«От Межева, верстах в двенадцати находилось торговое местечко Лагредино, также Рославльского уезда; от города же Рославля наше пребывание было верстах в сорока». «Под самою нашею кельей протекала лесная речка Болдачевка, а в полутора верстах впадала в нее речка Фроловка. На берегу ее был колодезь; в речке этой важивалась и рыбка. Бывало, перегородим ее сежею и неретки ставим. Однажды, как помню, на праздник Богоявления, освятивши в речке воду, мы пропели тропарь Св. Богоявления: »Во Иордане крещающуся Тебе Господи, и вынув неретки, нашли в них шесть налимов, которые и приняли, как Божий дар на праздник». «Всю церковную службу, мы правили каждодневно у себя в кельи, начиная с двенадцати часов ночи, полунощницу и утреню; после утрени, через час, соборный акафист Божией Матери; после акафиста, часа через два, часы с изобразительными, и наконец, вечерню часов в пять вечера. В воскресные и праздничные дни приходили к службе ближайшие старцы: О. Досифей, О. Дорофей, а иногда кто-либо из других Рославльских пустынников, живших в большем расстоянии от нас. Отправя вместе службу, пообедаем, что Бог послал, и разойдемся до следующего праздника». «На Пасху же и на Рождество и в другие нарочитые праздники, приходил из ближайшего села Лугов (верстах в 7) старец священник и приобщал нас запасными дарами, дабы и мы не были лишены сего духовного угощения». «В свободное от молитвенных правил время занимались рукоделием, кто какое умел: писали полу-уставом отеческие книги, занимались огородом, на котором, в прочем, по неблагоприятной почве, не родилось других овощей, кроме репы. Летом собирали грибы, ягоды и усердствовали благодетелям, а от них получали печеный хлеб, крупу, а иногда и бутылочку масла, для приправы пустынной трапезы. А когда случится недостаток, питались и сухоядением, дорожа всего более духовной свободой и безмолвием. Волки постоянно выли около нас, в продолжение целой зимы; но мы уже привыкли к их вою, как бы к вою ветра; а медведи иногда обижали нас, расхищая наши огороды.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Прочитав эти слова, никто не говори: зачем же они убегали от мира и его соблазнов, большую получили бы награду, если бы боролись с искушениями, среди самых предметов искушений. Это слова крайне неразумные, свойственные лишь тем, которые не знают ни немощи человеческой природы, ни силы внутренней борьбы христианина. Св. Иоанн Лествичник , великий учитель внутренней жизни, приписывает такие слова и мысли внушению искусителей и говорит: «да не скроется от тебя и следующая хитрость и лесть невидимых врагов: они советуют нам не отлучаться от мирских, внушая, что мы получим великую награду, если, видя, женский пол, будем себя удерживать. Но не должно им в этом покоряться, а делать противное им» 2 . Итак, пусть желающие духовного совершенства или несомненного спасения души не медлят среди соблазнов, пусть удаляются от них, следуя внутреннему званию своего Господа и вспоминая слова Его: всяк, иже оставит дом или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею примет, и живот вечный наследит ( Мф.19:29 ). Но как же оставит имене Его ради? У нас почти единственный путь для этого – поступить в монастырь, и вести в нем тот особенный, иной образ жизни, о котором упоминает св. Дорофей. Об этом образе жизни и будет у нас слово. Прежде всего всякий желающий вступить в него, или уже вступивший, пусть спросит себя: для чего я хочу это сделать или сделал? Премудрый наставник иноческой жизни св. Иоанн Лествичник говорит: «все усердно оставившие житейское без сомнения сделали это: или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное. Впрочем, добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их течения» 3 . Конец без сомнения в воле Господней, а начало должно быть правильное и потому рассмотрим, что и как говорит о нем св. Евангелие, св. Отцы и Учителя Церкви. Господь наш и Спаситель сказал: кто от вас, хотяй столп создати, не прежде ли сед, расчтет имение, аще имать, еже есть на совершение. Да не когда положит основание, и не возможет совершити, еси видящие начнут ругатися ему, глаголюще: яко от человек начат здати, и не может совершити. Тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, может бити Мой ученик ( Лк.14:28, 29, 30, 33 ), и только претерпевый до конца, той спасен будет ( Мк.13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Работая, Иван Андреевич погружался всё более в благодатную стихию православной аскетики, и в то же время он находился под руководством великого аскета, старца Макария. Он был у старца в полном послушании. Вот, например, случай, бывший с ним хотя и гораздо позднее, когда он уже был пострижен в монашество, но освещающий весь его послушнический путь. «Однажды о. Ювеналий, – пишет архимандрит Агапит в Жизнеописании старца Макария, – у старца в чайной вместе с его келейниками пил чай. Но вот отворяется дверь, показывается старец и зовет: “Ювеналий!” У о. Ювеналия оставалось на блюдце немного недопитого чая, может быть, глотка на два или на три, но он, нисколько не рассуждая, тотчас оставил свое чаепитие и хотел было уже идти к старцу. Заметив это, старец улыбнулся и велел ему сначала допить свой чай». Через месяц после своего поступления в Скит послушник Иоанн (так его называли) заболел и, как отмечено в скитской Летописи, «от горячки оправился едва к июню месяцу с пособием козельского городского лекаря Ивана Львовича Плетнера, который и прочих братии пользует всегда в болезни». По молитвам братии и старца Макария он, наконец, выздоровел и с новыми силами погрузился в труды по своему послушанию. В августе 1848 года он был утвержден в качестве послушника. Летопись Скита за август этого года свидетельствует: «19-го. Отправились из Скита в Калугу для подачи прошений владыке к определению послушники: Жерве Петр Александрович, гвардии поручик, и Половцев Иван Андреевич, артиллерии подпоручик, да 3й с ними из Обители, прежде живший в Скиту послушник Василий Никитич Кобцов ливенский… 20-го. Преосвященный принял от них прошения благосклонно, а 22 числа возвратились благополучно». Осенью этого года трудов послушнику Иоанну прибавилось. 18 ноября в Летописи записано: «В сем месяце заболели скитские пономари: рясофорный монах Василий зубною болью, а послушник Феодосии сильною простудою груди. До выздоровления их пономарское послушание поручено послушнику Ивану Андрееву Половцеву». В скитской церкви над Царскими Вратами в этом году был укреплен крест с многочисленными мощами угодников Божиих – позлащенный, в рамке за стеклом. У подножия креста – частица мощей святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины. Этот крест принадлежал брату Ивана Андреевича, тот подарил его ему, а Иван Андреевич пожертвовал его в скитский храм.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Вскоре после этого на сырной неделе, продолжавшейся в том году с 6-го до 13-го февраля, Преосвященный Филарет посетил Оптину Пустынь, и О. Моисей просил его дозволения быть постриженным в великий ангельский образ (схиму), но Владыка ответил ему на это: время». О. Моисей, как сам рассказывал нам впоследствии, никогда не думал и не желал принимать священного сана, а желал только уединенной жизни; но мудрый епископ провидел в нем деятеля, способного принести пользу многим, и потому не согласился на его пострижение в схиму. Владыка знал, что О. Моисей был пострижен в монашество О. Афанасием в пустыне, и сам вполне признавал это пострижение; но для соблюдения должного порядка представлял в Св. Синод, прося дозволения постричь О. Моисея, и получив это дозволение, благословил О. Моисею с 3-го июня 1822 года носить монашескую мантию. Вероятно, к этому же времени относится и прошение к Преосвященному Филарету, начисто написанное О. Мойсеем собственноручно и сохранившееся в бумагах, но без пометки года и числа. Вот это прошение слово в слово: Ваше Преосвященство Преосвященнейший Владыко Всемилостивейший Отец и Великий Архипастырь! Во время посещения Вашего Преосвященства обители нашей на сырной неделе, когда я недостойный дерзал напомянуть о крайнем желани моем, чего душевно жажду, услышал от Святительских уст Ваших в ответ, что не у прииде тому время. С тех пор непрестанно ожидая милостивого призрения на меня нижайшего, часто унываю духом, понеже смертен, и не знаю, когда придет оное время? Человеколюбивый Спаситель, жаждущих на духовную воду поощряет приходить безотложно, но мне не у прииде тому время. Увы, мне грешному паче всех! Преосвященнейший Владыко, осмеливаюсь паки со умилением припасть к Святительским стопам Вашим и слезно просить: удивите свое снисхождение ко мне недостойному, и желание души моей исполнить соблаговолите. Сие едино, теперь прошу и то усердно взыскиваю, чтобы возобновить обветшалость моего монашеского образа, внушением мне обетов вторым вопросом. Ободрите меня унылого, возложением нового знака к вящщему смирению моему; дабы Господу содействующу, совершеннее отвратить очи мои, еже не видети мне более суеты мирской и не принимать лепая на сердце мое. (Конца нет).

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Графиня Мария Александровна Панина послала Вам (через Наталью Петровну Киреевскую) четки из оливкового дерева, привезенные из Иерусалима и освященные на Гробе Господне. Я от себя осмелился приложить хромолитографический снимок иконы Божией Матери (Иерусалимския) и, припадая к ногам Вашим, прошу перед пречистым образом Владычицы помолиться, чтобы Господь дал мне память моих грехов, покаяние и смирение и чтобы я был в самом деле, а не только на словах христианином. Прошу Вашего отеческого благословения, поручаю себя и родных своих Вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. Сегодня в университете предварительно решается участь моей диссертации. Москва, 15 ноября 1857 г. 3 93 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Достопочтеннейший о Господе Константин Карлович! Два твоих письма я получил (от 12-го и 15-го ноября), сердечно радуюсь, что дело твое о диссертации подвинулось вперед, дай Бог , чтобы она была окончена с пользою для тебя. Благодарю тебя за поздравление меня со днем моего рождения и за усердие твое. Образ Иерусалимской Божией Матери получен мною исправно. Братца твоего Альберта Карловича благодарю за поздравление меня и прошу тебя передать ему мое приветствие. Пишешь, что желал бы побывать у нас в пустыни вместе с братом, мы очень будем рады и с любовью примем обоих Вас. 14 ноября отправились в дальний путь иерусалимские миссионеры наши о. Ювеналий Половцев , Леонид Кавелин и Александр. Первые два получили наперсные золотые кресты, привезенные им Преосвященным Кириллом Наумовым , они виделись с ним в Калуге, служили с ним и пробыли три дня. Испрашиваю на тебя мир и благословение Божие, остаюсь желатель твоего здравия и спасения и богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. Прошу поблагодарить от меня за четки почтеннейшую госпожу Марью Александровну. Я к ней недавно писал. 19 ноября 1857 г. 4 94 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! В самый день Ваших именин пишу к Вам и нездоровый – с вчерашнего у меня лихорадка, – и очень озабоченный. На днях у меня был с другом и кумом моим Борисом Алмазовым разговор о вольности и чести, я погорячился, он сказал оскорбительные для меня слова, так мы и поссорились. До сих пор я ожидал, что он образумится, впрочем, я готов и сам сделать первый шаг к примирению и написать ему. И Наталья Петровна на меня как будто сердится. Желал бы я и с ней объясниться. Я заслужил, и мне оно, верно, полезно, чтобы обо мне имели дурное мнение. С другой стороны, мне тяжело будет, если разорвутся отношения с людьми близкими по духу. Простите меня, милостивый батюшка, и помолитесь обо мне грешном, соблазняющем только других своим поведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Изд. 2-е. М., 1862. 3) Климент (Зедсрголъм). иером. Жизнеописание Оптинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. 4) Иеромонах Леонид (Кавелин) . Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М.: [Изд.] Введенской Оптиной пустыни, 1881. 5)  Ювеналий (Половцев) , архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. 6)  Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм . иеромонах Оптиной пустыни. Изд. 2-е. М., 1882. Из печатных источников второго рода заслуживают внимания по достоверности сообщаемых сведений и по правильности взгляда на личность почившего три следующие статьи: 7)  Корсунский И. Н. , проф. Некролог: иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец//Душеполезное чтение. 1891. Ч. III. Ноябрь. С. 478–482. 8) Неподписанная автором очень хорошая статья: Старец иеросхимонах Амвросий//Калужские епархиальные ведомости. 1891. 20. 31 октября. С. 662–669. 9) Неподписанная автором статья: Памяти почившего Оптинского старца, иеросхимонаха Амвросия//Церковные ведомости. 1891. N 44. С. 1548–1553. Рукописный материал наш составляют: 10) Семинарский аттестат о. Амвросия//Архив Оптиной пустыни. 378. 11) Записки бесед и изречений о. Амвросия, сделанные верной ученицей покойного N. N. – 13 с. 12) Записки бесед и рассказов о. Амвросия, ведённые с 1869 года монахиней М. О-вой. – 17 с. 13) Записки бесед и изречений о. Амвросия, веденные с 1879 года (теперь) монахинею М. Ф-вой. – 28 с. [Возможно, здесь упоминается Мария Дмитриевна Францева. дворянка из Симбирской губернии. Поступила в Шамординскую обитель в 1887 г. В 1892 г. определена в число послушниц. Исполняла послушание благочинной в церкви.] 14) Запись изречений старца, сделанная рясофорной монахиней. Е. Л-вой (Здесь упоминается Екатерина Лебедева, из дворян Московской губернии. Обучалась в Московском Мариинском институте. Поступила в Шамординскую обитель 1887 г., исполняла послушание письмоводительницы). 15) Записки иер. Г -ия. – 7 с. 16) Слова батюшки, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Милостивейший Архипастырь и Отец! Вчера вечером узнал я от Князя Урусова, что Ахматов окончательно утвержден Обер-прокурором. 1-го марта подписан Указ о назначении его в эту должность, а Графа Толстаго членом Государственнаго Совета. Ахматов поедет еще в Москву дней на 5, а по возвращении вступит в должность и будет заниматься делами с Князем Урусовым до осени; потом Князь переселится в Москву. Вот главнейшая новость по Духовному Ведомству. У Татьяны Борисовны Потемкиной познакомился я с о. протоиереем Романовым, предназначенным в ректоры Миссионерскаго Института. До сих пор еще неизвестно, где будет этот Институт, в Новгороде? Проект устройства его, составленный Романовым, до сих пор еще не утвержден, и сам ректор не знает прав своих будущих воспитанников. Возвратясь вчера от Князя Урусова, довольно поздно вечером, получил я письмо Вашего Преосвященства от 24-го февраля. Нижайше благодарю Вас, Преосвященнейший Владыко, за милостивое внимание и поручения Ваши касательно вакансий в Курском девичьем монастыре и Духовных Правлений исполню немедленно. Говорил я и о Вашей мысли касательно капитала в 73 т.р. (по секрету) нескольким лицам, но все ее с ужасом отталкивают, объясняя ее общим направлением духа времени, восстающаго против монашества. Много возражал я на это, объясняя Ваш благой взгляд на монашество и желание только, «да будет сих избыточествие восполнением оскудения оных», но и на это возражают, говоря: «Помилуйте, монастырский капитал? Да если это будет дозволено одному, так другие архиереи мало ли на что потянут последния монастырские деньги. Как это можно!» Вот почти слово в слово слышанное мною от 3-х людей, имена которых могу сообщить Вам лично. Простите, Преосвященнейший Владыко, не решаюсь довести этого до сведения Государыни, чтобы не испортить дела и не набросить тени на действователей. К сожалению, многие недобрые поступки многих заставляют и в простом желании добра видеть что-то затаенное, своекорыстное, нерелигиозное. Увы! Каково направление мыслей Петербургских жителей, следующих за мнимым прогрессом. Больно и тяжело это видеть, а помочь нечем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И снова о старце Амвросии: „Это удивительно тонкий ум... Мудрость, скажу просто – даже ловкость – батюшки отца Амвросия изумительны... В высшей степени сложная его (ума то есть) изворотливость и быстрая находчивость. Твердость характера, справедливость, прямота веры и добрых целей“. Публицист и философ И. В. Киреевский, а также ставшие известными в будущем агиографы, составители жизнеописаний Оптинских старцев – о. Леонид (Кавелин) и о. Ювеналий (Половцев) , успешно сотрудничали со старцем Макарием в деле издания творений святых отцов. Книги оптинские расходились по всей России – так формировались духовные представления и монашествующих, и благочестивых мирян. Собственно, это была та школа, в которой возросли и явили себя миру с Божией помощью все Оптинские старцы – от преподобного Льва до исповедника веры преподобного Никона. Если продолжить разговор о связи между представителями русской культуры и старцами Оптиной Пустыни, то следует вспомнить С. А. Нилуса, выдающегося православного писателя, – уже возле старца Варсонофия, затем поэтессу и писательницу Н. А. Павлови ч – возле старца Нектария. Пребывающая на них благодать Божия и святоотеческая школа давали возможность старцам верно оценивать события, происходящие в истории и культуре России. Н. А. Павлови ч свидетельствует, что старец Нектарий высказывал мудрейшие мысли о художественном творчестве, мог исключительно точно оценить и совершенно уж далекие от него вещи, такие, как стихи А. Блока или В. Ходасевича. Причем любые мысли его и оценки имели духовно-христианский смысл. Старец Варсонофий, изучавший литературу в кадетском корпусе, т.е. в ограниченном объеме, затем много занимался самообразованием. В Оптину он пришел, имея уже довольно широким культурный и духовный кругозор. В его наставлениях, обращенных к духовным чадам и основанных на святоотеческой аскетике, часто встречаются литературные отзвуки – цитаты из стихов Пушкина, Лермонтова, Полонского. Он приводит поучительные примеры из жизни писателей, художников, музыкантов. Он и сам писал духовные стихи, печатая их в церковных журналах под псевдонимом „Странник“.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

О. Клименту принадлежит и статья о пустынножительстве в Рославльских и Брянских лесах, помещенная в приложении. Кроме всего, подготовленная О. Климентом, монахом Порфирием Севрюгиным, также недавно умершим, и сообщенная иеромонахом О. Евфимием Труновым, который был при покойном О. Архимандрите Моисее письмоводителем в течение 31 года и жив еще доселе, материалами для биографии Старца послужили: Жизнеописание О. Игумена Антония, настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Москва 1870 г. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти Старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария. Москва 1861 г. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Издание третье. Москва 1876 г. Историческое описание Скита во имя Св. Иоанна Предтечи Господня, находящаяся при Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Издание второе. С.-Петербург 1862 г. Архив Оптиной Пустыни. Некоторые собственноручные записки и письма О. Архимандрита Моисея к различным лицам и других лиц к нему. Рассказы тех из братий, которые жили в его время, были очевидцами его действий и сами слышали его слова и наставления. Брошюра: «Последние дни жизни Отца Архимандрита Моисея » (извлечено из «Церковной Летописи» от 6 Октября 1862 года). Полагаю, что задачу жизнеописателя добродетельного мужа составляет, не обязанность только обрисовать в общих чертах прекрасную фигуру его нравственного величия, часто недостижимого для простых смертных, а изобразить, для духовной пользы читающих, его верность в малом ( Лк. 16:10 ), выражавшуюся, в различных случаях жизни, и то, как он, при помощи Божией, чрез этот подвиг в малом, достигал постепенно духовно-великого, – той победы над страстями души и тела, того очищения сердца, которым составляют цель внутренней жизни и деятельности христианина. Имея это в виду, я старался, как можно менее пускаться в мои личные рассуждения, а сопоставлять только факты, приводить по возможности, более устные или письменные слова самого О. Архимандрита, чтобы читатель сколь возможно яснее видел перед собою самого Старца-подвижника и верного раба Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

С 1899 года – почетный член Казанской духовной академии. Скончался 12 апр.1904 года в г.Вильно и погребен в СвятоДуховом монастыре. С детства отличался постоянным благочестием. Ученик Оптинского старца Макария, под руководством которого свыше десяти лет подвизался смиренномудрию и послушанию. Был связан тесными узами с игуменом Исаакием Оптинским. Имел особое расположение к старцу Агалиту, который за пять-шесть лет до возведения его во епископы в Киево-Печерской Лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре. Очевидно на Ювеналии была особая печать Божия. Много потрудился, принимая участие «в Божьем деле», по выражению старца Макария, т.е. занимался подготовительной работой к печати произведений аскетической литературы и переводом с новогреческого языка на русский книгу преп.Дамаскина. В продолжении многолетнего служения его Церкви, он явил собой светильник, горевший ярким светом православия и благочестия, Владыку, сердце которого всегда горело любовью к Богу и ближним, особенно влекло к обездоленным, неимущим, вдовам и сиротам. Он был мудрым и заботливым (хозяином) начальником, отечески милостивым наставником и руководителем и высоким примером жизни, благоустроенной по правилам веры и благочестия христианского. Забота о просвещении юношества в духе благочестия была одной из самых дорогих и близких его сердцу забот. Заботами архипастыря в Вильне был выстроен величественный Знаменский храм, выстроено 7 новых, отремонтировано девять и испрошено пособий на тринадцать новых храмов, что при отсутствии храмов в Литве имело огромное значение для укрепления православия. Архиепископ Ювеналий в совершенстве владел языками французским, немецким, и английским, а приняв монашество, прекрасно изучил греческий, латинский и сирийский язык. Труды: «Речь при наречении его во епископа». «Приб. к «ЦВ» 1892, 44, стр.1522–1524. «Жизнь и творения св. Петра Дамаскина ». «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея ». М.1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010