Письма рассматривались преподобным Макарием с большим вниманием: «...Всякое письмо достается три раза прочитывать: когда получится, после Батюшки (старца Льва. – Ред.) прочитаю, а в третий – когда отвечаю». Преподобный Макарий Оптинский Худ. Иеромонах Гавриил 1954 год Письмоводителями старца были иноки, позднее сами ставшие богомудрыми пастырями: иеромонах Амвросий (Гренков) , впоследствии преподобный оптинский старец; рясофорные монахи: Иоанн (Половцев), впоследствии архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий; Лев (Кавелин), впоследствии архимандрит Леонид, наместник Троице-Сергиевой лавры; Павел (Покровский), впоследствии иеромонах Платон и др. «Определенного времени на письма у старца не было. Довольно заметить, что письма не сходили со стола его: окончив утреннее скитское правило, он начинал писать, но двери кельи были отворены для всех приходящих; кроме того, от времени до времени возвещали, что просят его выйти к воротам. Старец выходил; возвратясь, опять принимался за перо; пиша, тут же выслушивал братии, приходивших на откровение своей совести, давал им приличные ответы и советы... Только два раза в неделю, в самый день отхода почты, по утрам, старец прекращал на несколько часов прием посторонних посетителей и до отправки писем усиливал свою обычную деятельность: писал сам, прочитывал, исправлял, подписывал ответы, написанные помогающим учеником, говорил адресы, сам запечатывал...» 6 Среди адресатов старца Макария были люди самого разного общественного положения и рода занятий, разного духовного уровня. Среди монашествующих – это архиереи, настоятели и настоятельницы обителей, монахи и послушники. Среди мирян – философы, писатели, издатели, купцы, предприниматели, мещане; люди как семейные, так и только думающие о вступлении в брак. Письмо-автограф преподобного Макария Большинство наставлений и советов старец давал от Священного Писания и учения святых отцов. Ибо, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова) , «чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания , вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, – спасению и христианскому совершенству».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Прежде всего, усердно молись Богу, чтобы он удостоил тебя, помог тебе исполнить твое благое желание и указал, как его исполнить. – Св. Исаак Сирин говорит: при появляющемся в нас добром желании, рачительно будем совершать частые молитвы, и каждый из нас пусть скажет сам в себе: да будет воля Твоя, пока не совершу доброго дела сего, которое возжелал я сделать, если угодно воле Твоей. Ибо в этом деле восхотеть – для меня удобно, а сделать этого без дарования, Тобою ниспосылаемого, не могу: хотя от Тебя и то, и другое, и еже хотети, и еже деяти ( Флп.2:13 ). Итак, просить надобно Бога, чтобы Он указал и обитель, в которую поступить, и духовного наставника, мужа по сердцу своему, ибо нельзя самому собою, без наставления и поддержки, решаться на жизнь монашескую и проходить ее с успехом; нельзя без руководства опытного человека изучить великую науку Евангельской жизни и выходить победителем из внутренней и внешней борьбы. Это утверждают единогласно св. Отцы подвижники. Преподобный Кассиан приводит в своем собеседовании о рассудительности слова подвижника египетского аввы Моисея: «Господь никому не открывает пути совершенства, кроме руководимых к оному духовными отцами, как и чрез пророка говорит: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе ( Втор. 32:7 ) 7 ». Св. Иоанн Лествичник в 1-м слове (§ 7) своей книги говорит: «когда хотим выйти из Египта и бежать от Фараона, то и мы имеем нужду в некоем Моисее, т. е. в ходатае к Богу и по Боге, который, стоя посреди деяния и видения, воздевал бы за нас руки к Богу, чтобы наставляемые им перешли море грехов и победили Амалика страстей. Итак, прельстились те, которые предательствуя самих себя, сочли, что не имеют нужды ни в каком путеводителе: ибо изшедшие из Египта имели наставником Моисея, а избежавшие из Содома – Ангела». Св. Василий Великий пишет 8 : «вознамерившийся повиноваться Христу и поспешающий к нищетолюбивой неразвлеченной жизни истинно достоин удивления и ублажения. Но, прошу, не делай сего без испытания...

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Так заботился О. Моисей постоянно и усердно о своем собственном сердце и его очищении; а Владыка Филарет предполагал воспользоваться его способностями, дарованиями и ревностью о благочестии для пользы всего братства и духовного благоустройства не только скита, но и всей Обители. В виду этого Преосвященный предложил О. Моисею принять сан священства, но услышал в ответ решительный отказ пустынника. Препирательство между архиереем и пустыннолюбцем продолжалось шесть недель, и О. Моисей тогда только решился уступить, когда услышал от Владыки Филарета: «Если ты не согласишься, то буду судиться с тобою на страшном суде Господнем». После этих слов архипастыря О. Моисей умолк и 22 декабря 1822 года был рукоположен в иеродиакона, а 25 декабря того же года в иеромонаха, и в тоже время определен общим духовником Оптиной Пустыни. Не оскудевала, а возрастала ревность О. Моисея в порученном ему деле устройства скита, и Господь благословлял и подкреплял его в этом деле видимыми знаками Своей помощи и благоволения. Кроме вещественных неожиданных пособий от благодетелей, в это время пожертвованы были в скит и две иконы, местно чтимыя чудотворными, составляющие и поныне украшение и святыню скитского храма: Знамения Пресвятыя Богородицы и Св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. 21 – Постепенно возникали по сторонам церкви отдельные домики братских келий. «Теперь мы занимаемся сажанием и сеянием», – писал О. Моисей весною 1822 года своим родным в Москву. Эти занятия их не пропали понапрасну. Насажденныя ими плодовыя деревья и ягодные кустарники, мало-помалу покрыли все пространство скита между церковью и кельями, а кедровые орехи, посаженные в то время собственноручно О. Моисеем и превратившиеся теперь в красивыя деревья, ровно через двадцать пять лет после посадки в первый раз принесли плод таких же прекрасных орехов. На восточной стороне скита, на малой протоке выкопаны были два пруда. Словом, начаты были, а частью и докончены, тогда же, все существующие, ныне принадлежности скитского общежития.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Ф. 696. Оп. 205. Д. 639. Л. 16 об.; Портреты начальствующих и других лиц монашествующего духовенства, 1870-1905 гг.: В Бозе почивший Глинской пуст. архим. Иннокентий. Хромолитогр. Е. И. Фесенко//Там же. Ф. 735. Оп. 2. Д. 59. Л. 8; По донесениям духовных консисторий сведения, кем были управляемы мон-ри в 1863 г.//Там же. Ф. 796. Оп. 145. Д. 238; По предложению обер-прокурора Свят. Синода об испрошении высочайшего соизволения на приобретение Глинской Богородицкой пуст. Курской епархии Сеймских казенных мельниц. 1869 г.//Там же. Оп. 150. Д. 1479; По вопросу, возбужденному настоятелем Глинской Богородицкой пуст. о том, какие док-ты следует получить названному мон-рю по содержанию водяной мукомольной мельницы//Там же. Оп. 157. Д. 1657; О назначении иером. Исайи настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена. 1888 г.//Там же. Оп. 169. Д. 185; Отчет о состоянии Курской епархии за 1877 г.//Там же. Оп. 442. Д. 738. Л. 9 об.; Ювеналий (Половцев), архиеп. Письма к Исаакию (Антимонову). 1862-1865 гг.//РГБ ОР. Ф. 213. К. 73. Ед. хр. 16. Л. 7; Илиодор [Голованицкий], архим. Глинской пуст. Письма к Тимковским Варваре и Серафиме//Там же. К. 103. Ед. хр. 93. Л. 93; Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пуст. за 1885 г.//ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Лит.: Силин А., свящ. Некролог: [Отец архим. Иннокентий, настоятель Глинской пуст.]//Курские ЕВ. 1888. 40. С. 654-655; Краткий очерк жизни архим. Иннокентия, настоятеля Глинской пуст. К., 1906; ЖПодв. Сент. С. 207-217; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пуст. М., 1992. С. 35-37; он же. Глинский патерик. М., 1997. С. 225-228; он же. Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 20072. С. 303-332. Н. В. Маслов Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп.

http://pravenc.ru/text/389627.html

Если же, как я сказал, они склоняются под волну и опустятся под нее, то она проходит мимо, без всякого для них вреда, и они продолжают плавать, сколько хотят, и делают свое дело. Так бывает и при искушениях; если кто перенесет искушение с терпением и смирением, оно пройдет без вреда для него; если же он будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то он только отягощает самого себя, навлекая на себя искушения, и не получает совершенно никакой пользы, но лишь вредит себе, тогда как искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения. Из творений современных подвижников и учителей иночества О бесстрастии Из «Кринов сельных» Паисия Величковского Бесстрастие состоит не в том только, чтобы избегать греховных пристрастных дел, но в том, чтобы не иметь и пожелания их. Бесстрастен тот, кто победил пристрастие во всех прилогах, понуждающих или прельщающих, и, став выше всех страстей, не возмущается ни за какую вещь мира сего, не боится скорбей, бед и напастей, не страшится даже самой смерти, считая это залогом жизни вечной. Бесстрастен тот, кто, страдая от бесов и от лукавых людей, не обращает на то внимания и не считает это за зло, как будто иной кто страдает; прославляемый он не превозносится и оскорбляемый – не гневается; но как дитя, наказываемое плачет и утешаемое радуется. Бесстрастие не есть одна какая-либо добродетель, но собирательное наименование всех их. Оживляется тогда человек от Духа Святого; потому что без Него не крепко все духовное тело – состав добродетелей. До вселения в человека Духа Святого, по очищении от страстей, не может он называться бесстрастным, ибо до сего он страдает на всяком месте. Когда же Дух Святый сойдет на человека, тогда Он облегчит ему все тяготы и скорби, и он без труда пребывает во всем. Богу нашему слава во веки. Аминь. Сообщил пос. Алексей Полуботко. О чистоте сердечной и душевной «Крины сельные» Паисия Величковского По многотрудной жизни, чрез духовные подвиги свои, мы входим в сердечную, умную и душевную чистоту; ибо от скорбей, претрудных духовных и телесных добродетелей: алчбы, жажды, бдения и прочих, очищается сердце...

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Помянник Нямецкого монастыря. Почерк старца Паисия.      Помогали о. Макарию в издании трудов преп. Паисия также отцы Амвросий (Гренков), Ювеналий (Половцев), Леонид (Кавелин). Большую помощь в качестве знатока греческого и латинского языков оказал известный ученый магистр греческой словесности К.К. Зедергольм (впоследствии – иеромонах Климент), главный письмоводитель о. Амвросия. Сын немецкого пастора, он принял Православие, постригся в монашество, был рукоположен и поселился в Оптиной. Среди других лиц, оказавших ценные услуги в этом деле, был также цензор и профессор Московской духовной академии протоиерей Ф.А. Голубинский. И сегодня в Оптиной существует мощный издательский отдел, возглавляет который 45-летний выпускник МИФИ иеромонах Мефодий. Книги тут выпускаются – на загляденье. Красивые и нужные, как насущный хлеб. Тропарь преподобному Паисию Величковскому, глас вторый, речет: «Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси преподобне отче Паисие, добротолюбия подвижниче, верных научил ум к Богу возводити и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» Мощам старца Паисия можно поклониться в его последней обители – в Нямецком монастыре во имя Вознесения Господня. Если прежде считалось, что в 1910 г. были обретены лишь частицы мощей преподобного, а сами мощи оставались под спудом, то, по информации А. Власюка, главного редактора издательства «Наследие Православного Востока», совсем недавно в Нямецком монастыре во имя Вознесения Господня мощи были обретены и 15 ноября с.г. в первый раз выставлены для всеобщего почитания. Рака с мощами преп. Паисия Величковского в Церкви Вознесения Нямецкого монастыря Рейтинг: 8.9 Голосов: 43 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Орехова Надежда 30 мая 2017, 07:30 Глубоко о старчестве, хотя духовные глубины эти непостижимы и вовсе нашими мирскими умами, но любое, даже мало-мальское соприкосновение с плодами трудов или душами старцев, гранит и нашу несовершенную породу. Чтение старцев, наставления и просто любое речение их, что благодатный молочный поток с Небес, только глаза открывай и всё увидишь, только прими без заслонов себялюбия и гордыни, тогда и засветишься изнутри, поймёшь многое, что в миру и при заумствовании не даётся... О свободе, что монета, две стороны имеет, взвешивать её всегда и различать необходимо для контроля над плотским, ведь без духовной дисциплины, даже доля свободы во блуд обратится, ментальный, вербальный или физический, но вседозволенность разлагает истинные основы свободы, оттого и бдение духа неустанно необходимо, благо есть в нашей святоотеческой традиции на то прекрасные светочи, маяки, духовные путеводители и ориентиры, и отче Паисий один из самых достойнейших тому примеров.

http://pravoslavie.ru/66256.html

Получил и последнее твое письмецо, и сердечно радуюсь, что милосердый Господь не попустил Вам более скитаться в мире, и осквернять свои души прелестью. Терпи Бога ради, и не забудь, что несть наша брань к крови и плоти, но к началом ( Еф. 6:12 ) и проч. Лучше бо, по Св. Лествичнику, с помыслами братися нам, нежели со мнением. А не добро быти нам бесстрастным; беси бо множицею отходят мнения ради, ведяще, яко можем и кроме их коварства от собственныя гордости погибнути, а посему ниже покаяния обрасти. Пишите за стужение помыслов; то ежели, можно удержать ветры, тогда и помыслы. А святые отцы глаголют, что можно иноку и страстну быть, но не действовать по страсти. Следовательно, мы осудимся за действие по-страсти, а не за то только, что имеем в себе оныя, и чрез помыслы стужаем. И первый бо Адам, по чувству распознавательному, проразумевал, что добро яблоко в снедь, но не за познание, а за вкушение онаго яблока осужден. Да и Бог заповедал ему, не еже не разумети о доброте плода, но еже, глаголет, да не снесте. Почему не смущай свою душу никакими помыслами; потому что ты не любишь их, и не услаждаешься ими. Ежели имеешь отца и извествуешься к нему сердцем и верою; то открывай ему все свои брани и помыслы, а свой разум, яко поврежденный и грехами оскверненный и измаранный, отнюдь не принимай и не верь себе ни в чем до кончины своей. И когда станешь являть ему оныя, то узриши милость Божию и облегчение и исцеление, а ежели-жь запустишь и утвердишься в своем разуме, то напоследок неисцельно вознедугуешь, и никому уже и ни в чем и никогда не поверишь; а всю жизнь диавол водить будет, куда захочет, и показывать все по-своему; потому что ум помрачится, и всякое слово братнее подозревать будешь, и ни в чем, и никогда не уверишься. Паче всего прошу Вас, любезных моих, самим Богом: будьте послушливы без рассуждения всякому брату, паче же отцам Вашим, и смиряйтеся пред всеми; по святых бо отец учению, единем смирением можно спастися, а без сего и всеми добродетелями не избежишь вечного осуждения. Что нам до зрительной жизни? – Лишь бы Бог сохранил нас от деятельных грехов; потому что помыслы, как пишете, как бы ни развлекали ум, но самовластного произволения нашего никто от нас отнять не может. Да и можно ли получить венец без брани? Бог даст тебе разум; только Бога ради терпите. Письмо 3

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

А в Оптиной пустыни к переводческой деятельности относились глубоко и серьезно. Под руководством преподобного старца Макария здесь велась активная деятельность по переводу и изданию святоотеческих творений. Именно в Оптиной был подготовлен лучший перевод «Лествицы» на русский язык, высоко оцененный как современниками, так и потомками. Вокруг старца образовалась группа помощников, в которую входили отец Амвросий (Гренков), впоследствии знаменитый старец и преемник отца Макария; отец Леонид (Кавелин), впоследствии наместник Троице-Сергиевой лавры ; отец Климент (Зедергольм), магистр классической филологии Московского университета; отец Ювеналий (Половцев), впоследствии архиепископ Литовский и Виленский. В Оптиной пустыни имелись рукописные переводы аскетической литературы, сделанные преподобным Паисием (Величковским), некоторые греческие рукописи и еще другие, славянские. Дело в том, что славянский язык к концу XIX века для многих перестал быть понятен... — Но «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника к тому времени уже была переведена на современный русский язык при Московской духовной академии архимандритом Агапитом (Введенским). Зачем потребовался еще один перевод? — Архимандрит Агапит сделал очень хороший академический перевод «Лествицы». Однако нужна была максимальная точность в определении терминологического смысла. Некоторые русские слова не отвечали аскетическому деланию. Потому-то Оптинские старцы, имевшие духовное рассуждение, находившиеся сами под старческим руководством и облагодатствованные дарами Святого Духа, приступили к столь важной кропотливой работе, взяв за основу славянские тексты Паисия (Величковского), архимандрита Макария (Глухарева) на русском языке, несколько Слов святителя Игнатия (Брянчанинова) и греческий текст. Считается, что именно оптинскими переводчиками разработана система русской аскетической терминологии. Здесь каждое слово было важно. Ведь если что-то переведено неточно, неправильно, то оно не работает. Перевод творений преподобного Петра Дамаскина, пользующихся огромным авторитетом, выполнил духовный сын и ученик старца Макария отец Ювеналий (Половцев).

http://patriarchia.ru/db/text/5069819.ht...

В последнем письме я уже докладывал Вам, Преосвященнейший Владыко, что Преосвященный Исидор сказал на вопрос мой о взимании части процентов с Софрониевскаго капитала в пользу духовнаго приюта. То же самое (т.е. что можно это сделать с согласия монастыря, которому принадлежат деньги) было сказано по наличной, остаточной сумме. Что же касается до Государыни Императрицы, то люди, хорошо знающие направление ее мыслей, предупреждают, что она никогда не согласится участвовать в лишении монастыря чего-либо, хотя бы это нечто назначалось и для добраго дела; тем более теперь, когда многие высокопоставленные утверждают, что слухи об отобрании монастырских и церковных капиталов вовсе несправедливы. Господь знает, что будет вперед, но теперь в Петербурге такие разнообразные толки, что ничего не разберешь. Новый Обер-прокурор до сих пор еще не назначен, впрочем, говорят, что уже несомненно будет Ахматов. Я его еще не видел, но слышно, что он уже занимается делами Духовнаго Ведомства. Дело о нашей мельнице, наконец, передано в Министерство Государственных Имуществ. Надеемся, что Господь поможет его кончить в пользу обители, но срок окончания еще нельзя определить. Хотелось бы мне выехать отсюда через 12 дней, но не знаю, последует ли в это время решительное определение Министра. Если нет, то благословите промедлить еще в Петербурге, хотя бы мне этого и самому не желалось. Надежды мои на пожертвования в пользу Глинской пустыни далеко не осуществляются. Теперь все страдают безденежьем. Знакомые, на которых я рассчитывал, тоже больны этою неприятною болезнью. Делать нечего. Да будет воля Господня! О том, что слышал и видел в столицах, позвольте доложить Вам лично, Преосвященнейший Владыко, а теперь испрашиваю Архипастырскаго благословения и святых молитв Ваших и с чувствами истиннаго высокопочитания и таковой же сыновней преданности. имею счастие быть Вашего Преосвященства нижайший послушник многогрешный игумен Ювеналий 28 февраля 1862 г. С. -Петербург М.С.О.н.Г.И.Х.Б.н.п.н. Ваше Преосвященство,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Русских Достопамятностях, 65 при описании Ивановского монастыря в Москве, сказано о старице Досифее следующее: «Сюда прислана была в 1785 году, по секретному повеленио Императрицы Екатерины II, одна женщина не старых лет, по видимому, знатного происхождения. Неизвестно, какое было ее в свете значение, какое имя и фамилия; но здесь, в монашестве, она наречена Досифеею. Ни кто ее не видал, кроме игуменьи, духовника, причетника, недавно умершего в глубокой старости, да московского купца Филиппа Никифоровича Шепелева, торговавшего чаем и сахаром на Варварке, от которого мы, за несколько тому лет, заимствовали некоторые сведения, об этой таинственной монахине. По их словам, она была уже пожилая, среднего роста, худощава телом и стройна станом, не смотря на свои лета и долговременное заключение, еще сохраняла в лице некоторые черты прежней красоты, ее приемы и обращение, обнаруживали благородство ее происхождения и образованность. Старый причетник видел каких-то, по его замечанию, знатных особ, допущенных игуменьею на короткое время к затворнице, которая говорила с ними на иностранном языке. Досифея жила в одноэтажных каменных кельях, примыкавших к восточной части ограды монастыря, близь покоев игуменьи, и недавно еще сломанных. Все ее помещение составляли две уютныя низменныя комнатки под сводами и прихожая для келейницы; их нагревала изращатая печь с лежанкою. Окна обращены были на монастырь 66 . На содержание ее отпускалась особенная сумма из казначейства; стол она имела хороший. Иногда на имя ее пересылались к игуменье от неизвестных лиц значительные суммы денег, которые она употребляла более на украшение церкви, на пособие бедным и на подаяние нищим. К окошкам ее, задернутым занавесками, иногда любопытство и молва привлекали народ; но штатный служитель, заступавший место караульного, отгонял любопытных. В церковь Досифея выходила весьма редко и то в сопровождение, приставленной к ней старицы. Коридор и крытая деревянная лестница от ее кельи вели прямо в надворотную церковь , где духовник ее с причетником совершал богослужение для нее одной. Тогда церковныя двери запирались изнутри, чтобы никто не мог войти. Все время своей затворнической жизни она посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию; вырученныя ею за труды деньги раздавала чрез свою келейницу нищей братии. Последние годы Досифея провела в безмолвии и в подвигах благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010