2 Рыбинское водохранилище, или Рыбинское море, планировалось как самое крупное в мире. Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 г. у деревни Переборы, выше места впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 г. русло Волги перекрыли, 13 апреля 1941 г. после наполнения чаши Рыбинского водохранилища ушла под воду восьмая часть Ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье пойменных заливных лугов, также более 70 тыс. гектаров веками возделываемой пашни, более 30 тыс. гектаров пастбищ, более 250 тыс. гектаров грибных и ягодных лесов. 3 Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основан в 1875 г. Со временем монастырь стал одной из трех «женских лавр» России, наряду с Дивеево и Шамордино. В канун 1917 г. в нем проживали почти 700 насельниц. Леушинский монастырь пользовался духовным покровительством св. прав. Иоанна Кронштадтского . Начиная с 1891 г. кронштадтский пастырь почти каждое лето посещал Леушино. Монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941–1946 гг. был затоплен водами Рыбинского водохранилища. 4 Югская Дорофеева пустынь находилась в 15 км от г. Молога; была основана при впадении р. Юги Черной в р. Югу Белую в самом начале XVII в. В монастыре находилась чудотворная Югская икона Божией Матери. В 1920 г. в стенах монастыря разместили детскую трудовую коммуну. Все земли и многие хозяйственные строения вне монастыря отошли колхозу. К середине 1920-х гг. монастырь был закрыт окончательно, а в 1930-е на территории бывшего монастыря обосновался «Волгострой». 5 Некоторые историки не признают документ, сообщающий, что при затоплении края под Рыбинское водохранилище погибли люди. Недоверие к документу вызвано в основном тем, что не сохранился его оригинал, только сканированная копия. Также вызывает у исследователей сомнение достоверность того факта, что водохранилище якобы заполнялось постепенно, по несколько сантиметров в день, в течение семи лет (с 1940 по 1947 г.). 6 Здесь и далее цитируется по воспоминаниям протоиерея Павла Недосекина (сына протоиерея Владимира Недосекина).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Справа от Югской иконы Божией Матери находилась в иконостасе икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе и венцами «указной пробы Ярославской работы», возглавие было украшено драгоценным мелким жемчугом. С левой стороны находился образ святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна с житием. Эту икону также украшала серебряная риза с золоченым венчиком. В центре второго яруса иконостаса пребывал Печерский образ Богоматери, по обеим сторонам от которого находились две крестообразных рамы, в которых были помещены иконы двунадесятых праздников и пророков Исайи и Елисея. В третьем ярусе был помещен образ Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном Крестителем и двумя архангелами. Кроме иконостаса в часовне было еще десять икон разного размера в рамах и киотах. Именно часовня на подворье Югского Дорофеева монастыря становилась местом пребывания чудотворной иконы в дни крестного хода в Рыбинск. Пока этот образ носили крестным ходом, драгоценный оклад его оставался в обители – усилия жертвователей сделали его «столь дорогим, что епархиальное начальство запретило выносить его из обители, чтобы не провоцировать жадность возможных грабителей; на время крестного хода оклад надевали на копию иконы, занимавшую в тот момент в монастыре место чудотворного образа». Отметим, что другие копии чудотворной иконы хранились в тех местах, куда ее носили крестным ходом – в Угличе, Мышкине, Мологе, Пошехонье. Образ, хранившийся в Спасо-Преображенском соборе Рыбинска, не только имел «жемчужную ризу с алмазной звездой», но и был заключен в серебряный киот весом более одного пуда. А в июле 1811 года вновь в Рыбинске случился большой пожар. На подворье огонь уничтожил кровлю и стропила. Но при этом удалось спасти недавно построенный вызолоченный иконостас часовни. В том же году здание восстановили, поправив при этом фасады и заменив колонны и капители. Кроме того, во дворе была построена новая баня и «каменная палатка для поклажи разных вещей», над которой устроили два жилых помещения, а также рядом возведены новая конюшня и погреб. Внутренний двор был вымощен булыжником.

http://sobory.ru/article/?object=34875

Храм в       обители один, во       имя      Св. Троицы, с двумя приделами: во      имя прп. Сергия       Радонежского и свв. Кирилла и Афанасия Иерусалимских. При монастыре есть училище, богадельня и странноприимный дом. Управление игуменское. Югская Дорофеева пустынь в Рыбинском уезде. Югская Дорофеева пустынь находится в 17 верстах от г. Рыбинска и в верстах пяти от правого берега реки Волги, при слиянии рек Белого Юга и Черного Юга. Окрестности монастыря представляют из себя одну из живописнейших местностей в Ярославской губернии. Монастырь был основан в 1615 году старцем Дорофеем – подвижником Псково-Печерского монастыря. Отыскивая себе место для подвигов пустынножительства, старец Дорофей пришел в пределы теперешней Ярославской губернии, на место слияния рек Белого и Черного Юга. Здесь, по указанию свыше, он и избрал место для своих подвигов и для основания монастыря. На месте предполагаемого монастыря он поставил на дереве принесенную с собой икону Божией Матери «Одигитрия». Икона эта по месту своего нахождения на реке Юге стала называться затем Югскон и прославилась многочисленными исцелениями и чудотворениями. На том месте, где она была первоначально поставлена старцем Дорофеем, находится в настоящее время храм во имя иконы Югской Божией Матери. Чествование иконы Югской Божией Матери совершается 28 июля. В обители покоится и прах основателя ее старца схимонаха Дорофея, о жизни и подвигах которого до нас не дошло подробных сведений. В Югской же обители в первой половине текущего столетия подвизался и старец Адриан, прославившийся своей подвижнической жизнью. В нижнем этаже соборного Троицкого храма почивает в гробнице прах основателя монастыря. В настоящее время Дорофеева пустынь принадлежит к числу самых богатых и благоустроенных обителей в Ярославской губернии. При обители содержится на ее средства больница для оказания врачебной помощи братии пустыни, богомольцам и окрестным крестьянам. В амбулатории при больнице бывает свыше пяти тысяч приходящих больных ежегодно. Кроме того, при монастыре имеется превосходная школа на пятьдесят человек мальчиков. Управляет пустынью игумен. Женские обители

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Радуйся, Божественный Покрове всех притекающих к Тебе; Радуйся, скорая Услышательнице в молитвах наших; Радуйся, скорбящих радосте, обидимых заступление; Радуйся, в недузех скорое поможение; Радуйся, милосердная Целительнице душ наших; Радуйся, Святая Заступнице от действа диавольскаго избавляющая; Радуйся, всякаго прибегающаго с верою и любовию приемлющая; Радуйся, упование и предстательство верных. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 5  Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Владычице, егда девица со слезами много моляся пред чудотворным образом Твоим, прося об исцелении от слепоты душевныя и телесныя. Ты же Свет Небесныя радости той подала еси, открывая очи души и тела, да вси восхвалим Бога: Аллилуия. Икос 5  Видевше токи чудес от Югския иконы Твоея, мнози людие стекахуся на поклонение к ней. Ты же, о Всепетая Дево, всем, по коегожде потребе милостивно подавала еси, да христоименитии людие с сокрушенным сердцем благодарственно прославляют Тя: Радуйся, чудес неисчерпаемая бездно; Радуйся, потребная изливающая яко мед и млеко; Радуйся, Целительнице душ и телес наших; Радуйся, Скоропослушливо внемлющая молитвам смиренных; Радуйся, Милостивая, руку помощи требующим простирающая; Радуйся, Всецарице, от недугов избавляющая; Радуйся, Живоносный источниче Божия благодати; Радуйся, Чаше Неиспиваемая, Ею же получаем спасение. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 6  Проповедают преславная чудеса Твоя, Царице Всепетая, вси людие православнии, ибо милость Свою источаеши на весь род христианский, спасая Покровом Своея благости от всех наветов вражиих и молитвами Своими избавляя от всех бед и напастей, да поим Богу: Аллилуия.  Икос 6  Возсияла еси икона Твоя, Пречистая Дево, Югская Одигитрия, яко звезда пресветлая среди звезднаго неба множества чудотворных икон Твоих, имиже вся вселенная просвещается Божиею благодатию, подвизая нас хвалебно взывати Ти: Радуйся, первописанный образ Твой благословившая;

http://pravicon.com/info-3835

В 1797 году подворье выгорело вновь. Земельному участку, в соответствии с новым городским регулярным планом застройки, надлежало стать проезжей частью. В то же время, другую часть сохранившегося надела оспаривали соседи. Но в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранятся документы, свидетельствующие о том, что иеромонах Арсений просил оставить участок за монастырем, чтобы со временем выстроить здесь каменный дом для нужд обители. В это время свои участки добровольно пожертвовали монастырю посадские Афанасий Бронников и Никита Еремеев. Что касается остававшихся спорными участков, то по этому поводу в 1798 году началось судебное разбирательство, продолжавшееся до 1803 года. В результате земля осталась за монастырем. Правда, один из купцов, претендовавших на землю, согласился уступить ее с условием, что Югский монастырь возвратит ему 500 рублей, пожертвованных ранее на строительство нового собора в обители. Строительство каменного здания подворья было закончено в 1804 году. Подворье Югской Дорофеевой пустыни занимало участок размером 30х22 метра. Не верхнем этаже здания по улице Крестовой находились жилые помещения. В нижнем этаже по левую сторону от ворот располагались две торговые лавки, которые сдавали в аренду. Справа от ворот, рядом с часовней, было еще одно жилое помещение. Со стороны Торговой площади были выстроены пять двухэтажных лавок, доход от арендной платы за которые достигал 1500 рублей в год серебром. Сама же часовня приносила пустыни годовой доход в размере 450 рублей. Часовня располагалась в угловой части здания, размеры ее внутреннего пространства составляли 4,3х3,5 метра. Каждый из двух ее фасадов был украшен двумя парами высоких полуколонн с ионическими капителями и фронтоном с луковичной главкой на низком барабане. Четверик часовни находился под одной крышей с двухэтажными зданиями подворья. Интерьер часовни был украшен иконостасом лазоревого цвета, с «покрытыми поталью» колоннами, увитыми резным виноградом. В центре нижнего яруса находился список с чудотворного Югского образа Божией Матери в золоченой раме. Судя по описанию, икона была составной: сам образ был вставлен в раму-икону, на которой были написаны сцены с чудесами, происходившими от Югской иконы. Эта рама была обложена серебряным иконостасом чеканной работы. Риза и венец были украшены настоящим жемчугом с вправленными в серебро «аметистами и малахитами», с простыми красными каменьями, осыпанные «берузами». Оплечье Божией Матери оправлено «кованью серебряной», а поля иконы – «кованью золотой».

http://sobory.ru/article/?object=34875

Глава XXVIII. Поездка в Ярославль, Ростов, Ярославль, Рыбинск; Югская Дорофеева пустынь; Кострома; Бабаевский монастырь В воскресенье, сентября 19 (1876 года), отслуживши у себя в монастыре обедню и возвратясь от братской трапезы, я собрался в Москву в сопровождении моего келейника монаха Аркадия. Погода была свежая и сырая. В тот же вечер, в 8 часов, я отправился по Ярославской железной дороге в Ростов и прибыл туда на следующее утро в 6 часов. Я пристал в гостинице «Ростов» напротив самого Кремля. Узнавши от гостинника, что еще можно застать в соборе утреню, я тотчас туда пошел, однако службы мы уже не застали, но служившие были еще в соборе, и я просил, чтобы мне отслужили молебен чудотворной иконе Владимирской Божией Матери и Ростовским чудотворцам: Леонтию 56 , Исаии 57 , Игнатию 58 и Феодору 59 , честные мощи коих почивают в самом соборе. Когда служащий священник делал первый запев Богородице, то обращался к иконе Владимирской, а при втором запеве, призывая святителей Леонтия и Исаию, обращался направо и делал поклон, а при именах святителей Игнатия и Феодора обращался налево и также делал поклон, и так продолжал во все время служения молебна. Один из священников был так внимателен, что сам вызвался показать нам достопримечательности собора 60 . Собор, строенный в начале XIII столетия, с тех пор мало изменился. Живопись икон в иконостасе древняя, превосходная 61 . Икона Богоматери, чудотворная, весьма чтимая гражданами и богато украшенная, одна из тех семи, говорят, которые в XI веке были чудесно написаны у Киево-Печерского инока Алипия; в Ростов она перенесена Владимиром Мономахом и поставлена в соборе, и поэтому-то и называется Владимирской, хотя (как замечает весьма справедливо в своей книге граф М. В. Толстой ) гораздо правильнее надлежало бы ее называть не Владимирской, а Владимировой 62 . Верхние узкие окна собора и расположение алтаря сохранились в первобытном виде. Горнее место имеет шесть ступеней восхождения, по обе стороны седалища для служащих о двух ступенях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Югская икона Она находится в Югской Дорофеевской пустыни, на берегу реки Юги, близ Мологи. Прославилась эта икона в 1616 году. В царствование Михаила Феодоровича, когда шведы разоряли окрестности Пскова и грабили церкви и монастыри, в это время некто благочестивый старец, схимонах Дорофей, решился удалиться из Печерского монастыря на родину, в село Никольское, близ Мологи. Молясь пред отправлением в путь перед чудотворной Печерской иконой Богоматери, он услышал от иконы голос, который повелевал ему взять с собой икону Одигитрии и указывал место, где находится эта икона. Настоятель не отпускал было старца, но Сама Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела отпустить. Старец дошёл до реки Юги, за 7 вёрст до родины, и от усталости лёг отдохнуть, икону же поставил на дерево. После отдыха он хотел снять икону, но как ни усиливался, не мог. Наконец услышал от неё голос: «Не трудись напрасно. Я желаю, чтобы здесь была устроена обитель для иноков. В ней пребудет навсегда образ Мой и с ним благодать Моя и сила». Тогда Дорофей устроил тут келью, куда внёс икону. Когда же жители окрестных селений узнали о пришествии старца с чудесной иконой, то стали приходить к нему для поклонения иконе, и больные из них получали исцеления. Старец скончался в 1623 году. Тогда священник села Никольского хотел было перенести икону в приходскую церковь : но икона не один раз чудесным образом удалялась из церкви, и её находили в келье старца. Тогда устроили здесь церковь и монастырь. От иконы произошло много чудес. Шуйская-Смоленская икона Эта икона впервые прославилась в 1654–1655 годах при царе Алексее Михайловиче, когда в России свирепствовала моровая язва. Эта болезнь появилась и в Шуе. Тогда жители, не находя других средств ко спасению, обратились к молитве не один раз обходили город с крестным ходом. Один из благочестивых горожан предложил жителям Воскресенского прихода в городе общим усердием написать Смоленскую икону Божией Матери и поставить в своей приходской церкви. Предложение было принято очень сердечно, и икона через неделю была готова. В эту неделю все прихожане совершили говение. С крестным ходом икону внесли в церковь , и с этого времени моровая язва стала прекращаться сначала в Воскресенском приходе, а затем и во всём городе, от иконы же происходили очень многие и другие чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

В Сретенском приделе у южной стены был устроен клирос, рядом с которым стоял позолоченный киот, в котором была помещена Тихвинская икона Божией Матери «в чудесах» в серебряном венце и цате и медном окладе. Рядом с ней в простенке окна помещался образ архистратига Михаила в серебряной чеканной ризе. В следующем простенке южной стены трапезной в киоте, выкрашенном зеленой краской, находилась Югская икона Божией Матери в серебряном окладе и венце. Возглавие и цата иконы были вынизаны мелким натуральным жемчугом, а риза китайским жемчугом. Здесь же у южной стены в следующем простенке был помещен образ «Отечетсво», в окружении написанного вверху Собора архангелов, помещенного в киот и украшенного «позолоченными медными штуками». На восточной стене трапезной, между алтарями приделов, там, где должна быть дверь в летнюю церковь, находился образ Воскресения Христова, по сторонам которого размещались иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого. Над ними вверху размещались иконы деисусного чина. С правой стороны у алтаря, образуя в проходе стенку иконостаса, размещались следующие иконы: Толгская икона Божией Матери с предстоящими в молении апостолами Петром и Павлом и Ярославскими чудотворцами, далее – образ Спасителя с евангелистами. Над ними – Собор архистратига Михаила и Сретение Господне. Далее северная дверь иконостаса, которая закрывалась занавеской, над ней образ Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Далее, рядом с дверями – местный образ Покрова Пресвятой Богородицы. С левой стороны прохода, от иконостаса Покровского придела находились следующие иконы: великомученицы Варвары «в житии», великомученицы Екатерины «в житии». Над ними небольшие иконы пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, Тихвинская и Толгская иконы Божией Матери. Освящение Сретенского придела состоялось по указу от 26 апреля 1805 года. Одновременно с началом строительства трапезной с её западной стороны была заложена каменная ярусная колокольня, которая была закончена постройкой осенью 1805 года. Подрядчиками на её строительстве был тот же крестьянин Алексей Михайлович Гулькин с братом Григорием. Первый ярус колокольни служил церковной папертью, пол в которой был выстлан диким камнем, с левой стороны паперти был устроен вход на колокольню. Три арки первого яруса колокольни были закрыты деревянными щитами, в которых сделаны створчатые входные двери на церковную паперть, над которыми вставлены полуциркульные рамы со стеклами. Пол паперти был поднят на четыре ступени, выстланные белым камнем. Высота кирпичной кладки колокольни – 14,22 метра.

http://sobory.ru/article/?object=28266

Разделы портала «Азбука веры» А.М. Любомудров — научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома), кандидат филологических наук. С 1992 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского Иоанна собирает свидетельства о чудесных явлениях в Православной Церкви. Автор книги «Знамения Божии от святых икон. 1991–1996». Знамения минувших столетий Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности. Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. В молитве на освящение иконы испрашивается у Бога дарование ей благодатной силы Духа Святого «бесов отгоняти и вся недуги исцеляти». Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. «Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону» 1 . Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро – вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего. История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их – образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная радость», Серафимо-Понетаевская).

http://azbyka.ru/znameniya-ot-ikon-v-kon...

История Православной церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их – образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царево- кокшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-Понетаевская). От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны – для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление» – Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение» – Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апр. 1662 плакала Ильинско- Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010