Цикл роликов протоиерея Дмитрия Сизоненко, где он комментирует евангельские чтения великопостных воскресений Группа Вконтакте Facebook группа Шесть воскресений для Бога Цикл роликов протоиерея Дмитрия Сизоненко, где он комментирует евангельские чтения великопостных воскресений. Торжество Православия Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня мы начинаем цикл встреч «Шесть воскресений для Бога». Наши встречи будут посвящены евангельским чтениям, которые читаются за воскресным богослужением. В первое воскресенье Великого поста мы слышим историю, которую рассказывает евангелист Иоанн в конце первой главы Евангелия от Иоанна о встрече Христа с Нафанаилом. Давайте сначала прочитаем сам текст: На следующий день Иисус решил идти в Галилею. Он нашел Филиппа и сказал ему: следуй за Мной. Филипп был из Вифсаиды, из того же города, что и Андрей с Петром. Он нашел Нафанаила и сказал ему: мы встретили Того, о Ком написано в Законе Моисея и о Ком писали пророки. Это Иисус, сын Иосифа из Назарета. Нафанаил ответил: разве из Назарета может быть что-нибудь доброе? Филипп сказал: пойди и посмотри. Тогда Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила, Он сказал: «Вот истинный израильтянин, в котором нет никакого лукавства». Нафанаил удивился: откуда ты меня знаешь? Иисус ответил: еще до того, как Филипп позвал тебя, я видел тебя под смоковницей. Тогда Нафанаил сказал: «Рабби, ты Сын Божий, ты Царь Израилев». Иисус ответил ему: «Ты говоришь это, потому что я сказал, что видел тебя под смоковницей, ты увидишь еще больше того». И добавил: «Аминь, аминь говорю вам, вы увидите открытые небеса и ангелов Божиих поднимающихся и спускающихся на Сына Человеческого». В этом евангельском эпизоде много удивительных деталей, которые очень близки и которые отличают авторский стиль евангелиста Иоанна. Во-первых, это всегда встречи, в результате которых происходит узнавание. И всегда узнавание происходит на каком-то новом уровне, потому что то, что ты видишь при первом свидании, при первой встрече, при первом взгляде, никогда не соответствует тому, что тебе откроется в какой-то момент в глубине, когда вдруг нечто приоткрывается и персонажи друг друга узнают. И мы узнаем все эти прекрасные места — Вифсаиду, откуда родом первые ученики Иисуса Христа, и мы видим, как весть о том, что пришел Тот, кого ждали пророки и весь народ, распространяется из уст в уста. И точно так же увеличивается количество учеников рядом со Христом.

http://predanie.ru/book/220739-shiest-vo...

Что же касается тех людей, которых Второе Пришествие Владыки Христа застанет живыми на земле, их тела во мгновение ока изменятся в духовные и бессмертные. Об этом святой апостол Павел благовествует: Говорю вам тайну: не все мы уснем – κοιμηθησοσμεθα (=умрем), но все изменимся – λλαγησομεθα. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые восстанут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51–52 ). – Этим сказана всецелая тайна человеческого существа; каждое человеческое существо шествует через смерть в воскресение мертвых. А благодаря Владыке Христу смерть сделалась успением, сном тела, и всеобщее воскресение мертвых пробудит наши мертвые тела из смерти как ото сна. Не все мы уснем, то есть умрем, ведь всеобщее воскресение мертвых застанет многих людей живущими на земле. Что же тогда-с ними произойдет? Все они изменятся, то есть их тела приобретут свойства тел духовных; такие же свойства будут иметь и тела воскресших из мертвых. Все люди в этом уравняются, все получат духовные тела, ибо тела плотские преобразятся в тела духовные. И это преображение, это изменение тел совершится вдруг, во мгновение ока, при последней трубе. Как? Силой воскресшего Владыки Христа, ибо Своей всемогущей, Божественной силой Он выведет из мертвых все тела умерших, и мертвые воскреснут нетленными, то есть умершее – а таково тело – воскреснет нетленным. Другими словами, нетленным воскреснет составляющее сущность тела: то, что мое тело делает моим, а твое – твоим. Хотя эти тела станут духовными, однако же они будут теми самыми телами, которые ранее умерли и теперь воскресли. Равно как и у тех, кто при всеобщем воскресении мертвых будет жить на земле, останутся те же самые тела, только из плотских они изменятся в духовные: Петр останется Петром в своем теле, Павел – Павлом также в своем теле, а Марк – Марком, опять-таки в своем теле. Мертвые воскреснут нетленными, то есть нетленными сделаются тела; в них не будет ничего подверженного смерти, поэтому нетление станет бессмертным свойством человеческого тела. Воскрешающая сила воскресшего Богочеловека проструится по всем человеческим телам, преобразуя их в бессмертные. Всеобщее воскресение и будет состоять в том, что мертвое не только будет оживлено, но и приобретет бессмертие, так что уже никогда не умрет. Это явится самым коренным изменением человеческого тела, которое в этом земном мире, по причине греха, привыкло к смерти как к чему-то естественному и логичному. На Страшном Суде человеческое тело войдет в жизнь, которой не будет конца. Хотя в этом мире оно и тленно, однако сделается нетленным, и при всем том не перестанет быть телом, так как сохранит те существенные свойства, которые и делают его телом. При всеобщем воскресении Бог сохранит в теле то, что его [то есть тело] существенно делает телом, хотя и облечется оно в нетление. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Действительно, можно без всякого преувеличения сказать, что для христианина все на свете так или иначе связано с тем, что произошло в конце земного служения Иисуса Христа, с той, говоря по-человечески, трагедией, которой служение это завершается. Христиане верят – и в этом, конечно, вся радость христианской веры, – что трагедия эта закончилась победой: Христос воскрес из мертвых, нетленная жизнь засияла из гроба в то утро первого дня нового творения. И однако сама христианская вера, сама Церковь запрещают нам в радости победы забывать о предшествующей ей страшной ночи и страшной тьме – о предательстве, о тоске одиночества, об издевательствах толпы, о вершине этой трагедии – о пригвождении к кресту и о раздавшемся с него вопле: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46) Если мы, христиане, верим в Пасху как в победу Воскресения, то почему не позволено нам войти в эту пасхальную радость, не погрузившись сначала во тьму и печаль Страстной недели, не пройдя день за днем, час за часом Крестного пути, по которому прошел и каждый год снова проходит Христос, – от предательства ученика и одиночества в Гефсиманском саду, через страдания на кресте, до нисхождения в смертную тьму? Но ведь и древняя Церковь называла Пасхой не только день Светлого Христова Воскресения, а совокупность трех решающих дней: пятницы – дня распятия, субботы – дня смертного покоя и, наконец, воскресения – дня восстания из мертвых. И если наша вера  подлинно христианская, то она не отделяет Креста от Пасхи, смерти от Воскресения, поражения от победы, печали от радости. Пасхальная радость светит нам сквозь Крест, и именно Крест остается главным и в конце концов единственным символом, знаком, знамением христи­анства. И вот Великий пост – это наше восхождение, наше приготовление к дням Креста, смерти и Воскресения. «Вот, мы восходим в Иерусалим, – говорит Христос Своим ученикам, – и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (ср: Мф. 20:18).

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Заключение «Нет мертвым воскресения». 748 Эти слова древнегреческий драматург Эсхил вложил в уста Аполлона, выступающего в высшем суде Древней Греции – афинском ареопаге. За ними стоит твердая уверенность в том, что возвращение из загробного мира невозможно. Спустя пятьсот лет после смерти Эсхила в том же ареопаге прозвучала проповедь апостола Павла, завершившаяся словами: Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Как и следовало ожидать, проповедь не вызвала сочувственного отклика у афинских судей: Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время ( Деян.17:30–32 ). Прошло еще около ста лет, и христианский апологет Афинагор, уроженец тех же Афин, пишет сочинение «О воскресении мертвых», в котором доказывает, что, «если Бог в первоначальном творении создал несуществовавшие тела человеческие и самые начала их, то Он и разрушившиеся каким-либо образом воскресит с такой же легкостью, так для Него и это равно возможно». 749 Нам ничего не известно о реакции на это сочинение в кругах образованных язычников II века: можно лишь догадываться, что оно либо осталось незамеченным, либо вызвало такой же отклик, как проповедь Павла в ареопаге: недоумение, скепсис, насмешки. Сочинение афинского апологета отличается от проповеди апостола Павла прежде всего тем, что в нем нет ни слова о Христе. У Павла, напротив, вера в воскресение мертвых вытекает из уверенности в том, что Христос воскрес: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим.6:8–9 ). Как мы показали, с точки зрения Павла христианство не имеет никакого смысла и никакой цены, если не было факта воскресения Христа. Прошло восемьсот лет после смерти Эсхила, триста после проповеди Павла, двести после апологетического сочинения Афинагора, и мир стал свидетелем того, как вера в воскресение Христа, а значит и в воскресение мертвых, преодолевая сопротивление язычества, захватила умы миллионов людей. По всей Римской империи – и на Востоке, и на Западе, и в Риме, и в Афинах – начали строить храмы в честь Человека, распятого на кресте римскими воинами по приговору иудейского синедриона. Этот Человек, Которого после смерти ученики объявили воскресшим, неожиданно для многих становится центральной фигурой всей истории человечества, затмевая Собой самых знаменитых философов и мыслителей, а вера в Его воскресение – краеугольным камнем религии, которая с тех пор и по сей день сохраняет первое место в мире по количеству последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мы уже говорили о том, сколь важное место занимает в христианском учении эсхатология, обращенность к " концу " мира. Забыть об этом - значит пойти на заведомое искажение евангельского благовестия, значит свести Откровение к какой-то конформистской этике. Тогда как для эллинской философии, по причине присущего ей циклического понятия времени, воскресение мертвых было бессмыслицей, христианское учение, познавшее по Библии линейность времени, видит в воскресении мертвых оправдание истории. Если мы внимательно рассмотрим платоновскую идею бессмертия души, то увидим, что она весьма далека от христианского догмата о жизни человека в будущем веке. Символ веры пользуется чрезвычайно характерным выражением: " ожидаю воскресения мертвых " . По-гречески это передается глаголом, имеющим двойной смысл. С одной стороны, он выражает субъективное ожидание верующих, отголосок которого мы находим в конце Апокалипсиса ( " Ей, гряди. Господи Иисусе! " - 22. 20); с другой стороны,- объективный для мира факт: воскресение мертвых неизбежно свершится. Воскресение из мертвых - не просто благочестивое упование, это абсолютная достоверность, обусловливающая веру христиан. Однако если вера эта казалась странной язычникам, (Деян. 17, 32), то она была естественной для большинства евреев (Ин. 11, 24). Обоснована она Ветхим Заветом (см., например, у Иезекииля 37. 1-14) . Новым в христианской вере было то, что благостное воскресение из мертвых связано с искупительным делом Иисуса Христа. " Я есмь воскресение и жизнь, - говорит Господь Марфе, - верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек " (Ин. II, 25-26). Поэтому апостол Павел и пишет фессалоникийцам: " Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды " (1 Фее. 4, 13). Поистине, христианское учение - религия надежды, поэтому в твердости мучеников нет ничего общего со спокойствием античных мудрецов перед неизбежным концом. И как трогательна в своей умиротворенной уверенности молитва на костре святого мученика Поликарпа: " Господи Боже, Всемогущий, Отец Иисуса Христа, Твоего возлюбленного и благословенного Чада, Которым мы Тебя познали; Бог ангелов и сил. Боже всей твари и всей семьи праведников, живущих в Твоем присутствии: благословляю Тебя, что Ты удостоил меня сего дня и часа сего быть причисленным к Твоим мученикам, и пить из чаши Христа Твоего, дабы воскреснуть в вечную жизнь души и тела, в нетленности Духа Святого " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/318/...

Но, с другой стороны, Воскресение Христа не есть простое «оживление», когда мертвый возрождается, чтобы впоследствии вновь умереть. Таким были воскрешения Лазаря и других, хотя и они имели прообразовательный смысл и, значит, связаны с Воскресением Христовым, и будущим всеобщим воскресением из мертвых. Воскресение же Христово – это преобразование тела душевного в тело духовное, принадлежащее будущему веку и видимое поэтому только очами, просвещенными светом веры. Тело духовное не отягощено материально, но способно проходить дверем заключенным. Это не другое тело, а тождественное распятому и пригвожденному ко Кресту, о чем Воскресший Господь засвидетельствовал апостолу Фоме, дав ему осязать на Своем воскресшем теле язвы гвоздинные и рану от копья. Воскресение Христово есть начало всеобщего воскресения мертвых, «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» ( 1Кор. 15:16 ), – говорит святой апостол Павел, проповедуя о Христе, как о Втором Адаме и небесном человеке, противопоставляющемся первому Адаму, согрешившему и умершему. Воскресением Своим Христос воздвизает падшего Адама: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:20–22 ). Преобразующей силой Воскресения Христова наши тела изменятся и из душевных сделаются духовными, и тленное облечется в нетление. Всеобщее изменение космоса и переход его из плана бытия материального в бытие духовное из тления в нетление, но отнюдь не развоплощенное, – вот основа нашего понимания силы Христова Воскресения. Святой апостол Павел пишет: «Так и при воскресении мертвых; сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» ( 1Кор. 15:42–45 ). Несмотря на аналогии с миром естественным (прорастание зерна и т.д.), всеобщее воскресение мертвых остается непостижимой тайной, и сила Христова Воскресения выявится полностью в эсхатологической обстановке, когда Христос победит всех врагов Своих и будет Бог всё во всем ( 1Кор. 15:28 ). Говорю вам тайну, заключает апостол Павел свою главу о воскресении мертвых, не все мы умрем, но всё изменимся вдруг во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть навеки» ( 1Кор. 15:51–54 ; Ис. 25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Но чтобы нельзя было относить слов «наступает время» к концу века, когда будет воскресение тел, Он прибавляет: «и настало уже». Не говорит только: «наступает время», но: «наступает время, и настало уже». Которые услышат этот голос (голос Сына Божия), те оживут. Жизнь здесь разумеется та, на которую указано выше в словах: «перешел от смерти в жизнь». Тут, следовательно, Господь имеет в виду тех именно, которые не подлежат наказанию осуждения, так как предотвращают это осуждение своей верой, переходя от смерти к жизни.    26. Остается еще, чтобы показал Господь будущий суд для добрых и злых, потому что здесь Он говорит только о добрых, которые наперед воскресают духовно. Потом же, ниже, Он говорит: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Как Сын Божий, Он, разумеется, всегда имеет власть вместе с Отцом. И далее Он последовательно изъясняет, как произойдет будущий суд. «Не дивитесь сему, — говорит Он, — ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». Выше, когда сказал: «наступает время», — добавил: «и настало уже», чтобы нельзя было подразумевать здесь того времени, когда при кончине века последует воскресение тел. Здесь же, желая указать именно на это время, Он, когда сказал: «наступает время» — не добавил: «и настало уже». Равным образом выше сказано, что мертвые услышат глас Сына Божия, о гробах же никакого упоминания не сделано, чтобы мы отличали мертвых вследствие греха, кои воскресают теперь посредством веры, от тех мертвецов, тела коих имеют встать из гробов при конце века. А здесь, желая указать именно на последнее воскресение тел, Он говорит: «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут». Так же точно выше сказано: «услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». Зачем нужно было прибавлять «и, услышав», когда можно было бы сказать просто: «услышат глас Сына Божия и... оживут», как не для того, чтобы показать, что говорит Он о тех, кои умерли вследствие греха, из коих многие, слыша, не слышат, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Освобождение от вечной смерти всех тех, кто уверовал и верует в Воскресшего Господа — прямое. же от телесной смерти — косвенное. Ибо яд смерти, влитый в человеческую природу грехом, еще циркулирует в наших тканях и в нашем теле; мы, люди, продолжаем умирать телесной смертью. Однако страх и отчаяние перед смертью теперь упразднены. Упразднено и владычество тления. Теперь мы живем в надежде воскресения и новой жизни. Божественный Павел не оставляет у нас никаких сомнений. Он пишет, что если нет воскресения мертвых, то Христос не воскрес. Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера наша тщетна… и бессодержательна (1 Кор. 15, 13, 16–17). Этими словами боговдохновенный Павел хочет научить нас, что Воскресение Христово было бы непонятно и бесцельно, оно было бы тщетно, если бы с Ним не предстояло воскреснуть всем верующим в Него и составляющим таинственное тело Его Святой Церкви. Однако Христос воскрес из мертвых, даруя и нам благодать воскресения. Как ранние плоды, поспевающие прежде других, нам предвозвещают о том, что скоро последует и весь урожай, так и Христос: Он воскрес первым из всех прочих и уверяет своим воскресением, что затем последует воскресение и всех остальных умерших (1 Кор. 15, 20–22). Так что телесная смерть была побеждена Сошествием Богочеловека во ад, но воскресение наших собственных тел и их воссоединение с душами произойдет во время Второго и славного Пришествия Господня. Это не произвольная вера. Есть малый, но огромной силы пример. Евангелист Матфей пишет, что тотчас после смерти Спасителя и сошествия Его во ад и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во Святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Следовательно, первенцем из мертвых (Кол. 1, 18) был воскресший Господь, за Которым следовали Им освобожденные! Воскресший был не один: у Него были сотоварищи, воскресение которых произошло тотчас после восстания Владыки, чтобы доказать, что Христос действительно разрушил силу смерти и царство ада. Конечно, евангельский отрывок не говорит определенно о том, что случилось с воскресшими и кому они явились. Но большинство толкователей сходятся на том, что их воскресение было окончательным и что они вместе с Господом «взошли» «во Святый Град», и в земной и в небесный [ 494 ]. Во всяком случае, все те, кто «в один миг» был перенесен Воскресшим в светлые райские кущи, являются порукой нашего собственного воскресения [ 495 ]. К тому же это свидетельство того, «что смерть упразднилась смертию Христовой […]. Ибо смерть Христова предоставила нам, виновным, возможность войти в Небесный Иерусалим» [ 496 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Предложив пророчество, Петр, обращает особенное внимание на то, что более могло служить к возбужденью веры в Иисуса Христа в предстоящих слушателях, то есть на предсказание Пророка о воскресении Иисуса Христа из мертвых. Он продолжает: Мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. 30. Пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа, и посадити Его на престоле ею. 31. Предвидев глагола о воскресении Христове, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления. Апостол доказывает, что приведенное им пророчество из Псалма Давидова относится не к самому пророку Давиду, но к обетованному Спасителю: оно предсказывает о воскресении Иисуса Христа. Повторю слова Пророка: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти, и посадить на престоле его, ( 2Цар.7:12 ; Пс.131:11 ), он, провидя, сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления». И это пророчество святой Петр приводит для того, чтобы слушатели более приготовились к принятью проповеди его об Иисусе Христе. Намереваясь говорить о воскресшем Спасителе, он поставляет впереди себя одного за другим ветхозаветных проповедников – Пророков. Уважая Пророков, слушатели должны были внять словам их проповеди, которая так ясно говорит об обетованном Спасителе; а внимая сей проповеди, они мало по малу располагались слушать и продолжение сей проповеди, которую предложил Апостол. Что пророчество относится не к Давиду, это Петр доказывает очевидным образом: «да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде». Говорит: с дерзновением, потому что проповедуемая истина очевидна и неоспорима. Всем известно, «что Давид и умер и погребен, и гроб его, говорит Апостол, у нас до сего дня». За тем указав на достоинство Давида, как пророка, и потому заслуживающего полное доверие, он продолжает: «Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти, и посадить на престоле его, он провидя сказал о воскресении Христа», обетованного Искупителя мира. Обетование, данное Давиду, ближайшим образом относилось к его преемникам; но в совершенной полноте относится к вечному Царю – Христу и Его царству, как царству вечному ( 2Цар.7:13.17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Святитель Амфилохий Иконийский , размышляя об этих словах Марфы, все-таки сомневается в ее вере во Христа как всемогущего Бога. Ведь она ошибочно полагает, что Христа при смерти Его друга здесь не было. Она не понимает, что Он – вездесущий Сын Божий, и раз это так, то Он, конечно же, не мог не присутствовать по Своему Божеству при кончине друга. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой ( Ин. 11: 23 ). Продолжая свою мысль, святитель Амфилохий воспринимает эти слова Господа и как некий упрек Марфе за недостаток ее веры, и как даруемое ей Христом обетование надежды. Брат ее Лазарь вскоре восстанет, силой воскрешающего его Спасителя, и окажется перед Марфой живым и надежным свидетелем того, что Господь был с ним – по Своему Божеству – и в последние минуты его болезни, и в самый миг смерти. Совсем немного времени спустя Лазарь расскажет об этом Марфе, и тогда она наконец окончательно поймет, Кто Такой на самом деле Христос. Пока же, в столь тяжелом горе, для нее отчасти простительно заблуждаться. По толкованию святителя Андрея Критского , этими словами Христос также свидетельствует и о Своем всемогуществе, утверждает перед Марфой Собственное всесилие – даже по отношению к смерти. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? ( Ин. 11: 24–26 ). Как отмечает святитель Амфилохий, Марфа даже не догадывается о том, что же сейчас на самом деле должно произойти. Ее брат умер несколько дней назад, он начал гнить во гробе, и потому, как ей кажется, теперь его никак не вернуть. Да, он воскреснет в конце времен при всеобщем воскресении, но это ведь еще так далеко! Однако Господь готовит иное: немедленное возвращение к жизни ее брата. Он безусловно в силах совершить и такое – по Своему Божественному всемогуществу. Потому-то Он и произносит: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Тем самым Он как бы говорит ей: «Что ты малодушествуешь, Марфа? Что ты удаляешь воскресение на долгое время? С тобой говорит Само Воскресение, а ты рассуждаешь о воскресении».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010