Примечания: 1 Со временем – после разделения единой Церкви на западную и восточную – эта функция иконы приобретает и еще один оттенок: икона становится свидетельницей Православия, аккумулирует в себе особенности православного вероучения и православного церковного искусства, начинает выступать как наглядный символ православного вероисповедания. 2 Перед иконой Спасителя молился в ночь накануне убийства в своем шатре св. князь Борис с отроком Георгием Угрином. Перед походной иконой изображается Борис и на миниатюрах. Новгород-Северский князь Игорь, как сообщает Лаврентьевская летопись, в ночь перед побегом из половецкого плена также молился перед иконой и крестом и взял их с собой в дорогу. 3 Описание труда иконописцев содержится во многих работах. 4 Конечно, возникли они гораздо раньше XVI века. 5 Мы имеем в виду жаргон офеней, который дал название воровскому жаргону – «феня», «по фене ботать». 6 Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы (описано в Киево-Печерском патерике), Елецкая-Черниговская, Царевококшайская, Жировицкая, Ахтырская. 7 Елеоточивая и многие другие. 8 Писидийская (об этой иконе говорится в материалах VII Вселенского собора), Устюжское Благовещение, Толгская. 9 Знамение (Новгородская), Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Каплуновская, Плачущая (Сокольская-Румынская), Страстная-Плачущая (Нью-Йоркская). 10 Иверская, Закланная, Ченстоховская, Кипрская, Нечаянная Радость и др. 11 Касперовская, Серафимо-Понетаевская и около трехсот икон, обновившихся в 20х годах ХХ века. 12 Лиддская-Римская, Иверская, Тихвинская и др. 13 Владимирская, Казанская, Курская-Коренная, Елецкая и др. 14 Скоропослушница, Югская, Смоленская-Соловецкая, Нечаянная Радость и др. 15 Иногда, правда, в таких работах заметно стремление вытеснить православное богословие с иконы (назвав его идеологией) с помощью якобы незаинтересованного научного подхода; на деле же получается вольная или невольная попытка вытеснить богословие методами марксистской идеологии или научного атеизма.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 11 (770) , 1 (33) . в этом году (за прошлые годы с 2010-11-22) Происхождение изображения: Загружено 2010-11-22, анонимно. Описание: БОГОМАТЕРЬ НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ СО 120 ЧУДОТВОРНЫМИ ИКОНАМИ БОГОМАТЕРИ. Первая половина XIX века. Москва. Дерево; темпера. 121 x 94. Поступила в 1941 году. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. Реставрирована в 1994 году в ГТГ И.В. Авериной. ГТГ инв. 28821. Клеймы: Нечаянная радость, Арапетская, Новоникитская, Призри на смирение, Цареградская, Святоильинская, Словенская, Иерусалимская, Писидская, Виленская, Лоретская, Корсунская, Ерманская, Семиозерская, Руденская, Яхромская, Яскинская, Теребинская, Что в Успенском соборе, Мати и Дева, Благоуханный цвет, Воспитание, Долинская, Неувядаемый цвет, Милостивая, Смоленская, Пахромская, Купятицкая, Дамаскинская, Селигерская, Новгородская, Новодворская, Барловская, Патменская, Сохомская, Прежде рождества Дево, Огневидная, Трех радостей, Умягчение злых сердец, Обет страждущих, Взыскание погибших, Не рыдай Мене Мати, Кипрская, Вододательница, Малетинская, Декточерская, Египетская, Елецкая, Ватопедская, Синыйская (?), Венская, яже в Уграх, Сокольская, Межетская, Девпетерубская, Ченстоховская, Римская, Молдавская, Антиохийская, Численская, Что Тя наречем обрадованная, Александрийская, Что у Спаса во дворце, Византийская, Кипяжская, Цесарская, Муромская, Тамбовская, Ильинская, Молченская, ?, Старорусская, Братская Киевская, Вутиванская, Любеческая, Жировская, Чтрево Твое бысть святое, Мателикийская, Думницкая, Пименовская, Ярославская, Колочская, Шуйская, Троеручица, Собольская, Умиление, Ахтырская, Галацкая, Великоустюжская, Ржевская, Коневская, Псковская, Святогорская, Абалацкая, Силуамская, Тольская (?), Костромская, Свенская, Грузинская, Петровская, Положение пояса, Далматская, Гребневская, Игрицкая, Югская, Звенигородская, Михсинская (Миасинская ?), Калужская, Исаковская, Почаевская, Филермская Собор Богородицы Амартинская Тумбовская Модецкая (Моденская ?) О всепетая Мати. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Собор Богородичных Икон (Многочастная Икона Пресвятой Богородицы) " .

http://pravicon.com/image-11757

Пожары, случавшиеся в последующие после кончины преподобного Димитрия годы, дважды уничтожали церковь , но каждый раз рака его оставалась невредимой. После сооружения и освящения третьего по счету храма, одному тяжкоболящему иноку было видение: в новом храме вдоль стен стоят благообразные старцы. «Среди них должен быть и преподоб ный Димитрий», – подумал монах. Вдруг из алтаря раздался громоподобный голос: «Ты ищешь Димитрия? Ныне он в Казани». При этом инок сразу же почувствовал себя здоровым. Оказалось, что в то время икона преподобного Димитрия по некоему откровению была отпущена из монастыря с воиском, которое посылал в первый поход на Казанское ханство великий князь Иоанн Васильевич III (по преданию, эта икона была написана преподобным Дионисием Глушицким, † 1437, память 1 июня). В тот самый день, когда было видение иноку, русское войско одержало победу. Одновременно и великий князь видел явившагося ему преподобного Димитрия. Вскоре, по возвращении воиска, чудотворный образ, украшенный и с щедрой милостьшею, был отправлен Иоанном III назад. 3 июня 1503 года в Вологде произошло сретение (встреча) прибывшей из Москвы иконы, которая с великими почестями была препровождена епископом Вологодским Никоном в Прилуцкий монастырь. С тех пор в память об этом событии ежегодно 3 июня из вологодского соборного Софийского храма в обитель преподобного Димитрия совершался крестный ход. На месте встречи иконы был воздвигнут храм в честь преподобного Димитрия. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, ради иконы Ея, нарицаемыя «Югская» Тропарь, глас 4: Днесь, яко солнце пресветлое,/возсия нам на воздусе/всечестная икона Твоя, Владычице,/лучами милости мир просвещающи,/юже великая Россия,/яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши,/прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/ и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего/величает радостно./Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/да сохранит вся грады и страны христианския/невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся/Его Божественному и Твоему Пречистому образу,/Дево Неискусобрачная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1771 г. вместе с другими городами России Рыбинская слобода снова была посещена моровой язвой. Жители ее обратились к настоятелю Югской обители с просьбой позволить им принести икону в их местность, на что и получили разрешение. Как только икона была принесена в слободу, язва сразу же ослабела, а потом и совершенно прекратилась. Благодарные жители Рыбинской слободы заказали сделать список с Югской иконы и поставили его в своем храме во имя Преображения Господня. Ежегодно на праздник Воздвижения Югская икона приносится в город Рыбинск, в воспоминание об указанном событии. Сюда же она переносится и после 5 июня и остается здесь до конца месяца. С 30 июня ее носят по окрестным селам и только к 12 августа возвращают в Югскую обитель. 20 августа она переносится в местечко Кой Тверской губернии и возвращается в обитель 7 сентября. 8 сентября она относится в г. Рыбинск и там остается до половины ноября. Сей чудотворной иконе Богоматери сначала (до 1786 г.) праздновали 28 июля, а затем стали праздновать в день принесения ее старцем Дорофеем на место Югской обители, т. е. 3 июня. 5 июня Игоревская икона 19 сентября 1147 года в Киеве был убит бывший великий князь Игорь Ольгович, во святом крещении Гавриил. Брат его Всеволод восхитил киевский престол у потомков Мономаха и при смерти передал его Игорю. Киевляне, не любившие Ольговичей, тайно предложили престол внуку Мономаха Изяславу. В происшедшей между ним и Игорем битве киевские бояре открыто предавались Изяславу. Игорь был наголову разбит и заключен в темницу. Вскоре он пожелал принять иноческое пострижение. «Давно, и в самом счастье, — говорил он, — хотел я посвятить душу мою Богу. Ныне в темнице и при дверях гроба могу ли желать другого!» Изяслав освободил его. Бессильного отнесли его в келью, где он пролежал восемь дней, как мертвый. Но после пострига он выздоровел и принял схиму. Между тем, брат Игоря Святослав, заступаясь за брата, выступил в поход против Изяслава. Тогда недоброжелатели Ольговичей подняли на него чернь, схватили его, безжалостно убили и влекли обнаженный труп его по улицам.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Чудотворная икона Югская находится в Югской пустыни на берегу реки Юги. Она явилась в царствование Михаила Феодоровича, когда шведы сделали нападение на Россию, разоряли окрестности г. Пскова и грабили всюду дома, церкви и монастыри. В пределах Пскова жил богоугодный старец-схимонах Дорофей в Печерском монастыре; но при нашествии шведов он решился в 1616 году оставить монастырь и возвратиться на свою родину в село Никульское близ г. Мололи. Прежде всего он поспешил утром в церковь помолиться пред Печерскою иконою Пресвятой Богородицы и испросить Её благословения. По его усердной молитве, он слышал от иконы голос, повелевавший ему взять образ Одигитрии и с ним идти на родину. Голос указывал ему место, где находится этот образ, и обещал ему спокойное пристанище на родине. Старец пошёл на указанное место и увидел там образ Одигитрии. Он пал пред ним на землю и долго молился. После молитвы он увидел, что образ просиял, и краски на нем показались ему так свежи, как будто только что были написаны. Старец пришёл к настоятелю, рассказал ему о чудесном образе, о повелении идти с ним на родину и просил у него благословения удалиться из обители. Настоятель не поверил его словам и отказался отпустить его. Старец, сильно опечаленный отказом, прибегнул с молитвою к Пресвятой Богородице и просил Её помощи. Он молился неотступно в своей келье весь день и всю ночь. Ночью Божия Матерь явилась во сне настоятелю и с гневом сказала ему: «Зачем ты препятствуешь старцу Дорофею идти с Моим образом на родину? Ты противишься Моей воле». Настоятель проснулся и чувствовал ужас. Объявив братии о своём видении, он пошёл на то место, где была икона Богородицы Одигитрии, и, взяв её, отдал старцу Дорофею с благословением идти на родину. Старец отправился на родину, решившись поставить эту икону в своей приходской церкви во имя Всемилостивого Спаса. Он дошёл до Мологского стана и до реки Юга и был в семи только верстах от с. Никульского, как вдруг почувствовал такую усталость, что, поставив икону на дерево, сам лёг под ним и заснул. Проснувшись, он хотел снять икону с дерева, но никак не мог сдвинуть её с места. Три раза усиливался он снять её с дерева – и всё тщетно: икона оставалась недвижимою. Наконец услышал он таинственный голос от иконы: «Не трудись напрасно; Я желаю, чтобы здесь, где ты находишься теперь, сооружена была обитель для иноков; в ней да пребудет икона Моя навсегда и нею благодать Моя и сила». Старец не смел уже снимать иконы с дерева, пока не устроил себе келью, внёс в неё икону и поселился сам, проводя дни и ночи в молитвах пред иконою Богородицы. Жители окрестных селений, узнав о пришествии старца и о принесённой им иконе, отовсюду начали приходить на поклонение, приводя с собою одержимых различными недугами и болезнями, и все с верою и любовью притекавшие к Богородице получали исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Старец немедленно после утрени пошел на указанное место и действительно увидел образ Богоматери Одигитрии. О всем случившемся Дорофей сообщил настоятелю. Настоятель усомнился в словах старца и не отпустил его. Но ночью Богоматерь явилась во сне настоятелю и, смотря на него с гневом, сказала: «зачем ты препятствуешь старцу Дорофею идти с Моим образом на родину? Этим упорством ты противишься Моей воле». После этого сна настоятель немедленно благословил старца Дорофея идти на родину. Старец отправился в путь, достиг уже Мологского стана и реки Юги и в семи верстах от села Никульского поставил икону на дерево, а сам лег отдохнуть. После отдыха он снова думал продолжать путь, подошел к дереву, чтобы снять с него икону, но никак не мог сдвинуть ее с места. Это удивило старца, но голос от иконы разрешил его недоумение: «зачем ты, говорил голос, напрасно стараешься снять образ Мой? Я желаю, чтобы здесь, где ты теперь находишься, сооружена была обитель для иноков: в ней и да пребудет образ Мой навсегда и с ним – Моя благодать и сила». Дорофей построил себе на этом месте келью, поставил в ней икону и начал подвизаться. Икона вскоре прославилась чудотворениями, и многие больные получили от нее исцеление. По смерти старца, в 1623 году, священники села Никульскаго решились взять из пустыни икону Богоматери и перенести в свою церковь . Икона была перенесена; но на другой день она найдена в кельи старца на прежнем месте. Священники вторично взяли икону и поставили в церкви; но случилось тоже самое. Тогда священники, уверившись в том, что их намерение не угодно Богоматери, оставили икону в пустыне. Чудеса от иконы умножились. О всем этом было сообщено митрополиту ростовскому, Варлааму, а через него донесено патриарху. Патриарх Филарет, с согласия царя Михаила Феодоровича, отправил митрополиту грамоту с дозволением построить монастырь и церковь на месте пребывания чудотворного образа Богоматери. Через несколько времени сооружена была деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для монашествующих. Таким образом положено было основание обители, получившей свое название от старца Дорофея и реки Юги – Югская Дорофеева пустынь (Дни богосл. Дебольского. Слава Пресв. Владычицы). Смоленская икона Богоматери в Сергиевской лавре

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 12 (187) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2017-08-27) Происхождение изображения: Загружено 2017-08-27, анонимно. Описание: Явленные иконы Богородицы. Череповецкий краеведческий музей. 18 век, реставрация. 89х69 см. Дерево, левкас, темпера. Наименование явленных икон: 1. Печерская 2. Молченская 3. Старорусская 4. Кипрская 5. Ватопедская (Отрада или Утешение) 6. Толгская 7. Пименовская 8. Жировицкая 9. Умягчение злых сердец (Семистрельная) 10. Святогорская 11. Казанская 12. Югская (Смоленская) 13. Корсунская 14. Александрийская 15. Галатская 16. Цареградская 17. Арапетская (Аравийская) 18. Седмиезерная 19. Донская 20. Иверская 21. Вселенская 22. Живоносный Источник 23. Теребинская 24. Внаведская 25. Романская 26. Цесарская 27. Антиохийская 28. Боголюбская 29. Братская 30. Молдавская 31. Шуйская (Смоленская) 32. Благоуханный Цвет 33. Призри на смирение 34. Овиновская (Успение) 35. Писийская 36. Курская-Коренная (Знамение) 37. Домницкая 38. Петровская 39. Гребневская 40. Псковская 41. Слово Плоть бысть (Албазинская) 42. Бысть чрево Твое Святая Трапе[з]а 43. Нечаянная Радость 44. Федотьевская 45. Миасинская 46. Заоникиевская 47. Абалацкая 48. Арматийская 49. Долинская 50. [Наименование не читается] 51. Византийская 52. Игрицкая (Смоленская) 53. Путивльская 54. Неувядаемый Цвет 55. Умиление 56. Оневицкая 57. Коломенская 58. Оранская (Владимирская) 59. Абатская 60. Миасинская 61. Словенская 62. Влахернская 63. Лиддская 64. Воспитание 65. Киевская 66. Святогорская 67. Благовещение Богоматери 68. Ковенская 69. Сирийская 70. Святоильинская 71. Виленская 72. Питательница 73. Почаевская 74. Тамбовская 75. Колочская 76. Знамение 77. Умиление 78. [Наименование не читается] 79. Взыграние 80. Киево-Братская 81. Достойно есть, или Милующая 82. Плач при Кресте 83. Межетская 84. Владимирская 85. Тихвинская 86. Тобольская 87. Силуанская 88. Можайская 89. Споручница грешных 90. Знамение 91. Троеручица 92. Венская 93. Страстная 94. Собольская 95. Ченстоховская 96. Мелетинская 97. Ржевская, или Оковецкая 98. Любеческая 99. Обет страждущих 100. Взыскание погибших 101. Неопалимая Купина 102. Испанская 103. Кипрская 104. Кипажская 105. Словенская 106. Троеручица 107. Умиление 108. Утоли болезни 109. Ковенская Голубицкая 110. Вышенская (Казанская) 111. Вертогр[адская] 112. Звезда Пресветлая 113. Трех радостей 114. Умягчение злых сердец 115. Симеоново Проречение 116. Успение 117. Не рыдай Мене Мати 118. Онегская 119. Барловская Блаженное Чрево 120. Мателикийская 121-125. [Надписи утрачены] 126. Всех Скорбящих Радость 127-131. [Надписи утрачены] 132. Милостивая Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Собор Богородичных Икон (Многочастная Икона Пресвятой Богородицы) " .

http://pravicon.com/image-29510

Пробудясь, он хотел идти опять в путь, подошел снять икону с дерева, но никак не мог сдвинуть ее с места; покушался раза три, но икона оставалась недвижимою. Старец приведен был в крайнее недоумение и услышал от иконы голос: «Зачем напрасно стараешься снять образ Мой? Я желаю, чтобы здесь, где ты находишься теперь, сооружена была обитель для иноков, в ней да и пребудет образ Мой навсегда, и с ним благодать Моя и сила». Старец, выслушав голос сей, не смел уже снимать иконы с дерева, но устроил себе келлию, внес в нее икону и поселился сам, провождая день и ночь в усердных молитвах пред иконою Богоматери. Жители окрестных селений узнали о пришествии старца и о принесенном им чудотворном образе Богоматери и отовсюду начали приходить на поклонение к сему образу, приводя с собою одержимых различными недугами и болезнями. Немощные по мере веры получали исцеление. По смерти старца в 1623 г., в его келлии уже не осталось жителя; священники села Никульского решились взять из нее икону Богоматери и перенести в церковь . Икона была перенесена; но на другой день, пришедши к утрене, они не нашли ее в церкви, а обрели ее в келлии старца на прежнем месте, и пред нею горящую свечу. Священники вторично взяли икону и поставили в церкви, но на другой день, как и прежде, образ скрылся и опять найден был в пустыне; священники уверились, что их намерение неугодно Богоматери, и оставили икону в пустыне. Чудеса от иконы умножились; священники почли нужным довести о них до сведения Варлаама, митрополита Ростовского. Митрополит донес патриарху Филарету. Патриарх с согласия царя Михаила Феодоровича отправил митрополиту грамоту с дозволением построить монастырь и церковь на месте чудотворного образа Богоматери. Через несколько времени сооружена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и келлии для монашествующих. Таким образом, положено основание обители, получившей свое наименование от старца Дорофея и реки Юги – Югская Дорофеева пустынь, которая и доныне славна по находящейся в ней иконе Богоматери «Одигитрия» 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мы были в этот день в Казанском женском монастыре у почтенной и добрейшей старицы игумении Феофании, весьма приветливой, радушной и гостеприимной. На следующий день, в пятницу, 24 числа я посетил городской кафедральный собор, пятиглавый, древний, величественный. Он состоит из совокупности двух смежных храмов: холодного, древнего и теплого, новейшего построения. В холодном соборе (в малом виде напоминающем Успенский Московский) богато украшенный иконостас и иконы древнего письма; стены расписаны, хотя и в позднейшее время, но по древнему образцу. Помнится мне, что во время первого моего путешествия через Ярославль, когда я шел пешком в Киев, собор расписывал Медведев, может быть, с тех пор и еще поновляли. Свод собора поддерживается четырьмя столбами; направо от входной двери, между столбами, под сенью почивают мощи святых угодников Ярославских, благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. Собор, первоначально строенный в начале XIII века, при царе Алексее Михайловиче перестроен, а после пожара, при Императрице Елисавете Петровне, во время которого сгорели и мощи благоверных князей, обновлен: уцелевшие части мощей собраны и положены в ковчег наподобие раки. В соборе весьма древняя икона Богоматери, именуемая Ярославская, принесенная благоверными князьями Василием и Константином, следовательно, в XIII столетии. Теплый собор, пристроенный с южной стороны к холодному, довольно обширен, высок и просторен, богато вызолочен и благолепно украшен, но совершенно современный, не отличается ничем особенным, в нем совершается архиерейское служение в зимнее время. Колокольня стоит отдельно от собора; в большом колоколе до 500 пудов. Собор расположен на мысе, образовавшемся при слиянии рек Волги и Которости; вид с этого места превосходный. Тут же, несколько поодаль от собора, но совершенно напротив оного – обширное, каменное двухэтажное здание, в котором помещается ныне Демидовский лицей. Говорят, что на этом самом месте в древности находились великокняжеские терема; показывают и теперь одно каменное строение, остаток древних теремов; ныне в нем помещаются соборяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Священники вторично взяли икону и поставили в церкви, но на другой день, как и прежде, образ скрылся и опять найден был в пустыне; священники уверились, что их намерение не угодно Богоматери, и оставили икону в пустыне. Чудеса от иконы умножились; священники почли нужным довести о них до сведения Варлаама, митрополита Ростовского. Митрополит донёс патриарху Филарету. Патриарх, с согласия царя Михаила Феодоровича, отправил митрополиту грамоту с дозволением построить монастырь и церковь на месте чудотворного образа Богоматери. Через несколько времени сооружена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для монашествующих. Таким образом положено основание обители, получившей своё наименование от старца Дорофея и реки Юги – Югская Дорофеева пустынь, которая и донын славна по находящейся в ней иконе Богоматери Одигитрии. Празднование Шуйской иконе Богородицы Шуйская икона Богородицы находится в соборном храме Воскресения Христова города Шуи, Владимирской губернии. Она написана в 1654 году по окончании бывшего в этом году морового поветрия, от которого Шуя избавилась предстательством Богородицы. О написании и подлинности чудес этой иконы сохранились следующие сказания. «В царствование благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя всея России Михаила Феодоровича, в области града Суздаля, в обители святого Николая чудотворца, иже на Шархме реце, бе некий монах Иоаким, житие проводя затворническое, пребывая присно в келии своей, никаможе исходя, ищя своего спасения, многую добродетель творяше и тою Богу благоугождаше, непрестанно же вечер, утро и полдень на молитве пребываше и тою Богу беседоваше». Преподобный Иоаким был иконописец, и его иконам «Господь подаяше благодать Свою, и доднесь подает угодника Своего ради, еже чудодействовати, приходящим к тем с верою. О чесом и доднесь известно есть, яко во граде Шуе обретается образ Пресв. Богородицы, рукописания того святаго отца Иоакима, от негоже и доднесь с верою приходящим всяких болезней и язв исцеления бывает помощью Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010