архиепископ Ювеналий (Половцев) (21.10.1826–12.04.1904) архиепископ Ювеналий (Половцев) Архиепископ Виленский и Литовский. Духовный писатель, переводчик святоотеческой литературы. Ученик преп. Макария Оптинского. Биография В миру Половцев Иван Андреевич, родился в городе Ораниенбауме Петербургской губернии. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его душе таились нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно " ходил пред Богом " и мечтал о скромной келье отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки его товарищей-артиллеристов, которые вышучивали его религиозность и в насмешку сулили ему белый клобук. Даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем Петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына, - блестящего офицера, когда он после своей тяжелой болезни решительно заявил о своем намерении принять монашество. 15 марта 1847 года поступил послушником в Оптину пустынь. Ученик Оптинского старца Макария. Был связан тесными узами с игуменом Исаакием Оптинским. Имел особое расположение к старцу Агапиту, который за 5-6 лет до возведения его во епископы в Киево-Печерской лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре. 29 апреля 1855 года пострижен в монашество. 11 июля 1857 года рукоположен во иеромонаха и 22 октября назначен вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) сотрудником в Иерусалимскую миссию под начальство епископа Кирилла (Наумова). 10 октября 1861 года по возвращении в Россию возведен в сан игумена и назначен настоятелем Глинской пустыни Курской епархии. 8 мая 1862 года назначен настоятелем Коренной Богородицкой пустыни, а 15 августа возведен в сан архимандрита. 21 декабря 1867 года назначен наместником Александро-Невской лавры. 26 июня 1871 года уволен по болезни на покой в Оптину пустынь Калужской епархии. 21 мая 1884 года назначен наместником Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 23.10.1873, с. Брусовое Фатежского у. Курской губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе Курских святых), архиеп. Курский и Обоянский. Из семьи священника. Окончил Курское ДУ и в 1894 г. Курскую ДС. В 1894-1895 гг. псаломщик церкви с. Николаевка Путивльского у. Курской губ. В 1895-1897 гг. надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского ДУ. 6 янв. 1897 г. еп. Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) рукоположен во иерея и определен к клиру Спасо-Преображенского собора г. Путивля. В 1901 г., после смерти жены, поступил в С.-Петербургскую ДА, к-рую окончил в 1905 г. со степенью кандидата богословия. Одновременно закончил С.-Петербургский археологический институт. 27 нояб. 1904 г. архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1904-1905 гг. состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника ц. во имя св. блгв. Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо свящ. Георгия Шавельского , бывшего на русско-япон. войне). В 1905-1907 гг. в сане иеромонаха преподаватель гомилетики Смоленской ДС, в 1907-1908 гг. смотритель Старооскольского ДУ, в 1908-1911 гг. на той же должности в Обоянском ДУ. В 1911 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС. 12 мая 1918 г. хиротонисан во епископа Переславского (первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Патриарха свт. Тихона), назначен викарием Владимирской епархии. Пребывал в переславль-залесском Даниловом во имя Св. Троицы муж. мон-ре , исполняя там обязанности настоятеля. Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/168758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ Евсевий (Гроздов), еп. Тобольский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в. (РГИА) Евсевий (Гроздов), еп. Тобольский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в. (РГИА) (Гроздов Евстафий Сергеевич; 17.03.1866, с. Шарковщизна (Шарковщина) Дисненского у. Виленской губ.- 12.08.1929, Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва), Эстония), архиеп. Нарвский и Изборский. Из семьи диакона. Окончил Виленское ДУ и Виленскую ДС, СПбДА (1890). Удостоен степени кандидата богословия за работу «Пьер Бииле и его богословские сочинения». 6 авг. 1890 г. Литовским и Виленским архиеп. Алексием (Лавровым-Платоновым) рукоположен во иерея к виленскому кафедральному собору. Одновременно назначен законоучителем образцовой школы при Виленской ДС. Сверхштатный член Литовской духовной консистории (с 1895). В 1895-1899 гг. также исполнял обязанности редактора «Виленских ЕВ». Овдовел. 12 нояб. 1899 г. назначен инспектором Виленской ДС. 6 апр. 1902 г. Литовским и Виленским архиеп. Ювеналием (Половцевым) пострижен в монашество с именем Евсевий. В 1903 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Ярославской ДС. 28 мая 1906 г. хиротонисан во епископа Угличского. Назначен викарием Ярославской епархии. Хиротонию в Ростове в храме во имя св. блгв. князей Феодора, Давида и Константина, Ростовских чудотворцев, возглавил Ярославский и Ростовский архиеп. Иаков (Пятницкий) . 27 февр. 1909 г. переведен на Рыбинскую кафедру, викарием той же епархии. 18 марта 1910 г. назначен епископом Тобольским и Сибирским. С 17 апр. 1912 г. епископ Псковский и Порховский. Был вызван к присутствию в Святейшем Синоде в июне-окт. 1914 г. Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 25 апр. 1918 г. возведен в сан архиепископа, удостоен права ношения креста на клобуке. В авг. 1919 г. при наступлении Красной Армии покинул Псков, прибыл в Эстонию вместе с клиром псковского Троицкого собора и др. церквей. С сент. проживал в Нарве, на подворье Иверского Николаевского девичьего мон-ря. Исполнял обязанности епископа Северо-Западной Армии ген. Н. Н. Юденича, временно управлял приходами сев.-зап. областей России, занятых белыми войсками; рукополагал полковых священников Северо-Западной Армии в нарвской Знаменской ц., служившей кафедральным армейским собором. После окончательного поражения и интернирования армии Юденича в Эстонии в дек. 1919 г. ушел на покой, пребывал на Иверском подворье (с 1923 Нарвская Иверская Богородицкая жен. трудовая община).

http://pravenc.ru/text/187362.html

1847 год Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при сей Скита святого Иоанна Предтечи. Составил Лев Кавелин. (Издано в пользу Св. Обители.) Часть I. Описание Обители. С приложением вида ее. Часть II. Описание Скита, с приложением вида его. СПб. 8°, 229+26 с. Этого же сочинения «издание второе, исправленное и дополненное оной же Пустыни И. Л. (Иеромонахом Леонидом), СПб., 1862, ч. I, 385 с; ч. II, 259 с.; изд., 3-е, дополненное: М., 1876 (с. IV, 244, 169); изд. 4-е: М., 1885, 240 с. 1848–1856 годы. За эти годы ни в одном из известных библиографических списков не значится каких-либо работ Л.А. Кавелина. 1852–1856 гг. – время послушнического искуса Льва Кавелина (с 1854 – монаха Леонида) под руководством старца Макария. В связи с этим некоторые исследователи (в том числе и И.Н. Корсунский в «Перечне», составленном для журнала «Библиографические записки») включают в каталог трудов о. Леонида все переводы, изданные за этот период Оптиной Пустынью. Сам о. Леонид в своем рукописном «Перечне», на который все время ссылается И.Н. Корсунский , писал: «В Оптиной Пустыни, проживая в братстве состоящего при сей благоустроенной обители скита святого Иоанна Предтечи Господня, я занимался, под руководством известного своею духовной опытностью старца иеросхимонаха Макария, в числе трех других сотоварищей, приготовлением к изданию в свет славянских переводов старца Паисия Величковского и перевел с славянского на русский язык, с товарищем о. Ювеналием Половцевым книги: «Вопросы и ответы старцев Варсануфия и Иоанна» и «Книгу поучений аввы Дорофея »». По другим сведениям, отцу Леониду может быть усвояема лишь одна из переводных книг, изданных Оптиной Пустынью, а именно: 28а. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми Старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856, XIV + 283 + 43 с. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Степанов Александр; ранее 1771, Москва - 31.12.1844, Свенский мон-рь), иеросхим., Рославльский, Младший. Сын диакона. В 25 лет поступил в Пешношский мон-рь Московской губ. В 1796 г. настоятелем мон-ря иером. Макарием был послан в числе 12 братий для восстановления запустелой Оптиной пуст. , там был пострижен в монашество с именем А. (1796), рукоположен во иеродиакона (1797), во иеромонаха (1802) и назначен духовником обители. желая безмолвной жизни, А. собирался на Афон , но не попал туда и поступил в Белобережскую пуст. , откуда без благословения ушел в Рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), через 4 года вернулся и был определен в Свенский мон-рь с запрещением священнослужения за самовольную отлучку. Однако А. не пошел в мон-рь, а в апр. 1807 г. удалился в Якимовичские леса (неподалеку от сельца Якимовского). Поселившись в Свенском мон-ре лишь в 1816 г., инок оставил его 13 июля 1817 г. ради пустынножительства в Якимовичских лесах. А. пользовался большим уважением среди отшельников, под его духовным руководством находились новоначальные иноки братья преподобные Моисей (1811-1821) и Антоний (1816-1820) (Путиловы, впосл. оптинские старцы). В 1821 г. Калужский еп. Филарет (Амфитеатров) пригласил рославльских подвижников устроить скит при Оптиной пуст., большая часть пустынников приняла предложение (в т. ч. братья Путиловы), но А. не согласился на переселение. В 1825 г. начались гонения на рославльских пустынножителей со стороны властей. По указу Рославльского земского суда А. был заключен в острог, отправлен по этапу в Свенский мон-рь, куда прибыл в февр. 1826 г. Послушанием А. в мон-ре была продажа свечей. Орловский еп. Гавриил (Розанов) разрешил ему священнослужение, но по смирению А. священнодействовал только ради принятия Св. таин. А. имел дар умной молитвы, отличался кротостью, смирением и незлобием. В свободное время А. с учениками переписывал переводы творений святых отцов, сделанные прп. Паисием (Величковским) . Лит.: Брянский Свенский мон-рь. М., 1866. С. 93; Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870. С. 10-14, 20, 22; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея. М., 1882. С. 17-20, 26-30, 38-43, 249-250; ЖПодв. Март. С. 139-143; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне

http://pravenc.ru/text/76928.html

Ювеналий (Половцев), архиеп. Виленский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Ювеналий (Половцев), архиеп. Виленский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) С 1686 г., когда Киевская правосл. митрополия перешла под омофор Московского Патриарха, насельники В. м. получили возможность обращаться за помощью непосредственно в Москву (отдельные монахи В. м. с 1628 приезжали в Москву за милостыней). Грамотами Петра I Алексеевича 1703 и 1708 гг. братии разрешалось «приезжати в Московское государство для милости... сколько захотят». Мон-рю давали крупные пожалования Петр I, цесаревна Наталия Алексеевна. Однако виленские власти притесняли мон-рь и препятствовали его контактам с Россией. В 1721 г. братия В. м. писала в Святейший Синод РПЦ, что «униатский оффициал, остригши игумену Иоасафу Опоцкому волосы и связавши его, уволок в свою Сутенскую обитель, иноков разогнал, а тамошних прихожан принуждает у себя исповедоваться и причащаться». Братия просила Синод принять В. м. «в свою пастырскую и отеческую протекцию» и назначить выплаты (50 р. в год). Указом Синода от 2 апр. 1722 г. В. м. был признан ставропигиальным. В 1733 г. имп. Анна Иоанновна назначила материальную помощь виленским монахам в размере 100 р. ежегодно (выплачивалась до 1781). Указом Синода 1741 г. наместники В. м. назначались Киевскими митрополитами и утверждались Синодом. Во время пожаров 1748 и 1749 гг. сгорел Свято-Духовский храм, др. монастырские постройки, архив обители. В 1751 г. виленские власти выдали братии разрешение на восстановление мон-ря. Виленский католич. еп. М. Зинкевич в письме канцлеру ВКЛ поставил условия восстановления правосл. храмов: колокольня не должна выделяться среди городских строений, монастырские ворота не должны иметь излишних украшений. Автором проекта восстановления мон-ря был архит. И. К. Глаубиц, строительство шло медленно из-за нехватки средств. В 1795 г., после 3-го раздела Польши, г. Вильно вошел в состав Российской империи, Виленская губ. стала частью Минской епархии, В. м. перешел в подчинение Минскому архиерею, к-рый приписные к мон-рю церковные учреждения сделал самостоятельными.

http://pravenc.ru/text/158674.html

В июле 1886 года по предложению преосвященного Владимира матушка София приняла постриг в схиму, в великий ангельский чин. Постригал старец Амвросий. Служащим при этом был архимандрит Исаакий. Пели отцы Иосиф и Анатолий. В 1887 году, чувствуя, что силы ее истощаются, она спешит довести до конца переговоры с благотворителем Шамордина чаеторговцем С. В. Перловым, московским купцом, о постройке в новой обители собора, о присылке для этого архитектора. Ее брат Даниил, скитской иеромонах, помог ей устроить в Шамордине иконописную мастерскую. Осенью 1887 года матушка София с несколькими сестрами совершила паломническую поездку к киевским святыням, а заодно посмотреть, как благословил отец Амвросий, и водяное отопление в лаврском соборе, устроенное бывшим насельником скита Оптиной пустыни, а теперь наместником Лавры архимандритом Ювеналием (Половцевым) . Возвратившись 18 ноября, матушка занемогла и поехала в Оптину, чтобы быть поближе к старцу Амвросию. Болезнь быстро развивалась. Батюшка старался ее духовно поддержать, ободрить. Ее ежедневно причащали Святых Христовых Таин. Но Богу было угодно, чтобы ее чистая душа оставила земную жизнь с ее попечениями. Матушка София 24 января 1888 года скончалась. После первых панихид в Оптиной тело ее доставлено было в Шамордино. «Старец Амвросий сильно опечалился кончиной матушки Софии. Приезжая в Шамордино, он никогда не забывал посетить ее могилку и, благословляя ее, со слезами повторял: “Ах, какая это была мать!..”. Сестре же покойной, Елене Михайловне, он сказал: “Помни, что мать София свята!”. Тем, кто удивлялся, как могла она, так недолго пробыв в монашеском чине, удостоиться святости, старец объяснял: “Мать и в миру была очень милостива, потому и обрела скорую милость у Бога”. После смерти открылись многие добрые дела матушки, которые она совершала втайне. Узнали, как она помогала больным, входила в нужды крестьян, покупала беднякам лошадей, коров, ставила им срубы (дома), бедных невест выдавала замуж, призревала обездоленных сирот» 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В кон. 1820 г. М. посетил Москву, а на обратном пути - Оптину пуст. Настоятель игум. Даниил представил М. еп. Калужскому и Боровскому свт. Филарету (Амфитеатрову) , который намеревался основать при обители скит. Он пригласил пустынножителей в Оптину пуст. и передал М. письмо для о. Афанасия, в к-ром сообщил: «Я вам позволяю в монастырских дачах избрать для себя место, какое вам угодно будет, для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей... От монастырских послушаний вы совершенно будете свободны; уверяю вас пастырским словом, что я употреблю все мое попечение, чтоб вас упокоивать. Любя, от юности моей, от всей моей души монашеское житие, я буду находить истинную радость в духовном с вами собеседовании». Приняв «архипастырский совет... за звание Божие» ( Ювеналий (Половцев). 1992. С. 50, 51), 6 июня 1821 г. в Оптину пуст. перешли преподобные Антоний и М., а также подвижники Иоанн (впосл. мон. Иларий (Дранкин)) и Савватий. В 1827 г. в скит Оптиной пуст. перешел о. Досифей. Для сооружения скита игум. Даниил вместе с М. составил план, утвержденный Калужским епископом 17 июня 1821 г. По свидетельству «Летописи скита», первые насельники «по очищении места сколько возможно было, на первый раз выстроили для житья небольшую келью на юго-восточной стороне и жили в оной... вкупе общежительно» (РГБ. Ф. 214. Опт-360. Л. 4-4 об.). 18 авг. 1821 г. был заложен, а 5 февр. 1822 г. освящен храм во имя св. Иоанна Предтечи. Вскоре скит посетил еп. Филарет. М. просил архиерея благословить его постриг в схиму, но услышал в ответ: «Приидет время». 3 июня 1822 г. еп. Филарет благословил М. носить мантию. 22 дек. того же года М. был рукоположен во диакона, 25 дек.- во иерея и определен духовником мон-ря. В 1825 г. М. был в Москве, получил письмо от игум. Даниила с извещением об избрании его оптинским настоятелем. В 1826 г. М. был назначен управляющим Оптиной пуст., 17 авг. того же года утвержден в должности настоятеля и награжден набедренником. 8 февр. 1829 г. ему была объявлена благодарность от Калужского и Боровского еп. Григория (Постникова) за попечение о поддержании благоустройства и порядка в Оптиной пуст. В том же году определен членом комитета по устроению зданий в лихвинском Покровском Добром мон-ре. 19 апр. 1831 г. от еп. Калужского Григория объявлено «благословение за верное и успешное исполнение возложенного на него поручения об устроении зданий в Добром монастыре». В 1832 г. определен благочинным мон-рей Калужской епархии. 5 сент. 1837 г. при освящении придела во имя свт. Николая Чудотворца М. был возведен в сан игумена, 28 мая 1841 г. награжден наперсным крестом, 12 мая 1853 г. возведен в сан архимандрита. По свидетельству его письмоводителя о. Евфимия (Трунова), 19 сент. 1858 г. еп. Григорий благословил М. «употреблять мантию со скрижалями» (РГБ. Ф. 213. К. 66. Ед. хр. 1. Л. 476). В 1859 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

– Да приискивайте, – сказал о. Макарий. – Мы и нашли вот его, – ответил он, указав на меня. – Нет. Это вы хотите часть у Бога взять. Этого нельзя. У вас другие братья есть. И тут старец спросил меня: «Что ж ты, Иван Андреевич , молчишь? Как же ты думаешь об этом?» Я не помню буквально, что я отвечал; но смысл был тот, что я отказываюсь. Александр очень огорчился. Игумен (о. Моисей) кормил его приличным обедом, занимал его. Условились мы, что я приду к нему на гостиницу после отдыха. Но Александр так был расстроен, что уехал, не дождавшись меня и даже позабыв передать мне переплетный инструмент, который прислала мне маменька». Александр Андреевич (присовокупляет автор-племянник), передавая мне неоднократно этот рассказ, сообщал при этом любопытную подробность, касающуюся старца Макария. Раньше, чем повидать брата Ивана, который работал где-то на огороде, Александр Андреевич посидел некоторое время в келлии о. Макария, которому сказал только, что приехал повидать брата, не упоминая о действительной цели приезда. К удивлению Александра Андреевича, старец Макарий стал говорить с ним о Луи-Блане и о всевозможных событиях, происходивших тогда во Франции. В разговоре с братом Иваном Александр Андреевич спросил потом: – Разве у вас получаются газеты? – Почему ты думаешь? – возразил Иван Андреевич . – Да вот, Макарий говорил со мной о самых новейших событиях во Франции. – Да ты, вероятно, читал газету, когда ехал сюда? – Читал. Так что же? – Так старец Макарий говорил тебе то самое, о чем ты думал. Он читал твои мысли. Мы к этому привыкли. Он очень часто не спрашивает тех, кто к нему приходит, – зачем они пришли, а прямо говорит, – что надо делать, чтобы помочь горю. Об этом даре старца Макария записан мною со слов архиепископа Ювеналия еще следующий рассказ: мужик привел к нему своего сына бесноватого, который падал на землю в судорогах. «А ты зачем его проклинал?» – сказал Макарий без всяких расспросов о болезни. «Да это давно было», – возразил мужик. «То-то давно», – ответил о. Макарий. – А.В. Половцев 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Дело о нашей мельнице поступило из Канцелярии Зеленаго во 2-й Департамент Министерства, т.е. немного двинулось вперед и, как обещают, будет кончено в нашу пользу, но возьмет еще недели две или три времени. Хотя мне и крайне не по сердцу жить теперь в мире, но нахожусь вынужденным просить благословения Вашего, Преосвященнейший Владыко, пробыть в Петербурге до окончания дела, хотя бы и с малою просрочкою паспорта. Более всего заботит меня в настоящее время обратный путь по испортившейся дороге; но милостив Господь и силен помочь нам благополучно доставить св. миро. Митрополит Петербургский, озаботившись устройством приюта для людей духовнаго звания, предложил это дело Петербургским жителям и от одного только купца Воронина получил 30 т.р. Дай, Господи, чтобы и Курские жители охотно помогли начинаемому Вами, Преосвященнейший Владыко, доброму делу. Мысли о переводе Софрониевскаго капитала не могу довести до сведения известной великой особы из опасения дела не сделать, а деятелям повредить. Вчера еще случилось мне обедать с Морицом у гр. Александра Николаевича Толстаго и было много разговоров о Глинской пустыни и проч. Граф обещал нам дать немного земли или лесу и приглашал меня приехать к нему летом, для подробной беседы об этом деле. По милости Божией, многие заинтересованы, по-видимому, бедственным положением нашей Обители и можно надееться, что мало-помалу, с годами хозяйство наше придет в порядок. Книги, купленные мною для Курской епархии (300 экз. по 45 к.с. и 20 по 1 р. 65 к.), завтра будут отправлены из Конторы Транспортов в Курск на имя Вашего Преосвященства, по крайней мере, завтра будут сданы в эту контору и через месяц должны быть в Курске. В ожидании новых приказаний от Вас, Преосвященнейший Владыко, имею счастие быть с чувствами полнаго высокопочитания и совершенной, сыновней преданности. Вашего Преосвященства нижайший послушник многогрешный игумен Ювеналий О. Николай вместе со мною земно кланяется Вашему Преосвященству и нижайше благодарит за милостивую память о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010