Тоска, грязь… Тоска, все должны страдать: должны страдать те, которые получают помощь, должны страдать, те, которые эту помощь осуществляют, все, должно быть какое-то такое жуткое совершенно страдающее сообщество. А Христос там, где радость. И где же, как же нам сделать, помочь другим людям стать счастливыми, если мы сами не умеем радоваться, если мы сами озабочены только тем, что у нас какие-то проблемы? Это невозможно. Мы задаем определенный вектор, определенный стиль жизни, и мы можем уже через 16 лет, когда кто-то возмущенно говорит: «Да ну, что вы такое придумали, почему какие-то дурацкие правила?» — а у нас так принято, это так приятно, когда уже есть возможность опираться на какую-то традицию. И у нас принято: у нас принято, чтобы был красиво сервирован стол, у нас принято, чтобы лежали свежие красивые скатерти, у нас принято вечернюю встречу воспитателя с воспитанниками проводить при свечах — у нас так принято. Читайте также: «Я недавно встретил ребят из своего района. Они как будто умерли», — истории подростков, которые выбрались из тьмы Я сейчас вас слушаю и вспомнил, у меня был замечательный гость — Юрий Анатольевич Шичалин, основатель гимназии классической в Москве, и он говорил, мне кажется, о похожих вещах, он говорил о понятии: среда… Да. …о том, что этого очень не хватает, и он говорил, что, когда в детстве, вот я очень запомнил: он подошел к маме своей и сказал, что: «А я знаю, — бравируя слегка, — я знаю все плохие слова». А она ему сказала: «Ну и что, я их тоже знаю, и папа знает, но у нас так не принято». И вот это «не принято» он запомнил на всю жизнь. Вот вы о чем-то похожем говорите, да? Да. «Принято — не принято»? Да, да. То есть вы создаете среду? Да, мы создаем среду, мы создаем настроение, мы создаем атмосферу, и в этой атмосфере неприемлемо унижение одного человека другим человеком, у нас неприемлемы какие-то двойные стандарты, и то, что у нас не разрешается воспитанникам, то же самое у нас невозможно, чтобы у нас делали взрослые сотрудники или волонтеры. И вот такая доброжелательная, построенная на взаимоуважении среда, только она может дать возможность создать условия для того, чтобы человек возрастал. И я хочу сказать, что это касается не только воспитанников, потому что эта среда действует и на всех нас. И многие люди, которые приходили на работу к нам, приходили как на работу устраивались, потом говорили, и у нас уже сейчас есть такое понятие — и у детей, и у бывших воспитанников и волонтеров — «Центр святителя Василия», несколько так обезличено: «ну, в Центре – это понятно», ну, Центр вот так вот повлиял», «ну, Центр, конечно, он дал нам столько всего для того, чтобы мы как-то жили по-другому», «ну в Центре это невозможно», «ну как я могу так поступить, если бы кто-то в Центре узнал, это бы вообще был какой-то нонсенс». То есть здесь это все очень такое живое и то, что влияет не только на наших воспитанников, но и на всех, кто попадает как раз в наш круг, в нашу среду.

http://foma.ru/ne-mogu-predstavit-chto-z...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле слова 2 февраля 2015 г. 13:11 «Существует такой социальный термин — безбарьерная среда. Он применяется в контексте заботы об инвалидах. Памятуя о том, что не здоровые имеют нужду во Враче, но больные (Мф. 9:12), что все мы немощны в очах Божиих, уместно использовать эту аналогию в отношении приходской жизни», — отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на открытии Архиерейского Совещания 2 февраля 2015 года. «Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения, — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то — не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом». Чтобы облегчить для людей вхождение в церковную ограду, духовенству важно принимать личное участие в делах благотворительности, в культурной и общественной жизни, то есть нужно выйти за пределы храма, где авторитет священника общепризнан. Сегодня, несмотря на широкое освещение в СМИ жизни Церкви, а порой и из-за недоброжелательного представления некоторых событий, для многих людей священник так и остается непонятной фигурой. Поэтому, по мысли Его Святейшества, важно научиться общаться с теми людьми, которые еще не воспринимают священнослужителя как наставника и человека, обладающего духовным авторитетом. «С доброжелательной и исполненной апостольским рвением настойчивостью, без чувства превосходства мы должны идти в общеобразовательные заведения, в библиотеки, в учреждения культуры со словами о Боге, творческим отображением присутствия Которого в жизни человека и всего Творения осознанно или даже неосознанно для авторов является подлинное культурное творчество. Мы должны идти в социальные учреждения, где можем делами милосердия и словами сострадания засвидетельствовать Евангельское благовестие», — подчеркнул Святейший Владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/3977088.ht...

Если поставить себе задачу исследовать постепенный переход от видимости к осязаемости, то ясно, что мы должны переходить от света к цвету, от цвета – к поверхностно осязаемому качеству (тут говорят о " тактильных " ощущениях), от поверхностного качества – к тяжести, которая предполагает уже мускульно–двигательный опыт. Другими словами, можно сказать, что как свет относится к цвету, так тактильное качество относится к тяжести. Ведь цвет есть переход света в инобытийную среду и отяжеление его, соединение с темным веществом; и тяжесть есть тоже переход тактильных качеств в инобытийную им среду, отяжеление их, соединение с темным и тяжелым веществом. Учение Платона об элементах заслуживает особого рассмотрения, но сейчас, когда они интересуют нас с точки зрения учения о пропорциях, мы можем привести следующую схему позднего комментатора " Тимея " Прокла, относящуюся к Tim. 55е – 56с. Комментируя учение Платона о пропорции, а также очевиднейшим образом резюмируя это место " Тимея " , Прокл утверждает, что четыре платоновских элемента обладают тремя свойствами, пропорционально расположенными, – тонкостью–плотностью, остротой–тупостью и подвижностью–неподвижностью. Огонь обладает тонкостью, остротой, удобоподвижностью; воздух – тонкостью, тупостью, удобоподвижностью; вода – плотностью, тупостью, удобоподвижностью; и земля – плотностью, тупостью, неподвижностью (Procl. In Tim. II 39, 19 – 42, 2). Этим рассуждением прекрасно резюмируется мысль Платона о пропорциональности элементов. Речь идет тут, стало быть, о свойствах новых измерений, т.е. новой среды, которыми характеризуется данная трехмерная телесность. Зрительный предмет есть тончайшая, максимально–пронизывающая, " острая " (с точки зрения физической материи) телесность. Погрузите его в тяжелую и темную среду: свет уже не станет так проникать всюду, он потемнеет, его световая сила уменьшится, он станет " тупым " . Возьмите воду: она плотная и разливается гораздо тяжелее, чем огонь и воздух (т.е. она " тупая " ), но все же она достаточно удобоподвижна. Отнимите эту удобоподвижность, и получится неподвижная масса, которую древние представляли в виде земли, и т.д. Словом, интуитивная реальность этих элементов, как она описана у Платона и Прокла, говорит сама за себя.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Ребенку необходимо, чтобы мы дали свободу его спонтанному развитию, чтобы наше несвоевременное вмешательство не остановило его мирное, спокойное движение. Так мы даем свободу младенцу, чтобы он лучше усваивал молоко и нормально рос. Взрослые должны дожидаться проявлений внутренней жизни малыша, всплесков неожиданных и захватывающих. Умная мать, дающая младенцу пищу и отдых, следит за его развитием и ждет, пока природа заявит о себе: первый зуб, первое слово и, наконец, день, когда ребенок встанет на ножки и пойдет. Однако, чтобы увидеть проявления психического развития, нужно подготовить определенную среду, поместив туда все необходимые средства. Вот к каким выводам привел меня опыт. До сих пор мы говорили о детской свободе в широком смысле слова, не определяя разницу между свободой и одиночеством. Есть общее мнение: свобода не безгранична, к свободе надо готовиться, но нет точного рецепта, как организовать эту свободу — и еще нечто интуитивное, сопутствующее свободе, что мы не умеем назвать. Именно здесь начинается новое образование. Необходимо так подготовить среду, чтобы ребенок нашел в ней средства самообучения. Эти средства собираются не по воле случая. Их отбор — результат экспериментальных исследований, пока не осуществленных в полной мере. Слишком слаба научная база, слишком много требуется труда и времени. Нужны годы на поиск того, что по-настоящему необходимо для психического развития детей. Ведь педагоги, не заботившиеся о детской свободе, не решали проблему. Самые крупные ученые, самые опытные учителя не смогут с ходу организовать подобную среду. Причины вполне понятны. Предварительные эксперименты займут очень много времени. Нужна особая наука по разработке средств самообучения. Всякий, кто сегодня говорит о свободе ребенка в школе, обязан представлять механизм ее осуществления. Главный критерий любого научного инструмента — точность. Линзы физиков устроены в соответствии с законами преломления света. Инструмент педагога должен соответствовать проявлениям детской психики, словно особый систематический ментальный тест. Он не может быть основан на внешних параметрах, иначе произойдет оценка лишь мгновенной психической реакции, им же спровоцированной. Настоящий педагогический инструмент представляет собой стимул, соответствующий психическим реакциям, которые сам же вызывает и поддерживает. Именно психические реакции определяют и формируют ментальный тест. Единственная психическая реакция, которая позволяет сравнивать тесты, — это длительность поляризации внимания на объекте и количество повторений действий с ним. Если стимул совпадает с индивидуальной реакцией, он служит не только для ее измерения, но и для поддержания. Значит, это стимул внутреннего развития. В такой деятельности, пробужденной и поддержанной, организм начинает внутреннюю работу по отношению к стимулу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

В страстной четверток по «Благо есть» поется тропарь: «Егда славнии ученицы», а в страстный пяток – тропарь: «Искупил ны еси от клятвы. В субботы пения Постной Триоди, в которые не поется (а читается) великое славословие после «Благо есть» и «Отче наш» поется: в субботу первой седмицы Великого поста тропарь, на 2-й глас, св. Феодору: «Велия веры исправления» и Богородичен: «Вся паче смысла». В субботы 2-й, З-й и 4-й седмиц Великого поста, когда совершается служба за упокой, поются тропари: «Апостолы, Мученицы, Пророцы». На «Слава»: «Помяни. Господи, яко благ». На «И ныне»: Богородичен: «Мати святая неизреченнаго Света» (Тип., послед. субб. 2-й седмицы Великого поста и след.). Эти тропари поются после «Благо есть» и в другие субботы в году, если в них совершается служба за упокой (Тип., гл. 14), исключая суббот пред Неделей мясопустной и пред Пятидесятницей; тогда, по «Благо есть», поются тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй», на «Слава и ныне»: «Тебе и стену и пристанище имамы» (Тип., послед. мясопустной субб. и субботы пред Пятидесятницей). На той утрени, в которой поется великое славословие (а не читается), сряду после пении Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и после тропаря бывает ектения: «Помилуй нас, Боже»; но на утрени, в которой славословие читается (а не поется), ектения: «Помилуй нас, Боже» следует после «Благо есть», «Трисвятого». «Отче наш» и тропаря 514 . В дни же поста эту ектению заменяет произнесение 40-а раз «Господи, помилуй». Дни, в которые возглашается «Господи, помилуй» 40 раз, вместо ектении «Помилуй нас, Боже», суть следующие: 1) Среда и пяток сырные. Но исключаются те случаи, когда в среду и пяток сырные случится: а) праздник Сретения (Тип., послед. 2-го февр., в среду сырную; там положены три поклона в конце утрени), предпразднство, попразднство и отдание его (1-го, 8-го февр.): б) день храмового праздника. Тогда по «Благо есть» бывает ектения: «Помилуй нас, Боже». 2) Вместо ектении произносится: «Господи, помилуй» 40 раз в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, исключая тех случаев, когда в эти дни бывает: а) Благовещение (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но по своим внутренним убеждениям, по общему направлению своей ученой деятельности, насколько она зависела от него, а не определялась внешними, иногда случайными обстоятельствами, Василий Васильевич является чистейшим типом такого ученого, который, стоя на последнем самом высоком уровне современного развития науки, все свои стремления обращает к тому, чтобы еще более повысить этот уровень и расширить объем познанного, не повторяя иными лишь словами того, что добыто и сказано другими. Таким именно он и выступает всюду в своих столь недоступных для обыкновенных читателей статьях. Мы имеем, таким образом, пред собою в Василии Васильевиче ученого -исследователя, поставившего для себя задачей служить целям чистой науки и выполнявшего эту задачу с идеальной строгостью, доходившей до ригоризма. II. Предметом научной разработки была для Василия Васильевича церковная история древних времен, профессором которой он был в Академии. При всей широте и разносторонности его ученых интересов, все они, в конце концов, сводятся к этому предмету как к центру. Церковным историком он был не потому лишь, что занимал кафедру этого предмета: назвать его церковным историком, значит, указать такое определение в его характеристике, около которого группируются и в подчиненном отношении к которому находятся все другие функции его как ученого. Стоит лишь посмотреть на список трудов его, чтобы видеть, куда всегда было направлено, в конце концов, его внимание. В этих трудах, в примечаниях к ним и разного рода экскурсах, он мог сообщать массу новых данных по различным специальностям. Но основную тему для всех более или менее значительных по объему исследований его дают вопросы церковно-исторические. Одинаковое впечатление получалось и при личном обращении с ним. «Достаточно было, – по словам В. С. Соловьева , – два или три раза видеть Болотова и беседовать с ним, чтобы признать в нем человека, вполне отдавшегося одному служению. Церковно-историческая наука в широком смысле этого слова – со всеми смежными областями знания – вне этого для него ничто не имело интереса и значения. Как глубоко религиозный человек строго христианских убеждений, он находил в церковной истории настоящую жизненную среду для всего истинно важного, и только чрез эту среду, чрез отражение от неё или преломление в ней, все прочие дела и вопросы представлялись ему стоящими внимания».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

– Разве не повышение пенсии и достойное медицинское обслуживание, качественное образование меняют жизнь? – Я не могу повлиять ни на пенсии, ни на выборную систему в стране, ни на качество медицины. Мне жизни не хватит на это. Я сам живу в городе, где в году всего шестьдесят солнечных дней. И это я тоже не могу изменить, ну разве только переехав. Я принимаю эту данность. Зато я меняю то, на что могу повлиять. Это мирит меня с действительностью. Я меняю среду и культуру. Впрочем, это чистый эксперимент. – За девять лет действительно люди перестали уезжать с Сахалина? – На Сахалине вообще нет никакого образования в области культуры, за исключением колледжа искусств с упором на народную музыку. Мечтаешь ли ты быть библиотекарем, артистом, художником, хочешь ли стать писателем или режиссером, тебе придется уехать. На Сахалине изумительная природа и атмосфера, но здесь нет среды, в которой художник, писатель, актер, режиссер мог бы развиваться. Эту среду нужно создавать. Мы стараемся изо всех сил. У нас, как мне кажется, получается. В этом году четыре девушки, которые работали в наших кинолабораториях, поступали во ВГИК. Вернулись, потому что не поступили. Но это неплохо, ведь они вернулись. Я приложу максимум усилий, чтобы через год на Сахалине открылась профессиональная мастерская, какой она была, например, у Сокурова в Кабардино-Балкарии. Кстати, на фестиваль мы привезли два фильма его учеников – «Дылду» Кантемира Балагова и «Мальчик русский» Александра Золотухина. «Дылда» получила гран-при фестиваля, а «Мальчик русский» – специальный приз жюри «за многообещающий режиссерский дебют». Я вообще ратую за то, чтобы привозить сюда специалистов, а не уезжать учиться. Для развития региона это перспективнее, именно это позволит людям остаться. – Слишком громко прозвучит, если скажу, что фестиваль – дело вашей жизни? – Это не громко. Это и есть дело моей жизни. Я не знаю, что может случиться, кроме обстоятельств, от меня не зависящих, чтобы я перестал заниматься «Краем света». Мне просто крупно повезло, что эта история началась на Сахалине. Здесь другое мышление, другая коммуникация, отсюда, как с подводной лодки, никуда не денешься, ведь это остров, кругом вода. Я очень не люблю глобализацию – одинаковость, похожесть.

http://pravmir.ru/ne-prosto-smotryat-kin...

Автор памятника князю Владимиру назвал лучшим местом для установки Боровицкую площадь 2 августа, 2015. Новостная служба При этом скульптор согласен на любое выбранное место 2 августа. ПРАВМИР. Скульптор Салават Щербаков, создатель памятника князю Владимиру, предпочёл бы Боровицкую площадь в качестве наилучшего места для монумента. «Я думаю, что это место очень удачное. Если закон запрещает в этой зоне ставить, то вопрос, наверное, и не должен стоять. Если эта часть решена, тогда надо переходить к следующему вопросу. Как деликатно в плане архитектуры, в плане масштаба деликатно вписать его в эту среду, чтобы памятник не нарушил и не разрушил эту среду, а наоборот улучшил», — сказал скульптор в эфире «Русской службы новостей» . При этом Салават Щербаков отметил, что не настаивает на своём выборе: «Авторский коллектив может что-то хотеть, что-то видеть, но решение о месте должно быть принято в двух инстанциях: это народ (нужно понять в целом, чего хотят люди), и власть, которая оснащена и научными мощностями, и всем необходимым. Мы должны принять любое место, которое будет предложено». В феврале 2015 года установку 25-метрового монумента одобрила Мосгордума . Его открытие было запланировано на 4 ноября 2015 года. Это решение вызвало протесты москвичей — говорилось о том, что огромный памятник на смотровой площадке Воробьевых гор закроет силуэт здания МГУ, а земляные работы нарушат стабильность склона. Российское военно-историческое общество обратилось в Мосгордуму с предложением перенести памятник князю Владимиру в другое место, сотрудники МГУ и студенты собрали подписи под письмом Владимиру Путину на ту же тему. Сейчас в качестве наиболее подходящих мест для установки памятника экспертами РВИО предложены  Зарядье, Боровицкая и Лубянская площади. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/avtor-pamyatnika-knyaz...

История Лилиан красноречиво свидетельствует об отчаянии, возникающем, когда единственный вызов на работе – смириться с тем, что никаких вызовов перед тобой на самом деле нет; когда единственный способ использовать свои способности – творчески закамуфлировать тот факт, что ты не можешь их использовать; когда тебе нужно как-то справляться с тем, что ты совершенно против своей воли превратился в паразита и жулика. Надо быть очень уверенным в себе, чтобы не начать в такой ситуации в себе сомневаться. (Причем сама по себе такая уверенность тоже может быть вредна, ведь вся эта ситуация возникла именно из-за идиотской заносчивости ее босса.) Дилеммы, описанные в этом разделе, психологи иногда называют «отсутствием готового сценария» (scriptlessness). Психологические исследования показывают, что мужчины и женщины, которые в подростковом возрасте испытали безответную любовь, в большинстве случаев в итоге смогли справиться с этим опытом, у них реже встречались постоянные эмоциональные травмы. Но совсем другое дело люди, которые были объектом безответной любви. Многие в течение долгого времени после этого мучились виной и смятением. Одна из важных причин этой проблемы, как заключили исследователи, состояла как раз в отсутствии культурных моделей. Любой безответно влюбленный располагает тысячелетней традицией романтической литературы, которая объясняет, что именно они должны чувствовать. В то же время, хотя в этой литературе подробно описано, каково это – быть Сирано, почти ничего не говорится о том, что вам следует чувствовать (а тем более о том, что вам следует делать), если вы Роксана . Значительная или даже большая часть бредовой работы вызывает похожие мучения из-за отсутствия готового сценария. Мало того, что правила поведения неоднозначны, но работники даже не понимают, что в этой ситуации говорить и как себя чувствовать. О страдании не быть причиной Почти все источники сходятся в том, что самое худшее в бредовой работе – это не неопределенность, а осознание того, что работа бредовая. Как было отмечено в главе 3, наше ощущение себя личностью, отдельной от окружающей среды сущностью, главным образом связано с радостным осознанием того, что мы можем оказывать на эту среду предсказуемое воздействие. Это происходит с младенцами и продолжает действовать на протяжении всей жизни. Отобрать эту радость – значит раздавить человека как букашку. Очевидно, что полностью лишить человека возможности воздействовать на окружающую среду нельзя, ведь перекладывать вещи в рюкзаке или играть b Fruim Mahjong – это тоже в какой-то мере воздействие на мир. Но большинство современных людей, особенно в богатых странах, приучено считать главным способом воздействия на мир свою работу, а оплату за эту работу – доказательством, что их усилия приносят какие-то значимые результаты. Задайте кому-нибудь вопрос: «Чем занимаешься?» – и он/она предположит, что имеется в виду «Чем зарабатываешь на жизнь?».

http://predanie.ru/book/220217-bredovaya...

Но в такой детской среде, которая работает по принципу: «Один – за всех, все – за одного». В те далекие годы, когда я, пожилой человек, была маленькой, мы во дворе, играя друг с другом, снимали эту тревогу, эту агрессию. Ведь тоже было плохо в доме, тоже нам доставалось, естественно. Но, тем не менее, детская среда выполняла психотерапевтическую функцию. Значит, необыкновенно важно, в какой среде находится ребенок, подрастая и приходя к подростковому возрасту. Поэтому тем родителям, которые отводят детей в первый класс, в начальную школу, я очень советую заниматься тем классом, где учится их ребенок. Он должен не только получать знания в престижной гимназии. Надо сделать так, чтобы та среда, куда пришел ребенок учиться, была более дружелюбной, то есть высший уровень – это умение со-радоваться и со- переживать. И это – долгая песня. Конечно, в той среде, где сейчас учится моя внучка, я пытаюсь много что делать, так как я считаю это просто первостепенной важностью. В свое время мой старший сын вырос в такой среде. Эту среду создавали мы, родители. Было благо, что нами руководил такой пожилой человек, который нам тогда объяснил: если мы хотим, чтобы вашим детям было хорошо не только учиться, но и становиться на ноги, мы сами должны культивировать правильную среду. И, конечно, мы устраивали не только культпоходы, всевозможные игры, мы присматривались, какие есть подводные течения, кто кого обижает, мы вовремя вмешивались. И это сострадание и сорадование мы взращивали в наших детях. Это был действительно замечательный класс. Из 26 человек 21 закончили с аттестатом 4, 5 балла. Им было там комфортно. И учителя говорили, что 45 минут урока с ними – сплошная радость, а не трудная работа. Л. Зотова: Часто мы говорим: школа во всем виновата, мы, родители, ничего не можем поделать. Вот хорошая идея для родителей – самим активно участвовать в делах класса. И еще одну хорошую мысль Вы подали: ведь этим могут заниматься бабушки и дедушки, часто более свободные по времени, чем родители.

http://azbyka.ru/deti/agressiya-detej-no...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010