Морев Ф. Югская Дорофеева общежительная пустынь. Ярославль, 1894. Корсаков Г. Югская пустынь//Молога : история и судьба древней русской земли. Рыбинск, 1999. Вып. 4. С. 65-71.  Дополнение к церковному календарю на 2002 год. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2002. С. 35, 46-47.  Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Одигитрии Югской//Словарь книжников и книжности Древней Руси/РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб,. 2004. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 4. С. 579-581. Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. Ярославский календарь на 2015 год. Продолжается реконструкция Стоялой улицы. Будут обновлены, как планируется, и фасады нескольких зданий. В том числе — бывшей часовни подворья Югского Дорофеева монастыря, что на перекрёстке Крестовой и бульвара Ушакова. После этого часовню планируют передать в ведение Рыбинской епархии — такое решение принято в администрации города Рыбинска. 16 июня — праздник Югской иконы Богоматери. И в этот день ежегодно на берегу Рыбинского водохранилища совершают Божественную литургию под открытым небом — недалеко от места, где находился затопленный в 30-е годы ХХ века Югский Дорофеевский мужской монастырь. Здание подворья Югского Дорофеева монастыря находится на пересечении улиц Крестовой и Стоялой – в том месте исторического центра, которое уже, как минимум, четыре столетия остается одним из самых оживленных в нынешнем Рыбинске и прежней Рыбной слободе. Строительство подворья связано с историей особого почитания чудотворного образа Югской иконы Божией Матери, в котором рыбинцы видели покровительство Царицы Небесной своему городу. Летом 1701 года, после того как в город была принесена из Югского Дорофеева монастыря эта икона, в Рыбинске прекратилось «моровое поветрие». И с этого же года Югскую икону стали приносить в Рыбную слободу (позднее — город Рыбинск) ежегодно в дни Петровского поста, а затем и дважды в год. В честь первого принесения чудотворного образа в Рыбинск была выстроена небольшая деревянная часовня — «для собрания в церковное той пустыни строение и для монахов непрестанного сбора». В 1735 году, когда в Рыбной слободе случился большой пожар, она сгорела, и «место часовенное оставалось незастроенным до 1743 года, когда по прошению игумена Иосафа с братией было дозволено ее восстановить. По доброхотству и усердию рыбинских граждан к Югской обители ей была предоставлена городская земля для устроения при часовне постоялого двора».

http://sobory.ru/article/?object=34875

К началу XIX века территория современной Курганской области входила в состав трех епархий: Тобольской, Оренбургской и Пермской, которые соответствовали Тобольской, Оренбургской и Пермской губерниям и Курганскому, Челябинскому и Шадринскому уездам. До середины XIX века население нашего региона было, в основном, православного вероисповедания. Но с 1863 г. после подавления восстания в Польше, в Зауралье резко возросло число ссыльных поляков, появились немцы, евреи, люди других национальностей, которые создавали свои религиозные общины. В 1885 г. Шадринский уезд Пермской епархии отошел ко вновь образованной Екатеринбургской епархии. С 1923 года территория современной Курганской области вошла в состав Екатеринбургской епархии, из которой была выделена решением Священного Синода 23 февраля 1993 года. За три с половиной века существования православия на территории Курганской области были построено свыше 140 храмов. Святыни [ править править код ] - Ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. - Ковчег с частицами мощей св. благ. вел. кн. Александра Невского; святителя Николая Чудотворца; священномученика Харалампия, еп. Магнезийского; мученика Трифона; св. прав. Иоанна Русского, исповедника. - Икона «Спас Нерукотворный». - Икона Пресвятой Богородицы «Целительница». Икона Пресвятой Богородицы «Целительница» является особо почитаемой верующими, так как она прославилась многими исцелениями страждущих. За помощью к ней прибегают во всяких скорбях и недугах, в том числе и при онкологических заболеваниях. - Икона Божией Матери «Скоропослушница». На передней стороне иконы имеется надпись: «Сия икона написана и освящена на Св. Афонской горе в Скиту Св. Пророка Илии при Архимандрите Максиме с братиею 1902 г.». — Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона. На передней стороне иконы имеется надпись: «Сия Св. Икона писана и освящена на Афоне в Русском Св. Пантелеимона Монастыре». — Чудотворная Югская икона Божией Матери «Одигитрия» (1615 г.). Явление чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия (Путеводительница) Югская произошло в Псково-Печерском монастыре в 1615 году схимонаху Дорофею. Святой образ прославился многочисленными чудесами и знамениями милости Божией к людям. Некогда Матерь Божия обещала преподобному Дорофею даровать спокойное, мирное и благоденственное житие. Об этих же дарованиях ныне молятся Божией Матери пред перед Ее чудотворной иконой, сохранившейся до наших дней.

http://azbyka.ru/palomnik/Курган

Радуйся, Божественный Покрове всех притекающих к Тебе; Радуйся, скорая Услышательнице в молитвах наших; Радуйся, скорбящих радосте, обидимых заступление; Радуйся, в недузех скорое поможение; Радуйся, милосердная Целительнице душ наших; Радуйся, Святая Заступнице от действа диавольскаго избавляющая; Радуйся, всякаго прибегающаго с верою и любовию приемлющая; Радуйся, упование и предстательство верных. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 5  Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Владычице, егда девица со слезами много моляся пред чудотворным образом Твоим, прося об исцелении от слепоты душевныя и телесныя. Ты же Свет Небесныя радости той подала еси, открывая очи души и тела, да вси восхвалим Бога: Аллилуия. Икос 5  Видевше токи чудес от Югския иконы Твоея, мнози людие стекахуся на поклонение к ней. Ты же, о Всепетая Дево, всем, по коегожде потребе милостивно подавала еси, да христоименитии людие с сокрушенным сердцем благодарственно прославляют Тя: Радуйся, чудес неисчерпаемая бездно; Радуйся, потребная изливающая яко мед и млеко; Радуйся, Целительнице душ и телес наших; Радуйся, Скоропослушливо внемлющая молитвам смиренных; Радуйся, Милостивая, руку помощи требующим простирающая; Радуйся, Всецарице, от недугов избавляющая; Радуйся, Живоносный источниче Божия благодати; Радуйся, Чаше Неиспиваемая, Ею же получаем спасение. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 6  Проповедают преславная чудеса Твоя, Царице Всепетая, вси людие православнии, ибо милость Свою источаеши на весь род христианский, спасая Покровом Своея благости от всех наветов вражиих и молитвами Своими избавляя от всех бед и напастей, да поим Богу: Аллилуия.  Икос 6  Возсияла еси икона Твоя, Пречистая Дево, Югская Одигитрия, яко звезда пресветлая среди звезднаго неба множества чудотворных икон Твоих, имиже вся вселенная просвещается Божиею благодатию, подвизая нас хвалебно взывати Ти: Радуйся, первописанный образ Твой благословившая;

http://pravicon.com/info-3835

Со словами благодарности обратился ко всем присутствующим митрополит Кирилл, сказав о радости от совместных молитв у древних святынь: «Люди всегда стремились и стремятся к тем, кто, как преподобный Дорофей Югский, имели огромную силу духа и, не взирая ни на какие житейские обстоятельства, совершали великие дела. И нам сегодня надо вдохнуть жизнь в наш народ, научиться жить в соответствии с Божиими заповедями, творя добрые дела. Тогда появится смысл в жизни, тогда мы будем понимать, что можем не только вспоминать об утерянных святынях, но и созидать веру в своих сердцах, чтобы она помогала созидать мир вокруг нас, возрождать нашу Родину». После Литургии архиереи отправились на корабле по Рыбинскому водохранилищу к месту, где стоял монастырь. Над местом, где ранее стояла обитель, было совершено молебное пение. В рамках празднования 400-летнего юбилея в Рыбинской епархии состоялись презентации книг, посвященных чудотворной иконе и обители, организованы открытые уроки, краеведческие встречи. В Рыбинском музее-заповеднике прошла выставка, посвященная Югской Дорофеевой пустыни. Югская икона Божией Матери, подобно Толгской иконе в Ярославле, считается хранительницей града Рыбинска и Рыбинской епархии. История образа восходит к 1615 году, когда на наше Отечество напали шведы и, разоряя города, церкви и монастыри, дошли до Пскова. В Псково-Печерской обители находился схимник Дорофей, пришедший сюда с Верхней Волги, из села Нижне-Никульского близ города Мологи. Молясь пред иконой Божией Матери, он услышал от Нее голос, повелевавший ему взять образ Богоматери Одигитрии и идти с ним к себе на родину. Настоятель Печерской обители архимандрит Иоаким не сразу отпустил подвижника, а лишь после того, как и сам сподобился видения Божией Матери. Возвращаясь в родные края, Дорофей хотел поставить икону в приходской Спасской церкви родного села, но в семи верстах от него, там, где сливаются реки Белая и Черная Юги, схимонах Дорофей остановился отдохнуть и, поставив икону на дереве, задремал. Когда он проснулся и собрался продолжить путь, то не смог сдвинуть икону с места. После нескольких бесплодных попыток Дорофей услышал голос, исходящий от образа: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Радуйся, кораблю спасения плавающих в пучине житейских страстей; Радуйся, Всемощная покровительнице, покровом Своея благости нас осеняющая; Радуйся, анкир спасения и тихое пристанище всем притекающим к Тебе; Радуйся,  Росо Небесная, милостию небесною от стези неправедныя избавляющая; Радуйся, мосте Божественный, приводящий к Животу; Радуйся, Светоносный облаче, благодатию Святаго Духа исполненный; Радуйся, тихая Заступнице усердно молящихся Тебе. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 3  Сила изыде благодатная от образа Твоего, о Богомати, егда дошедши до места Тобою избраннаго и не хотяше далее идти рекла еси, Пречистая, к путь творящему старцу Дорофею: «Почто порываеши с места сего икону Мою? Место сие избранно  и угодно Мне. Зде будет икона сия, и благодать Моя с нею во веки». Видяще сие попечение Царицы Небесныя о роде человечестем прослави Бога: Аллилуия.  Икос 3  Имея преподобный помышление в себе несумненное прославити образ Пресвятыя Девы Одигитрии на Юге чудотворениями явленный, сотвори Дом Божий в славу и честь Твою, да видят вси приходящии с верою чудеса преславная от Твоего Пречистаго образа и восхвалят Тя: Радуйся, певаемая от ангел и прославляемая от Серафим; Радуйся, лики Небесныя и земныя сочетавшая; Радуйся, моления наша приемлющая; Радуйся, Помоще всех притекающих к Тебе; Радуйся, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим; Радуйся, Архангельскую песнь приимшая; Радуйся, на спасение мира Богомладенца родившая; Радуйся, Мати Живота и  Надеждо спасения вечнаго. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 4  Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, крестьянин некий злым духом одержим бываше и притекше к Тебе со умилением и слезами об избавлении от демонскаго мучения моляшеся, и внезапу исцеление получи, воспе Христу Богу: Аллилуия. Икос 4  Слышавше о чудесех от Югскаго образа Твоего, Царице Небесная, вси окрест живущии с верою и любовию прибегаше к Пречистому образу Твоему, и прияв от него исцеления от всех недугов душевных и телесных, возгласи Тебе:

http://pravicon.com/info-3835

Описание иконы Одигитрия Югская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери О[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Югская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Югская-Смоленская " Тропарь, глас 4 Днесь яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божестве[...] Акафист Божией Матери Одигитрия Югская Кондак 1  Взбранной Воеводе, Царице Небесе и земли,/путеводящей верныя люди Своя к тихому и доброму пристанищу,/похвальная пения приносим Ти раби Твои, Богородице./Ты же, Всемилостивая Заступнице, всех притекающих к Тебе с верою,/от всякаго навет[...] Изображения иконы Одигитрия Смоленская Югская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Югская икона Божией Матери с 16 клеймами чудес, созданная ярославскими мастерами в память 400-летия явления чудотворного образа в 2015 г.

http://pravicon.com/icon-239

Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 55; Строев. Списки иерархов. С. 362. 21; Зверинский. Т. 2. С. 414-415; Морев Ф. С., прот. Югская Дорофеева общежит. пустынь. Ярославль, 1895. Иконография Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Покрова Богородицы с. Покров Рыбинского р-на Ярославской обл.) Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Покрова Богородицы с. Покров Рыбинского р-на Ярославской обл.) Д. известна в произведениях XVIII - нач. XX в. в изводе «Прп. Дорофей Югский в молении пред иконой Божией Матери», в основе которого - «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Югской». Иконы Д. имеют традиц. композицию: слева (в редких случаях справа) представлен коленопреклоненный Д. в молении Югскому образу Божией Матери, стоящему на дереве, иногда вводится изображение Югской Дорофеевой пуст. Самой ранней из известных является икона 2-й пол. XVIII в. (РГИАХМЗ), где Д. изображен без нимба, с седыми волнистыми прядями волос и маленькой редкой бородой, в рясе, мантии и скуфье, припавшим к земле в молитве пред иконой (пальцы рук переплетены), на фоне пустынного пейзажа с рекой. Вдали на берегу р. Юги видна шатровая часовня - 1-я постройка пустыни, под к-рой был погребен Д. На иконе сер. XIX в. (частное собрание, Ярославль) коленопреклоненный святой представлен в профиль, с бородой средней величины, в полной схиме, с куколем, левая рука на груди, без нимба, с надписью: «Пре[подобный] Дорофеи». Слева на дальнем плане - фигура вмч. Георгия Победоносца, пронзающего копьем змия (по-видимому, тезоименитый святой заказчика иконы). На обороте надпись: «Сия св. икона освящена в Дорофеевской Югския пустыни Ярославския епархии в 15 верстах от города Рыбинска в соборной церкви во имя Живоначальныя Троицы, где находится чудотворный образ Божия Матери именуемыя Одигитрии, а ныне Югския». Прп. Дорофей Югский. Резная икона. Кон. XIX в. Югская Дорофеева пуст. (?) (частное собрание) Прп. Дорофей Югский. Резная икона. Кон. XIX в. Югская Дорофеева пуст. (?) (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/180249.html

В посл. четв. XIX в. в Югской Дорофеевой пуст. создавались деревянные резные иконы Д. (частные собрания в Москве и Ярославле). Фигура преподобного, стоящего на одном колене, в рясе, короткой мантии и невысокой скуфье, с окладистой бородой и длинными прядями волос, с лучеобразным позолоченным нимбом, икона Божией Матери в сиянии из тонких лучей, облачный сегмент в левом верхнем углу вырезаны из дерева. Крона дерева составлена из коротких еловых или др. веток. Детали композиции укреплены на фоне из серебристой или окрашенной в мягкий зеленый цвет фольги и помещены в киот с орнаментированной рамкой (тисненая фольга и тонкие спирали из древесной стружки). На оборотной стороне киота подобной иконы (ЯХМ) находится датированная надпись чернилами: «…племяннику пошехонскому куп[цу?] Антонию Васильевичу и племяннице Марье Дмитриевне Серебряковым от родного дяди… [Юг?]ской Дорофеевской пустыни казначея иеромонаха Флавиана посылается сия икона Божией Матери февраля 19 дня 1889 года. Югская Дорофеева пустынь». В кон. XIX - нач. XX в., очевидно, по заказу Югской Дорофеевой пуст. в Ростове были изготовлены живописные эмали с изображением Д. Типичным примером является небольшая финифтяная икона в металлическом окладе с характерными штампованными херувимами по углам (частное собрание, Ярославль) - молящийся святой представлен справа, среди деревьев с необычными пирамидальными кронами, а также образок того же времени (1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus, 988-1988: Russische Heilige in Ikonen museen der stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 110-111). В виде традиц. иконы в раме и деревянном киоте оформлен финифтяный образ Д. кон. XIX - нач. XX в. (ГМЗРК) - центральная и 4 угловые эмалевые дробницы с избранными святыми размещены в тонко проштампованном орнаментированном окладе из фольги ( Федорова М. М. Из новых поступлений//СРМ. 2000. Вып. 11. С. 243-244). Редкой иконографической особенностью является изображение Д. в рост, стоящим перед иконой. Лит.: Морев Ф. С., прот. Югская Дорофеева общежит. пустынь. Ярославль, 1894. С. 7-12; Рус. чудотворная икона: О Тебе радуется: Иконы Богоматери XVI-XIX вв./ЦМиАР. М., 2000. С. 364-367. Кат. 68; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея/РИАХМЗ. М., 2005. С. 99-101. Кат. 33; Полушкина Л. Л., Хохлова И. Л. Паломнические реликвии из Югского мон-ря//Правосл. паломник. 2007. 3(34). С. 70-75.

http://pravenc.ru/text/180249.html

В 1797 году подворье выгорело вновь. Земельному участку, в соответствии с новым городским регулярным планом застройки, надлежало стать проезжей частью. В то же время, другую часть сохранившегося надела оспаривали соседи. Но в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранятся документы, свидетельствующие о том, что иеромонах Арсений просил оставить участок за монастырем, чтобы со временем выстроить здесь каменный дом для нужд обители. В это время свои участки добровольно пожертвовали монастырю посадские Афанасий Бронников и Никита Еремеев. Что касается остававшихся спорными участков, то по этому поводу в 1798 году началось судебное разбирательство, продолжавшееся до 1803 года. В результате земля осталась за монастырем. Правда, один из купцов, претендовавших на землю, согласился уступить ее с условием, что Югский монастырь возвратит ему 500 рублей, пожертвованных ранее на строительство нового собора в обители. Строительство каменного здания подворья было закончено в 1804 году. Подворье Югской Дорофеевой пустыни занимало участок размером 30х22 метра. Не верхнем этаже здания по улице Крестовой находились жилые помещения. В нижнем этаже по левую сторону от ворот располагались две торговые лавки, которые сдавали в аренду. Справа от ворот, рядом с часовней, было еще одно жилое помещение. Со стороны Торговой площади были выстроены пять двухэтажных лавок, доход от арендной платы за которые достигал 1500 рублей в год серебром. Сама же часовня приносила пустыни годовой доход в размере 450 рублей. Часовня располагалась в угловой части здания, размеры ее внутреннего пространства составляли 4,3х3,5 метра. Каждый из двух ее фасадов был украшен двумя парами высоких полуколонн с ионическими капителями и фронтоном с луковичной главкой на низком барабане. Четверик часовни находился под одной крышей с двухэтажными зданиями подворья. Интерьер часовни был украшен иконостасом лазоревого цвета, с «покрытыми поталью» колоннами, увитыми резным виноградом. В центре нижнего яруса находился список с чудотворного Югского образа Божией Матери в золоченой раме. Судя по описанию, икона была составной: сам образ был вставлен в раму-икону, на которой были написаны сцены с чудесами, происходившими от Югской иконы. Эта рама была обложена серебряным иконостасом чеканной работы. Риза и венец были украшены настоящим жемчугом с вправленными в серебро «аметистами и малахитами», с простыми красными каменьями, осыпанные «берузами». Оплечье Божией Матери оправлено «кованью серебряной», а поля иконы – «кованью золотой».

http://sobory.ru/article/?object=34875

Справа от Югской иконы Божией Матери находилась в иконостасе икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе и венцами «указной пробы Ярославской работы», возглавие было украшено драгоценным мелким жемчугом. С левой стороны находился образ святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна с житием. Эту икону также украшала серебряная риза с золоченым венчиком. В центре второго яруса иконостаса пребывал Печерский образ Богоматери, по обеим сторонам от которого находились две крестообразных рамы, в которых были помещены иконы двунадесятых праздников и пророков Исайи и Елисея. В третьем ярусе был помещен образ Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном Крестителем и двумя архангелами. Кроме иконостаса в часовне было еще десять икон разного размера в рамах и киотах. Именно часовня на подворье Югского Дорофеева монастыря становилась местом пребывания чудотворной иконы в дни крестного хода в Рыбинск. Пока этот образ носили крестным ходом, драгоценный оклад его оставался в обители – усилия жертвователей сделали его «столь дорогим, что епархиальное начальство запретило выносить его из обители, чтобы не провоцировать жадность возможных грабителей; на время крестного хода оклад надевали на копию иконы, занимавшую в тот момент в монастыре место чудотворного образа». Отметим, что другие копии чудотворной иконы хранились в тех местах, куда ее носили крестным ходом – в Угличе, Мышкине, Мологе, Пошехонье. Образ, хранившийся в Спасо-Преображенском соборе Рыбинска, не только имел «жемчужную ризу с алмазной звездой», но и был заключен в серебряный киот весом более одного пуда. А в июле 1811 года вновь в Рыбинске случился большой пожар. На подворье огонь уничтожил кровлю и стропила. Но при этом удалось спасти недавно построенный вызолоченный иконостас часовни. В том же году здание восстановили, поправив при этом фасады и заменив колонны и капители. Кроме того, во дворе была построена новая баня и «каменная палатка для поклажи разных вещей», над которой устроили два жилых помещения, а также рядом возведены новая конюшня и погреб. Внутренний двор был вымощен булыжником.

http://sobory.ru/article/?object=34875

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010