С приходом к власти большевиков в Рыбинске в 1918 году и издании декрета об отделении Церкви от государства монашествующие Югского подворья вынуждены были обратиться в отдел культов при Совете депутатов. Письменная просьба о передаче зданий подворья с храмом и часовней «членам подворья для религиозного использования» хранится в Рыбинском филиале ГАЯО. Храм с часовней были открыты в марте 1919 года, но уже в июле «эксперт Народного комиссариата юстиции рекомендовал «домовый храм подворья ликвидировать, прекрасное здание, находящееся в самом центре города, использовать для каких-либо общественных целей, в особенности если принять во внимание существующий в Рыбинске острый квартирный кризис». Домовая церковь на подворье Югского монастыря была закрыта по решению пленума исполкома от 28 мая 1920 года. В октябре это решение вступило в силу, и подотдел культов просил коммунальные службы «в кратчайших срок выселить проживающих на подворье монахов, а епископа Рыбинского Василия (Бирюкова) переселить в Толгскую церковь подворья Толгского монастыря». По личной просьбе епископа Василия о передаче ему под расписку имущества из келии ему разрешили взять одну икону из четырех, о которых он писал. «Имущество келий было разобрано по кабинетам советских управленцев», — пишет А.В. Михайлов в книге «Храмы и культовые сооружения Рыбинска» со ссылкой на документы отдела культов в фонде Р-2 Рыбинского филиала ГАЯО. «Такой же ответ поступил и на просьбу иеромонаха Антония, более 26 лет заведовавшего подворьем, о передаче ему одной иконы и священнического облачения, приобретенного «личным трудом вне монастырского послушания», и личную библиотеку из книг духовного содержания… По прошению церковно-приходского совета Югской пустыни был передан список с Югской иконы Божией Матери из Никольской домовой церкви подворья, перевезенный туда из монастыря в 1906 году при освящении этого храма. Образ был передан вместе с жемчужной ризой, серебряной рамой и лампадой, а также с серебряным киотом и фонарем, употреблявшимся при крестных ходах в городе».

http://sobory.ru/article/?object=34875

Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 г. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 г. обитель вновь пострадала. В 1676 г. к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его святителю Алексию, митрополиту Московскому. Территория монастыря была небольшой и обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны, с других сторон ограду монастыря заменяли «надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская». По парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, еще в XVIII в. соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память о важном событии - обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. В 1764 г. в Афанасьевский монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой; в 1773-м - игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной иконы Югской Богоматери в Углич, Рыбную слободу и Мологу. Указом императрицы Екатерины II от 31 марта 1764 г. Афанасьевская обитель была причислена к заштатным: «ни в каком классе не состоит, но имеется… в числе оставленных на свое содержание монастырей». 25 июня 1768 г. в центральной части Ярославля снова случился пожар, после которого был составлен перечень причиненного ущерба. От огня пострадали оба храма игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда. «Всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб.» сообщается в данном перечне. Во время восстановительных работ после пожара 1768 г. была поновлена живопись церкви св. святителей Афанасия и Кирилла, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. В 1820-1830-х г.г. в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: «в связи с северной стеной» были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; «в связи с восточной оградой» - две братские кельи; около 1825 г. для церкви Афанасия и Кирилла выполнили новый иконостас; в 183-м - теплый храм был «распространен и по местам украшен живописью», росписи в нем исполнил живописец Тимофей Медведев. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=00575

Территория монастыря была небольшой, обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны. С других сторон ограду монастыря заменяли " надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская. " Синодальный период В XVIII веке по парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного . При секуляризационной реформе в 1764 году, указом императрицы от 31 марта, обитель была причислена к заштатным. В том же году в монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой . 25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, в котором от огня пострадали оба храма, игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда монастыря. А " всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб. " В 1773 году игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной Югской иконы Богоматери в Углич , Рыбную слободу (ныне Рыбинск ) и Мологу . В 1820-1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: " в связи с северной стеной " были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; " в связи с восточной оградой " - две братские кельи; подновления коснулись и главного храма обители. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода , всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов. 12 декабря 1857 года император утвердил синодальное определение о возведении монастыря в степень третьеклассной обители , с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов . Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма. Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт. Его родичи и потомки продолжили покровительствовать обители.

http://drevo-info.ru/articles/20489.html

Там же. С. 137-140; Игнатия (Петровская), монахиня . Слово о старчестве//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 198-202. О нем: Жизнь и деяния прозорливого старца отца Петра Томаницкого, заштатного священника в слободе Входо-Иерусалимской, близ города Углича. Ярославль, 1886; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX bb. Сентябрь. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 19-61. В учебных заведениях духовного ведомства фамилии учеников часто менялись, например, в случае, если в заведении были однофамильцы. Иеромонах Адриан сын сельского диакона, в 1819 г. поступил в пошехонский Адриановский монастырь, в 1826 г. пострижен и рукоположен во священника, на подвиг старчества вступил в нач. 1830-х; из-за конфликта с игуменом, запретившим принимать народ (его указание старец неукоснительно выполнял), в 1851 г. перешел в Югскую Дорофееву пустынь, где и скончался. (Югская Дорофеева пустынь ныне находится на дне Рыбинского водохранилища.) О нем: Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX bb. Август. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 113-159. См.: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I. Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. Шамордино, 1915. Переиздание: Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. М.-Рига, 1995. В момент начала старческого служения преподобному Паисию Величковскому и И.И Троицкому не было и 30 лет, старцу Адриану Югскому было чуть более 30-ти, преподобному Гавриилу (Зырянову) - 37 лет, преподобномученику Игнатию (Лебедеву) - чуть более 40-ка, преподобному Зосиме (Верховскому) - 50 лет, а отцу Петру Томаницкому - почти 70 лет.

http://bogoslov.ru/article/442197

В 1797 году подворье выгорело вновь. Земельному участку, в соответствии с новым городским регулярным планом застройки, надлежало стать проезжей частью. В то же время, другую часть сохранившегося надела оспаривали соседи. Но в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранятся документы, свидетельствующие о том, что иеромонах Арсений просил оставить участок за монастырем, чтобы со временем выстроить здесь каменный дом для нужд обители. В это время свои участки добровольно пожертвовали монастырю посадские Афанасий Бронников и Никита Еремеев. Что касается остававшихся спорными участков, то по этому поводу в 1798 году началось судебное разбирательство, продолжавшееся до 1803 года. В результате земля осталась за монастырем. Правда, один из купцов, претендовавших на землю, согласился уступить ее с условием, что Югский монастырь возвратит ему 500 рублей, пожертвованных ранее на строительство нового собора в обители. Строительство каменного здания подворья было закончено в 1804 году. Подворье Югской Дорофеевой пустыни занимало участок размером 30х22 метра. Не верхнем этаже здания по улице Крестовой находились жилые помещения. В нижнем этаже по левую сторону от ворот располагались две торговые лавки, которые сдавали в аренду. Справа от ворот, рядом с часовней, было еще одно жилое помещение. Со стороны Торговой площади были выстроены пять двухэтажных лавок, доход от арендной платы за которые достигал 1500 рублей в год серебром. Сама же часовня приносила пустыни годовой доход в размере 450 рублей. Часовня располагалась в угловой части здания, размеры ее внутреннего пространства составляли 4,3х3,5 метра. Каждый из двух ее фасадов был украшен двумя парами высоких полуколонн с ионическими капителями и фронтоном с луковичной главкой на низком барабане. Четверик часовни находился под одной крышей с двухэтажными зданиями подворья. Интерьер часовни был украшен иконостасом лазоревого цвета, с «покрытыми поталью» колоннами, увитыми резным виноградом. В центре нижнего яруса находился список с чудотворного Югского образа Божией Матери в золоченой раме. Судя по описанию, икона была составной: сам образ был вставлен в раму-икону, на которой были написаны сцены с чудесами, происходившими от Югской иконы. Эта рама была обложена серебряным иконостасом чеканной работы. Риза и венец были украшены настоящим жемчугом с вправленными в серебро «аметистами и малахитами», с простыми красными каменьями, осыпанные «берузами». Оплечье Божией Матери оправлено «кованью серебряной», а поля иконы – «кованью золотой».

http://sobory.ru/article/?object=34875

К этому же изводу принадлежит ярославская икона сер. XIX в. в серебряном чеканном окладе (частное собрание, Ярославль): слева - коленопреклоненный Д. с поднятыми в молении руками (без имени), справа - Югский образ Божией Матери на дереве с пышной кроной (надпись на верхнем поле: «Юския [Пресвят]ыя Б[огороди]цы»). На окладе, изготовленном в Ярославле в 1850 г. мастером серебряного дела Афанасием Портновым, добавлен нимб у преподобного, отсутствует куст у основания дерева, поля украшены чеканными рокайльными завитками. В посл. трети XIX в. написана икона с аналогичной композицией (РГИАХМЗ), образец народного примитива: Д., с окладистой бородой с проседью, в мантии и куколе, со сложенными в молении перед грудью руками, припал на одно колено, за ним ровная горизонталь реки с деревьями на др. берегу. С небольшими отличиями в деталях этот тип изображения воспроизведен на иконе 2-й пол. XIX в. (ГЭ; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. ХХ в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 31, 101. Кат. 17). Прп. Дорофей Югский. Эмалевая икона. Кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Ярославль) Прп. Дорофей Югский. Эмалевая икона. Кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Ярославль) Др. иконографический извод встречается, напр., на иконе 2-й пол. XIX в. из ц. Покрова Богородицы с. Покров Рыбинского р-на Ярославской обл. Коленопреклоненный седобородый Д. с нимбом изображен справа на берегу р. Юги, на противоположном берегу слева - дерево с Югской иконой Божией Матери и строения Дорофеевой пуст.: св. ворота, Троицкий собор и 3-ярусная колокольня. В композицию введены 2 клейма с образами святых - евангелиста Иоанна Богослова и прп. Матроны, небесных покровителей заказчиков. Иконы такого типа писались в кон. XIX - нач. ХХ в. (РГИАХМЗ), как правило, на золотом фоне с гравировкой - постройки Югской пуст. передают сложившийся к кон. XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря, известный по гравюрам и фотографиям: белокаменные одноглавая и 5-главая церкви и 4-ярусная колокольня с зелеными кровлями и куполами с золотыми главками. Более подробно сооружения обители показаны на фоне небольшой паломнической иконы кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание), более условно, с кирпичной стеной - на иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) «Явление Юския Пре[святыя] Б[огороди]цы» (руки святого сложены крестообразно). На иконе нач. XX в., выполненной в народном стиле в одной из ремесленных мастерских, существовавших в селах Ярославской губ., Д. изображен в правой части композиции, в темной мантии и клобуке, с поднятой для крестного знамения десницей, без вида пустыни (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/180249.html

Тело в Бозе почившего старца отца Адриана ночевало в его келье, и народ, в эту пору во множестве собравшийся из окрестных городов и селений в Югскую Обитель, по случаю встречи Чудотворной Югской Иконы Божией Матери невозбранно от отца Игумена, начал стекаться в келью, где лежало тело почившего старца, – чтоб отдать последний долг своему наставнику, утешителю и молитвеннику благоговейным поклонением и лобзанием его труженического тела. 2. Обстоятельства выноса тела отца Адриана из кельи в Церковь На другой день, после вечерни, отец Игумен с братией приготовились выносить тело отца Адриана из кельи в Церковь Преподобного Дорофея, для чего собрались в келью к его телу и пропели литию, как вдруг Господь устроил облако с громом, молнией и проливным дождём, не каплями, а обильными струями наводнившим монастырь. так что идти было не возможно. Много времени стояли в келье около тела отца Адриана в ожидании прекращения дождя, но дождаться не могли; когда Иеродиакон напомнив отцу Игумену: верно Батюшке отцу Адриану не угодно, чтобы тело его сегодня мы вынесли из его кельи в Церковь , предложил ему отложить вынос до другого дня, и тот согласился: дождь прекратился, сделалось ясно и облаков будто не было. только вода обильно разлилась по монастырю. И так вынос тела в Бозе почившего старца совершён был из кельи его соборне отцом Игуменом с несколькими Иеромонахами уже на третий день блаженной его кончины, и гроб поставлен был в Церкви Преподобного Дорофея, где двумя братиями попеременно читался Псалтирь. 3. Чудное пение и откровения благочестивым, при отпевании тела в Бозе почившего старца Адриана, и погребение тела его Утром в понедельник, после ранней обедни, тело его из Церкви Преподобного Дорофея перенесено было в собор. Во время перенесения и стояния его в Соборе до поздней обедни многими, (а некоторыми и во время обедни), слышимо было приятнейшее пение, как будто в отдалённости и многих голосов, – это пение возбудило общее внимание, так что всякий в удивлении друг у друга спрашивал: где это поют так хорошо? Братия Обители предполагали, что на гостинице поют странники или под собором отправляют панихиды над могилами погребаемых там, а другие относили это к пению братии на спевке (которой никогда не бывает) для Обедни, а первые и преданные старцу сердца удостоены явственно в воздухе слышать преприятнейшее пение Трисвятого: Святый Боже!

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Вадим Иванович – см. Филиппов Вадим Иванович. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348), византийский ересиарх. Учил о тварности Божественных энергий. – 85. Варсонуфий Великий (? – 563), преподобный, подвижник монастыря аввы Серида. – 141. Варфоломей (Поповский) (? – 24.12.1862), игумен. С 1837 настоятель Югской Дорофеевой пустыни, где ввел устав Белобережской пустыни. В 1853 приезжал в Санкт-Петербург для объяснения перед Св. Синодом по поводу своего отказа от настоятельства Соловецким монастырем. – 198, 199, 203, 204. Василий Великий (ок. 330–379), святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, богослов, великий отец и учитель Церкви. – 83, 85, 86. О. Вассиан (? – 28.05.1859), монах Оптиной Пустыни. Пострижен в мантию в 1819 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В Оптиной пустыни подвизался с 1853 г. – 150, 162. Вера (Верховская) (04.12.1801 – 20.11.1859), первая игумения Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, племянница прп. Зосимы (Верховского) . Написала пространное житие прп. Зосимы с прибавлением его духовных высказываний. Духовная дочь прп. Антония (Путилова) Оптинского. – 197. Викторин (Любимов) (17.04.1821 – 21.08.1882), епископ, духовный писатель. 14.04.1857 возведен в сан архимандрита. С 15.09.1857 г. – бакалавр С.– Петербургской академии. С 29.10.1858 ректор Костромской семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. В 1858 г. редакцией журнала «Христианское чтение» была издана книга архимандрита Викторина «Истинный друг духовного юноши: практические наставления воспитанникам духовных училищ». В 03.11.1868 хиротонисан во епископа Чебоксарского. – 131. Виталий (Гречулевич) (01.01.1822 – 14.05.1885), епископ, духовный писатель, деятель церковного просвещения, экзегет, проповедник. В 1857 издал книгу Авдия Востокова «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду». 13.05.1879 хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 06.10.1882 – епископ Могилевский и Мстиславский. – 187. Гавриил (Спасский) (1817 – 02.01.1871), иеросхимонах Оптиной пустыни, художник, помогал прп. Макарию в написании писем. Написал несколько натурных портретов оптинских старцев – прп. Макария, прп. Антония, прп. Моисея. – 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вернуться 23 Жития преподобных старцев Оптинской пустыни. Holy Trinity Monastery. Printshop of St. Job of Pochaev. Jordanville, New York. 1992. Вернуться 26 Св. прав. Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы. О соборности молитвы. По заказу Свято-Евфросиньевского монастыря г. Полоцка. СПб., 1991. Вернуться 31 Старец Георгий Затворник//Проснись, душа… Школа Православия для новоначальных. Избранные советы и наставления святых отцов на все случаи жизни. М.: Ковчег, 2007. Вернуться 32 Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, глл. 48—49. Святитель Феофан Затворник переводил эту книгу на русский язык. Вернуться 33 Житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца//Жития святых. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004 Вернуться 35 Святитель Феофан рекомендовал в случае, если нет времени или сил на вычитывание всего утреннего или вечернего молитвенного правила, сокращать его, но не отменять. См. Свт. Феофан. Письма о духовной жизни. М., 1897 Вернуться 36 Душеполезные поучения свт. Феофана Затворника. Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2008. Вернуться 39 Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, гл. 47. М.: Отчий дом, 2007. Вернуться 40 Сщмч. Поликарп Смирнский. Послание к Филиппийцам//Писания мужей апостольских. М.: Амфора, 2007. Вернуться 41 См. Руководство к духовной жизни старца Адриана, иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни. М. – Рига, 1995. Вернуться 42 Прп. Симеон Новый Богослов. Слово о начале жития весьма полезном и спасительном//Двенадцать слов в рус. пер. с эллино-греч. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1869. Вернуться 44 «Прежде вы спрашивали часом раньше кончать правило. Не прозревая хитрости врага, я согласился на это. Теперь враг подсел к вам и натолковал, что можно молитвенное правило сократить еще, внесши в него рукоделие. Так совсем разорилось ваше обычное молитвословие. Не добре так. Потрудитесь восстановить его, как оно было в начале. Если для вас удобнее кончить правило часом раньше, то положите и начинать его раньше». Письмо 528, вып. III.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Спасокаргопольский Палеостровский Филиппо-Ирапская пустыня Московской Московский Сретенский По 1 Строителю и 6 братьев Московский Покровский Николаевский Перервинский 1 Строитель и 15 братьев Николаевский Песношский 1 Строитель, 29 монашествующих, 5 больничных, 35 прибавки последовало в 1801 году, Сентября 17 Коломенский Бобрено-Голутвин По одному Строителю и 6 человек монашествующих Троицкий белопесоцкий Пустыни: Давыдова Николаева Бирлюкова Екатерининская Санкт-Петербургской Рождественский Коневский По одному Строителю и по 7 человек монашествующих Богословский Череменецкий Веденский Островский Казанской Казанский Иоанновский По одному Строителю и по 7 человек монашествующих Казанский Феодоровский Цивильский Тихвинский Сызранский Вознесенский Пустыни: Чебоксарская Спасо-Геронтиева Царево-Кокшайская Мироносицкая Свияжская Подворная Макарьевская Астраханской Астраханский Иоанно-Предтеченский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Астраханский Покровский Кизлярский Крестовоздвиженский Астраханский Воскресенский Чуркинская Николаевская пустыня Тобольской Туринский Николаевский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Рафаиловский Троицкий Ярославской Петровский, что на поле По одному Строителю и по 6 человек монашествующих, а в Югской Дорофеевой Пустыне по именному Указу 10 февраля 1803 года, велено быть 30 человекам, да сверх сего больничных 5 человек Троицкий Варницкий Белогостицкий Ярославский Афанасьевский Николаевский Улейминский Пустыни: Югская Дорофеева Исакова Псковской Никандрова пустыня По именному Указу 1800 года, Октября 20, велено умножить монашествующих до 30 человек 1 Строитель и 6 монашествующих Рязанской Успенский Ольгов Ряжский Дмитриев По одному Строителю и по 6 монашествующих Данковский Покровский Скопинский Духов Пустыни: Пронская Спасская Раненбургская Петропавловская Тверской Николаевский Малицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Николаевский Клабуков Дмитровский Кашинский Житенный Пустыни: Могилёвская Теребенская Столпенская

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010