) После примирения в 1147 г. Владимира и Изяслава Давидовичей со Святославом Ольговичем задача противостояния черниговским князьям стала одной из важнейших для И. М., в то время как Ростислав Мстиславич должен был сдерживать Юрия Долгорукого на севере. В нач. 1148 г. И. М. взял Городец Остёрский, представлявший собой анклав ростово-суздальских князей в Юж. Руси. Вскоре И. М. осадил Чернигов и разорил городскую округу. В 1148 г. И. М. заключил союз с черниговскими князьями, в февр.- марте 1149 г. Мстиславичи разорили владения ростово-суздальского князя в верховьях Волги. В июле 1149 г. войска Юрия Долгорукого и союзные ему половцы выступили на Киев. В сражении под Переяславлем 23 авг. 1149 г. они нанесли поражение отрядам И. М., который бежал во Владимир-Волынский. Получив помощь из Центр. Европы, И. М. намеревался возобновить борьбу за Киев, для чего позвал на киевский стол дядю Вячеслава Владимировича. Однако союзники И. М. оставили его из-за нападения пруссов на Польшу, а Юрия Долгорукого поддержал галицкий кн. Владимирко Володаревич. В этой ситуации И. М. начал переговоры с Юрием Долгоруким. В марте 1150 г. между князьями был заключен мир, по к-рому И. М. отказался от Киева. На состоявшейся позднее встрече Юрия и Вячеслава Владимировичей с И. М. в Пересопнице было решено вернуть последнему его имущество, захваченное ростовским войском в сражении 23 авг. 1149 г. Невыполнение Юрием Долгоруким условий договора стало поводом для И. М. к походу на Киев летом 1150 г. После победы над отрядами Глеба Юрьевича у Пересопницы И. М. вступил в столицу и вынудил въехавшего туда ранее Вячеслава Владимировича перейти в Вышгород. Между тем Юрий Долгорукий соединился с Ольговичами и Давидовичами, на помощь ему шел галицкий кн.

http://pravenc.ru/text/293929.html

Владимирко Володаревич. В этих неблагоприятных обстоятельствах И. М., желая прикрыться династическим авторитетом Вячеслава Владимировича, старшего брата Юрия Долгорукого, поехал в Вышгород и, признав старейшинство дяди, предложил ему киевское княжение. И. М. добился соглашения с дядей, но из-за военного столкновения с Владимирком Володаревичем не смог сохранить Киев и отступил во Владимир-Волынский. В кон. февр.- нач. марта 1151 г. И. М. начал новый поход на Киев. Заняв город, князь подтвердил старейшинство Вячеслава Владимировича, и последний торжественно въехал в Киев в качестве старшего соправителя И. М. «Дуумвират» обеспечил легитимность киевского княжения И. М. с т. зр. родового старейшинства и лишил Юрия Долгорукого возможности выдвигать претензии на киевское княжение. В мае 1151 г. на р. Рут (ныне Протока) состоялось решающее сражение в ходе военного противостояния И. М. и Юрия Долгорукого, в к-ром войска ростово-суздальского князя были разгромлены, а И. М. тяжело ранен. Юрий Долгорукий бежал в Переяславль, после чего до смерти И. М. не предпринимал активных попыток захватить киевский стол. К весне 1152 г. И. М. лишил Юрия Долгорукого всех владений в Юж. Руси (Переяславля, Городца Остёрского). В февр. 1153 г. И. М. вместе с племянником Романом Ростиславичем и черниговскими союзниками осадил Новгород-Северский, принудив кн. Святослава Ольговича просить мира и обещать разорвать союз с Юрием Долгоруким. В 1152-1154 гг. И. М. организовал неск. походов на Галицкое княжество, в результате к-рых он вернул захваченные в 1151 г. галицким кн. Владимирком Володаревичем города Шумск, Тихомль, Выгошев и Гнойница в Погорине, а также Бужск. И. М. был женат дважды. Первый брак был заключен до 1130 г. (обзор мнений о возможном происхождении его 1-й супруги см.: D browski D. Genealogia Mcisawowiczów. Kraków, 2008. S. 121-126), княгиня скончалась зимой 1151/52 г. Весной 1154 г. И. М. женился на «обезской царевне», по предположению исследователей Русудан, дочери груз. царя Деметре I.

http://pravenc.ru/text/293929.html

–  Единоборства применительно к самообороне делятся на олимпийские и неолимпийские. По моему мнению, для получения навыков самообороны лучше подходят неолимпийские виды единоборств. Но это не значит, что олимпийские чем-то хуже. Преимущества, как и недостатки, существуют и там, и там. Олимпийские виды единоборств (бокс, борьба и др.) менее травматичны при освоении, поскольку основной задачей ставят зарабатывание спортивных баллов, а не нанесение вреда сопернику. Тогда как неолимпийские несут в себе более прикладной, разрушительный характер. Преимущества олимпийских видов единоборств в хорошей методике обучения, высоком уровне физической подготовки детей, наличии научно-методической литературы, квалифицированном тренерском составе. Минусы – большинство приемов рассчитаны на спортивное применение, физически сильных людей и слабо применимы в реальной уличной ситуации. Плюсы неолимпийских видов единоборств – более прикладной аспект в применении, возможность исполнения приема с меньшими затратами силы, возможность применять в самообороне подручные предметы. Если цель –  научиться именно самообороне, то неолимпийские единоборства, я считаю, подойдут больше. В России есть школы, которые имеют в своей программе специальные модули по детской самообороне. По моему мнению, лучшая в России методика обучения элементарной самообороне детей и подростков разработана известным мастером единоборств Юрием Владимировичем Кормушиным. Вторая школа, имеющая специальную программу обучения детей самообороне, –  крав-мага, система рукопашного боя, разработанная в Израиле. – А самостоятельно научиться чему-то можно? Например, по видеоурокам или книгам? – Самостоятельно, без помощи тренера заниматься бесполезно. А вот для подкрепления практических занятий книги и видео – хорошее подспорье. – Родители определились с единоборством, но пока не выбрали секцию и тренера. Решили обойти все доступные и посмотреть. На что им следует обратить внимание? Образование тренера, опыт, что еще? – Образование тренера желательно, но не всегда оно имеет вес и влияет на результативность. Опыт тренера тоже имеет значение, но начинающие тренера зачастую компенсируют энтузиазмом и большей энергией, стараются вкладываться в детей на 150%. Первое, на что следует обратить внимание – «теплый» ли человек тренер, не равнодушен ли он к ребенку. Это особенно важно в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Обязательно стоит попроситься поприсутствовать на занятии, посмотреть тренера в работе. Если он откажет – это повод задуматься.

http://pravmir.ru/dedushka-ne-mog-utashh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010